физическая культура, спорт и туризм как средства подготовки кадров высшей квалификации
Г. Л. МИРОНОВА, кандидат биологических наук, профессор, Уральская государственная сельскохозяйственная академия
620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел. 8 (343) 371-33-63
Положительная рецензия представлена А. С. Розенфельдом, доктором биологических наук, профессором Российского государственного профессионально-педагогического университета.
Современный подход в высшем профессиональном образовании — это, прежде всего, акцент на активизацию роли личности в процессе нравственно-социального становления будущего специалиста высшей квалификации. Такой подход предполагает определенную оптимизацию внутренних и внешних условий жизнедеятельности студента, гармонизацию «духа и тела».
Профессиональное развитие выпускника вуза неотделимо от личностного — в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, творческой самореализации. Ведущая роль в формировании нравственных качеств выпускника вуза отводится как блоку гуманитарных и социально-экономических дисциплин, так и физической культуре, спор и туризму, оказывающим значительное влияние на формирование личностных качеств выпускника высшей профессиональной школы.
Становление современного специалиста-выпуск-ника вуза тесным образом связано с развитием его как целостной, гармоничной и всесторонне развитой личности, а также надлежащим образом его профессионально-прикладной физической подготовкой (ППФП). Российская система высшего профессионального образования в настоящее время является одним из важнейших элементов формирования культуры и необходимых современных знаний, назначением которых является воспитание и подготовка высококвалифицированных специалистов для всех отраслей народного хозяйства.
Известно, что решающую роль в формировании личности выпускника вуза играет господствующая в обществе идеология, уровень развития системы воспитания, вся совокупность общественных институтов воздействия на человека. В ряду этих воздействий физическая культура и спорт занимают важнейшее место и являются определенным элементом той сферы культуры, которая охватывает все реально присущие человеческому организму социально сформированные качества и связанные с ними компоненты социальной реальности (Фомин Н. А., Вавилов Ю. Н., 1991). Физическая культура и спорт оказывают определенное влияние на общественное производство, развитие межличностных отношений и социальных связей, формирование выпускника как личности и представляют собой самостоятельный вид человеческой деятельности, значение которого в развитии социума весьма многообразно.
В российской системе «образование - воспитание» основной формой педагогически направленного использования принципов, методов и средств физической культуры является физическое воспитание,
которое охватывает компоненты физической культуры, связанные с педагогическим процессом в рамках «педагог - студент» представляет из себя многокомпонентное общественное явление. Система высшего профессионального образования в РФ является одним из важных элементов воспитания профессионально подготовленной и свободной личности, способной к самовоспитанию и с четко осознаваемым чувством собственного достоинства. В настоящее время востребована личность с максимальным развитием всех профессиональных и человеческих качеств: нравственных, физических, психических,
эмоциональных, интеллектуальных, эстетических и др. Именно интегративные, духовно-физические возможности физической культуры, использование обучающимся и педагогом ее потенциала можно рассматривать как мощный фактор оздоровления, самоопределения и самореализации выпускника в профессиональной деятельности.
Возрастание роли высшего образования во всех областях человеческой деятельности требует от преподавателей вузов творческого и ответственного отношения к проблеме подготовки кадров.
Общеевропейская тенденция «учеба через всю жизнь» сформулирована и принята в странах с развитой рыночной экономикой. Поскольку наша страна также вступила на этот путь, подписала Болонское соглашение, в современных условиях необходимо анализировать и использовать в практике российских вузов опыт рыночных отношений других стран. Такие ключевые идеи принципа «учеба через всю жизнь», как базовые умения для всех, больше инвестиций в человеческие ресурсы, ценность образования, переосмысление подходов к воспитанию студенческой молодежи являются актуальными и для системы высшего образования России.
Современное реформирование системы высшего образования основывается на гуманизации образовательного процесса и повышении роли культурообразующих функций. В условиях рыночных отношений система образования страны должна обеспечивать успех выпускнику вуза как в чисто профессиональной области, давая ему основу, фундамент его профессиональной деятельности, так и в социальной сфере, формируя культуру личности и повышая его социальную защищенность.
Гуманитарный подход в образовании — это, прежде всего, акцент на активизацию роли личности в процессе нравственно-социального становления обучающегося, который предполагает определенную оптимизацию внутренних и внешних условий жизнедеятельности студента, гармонизацию «духа и тела».
Физическая культура является определенным элементом той сферы культуры, которая охватывает
все реально присущие человеческому организму социально сформированные качества (способности), а также связанные с ними компоненты социальной реальности, обеспечивающие их формирование, функционирование и развитие, и являющиеся результатом их реализации. Физическая культура — важное средство управления глубинными биологическими процессами человеческого организма, совершенствования его природных особенностей в социальных целях. Управление биологической сферой человека основывается на его социальной сущности и подчинено задаче дальнейшего его социального развития.
Физическая культура и спорт оказывают определенное влияние на общественное производство, развитие общественных отношений, формирование человека как личности. Среди функций, посредством которых физическая культура входит в образ жизни общества и каждого человека, всевозрастающее значение приобретают функции общения, физического совершенствования и личностного самовыражения, развития психических, физических и профессионально значимых качеств.
Эта сфера культуры, которую можно обозначить термином «культура организма человека», не исчерпывается физической культурой. В ее рамках можно выделить также такую область культуры, которая охватывает социально сформированные психические качества (способности) человека и соответствующие элементы социальной реальности, обеспечивающие их формирование и развитие. Данную область культуры по аналогии с физической культурой можно назвать «психической культурой», которая крайне важна для выпускников вузов.
Анализ учебного процесса в ряде вузов г. Екатеринбурга свидетельствует о недостаточном уровне решения образовательных и воспитательных задач, что является одной из причин слабого использования средств физической культуры, спорта и туризма в повседневной жизни студентов и последующей их профессиональной деятельности. Общие цели физического воспитания в вузе не всегда являются сильным стимулом для активного включения студентов в практическую двигательную деятельность, обеспечивающую высокую умственную и физическую работоспособность и влияющую на состояние здоровья. Требуется постоянная и каждодневная работа преподавателя в вопросах приобщения студентов к ценностям физической культуры, спорта и туризма как в учебное время, так и во внеучебное время, привлечению большего числа студентов к проведению различных конкурсов типа «А ну-ка, парни!», специализированных эстафет, легкоатлетический «Кросс нации», соревнований по отдельным видам спорта (армрестлинг, городошный спорт и др.).
Учебная программа дисциплины, на которую отведено 400 ч занятий, ориентирует учебный процесс на экстенсивный путь — формирование физической культуры личности «широкого профиля» на базе «школы начального освоения» многообразия видов физкультурной деятельности — элементов легкой атлетики, спортивных игр, лыжного спорта и др., выступающих при этом в качестве самостоятельных компонентов образовательного процесса по физической культуре.
Практика показывает, что в мотивации и способности применять осознанные и разумные решения в управлении двигательной деятельностью после окончания вуза, глубоких сдвигов в каждом из изучаемых видов физкультурной деятельности за время обучения в вузе не достичь. Это обусловлено условиями ограничения учебного времени в вузе, несовершенством технологии обучения, доминирующим низким уровнем двигательной активности у большинства студентов, слабой материальной базой. Недостаточная психофизическая готовность будущего специалиста для выполнения всего комплекса профессиональных видов работ зачастую проявляется в ограничении использования таких выпускников или в их недостаточной «отдаче», что ведет к определенным экономическим и моральным издержкам общества.
Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вуза должна тесно увязываться не только с физической культурой, но и с общим процессом обучения и воспитания. Такой подход создает предпосылки для сокращения сроков профессиональной адаптации, повышения профессионального мастерства, достижения высокой профессиональной работоспособности и производительности труда, способствует становлению личности профессионала.
Недостаточность движений современного человека — социальный, а не биологический феномен. Формирование потребностей студента в двигательной активности, создание мотивационных установок, помощь в выборе форм занятий для полноценной самореализации личности — смысл физкультурного воспитания в вузе. Недостаточное количество регулярно занимающихся физической культурой и спортом в значительной мере обусловлено практическим полным отсутствием пропаганды здорового образа жизни, знаний о коварстве малой двигательной активности при высоких нервно-эмоциональных перегрузках, целесообразности ценностной ориентации досуга каждого человека, плохой материальнотехнической базой.
Ограниченный характер приобщения к физкультурной деятельности объясняется зачастую отсутствием устойчивой мотивации физического и личностного совершенствования средствами физической культуры и спорта также и среди преподавателей вузов. Их следует, на наш взгляд, чаще приглашать к участию в массово-оздоровительных и спортивных мероприятиях, подсказывать им пути приобщения к коллективным формам занятий для сохранения здоровья, высокой работоспособности и творческого долголетия.
Учитывая популярность многих видов спорта и отдельных выдающихся спортсменов благодаря трансляции по телевидению, популяризации в печатных изданиях, выступлениях на встречах с молодежью, можно говорить о влиянии их нравственного облика на молодежь, склонную к подражанию. Многие известные спортсмены из числа выпускников вуза служат своеобразным ориентиром для студенческой молодежи прежде всего как люди духовно одаренные, а не только совершенные в физическом отношении, как личности, занимающие активную жизненную позицию.
Следовательно, воспитывая студентов в период обучения в вузе необходимо усилить социальную составляющую в формировании мотивационно-ценностного отношения к освоению содержания учебной дисциплины «Физическая культура». Известно, что общественная активность, в том числе и физкультурно-спортивная, во многом определяется структурой духовных интересов и потребностей личности, ее мотивов и ценностных ориентаций, предпочтений и установок. В качестве основной ценности физической культуры личности студента, определяющий мотивационную направленность, выступает идеал его физического развития, сочетающийся с идеалом профессионального развития и физическим совершенством.
Правильно организованный процесс физического воспитания в вузе должен стать движущей силой всего учебного процесса по формированию и становлению физической культуры личности и подготовке кадров, стимулировать познавательную деятельность обучающегося, его заинтересованность и требует перехода от ролевых к личностно-ролевым отношениям между преподавателями и студентами вузов на фоне появления нового информационно-образовательного пространства. Это произойдет благодаря стимулированию развития наиболее значимых для соответствующей личности биологических и социальных потребностей в движении, развитии, достижении, познании, общении, самоутверждении, самовыражении, самовоспитании и др.
Установлено, что около одной трети студентов вузов считают свои занятия физической культурой, спортом и туризмом важным средством приобретения и совершенствования профессиональных навыков и качеств, социально ценных свойств личности. Реализация идеальной модели в ходе образовательного (учебно-тренировочного) процесса — суть, самовыражение в социокультурной (физкультурной) деятельности. В случае совпадения идеальных представлений обучающегося с предлагаемым в учебном заведении видом двигательной активности, последняя воспринимается как неотъемлемая часть собственного стиля жизни, с которым выпускник вуза не расстанется никогда.
Привлечение студентов к участию в разработке социальных проектов в период обучения позволит улучшить профессиональную подготовку, выработать у них самостоятельность мышления, стремление к постоянному самообразованию, установку на индивидуальный успех, творческое отношение к работе в условиях развивающейся экономики для улучшения качества жизни, сформировать высокую культуру личности.
По силе воздействия на организм человека и особенно подрастающего поколения физическая культура и спорт выдвигаются на одно из важных мест в современном обществе. Именно физические упражнения обладают необходимыми свойствами формирования физического и психического здоровья, личной физической культуры будущих выпускников вузов. В случае совпадения идеальных представлений личности с предлагаемым в учебном заведении видом двигательной активности, последняя воспринимается как неотъемлемая часть собственного стиля жизни, с которым выпускник вуза не расстанется никогда. Потребности в систематических занятиях физической культурой — главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности.
К числу актуальных проблем подготовки специалистов с высшим образованием в условиях реформы высшего профессионального образования можно отнести:
— использование средств и методов физической подготовки в целях активизации межличностной адаптации обучающихся;
— обучение научному пониманию сущности здоровья и осознанного к нему отношения;
— формирование потребностно-мотивационной сферы личности для построения индивидуального здорового образа жизни;
— выявление взаимосвязей между физической подготовленностью выпускников и их поведенческими реакциями в экстремальных ситуациях;
— обоснование и использование физической подготовки в качестве средства повышения лидерского статуса и подготовки квалифицированных кадров к предстоящей профессиональной деятельности.
Известно, физическая культура, спорт и туризм выполняют функции социального института, помогающего будущему специалисту хорошо ориентироваться в условиях рыночной конъюнктуры. У студентов, систематически занимающихся физическими упражнениями формируется готовность управлять, стремление к лидерству, успеху, воспитывается собранность, внутренняя дисциплина, быстрота оценки ситуации, умение рациональной организации своего бюджета времени, спокойно переживать неудачи, а процесс обучения невозможен без самоиз-менения и саморазвития личности.
Появляющиеся в современном образовании новые системы, в том числе и по физическому воспитанию студентов, технологии, подходы рождают новое психолого-педагогическое отношение к процессу обучения и воспитания будущих специалистов, получившее название инновационного.
Литература
1. Фомин Н. А., Вавилов Ю. Н Физиологические основы двигательной активности. М. : ФиС, 1991. С. 163-164.