Научная статья на тему 'Формирование культуры личности выпускника аграрного университета с использованием средств физической культуры и спорта'

Формирование культуры личности выпускника аграрного университета с использованием средств физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВОСПИТАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / СТУДЕНТ / PHYSICAL CULTURE / EDUCATION / SOCIALIZATION / PERSONALITY / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронова Г. Л., Джолиев И. М., Каримов Н. М.

Становление современного специалиста выпускника вуза тесным образом связано с развитием его как целостной, гармоничной и всесторонне развитой личности. Российская система высшего профессионального образования является одним из важных элементов формирования культуры, назначением которой является воспитание профессионально подготовленной и свободной личности, способной к самовоспитанию и с четко осознаваемым чувством собственного достоинства. По мнению Д. С. Лихачева, культура всегда основывалась на трех принципах: личностном начале, восприимчивости к другим культурам и стремлении к свободе самовыражения. Гуманизация образовательного процесса в высшей профессиональной школе и повышение роли культурообразующих функций создают необходимые и достаточные условия для саморазвития личности студентов. Физическая культура является определенным элементом той сферы культуры, которая охватывает все реально присущие человеческому организму социально сформированные качества (способности), а также связанные с ними компоненты социальной реальности, обеспечивающие их формирование, функционирование и развитие, и являющиеся результатом их реализации. Управление биологической сферой человека основывается на его социальной сущности и подчинено задаче дальнейшего его социального развития. Физическая культура в вузе как часть общей культуры призвана решать вопросы воспитания гармонично развитых специалистов. В работе показана необходимость развития социально значимых черт личности, культуры и здоровья студента через реформирование ролевых отношений и усиление ценностных ориентаций, стимулирование познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF A CULTURE OF AGRICULTURAL UNIVERSITY GRADUATE OF THE PERSON USING OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS

The formation of the modern expert a graduate of the university is closely linked with the development of it as a whole, harmonious and comprehensive development of the individual. The Russian system of higher education is one of the important elements of a culture, the purpose of which is to educate professionally prepared and free personality, capable of self-education and clearly understood the sense of self-worth. According to D. S. Likhachev, culture has always been based on three principles: personal beginning, susceptibility to other cultures and the quest for freedom of expression. Humanization of the educational process in higher vocational school and the role of culture-creating functions are necessary and sufficient conditions for self-development of students. Physical education is a certain element of the cultural sphere that encompasses all really inherent in the human body formed by social quality (ability) as well as related components of social reality, ensuring their formation, operation and development, and are the result of their implementation. Management of human biological sphere based on its social nature and is subject to the problem of its further social development. Physical culture in the education as a part of the common culture should help in the problems of breeding of harmonically developed specialists. The physical education components of a specialist’s general cultural development play an important role in shaping that person’s socialization and personality, and also strengthen the specialist’s capacity for future self-development. In this report the necessity of development of socially important features of the person is shown: culture, health, etc.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры личности выпускника аграрного университета с использованием средств физической культуры и спорта»

^^^. - Аграрный вестник Урала № 9 (115), 2013 г. - *

_Образование

удк 796:316.7

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

г. л. ммроноба,

кандидат биологических наук, доцент, И. М. ДЖОЛИЕВ, заведующий кафедрой, Н. М. КАРИМОВ,

доцент, Уральский государственный аграрный университет

(620075, г. Екатеринбург, ул. К. Либкнехта, д. 42; тел.: 8 (343) 371-33-63)

Ключевые слова: физическая культура, воспитание, социализация, личность, студент.

Аннотация. Становление современного специалиста — выпускника вуза тесным образом связано с развитием его как целостной, гармоничной и всесторонне развитой личности. Российская система высшего профессионального образования является одним из важных элементов формирования культуры, назначением которой является воспитание профессионально подготовленной и свободной личности, способной к самовоспитанию и с четко осознаваемым чувством собственного достоинства. По мнению Д. С. Лихачева, культура всегда основывалась на трех принципах: личностном начале, восприимчивости к другим культурам и стремлении к свободе самовыражения. Гуманизация образовательного процесса в высшей профессиональной школе и повышение роли культурообразующих функций создают необходимые и достаточные условия для саморазвития личности студентов. Физическая культура является определенным элементом той сферы культуры, которая охватывает все реально присущие человеческому организму социально сформированные качества (способности), а также связанные с ними компоненты социальной реальности, обеспечивающие их формирование, функционирование и развитие, и являющиеся результатом их реализации. Управление биологической сферой человека основывается на его социальной сущности и подчинено задаче дальнейшего его социального развития. Физическая культура в вузе как часть общей культуры призвана решать вопросы воспитания гармонично развитых специалистов. В работе показана необходимость развития социально значимых черт личности, культуры и здоровья студента через реформирование ролевых отношений и усиление ценностных ориентаций, стимулирование познавательной деятельности.

DEVELOPMENT OF A cULTURE OF AGRIcULTURAL UNIVERSITY GRADUATE OF THE PERSON USING OF PHYSIcAL EDUcATION AND SPORTS

G. L. MIRONOVA,

candidate of biological sciences, associate professor, I. M. JOLIEV, head of department, N. M. KARIMOV,

associate professor, Ural state agricultural university

(620075, Ekaterinburg, K. Libkneht st., 42; phone: 8 (343) 371-33-63)

Keywords: physical culture, education, socialization, personality, student.

Abstract. The formation of the modern expert — a graduate of the university is closely linked with the development of it as a whole, harmonious and comprehensive development of the individual. The Russian system of higher education is one of the important elements of a culture, the purpose of which is to educate professionally prepared and free personality, capable of self-education and clearly understood the sense of self-worth. According to D. S. Likhachev, culture has always been based on three principles: personal beginning, susceptibility to other cultures and the quest for freedom of expression. Humanization of the educational process in higher vocational school and the role of culture-creating functions are necessary and sufficient conditions for self-development of students. Physical education is a certain element of the cultural sphere that encompasses all really inherent in the human body formed by social quality (ability) as well as related components of social reality, ensuring their formation, operation and development, and are the result of their implementation. Management of human biological sphere based on its social nature and is subject to the problem of its further social development. Physical culture in the education as a part of the common culture should help in the problems of breeding of harmonically developed specialists. The physical education components of a specialist's general cultural development play an important role in shaping that person's socialization and personality, and also strengthen the specialist's capacity for future self-development. In this report the necessity of development of socially important features of the person is shown: culture, health, etc.

Положительная рецензия представлена Т. О. Вербицкой, доктором педагогических наук, профессором Российского государственного профессионально-педагогического университета.

Аграрный вестник Урала № 9 (115), 2013 г. - <

Образование

Становление современного специалиста — выпускника вуза тесным образом связано с развитием его как целостной, гармоничной и всесторонне развитой личности. Российская система высшего профессионального образования является одним из важных элементов формирования культуры, назначением которой является воспитание профессионально подготовленной и свободной личности, способной к самовоспитанию и с четко осознаваемым чувством собственного достоинства. По мнению Д. С. Лихачева, культура всегда основывалась на трех принципах: личностном начале, восприимчивости к другим культурам и стремлении к свободе самовыражения. Гуманизация образовательного процесса в высшей профессиональной школе и повышение роли куль-турообразующих функций создают необходимые и достаточные условия для саморазвития личности студентов.

Гуманитарный подход в образовании — это, прежде всего, акцент на активизацию роли личности в процессе нравственно-социального становления обучающегося. Такой подход предполагает определенную оптимизацию внутренних и внешних условий жизнедеятельности студента, гармонизацию «духа и тела». Профессиональное развитие выпускника вуза неотделимо от личностного — в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, творческой самореализации.

Становление, формирование личности является и саморегуляцией, самовыражением человеческой сущности, единением естественных основ социально значимых качеств, приобретаемых индивидуумом в человеческом обществе. Однако решающую роль в формировании личности играет господствующая в обществе идеология, уровень развития системы воспитания, вся совокупность общественных институтов воздействия на человека. В ряду этих воздействий физическая культура и спорт занимают важнейшее место [1].

Физическая культура является определенным элементом той сферы культуры, которая охватывает все реально присущие человеческому организму социально сформированные качества (способности), а также связанные с ними компоненты социальной реальности, обеспечивающие их формирование, функционирование и развитие, и являющиеся результатом их реализации. Управление биологической сферой человека основывается на его социальной сущности и подчинено задаче дальнейшего его социального развития.

Физическая культура и спорт оказывают определенное влияние на общественное производство, развитие общественных отношений, формирование человека как личности. Среди функций, посредством которых физическая культура входит в образ жизни общества и каждого человека, всевозрастающее значение приобретают функции общения, физического совершенствования и личностного самовыражения, развития психических, физических и профессионально значимых качеств.

Эта сфера культуры, которую можно обозначить термином «культура организма человека», не исчерпывается физической культурой. В ее рамках можно выделить также такую область культуры, которая ох-

ватывает социально сформированные психические качества (способности) человека и соответствующие элементы социальной реальности, обеспечивающие их формирование и развитие. Данную область культуры по аналогии с физической культурой можно назвать «психической культурой», которая крайне важна для выпускников вузов.

Формирование физической культуры каждого члена общества является также важным фактором социализации личности студента и происходит в процессе реализации потребностей в физическом и духовном развитии, определяется совокупностью общественных отношений и арсеналом социокультурных ценностей, оказывающим глубокое и многостороннее воздействие на сущность человека, развивая его духовно и физически.

Анализ учебного процесса в Уральском государственном аграрном университете свидетельствует в большинстве случаев о недостаточном уровне решения образовательных и воспитательных задач, что является одной из причин слабого использования средств физической культуры и спорта в повседневной жизни студентов и последующей профессиональной деятельности. Общие цели физического воспитания в вузе не всегда являются сильным стимулом для активного включения студентов в практическую двигательную деятельность, обеспечивающую высокую умственную и физическую работоспособность и влияющую на состояние здоровья. Требуется постоянная и каждодневная работа преподавателя в вопросах приобщения студентов к ценностям физической культуры как в учебное время, так и при самостоятельных занятиях во внеучебное время, привлечению большего числа студентов к проведению различных конкурсов типа «А ну-ка, парни!», соревнований по отдельным видам спорта (армрестлинг, городошный спорт, баскетбол, вольная борьба и др.).

Учебная программа дисциплины, на которую отведено 400 ч занятий, ориентирует учебный процесс на экстенсивный путь — формирование физической культуры личности «широкого профиля» на базе «школы начального освоения» многообразия видов физкультурной деятельности — элементов легкой атлетики, спортивных игр, лыжного спорта и др., выступающих при этом в качестве самостоятельных компонентов образовательного процесса по физической культуре [2].

Практика показывает, что в мотивации и способности применять осознанные и разумные решения в управлении двигательной деятельностью после окончания вуза, глубоких сдвигов в каждом из изучаемых видов физкультурной деятельности за время обучения в вузе не достичь. Это обусловлено условиями ограничения учебного времени в вузе, несовершенством технологии обучения, доминирующим низким уровнем двигательной активности у большинства студентов. Недостаточная психофизическая готовность будущего специалиста для выполнения всего комплекса профессиональных видов работ зачастую проявляется в ограничении использования таких выпускников или в их недостаточной «отдаче», что ведет к определенным экономическим и моральным издержкам общества.

На современном уровне физическое воспитание отражает новую ступень в формировании культуры личности студента. Поэтому отношение к физиче-

• - Аграрный вестник Урала № 9 (115), 2013 г. - <

Образование

скому воспитанию как необходимой стороне гармонического развития студентов в настоящее время приобретает качества целенаправленного воздействия, приводя их к активному, сознательному участию к борьбе за свое здоровье. Известно, что процесс формирования всесторонне развитой личности значительно сложнее, чем процесс специальной спортивной тренировки. Многие известные спортсмены из числа выпускников сельскохозяйственной академии служат своеобразным ориентиром для студенческой молодежи прежде всего как люди духовно одаренные, а не только совершенные в физическом отношении, как личности, занимающие активную жизненную позицию.

Следовательно, воспитывая студентов в период обучения в вузе необходимо усилить социальную составляющую в формировании культуры личности, улучшении мотивационно-ценностного отношения к освоению содержания учебной дисциплины «Физическая культура». Известно, что общественная активность, в том числе и физкультурно-спортив-ная, во многом определяется структурой духовных интересов и потребностей личности, ее мотивов и ценностных ориентаций, предпочтений и установок. В качестве основной ценности физической культуры личности студента, определяющий мотивационную направленность, выступает идеал его физического развития, сочетающийся с идеалом профессионального развития и физическим совершенством.

Недостаточность движений современного человека — социальный, а не биологический феномен. Поэтому физическое воспитание и занятия спортом следует рассматривать как факторы формирования культуры и становления личности в широком и перспективном их влиянии на природные личностные качества студента.

Как показывают результаты социологических исследований, большая часть преподавателей вузов не видят в студентах личность, а ведь именно личные контакты с преподавателями оказывают существенное влияние на формирование самосознания студентов и их отношение к изучаемому предмету, формируют культуру личности.

Личность должна обладать свободой в формировании себя через познание, осмысление культурных ценностей, общение, выборе двигательной деятельности сообразно своей мотивации, потребностям (идеальным представлениям). В случае их совпадения последняя воспринимается как неотъемлемая часть собственного стиля жизни, с которым выпускник вуза не расстанется никогда.

Правильно сформированная положительная мотивация к занятиям физическими упражнениями является залогом хорошего здоровья и психофизического состояния студенческой молодежи, представляет собой субъективный и объективный аспекты жизни людей, становления культуры личности, развития нравственных, патриотических, эстетических свойств, является составной частью формирования здорового образа жизни. Она дает каждому человеку возможность превращения в творческую личность и помогает подниматься к вершинам физического, духовного и культурного совершенства.

Профессиональное развитие выпускника вуза неотделимо от личностного — в основе того и другого лежит принцип саморазвития, детерминирующий способность личности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, творческой самореализации. Потребности в физической культуре и возможностях самореализации — главная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности.

Привлечение студентов к участию в разработке социальных проектов, инновационных технологий в период обучения позволит улучшить профессиональную подготовку, выработать у них самостоятельность мышления, стремление к постоянному самообразованию, установку на индивидуальный успех, творческое отношение к работе для улучшения качества жизни сельского населения, сформировать высокую культуру личности выпускника вуза.

Одной из центральных проблем занятий физической культурой и спортом как в учебное, так и во вне-учебное время является мотивация студента, которую можно определить как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность.

Литература

1. Миронова Г. Л. Физическая культура, спорт и туризма как средства подготовки кадров высшей квалификации // Аграрный вестник Урала. 2012. № 10.

2. Миронова Г. Л., Кошелев В. Ф., Несмелов Б. Ю. Физическое воспитание в техническом вузе : учебное пособие с грифом Минобразования РФ. Екатеринбург, 2006.

References

1. Mironova G. L. Physical culture, sport and tourism as a means of training highly qualified // Agrarian Bulletin of Urals. 2012. № 10.

2. Mironova G. L., Koshelev V. F., Nesmelov B. Yu. Physical education in technical universities : a training manual with the stamp of the Ministry of Education of the Russian Federation. Ekaterinburg, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.