Научная статья на тему 'Физическая культура – основа здорового образа жизни'

Физическая культура – основа здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
153
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коняшкин П. С.

В настоящий момент наша страна находится в состоянии реформирования системы образования. В этих условиях одной из актуальных проблем науки и практики является сохранение здоровья воспитанников образовательных учреждений различного возраста, начиная с раннего детства и до выпускников высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура – основа здорового образа жизни»

ровье, совершенствовать физические качества и двигательные возможности, способствует долголетию.

Профессиональная спортивная деятельность, направленная на высшие достижения, занимает основное время спортсмена, накладывая отпечаток на его образ жизни.

Высокие спортивные результаты и победы являются достоянием любой страны, т.к. рекорды и победы укрепляют ее авторитет на международном уровне. Миллионы зрителей, сидя на стадионах или у телевизоров становятся свидетелями различных соревнований. Чемпионаты мира, мировые рекорды, которые притягивают миллионы болельщиков. Но не все знают, какой труд стоит за победами и рекордами. Выступления на соревнованиях требуют от спортсменов максимального напряжения всех систем организма. Кстати, общая годовая тренировочная и соревновательная нагрузка у спортсменов составляет до 1500 часов и занимает более 300 дней.

По этим критериям оценивается деятельность спортсмена, команды, тренера, обслуживающего персонала и спортивного клуба.

Роль пожарно-прикладного спорта в современном обществе трудно переоценить. Этот спорт нужен нам не только для того, чтобы воспитывать отдельных сильных и смелых людей, но и для того, чтобы закалять наших детей и подготовлять их к тому, чтобы они умели спокойно переносить, если нужно стрессовые ситуации.

Заниматься пожарно-прикладным спортом по-настоящему интересно и увлекательно, об этом говорят уже многие. В ряды поклонников данного спорта записываются все больше молодых людей, которые хотят связать свою жизнь с этим благородным делом. Приложение максимально высокого внимания и концентрация сил - вот, что способствует развитию в данном виде спорта.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА - ОСНОВА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ © Коняшкин П.С.*

Майкопский государственный гуманитарно-технический колледж Адыгейского государственного университета, г. Майкоп

В настоящий момент наша страна находится в состоянии реформирования системы образования. В этих условиях одной из актуальных проблем науки и практики является сохранение здоровья воспитанников образовательных учреждений различного возраста, начиная с раннего детства и до выпускников высшей школы.

* Преподаватель легкой атлетики.

Итоги многочисленных исследований состояния здоровья молодежи свидетельствуют о его крайне низком уровне. По данным Минздрава и Госсанэпиднадзора России, только 14 % детей школьного возраста практически здоровы, 50 % имеют функциональные отклонения, 35-40 % хронические заболевания. К окончанию школы у каждого четвертого учащегося обнаруживается патология сердечнососудистой системы, у каждого третьего - близорукость, нарушение осанки.

Выпускники школ, став студентами, с первого дня обучения поставлены в чрезвычайные условия: на фоне ослабленного здоровья они сталкиваются с интенсивным образовательным процессом, к которому ни психологически, ни физически не подготовлены.

Особенности современного образовательного процесса в ССУЗе предопределяют функционирование практически всех систем организма студента на около предельных или предельных уровнях.

Нормализации физического состояния студента должны способствовать занятия ФК. Однако существующая практика показывает, что результаты физической активности студентов в ССУЗах оставляют желать лучшего: за время обучения уменьшается объем физических нагрузок, снижаются спортивные результаты, ухудшается здоровье.

Студенческий возраст - это один из критических периодов в биологическом, психическом и социальном развитии человека. Это объясняется возрастающей интенсивностью и напряженностью современной жизни, связанной с кардинальными изменениями в жизнедеятельности студентов.

Стиль жизни и нарастающая гиподинамия, наличие соматических и других заболеваний накладывает особый отпечаток на репродуктивное здоровье молодежи. Ведущее место в определении репродуктивного здоровья населения отводится девушкам. В связи с этим, своевременное выявление факторов риска и повышение физической активности позволяет осуществлять мероприятия по профилактике и коррекции имеющихся нарушений. Немаловажное значение в осуществлении данных мероприятий имеет формирование представлений о здоровом образе жизни.

Образ жизни - это сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности. Здоровый образ жизни - это изменение организации всех сторон жизнедеятельности с учетом оптимальных критериев здоровья, которые позволяют в более эффективной мере реализовать свой творческий потенциал.

В современной литературе сформулированы основные положения, которые положены в основу здорового образа жизни:

- соблюдение режима дня - труда, отдыха, сна - в соответствии с суточным биоритмом;

- умение снимать нервное напряжение с помощью мышечного расслабления (аутогенная тренировка);

- разумное использование методов закаливания, температурных, воздушных и гидрологических воздействий;

- рациональное питание;

- двигательная активность, включающая систематические занятия физической культурой (доступные виды спорта, оздоровительный бег, ритмическая и статическая гимнастика, дозированная ходьба на воздухе и т.д.).

Однако только комплексное использование этих методов, включённых в индивидуальную программу, является залогом здорового образа жизни.

По нашему мнению, к важнейшим факторам, способствующим формированию здорового образа жизни и укреплению здоровья и в частности репродуктивного здоровья человека, вне зависимости от его возраста, относится правильно организованная двигательная активность.

Двигательная активность - это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул жизни. То есть двигательная активность является необходимым условием поддержания нормального функционального состояния человека, его здоровья. Здоровье -первая и важнейшая потребность человека, определяющая его способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности, это состояние полного физического, психического и социального благополучия.

Для снижения негативного воздействия учебного процесса на организм студента, достижение его оптимального функционального состояния представляется целесообразным чередование периодов труда и отдыха, увеличение двигательной активности, которое достигается регулярными занятиями ФК.

Оптимальная физическая нагрузка способствует сохранению здоровья человека, повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам окружающей среды (инфекциям, радиации, колебаниям температуры, атмосферного давления, содержания кислорода в воздухе и др.), увеличивает резервные силы организма, позволяющие переносить более значительные физические и психические нагрузки. Все это, в конечном счете, способствует высокой активности человека, удлинению его творческой жизни.

Однако роль занятий ФК должна состоять не только в непосредственном влиянии на организм занимающихся, но и в формировании ценностных ориентаций на здоровье человека.

Для того чтобы занятия физической культурой достигали поставленной цели, необходимо, чтобы студент:

- понимал роль физической культуры в своей жизни;

- положительно относился к физической культуре;

- включался в занятия физической культуры, определив для себя приемлемую форму и условия занятий;

- имел личностно значимые мотивы занятий, сформировавшиеся на базе интереса к физической культуре и спорту основанные на его собственных потребностях.

То есть основной целью физического воспитания студентов ССУЗов является формирование физической культуры личности и способности целенаправленного использования разнообразных средств ФК, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности.

По нашему мнению, именно такой подход к построению учебного процесса, является моделью спортивно массовой работы в ССУЗах.

Однако ограничение занятиями физической культурой только в рамках образовательной учебной программы колледжа недостаточно для поддержания уровня здоровья студентов. Наряду с этим, необходимо формировать мотивацию здорового образа жизни, смысл которой заключается в том, чтобы здоровье из разряда необходимой потребности становилось фактором социализации и духовности личности. Двигательно-активный образ жизни представляет собой формирование умения самостоятельно заниматься ФУ, использовать их в целях досуга и отдыха, самосовершенствоваться, а так же в устранении отклонений в физическом, психическом, социальном развитии.

Подтверждением вышесказанного является опрос, проведенный среди студентов Майкопского государственного гуманитарно-технического колледжа АГУ.

Большинство студентов неспортивных отделений колледжа считают свое физическое состояние «хорошим» (61 %), только 4 % оценивают свое состояние как «отличное», 30 % - «удовлетворительное» и 5 % - «неудовлетворительное».

Взаимосвязь уровня здоровья с занятиями физическими упражнениями четко ощущают большинство студенчества (90 %), однако 32 % не нравятся занятия по физической культуре, которые проводятся в рамках учебной программы, 8 % вообще их не посещают.

Список литературы:

1. Булкова Т.М. Улучшение физического состояния студентов вузов физической культуры на основе реализации индивидуальных программ / Т.М. Булкова // Теория и практика. - 2007. - № 4. - С. 73-74.

2. Винокурова Н.А. Интегративно-гуманистический подход в формировании у девочек интереса к физической культуре в условиях арктической школы Республики Саха (Якутия) / Н.А. Винокурова // Физическая культура. - 2007. - № 2. - С. 28-30.

3. Гусева Н.Л. Оптимизация двигательной активности студентов с использованием различных форм физкультурно-спортивной деятельности / Н.Л. Гусева // Физическая культура. - 2007. - № 3. - С. 7-8.

4. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физическая культура и спорт, 1991. - С. 24-25.

5. Немцев О.Б. Уровень знаний по физической культуре и двигательная активность студентов ВУЗа / О.Б. Немцев, Р.С. Козлов // Физическая культура, спорт, биомеханика: тезисы I Международной электронной научной конференции. - Майкоп: Изд-во АГУ 2006. - С. 148-151.

ЗНАЧЕНИЕ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ У ДЕТЕЙ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ © Леонова Е.Ю.*

Майкопский государственный гуманитарно-технический колледж Адыгейского государственного университета, г. Майкоп

Одна из наиболее тревожных проблем - неспособность молодежи адаптироваться к изменившимся условиям жизни. Физическое состояние, уровень физической подготовленности, постоянное ухудшение здоровья затрудняют противостояние неблагоприятным условиям внешней среды и трудностям, связанным с изменениями социальнополитического и экономического устройства общества.

Наиболее полно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни», под которым понимают «... способ жизнедеятельности, соответствующий генетически обусловленным типологическим особенностям данного человека и конкретным условиям жизни; направленный на формирование, сохранение и укрепление здоровья и полноценного выполнения человеком его социально - биологических функций».

Не соблюдение социально-психологического стиля жизни, накопления генетических ошибок, снижении гармонического развития личности ведёт к дезадаптации в социуме, снижение силы воли, приобретение вредных привычек и тяжелых заболеваний. Таких как алкоголизм, токсикомания и наркомания.

Огромную роль в формировании у ребёнка основ здорового образа жизни всегда играла семья, но в данный момент семья как социальный институт переживает трудный период. Низкий уровень взаимоотношений в семье, падение авторитета родителей - факторы отклоняющегося поведения юноши и девушки. Человек в возрасте 14-18 лет проявляет в себе все предшествующее воспитание. Деформация личности под влиянием семьи, её психологической неустойчивости начинается с раннего детства. Именно на

* Преподаватель теории и методики физической культуры и спорта и легкой атлетики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.