Научная статья на тему 'Физическая культура, как вид социальной деятельности студента'

Физическая культура, как вид социальной деятельности студента Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1177
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Физическая культура, как вид социальной деятельности студента»

преподавателем и студентом задачи могут быть в достаточной степени формализованы и адекватно воспроизведены с помощью технических средств при условии выполнения требований по качеству достигаемого результата. Целесообразность компьютеризации определяется мерой достижения педагогической, методической и экономической эффективности по сравнению с традиционными формами учебной работы.

Принципиальное отличие КТ от любой другой системы обучения состоит в том, что студент, получая информацию из обучающей программы, вводит новую информацию в виде ответов, вопросов и просьб о помощи.

Технология компьютерного обучения, опираясь на предоставляемые концепцией сведения, рассматривает обучение с учетом конечных результатов деятельности студентов.

1Т-средства в физической культуре включают в себя компьютерные, аудио- и видеопрограммы, печатные материалы. 1Т-средства, порядок и особенности их использования, наличие обратной связи, позволяющей корректировать учебную программу, объединяются общим термином информационные технологии. Применяя 1Т-технологии, необходимо обращать внимание на возможность их комплексного использования, т.е. на составление, нахождение или создание тематических комплексов.

Компьютерные программы, компьютерные технологии как технические средства обучения развиваются в рамках существующего процесса обучения. В то же время эти программы могут активно влиять и влияют на изменения не только отдельных методик преподавания, но и целиком на весь учебный процесс.

Костромин О.В.

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, КАК ВИД СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТА

Санкт-Петербургский государственный горный институт

им. Г.В. Плеханова

Физическая культура - это специфический вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством целенаправленных занятий физическими упражнениями, усвоением и применениям соответствующих знаний и навыков, а также участия в спортивных мероприятиях и соревнованиях. Многофункциональный характер физической культуры ставит ее в число областей общественно полезной деятельности, в которых формируются и проявляются социальная активность и творчество учащейся молодежи. Данные исследований позволяют утверждать, что навыки общественной и профессиональной деятельности, приобретенные благодаря занятиям физической культурой, успешно переносятся на другие виды деятельности. Физическая культура позволяет представить в специфических формах и направлениях некоторые аспекты сущности человека (проявление характера, воли, решительности), созда-

- 233 -

ет условия общественной деятельности.

На основании вышеизложенного правомерно в структуру понятия «физическая культура» как части культуры включать такие социальные явления, как: физическое образование, спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация. Каждое из этих явлений обозначает социальный институт, имеющий сложную структуру с системами политических, экономических, юридических, этнических и других органов и нормативов. При таком подходе к структуре понятия —физическая культура” возможна социокультурная ориентация физической культуры относительно главных социальных сфер жизни общества: образования, труда, досуга. Названные компоненты физической культуры взаимосвязаны, способны переходить друг в друга, подвижны и проявляются в единстве и многообразии.

Физическое воспитание рассматривается сегодня в широком смысле, оно включает в себя обучение, воспитание, развитие, формирование мировоззрения и культуры личности. Обучение направлено на накопление знаний и навыков, а воспитание связано с формированием мотивационной сферы индивида. В отличие от обучения, апеллирующего почти исключительно к сознанию субъекта, воспитание направлено главным образом на подсознание субъекта.

Процесс физического воспитания можно представить в виде следующей схемы: от физического обучения и воспитания к саморазвитию и далее к самосовершенствованию через вооруженность, свободу выбора средств удовлетворения и самопознания. Подобные подходы обуславливают необходимость использования активных методов обучения и воспитания с учетом личностных особенностей каждого занимающегося. В свете сказанного этот компонент понимается как единство двух составляющих частей: ориентирующих обучаемых в сфере физической культуры и творчески деятельной. Первая составляющая часть призвана создать у индивида целостное представление о физической культуре, об элементах культуры здоровья и о каком-либо виде спорта. Вторая составляющая часть направляет процесс физического воспитания на творческое усвоение способов функционально-оздоровительной и спортивной деятельности, а также умения применять их при решении оздоровительных задач. Для эффективной реализации неспециального физического воспитания и образования необходимо создать педагогическую систему формирования у граждан потребностей в физической культуре с мощной системой оздоровительных технологий, обеспечивающей осознанный здоровый образ и спортивный стиль жизнедеятельности каждого человека.

Образовательная деятельность физической культуры должна включать компоненты, которые относятся к духовной сфере студентов, — это содержание мыслей и чувств, ценностных ориентации, степень развития интересов и потребностей, убеждений, что в конечном итоге определяет их социальную деятельность и содействует подготовке гармонично развитых личностей и высококвалифицированных специалистов.

Т.е. физическое воспитание в вузе решает следующие задачи:

1. Вооружает студентов знаниями о влиянии физических упражнений на орга-

низм человека, развивает физические качества (способности), двигательные навыки, обеспечивает физическую подготовку молодежи к жизни, к профессиональной и общественно-политической деятельности.

2. Учит студентов пользоваться приобретенными знаниями. Воспитывает у студентов убежденность в необходимости выполнения недельного двигательного режима. Опасность превращения знаний в «пустой багаж» зарождается в молодые годы. В этом возрасте умственная деятельность связана с приобретением все новых и новых умений и навыков. И если эти умения и навыки только усваиваются и не применяются на практике, знания постепенно выходят за сферу духовной жизни молодых людей, отделяясь от их интересов и увлечений.

3. Развивает у молодежи потребность в здоровье (физическом, психическом, социальном) как жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, к созиданию вокруг себя здоровой среды обитания, в формировании жизненно важных двигательных умений и навыков - т.е. в формировании физической культуры личности как части ее общей культуры.

4. Воспитывает у студентов сознательность, высокие моральные, волевые и физические качества, готовит их к высокопроизводительному труду с учетом особенностей будущей трудовой деятельности

5. Способствует более эффективному решению функций образования, а также его видов — умственного, профессионального, политического и т. д.

Таким образом, физическое воспитание как вид образования есть специально организованный и сознательно управляемый педагогический процесс, направленный на всестороннее духовное и физическое развитие студенческой молодежи, их специальную подготовку к выполнению социальных и культурных обязанностей в обществе.

А.Л. Красс

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

Санкт-Петербургский государственный горный институт

им. Г.В. Плеханова

Физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью общей культуры современного общества, представляют собой многогранное социальное явление, оказывающее мощное воздействие на развитие и воспитание всех слоев населения.

Занятия физической культурой и спортом — это не только физическое здоровье и физическое совершенствование человека, но и весь комплекс воспитательного, оздоровительного, профилактического воздействий, способствующих индивидуально-личностной ориентации жизнедеятельности человека. Отношение человека к собственному здоровью является показателем его культуры. Оно формируется в процессе обучения и воспитания человека, начиная с детских лет, а также в ходе его самообразования и самовоспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.