Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СЕССИИ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СЕССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
здоровый образ жизни / студенты / питание / физические нагрузки / сон / режим дня / healthy lifestyle / students / nutrition / physical activity / sleep / daily routine

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова Наталья Николаевна, Борисова Елизавета Алексеевна, Маркарова Дарья Вячеславовна

В данной работе представлены исследования образа жизни современного студента. Рассмотрены такие важные составляющие здорового образа жизни, как сон, питание и физические нагрузки. Выявлены проблемы студентов, которые негативно влияют на их психическое и физиологическое состояние. Разработан комплекс упражнений и приведены рекомендации для подготовки и укрепления организма к сессии. Данную работу со студентами авторы статьи рекомендуют проводить кураторам академических групп, приглашая в качестве экспертов преподавателей кафедры физической культуры и других кафедр гуманитарного направления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уварова Наталья Николаевна, Борисова Елизавета Алексеевна, Маркарова Дарья Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This paper presents studies of the lifestyle of a modem student. Such important components of a healthy lifestyle as sleep, nutrition and physical activity are considered. The problems of students that negatively affect their mental and physiological state are revealed. A set of exercises has been developed and recommendations are given for preparing and strengthening the body for the session. Данную работу со студентами авторы статьи рекомендуют проводить кураторам академических групп, приглашая в качестве экспертов преподавателей кафедры физической культуры и других кафедр гуманитарного направления.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СЕССИИ»

неопределенное время), отдельно the Present Continuous Tense (настоящее продолженное время) и т.д.). Из нашей многолетней практики преподавания иностранных языков в вузе, мы можем свидетельствовать о том, что видение студентами всей системы видо-временных форм глагола активного залога и также системы видо-временных форм глагола пассивного залога в английском языке, понимание особенностей корректного употребления форм глагола мотивирует их на изучение грамматики этого языка. При обучении грамматике сквозь призму ее системности, мы достигаем академической цели развития у студентов не только знаний, умений и навыков, но и понимания, переводя обучаемых к схеме «знание -понимание - умение». В результате изучения иностранных языков, РКИ вырабатывается не только знание, но понимание и умение этого понимания материала применять на практике.

Выводы. Наблюдаемый в настоящее время рост профессиональной информации, требует от студентов запоминания массивов знаний. Развиваемое при изучении иностранных языков умение структурировать приобретаемые в процессе обучения в вузе знания, на наш взгляд, развивает, в свою очередь, у будущих специалистов умение формулировать задачи в системных категориях и способность воплотить идеи в такие действия, которые не нарушали бы системные законы природы и общества. Результаты проведенного исследования с целью определения потенциала курса иностранного языка как инструмента развития системного мышления студентов отражают положение об эффективном подходе к формированию системности мышления в рамках академических курсов иностранных языков и РКИ.

Литература:

1. Бердникова, А.Г. Возможности развития системного мышления ученика на уроках математики / А.Г. Бердникова, М.И. Мазур // Universum: Психология и образование: электрон, научн. журн. - 2015. - № 8 (18) [Электронный ресурс]. -Режим доступа. -URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2505 (дата обращения: 16.08.2023)

2. Крылова, А.С. Повышение эффективности формирования компетенций по иностранному языку у магистров в техническом вузе / А.С. Крылова, Е.Ю. Лаптева, Ж.И. Айтуганова // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №66-3. - С. 131-134

3. Розенталь, Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Пособие для учителей. Изд. 2-е, испр. и доп. / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. - Москва, «Просвещение», 1976. - 543 с.

4. Ронжина, Н.В. Роль универсальной компетенции «системное и критическое мышление» в формировании профессионального мышления / Н.В. Ронжина // Профессиональное образование и рынок труда. - 2020. - № 2. - С. 116-121

5. Саблина, А.А. Сравнение системного мышления с логическим мышлением / А.А. Саблина // Вопросы математики, ее истории и методики преподавания в учебно-исследовательских работах. Материалы Всеросс. научно-практ. конф. студентов математических факультетов с международным участием. Под общей ред. А.Ю. Скорняковой. -2019. - С. 87-88

6. Сурмин, Ю.П. Теория систем и системный анализ: Учеб. пособие / Ю.П. Сурмин. - Киев: МАУП, 2003. - 368 с.

7. Сычев, И.А. Исследование системного мышления учащихся в процессе преподавания курса информатики / И.А. Сычев // Мир науки, культуры, образования. - 2008. -№3 (10).- С. 111-115

8. Толковый словарь маркетинговых терминов под редакцией С. Корчанова / [Электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: http://mraketing.ru/dict/dict.php?ss=%Fl%E8%Fl%F2%E5%EC%ED%EE%E5+%EC%FB%F8%EB%E5%ED%E8%E5&sbmt=% CF%EE%E8%F 1%ЕА (дата обращения: 17.08.2023)

9. Шрагина, Л.И. Системное мышление в контексте педагогики и психологии мышления [Электронный ресурс] / Л.И. Шрагина. - Режим доступа. -URL: https://psyfactor.org/lib/shragina3.htm (дата обращения: 18.08.2023)

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физического воспитания Уварова Наталья Николаевна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва); студент Борисова Елизавета Алексеевна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва); студент Маркарова Дарья Вячеславовна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» (г. Москва)

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ В ПЕРИОД СЕССИИ

Аннотация. В данной работе представлены исследования образа жизни современного студента. Рассмотрены такие важные составляющие здорового образа жизни, как сон, питание и физические нагрузки. Выявлены проблемы студентов, которые негативно влияют на их психическое и физиологическое состояние. Разработан комплекс упражнений и приведены рекомендации для подготовки и укрепления организма к сессии. Данную работу со студентами авторы статьи рекомендуют проводить кураторам академических групп, приглашая в качестве экспертов преподавателей кафедры физической культуры и других кафедр гуманитарного направления.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, студенты, питание, физические нагрузки, сон, режим дня.

Annotation. This paper presents studies of the lifestyle of a modem student. Such important components of a healthy lifestyle as sleep, nutrition and physical activity are considered. The problems of students that negatively affect their mental and physiological state are revealed. A set of exercises has been developed and recommendations are given for preparing and strengthening the body for the session. Данную работу со студентами авторы статьи рекомендуют проводить кураторам академических групп, приглашая в качестве экспертов преподавателей кафедры физической культуры и других кафедр гуманитарного направления.

Key words: healthy lifestyle, students, nutrition, physical activity, sleep, daily routine.

Введение. Здоровье является важной составляющей для успешной долгой жизни молодых людей. Оно является фундаментом для улучшения качества жизни, получения образование, развития по карьерной лестнице, а также для создания благополучной семьи. Под термином здоровье понимается не только отсутствие болезней и физических дефектов. Внешне человек может выглядеть абсолютно здоровым и по нему не скажешь, что он на самом деле болен. Таким образом, здоровье складывается из физического, душевного, социального благополучия. Физическое здоровье - это состояние подготовленного организма к различным жизненным условиям и ситуациям. Например, выносливость мышц, дыхательного аппарата требуется не только при выполнении тяжёлых физических нагрузок, но ив повседневной жизни, особенно в жизни студента, когда он не может позволить себе дорогие средства транспортного передвижения. Жизнь молодых людей, в

принципе, протекает гораздо активнее, потому что, помимо учёбы, есть студенческая жизнь, наполненная большим количеством мероприятий, которые отнимают и физический и эмоциональный заряд.

Некоторые молодые люди ещё совмещают учёбу с работой, что является двойной нагрузкой на организм и требует немалых физических ресурсов. Физическое тесно связано с психологическим так как тяжёлые физические нагрузки и недосып провоцируют излишнюю выработку кортизола. Кортизол - это гормон, который регулирует обмен веществ, а также влияет на биологические часы, а когда организм испытывает стресс обеспечивает дополнительной энергией организм человека. Повышенный уровень кортизола в длительный период может вызвать воспаление, ускоренное старение клеток, депрессию, повышение артериального давления, ожирение, истончение кожи и высокий уровень сахара в крови.

А что касается душевного благополучия - это состояние, при котором человек может реализовывать свой потенциал, справляться со стрессом в жизненных ситуациях, продуктивно выполнять поставленные задачи, чувствовать гармонию внутри себя и в том, что окружает. Оно, подобно треугольнику, состоит из равноправных элементов, таких как: семья, увлечения и работа. Важно соблюдать баланс трудовой деятельности и отдыха, так как граница между ними тонкая и в повседневной жизни она постоянно стирается. Многие люди в погоне за деньгами и материальными благами этого мира забывают про отдых или же откладывают его на потом, постепенно истощая свой организм.

Когда он начинает подавать болевые сигналы, становится уже поздно, ведь здоровье нельзя полностью восстановить, а тем более, купить за деньги. Немаловажным является и социальное здоровье - это способность взаимодействовать с социумом. Человек - это биосоциальное существо, от других млекопитающих нас отличают социальные навыки, которые мы приобретаем и развиваем с опытом, находясь в обществе. Подростки и студенты при социализации могут подвергаться буллингу со стороны сверстников, что травмирует психику и социальную составляющую человека, вынуждая его сепарироваться от общества и замыкаться в себе. За счёт этого социальное здоровье личности не поддаётся полноценному развитию [2].

В студенческие годы молодые люди легкомысленно относятся к своему здоровью и даже этого не осознают. Они пренебрегают одной или порой даже всеми составляющими здоровья и здорового образа жизни. Это приводит к непоправимым последствиям и уже во взрослой жизни люди приходят к осознанию своих ошибок. Поэтому очень важно выработать и привить себе привычки, которые помогут сохранить здоровье и молодость.

Изложение основного материала статьи. Целью данного исследования является выработка комплекса мер для подготовки организма студента к сессии.

Для проведения исследования были использованы такие методы как анализ информации, сравнительный анализ, моделирование ситуаций, статистический анализ и графические методы.

В 21 веке - веке технологий увеличились нагрузки на организм человека, а от здоровья подрастающего, молодого поколения напрямую зависит успешное развитие нации. Студенты являются отдельной социальной группой, которые отличаются специфическими условиями организации жизни и поведения в обществе. Они ведут определённый образ жизни, в котором присутствует много вредных привычек, неправильный режим дня, малоподвижный образ жизни и потребление жирной и нездоровой пищи быстрого приготовления.

В ходе исследования был проведён ряд опросов, касающихся питания, физической нагрузки и режима отдыха и сна.

Таблица 1

Анализ питания и пищевых привычек студентов

Вопросы да ( в %) нет ( в %)

Является ли ваше питание 3-4х разовым и регулярным? 34 66

Следите ли вы за своим питанием, считаете ли количество белков, жиров, углеводов? 10 90

Часто ли вы питаетесь едой быстрого приготовления? 86 14

Пьёте ли вы витамины и биологически активные добавки? 12 88

(студенты выбирали более 1 ответа, поэтому общая сумма не равна 100%)

В опросе приняли участие 50 студентов 1-2 курса высшей школы финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова. Им было предложено ответить на следующие вопросы, которые представлены в таблице 1.

В первом вопросе большинство отметило нерегулярность своих приёмов пищи. Это может быть связано с тем, что большинство студентов имеет большую нагрузку в вузе и у них порой даже нет времени на полноценный приём пищи. Также обосновать можно тем, что многие студенты живут либо в общежитиях или на съёмной квартире и не следят за питанием, в отличие от студентов, которые живут под надзором родителей.

По результатам второго вопроса мы видим, что небольшая часть респондентов считает количество белков, жиров и углеводов. Все эти 10% составили представительницы прекрасного пола, так как в обществе есть определённый тренд на подтянутое женское тело и на похудение. Отношение мужчин в этом плане гораздо проще. В процентном соотношении мужчины режезаботятся о своей фигуре нежели женщины.

На вопрос о потреблении студентами пищи быстрого приготовления около 42 участников опроса ответили положительно, а это больше половины. Причиной этому является нехватка времени, денежных средств, а у некоторых отсутствуют навыки в кулинарии.

В заключительном вопросе 88% опрошенных ответили, что не принимают витамины и биологически активные добавки. Данное явление происходит из-за того, что многие студенты не знают об этой необходимости и важности. Они способствуют нормальной работе иммунной системы, и обеспечивают жизнедеятельность нервной системы, а также защищают организм человека от воздействия вредных факторов.

В следующем опросе участникам было предложено оценить свою физическую нагрузку и интенсивность тренировок (при этом предлагалось поместить себя в группу 0-49 и 50-100), результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2

Анализ интенсивности физической нагрузки студентов

Вопросы 0-49 50-100

Оцените регулярность своих тренировок 34% 66%

Оцените сложность тренировок 58% 42%

Как часто вы делаете зарядку? 14% 86%

Как часто вы посещаете пары физической культуры 42% 58%

(студенты выбирали более 1 ответа, поэтому общая сумма не равна 100%)

Как было выявлено 33 студента, которые прошли опрос регулярно тренируются. В эту цифру может быть включено посещение тренажёрных залов, секций по танцам и домашние тренировки.

Второй вопрос показал, что большинство студентов выполняют тренировки для поддержания тонуса тела и не изнуряют себя излишними упражнениями.

Меньше одной пятой опрошенных делают зарядку, что очень плачевно. Из-за малоподвижного образа жизни в мышцах скапливается лимфа, которую необходимо регулярно разгонять пятнадцатиминутным комплексом лёгких физических упражнений.

Пары физической культуры посещает малая часть студентов. Причиной этому служит непонимание надобности данного предмета, в нежелании идти на неё после профильных дисциплин. Тем не менее многие студенты занимаются профессиональным спортом, где получают необходимое количество нагрузки на организм или же делают выбор в сторону других видов тренировок.

Результаты проведённого опроса о качестве сна студентов представлены в таблице 3.

Таблица 3

Анализ сна студентов

Вопросы да ( в %) нет ( в %)

Часто ли вы ложитесь до 22:00? 26 74

Спите ли вы 8 часов в сутки? 20 80

Тревожен ли ваш сон? 38 62

(студенты выбирали более 1 ответа, поэтому общая сумма не равна 100%)

В связи с тем, чтостудентыне могутраспределять своёвремя и откладывают выполнениезаданийпроценттех, кто ложитсявовремя значительно ниже тех, кто не соблюдает режим. Ложиться вовремя очень важно так как с 00:00 до 4:00 вырабатывается важный гормон мелатонин, который отвечает за сон, работу головного мозга и пищеварительного тракта, делает иммунную систему эффективнее, замедляет процессы старения и блокирует развитие злокачественных опухолей. Если лечь позже, то организм не сможет выработать нужную дозу мелатонина, что ухудшит настроение и качество жизни.

Многие студенты также отметили, что они спят меньше восьми часов в сутки. Что очень вредно, так как за меньшее время сна организм не успевает полностью восстановить свои процессы. Длительное пренебрежение сном может спровоцировать раздражительность, ожирение, диабет и даже онкологию.

Значительная часть студентов ответила, что их сон тревожный. Так как в жизни студентов присутствует много стресса, одной из причин этого может служить ранее упомянутый неправильный режим сна.

Подводя итоги опросов о питании, физических нагрузках и качестве сна, которые прошли студенты можно сделать вывод о том, что среднестатистический студент питается едой быстрого приготовления, в который очень мало витаминов, микроэлементов и полезных веществ. Он также пренебрегает физическими нагрузками, из-за чего происходит искривление позвоночника, спазмы в мышцах и головные боли. И вдобавок к этому не соблюдает режим сна, отчего у студента хроническая усталость и ослабление иммунитета, который необходим для успешной учёбы и сдачи сессии.

Исходя из проведённых исследований и полученных выводов, очевидно наличие проблемы, которую следует решить. В столь юном возрасте достаточно легко выработать правильные привычки и следовать простым правилам, которые могут улучшить состояние здоровья. А также подготовить организм к стрессовым ситуациям во время такого тяжёлого и энергозатратного периода в жизни студента - сессии.

Но для этого необходимо проводить специальную внеаудиторную работу со студентами. Это хорошо понимают в ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Поэтому кафедра физической культуры совместно с кураторами академических групп студентов различных направлений подготовки разработали комплексную программу по формированию физической культуры у студентов и основ здорового образа жизни.

В данной программе особый упор делается на то, что особенно в период эмоциональных и умственных перегрузок, которые возникают в период сессии, физическая культура и основы ЗОЖ могут оказать огромную помощь студентам в преодолении трудностей в сессионный период.

В частности, мы считаем, что студентов необходимо просвещать по следующим вопросам:

Вопрос питания - один из самых болезненных в студенческой среде и немаловажный. Молодые люди ошибочно полагают, что процесс правильного питания основан на голодании или употреблении безвкусной еды, но это совсем не так. Ниже приведены советы, которым нужно придерживаться для того, чтобы поспособствовать оздоровлению организма.

1. Переход от прежнего режима питания нужно осуществлять постепенно.

2. Стоит потреблять больше жидкостей, в частности воды.

3. Необходимо соблюдать баланс между белками, углеводами, минералами, жирами, витаминами, пищевыми

волокнами.

4. Не стоит питаться на ходу, вместо это необходимо тщательно пережёвывать в спокойной атмосфере.

5. К рациону желательно добавлять небольшими порциями, чтобы постепенно привыкнуть к их вкусу.

6. Здоровый рацион должен включать полезные жиры, которые питают сердце, мозг, волосы, ногти и кожу. Такие жиры можно найти в рыбе: скумбрия, лосось, сардина, сельдь.

7. Подрастающий организм нуждается в кальции. Он содержится в зелёных овощах, молочных продуктах и бобовых.

8. Сократить употребление в пищу сахара и соли.

9. Фастфуд, консервы, кетчуп, замороженные полуфабрикаты и вовсе исключить.

10. Составить план меню, который в идеале нужно подготавливать заранее.

Правильное питание должно стать привычкой, - это путь к здоровью.

Следование таким простым правилам поможет сохранить здоровье и энергию в течение всего дня [2].

В комплексе с питанием студентам необходимо принимать витамины для поддержания иммунитета и мозговой деятельности. Обязательно нужно в индивидуальной порядке обратиться за консультацией к врачу, чтобы он назначил необходимый комплекс витаминов и минералов, который восполнит имеющийся дефицит. Также специалист даст рекомендации по правильному применению.

Утренняя зарядка должна войти в правило дня для того, чтобы разбудить организм и подготовить его к грядущему дню.

Комплекс упражнений для утренней зарядки:

1) Японская вибрация. Ложитесь на спину, вытягивая ноги и руки вертикально вверх. Расслабьтесь и начинайте трясти ими в воздухе на протяжении 40-50 секунд. Упражнение поможет запустить обмен веществ в организме.

2) Кошачий хребет. Встаньте на колени, обопритесь на пол, выгибайте спину вверх и вниз. Повторяйте 30 раз.

3) Ягодичный мостик. Ложитесь на спину, согните ноги в коленях прижимая стопы к ягодицам. Поднимайте туловище, сжимая ягодицы, на 3 секунды задерживаясь в верхней точке и плавно опускайтесь. Повторяйте 15 раз.

4) Гимнастика шеи и плеч.

-Наклоны головой вперёд, назад, влево, вправо. Повторить всего 15 наклонов.

-Подъем плеч вверх-вниз. Повторить 16 раз.

- Поверните голову ровно вправо, до уровня плеча, затем в этой позиции поднимите подбородок, вытянув шею, опустите и вернитесь назад. Повторить 8 раз.

Упражнения необходимы для разминки шейного отдела при сидячем образе жизни.

Для продуктивного и здорового сна необходимо следующим советам.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Необходимо спать от пяти до восьми часов в сутки.

2. Время отхода ко сну не должно быть позже двенадцати часов ночи.

3. Откажитесь от техники за час до сна, так как техника излучает синий свет, раздражающий нервную систему.

4. По возможно принимайте расслабляющие ванны с успокаивающими аром маслами.

5. Не ешьте за 3-4 часа перед сном для того, чтобы не испытывать тяжесть в желудке. Во время сна пищеварительные процессы замедляются.

6. Приглушайте свет в квартире за два часа до сна.

7. Проветривайте помещение перед сном. Свежий воздух насытит мозг необходимым количеством кислорода Г31.

Данная программа по формированию у студентов культуры здоровья входит в комплексную программу воспитания

студенческой молодёжи, по формированию у них ценностных ориентаций, в том числе связанных с формированием понимания того, что они, молодые, призваны формировать генофонд страны, рассматривать себя как будущих родителей (H.H. Уварова [51). При этом задача кураторов, ППС вуза, особенно представителей кафедры физического воспитания, других кафедр гуманитарного направления состоит в том, что бы каждый молодой человек понимал, что он и его физическое, психическое, социальное здоровье - это не просто его зона личной ответственности, но и ответственность социальных институтов ( к которым в том числе относится и вуз) по формированию человеческого капитала страны (В.А. Лапшин [4]).

Выводы. Подводя итоги, нужно отметить, что залог успеха правильного и продуктивного дня состоит из трех правил: зарядка, здоровое питание и качественный сон. Начинать день следует с комплекса упражнений, который даст заряд энергии на оставшийся день. Далее питание, которое должно быть здоровое умеренное и трёхразовое. В конце дня подготавливать ко сну нужно заранее, для восстановления организма требуется 8 часов. Только в совокупности этих компонентов можно достичь хорошей физической подготовки к различным стрессовым ситуациям во время учёбы и не только. Сессия требует больших физических и психологических затрат организма. Поэтому, чтобы не травмировать и не истощить свой организм во время неё, нужно заранее готовить его и укреплять с помощью здорового образа жизни.

Безусловно, как уже отмечалось, в данном процессе должны помочь кураторы, ППС кафедр. Используя для профилактической и просветительской работы со студентами различные информационные ресурсы [1], в том числе образовательную среду вуза, содержащую соответствующие материалы.

При этом мы считаем, что в процессе профессиональной подготовки будущих преподавателей в условиях магистратуры, аспирантуры, ещё недостаточно уделяется внимание формированию у будущих преподавателей (часть из которых будут кураторами) компетенций в области просветительской деятельности [6]. Мы считаем целесообразно усилить работу в этом направлении. А с действующими кураторами групп проводить соответствующую работу.

Литература:

1. Афанасьев, М.В. Информационное и кадровое обеспечение деятельности профессиональных образовательных организаций / М.В. Афанасьев, Э.М. Галямова, Е.И. Губин [и др.] // Управление образованием: теория и практика. - 2021. -№ 1 (41).-С. 118-129

2. Джумабаев, Ж. Йога для тех, у кого нет на неё времени / Ж. Джумабаев. - 3-е изд. - М.,: Амрита-Русь, 2019. - 64 с.

3. Кудеров, М. Книга ЗОЖника. Физкультура, питание и здравый смысл / М. Кудеров, Ю. Кудерова, А. Максименко. -2-е изд. -М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. -224 с.

4. Лапшин, В.А. Человеческий потенциал молодежи как источник социокультурных изменений: автореферат дис. ... кандидата философских наук 09.00.11 - Социальная философия / Василий Андреевич Лапшин. - Москва Моск. гуманитар, ун-т., 2013 - 21 с.

5. Уварова, H.H. Роль вуза в формировании у современного студенчества ценностного отношения к институту семьи / H.H. Уварова // Вестник университета. - 2010. - № 21. - С. 120-122

6. Filimonyuk, L.A. Formation of value-sensitive orientation in the educational space of society competence of magistracy students of psychological-pedagogical course / L.A. Filimonyuk, L.V. Khalyapina, K.A. Chebanov, [etc.] H Journal of Fundamental and Applied Sciences.-2018,-T. 10. -№ 5S.-C. 1007-1019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.