Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА'

ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / СТУДЕНТЫ / МОТИВАЦИЯ / СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филина Анна Викторовна, Колесникова Наталья Владимировна

Данные многочисленных исследований показывают, что здоровье человека в любом возрасте более чем на 50 % зависит от образа жизни. Другими факторами, которые влияют на состояние организма в порядке убывания стоит считать окружающую среду и наследственность, уровень здравоохранения и жизни человека. Соблюдение здоровго образа жизни (ЗОЖ) - ключ к хорошему самочувствию в любом возрасте. Приобщению студентов к здоровому образу жизни способствует физическое воспитание в том числе. На сегодняшний день видны недостатки в университетской системе физического воспитания. Наблюдается низкий уровень заинтересованности студентов в вопросах занятий физической культурой и спортом и поддержания здорового образа жизни. В данной работе рассмотрим основные аспекты здорового образа жизни, формы физического воспитания студенческой молодежи в высших учебных заведениях, а также личностные проблемы студентов, которые появляются из - за отсутствия самодисциплины и самовоспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филина Анна Викторовна, Колесникова Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS DURING THE EDUCATIONAL PROCESS

Data from numerous studies show that human health at any age is more than 50% dependent on lifestyle. Other factors that affect the state of the body in descending order should be considered the environment and heredity, the level of health care and human life. Maintaining a healthy lifestyle is the key to good health at any age. Introducing students to a healthy lifestyle is facilitated by physical education, among other things. Today, shortcomings are visible in the university system of physical education. There is a low level of students' interest in physical culture and sports and maintaining a healthy lifestyle. In this paper, we will consider the main aspects of a healthy lifestyle, forms of physical education of student youth in higher educational institutions, as well as personal problems of students that appear due to the lack of self - discipline and self - education.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА»

УДК 796.011.1-057.875

ПРОБЛЕМА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

THE PROBLEM OF PHYSICAL EDUCATION OF STUDENTS DURING THE EDUCATIONAL PROCESS

Филина Анна Викторовна

студент

кафедра клинической психологии Кемеровский государственный университет

г. Кемерово, Россия Filina Anna Viktorovna student

department of clinical psychology Kemerovo state university Kemerovo, Russia

Колесникова Наталья Владимировна

старший преподаватель кафедра физической культуры и спорта Кемеровский государственный университет

г. Кемерово, Россия Kolesnikova Natalya Vladimirovna

senior lecturer department of physical culture and sports Kemerovo state university Kemerovo, Russia

Аннотация. Данные многочисленных исследований показывают, что здоровье человека в любом возрасте более чем на 50 % зависит от образа жизни. Другими факторами, которые влияют на состояние организма в порядке убывания стоит считать окружающую среду и наследственность, уровень здравоохранения и жизни человека. Соблюдение здоровго образа жизни (ЗОЖ) - ключ к хорошему самочувствию в любом возрасте. Приобщению студентов к здоровому образу жизни способствует физическое воспитание в том числе. На сегодняшний день видны недостатки в университетской системе физи-ческого воспитания. Наблюдается низкий уровень заинтересованности студентов в вопросах занятий физической культурой и спортом и поддержания здорового образа жизни. В данной работе рассмотрим основные аспекты здорового образа жизни, формы физического воспитания студенческой молодежи в высших учебных заведениях, а также личностные проблемы студентов, которые появляются из-за отсутствия самодисциплины и самовоспитания.

Abstract. Data from numerous studies show that human health at any age is more than 50% dependent on lifestyle. Other factors that affect the state of the body in descending order should be considered the environment and heredity, the level of health care and human life. Maintaining a healthy lifestyle is the key to good health at any age. Introducing students to a healthy lifestyle

is facilitated by physical education, among other things. Today, shortcomings are visible in the university system of physical education. There is a low level of students' interest in physical culture and sports and maintaining a healthy lifestyle. In this paper, we will consider the main aspects of a healthy lifestyle, forms of physical education of student youth in higher educational institutions, as well as personal problems of students that appear due to the lack of self-discipline and self-education.

Ключевые слова: здоровый образ жизни; физическое воспитание; студенты; мотивация; спорт.

Keywords: healthy lifestyle; physical education; students; motivation; sport.

Сегодня стало ясно, что в современном обществе каждый человек, в том числе и студент в процессе обучения, испытывает множество негативных воздействий разной природы, которые неизбежно сказываются на его психическом состоянии и общем уровне здоровья. Неслучайно в последнее время наблюдается значительный рост различных видов острых и хронических заболеваний среди самых различных групп населения, зачастую весьма различных по социальному положению, уровню доходов и так далее.

Многие современные исследователи связывают здоровье с понятием «качество жизни». В частности, П. И. Сидоров и В. Т. Ганжин (1997) утверждают, что здоровье -это такое качество жизненного процесса, когда он закономерно и оптимально осуществляется в природной и социальной среде и обогащается необходимым внутренним миром конкретного человека. Для человека оно выступает адекватной гигиенической средой и здоровым образом жизни.

Рассмотрим основные положения здорового образа жизни для лучшего понимания проблемы физического воспитания. Правильное питание — это, прежде всего, уменьшение потребления чрезмерного количества «быстрых» углеводов, которыми нередко стараются заменить жиры и белки. Также следует включать в рацион многообразие продуктов для полноценного приема суточной нормы всех необходимых витаминов. Здоровый сон — это полноценный крепкий сон, способствующий выработке достаточного количества мелатонина для улучшения общей иммунной системы организма. Отказ от вредных привычек также является необходимым условием поддержания хорошей физической формы и оптимального уровня работоспособности организма. Физическая нагрузка - ежедневная утренняя зарядка или занятие спортом в течение 30-60 минут помогут улучшить работу лимфатической системы, отвечающей за выведение токсинов из организма. Упражнения на разные группы мышц также способствуют локальному улучшению работы систем внутренних органов. Снижение стрессовой нагрузки улучшает выработку необходимых гормонов, которые также влияют на иммунитет организма. Физическое воспитание студентов во время учебного процесса больше направлено на улучшение физической активности, но также не стоит забывать и про правильное питание, здоровый сон, снижение стрессовой нагрузки и отказ от вредных привычек, так как данные аспекты здорового образа жизни не менее успешно способствуют улучшению иммунной системы организма и закреплению правильного образа жизни в повседневной дея-тельности студентов. Для того, чтобы закрепить у студентов аспекты, указанные выше, необходимо вести активную пропаганду здорового образа жизни во время учебного процесса и во

внеучебной деятельности.

К сожалению, в последнее время приходится констатировать резкое снижение уровня физического воспитания студентов и школьников. Происходит не только нерациональное сокращение времени занятий физической культуры и спортом у школьников и студентов, но и самое досадное - падение престижа спорта и физической активности как системы. Рассмотрим формы физического воспитания студенческой молодежи:

1) обязательные теоретические занятия - основная форма физического воспитания в вузе, рассчитанная на весь учебный план, в объеме не менее 408 часов;

2) личные тренировки - форма физвоспитания, которая при формальном участии кафедры физического воспитания способствует формированию оздоровительных навыков во внеурочной деятельности и более эффективной физиологической работе;

3) занятия повседневным здоровьем - одна из форм физвоспитания, направленное на укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности, повышение качества труда, учебы и быта всех учащихся;

4) спортивно-оздоровительные мероприятия - способ воспитания, основанный на привлечении студенческой молодежи к постоянным занятиям физической культурой, спортом и организуемый в свободное от учебы время.

5) учебно-тренировочное занятие - один из первоначальных способов организации занятий спортом, в основе которой — акцентированное изучение и закрепление нового материала, использование соревновательных упражнений, методов, близких к основной соревновательной деятельности, а также повышение общей и специальной работоспособности.

Низкий интерес к физической культуре образуется исходя из следующих аспектов: недостаточная организация физического воспитания в вузе, недооценка преподавателями важности данной проблемы, слабое организационно-методическое и материально-техническое обеспечение учебного процесса, невысокий уровень физкультурной образованности будущих специалистов и так далее [1].

Разрабатывается научно-методическая база образования для более эффективной реализации образовательной политики в системе физического воспитания. Любое научно обоснованное образование доступно, ясно и эффективно, повторяемо и последовательно, постепенно, коллективно, сочетается с индивидуализацией, наглядно и прочно. Приведенные принципы взаимозависимы, и только использование их неразрывной совокупности гарантирует оптимальную эффективность учебно-тренировочного процесса.

Составной частью процесса физического и духовного развития человека является самовоспитание - творческая активная деятельность личности, имеющая целью совершенствование физических, интеллектуальных и духовных качеств, борьбу против собственных отрицательных сторон характера и других недостатков. Формирование и совершенствование физических качеств и прикладных навыков во многом зависят от сознательного отношения студента к тренировкам.

Немаловажной ролью в процессе физического воспитания являются сила воли и мотивация самих студентов. Эффективность волевых усилий для формирования

здорового образа жизни зависит от следующих аспектов: отношение человека к спортивной деятельности, общий уровень активности жизненного тонуса человека, постановка задачи физического воспитания как обязательной к исполнению или внушение данной задачи как жизненно необходимой. Также отметим, что если развивать в человеке мотивацию к достижению цели, то она будет намного сильнее и эффективнее, чем мотивация к избеганию какого-либо наказания за невыполнение поставленных задач. Еще одним действенным способом по улучшению эффективности волевых усилий студентов в физическом воспитании является включение их в коллективную деятельность, а именно - добавление кооперативной работы между студентами для достижения общей цели или добавление конкурентной направленности в спортивной деятельности для более заинтересованного и интенсивного процесса работы.

Студенческие годы являются одними из самых ярких и запоминающихся в жизни человека. В это время студенты нередко ведут нездоровый образ жизни, подвергаясь образованию пагубных привычек и зависимостей. Курение, употребление алкоголя, а также других запрещенных веществ не могут не сказаться на общем уровне здоровья человека. Прием даже незначительного количества алкоголя сказывается на общей работоспособности, а курение пагубно влияет на дыхательную систему со всеми угнетающими за этим последствиями. Поэтому физическое воспитание студентов должно быть основным направлением во время всего учебного процесса.

Учебный процесс студентов наполнен экзаменами, зачетами, курсовыми и дипломными работами. Одно слово «сессия» может привести к тревожному состоянию. Стресс является в данном случае обязательной составляющей обучения, что также приводит к ухудшению общего состояния организма студента. Последствием стрессовых переживаний могут стать бессонница, упадок настроения или перевозбуждение, депрессия, неврозы и так далее. Положение может усугубиться появлением простудных и инфекционных заболеваний в связи с ухудшение иммунитета. Избежать стресс не представляется возможным, но вполне возможно облегчить его протекание и снизить, тем самым, негативное влияние на организм вероятных последствий. Одним из основных методов улучшения восприятия стресса является ведение здорового образа жизни, физическая культура и занятие спортом во время учебного процесса.

Отсутствие сексуального воспитания в школьных учебных заведениях отрицательно сказывается на ведении половой жизни молодежи в студенческие годы. Беспорядочные половые связи, которые имеют место быть вместе с употреблением алкоголя на сомнительных мероприятиях, с высокой долей вероятности могут сопровождаться аутоиммунными и венерическими заболеваниями. Они приводят к общему упадку иммунитета и психического состояния человека. Активное физическое воспитание и ведение здорового образа жизни позволят привить положительные моральные ценности и внутреннюю дисциплину у студентов. Это позволит снизить или полностью исключить аморальные сексуальные отношения среди молодежи.

На сегодняшний день здоровье у студентов в должной степени начинает цениться только тогда, когда оно подорвано или частично утрачено. В молодом возрасте различного рода проблемы не в полной мере сразу отражаются на иммунитете че-

ловека. Развитие положительной мотивации с целью сохранения здоровья у молодых людей является одной из основных задач физического воспитания. Физическая активность формируется только постоянно и целенаправленно, она не может быть сформирована сама по себе, случайным стечением обстоятельств. Различные формы и средства, в том числе, гигиенического воспитания студентов помогают обеспечить комплексный характер развития мотивации для ведения здорового образа жизни.

На сегодняшний день спорт не является каким-то исключительным и труднодоступным видом деятельности. Многообразие фитнес-клубов и центров, спортивных площадок, инвентаря позволяет студенту не испытывать недостатка ресурсов для занятий спортом. Иногда достаточно купить пару гантелей и коврик для занятий дома или в общежитие, чтобы поддерживать оптимальную физическую форму. Также возможны занятия физической культуры студентов в рамках совместных тренировок для поддержания спортивного духа друг друга. В конечном счете, все зависит от самого человека, его мотивации и стремлении делать свою жизнь лучше.

Литература

1. Пузанова Ж. В., Чехов И. В. Здоровый образ жизни: понимание и отношение студенческой молодежи (по результатам фокус-групповых исследований) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2014. № 4. С. 135-150.

References

1. Puzanova Zh. V., Chekhov I. V. Zdorovyy obraz zhizni: ponimanie i otnoshenie stu-dencheskoy molodezhi (po rezul'tatam fokus-gruppovykh issledovaniy) [Healthy lifestyle: understanding and attitude of student youth (according to the results of focus group studies)]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sotsiologiya - Bulletin of the Peoples' Friendship University of Russia. Series: Sociology, 2014, no. 4, pp. 135-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.