Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК РЕСУРС КОНКУРЕНТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК РЕСУРС КОНКУРЕНТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
физическая культура / физическое воспитание / ресурсность / конкурентоспособность / здоровьесбережение / конкурентное развитие / physical culture / physical education / resourcefulness / competitiveness / health conservation / competitive development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Снежана Александровна Хазова, Светлана Николаевна Бегидова, Геннадий Юрьевич Лях, Виктор Михайлович Ляпин

В современной науке и практике существует подтверждённая необходимость в полноценной реализации возможностей физической культуры (во всех ее составляющих) для повышения качества профессионального образования посредством формирования важных личностных качеств, укрепления здоровья будущих специалистов, развития способностей к успешному функционированию в конкурентной среде. В рамках указанной проблематики в течение последних 30 лет выполняется достаточное количество разнопредметных исследований. Психолого-педагогический и социологический элементы указанного дискурса привели к становлению достаточно устойчивых представлений относительно конкурентных качеств личности, а также многообразия факторов становления конкурентоспособности. Обобщение исследований позволяет с высокой долей уверенности утверждать, что существует целый комплекс качеств, характеристик, свойств личности, с одной стороны, выступающих показателями ее физического, социального, психологического здоровья, с другой — являющихся необходимым условием либо индикатором развития конкурентоспособности. Логично, что если конкурентные качества и показатели здоровья человека взаимосвязаны, то и развивать их целесообразно и возможно сопряженно. Для проектирования и организации такого комплексного, конкуренто-развивающего и здоровьеформирующего образовательного процесса необходимо опираться на ряд научно-теоретических знаний, которые нуждаются в дополнении и конкретизации. Это определило цель настоящего исследования — теоретико-эмпирическое обоснование потенциальной ресурсности физической культуры для конкурентного развития личности субъектов образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Снежана Александровна Хазова, Светлана Николаевна Бегидова, Геннадий Юрьевич Лях, Виктор Михайлович Ляпин

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL EDUCATION AS A RESOURCE FOR COMPETITIVE PERSONAL DEVELOPMENT IN AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

In modern science and practice, there is a confirmed need for the full implementation of the capabilities of physical culture (in all its components) to improve the quality of vocational education through the formation of important personal qualities, strengthening the health of future specialists, and developing the ability to function successfully in a competitive environment. Within the framework of this issue, a sufficient number of different subject studies have been carried out over the past 30 years. The psychological, pedagogical and sociological elements of this discourse led to the formation of fairly stable ideas regarding the competitive qualities of an individual, as well as the variety of factors in the development of competitiveness. A generalization of research allows us to assert with a high degree of confidence that there is a whole complex of qualities, characteristics, and personality traits, on the one hand, which act as indicators of one’s physical, social, and psychological health, and on the other hand, which are a necessary condition or indicator of the development of competitiveness. It is logical that if competitive qualities and human health indicators are interconnected, then it is advisable and possible to develop them in tandem. To design and organize such a complex, competitive, developmental and health-forming educational process, it is necessary to rely on a number of scientific and theoretical knowledge that needs to be supplemented and specified. The above determined the purpose of this study a theoretical and empirical substantiation of the potential resourcefulness of physical culture for the competitive development of the personality of subjects of education.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК РЕСУРС КОНКУРЕНТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ

УДК 796.011:[316.612:37.013] ББК 75.1:74.200.23 Ф 50

001: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-89-95

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК РЕСУРС КОНКУРЕНТНОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

(Рецензирована)

Снежана Александровна ХАЗОВА

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия зпк11агоуа@дтаН. сот, Ьирз://огас1. огд/0000-0002-5652-6269

Светлана Николаевна БЕГИДОВА

ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», Майкоп, Россия ЬедШоуазп@таН.ги, Ь№рз://огас1. огд/0000-0002-2986-4270

Геннадий Юрьевич ЛЯХ

ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет», Краснодар, Россия 1уа11_депа@Ьк.ги, Ьирз://огас1. огд/0000-0002-2296-8421

Виктор Михайлович ЛЯПИН

ФГБОУ ВО «Российский государственный университет правосудия», Краснодар, Россия LypVik@mail.ru, https://orcid.org 0000-0002-5270-7783

Аннотация. В современной науке и практике существует подтверждённая необходимость в полноценной реализации возможностей физической культуры (во всех ее составляющих) для повышения качества профессионального образования посредством формирования важных личностных качеств, укрепления здоровья будущих специалистов, развития способностей к успешному функционированию в конкурентной среде. В рамках указанной проблематики в течение последних 30 лет выполняется достаточное количество разнопредметных исследований. Психолого-педагогический и социологический элементы указанного дискурса привели к становлению достаточно устойчивых представлений относительно конкурентных качеств личности, а также многообразия факторов становления конкурентоспособности. Обобщение исследований позволяет с высокой долей уверенности утверждать, что существует целый комплекс качеств, характеристик, свойств личности, с одной стороны, выступающих показателями ее физического, социального, психологического здоровья, с другой — являющихся необходимым условием либо индикатором развития конкурентоспособности. Логично, что если конкурентные качества и показатели здоровья человека взаимосвязаны, то и развивать их целесообразно и возможно сопряженно. Для проектирования и организации такого комплексного, конкуренто-развивающего и здоровьеформирующего образовательного процесса необходимо опираться на ряд научно-теоретических знаний, которые нуждаются в дополнении и конкретизации. Это определило цель настоящего исследования — теоретико-эмпирическое обоснование потенциальной ресурсности физической культуры для конкурентного развития личности субъектов образования.

Ключевые слова: физическая культура, физическое воспитание, ресурсность, конкурентоспособность, здоровьесбережение, конкурентное развитие.

Для цитирования: Физическая культура как ресурс конкурентного развития личностив образовательной среде / С.А. Хазова, С.Н. Бегидова, Г.Ю. Лях [и др.] // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер.: Педагогика и психология. 2023. Вып. 4(328). — С. 89-95. 001: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-89-95.

ORIGINAL RESEARCH PAPER

PHYSICAL EDUCATION AS A RESOURCE FOR COMPETITIVE PERSONAL DEVELOPMENT IN AN EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Snezhana A. KHAZOVA

Kuban State University, Krasnodar, Russia snkhazova@gmail. com, https://orcid. org/0000-0002-5652-6269

Svetlana N. BEGIDOVA

Adyghe State University, Maykop, Maykop, Russia begidovasn@mail.ru, https://orcid. org/0000-0002-2986-4270

Gennady Yu. LYAKH

Kuban State University, Krasnodar, Russia lyah_gena@bk.ru, https://orcid. org/0000-0002-2296-8421

Viktor M. L YAP IN

Russian State University of Justice, Krasnodar, Russia LypVik@mail.ru, 0000-0002-5270-7783

Abstract. In modern science and practice, there is a confirmed need for the full implementation of the capabilities of physical culture (in all its components) to improve the quality of vocational education through the formation of important personal qualities, strengthening the health of future specialists, and developing the ability to function successfully in a competitive environment. Within the framework of this issue, a sufficient number of different subject studies have been carried out over the past 30 years. The psychological, pedagogical and sociological elements of this discourse led to the formation of fairly stable ideas regarding the competitive qualities of an individual, as well as the variety of factors in the development of competitiveness. A generalization of research allows us to assert with a high degree of confidence that there is a whole complex of qualities, characteristics, and personality traits, on the one hand, which act as indicators of one's physical, social, and psychological health, and on the other hand, which are a necessary condition or indicator of the development of competitiveness. It is logical that if competitive qualities and human health indicators are interconnected, then it is advisable and possible to develop them in tandem. To design and organize such a complex, competitive, developmental and health-forming educational process, it is necessary to rely on a number of scientific and theoretical knowledge that needs to be supplemented and specified. The above determined the purpose of this study - a theoretical and empirical substantiation of the potential resourcefulness of physical culture for the competitive development of the personality of subjects of education.

Keywords: physical culture, physical education, resourcefulness, competitiveness, health conservation, competitive development.

For citation: Khazova S.A., Begidova S.N., Lyakh G. Yu., Lyapin V.M. Development in an educational environment // Bulletin of the Adyghe State University. Ser.: Pedagogy and Psychology. 2023. Issue 4 (328). P. 89-95. DOI: 10.53598/2410-3004-2023-4-328-89-95.

Актуальность и теоретические основы исследования. Государством заданы векторы развития образования в направлении подготовки конкурентоспособных граждан, характеризующихся устойчивым здоровьем. Ответом научного сообщества на государственный заказ являются исследования, в том числе в области педагогических, социальных, психологических и др. основ проектирования образовательных процессов, обеспечивающих конкурентное развитие и здоровьесбе-режение субъектов. Одним из направлений таких исследований является изучение возможностей разных учебных предметов, видов и форм образовательной деятельности в достижении указанных результатов обучения и воспитания. В частности, уже в 21 веке выполняются исследования, соответствующие предмету данной работы [1-5] либо близкие по проблематике [6-10], в которых обосновано прямое

и / или опосредованное детерминирующее значение здоровья и здоровьесбере-жения (здоровьесозидания) для становления конкурентоспособности человека Отечественными учеными (Н.П. Абаскаловой, В.К. Бальсевичем, В.Н. Курысем, Л.И. Лубышевой, К.Д. Чермитом и мн. др.) доказана важность здорового образа жизни

не только для поддержания и совершенствования здоровья, но и для прогрессивного, социального и профессионального развития личности; раскрыта необходимость и способы оптимизации двигательной активности личности средствами физической культуры как условия поддержания здоровья и, следовательно, развития важных характеристик личности, в том числе включенных в состав конкурентных качеств. Большая часть исследований выполнена преимущественно в контексте создания оздоровительной среды образовательной организации, здоровьесберега-ющей организации физического воспитания обучающихся и т.п. (Л.А. Емельяновой, И.М. Ильковской, В.А. Курманаевским, Г.К. Максимовым В.И. Шаповаловым и мн. др.). Вопросы формирования конкурентоспособной личности в системе современного образования рассмотрены достаточно широко, но преимущественно обособленно от вопросов здоровьесбережения. Данных, освещающих теорию и практику организации физического воспитания студентов, обеспечивающего формирование их конкурентоспособности за счет поддержания и укрепления здоровья на основе создания физкультурно-оздоровительной среды учебного заведения, нами обнаружено не было. В современной науке не имеется достаточного количества исследований в области проектирования содержания образовательной деятельности, комплексно гарантирующего сохранение и укрепление здоровья и формирование конкурентных качеств обучающихся.

Таким образом, определение теоретических, методологических, содержательно-методических и организационных основ использования ресурсов физической культуры для обеспечения конкурентного развития личности в образовательной среде актуализируется следующими основаниями: недостаточностью знаний относительно сопряженного развития конкурентных качеств и показателей здоровья человека на фоне выраженной общественно—государственной потребности в воспитании здоровых конкурентоспособных граждан; прямой или косвенной обоснованностью высокого потенциала физической культуры в сохранении и совершенствовании здоровья обучающихся, в развитии ряда конкурентных качеств личности (морально-волевых, организационных, коммуникативных и др.), но дифференци-рованностью знаний относительно его практического использования для формирования личностной конкурентоспособности и укрепления здоровья обучающихся; педагогической необходимостью организации в вузе физического воспитания студентов, обеспечивающего здоровьесберегающее совершенствование их конкурентоспособности на фоне недостаточной системности знаний относительно ресурсов физической культуры для обеспечения системного решения задач конкурентного развития и здоровьесозидания субъектов образования.

Цель и методология исследования. Целью проведенного исследования стало теоретико-эмпирическое обоснование потенциальной ресурсности физической культуры для конкурентного развития личности субъектов образования. Достижение цели осуществлялось путем последовательного решения задач: обобщения научных знаний относительно конкурентных качеств личности, их связи с показателями здоровья человека; конкретизации функций, средств, содержательных компонентов физической культуры в аспекте их конкуренто-развивающего потенциала; систематизации и описания ресурсов физической культуры, потенциально действенных для конкурентного развития личности в образовательной среде.

Проведение исследования в соответствии с поставленными задачами базировалось на теоретических положениях, как относящихся к области фундаментальных знаний теории и методики физической культуры и спорта, так и являющихся результатами собственных изысканий, получивших экспериментальное подтверждение, изложенных в ранее опубликованных статьях авторов. В контексте данной работы ключевыми результатами предыдущих исследований стали нижеследующие.

1. Представления: о конкурентоспособности как личностном качестве, отражающем мотивационно-ценностную, эмоционально-волевую, когнитивно-практическую готовность (актуальную и потенциальную) человека к успешному взаимодействию с субъектами конкурентных взаимодействий, к победе в конкурентной борьбе за счет эффективного использования собственных личностных ресурсов, востребованных конкретной ситуацией социального взаимодействия или профессиональной деятельности; о содержании конкурентоспособности как совокупности конкурентных качеств и о правомерности принятия следующего варианта состава данной совокупности: конкурентная (соревновательная) установка; принятие конкурентных взаимоотношений как социально-профессиональной нормы; стремление к достижению успеха; способность актуализировать личностный ресурс; опыт конкурентных взаимодействий. Эти положения легли в основу предположения о принципиальной возможности использования средств, методов, организационных форм физической культуры для конкурентного развития личности.

2. Эмпирические данные о наличии сильных положительных корреляционных связей между вышеназванными конкурентными качествами и определенными показателями здоровья человека: физического (устойчивая работоспособность, хорошее самочувствие, нормальное физическое развитие, хорошая физическая подготовленность, устойчивость к болезням), психического (эмоциональная позитивность, познавательная активность, адекватная самооценка, самоконтроль), психологического (эмоциональная устойчивость, субъективное благополучие, ориентация на саморазвитие, ориентация на самоактуализацию), социального (коммуникативность, креативность, социальная активность, морально-нравственные качества). Это положение позволило предположить возможность опосредованного влияния на развитие конкурентных качеств через воздействие на показатели здоровья средствами физической культуры.

3. Научный базис, раскрывающий сущность, виды, цели и задачи, формы физической культуры, средства и методы, организационные формы физического воспитания; их воздействие на физиологические, психологические, социальные характеристики и качества личности; детализированные знания по вопросам принципов и способов отбора содержания физического воспитания в контексте достижения заданных результатов развития личности, основ эффективной реализации этого содержания в рамках целостного образовательного процесса. Данный блок теоретических оснований позволил непосредственно определить контекст сущностной, содержательной и методической ресурсности физической культуры для конкурентного развития субъектов образования [2, 6, 11-15].

Исследование проводилось с использованием теоретических методов анализа, обобщения, конкретизации, систематизации и эмпирического метода экспертной оценки. Метод экспертной оценки применялся с целью получения компетентного подтверждения обоснованности, логичности, правомерности теоретических выводов. Экспертную группу составили представители научно-педагогического сообщества, изучающие проблемы физической культуры как социальной системы, физического воспитания как педагогического процесса, реализации социокультурных и общепедагогических функций физической культуры в процессе физического

воспитания (всего 40 человек, включая 15 докторов педагогических наук, 25 кандидатов педагогических наук).

Результаты исследования. Итогом аналитической проведенной работы, обобщения, конкретизации и систематизации информации стало теоретическое определение положений, раскрывающих ресурсность физической культуры для конкурентного развития личности субъектов образования. Данные положения проверены и подтверждены методом экспертной оценки; группе специалистов было предложено оценить свое согласие (несогласие) с каждым сформулированным пунктом:

— физическая культура по своим сущностным характеристикам, включая цели, задачи, функции, особенности межличностного взаимодействия и пр., обладает возможностями позитивно влиять на конкурентное развитие личности участников физкультурно-спортивной деятельности;

— влияние физической культуры на развитие личности обеспечивается положительным воздействием ее средств и методов на психофизиологические характеристики, морально-нравственные и социально-коммуникативные качества, а также на показатели здоровья человека;

— «проводником» ресурсов физической культуры для конкурентного развития личности субъектов образования выступает процесс физического воспитания;

— конкуренто-разивающим потенциалом обладают виды физической культуры (гигиеническая, рекреативная, профессионально-прикладная, оздоровительная, спорт), направления (общеподготовительное, профессионально-прикладное, спортивно-ориентированное и др.), формы (учебные, внеучебные) и разделы (теоретический, практический) физического воспитания как организованного педагогического процесса;

— ведущими инструментами конкуренто-развивающего воздействия физической культуры на субъектов образования являются физические упражнения (комплексного воздействия; направленного воздействия на совершенствование функционирования отдельных систем организма; развитие конкретных двигательных качеств и способностей; повышение иммунитета и пр.) как главные средства физического воспитания;

— действенность использования физических упражнений для конкурентного развития личности субъектов образования обеспечивается целесообразным отбором и реализацией методов физического воспитания, наиболее эффективными из которых являются игровой и соревновательный методы.

Результаты проведенной экспертизы выявили преимущественное согласие специалистов с теоретическими положениями: интервал утвердительных ответов составил 77,5%-92,5%; согласованность мнений по величине коэффициента конкор-дации равнялась в среднем 0,87.

Выводы. Ресурсность физической культуры для конкурентного развития личности субъектов образования заключается в возможности использования средств, методов, организационных форм физической культуры в процессе физического воспитания с целью прямого или косвенного положительного воздействия на качества и характеристики — детерминанты конкурентоспособности. Прямое влияние физического воспитания на формирование конкурентоспособности субъектов образования заключается непосредственно в совершенствовании конкурентных качеств. Опосредованное влияние осуществляется через улучшение показателей физического, психического, социального, психологического здоровья, выступающих факторами развития конкурентоспособности.

Потенциальная эффективность конкуренто-развивающего процесса физического воспитания определяется:

— ориентированностью его сущностных характеристик (целей и задач, функций и принципов, взаимоотношений участников физкультурно-спортивной деятельности) на развитие конкурентных качеств или качеств, сопряженных с ними, прежде всего, на показатели здоровья человека;

— наличием дидактического инструментария (средств и методов физического воспитания, формирования здорового образа жизни студентов) для целенаправленного, прямого или опосредованного, развивающего воздействия на конкурентные качества личности;

— разнообразием форм, направлений и содержания физкультурно-спортивной деятельности, позволяющим организовать конкуренто-развивающий образовательный процесс в вузе.

Поскольку наличие ресурсов — не является гарантией эффективной организации какого-либо процесса, требуется поиск и обоснование конкретных условий, а также средств и способов использования имеющихся потенциальных возможностей, заложенных в физической культуре, для практического решения проблемы сопряженного конкурентного развития и здоровьесбережения субъектов образования.

Примечания:

1. Барханская Е.В. Роль здоровьесберегающих технологий в современном образовании // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013.№10-2. С. 147-149.

2. Воскрекасенко O.A., Парамошкин А.Р. Физическое воспитание студентов в системе профессиональной подготовки в высшей школе: недостатки организации и пути их преодоления // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6.URL: https://science-education.ru/ ru/article/view?id=31143 (дата обращения: 12.10.2023).

3. Деньгуб Н.Л. Опыт формирования здорового образа жизни школьников и повышения их конкурентоспособности через систему физического воспитания.URL:http://gigabaza.ru/ doc/166926. html

4. Казаченок Ю.В. Направленность на здоровый образ жизни как составляющая конкурентоспособности будущих экономистов // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2011. №13. С.52-55.

5. Синицын С.Е. Конкурентоспособность и физическая культура. URL:http://arbir.ru/ articles/a_3389.htm

6. Гоуздев А.Н. Формирование личностно-творческого компонента профессиональной культуры инженера средствами физического воспитания: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. Тамбов, 2008. 245 с.

7. Масалимов Р.Н. Развитие личности студента в условиях экстремального физического воспитания // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 20-летию факультета физической культуры и спорта Нижневартовского государственного университета. Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та, 2015. С. 166-170.

8. Митина Л.М. Психология профессионально-карьерного развития личности. М.; СПб.: Нестор-История, 2019.396 с.

9. Тихонова В.К. Формирование готовности студентов вуза к физическому самовоспитанию: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. М., 2000. 165 с.

10. Шишин А.Г. Формирование личности старших подростков в условиях учебно-тренировочного процесса. URL: https://www.centr-delfin.ru

11. Бояркина Е.А. Физическое воспитание — фактор здоровьесберегающей образовательной среды // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2016. №2. С. 59-62.

12. Гелецкий В.М. Теория физической культуры и спорта:учеб. пособие. Красноярск: ИПК СФУ, 2008. 342 с.

13. Лубышева Л.И., Бальсевич В.К. Спортивно-ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты // Теория и практика физической культуры. 2019. №5. С. 19.

14. Пятахин A.M., Калмыков С.А., Пауткин A.B. Применение дифференцированного подхода на занятиях по физическому воспитанию студентов.URL:http://www.tsutmb.ru/nauka/ internet-konferenci i/2017/8-prep-vysshey-shkoly/9/pytahin.pdf.

15. Чермит К.Д., Заболотний А.Г., Мирза М.Ю. Научно-методические основы системы спортивно-направленного физического воспитания студентов высших учебных заведений // Наука: комплексные проблемы. 2018. №1(11). С. 18-26.

References:

1. Barkhanskaya E.V. The role of health-saving technologies in modern education 11 Actual problems of the humanities and natural sciences. 2013. No. 10-2. P. 147-149.

2. Voskrekasenko O.A., Paramoshkin A.R. Physical education of students in the system of professional training in higher school: disadvantages of organization and ways to overcome them // Modern problems of science and education. 2021. No. 6. URL: https://science-education.ru/ru/ article/view?id=31143 (access date: 12.10.2023).

3. Dengub N.L. Experience of the formation of schoolchildren's healthy lifestyle and increase of their competitiveness by means of the physical education system. URL:http://gigabaza.ru/ doc/166926.html

4. Kazachenok Yu.V. Orientation on the healthy way of life as a constituent part of future economists' competitiveness 11 Bulletin of the South Ural State University. Ser.: Education. Pedagogical sciences. 2011. No. 13. P. 52-55.

5. Sinitsyn S.E. Competitiveness and physical culture. URL: http://arbir.ru/articles/a_3389.htm

6. Gruzdev A.N. Formation of the personal and creative component of an engineer's professional culture by means of physical education: Diss, for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.08. Tambov, 2008. 245 pp.

7. Masalimov R.N. Development of a student's personality in conditions of extreme physical education 11 Perspective directions in the field of physical culture, sports and tourism: materials of the V All-Russian scient. and pract. conf. with international participation, dedicated to the 20th anniversary of the Faculty of Physical Culture and Sports of Nizhnevartovsk State University. Nizhnevartovsk: Nizhnevartovsk University Publishing house, 2015. P. 166-170.

8. Mitina L.M. Psychology of professional and career development of personality. M.; SPb.: Nestor-Istoriya, 2019. 396 pp.

9. Tikhonova V.K. Formation of university students' readiness for physical self-education: Diss, for the Cand. of Pedagogy degree: 13.00.04. M., 2000. 165 pp.

10. Shishin A.G. Formation of the personality of older adolescents in the conditions of the educational and training process. URL:https://www.centr-delfin.ru

11. Boyarkina E.A. Physical education as a factor in the health-preserving educational environment 11 Human health, theory and methodology of physical culture and sports. 2016. No. 2. P. 59-62.

12. Geletsky V.M. Theory of physical culture and sports: a manual. Krasnoyarsk: IPK SFU, 2008. 342 pp.

13. Lubysheva L.I., Balsevich V.K. Sports-oriented physical education: educational and social aspects // Theory and practice of physical culture. 2019. No. 5. P. 19.

14. Pyatakhin A.M., Kalmykov S.A, Pautkin A.V. Application of a differentiated approach in physical education classes for students. URL:http://www.tsutmb.ru/nauka/internet-konferencii/2017/8-prep-vysshey-shkoly/9/pytahin.pdf.

15. Chermit K.D., Zabolotniy A.G., Mirza M.Yu. Scientific and methodological foundations of the system of sports-oriented physical education of students of higher educational institutions //Science: complex problems. 2018. No. 1(11). P. 18-26.

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 16.10.2023; одобрена после рецензирования 16.11.2023; принята к публикации 30.11.2023.

The authors declare no conflicts of interests.

The paper was submitted 16.10.2023; approved after reviewing 16.11.2023; accepted for publication 30.11.2023.

© Хазова C.A., Бегидова C.H., Лях Г.Ю., Ляпин В.М., 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.