Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЪЕКТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЪЕКТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
213
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОЕКТ СТРАТЕГИИ-2030 / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / STRATEGIC PLANNING / DRAFT STRATEGY-2030 / HUMAN CAPITAL / MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Таймазов Владимир Александрович, Таймазов Александр Владимирович, Никитин Сергей Александрович, Корольков Евгений Поликарпович

Состоявшееся 6 мая 2020 года совместное заседание Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по физической культуре и популяризации здорового образа жизни и Общественного совета при Минспорте России по вопросу: «Общественное обсуждение Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года» раскрыло остроту накопившихся проблем, противоречий и ошибок в формировании системы управления физической культурой и спортом в РФ на современном этапе. Проведя исследование исторических документов, законодательства и нормативно-правовых документов, авторы раскрывают суть принятых решений через призму истории теории физической культуры и спорта, роли физической культуры в образовательном процессе, формировании человеческого капитала и экономике России, влияния физической культуры на развитие современной формы спортивной системы управления в России, допущенных просчетов в правовом регулировании сферой физической культуры и спорта и предлагают практические решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Таймазов Владимир Александрович, Таймазов Александр Владимирович, Никитин Сергей Александрович, Корольков Евгений Поликарпович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL CULTURE AS THE BASIS FOR FORMATION OF HUMAN CAPITAL IN THE RUSSIAN FEDERATION AND OBJECT OF THE MANAGEMENT SYSTEM

The joint meeting of the Commission of the Public Chamber of the Russian Federation on Physical Culture and the Promotion of a Healthy Lifestyle and the Public Council under the Ministry of Sports of Russia on May 6, 2020 on the issue: “Public discussion of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation until 2030” revealed the severity of the accumulated problems, contradictions and errors in the formation of the physical culture and sports management system in the Russian Federation at the present stage. By conducting a study of historical documents, legislation and regulatory documents, the authors reveal the essence of the decisions made through the prism of the history of the theory of physical culture and sports, the role of physical culture in the educational process, the formation of human capital and the Russian economy, the influence of physical culture on the development of the modern form of sports management system in Russia, miscalculations made in the legal regulation of the sphere of physical education and sports and offer practical solutions.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЪЕКТ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ»

кая, С.М. Носов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 312317.

REFERENCES

1. Vovk, S.I. (2001), "Features of long-term dynamics of training", Theory and practice of physical culture, No. 2, pp. 28-31.

2. Volkov, N.I. (1967), "Biochemical bases of endurance of the athlete", Theory and practice of physical culture, No. 4, pp. 19-26.

3. Zatsiorsky, V.M. (2009), Physical qualities of an athlete: fundamentals of theory and methods of education, Soviet sport, Moscow.

4. Pukhovskaya, M.N. (2019), "Formation of anti-doping culture in the University space", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 10 (176), pp. 283-287.

5. Stolyar, L. M., Stolyar, K.E. and Babenov, I.A. (2019), "Social phenomenon of veteran sports", Physical culture: upbringing, education, training, No. 1, pp. 9-10.

6. Stolyar, L.M. (2016). "Study of the socio-psychological characteristics of athletes7", Innovations and traditions in modern physical education, proceedings of the International scientific and practical conference, Moscow, pp. 100 -111.

7. Stolyar, K.E., Stolyar, L.M., and Babenov, I.A. (2017). "Prospects for conducting Russian comprehensive research", News of Tula state University. Physical Culture. Sport, No. 1, pp. 201-207.

8. Stolyar, K. E. and Stolyar, L. M. (2015), ""Strategy of development of Fkis" and achievable direction of joint activity of athletes of senior age groups", News of the Tula state University. Physical Culture. Sport, No. 3, pp. 147-154.

9. Stolyar, K.E. and Stolyar, L.M. (2015), "The Phenomenon of the mating activities of athletes in older age groups", Modern problems of sport, physical culture and physical rehabilitation: materials of the II international scientific-practical conference, Donetsk, pp. 339-347.

10. Shutova, T.N., Stolyar, K.E., Kuzmin, M.A., tysotskaya, T.P. and Nosov, S.M. (2018), "Model of socio-psychological adaptation of highly qualified athletes in the post-competitive period of life", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (161), pp. 312-317.

Контактная информация: Persona200@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.05.2020

УДК 796.011

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЪЕКТ

СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

Владимир Александрович Таймазов, доктор педагогических наук, профессор, Александр Владимирович Таймазов, кандидат экономических наук, доцент, Сергей Александрович Никитин, кандидат педагогических наук, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Евгений Поликарпович Корольков, Директор образовательной программы «Эффективный менеджмент и экономика организации в сфере физической культуры и спорта», Высшая Экономическая школа Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Аннотация

Состоявшееся 6 мая 2020 года совместное заседание Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по физической культуре и популяризации здорового образа жизни и Общественного совета при Минспорте России по вопросу: «Общественное обсуждение Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года» раскрыло остроту накопившихся проблем, противоречий и ошибок в формировании системы управления физической культурой и спортом в РФ на современном этапе. Проведя исследование исторических документов, законодательства и нормативно-правовых документов, авторы раскрывают суть принятых решений

через призму истории теории физической культуры и спорта, роли физической культуры в образовательном процессе, формировании человеческого капитала и экономике России, влияния физической культуры на развитие современной формы спортивной системы управления в России, допущенных просчетов в правовом регулировании сферой физической культуры и спорта и предлагают практические решения.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, стратегическое планирование, проект стра-тегии-2030, человеческий капитал, система управления.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.5.p424-430

PHYSICAL CULTURE AS THE BASIS FOR FORMATION OF HUMAN CAPITAL IN

THE RUSSIAN FEDERATION AND OBJECT OF THE MANAGEMENT SYSTEM Vladimir Alexandrovich Taymazov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alexander Vladimirovich Taymazov, the candidate of economical sciences, senior lecturer, Sergey Alexandrovich Nikitin, the candidate of pedagogical sciences, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Evgeny Polikarpovich Korolkov, Director of the educational program "Effective Management and Organization Economics in the Field of Physical Culture and Sports", Higher School of Economics of St. Petersburg State

University of Economics

Abstract

The joint meeting of the Commission of the Public Chamber of the Russian Federation on Physical Culture and the Promotion of a Healthy Lifestyle and the Public Council under the Ministry of Sports of Russia on May 6, 2020 on the issue: "Public discussion of the Strategy for the Development of Physical Culture and Sports in the Russian Federation until 2030" revealed the severity of the accumulated problems, contradictions and errors in the formation of the physical culture and sports management system in the Russian Federation at the present stage. By conducting a study of historical documents, legislation and regulatory documents, the authors reveal the essence of the decisions made through the prism of the history of the theory of physical culture and sports, the role of physical culture in the educational process, the formation of human capital and the Russian economy, the influence of physical culture on the development of the modern form of sports management system in Russia, miscalculations made in the legal regulation of the sphere of physical education and sports and offer practical solutions.

Keywords: physical culture and sport, strategic planning, draft strategy-2030, human capital, management system.

Выдающимся ученым Петром Францевичем Лесгафтом в конце позапрошлого столетия были заложены педагогические, медицинские, естественнонаучные, гуманитарные и культурные основы физической культуры, осуществляя «величайшей важности задачу: подготовку необходимых педагогических кадров для организации на научных основах физического образования и воспитания детей школьного возраста». В 1898 году к преподаваемым предметам анатомии, химии, механике, физиологии, теории движений, истории физического воспитания, гигиене и практическим занятиям играми и физическими упражнениями он прибавил еще математику, физику, психологию, педагогику, фрёбелев-ские занятия, ручной труд, черчение, рисование и пение [3].

С 1896 года до 2011 года основоположниками Лесгафтом П.Ф., Бутовским А.Д., Дюперроном Г.А., их соратниками и продолжателями такими как: Бернштейн Н.А., Гран-тынь К.Х., Новиков А.Д., Янанис С.В., Набатникова М.Я., Озолин Н.Г., Тер-Ованесян А.А., Филин В.П., Пономарев Н.И., Ашмарин Б.А., Матвеев Л.П., Кузнецов В.В., Воробьев А.Н., Суслов Ф.П., Бальсевич В.К., Верхошанский Ю.В., Зациорский В.М., Годик М.А., Платонов В.Н., Лях В.И., Силуянов В.Н., Курамшин Ю.Ф., Иссурин В.Б., Ники-тушкин В.Г., Матвеев А.П. и многие другие, кропотливо создавалась передовая теория,

методология и практика физической культуры и система физической культуры и спорта.

За этот период были сформированы системы физического воспитания, образования, здоровья и спорта входящие в единую систему управления физической культурой и спортом в СССР, охватывающей все отрасли народного хозяйства, развивающей образовательное пространство физической культуры в самых разных сферах жизни человека и его присутствие в отраслях экономики. Был создан человеческий капитал, потенциал которого позволил ответить на крупнейшие вызовы современности: индустриализация 1929-1941 гг., Великая отечественная война 1941-1945 гг., послевоенное строительство, включая крупнейшие инфраструктурные «стройки века», социализацию народа и интенсивный рост демографических показателей (например, с 1959 года население РСФСР к 1991 году увеличилось со 117 млн. человек до 148,3 млн. человек).

Ключевым фактором успеха этой системы управления явился переход от внебюджетного процесса обеспечения к бюджетному, на рубеже 1917 года, и единство исполнительного управления, что ставит вопрос о параметрах создания перспективной модели управления на современном этапе XXI века.

Президентом Российской Федерации в 2018 году поставлена задача прорывного научно-технологического и социально-экономического развития Российской Федерации, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека (Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.»).

Достижение этих национальный целей и решение стратегических задач развития Российской Федерации в значительной степени обусловлено необходимостью формирования высокого качества человеческого капитала, обеспечивающего на должном уровне их решение, в том числе средствами и методами физического воспитания (которые играют одну из главных ролей).

В целях обеспечения межведомственного подхода в развитии физической культуры и спорта Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 апреля 2019 года даны поручения о включении в паспорта национальных проектов по направлениям «Демография», «Здравоохранение», «Образование», «Жилье и городская среда» и «Наука» мероприятий (предусмотрев их финансовое обеспечение), направленные на достижение результатов в области физической культуры и спорта и проработать вопросы о включении таких мероприятий в национальную программу «Цифровая экономика Российской Федерации» (в полном объеме до настоящего времени не выполнено).

Важно отметить, что основным социальным институтом, в задачи которого должны входить вопросы физического воспитания и образования, является образование. По данным государственной статистики в 2019 году дошкольных организациях занималось 7,6 млн. детей, 16,6 млн. школьников, в профессиональных образовательных организациях 3,1 млн. человек и в высших учебных заведениях 4,1 млн. человек, что в целом составляет 31,4 млн. детей и молодежи (21,4% от общей численности населения в 146,8 млн. человек) (http://minobrnauki.gov.ru/ru/activity/stat/highed/index.php,

https://opendata.edu. gov.ru/opendata/, http ://gks.ru/folder/12781).

В связи с этим крайне важно обеспечить и высочайший уровень межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в области образования и спорта в области подготовки спортивного резерва. Как сказал Президент Российской Федерации В.В. Путин 23 мая 2017 г. на заседании Совета по спорту: «Наша цель - обеспечить конкурентоспособность юных атлетов, всего российского спорта, сохранить позиции лидеров по очень многим направлениям. Прежде всего необходимо обеспечить непрерывность подготовки спортивного резерва: от секций в школах до спортивных вузов, от дворовых команд до сборных страны. Программы дополнительного образования и стан-

дарты в спорте должны быть гармонично увязаны и подчинены общим требованиям, представлять собой единый педагогический процесс.» (http://kremlin.ru/events/councils/by-сотсП/8/54550 ).

Примечательно, что с 2011 года федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта проводится целенаправленная работа по созданию «отраслевой сети» организаций спортивной подготовки, не являющихся образовательными, и уставными задачами которых является выполнение государственного (муниципального) задания на оказание услуг по спортивной подготовке или договора на оказание услуг по спортивной подготовке в соответствии с программами спортивной подготовки.

Применимость термина «услуга» в отношении многолетнего учебно-тренировочного процесса спортивной подготовки является предметом отдельной дискуссии.

Важнейшей «поворотной точкой» в сломе сложившегося на протяжении XX века единого физкультурно-образовательного пространства стало принятие федерального закона от 6 декабря 2011 года № 412-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

В результате его принятия в том числе:

- по тексту Федерального закона от 7 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - отраслевой закон) все словосочетания «учебно-тренировочный» изменены на «тренировочный»;

- введено понятие федеральных стандартов спортивной подготовки, не являющихся образовательными;

- внесено изменение в пункт 10 статьи 2 отраслевого закона в соответствии с которым подготовка спортивного резерва, как дефиниция, из многолетнего целенаправленного учебно-тренировочного процесса по видам спорта в организациях различных организационно правовых форм, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта трансформирована в программу поэтапной подготовки физических лиц по виду спорта (спортивным дисциплинам), определяющую основные направления и условия спортивной подготовки на каждом ее этапе, разработанную и реализуемую организацией, осуществляющую спортивную подготовку, в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки;

- изменена система контроля за деятельностью таких организаций, соответствующие полномочия возложены на учредителей;

В настоящее время федеральным органом власти в области физической культуры и спорта эта реформа продолжается. О ее некоторых результатах стоит упомянуть отдельно.

В 2011-2020 годах на спорт высших достижений по разделу 11 бюджетной классификации спорт высших достижений затрачено 413, 3 млрд. бюджетных средств в ценах соответствующих лет (в 2011 г. - 17,7 млрд. рублей, в 2012 г. - 27,6 млрд. рублей, в 2013 г. - 49,6 млрд. рублей, в 2014 г. - 57,6 млрд. рублей, в 2015 г. - 56, 3 млрд. рублей, в 2016 г. -55,2 млрд. рублей, в 2017 г. - 85,0 млрд. рублей, в 2018 г. - 57, 7 млрд. рублей, 2019 г. -51,4 млрд. рублей)

(https://www.minfin.ru/ru/perfomance/budget/federal_budget/budgeti/2019/).

На систему подготовки спортивного резерва, численность которой в 2011-2019 гг. колебалась от 3,3 млн. человек до 3,2 млн. человек, что составляет лишь 10,2% от аналогичного вышеупомянутого показателя системы образования, было затрачено 900,2 млрд. рублей средств консолидированного бюджета в ценах соответствующих лет, без учета расходов в 2019 г. (в 2011 г. - 59,2 млрд. рублей, в 2012 г. - 67,9 млрд. рублей, в 2013 г. -78,6 млрд. рублей, в 2014 - 121,7 млрд. рублей, в 2015 г. - 128,7 млрд. рублей, в 2016 г. -132,1 млрд. рублей, в 2017 г. - 145,6 млрд. рублей, в 2018 г. - 166,4 млрд. рублей. Кроме того, в 2019 году на указанные цели затрачено 187,9 млрд. рублей

(http://minsport.gov.ru/sport/podgotovka/82/1452/).

Пункт 15.2 статьи 2 отраслевого закона устанавливает, что спортивный резерв -это лица, проходящие спортивную подготовку в целях включения их в состав спортивных сборных команд Российской Федерации.

Одним из основных стратегических целевых ориентиров, установленных в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 г. № 2009 г., является победа спортивной сборной команды России в неофициальном общекомандном зачете на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи (примечание 1), вхождение в тройку призеров на играх Олимпиад и Олимпийских зимних играх, а также победа в неофициальном общекомандном зачете на XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани (далее - Универсиады).

По итогам Олимпийских игр Россия соответственно занимала места в неофициальном командном зачете: в 2010 г.- 11 место, в 2012 г. - 4 место, в 2014 г. - 1 место (примечание 1), в 2016 г. - 4 место, 2018 г. - 13 место (примечание 2).

Примечание 1. В связи с известными решениями МОК, Спортивного арбитражного суда, а также в связи с планирующимися обжалованиями негативных решений, авторы выражают надежду на положительный исход дела и возврат Российской Федерации первого места в неофициальном общекомандном зачете на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года в г. Сочи.

Примечание 2. В связи с известными решениями МОК на XXIII Олимпийских зимних играх 2018 года в г. Пхенчхане члены олимпийской команды России выступали в качестве олимпийских спортсменов из России.

Спортивная сборная команда России уверенно победила в неофициальном общекомандном зачете Универсиады, завоевав 155 золотых, 75 серебряных и 62 бронзовых награды, опередив ближайшего соперника - Китай, в «копилке» которого 26 золотых, 29 серебряных и 22 бронзовых наград. При этом необходимо отметить, что Универсиада, являясь значимым и массовым международным спортивным мероприятиям, не является спортивным турниром наивысшего уровня.

В результате приведенных данных сделать вывод об эффективном расходовании бюджетных средств в части достижения поставленных в 2009 г. государственных задач в области спорта высших достижений (с учетом деятельности системы подготовки спортивного резерва) не представляется возможным.

Прекрасно понимая необходимость нормализации ситуации в области подготовки спортивного резерва, усилению педагогической роли тренера, обеспечения должной уровня взаимосвязи сфер физической культуры, спорта и образования, член Совета по спорту, Герой Труда Российской Федерации, президент Всероссийской федерации художественной гимнастики И. А. Винер-Усманова в статусе руководителя рабочей группы по подготовке заседания Совета 27 марта 2019 г. докладывала Главе государства по данному вопросу (http://kremlin.rU/events/councils/by-council/8/60152), по итогам заседания Президентом России даны соответствующие поручения (http://kremlin.ru/acts/assignments/orders/60467).

В рамках совместного заседания Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по физической культуре и популяризации здорового образа жизни и Общественного совета при Минспорте России были подробно рассмотрены и утверждены подходы к реализации указанных поручений Президента России (протокол от 9 июля 2019 г. №1, (http://www.minsport.gov.ru/function/wp-content/uploads/2019/07/Протокол-по-итогам-совместного-заседания-Комиссии-Оп-РФ-И.А.Винер-Усманова-и-ОС-при-Минспорте-РФ.pdf). В связи с тем, что данные задачи федеральным органом власти в сфере физической культуры и спорта решены не были, И.А. Винер-Усманова на заседании Совета по спорту 10 октября 2019 г. повторно обратила внимание Главы государства на значимость

данных вопросов (http://kremlin.ru/events/president/news/61771) и необходимость их решения.

6 мая 2020 г. состоялось совместное заседание Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по физической культуре и популяризации здорового образа жизни и Общественного совета при Минспорте России по вопросу: «Общественное обсуждение Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года», на котором И. А. Винер-Усманова обратила внимание руководства Минспорта России на необходимость исполнения ранее принятых решений в полном объеме и отражения соответствующих положений в проекте стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, разрабатываемой по поручению Президента России.

Исходя из вышеизложенного представляется целесообразным при разработке проекта стратегии:

- предусмотреть исполнение поручений Президента Российской Федерации в полном объеме, в том числе - по необходимости гармонизации законодательства о физической культуры и спорта и законодательства об образовании в целях обеспечения взаимосвязи, преемственности и единого методического сопровождения программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта, предусматривающих освоение этапов спортивной подготовки;

- дополнительно проанализировать положения Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - закон об образовании) и, в частности, пункта 6 статьи 67 «Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам», пунктов 1 и 2 статьи 75 «Дополнительное образование детей и взрослых», пункт 2 статьи 77 «Организация получения образования лицами, проявившими выдающиеся способности», статьи 84 «Особенности реализации образовательных программ в области физической культуры и спорта»;

- в целях повышения уровня ответственности образовательных организаций, массовости занимающихся, необходимо проанализировать положения статей 28 и 44 закона об образовании, которые устанавливают, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится лишь «создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом», при том, что «... Родители... обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка», а органы государственной власти «. оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития»;

- закрепить основы дальнейшего развития системы подготовки спортивного резерва на основе научных подходов, предлагаемых теорией физической культуры и спорта, как системы, реализующей непрерывный учебно-тренировочный процесс;

- обеспечить совершенствование федерального образовательного стандарта по направлению подготовки «Спорт» в целях обеспечения универсальности областей профессиональной деятельности выпускников, обеспечить утверждение соответствующих профессиональных стандартов «тренер-преподаватель».

Конечно, это большая работа и за один месяц ее не решить, потому что перспективная система физического воспитания, образования и здоровья должна быть сформирована с учетом достижений теории физической культуры начала XIX - конца XX веков, положительной практики советско-российского периодов, международного опыта и должна найти свое закрепление в проекте стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, разрабатываемой в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федера-

ции.

Для этого необходимо создание пилотного проекта на базе региона (или регионов, не более трех), имеющего сформированное нормативно-правое законодательство, включая утвержденную Стратегию социально-экономического развития, с главной задачей -разработка перспективной модели управления на основе научно-исследовательской работы с применением современных социально-экономических технологий в образовательном, спортивном и социальном процессах. Выработанная модель должна иметь гибкую систему управления с последующей декомпозицией, формированием трёхуровневого образовательного и физкультурно-спортивного пространства с учетом особенностей регионального развития Российской Федерации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дюперрон, Г. А. Теория физической культуры / Г. А. Дюперрон. - 3-е изд. - Ленинград : Кооперативное издательство «Время», 1930. - 621 с.

2. Леманова, П.В. Социальная политика в управлении развитием человеческого капитала : учебное пособие. - Москва : Издательский дом Академии Естествознания, 2016. - 228 с.

3. Шахвердов, Г.Г. Государственный институт физической культуры имени П.Ф. Лесгафта : очерки истории института / Г. Г. Шахвердов. - Ленинград : [б. и.], 1958. - 164 с.

4. Прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года / Минэкономразвития РФ // URL : https://base.garant.ru/70309010/ (дата обращения: 01.01.2020).

5. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р // URL : https://base.garant.ru/194365/ (дата обращения: 01.01.2020).

6. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года : распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009 N 1101-р // URL : https://base.garant.ru/196059/ (дата обращения: 01.01.2020).

7. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года : Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 // URL : https://base.garant.ru/71937200/ (дата обращения: 01.01.2020).

REFERENCES

1. Duperron, G.A. (1930), Theory of Physical Culture, Cooperative Publishing House "Time", Leningrad.

2. Lemanova, P.V. (2016), Social Policy in Managing the Development of Human Capital: textbook, Publishing House of the Academy of Natural Sciences, Moscow.

3. Shakhverdov, G.G. (1958), Lesgaft P.F. State Institute of Physical Culture. Essays on the history of the Institute, Leningrad.

4. Ministry of Economic Development of the Russian Federation (2018), Forecast of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2030, available at: https://base.garant.ru/70309010/.

5. Government of the Russian Federation (2008), Order of the of November 17, 2008 N 1662-r "On the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period until 2020", available at: https://base.garant.ru/194365/.

6. Government of the Russian Federation (2009), Order of the of 07.08.2009 N 1101-r "On approval of the Strategy for the development ofphysical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2020", available at: https://base.garant.ru/196059/.

7. President of the Russian Federation (2018), Decree of the of 05.05.2018 N 204 "On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024 ", available at: https://base.garant.ru/71937200/.

Контактная информация: korolkovzs@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.05.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.