REFERENCES
1. Popov, Y.A. (2007), The system of special training for highly qualified medium, long and extra-long distance runners, dissertation, Yaroslavl.
2. Savatenkov, V.A. and Yakimovich, V.S. (2015), "Analysis and evaluation of tactical action of the athletes in endurance race", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 130, No. 12, pp. 181-185.
3. Fatyanov, I.A. (2012), "Comparative analysis of the marathon performances of runners with high qualification in the largest competitions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 93, No. 11, pp. 122-126.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.05.2016
УДК 796.011
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ ПО РАЗВИТИЮ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РФ
Ольга Викторовна Савельева, доцент, Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Дина Росимовна Суркова, старший преподаватель, Самарский государственный экономический университет, (ФГБОУ ВО «СГЭУ»),
Самара
Аннотация
Представлены данные о проведении в России международных спортивных соревнований, анализируется вклад государства в развитие спортивной инфраструктуры и динамика финансовых вложений. Плановая политика по развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации вступила в активную фазу с 2008 года, после принятия решения о проведение на территории нашей страны зимней Олимпиады. И продолжается усиленными темпами в связи с предстоящим чемпионатом мира по футболу в 2018 году. Авторы отмечают, что кроме спортивной инфраструктурой большие средства вкладываются на развитие транспортной и городской инфраструктур, что способствует созданию качественно новых центров спортивной жизни в городах России.
Ключевые слова: спортивная инфраструктура, финансирование, стратегия, спортивные сооружения, регионы, целевая программа.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2016.05.135.p198-202
TO THE QUESTION ABOUT THE IMPLEMENTATION OF CULTURALLY-TARGETED PROGRAMS FOR DEVELOPMENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE RUSSIAN FEDERATION
Olga Viktorovna Savelyeva, the senior lecturer, Lidiya Aleksandrovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Dina Rosimovna Surkova, the senior teacher, Samara State University of Economics, Samara
Annotation
The article presents the data on conducting the international sporting events in Russia, the role of the state in the development of sports infrastructure and dynamics of the financial investments. The planned policy for the development of the physical culture and sports in the Russian Federation has entered the active phase since 2008, after the decision on the holding on the territory of our country of the winter Olympics. And it continues at a heightened pace in connection with the forthcoming football world Cup in 2018. The authors note that in addition to the sports infrastructure a lot of money has been invested in the development of the transport infrastructure that promotes the creation of the new centers of sporting life in the cities of Russia.
Keywords: sports infrastructure, funding, strategy, sports facilities, regions, target program.
Мы вступили в период глобальных перемен, особенно в использовании новых технологий и человеческих ресурсов. Быстрый рост интенсивности и информатизации жизнедеятельности, наукоёмкости труда, ставит в наши дни определенные требования, как к социальному, духовному и моральному воспитанию человека, так и к уровню модернизации инфраструктуры для развития всех сфер его жизнедеятельности человека.
Сейчас в государственной политике Российской Федерации расставлены приоритетные акценты в вопросах сбережения здоровья населения страны и, в первую очередь, укрепления здоровья подрастающего поколения.
Создаются условия, которые смогут обеспечить возможность для соблюдения здорового образа жизни и систематических занятий спортом среди детей и молодёжи. Это является базовой задачей Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года.
Чтобы выполнить эту задачу, нужна модернизация системы физического воспитания в образовательных учреждениях страны, а также развитие и обновление инфраструктуры спортивных объектов [6].
На сегодняшний день Российская Федерация является одним из лидеров международного спортивного движения, ареной проведения наиболее престижных и массовых международных спортивных мероприятий [9].
Всего в 2010-2020 годах Россия выступала, и будет выступать в качестве организатора более чем 30 крупнейших мероприятий, в числе которых соревнования глобального масштаба:
в г. Сочи, года),
2017 года,
- XXIX Всемирная зимняя универсиада 2019 года в г. Красноярске.
Большое внимание уделяется развитию спортивной инфраструктуры российских регионов. В этой связи большое количество международных спортивных соревнований проводиться в субъектах РФ, в частности в 2014 в Москве проведено - 96 мероприятий, Санкт-Петербург - 37, в Московской области - 33, в Краснодарском крае - 25, в Республике Татарстан - 27 [3].
Особое значение в связи с развитием регионального спорта приобретает оснащенность российских регионов необходимыми спортивными площадками и соответствующей инфраструктурой. По состоянию на апрель 2015 года в РФ функционирует 276 652 спортивных сооружений, среди них:
- сооружения для стрелковых видов спорта -7213 ед.;
- плавательные бассейны - 4956 ед.;
- лыжные базы - 2950 ед.;
- стадионы с трибунами на 1500 мест и более - 1959 ед.;
- крытые спортивные объекты с искусственным льдом - 537 ед.;
- гребные базы и каналы - 116 ед.;
- биатлонные комплексы - 47 ед.;
- велотреки, велодромы - 46 ед. [5].
XXVII Всемирная летняя универсиада 2013 года в г. Казани,
XXII Олимпийские зимние игры и XI Паралимпийские зимние игры 2014 года
этап чемпионата мира FIA «Формула-1» (проводится ежегодно, начиная с 2014
XVIII Сурдлимпийские зимние игры 2015 года в г. Ханты-Мансийске, Чемпионат мира по водным видам спорта 2015 года в г. Казани, Чемпионат мира по хоккею 2016 года в г. Москве и г. Санкт-Петербурге, Чемпионат мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубок конфедераций ФИФА
Обеспечение поддержания рабочего состояния такого количества спортивных сооружений, ввод новых объектов в эксплуатацию, особенно в связи с предстоящими крупными спортивными мероприятиями, требует значительных инвестиций, которые не всегда может обеспечить региональный или муниципальный бюджет. В частности, расходы на финансирование физической культуры и спорта в 2014 году составили 333 млрд. руб., из них из федерального бюджета 46,6 млрд. рублей (14%). На проведение спортивных мероприятий в 2014 году затрачено 35 млрд. рублей (из федерального бюджета 653,8 млн. рублей - 1,9%). Инвестиции на реконструкцию и строительство спортивных сооружений в 2014 году составили 79 млрд. руб. (из федерального бюджета 34 млрд. руб. -43%) Капитальный ремонт спортсооружений 14,8 млрд. руб. (из федерального бюджета 3,5 млрд. руб. - 23%) [1, с. 17].
С 2000 года происходит ежегодное расширение сети спортивных сооружений в среднем на 5 тыс. единиц. После 2012 года, когда вопросам развития физической культуры и спорта дан системный импульс, значительно расширена компетенция субъектов Российской Федерации, в том числе, в повышении обеспеченности спортивной инфраструктурой.
Только за 2012-2015 гг. введено в эксплуатацию и реконструировано более 33 тыс. объектов спорта, построено 20,8 тыс. плоскостных сооружений, 3 тыс. спортивных залов, 1,2 тыс. бассейнов.
Доля объектов спорта, адаптированных для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, составляет 25% из общего количества. В 2010 году этот показатель составлял 12,7%.
Из общего количества спортивных сооружений 80% находятся в муниципальной собственности, 9,6% - в собственности субъектов Российской Федерации, 4,4% - в федеральной собственности, 6% объектов спорта находятся в частной собственности. Кроме того, в сельской местности расположено 40% спортивных сооружений [2, с. 201].
Исходя из выше изложенного понятно, что основная нагрузка ложится, прежде всего, на муниципальный бюджет, который не всегда может справиться с этой задачей.
Поэтому большое значение приобретают средства, выделяемые по федеральным программам (ФЦП). В 2007-2014 годах в рамках реализации ФЦП наибольшее количество объектов спорта профинансировано в Приволжском федеральном округе - 215 сооружений. Далее следуют Центральный федеральный округ - 144 сооружения, Сибирский федеральный округ - 91 сооружение, Северо-Западный федеральный округ - 47 сооружений, Северо-Кавказский федеральный округ - 43 сооружения, Южный федеральный округ - 40 сооружений, Дальневосточный федеральный округ - 39 сооружений, Уральский федеральный округ - 26 сооружений [4].
В течение последних девяти лет правительство вкладывало бюджетные вливания в спортивное строительство размером 158 млрд. рублей. С помощью этих денег в 20072014 годах построили, реконструировали и ввели в эксплуатацию 50 из 60 тренировочных центров для нужд российской сборной, восемь из этих центров имеют федеральный статус.
В целом за период с 2007 года по настоящее время для нужд населения в России построены 276 универсальных залов, 67 плавательных бассейнов, 80 ледовых катков, 103 плоскостных сооружения, 91 многофункциональный спорткомплекс и 39 специализированных по виду спорта сооружений.
За этот отрезок времени было профинансировано строительство 707 спортивных объектов, 609 из которых уже введены в эксплуатацию [10].
Говоря о проекте новой Федеральной целевой программы, рассчитанной на 20162020 годы, общий объем ее финансирования составит 73,9 млрд. рублей. Часть выделенных средств - 65% (45 млрд. рублей) пойдет на строительство объектов спорта высших достижений, на массовый спорт направят— 8 млрд. рублей.
Отдельно были выделены 4,5 млрд. рублей, которые до 2020 года направят на обновление спортивной инфраструктуры двух новых субъектов Российской Федерации -Крыма и Севастополя [8].
В общем, на эти средства до 2020 года будут реализованы доступные населению объекты малого бюджета, где смогут тренироваться и резервы сборных команд.
Из всего вышесказанного, необходимо отметить, что плановая политика по развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации вступила в активную фазу с 2008 года, после принятия решения о проведение на территории нашей страны зимней Олимпиады. И продолжается усиленными темпами в связи с предстоящим чемпионатом мира по футболу в 2018 году, активное обновление спортивной инфраструктуры на территории страны в особенности в регионах, которые будут задействованы в период проведения данного чемпионата [7]. Следует отметить, что кроме спортивной инфраструктурой большие средства вкладываются на развитие транспортной и городской инфраструктур, что способствует созданию качественно новых центров спортивной жизни в городах России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алянов, Ю.Н. Приоритеты государства в финансировании физической культуры и спорта / Ю.Н. Алянов, З.Х. Низаметднова, Й. Полишкене // Перспективные направления социально-экономического развития России: материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Москва : ООО «Научный консультант», 2015. - С. 15-19.
2. Демянчук С.Н. Роль государственных инвестиций в физическую культуру и спорт / С.Н. Демянчук // Экономика и управление: анализ тенденций и перспектив развития. - 2014. - № 1. - С. 199-203.
3. Информационно-справочный материал «О деятельности региональных органов исполнительной власти по развитию физической культуры и спорта с учетом основных показателей, установленных Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» [электронный ресурс] // Министерство спорта РФ URL : http://www.minsport.gov.ru (дата посещения 5.12.2015).
4. Исполнение бюджетной росписи федерального бюджета в разрезе ФЦП на 01.03.2015 [электронный ресурс] // Министерство финансов РФ ; URL : http://info.minfin.ru/fcp.php (дата посещения 03.12.2015)
5. Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 августа 2009 г. № 1101-р [электронный ресурс] // URL : http://base.garant.ru/196059/ (дата посещения 03.12.2015).
6. Основные направления бюджетной политики РФ [электронный ресурс] // Электронный бюджет. Единый портал бюджетной системы РФ. URL : http://budget.gov.ru (дата посещения 8.12.2015).
7. Попова А.О. Тенденции развития услуг физической культуры и спорта / А.О. Попова //Вестник Самарского гос. эконом. ун-та. - 2015. - № 9 (131). - С. 84-89.
8. Сколько денег получат строители до 2020 года на возведение спортивных объектов [электронный ресурс] // Строительство.ru. 2014. дек. // URL : http://rcmm.ru/vlast-i-samoregulirovanie/22327-skolko-deneg-poluchat-stroiteli-do-2020-goda-na-vozvedenie-sportivnyh-obektov.html (дата обращения 4.12.2015).
9. Савченко О.Г. Спортивный маркетинг в Российской федерации как социально-правовой институт / О.Г. Савченко, А. Д. Самсонов // Междун. науч.-практ. журнал «OlymPlus». -2015. - №1 (1). - С. 151-153.
10. Соловиченко, М. Минспорт: В России построено более 700 спортивных сооружений с 2006 года [электронный ресурс] / М. Соловиченко // Ведомости. 2014. URL : http://www.vedomosti.ru/realty/articles/ 2014/12/10/minsport (дата обращения 03.12.2015).
REFERENCES
1. Alanov, Yu.N., Nizametdinova, Z.H. and Polishkene, Yi (2015), "The priorities of state funding of physical culture and sports", Perspective directions of socio-economic development of Russia: ma-
terials of vseros. scientific.-practical. сопf., pp. 15-19.
2. Demyanchuk, S.N. (2014), "The role of public investment in physical culture and sports", Economy and management: analysis of tendencies and prospects of development, No. 1. (1), pp. 199-203.
3. Information and reference material "On the activity of regional Executive authorities on development ofphysical culture and sport taking into account the main indicators set by the Strategy of development ofphysical culture and sports in the Russian Federation for the period up to 2020", Ministry of sport of the Russian Federation, available at: http://www.minsport.gov.ru.
4. The execution of the budget inventory of the Federal budget in the context of the Federal program on 01.03.2015, Ministry of Finance of the Russian Federation, available at: http://info.minfin.ru/fcp.php.
5. About approval of Strategy of development ofphysical culture and sports in the Russian Federation for the period till 2020: order of the Government of the Russian Federation from 07 August 2009 No. 1101-p, available at: http://base.garant.ru/196059/.
6. The main directions of the budget policy of the Russian Federation, Electronic budget. The single portal of the budget system of the Russian Federation, available at: http://budget.gov.ru.
7. Popova, O.A. (2015), "Trends in the development of services of physical culture and sports", News of Samara state economy, No. 9 (131), pp. 84-89.
8. How much money will be given to the builders until 2020for the construction of sports facilities", available at: http://rcmm.ru/vlast-i-samoregulirovanie/22327-skolko-deneg-poluchat-stroiteli-do-2020-goda-na-vozvedenie-sportivnyh-obektov.html. (accessed 4.12.2015) (In Russian).
9. Solovchenko, M. (2014), "MST: In Russia, built more than 700 sports facilities since 2006", Vedomosti, available at: http://www.vedomosti.ru/realty/articles/2014.12.10.
10. Savchenko O.G. and Samsonov, A. D. (2015), "Sports marketing in the Russian Federation as a social and legal institution", International Scientific journal "OlymPlus", No. 1 (1), pp. 151-153.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 18.05.2016
УДК 796.856.2
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЖЕНЩИН, УЧАСТВУЮЩИХ В СОРЕВНОВАНИЯХ ПО МНОГОБОРЬЮ ТХЭКВОНДО
Екатерина Александровна Симакова, студент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
Сравнительный анализ данных, об изменениях в организме женщин-тхэквондисток под воздействием функциональных нагрузок, в том или ином разделе соревновательной программы тхэквондо, показал о необходимости оптимизировать и разделить виды разминок перед каждым из разделов тхэквондо. В ходе исследования было определено различие между функциональной направленностью каждого из видов соревновательной деятельности тхэквондисток, также явно отмечено различие в мощности работы. В связи с этим, была определена общая направленность тренировочного процесса каждого раздела тхэквондо, что позволило сформировать комплексы упражнения, обязательные к включению в разминку перед каждым разделом в отдельности, что в свою очередь, способствует оптимизации функциональной подготовки тхэквондисток.
Ключевые слова: тхэквондо, женщины, функциональная подготовка.