Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ'

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
406
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СПОРТИЗАЦИЯ / АКТИВНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Струганов Сергей Михайлович, Панов Евгений Валентинович, Гаврилов Дмитрий Анатольевич

В статье поднимается актуальный вопрос об отношении современного социального общества к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни. Рассматривается проблематика повышения мотивации учащейся молодежи к активному образу жизни и регулярным занятиям физическими упражнениями. Рассматриваются причины равнодушного отношения педагогических работников и руководителей образовательных организаций физической культуре. Также поднимается вопрос о недостаточном материальном обеспечении спортивными объектами и слабой спортизации населения страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Струганов Сергей Михайлович, Панов Евгений Валентинович, Гаврилов Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF EDUCATION OF THE DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE" IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

The article raises an urgent question about the attitude of modern social society to physical culture, sports and a healthy lifestyle. The problems of increasing the motivation of students to an active lifestyle and regular physical exercises are considered. The reasons for the indifferent attitude of teaching staff and heads of educational organizations to physical culture are considered. The issue of insufficient material provision of sports facilities and weak sportization of the country's population is also raised.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ»

УДК 796.011

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕ

PROBLEMS OF EDUCATION OF THE DISCIPLINE «PHYSICAL CULTURE» IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Струганов Сергей Михайлович

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической подготовки Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел России

г. Иркутск, Россия Struganov Sergey Mikhailovich Ph. D., associate professor department of physical training East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Irkutsk, Russia

Панов Евгений Валентинович

кандидат педагогических наук, доцент кафедра физической подготовки Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел России

г. Красноярск, Россия Panov Evgeny Valentinovich Ph. D., associate professor department of physical training» Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Krasnoyarsk, Russia

Гаврилов Дмитрий Анатольевич

преподаватель кафедра физической подготовки Восточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел России

г. Иркутск, Россия

Gavrilov Dmitry Anatolyevich

lecturer

department of physical training East Siberian Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Irkutsk, Russia

Аннотация. В статье поднимается актуальный вопрос об отношении современ-ного социального общества к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни. Рассматривается проблематика повышения мотивации учащейся молодежи к актив -ному образу жизни и регулярным занятиям физическими упражнениями. Рассматриваются причины равнодушного отношения педагогических работников и руководителей образовательных организаций физической культуре. Также поднимается вопрос

о недостаточном материальном обеспечении спортивными объектами и слабой спор-тизации населения страны.

Abstract. The article raises an urgent question about the attitude of modern social society to physical culture, sports and a healthy lifestyle. The problems of increasing the motivation of students to an active lifestyle and regular physical exercises are considered. The reasons for the indifferent attitude of teaching staff and heads of educational organizations to physical culture are considered. The issue of insufficient material provision of sports facilities and weak sportization of the country's population is also raised.

Ключевые слова: физическая культура; спорт; социальное общество; образовательные программы; спортизация; активный образ жизни; здоровьесбережение; физическое воспитание.

Keywords: physical culture; sports; social society; educational programs; sportization; active lifestyle; health care; physical education.

В современном обществе физическая культура и спорт являются мощным средством становления личности человека. Сегодня человек подвергается существенным неблагоприятным воздействиям извне, что находит отражение в его физическом и психологическом здоровье. Таким образом, вопрос грамотного подхода к проблематике физической культуры и спорта в условиях современной жизни стоит наиболее остро и является актуальным в настоящее время.

В соответствии с данными президента Российской Федерации В. В. Путина, в настоящее время всего 14,8 % нашей страны имеет прямое или опосредованное отношение к спорту. Достигнув взрослого возраста, россияне часто перестают заниматься физической культурой и спортом. По статистике всего 7,6 % населения сегодня делает это регулярно. Данные показатели свидетельствуют о том, что вопросы физического воспитания остаются актуальными.

Существующее снижение уровня физического здоровья современной молодежи, распространение различных заболеваний подвергает угрозе экономическое, интеллектуальное и социальное состояние социума в самой ближайшей перспективе. Об этом задумываются практически все жители нашей страны, но на деле как, было сказано выше, регулярно спортом занимаются немногие.

Не меньше влияет на развитие физической культуры и спорта в современных условиях жизни и устаревание образовательных программ, которые уже не в силах соответствовать стремительному развитию современного общества. В соответствии с этим падает уровень кадрового обеспечения. Это касается как квалификации существующих кадров, так и количества заинтересованных в данной профессии граждан Российской Федерации.

Преодоление вышеизложенных проблем возможно только при грамотном подходе к развитию физической культуры и спорта в современных условиях жизни. Необходимо полное и конкретное согласование работы всех существующих Министерств, работающих в данной области.

Улучшение работы спортивных организаций возможно при финансовом и материальном вливании со стороны местных властей и правительства Российской Федерации. Необходима квалифицированная подготовка кадрового состава и обеспе-

чение полноценного трудоустройства специалистов в области физической культуры и спорта.

Вопрос методического обеспечения решается за счет разработки методического и методологического оснащения на основе актуальных интересов современной молодежи.

В современном обществе условия жизни характеризуют высокие требованиями к организму человека, поэтому физическая культура и спорт являются мощным средством становления личности, так как, при правильных физических нагрузках, происходит активное совершенствование индивидуальных и профессиональных личностных качеств, которые составляют двигательную активность в процессе всей жизнедеятельности человека.

По данным Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ) отрицательная тенденция здоровья человечества в последнее время связана с условиями окружающей среды, которая характеризуется не только неблагоприятной экологической обстановкой, но и множеством других негативных факторов социального, экономического, психологического происхождения и так далее.

Стало очевидным, что в условиях современной жизни человек подвергается существенным неблагоприятным воздействиям извне, которые отражаются на его физическом и психологическом здоровье. За последние 15 лет зафиксирован рост различных острых и хронических заболеваний среди людей, принадлежащих к различным слоям населения. Поэтому вопрос грамотного подхода и поляризации физической культуры, спорта и здорового образа жизни в настоящее время занимает особое место современном социальном обществе.

Сегодня физическая культура является наиболее общим понятием, а спорт считается его составляющей. Спорт подразумевает под собой средства и методы физического воспитания. На его основе происходит организация различных видов соревновательной деятельности, призванных к формированию различных физических умений и навыков, он укрепляет здоровье, а также нормализует психическое и психологическое состояние человека.

Современное положение дел в области спорта и физической культуры говорит о том, что на данный момент спорт напрямую переплетается с различными видами искусства. Это спортивные танцы, гимнастика, искусство боя и так далее. Граница между техническими видами спортом и искусством сегодня очень размыта и часто имеет формальный характер [1, с. 65].

Возникновение и становление в России специализированных клубов, направленных на развитие и совершенствовании физической подготовленности населения на сегодняшний день недостаточно развито. Этот вопрос становится особенно актуальным в связи с необходимостью приобщения подрастающего поколения к спорту. Все это происходит в условиях жесткой урбанизации и негативной экологической, экономической и психологической обстановки в государстве. Особенно важным является формирование у подростков потребности к регулярным занятиям физической культурой и спортом, к ежедневной двигательной активности и выполнением физической нагрузки. В настоящее время это является своеобразной профилактической борьбой с уровнем современного технического прогресса, чтобы

на какое-нибудь время переключать внимание молодого поколения от сидячего образа жизни за различными техническими и электронными устройствами (смартфоны, компьютеры, видеоприставки и так далее). Спорт в этом отношении выступает не только как способ развития физических качеств человека, но и способ улучшения коммуникации, развития делового и командного общения среди сверстников и взрослого населения.

Большой проблемой для большинства населения стремящихся регулярно заниматься активным образом жизни заключается в недостаточном обеспечении населения объектами спортивной направленности, которая в настоящее время составляет около 232 тысяч и это всего лишь 49,6 % от государственного норматива определенного государством в 2002 году. Такая ситуация говорит о негативной динамике развития физической культуры и спорта в современных условиях жизни [4, с. 98].

Еще одной важной проблемой является физическое воспитание школьников. Хотя в общеобразовательных школах, в соответствии с приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2010 № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации» и был введен 3 час урока физической культуры в неделю, но это ситуацию не исправило. Причинами этому является, то, что отношение руководителей школ и большинства преподавателей остались на стороне гуманитарных предметов. Даже прописанные рекомендации, что 3 урок физической культуры нельзя сдваивать, заменять другими формами занятий и занятиями в секциях или кружках не сыграли своей положительной роли. Как следствие, происходит спад физического развития у подрастающего поколения, а также снижение общего уровня здоровья [5, с. 370].

На этом фоне особенно ярко выделяются внезапно образовавшаяся мода на узкоспециализированные «престижные» виды спорта такие как: фитнес, большой теннис, бодибилдинг и так далее. Такой спорт доступен только для людей определенного социального положения и финансового достатка. При этом, сокращается и популяризация профессией спортивной направленности, к которым следует отнести в первую очередь преподавателей по физической культуре тренеров в детских спортивных школах.

Данная тенденция наблюдается из-за снижения внимания к занятиям наиболее простыми доступными видами спорта, например: легкая атлетика, лыжный спорт, велоспорт, плавание и так далее. Недостаток материального обеспечения также не способствует популяризации этих видов спорта в образовательных организациях и ведет к снижению качества предоставляемых образовательных услуг по формированию физической культуры и физической подготовленности среди подрастающего поколения, то есть школьников и студентов. В свою очередь, это влечет за собой дальнейшие негативные последствия, выражающиеся в отказе от каких-либо физических нагрузок, и способствует выбору других направлений увлечений для современной молодежи, которая в силу своих амбиций всегда хочет проявить или показать себя с какой-нибудь стороны и выделиться среди сверстников.

Улучшение работы детских спортивных организаций и организаций, направленных на поддержание взрослого спорта как профессионального, так и любительского, возможно только при финансовом и материальном вливании со стороны местных властей и правительства Российской Федерации.

Вопрос методического обеспечения решается за счет разработки методического и методологического оснащения на основе актуальных интересов современной молодежи, способствующего привлечению подростков и взрослых к различным видам спорта за счет интерактивных игровых направленностей и других популярных узкоспециализированных направлений в спорте [3, с. 27].

На данный момент в нашей стране существует реальная потребность в специалистах узкоспециализированных направлений, обеспечение их необходимыми спортивными объектами и спортивным оборудованием. Также ситуация обостряется еще тем, что в стране до сегодняшнего времени в этом направлении нет определенной согласованности в действиях Министерств здравоохранения, образования и науки по делам семьи, молодежи и спорта по вопросам компетентности подготавливаемых специалистов [2, с. 196]. Но одну из главных ролей здесь играет Министерство труда и социальной защиты, которая обязана не потерять молодых квалифицированных специалистов, выпускаемых образовательными организациями. Дать им возможность трудоустройства по выбранной профессии и изначальную социальную помощь в процессе его становления как специалиста.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что существующие проблемы молодежной политики и социальной защиты молодежи в нашей стране не успевают за современным развитием общества. Также, чтобы подготовить квалифицированного специалиста с высоким уровнем работоспособности необходимо развивать сферу услуг в области физической культуры и спорта, которая должна стать приоритетной в нашем современном социальном обществе начиная с детского возраста. При этом, разработка грамотного подхода к развитию данного направления должна отслеживаться на государственном уровне с соответствующим финансированием, качественной подготовкой специалистов в этом направлении и методическим оснащением, соответствующего современным тенденциям развития общества, которая позволит изменить стереотипы и отношение населения к физической культуре, спорту и здоровому образу жизни.

Литература

1. Влияние оздоровительных технологий на физическую подготовленность студенток непрофильных вузов / Е. А. Койпышева [и др.] // Теория и практика физической культуры. 2021. № 7. С. 64-66.

2. Маликов Н. В. Актуальные проблемы физической культуры и спорта в современных условиях жизни // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. 2007. № 6. С. 195-197.

3. Мачехина О. Н. Модернизация отечественного и зарубежного общего образо-вания в конце ХХ - начале XXI вв. : автореф. дис.... канд. пед. наук. Москва, 2020. 39 с.

4. Смирнов А. Т. Здоровый образ жизни и безопасность человека // Технологии гражданской безопасности. 2004. № 3 (7). С. 97-99.

5. Струганов С. М., Катрина М. И., Ахматгатин А. А. Факторы повышения моти-вационноценностного отношения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 7 (185). С. 368-372.

References

1. Koypysheva E. A. [et al.]. Vliyanie ozdorovitel'nykh tekhnologiy na fizicheskuyu podgotovlennost' stu-dentok neprofil'nykh vuzov [Influence of health-improving technologies on the physical readiness of female students of non-core universities]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, 2021, no. 7, pp. 64-66.

2. Malikov N. V. Aktual'nye problemy fizicheskoy kul'tury i sporta v sov-remennykh usloviyakh zhizni [Actual problems of physical culture and sports in modern living conditions]. Pedagogika, psikhologiya i mediko-biologicheskie problemy fizicheskogo vospitaniya i sporta -Pedagogy, psychology and biomedical problems of physical education and sports, 2007, no. 6, pp. 195-197.

3. Machekhina O. N. Modernizatsiya otechestvennogo i zarubezhnogo obshchego obrazo-vaniya v kontse XX - nachale XXI vv. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Modernization of domestic and foreign general education in the late XX - early XXI centuries. Abstract. diss. doct. ped. sci.]. Moscow, 2020, 39 p.

4. Smirnov A. T. Zdorovyy obraz zhizni i bezopasnost' cheloveka [Healthy lifestyle and human security]. Tekhnologii grazhdanskoy bezopasnosti - Technologies of civil security, 2004, no. 3 (7), pp. 97-99.

5. Struganov S. M., Katrina M. I., Akhmatgatin A. A. Faktory povysheniya moti-vatsionnotsennostnogo otnosheniya naseleniya k regulyarnym zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy i sportom [Factors of increasing the motivational and value attitude of the population to regular physical culture and sports]. Uchenye zapiski universiteta im. P. F. Lesgafta - Scientific notes of the P. F. Lesgaft University, 2020, no. 7 (185), pp. 368-372.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.