Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2021, № 1 (61), с. 103—109
103
УДК 316
DOI 10.52452/18115942_2021_1_103
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ КАК СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СПЕЦИФИЧЕСКОГО ГАБИТУСА
© 2021 г. М.В. Курникова
Курникова Мария Владимировна, к.мед.н.; доц.; заведующий кафедрой адаптивной физической культуры Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского
Статья поступила в редакцию 09.07.2020 Статья принята к публикации 21.01.2021
Рассматриваются теоретические аспекты феномена физической культуры и спорта как социального пространства в контексте основных положений социологической теории Пьера Бурдье. Сделано теоретическое обоснование структуры данного пространства, межполевых связей и общественных явлений в рамках классических понятий «габитус», «практики агентов» на основе биопсихосоциального конструкта человеческого общества. Дана характеристика специфических физических, эмоциональных и психических особенностей габитуса агентов, регулярно занимающихся физической культурой и спортом. Предполагается способность социального пространства физической культуры и спорта структурировать специфический габитус путем взаимодействия в системе «габитус - практика агента» через реакции приспособления (адаптации). Обозначены объективные и субъективные группы структурных компонентов феномена физической культуры и спорта, инициирующие специфические практики агентов. Дана классификация физкультурно-спортивного интереса индивидуумов с обозначением ведущих мотивационных установок: эмоции, воля, сознание, коммуникация и поведение. На основе полученных теоретических выводов о способности пространства физической культуры и спорта к программируемому формированию личности субъекта, гармонизации его социальной интеграции в социально-практические, информационно-познавательные, коммуникативные, эстетические, рекреационные форматы общественной жизни рассматривается возможность использования данного пространства для коррекции социального самочувствия различных социально-демографических групп общества.
Ключевые слова: социальное пространство, габитус, практики агентов, Пьер Бурдье, биопсихосоциальная система, физическая культура и спорт.
Постановка научной проблемы
Физическая культура и спорт как многофункциональное общественное явление оказывает влияние на формирование физических, психических и социальных функций человека. Данный феномен является неотъемлемой частью культуры и представляет собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в медико-биологических, психолого-педагогических и социальных целях. Организованное и направленное использование физической культуры и спорта имеет большое социальное значение как общепризнанная форма социальной активности человека. Федеральное законодательство рассматривает физическую культуру как «часть культуры, представляющую собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития», а спорт определяется как «сфера социально-культурной де-
ятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним» [1]. Столь объемная дефиниция, включающая многообразие функций и широкий охват различных сторон жизни человека, дает основание применить к физической культуре и спорту понятие «социальное пространство».
Наибольшее развитие концепция социального пространства получила в работах П. Бурдье, который трактовал его как совокупность многочисленных «тематических» полей - экономического, политического, культурного, каждое из которых имеет внутреннюю структуру, обусловленную неравным распределением соответствующего типа капитала.
Изучение структуры пространства физической культуры и спорта, происходящих в нем общественных явлений и межполевых взаимодействий является перспективным направлением социологических изысканий.
Мы предполагаем, что пространство физической культуры и спорта может структурировать специфический габитус агента или группы. Данная гипотеза базируется на классической теории П. Бурдье о социальном пространстве
как совокупности позиций и комплексе отношений, символически и физически объединяющих и разделяющих агентов. Действующими силами в этом пространстве будут социальные структуры (поля или подпространства), в которых находятся индивидуумы (агенты), имеющие жизненный опыт, воспитание, образование, определённый уровень физического развития и физических качеств, мыслительные и поведенческие установки (габитус) и производящие действия (практики). При этом агенты, находящиеся на идентичных позициях, в аналогичных условиях и подчиняющиеся одинаковым обстоятельствам, производят сходные практики.
Цель работы - теоретическое обоснование способности социального пространства физической культуры и спорта структурировать специфический габитус агента (или группы) путем взаимодействия в системе «габитус - практика агента».
Теоретико-методологические подходы
Термин «габитус» является одним из ключевых в социологической теории П. Бурдье. Габитусы, по его определению, это «системы устойчивых и переносимых диспозиций, структурированные структуры, предрасположенные функционировать как структурирующие структуры, т. е. как принципы, порождающие и организующие практики и представления» [2, с. 45]. Габитус тесно взаимодействует со средой и дает возможность агенту самоопределяться в социуме и адекватно реагировать на ситуации и события. Таким образом, сходные условия существования индивидов могут формировать типологические систематические габитусы членов группы: «...характерные структуры одного определенного класса условий существования,... формируют структуры габитуса, которые, в свою очередь, лежат в основе восприятия и оценивания всякого последующего опыта» [2, с. 46]. Согласно утверждению П. Бур-дье, «понять, что есть габитус, можно только при условии соотнесения социальных условий, в которых он формировался (производя при этом условия своего формирования), с социальными условиями, в которых он был «приведен в действие», т.е. необходимо провести научную работу по установлению связи между двумя состояниями социального мира, которые реализуются габитусом, устанавливающим эту связь посредством практики и в практике» [2, с. 48].
Дуальность и взаимозависимость системы «габитус - практика агента» поддерживается многими исследователями. Габитус, по мнению Н.А. Ивановой, является некоей совокупностью
диспозиций, которую необходимо рассматривать как многокомпонентную систему с присущей ей взаимозависимостью от внешней среды, в генетическом и социологическом аспекте, предполагая множественность его форм [3]. Подчеркивая обусловленность габитуса социальным окружением, А.В. Воронцов предлагает конструировать понятие «габитус» как систему приобретенных схем, некий механизм, порождающий практики и формирующий стилевое единство применительно к жизни конкретной группы или конкретного класса. При этом социальная траектория агента должна рассматриваться как определенный случай социальной траектории его конкретной группы [4]. Е.В. Гредновская считает, что габитус может влиять на практики агента путем изначально заданных ограничений, принуждений и представлений о возможном и невозможном. Это свойство габитуса обеспечивает прочное положение агента в данной социальной стуктуре, и его практики являются объективно адаптированными к социальным отношениям, продуктом которых и являются [5]. Под действием габитуса агенты ведут себя определенным образом в определенных обстоятельствах, и это дает возможность прогнозировать практики и осуществлять их коррекцию в виде внешнего поощрения или санкций [6].
Габитус влияет на структуру практики агентов, превращая их в привычные, рутинные действия, образец воспроизведения с экономией усилий. «Всякая человеческая деятельность подвергается хабитуализации (т.е. опривычи-ванию)» [7, с.120]. Опривычивание повышает прочность структуры, и изменение таких действий для агента возможно только или под воздействием извне на уровне вмешательства в законодательные акты, моральные устои, материальные ресурсы, или по желанию агента. Агенты, выйдя из своего исходного поля, вынуждены менять привычные действия и выходить из стереотипов и паттернов, приспосабливаясь к новым правилам поля, к которому они хотят получить доступ [7]. Процесс смены социального поля требует затрат материальных, эмоциональных, физических, волевых ресурсов для выхода из зоны психологического и физического комфорта, так как меняется стиль жизни агента в его социальной группе. Источником мотивации для изменения привычного социального окружения могут быть ценностные ориентации, знания, интересы, потребности и идеалы, присущие другой, новой группе [8]. Т.И. Макогон отводит решающую роль в формировании практик агентов местным сообществам как пространственным структурам с собственной силой
действия [9]. Социально одобряемые результаты деятельности групп и местных сообществ являются источником мотивации практик агентов.
Таким образом, габитус представляет собой совокупность устойчивых диспозиций, которые формируются под влиянием социальных условий конкретного социального поля, генерируя специфический типологический паттерн практик агента. Систематический характер габитуса структурирует практики агентов, находящихся в конкретном поле. Идентичные условия производят «гомологичные габитусы», что делает практики агентов предсказуемыми, рутинными, привычными, шаблонными, воспринимаемыми как очевидные и сами собой разумеющиеся. Социальное пространство под влиянием объективных условий способствует гомогенизации габитусов группы агентов, что позволяет объективно встраивать конструкцию практик в единство стиля жизни.
Понимание, исследование и модификация практики агентов возможны только при гармонизации определенных условий. Во-первых, это условия, обеспечивающие возникновение собственно порождающего их принципа, то есть габитуса. Во-вторых, это должно быть гармонизировано с условиями, в которых этот габитус реализуется, обеспечивая развитие многообразных практик [10]. Быть детерминированным и в то же самое время действующим свойственно для субъекта практики. Практики агентов корректируются либо действием извне, создавая для агента объективные условия, при которых он вынужден менять свои привычные действия, «через конфронтацию... оказать на габитус должное побуждающее действие только тогда, когда вырывает его из случайных обстоятельств и делает из этого проблему, предлагая также и принципы ее решения» [2, с. 47], либо по желанию агента самостоятельно изменить паттерны поведения под действием мотивирующих факторов изменившихся ценностных ориентаций: «Дуалистическому видению, признающему только прозрачные для самосознания акты, либо вещи, детерминированные извне, нужно противопоставить реальную логику действия...» [2, с. 48].
Коррекция габитуса возможна при систематическом настойчивом изменении привычных практик. Регулярный и активный выбор людей, объектов, событий, которые имеют другой сценарный вариант ситуаций, создающих себе уже измененную среду, к которой габитус имеет возможность лучше всего приспособиться, ведет к определенным транформациям габитуса. Приспособление или адаптация к меняющимся
условиям естественной среды - одно из фундаментальных и универсальных свойств всего органического мира. Социальная функция индивида реализуется путем интеграции социальных запросов в новые локальные и модифицированные социальные поля. И это один из примеров проявления механизма адаптации в естественной среде обитания человека. Тем самым биопсихосоциальная система образует социальное пространство, в котором практики агентов представляют процесс социальной адаптации под действием социальных и биологических факторов. При этом человек систематически и целенаправленно изменяет результаты социальной адаптации в соответствии с непрерывно меняющимися внешними условиями своего бытия. Выдающийся советский физиолог, создатель теории функциональных систем, П.К. Анохин сформулировал три основных программы развития человека: видовую (генетическую), социальную и онтогенетическую. Онтогенетическая программа при этом аккумулирует потенциал взаимодействия генетической и социальной программ. Реализацию социальной программы в решающей степени определяет двигательная деятельность человека [11].
Деятельность в области физической культуры и спорта - общепризнанная форма социальной активности человека в процессах, связанных с физическим воспитанием, физической подготовкой, физическим развитием и разнообразными видами спорта. Это определение включает в себя различные нормы: законодательные, организационные, механизмы реализации и администрирования, совокупность результатов, ценностные категории, свод правил поведения, системы знаний и потребностей. Пространство физической культуры и спорта формируется из компонентов материального и духовного свойства, что определяет его многообразие, многосторонность и многоуровневость. Это в значительной степени придает деятельности агентов физкультурно-спортивных отношений особую специфичность в практиках реализации и самоидентификации. Например, в процессе занятий общей физической подготовкой происходит коррекция или совершенствование двигательных умений и физических качеств для правильного физического развития, повышения работоспособности, овладения стратегиями здоровье-сбережения; в процессе подготовки к спортивным состязаниям и непосредственном участии в них приобретаются социальные навыки индивидуальной работы для достижения личных интересов или совместные действия командной работы для общей пользы, дисциплинированность, расстановка приоритетов, выбор средств
к достижению цели, устойчивость к стрессу, которые, в свою очередь, могут быть полезны в различных жизненных ситуациях.
Физическая культура и спорт - пространство воспитания активности как в непосредственной форме физических движений, так и в целях достижения высоких спортивных результатов. Двигательные потребности выступают одним из специфических условий проявления активности агента в данном пространстве. Обобщённый уровень двигательной активности человека формирует потребность в определенных практических действиях, таких как регулярные тренировки, активное досуговое времяпрепровождение, участие в массовых физкультурно-спортивных мероприятиях, спортивных соревнованиях, мониторинг спортивных новостей, использование новинок технического сопровождения, инвентаря, снаряжения в избранном виде спорта. Высокий уровень физической активности или спортивной компетентности формирует телесную привлекательность, физическую силу и выносливость и расширяет репертуар социальных возможностей индивида для его профессиональной или творческой реализации. Таким образом, пространство физической культуры и спорта конструирует специфические габитусы агентов или групп, реализующих свои потребности в различных полях: физического воспитания, физической рекреации, спортивной подготовки, физической реабилитации.
Согласно учению П. Бурдье о социальном пространстве, особенность структуры этого универсума заключается в существовании «реальности первого порядка» - материальных ресурсов, престижных благ, «видов капитала» и «реальности второго порядка» - схем мышления, эмоциональных оценок, поведенческих установок социальных агентов [12, с. 14]. В пространстве физической культуры и спорта «реальность первого порядка» составляют: нормативно-правовые документы, регламентирующие физкультурную и спортивную деятельность; уровень материального обеспечения физкультурно-спортивных учреждений и учреждений системы здравоохранения; средства массовой информации; кадровое обеспечение; требования к спортивной подготовке по видам спорта; спортивные достижения; количество зрителей. К «реальности второго порядка» относятся: уровень знаний, репертуар интересов, потребностей, идеалов, установки, стереотипы мышления, структура мотивов физкультурной и спортивной деятельности агентов, ожидаемый эффект от занятий физической культурой и спортом, степень личной удовлетворенности занятиями, спортивными достижениями и спортивными зрелищами.
Н.И. Пономарев выделяет следующие типы отношения индивидуума к физической культуре и спорту: положительное, безразличное, отрицательное, активное, созерцательное, пассивное и непостоянное [13]. Мотивы, побуждающие агентов к практикам в пространстве физической культуре и спорта, имеют разноплановую многообразную структуру. Например, мотивы, определяющие удовлетворение от процесса деятельности: элементы новизны, эмоциональности, динамичности, разнообразия, удачно выполняемые физические упражнения, способ коммуникации. Или мотивы, связанные с достижением определенного результата деятельности: выполнение норматива, приобретение новых навыков, умений, овладение сложными двигательными действиями, получение спортивного разряда, психологическая разгрузка; мотивы, связанные с целевыми установками: укрепить здоровье, приобрести внешнюю привлекательность, развить физические качества, стать чемпионом.
Ведущую роль среды как фактора формирования двигательной активности подчеркивают Е.Е. Фунина, Е.В. Фролов, и считают, что индивидуальный уровень физической подготовленности агентов можно повысить внедрением в поле массовой физической культуры универсальной «модели повышения индивидуального уровня физической подготовленности» на основе информационных регламентов, рекомендаций, инструкций, систематических консультаций [14]. Брайан Cмедли (Brian D. Smedley) предлагает создавать внутри пространства физической культуры экологические стратегии для формирования практических действий агентов и использовать систему поощрений, необходимых для этого социальных и культурных изменений в практиках агентов. В зависимости от главной направленности стратегии содержат взаимосвязанные экологические уровни: внутриличностные факторы, межличностные процессы, институциональные факторы, факторы местного уровня, государственная политика [15]. С.А. Архипова доказывает, что на динамику занимающихся физической культурой и спортом значительное влияние оказывают факторы и социальные процессы, непосредственно принадлежащие локальным полям пространства физической культуры и спорта: численность штатных физкультурных кадров, сформированность сети спортивных сооружений, величина ассигнований, выделяемых на физическую культуру и спорт. Социальный заказ со стороны общества и кадровая политика в области физической культуры и спорта в решающей степени определяют эффективность усилий при принятии государственных решений. Установлено, что при увеличении штата про-
фильных специалистов на одну штатную единицу численность вовлеченных в занятия физической культурой и спортом увеличивается сразу на 46 человек. Показатель низкой кадровой ротации при увеличении финансирования и пропускной способности объектов спорта увеличивает показатель численности населения, практикующего занятия физической культурой и спортом, более чем в 2 раза [16].
Анализ результатов научных исследований, касающихся структуры и содержания физкуль-турно-спортивного интереса индивидов, позволяет выделить несколько ведущих компонентов, способных повлиять на генезис габитуса. Эмоциональный компонент физкультурно-спортив-ного интереса состоит в положительных и ярких эмоциональных впечатлениях, которые человек получает от физических движений, победы в соревнованиях, сопереживаний в качестве зрителя, «болельщика» при массовых зрелищных мероприятиях. Физическая активность и спорт являются специфической формой времяпрепровождения, где имеются двигательные и интеллектуальные представления, составляющие основу индивидуального субъективного вовлечения и эмоциональности. Чем больше положительных эмоций, тем сильнее желание индивидуума испытать их вновь, и поэтому генезис эмоций является самым простым и популярным способом воздействия на людей с целью формирования у них определенных практик.
Волевой компонент основывается на способности высшей нервной деятельности агента выполнять определенные действия в условиях «выхода из зоны комфорта». Воля - сознательное преодоление трудностей на пути к поставленной цели. В зависимости от специфики локальных полей пространства физической культуры и спорта транслируемый диапазон целей для формирования практик агентов может варьироваться от «стать внешне привлекательным», «стать сильным, чтобы обеспечить безопасность себе и своим близким» и до «стать чемпионом Олимпиады». Волевой компонент будет зависеть от степени развития интеллекта индивидуума, его физиологических особенностей к восприятию сенсорных раздражителей, так как процесс овладения новыми физическими умениями требует регулярных тренировок, всегда сопровождается монотонностью и чувством некоторого дискомфорта со стороны физического тела, например опорно-двигательного аппарата.
Когнитивный компонент базируется на физиологических основах физической культуры и спорта. Сознательное овладение новыми формами движений, обучение двигательным навыкам способствуют совершенствованию аналитиче-
ских и синтетических процессов высшей нервной деятельности человека.
Коммуникативный компонент тесно связан с потребностью агента в общении, вербальном и невербальном взаимодействии, расширении репертуара социальных контактов. Данный компонент базируется на социальной сущности человека, его желании коммуницировать с другими людьми, иметь общественную оценку и признание.
Поведенческий компонент базируется на потребности агента в определенных действиях, физических упражнениях, зрелищах, достижении спортивного результата. Для выполнения любой деятельности нужны интерес и необходимость в ней. Переживание человеком недостатка в чём-либо означает нарушение гармонии с окружающей социальной и биологической средой. Это состояние инициирует психологическое напряжение, внутренний дискомфорт и стимулирует ориентировочно-поисковую активность индивида. Таким образом у агентов формируются новые поведенческие установки, которые могут перейти в стереотипные, повседневные или регулярные практики. В пространстве физической культуры и спорта такими практиками могут быть утренняя гимнастика, пробежки на свежем воздухе, тренировки в избранном виде спорта, в спортивном зале, бассейне, посещение соревнований в качестве болельщика, чтение специализированной литературы, организация физкультурно-оздоровительных семейных мероприятий. По сути, удовлетворяя свои потребности, люди выбирают определенную программу действий и мотивированного поведения.
Заключение
Пространство физической культуры и спорта - это социальное пространство со своими ценностными ориентациями. Габитус, сформированный в пространстве физической культуры и спорта, обладает определенной специфичностью практик: потребность в регулярной двигательной активности, планомерность в достижении поставленной цели, осознанный активный интерес к тренировочным занятиям, преобладание положительного эмоционального фона в ежедневной рутинной деятельности, высокий уровень адаптации к меняющимся внешним условиям жизни, опыт преодоления и состязательности, богатый репертуар вариантов коммуникативного взаимодействия, умение сочетать инициативу и самостоятельность с коллективной работой. Габитус реализуется, порождая не только различные активные и пассивные практики, но и статусы (тренер, спортсмен,
физкультурник, судья, менеджер спортивного учреждения, зритель, болельщик). При этом все агенты признают физическую культуру и спорт как определенную ценность. Вовлечение агента в пространство физической культуры оказывает влияние на программируемое формирование личности субъекта, обеспечивает ему социальную интеграцию в различных сферах общественной жизни: социально-практической, информационно-познавательной, коммуникативной, эстетической, рекреационной. При этом несомненным положительным фактором является добровольный характер физической и иной активности агента в пространстве физической культуры и спорта.
Физическая культура и спорт - это пространство познания новых социальных статусов и ролей, взаимодействий агентов через специфические практики, детерминируемые ценностью физических достижений. Данному пространству присуща вертикальная, горизонтальная, восходящая и нисходящая социальная мобильность. Габитус, формируемый пространством физкультуры и спорта, обеспечивает расширение сложившейся системы описания состояний индивида, меняет представления о стереотипных рефлекторных ответах на внешние стимулы, тем самым обеспечивая многоспектральное проявление реакций адаптации, формирует навыки необходимых действий, позволяет достигать целей в других социальных пространствах. Следовательно, при возрастании количества и качества структур пространства физической культуры и спорта формируются мотивационные условия расширения сценариев двигательной активности агента (или группы), позволяющие управлять практиками и направленно менять образ жизни, паттерны поведения и повышать уровень социального самочувствия местных сообществ.
Список литературы
1. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 (ред. от 02.08.2019) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Сайт «Консультант.ру». URL: http://www.consultantru/cons/cgi/onlme.cgi?req= doc&base=LAW&n=330796&fld=134&dst=1000000001, 0&rnd=0.5056744441196042#0366652805402667 (дата обращения: 20.04.2020).
2. Бурдье П. Структура, габитус, практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1. № 2. С. 44-59.
3. Иванова Н.А. Габитус как совокупность диспозиций: иерархическая структура или целостная система? // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2013. № 1 (21). С. 135-145.
4. Воронцов А.В., Громов И.А. Теоретико-методологические основания социологии П. Бурдье // Вестник Московского университета. Серия 18: Социология и политология. 2010. № 4. С. 82-102.
5. Гредновская Е.В. Проблема телесной свободы и детерминированности в концепции габитуса П. Бурдье // Вестник ЮУрГУ. 2009. № 9 (142). С. 120-124.
6. Гредновская Е.В. Габитус как «социальное тело» принуждения // Вестник ЮУрГУ. 2010. № 8 (184). С. 116-120.
7. Иванова Н.А. Понятия «габитус» и «хабитуали-зация» в контексте социологических теорий // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2011. № 1 (13). С. 115-129.
8. Смолина Н.С. Социально-топологический анализ ментальности // Гумаштарш студи. 2008. № 4. С. 111-115.
9. Макогон Т.И. Габитус, идентичность, обусловленность и когерентность в топологике местных сообществ // Известия Томского политехнического университета. 2013. Т. 323. № 6. С. 88-96.
10. Козлова Н.Н. Социально-историческая антропология. М.: Ключ-С, 1993. 187 с.
11. Анохин П.К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем. М.: Директ-Медиа, 2008. 131 с.
12. Социоанализ Пьера Бурдье // Альманах российского-французского центра социологии и философии Института социологии Российской академии наук. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алтея, 2001. 288 с.
13. Пономарев Н.И. Социальные функции физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1974. 310 с.
14. Фунина Е.Е., Фролов Е.В. Создание физкуль-турно-спортивной среды как фактора приобщения к спортивному стилю жизни // Педагогико-психоло-гические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2016. Т. 11. № 2. С. 164-168.
15. Smedley B.D., Syme S.L., eds. Promoting Health: Intervention Strategies from Social and Behavioural Research. Washington, DC: National Academy Press, 2000. 493 p.
16. Архипова С.А., Грязев М.В. Исследование влияния факторов на динамику численности занимающихся физической культурой и спортом // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 4 (2). С. 11-16.
PHYSICAL CULTURE AND SPORTS AS A SOCIAL SPACE OF SPECIFIC HABITUS FORMATION
M. V. Kurnikova
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod
The article discusses the theoretical aspects of the phenomenon of physical culture and sport as a social space in the context of the Pierre Bourdieu's sociological theory main provisions. A theoretical substantiation of this space
structure, inter-field connections and social phenomena within the framework of the classical concepts of «habitus», «agents practice» based on the human society's biopsychosocial construct is made. The characteristic of specific physical, emotional and mental characteristics of the agents habits regularly engaged in physical culture is given. The ability of the social space of physical culture and sports to structure a specific habitus through interaction in the «habitus-agent practice» system through adaptation reactions is assumed. Objective and subjective groups of the physical culture and sport structural components phenomenon, initiating specific practices of agents, are designated. The classification of individuals' physical-sports interest is given with the designation of the leading motivational attitudes: emotions, will, consciousness, communication and behavior. Based on the theoretical conclusions about the ability of the space of physical culture and sports to programmable formation of the subject's personality, the harmonization of its social integration into socio-practical, informational, cognitive, communicative, aesthetic, recreational formats of public life, the possibility of using this space to correct the social well-being of various socio-demographic groups of society is considered.
Keywords: social space, habitus, agent practices, Pierre Bourdieu, biopsychosocial system, physical education and sport.