Научная статья на тему 'Характеристика социального пространства семьи с ребенком-инвалидом по отношению родителейк регулярной двигательной активности'

Характеристика социального пространства семьи с ребенком-инвалидом по отношению родителейк регулярной двигательной активности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
138
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ САМОЧУВСТВИЕ СЕМЬИ С РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПЬЕР БУРДЬЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / OCIAL WELLBEING OF A FAMILY WITH A DISABLED CHILD / PHYSICAL ACTIVITY / PIERRE BOURDIEU / SOCIAL SPACE / SOCIAL CAPITAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Курникова Мария Владимировна

Традиционный социально-психологический подход в социальной работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, предусматривает оказание материальной помощи, организацию доступной среды, обучение родителей в виде лекций, бесед, консультаций, организации одноразовых праздников, игровых занятий. При этом у родителей часто диагностируется пассивное поведение, саботаж реабилитационных мероприятий, социальная депривация, сознательное ограничение социальных контактов, отсутствие участия в жизни локального сообщества, наличие потребительских настроений. С позиции теории Пьера Бурдье, в социальном пространстве семьи обнаруживаются нарушения как в «реальности первого порядка», в материальных ресурсах, социальных благах и преимуществах, так и в «реальности второго порядка», в субъективных представлениях, образе мыслей, действий и эмоционального восприятия. Социальный капитал обедняется из-за отсутствия или скудности ценностных ориентаций членов семьи и реальных ресурсов социальных связей. Репродукция социального капитала возможна через непрерывную работу по установлению социальных связей, на фоне преимущественного внимания к позитивным эмоциональным состояниям, позитивным чертам личности и позитивным социальным институтам в противовес материальным, психологическим проблемам, физическим недостаткам. Наиболее целесообразным в этом плане является привлечение членов семьи, а в особенности ребенка-инвалида, к занятиям физической культурой и спортом. Для этого необходимо изучение таких маркеров социального пространства семьи, как материально-бытовые условия, уровень субъективных представлений родителей о здоровом образе жизни, собственная физическая подготовленность, доступ к источникам информации, наличие времени и средств, комфорт в межличностных отношениях. Из полученных данных описан габитус данной категории семей. В основном это семьи с удовлетворительным материальным положением, с достаточно прочными социальными родственными связями. Выявлены редуцированное участие отца в воспитании детей, тотальный дефицит двигательной активности родителей, пассивное отношение к семейным совместным формам физкультурной деятельности из-за невозможности расставить временн ы е приоритеты, при дефиците указаний и побуждений от соответствующих специалистов в этой сфере деятельности. Коррекция социального пространства через формирование процесса совместной физкультурной деятельности в системе «ребенок родитель» может быть эффективным способом накопления социального капитала данной категорией семей за счет изменения мышления, стереотипов поведения, матрицы собственной практической деятельности родителей и снижения потребительских ожиданий от социальных структур государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Курникова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF THE SOCIAL SPACE OF A FAMILY WITH A DISABLED CHILD WITH REGARD TO PARENTS' ATTITUDE TO REGULAR MOTOR ACTIVITY

The traditional socio-psychological approach in social work with a family raising a disabled child envisages the provision of material assistance, the organization of an accessible environment, and the training of parents in the form of lectures, conversations, consultations, the organization of one-time holidays, and game lessons. At the same time, parents are often diagnosed with passive behavior, sabotage of rehabilitation measures, social deprivation, conscious restriction of social contacts, lack of participation in the life of the local community, the presence of consumer attitude. From the perspective of Pierre Bourdieu’s theory, disorders are found in the social space of the family, in the «first order reality», in material resources, social benefits and advantages, and in the «second order reality», in subjective perceptions, ways of thinking, actions and emotional perception. Social capital is depleted due to the lack or scarcity of value orientations of family members and real resources of social connections. Reproduction of social capital is possible through continuous work to establish social ties, on the background of preferential attention to positive emotional states, positive personality traits and positive social institutions as opposed to material, psychological problems and physical disabilities. The most expedient in this regard is the involvement of family members, and in particular a disabled child, in physical culture and sports. For this purpose, it is necessary to study such markers of the family social space as material and living conditions, the level of subjective ideas of parents about a healthy lifestyle, their own physical shape, access to information sources, availability of time and money, and comfort in interpersonal relationship. Based on the data obtained, the habitus of this category of families is described. Basically, these are families with a satisfactory financial position, with fairly strong social kinship ties. The reduced participation of the father in the upbringing of children, the total deficit of the parents' motor activity, the passive attitude to the family joint forms of physical culture activities due to the inability to set time priorities, the lack of instructions and promptings from the relevant specialists in this field of work were revealed. Correction of social space through the formation of the process of joint physical culture activities in the «child-parent» system can be an effective way of accumulating social capital of this category of families by changing the thinking, behavior stereotypes, correcting the matrix of parents' own practices and reducing consumer expectations from the state social structures.

Текст научной работы на тему «Характеристика социального пространства семьи с ребенком-инвалидом по отношению родителейк регулярной двигательной активности»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2019, № 3 (55), с. 129-134

УДК 316

ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СЕМЬИ С РЕБЕНКОМ-ИНВАЛИДОМ ПО ОТНОШЕНИЮ РОДИТЕЛЕЙ К РЕГУЛЯРНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

© 2019 г. М.В. Курникова

Курникова Мария Владимировна, к.мед.н.; доц.; заведующий кафедрой адаптивной физической культуры Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского mkurnikova@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 05.02.2019 Статья принята к публикации 16.07.2019

Традиционный социально-психологический подход в социальной работе с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, предусматривает оказание материальной помощи, организацию доступной среды, обучение родителей в виде лекций, бесед, консультаций, организации одноразовых праздников, игровых занятий. При этом у родителей часто диагностируется пассивное поведение, саботаж реабилитационных мероприятий, социальная депривация, сознательное ограничение социальных контактов, отсутствие участия в жизни локального сообщества, наличие потребительских настроений. С позиции теории Пьера Бурдье, в социальном пространстве семьи обнаруживаются нарушения как в «реальности первого порядка», в материальных ресурсах, социальных благах и преимуществах, так и в «реальности второго порядка», в субъективных представлениях, образе мыслей, действий и эмоционального восприятия. Социальный капитал обедняется из-за отсутствия или скудности ценностных ориентаций членов семьи и реальных ресурсов социальных связей. Репродукция социального капитала возможна через непрерывную работу по установлению социальных связей, на фоне преимущественного внимания к позитивным эмоциональным состояниям, позитивным чертам личности и позитивным социальным институтам в противовес материальным, психологическим проблемам, физическим недостаткам. Наиболее целесообразным в этом плане является привлечение членов семьи, а в особенности ребенка-инвалида, к занятиям физической культурой и спортом. Для этого необходимо изучение таких маркеров социального пространства семьи, как материально-бытовые условия, уровень субъективных представлений родителей о здоровом образе жизни, собственная физическая подготовленность, доступ к источникам информации, наличие времени и средств, комфорт в межличностных отношениях. Из полученных данных описан габитус данной категории семей. В основном это семьи с удовлетворительным материальным положением, с достаточно прочными социальными родственными связями. Выявлены редуцированное участие отца в воспитании детей, тотальный дефицит двигательной активности родителей, пассивное отношение к семейным совместным формам физкультурной деятельности из-за невозможности расставить временные приоритеты, при дефиците указаний и побуждений от соответствующих специалистов в этой сфере деятельности. Коррекция социального пространства через формирование процесса совместной физкультурной деятельности в системе «ребенок - родитель» может быть эффективным способом накопления социального капитала данной категорией семей за счет изменения мышления, стереотипов поведения, матрицы собственной практической деятельности родителей и снижения потребительских ожиданий от социальных структур государства.

Ключевые слова: социальное самочувствие семьи с ребенком-инвалидом, физическая активность, Пьер Бурдье, социальное пространство, социальный капитал.

Актуальность и теоретическое обоснование исследования

Проблемы социального самочувствия семей, воспитывающих ребенка-инвалида, социализация, правовые аспекты социальной защиты, медицинская реабилитация, социальная адаптация, психолого-педагогическая поддержка глубоко изучаются социологами, психологами, педагогами и медиками [1]. Исследователи выделяют ключевые, наиболее обсуждаемые темы, которые можно сгруппировать следующим образом:

- трудности семьи экономического характера (материально-бытовые, финансовые, жилищные);

- психологические и поведенческие трудности членов семьи на всех уровнях функционирования (личностном, семейном и социальном);

- медико-социальные проблемы (ограниченный доступ к полноценным реабилитационным услугам, сложности в получении достойного образования ребенка, отсутствие перспектив его дальнейшего трудоустройства, барьеры в физической доступности учреждений, транспортной

инфраструктуры и бытового обслуживания) [2, 3].

В ответ на данный спектр вопросов весьма быстро сформировались целые профессиональные группы, занимающиеся поддержкой данной категории семей: психологи, социальные работники, реабилитологи, различного типа инструкторы, аниматоры и др. Главная поставленная перед ними задача - освободить ребенка-инвалида и его семью от стресса и страданий, помочь выйти из затруднительного положения, обеспечить чувство счастья [4]. В работе с семьей реализуется традиционный социально-психологический подход, средства и методы которого сводятся к оказанию материальной помощи, созданию доступной среды, трансляции теоретической информации по преодолению вышеперечисленных трудностей. Традиционными остаются формы обучения родителей в виде лекций, бесед, консультаций, открытых уроков, организации одноразовых рекреационных мероприятий, праздников, игровых занятий детей совместно с родителями [5, 6]. Таким образом, в центре внимания и в точке приложения усилий всех специалистов находится «особый» ребенок или его родители. При этом социальные работники, психологи и педагоги отмечают, что, несмотря на оказываемую помощь, у членов такой семьи преобладают пассивное поведение, постоянные жалобы на ситуацию, саботаж реабилитационных мероприятий, социальная депривация, сознательное ограничение социальных контактов, отсутствие участия в жизни локального сообщества, наличие потребительских настроений: «У нас беда. Нам все должны». В целом, сформировавшееся положение можно охарактеризовать как внутренний (психологический) и внешний (социальный) тупик. Вся оказываемая социальная поддержка семье, воспитывающей ребенка-инвалида, носит предметный или материальный характер. Пользуясь популярной поговоркой, можно сказать, что «им дают рыбу», а надо «дать удочку и научить ею пользоваться». Речь идет о такой социальной поддержке, которая даст шанс на субъективную и равноправную жизнь в сообществе, на формирование идентичности, развитие независимых способов удовлетворения своих потребностей при выполнении семейных и профессиональных ролей.

Если рассматривать положение в обществе семьи с ребенком-инвалидом с позиции теории Пьера Бурдье, в социальном пространстве семьи диагностируются нарушения как в «реальности первого порядка» - это материальные ресурсы, статусные социальные блага и преимущества, так и в «реальности второго поряд-

ка», которая существует в субъективных представлениях, образе мыслей, действий и эмоционального восприятия.

Современная действительность ожидает от родителей высокой степени психолого-педагогической компетентности с глубоким чувством осознания ответственности за воспитание детей. Умения прогнозировать, проектировать и реализовывать процессы развития, воспитания, оздоровления своего «особенного» ребёнка [7]. В последние годы новым методологическим и теоретическим подходом к коррекции ресурсов личности стала позитивная психология. Это тенденция преимущественного внимания к позитивным эмоциональным состояниям, позитивным чертам личности и позитивным социальным институтам в противовес материальным и психологическим проблемам, физическим недостаткам [8]. Постижение своих способностей к какой-либо продуктивной деятельности индуцирует потребности претворять в жизнь свой личностный потенциал, способность изменить обстоятельства в лучшую сторону. В процессе такой реализации происходят выявление новых умений и дарований, генерация положительных эмоций, изменения образа мышления, поведения в сторону оптимистичного восприятия жизненной ситуации и адаптации к ней. Ведущей мотивацией становится не внешняя социальная «реальность первого порядка», а внутренняя, эмоционально-волевая, интеллектуально-творческая «реальность второго порядка», основанная на всем спектре потребностей развития и совершенствования.

Полезной основой для понимания данной концепции является биопсихосоциальная модель функционирования, нетрудоспособности и здоровья Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) [9]. На основе этой модели, функционирование на уровне физических возможностей тела, активности и участия в жизни сообщества рассматривается в связи как с нарушением здоровья, так и с личными факторами и с условиями жизни. «Функционирование» является более позитивным термином, чем «инвалидность», при описании взаимодействия между нарушением здоровья человека и ситуативными факторами (факторы окружающей среды и личностные факторы) индивидуума. Личностные факторы - это особенности человека, которые не являются частью здоровья, то есть пол, возраст, раса, физическая подготовка, привычки. Факторы окружающей среды в полном объеме отражают жизненный уклад и жизненную ситуацию (например, архитектурные и структурные барьеры, условия жизни и работы). В их рамках составляется физическая, социальная и

поведенческая среда, в которой семья проводит свою жизнь. Эти факторы могут иметь позитивное или негативное воздействие, то есть могут выполнять роль помощника или барьера. Участие относится к вовлечению индивида в жизненную ситуацию и является социальной перспективой функционирования.

Эмпирический опыт исследователей социального самочувствия семей с ребенком-инвалидом показывает, что совокупность обстоятельств остается более контролируемой в семьях, в которых родители имеют более разнообразный кругозор и диапазон интересов. Положительные результаты достигаются при выполнении условий, обеспечивающих возможность постепенного расширения пространства общения и сохранение активных контактов семьи с друзьями, коллегами, с миром [10]. Данные выводы тождественны с концепцией теории Пьера Бурдье о социальном капитале семьи, который реализуется через проявление ценностных ориентаций членов семьи и представляет собой комплекс реальных или потенциальных ресурсов, связанных с обладанием стабильной сетью отношений взаимного знакомства и признания - иными словами, социальными связями. Объём социального капитала зависит от размера сети связей, которые семья может эффективно активизировать, и от объёма экономического, культурного или символического капитала, которым обладает ближайшее окружение семьи. Репродукция социального капитала предусматривает непрерывную работу по установлению социальных связей, непрекращающуюся серию обменов, в ходе которых эти связи постоянно утверждаются и подкрепляются. Это работа, предполагающая затраты времени и сил, которыми не обладает семья из-за концентрации всех имеющихся ресурсов на уходе за ребенком-инвалидом и его реабилитации. При этом надо принимать во внимание доминирование потребительских установок к окружающим, пассивность в участии жизни локального сообщества, отсутствие у родителей роли акторов. Необходимо найти способ социальной поддержки или вид деятельности, который будет одновременно положительно влиять на физическое и психическое развитие ребенка-инвалида, способствовать расширению социальных связей членов его семьи, корректировать «реальность второго порядка» и, как следствие, повышать социальное самочувствие.

Одним из наиболее целесообразных фасили-тирующих социальных мероприятий в этом плане является привлечение членов семьи, а в особенности ребенка-инвалида, к занятиям физической культурой и спортом. Физическая

нагрузка полезна абсолютно всем детям, индивидуальный подбор адекватных и оптимальных видов активности не имеет негативного влияния на организм «особого» ребенка [11, 12]. Возможность самореализации, самосовершенствования, самоутверждения, самоопределения за счет регулярной двигательной активности доказана многолетними исследованиями в различных отраслях наук. Помимо увеличения двигательной активности, сам процесс выстраивания стратегии расширения репертуара физических умений и навыков может в значительной степени приблизить жизненное пространство инвалидов к жизненному пространству здоровых людей, сформировать новые социальные связи, обогатить социальный капитал и улучшить социальное самочувствие всех членов семьи. По нашему мнению, наибольшим потенциалом в этом плане обладает спортивно-игровая деятельность, которую можно представить не только как системное сочетание технических, тактических, физических элементов, но и как совокупность социальных процессов, благодаря которым ребенок перенимает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему коммуницировать в коллективе и осознавать себя членом общества. Спортивные и подвижные игры как социальный фактор воссоздают модели социально-культурной жизни ребенка, выстраивают его как социально-компетентностную личность. Кроме того, спортивные игры дают ребенку возможность оценить свое отношение к окружающей его среде и через эти отношения оценить свое место в обществе.

Готовность родителей к изменениям своей реальности второго порядка, т.е. к изменению поведения, коррекции привычной деятельности является необходимым условием для обогащения социального капитала семьи через расширение социальных связей. Готовность - это динамическое интегрированное состояние личности, внутренняя настроенность, мобилизованность всех сил и резервов на определенное активное поведение и целесообразные действия. В нашем случае - это готовность родителей обеспечивать регулярную двигательную активность своего ребенка посредством дополнительных занятий в секциях адаптивного спорта и готовность к расширению собственной физической рекреационной активности в течение дня. Готовность складывается из особенностей социального пространства семьи, а именно: особенностей материально-бытовых условий, уровня субъективных представлений родителей о здоровом образе жизни, собственной физической подготовленности, доступе к источникам информации, наличия времени и средств, комфорта в межличностных отношениях.

Организация исследования

Исследование проводилось при содействии Департамента по спорту и молодежной политике города Нижнего Новгорода. В анкетировании приняли участие родители детей-инвалидов (п = 624), проживающие в Сормовском, Кана-винском, Ленинском, Автозаводском, Нижегородском и Приокском районах города Нижнего Новгорода, из них 267 - родители девочек, 357 -родители мальчиков. Средний возраст детей -11.1±6.7 лет. Родителям были заданы вопросы, характеризующие социальное пространство семьи в сфере ежедневной двигательной активности. Для диагностики «реальности первого порядка» вопросы касались материально-бытовых условий семьи. «Реальности второго порядка» касались вопросы объема ежедневной двигательной активности родителей, вопросы об их отношении к регулярным занятиям физической культурой своих детей, о выборе вида спорта для тренировок, о психологическом климате семьи, о формах проведения досуга, о средствах получения информации в области физкультур-но-спортивной деятельности.

Результаты и их обсуждение

Доход на одного члена семьи соответствовал прожиточному минимуму у 31.8% опрошенных, выше прожиточного минимума отмечался в 43.1% семей. Четверть исследуемой группы семей обозначили доход ниже прожиточного минимума. Подавляющее большинство родителей (89.5%) считают, что в семье благополучные межличностные отношения. Отметили постоянное наличие конфликтов и ссор только 7.5%, отказались отвечать на данный вопрос 3% семей. Хорошие взаимоотношения ребенка с родителями отмечены в 78.8% случаев, удовлетворительные - в 18.5%, плохие - в 2.7%. Традиция советоваться с членами семьи при принятии различных решений существует у 87.7% опрошенных. Родственники помогают родителям в воспитании ребенка в 61.1% случаев. Но при этом отмечается редуцированное участие отца в воспитании детей. Считают, что родители вносят равноценный вклад в общение с ребенком, только 51.5% семей. Отец не участвует в воспитании ребенка в 16.8% случаев. Практикуют активный образ жизни, делают утреннюю зарядку, занимаются спортом оба родителя только в 6% семей, в остальных семьях отмечается дефицит двигательной активности и пассивное отношение к физкультурной деятельности. Продолжительность совместных прогулок с детьми в воскресные дни у боль-

шинства респондентов составила менее 2 часов, подвижные игры на открытом воздухе практикуют треть семей с периодичностью не более 2 раз в неделю. При этом большинство родителей вместе с детьми регулярно (1-2 раза в месяц) выезжают в загородную зеленую зону, но 12.2% семей никогда этого не делали. По мнению респондентов, мешает совместной семейной физкультурной деятельности нехватка времени у родителей (47.6%), отсутствие рекомендаций специалиста (24.8%), нежелание ребенка (14.8%), собственная лень и отсутствие мотивации (1.5%), отсутствие доступной физкультур-но-спортивной среды, оборудованных игровых площадок (1.4%); затруднились ответить 9.9%. При этом 86.2% родителей хотят, чтобы их ребенок занимался физической культурой, знают о положительном воздействии адекватной двигательной нагрузки на состояние всех систем организма. Источниками знаний о пользе физической активности для детей с инвалидностью в 36.5% случаев являются средства массовой информации (Интернет, радио, телевидение), в 32.4% - родственники, знакомые, имеющие аналогичные проблемы с ребенком, 16.9% -популярная медицинская литература, 14.2% -рекомендации специалистов. Большинство родителей (70.5%) готовы сопровождать ребенка на систематические тренировки в физкультур-но-спортивные учреждения города для занятий спортом в группах для детей с особенностями развития, и 68.1% из них положительно относятся к участию своих детей в спортивных соревнованиях. Против высказались 26.1% семей, т.к. считают, что соревнования несут в себе опасность для здоровья и вредную стрессовую нагрузку. Наиболее предпочтительными видами спорта для ребенка с особенностями развития, по мнению родителей, являются плавание (62.5%), игровые виды (36.2%), шахматы или шашки (10.4%), фигурное катание, художественная гимнастика (5.3%), выбирали несколько видов спорта 28.2% опрошенных. Некоторые родители (2.9%) считают, что если у ребенка есть проблемы со здоровьем, то он может заниматься физическими упражнениями только в реабилитационных центрах в виде лечебной физкультуры на специальных тренажерах. Затруднились выбрать подходящий вид спорта для своего ребенка 10.9% семей. На вопрос: «Какое количество тренировочных занятий в неделю было бы оптимально для Вашего ребенка?» - наиболее популярным был ответ: 2-3 раза в неделю (73.2%). Однако десять семей считают, что тренировки могут быть ежедневными.

Проецируя полученные данные на социальное пространство семьи с ребенком-инвалидом,

можно описать габитус данной категории семей. В основном это семьи с удовлетворительным материальным положением, благополучными межличностными отношениями и хорошими взаимоотношениями ребенка с родителями. Родственники помогают родителям в воспитании ребенка и являются одним из доминирующих источников получения информации о полезных социальных услугах наряду со средствами массовой информации, т.е. социальные связи микросоциума семьи с мезосоциумом достаточно прочные. Но при этом отмечается редуцированное участие отца в воспитании детей, тотальный дефицит двигательной активности родителей и пассивное отношение к семейным совместным формам физкультурной деятельности. Положительным моментом являются регулярные выезды семей в загородную зеленую зону. Семья не может адекватно расставить временные приоритеты для совместной с ребенком двигательной активности, испытывает дефицит указаний и побуждений от соответствующих специалистов в этой сфере деятельности. Родители готовы к сопровождению своего ребенка с регулярностью 2-3 раза в неделю в специализированные спортивные секции, преимущественно для занятий плаванием и игровыми видами спорта с перспективой участия в соревнованиях.

Выводы

Расширение сети социальных услуг физкультурно-оздоровительных и спортивных учреждений для детей-инвалидов с участием родителей может быть решением для коррекции социального пространства таких семей в лучшую сторону. Объектом таких социальных услуг будет являться не конкретный ребенок или родитель, а процесс совместной деятельности, при котором семья воспринимает и осмысливает достижения своего ребенка, мотивирована на поддержание его двигательной активности, готова к реализации самостоятельных долгосрочных стратегий физического развития ребенка и несению за них ответственности. Социальное пространство такой семьи будет меняться не за счет дополнительных материальных вложений, накопления «материального капитала» реальности первого порядка, а за счет изменения мышления, стереотипов поведения, коррекции матрицы собственной практи-

ческой деятельности родителей и снижения потребительских ожиданий от социальных структур государства.

Список литературы

1. Антипина Н.М. Самореализация детей-инвалидов как проблема исследования в современной науке // Смальта. 2015. № 6. С. 79-82.

2. Голиков Н.А. Ребенок-инвалид: социальное партнерство семьи и школы // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. URL: http://science-education.m/ru/article/view?id=23820 (дата обращения: 15.01.2019).

3. Баранова Т.Ф. Социальная защита семьи как основа социальной безопасности ребенка-инвалида // Наука. Образование. Личность. 2014. № 2. С. 74-78.

4. Жулковска Т. Некоторые обстоятельства построения идентичности инвалидов // Социология и жизнь. 2015. № 1. С. 89-92.

5. Мусина В.П. Формирование активности родителей как фактора развития детей-инвалидов // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. 2009. Т. 12. № 2. С. 21-26.

6. Тугаров А.Б., Шевцова Э.А. «Школа для родителей детей-инвалидов»: синтез психосоциальной работы и педагогики // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 12-3. С. 207-210.

7. Гребенникова Е.В., Шелехов И.Л., Берестнева О.Г. Психолого-педагогическая компетентность родителей, воспитывающих детей-инвалидов // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Т. 7. № 2. Март -апрель. URL: http://naukovedenie.ru (дата обращения: 15.01.2019).

8. Селигман М. Новая позитивная психология. М.: София, 2006. 368 с.

9. White book on physical and rehabilitation medicine in Europe // European Journal of Physical and Rehabilitation Medicine. 2018. April. Vol. 54. № 2. P. 125-321.

10. Боктаева Л.Ф. Особенности детско-роди-тельских отношений в семье, воспитывающей ребенка-инвалида // Опыт и инновации в педагогике и психологии. 2015. № 3. С. 10-15.

11. Токмаков А.А., Коган О.С. Особенности тренировочного процесса детей с детским церебральным параличом, занимающихся спортивным туризмом // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. С. 284.

12. Дербенева Г.В. Социальная реабилитация детей-инвалидов посредством культурно-массовых и оздоровительных мероприятий: Методическое пособие / Сост. Г.В. Дербенева, Л.Г. Пузеп, О.В. Бажук и др. Омск: Полиграфический центр КАН, 2015. 69 с.

CHARACTERISTICS OF THE SOCIAL SPACE OF A FAMILY WITH A DISABLED CHILD WITH REGARD TO PARENTS' ATTITUDE TO REGULAR MOTOR ACTIVITY

M. V. Kurnikova

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The traditional socio-psychological approach in social work with a family raising a disabled child envisages the provision of material assistance, the organization of an accessible environment, and the training of parents in the form of lectures, conversations, consultations, the organization of one-time holidays, and game lessons. At the same time, parents are often diagnosed with passive behavior, sabotage of rehabilitation measures, social deprivation, conscious restriction of social contacts, lack of participation in the life of the local community, the presence of consumer attitude. From the perspective of Pierre Bourdieu's theory, disorders are found in the social space of the family, in the «first order reality», in material resources, social benefits and advantages, and in the «second order reality», in subjective perceptions, ways of thinking, actions and emotional perception. Social capital is depleted due to the lack or scarcity of value orientations of family members and real resources of social connections. Reproduction of social capital is possible through continuous work to establish social ties, on the background of preferential attention to positive emotional states, positive personality traits and positive social institutions as opposed to material, psychological problems and physical disabilities. The most expedient in this regard is the involvement of family members, and in particular a disabled child, in physical culture and sports. For this purpose, it is necessary to study such markers of the family social space as material and living conditions, the level of subjective ideas of parents about a healthy lifestyle, their own physical shape, access to information sources, availability of time and money, and comfort in interpersonal relationship. Based on the data obtained, the habitus of this category of families is described. Basically, these are families with a satisfactory financial position, with fairly strong social kinship ties. The reduced participation of the father in the upbringing of children, the total deficit of the parents' motor activity, the passive attitude to the family joint forms of physical culture activities due to the inability to set time priorities, the lack of instructions and promptings from the relevant specialists in this field of work were revealed. Correction of social space through the formation of the process of joint physical culture activities in the «child-parent» system can be an effective way of accumulating social capital of this category of families by changing the thinking, behavior stereotypes, correcting the matrix of parents' own practices and reducing consumer expectations from the state social structures.

Keywords: social well-being of a family with a disabled child, physical activity, Pierre Bourdieu, social space, social capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.