DOI: 10.12731/2218-7405-2016-7-214-231 УДК 314.44
СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПРОжИВАЮЩИХ В РОДИТЕЛЬСКОЙ СЕМЬЕ: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ
Савинов Л.И., Лебедева А.В.
В статье анализируется социально-правовая защита детей-инвалидов. Представлен краткий обзор нормативно-правовой базы Республики Мордовии в области социальной защиты детей-инвалидов. Выделены тенденции данной защиты, получившие закрепление в современной социокультуре. На основе сопоставления и анализа данных социально-правовых документов по РМ, вторичных социологических данных и проведенного авторами интервью родителей, имеющих ребенка-инвалида в своей семье, выделены теоретико-практические направления в социальной работе с детьми-инвалидами, проживающими совместно с родителями.
Ключевые слова: ребенок-инвалид; социально-правовая защита; законодательство в области социальной защиты детей-инвалидов; доступная среда; социокультура.
SOCIO-LEGAL PROTECTION OF CHILDREN WITH DISABILITIES LIVING IN THE PARENTAL FAMILY, SOCIAL AND CULTURAL ASPECT
Savinov L.I., Lebedeva A.V.
The article analyzes the socio-legal protection of children with disabilities. A brief review of the regulatory framework of the Republic of Mordovia in the field of social protection of children with disabilities. The tendencies of this protection, strengthened, in the modern socio. On the basis of comparison and analysis of data socio-legal instruments of
the Republic of Moldova, secondary sociological data, and conducted by the authors interview parents with a disabled child in the family, highlighted theoretical and practical directions in social work with disabled children, living together with parents.
Keywords: disabled children; social and legal protection; legislation in the field of social protection of children with disabilities; accessible environment; socio.
Социальная защита и поддержка детей-инвалидов является одной из составных частей государственной социально-экономической программы повышения благосостояния населения. Детская инвалидность - это одно из острых социальных явлений, избежать которого не может ни одно общество. Каждое государство в соответствии с уровнем своего развития, приоритетов и возможностей формирует социальную и экономическую политику по защите прав и интересов детей-инвалидов. Ребенок-инвалид - это лицо в возрасте до 18 лет со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеванием, травмой или врожденными недостатками умственного или физического развития, обусловливающие ограничение ее нормальной жизнедеятельности и необходимость дополнительной социальной помощи и защиты [11].
В настоящее время в России система помощи инвалидам и их семьям переориентируется на учет индивидуальных потребностей людей, тем самым актуализируется пересмотр подходов к организации системы социального обслуживания с учетом всего многообразия аспектов проблемы ограниченных возможностей. Происходящие изменения в программах социальной помощи инвалидам и их семьям предполагают перемещение акцента деятельности от сегрегации к социальному включению, что повышает роль семьи в процессах реабилитации и интеграции. Исследование положения семьи инвалида в социальной структуре общества и возможностей социальной мобильности представляет особый срез проблемы инвалидности, что и явилось основной целью проведения исследования.
Прежде чем раскрыть сущность социально-правовой защиты и поддержки на современном этапе необходимо рассмотреть вековые традиции, то есть то, что предшествовало нынешнему социально-правовому законодательству.
Можно отметить несколько социокультурных традиций во взаимосвязи феномена инвалидности, общества и семьи. Среди них выделяем традицию анализа инвалидности с точки зрения социального обеспечения и социальной помощи; данная традиция эволюционировала от зачаточных ее элементов в человеческих группах, родах и общинах до общепринятой системы социально-правовой защиты в наше время.
Традиция обращения к жизненному опыту самих инвалидов от широко распространенного узаконенного убийства ребенка-инвалида (инфатицид), применение своей неполноценности для выживания и приспособления, до опыта постижения общечеловеческих ценностей путем постоянной борьбы и преодоления своих болезней.
В социологии интеракционистского подхода можно выделить традицию единения внутренних сил семьи для поддержки своего ребенка-инвалида, где во главу угла ставится проблема внутрисемейной солидарности, личного приспособления в семье и, в частности, взаимной адаптации мужа и жены к внутрисемейному ролевому поведению и распределению социально-бытовых функций внутри семьи.
В социокультуре человечества постоянно существовала и в наше время существует традиция, когда в условиях отсутствия помощи от государства можно наблюдать использование резервов социальной самоорганизации семей инвалидов. Когда между государством, семьей и личностью не существует системных взаимосвязей, то в обществе отсутствует единство и сплоченность. На данную взаимосвязь указал Л.И. Савинов отмечая, что между «семьей и обществом все более отчетливо формируются социокультурные вакуумы» [14, 285].
Очень широко распространена традиция, в которой положение семьи инвалида в социальной структуре общества характеризуется социальной уязвимостью, фиксирующаяся низкими показателями образования, занятости, дохода. По причине сегрегации многие
инвалиды с детства адаптируются к особой среде, что препятствует их социальной интеграции в сфере образования, на рынке труда, в общественной жизни в целом.
В современной социокультуре инвалидность является одной из характеристик положения человека в социальной структуре общества, выступая основанием социальной дифференциации, и представляет собой статус, связанный с набором определенных привилегий, легитимируемых социальной политикой государства и культурой общества. Вместе с тем данные привилегии далеко не всегда компенсируют недостатки в социальной позиции инвалида. Следовательно, мы имеем дело с традицией статусного динамизма инвалидности.
Статус «ребенка-инвалида» был впервые официально введен в СССР в ходе проведения Международного года ребенка, объявленного ООН в 1979 году. Согласно приказу Минздрава СССР № 1265 от 14 декабря 1979 года «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» в СССР признавалось официальное наличие детей-инвалидов. До 1979 года инвалидность определялась как «стойкое нарушение (снижение или утрата) общей или профессиональной трудоспособности вследствие заболевания или травмы» [1].
В современной России нормативно-правовая защита детей-инвалидов имеет юридическую силу. В 1994 г. Правительством утверждаются основные направления деятельности в области социальной политики, например федеральная программа« Дети России», включающая в себя программы: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля»). В мае 1995 г. выходят федеральные законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», а в ноябре - «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и другие. Они стали основой законодательной базы в сфере социальной защиты населения [16, 152].
Проблема эффективного обеспечения прав людей с инвалидностью (в том числе детей-инвалидов) актуальна как на международном уровне, так и на уровне отдельных государств. К началу XXI
века существование ряда обязательных международных договоров по правам человека и рекомендательных документов в области прав инвалидов оказалось недостаточным - несмотря на эти позитивные начинания, данная категория населения продолжает сталкиваться с барьерами на пути участия в жизни общества в качестве равноправных членов и с нарушениями их прав во всем мире.
Конвенция ООН о правах инвалидов, принятая резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года и закрепляющая основные права и свободы личности по отношению к людям с инвалидностью, представляет собой первый всеобъемлющий договор в области прав человека XXI столетия. Данная Конвенция знаменует собой «смену парадигмы» в том, что касается отношения и подходов к инвалидам. Ее положения направлены на обеспечение полного участия людей с инвалидностью в жизни общества, а также ликвидацию их дискриминации [3]. Так же основными международными документами являются: - Всемирная программа действий в отношении инвалидов. Принята резолюцией 37/52 Генеральной Ассамблеи ООН от 03.12.1982; - Всеобщая Декларация прав человека. Принята Генеральной Ассамблеей ООН от 10.12.1948; - Декларация ООН о правах инвалидов. Провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи от 09.12.1975; -Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989 и другие.
Однако, следует отметить, что существует множество примеров, когда права ребенка были нарушены. Например, случай в Астраханской области, когда вокруг незрячего выпускника школы-интерната разгорелся скандал из-за квартиры, в которой он должен был жить. Вначале он жил с собакой - Оливер, но из общежития его выгнали, сказав, что с животными жить нельзя. Люди пытались помочь мальчику, подписывая петицию в Правительство Астрахани, однако, положительного решения не было [4, 28]. Хотя, в нашей стране действуют более 95 общественных организаций, направленных на защиту и поддержку данной категории населения, которые могли оказать помощь в решении данной проблемы. Известный российский
телеведущий Сергей Белоголовцев отмечает, что «... В этой стране надо на год все остановить, ничего не строить., а просто вылечить и помочь этим людям. Какая прекрасная русская душа!.. Это все пустое, понимаете?.. А есть четкий законодательный акт, есть четкая работа государства. Почему в Америке человек в коляске на улице вызывает искреннюю улыбку? Потому что сострадание? Нет! Потому что социальные программы. Потому что с самого начала эти люди - в нормальной социальной среде.».
На современном этапе так же отмечается тенденция роста детей-инвалидов. По данным статистики, на конец 2015года в России насчитывалось 600,8 тыс. детей-инвалидов, что составляет 4,4% от численности населения. Численность детей-инвалидов неуклонно растет с каждым годом. За последние пять лет она увеличилась на 9,2%. Так, в 2011 году количество детей-инвалидов составляло 505,2 тыс., в 2012 - 510,9 тыс., в 2013 - 521,6 тыс., в 2014 - 540,8 тыс. [5]. Около 87,1% детей, имеющих инвалидность, воспитываются в семьях, 12,9% детей с инвалидностью проживают в стационарных учреждениях - домах-интернатах для детей с ограниченными умственными или физическими возможностями. В настоящее время остается актуальным вопрос оказания всесторонней помощи и поддержки со стороны государства в решении проблем, стоящих перед семьями, воспитывающих детей-инвалидов. Современную ситуацию развития социально-правовой поддержки предлагаем рассмотреть на региональном этапе одного из субъектов РФ - Республики Мордовия.
По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Мордовия численность детей-инвалидов, состоящих на учете в системе Отделения Пенсионного фонда РФ по РМ, на 1 января 2015 года составила 2,4 тыс. [15]. Среди причин инвалидности наибольший удельный вес занимают злокачественные новообразования, болезни системы кровообращения, болезни костно-мышечной системы, последствия травм, плохая экология, болезни родителей, и других воздействий внешних причин. Все указанные факторы составляют систему социальных рисков; ученые преду— 219 —
преждают, что «социальные риски в первую очередь наносят удары по наименее защищенным семьям (безработным, малообеспеченным, многодетным) и инвалидам (детям, женщинам, престарелым)» [12, 150]. В республике всего насчитывается 2 дома-интерната для детей-инвалидов, каждый из которых рассчитан на 100 мест.
В настоящее время отношение к детям-инвалидам в Республике Мордовия на законодательном уровне изменилось. Кроме основных нормативно-правовых актов, регулирующих социально-правовую защиту и поддержку детей-инвалидов, в республике действуют региональные нормативно-правовые акты, организации и программы, учитывающие специфику региона. Среди таковых необходимо выделить:
1) Указ Главы Республики Мордовия от 15 июня 2009 года № 115-УГ «О совете при главе Республике Мордовия по делам инвалидов». Согласно данному документу Совет осуществляет свою деятельность по делам инвалидов в целях повышения эффективности мероприятий по социальной защите, реабилитации и социальной интеграции инвалидов, которые проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Мордовия и действия данного органа направлены на решение ряда задач:
- определение приоритетов в осуществлении социальной политики в отношении инвалидов на территории республики;
- повышение эффективности работы органов исполнительной власти Республики Мордовия и государственных учреждений республики в сфере социальной защиты и социальной поддержки инвалидов;
- оказание содействия общественным объединениям инвалидов;
- создание условий, обеспечивающих беспрепятственный доступ инвалидов к объектам социальной и информационной инфраструктур Республики Мордовия, социально-трудовой реабилитации инвалидов, восстановления личностного и социального статуса [10].
2) Республиканская целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2011-2015 годы», в рамках которой при комплексных
районных центрах открылись реабилитационные отделения дневного пребывания для детей-инвалидов (по профилю заболевания ДЦП).
Приняты и реализуются районные программы социальной поддержки семей, воспитывающих детей-инвалидов, в которые включены мероприятия по формированию доступной среды жизнедеятельности для детей-инвалидов.
Медицинская реабилитация детей-инвалидов, проводится на базе лечебно-профилактических учреждений Министерства здравоохранения Республики Мордовия, включая учреждения восстановительного лечения, в рамках федеральной базовой программы обязательного медицинского страхования РФ и территориального фонда обязательного медицинского страхования РМ.
3) Постановление Правительства РМ от 04.10.2013 г. № 452 (ред. от 18.05.2015 г.) «Обутверждении государственной программы Республики Мордовия «Доступная среда» на 2014-2018 годы». Цель государственной программы «Доступная среда» состоит в обеспечении беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) в Республике Мордовия [8].
Помимо реализации законов и целевых программ в республике действует ряд организаций, осуществляющие мероприятия по социальной защите и поддержке инвалидов. Так, постановлением от 27 марта 2000 г. № 142 было создано государственное учреждение «Физкультурно-оздоровительный клуб инвалидов «Прометей» («О создании государственного учреждения «Физкультурно-оздоровительный клуб инвалидов «Прометей»»). Цель деятельности клуба - способствовать спортивной реабилитации детей-инвалидов. В клубе дети-инвалиды с нарушением опорно-двигательного аппарата систематически занимаются физической культурой и спортом. Но для постоянных тренировок на спортивных объектах республики еще не созданы надлежащие условия. На некоторых стадионах и в спортивных залах отсутствуют специ-
альный спортивный инвентарь, снаряжение, оборудование и средства передвижения
Общественная организация «Факел в Мордовии» содействует защите экономических, социальных, жилищных, культурных прав и законных интересов инвалидов и детей-инвалидов; обеспечивает равные возможности с другими гражданами; оказывает различные виды помощи им, иным социально незащищенным гражданам [9].
Мордовская республиканская организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» имеет свои цели в области защиты прав и интересов инвалидов и детей-инвалидов, а так же обеспечение им равных возможностей участия во всех сферах жизни общества и интеграция их в общество [7].
Хотелось бы отметить создание (развитие) сети МФЦ, уполномоченных на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг. В Республике Мордовия мероприятия по созданию МФЦ нашли отражение в: Республиканской целевой программе «Проведение административной реформы в Республике Мордовия в 2006-2010 годах», утвержденной распоряжением Правительства Республики Мордовия от 7 июля 2006 г. № 694-р (в ред. постановления Правительства Республики Мордовия от 2 сентября 2008 г. № 394); Республиканской целевой программе «Снижение административных барьеров, оптимизация и повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 июня 2011 г. № 214; государственной программе «Экономическое развитие Республики Мордовия до 2018 года», утвержденной постановлением Правительства Республики Мордовия от 23 сентября 2013 г. № 417 [6].
Одними из первых МФЦ были созданы в городском округе Саранск на базе, существующей с 2007 года Общественной приемной (постановление главы администрации городского округа Саранск
от 18 февраля 2009 г. № 309) и Рузаевском муниципальном районе (постановление главы администрации Рузаевского муниципального района от 20 августа 2009 г. № 1395).
На 1 июня 2014 г. в Республике Мордовия функционировали уже 18 МФЦ, в том числе республиканский МФЦ (охват населения составляет 69,8%). В 2015 году были открыты МФЦ еще в 4 муниципальных районах. Таким образом, к концу 2015 года функционировали уже 23 МФЦ (221 окно), территориально обособленные структурные подразделения (офисы) МФЦ в 67 муниципальных образованиях (74 окна). Охват населения к концу 2015 года составил 99,28%.
В МФЦ можно получить услуги в сферах: социальная поддержка населения (в том числе и детей-инвалидов); выплата инвалидам (в том числе детям-инвалидам), имеющим транспортные средства в соответствии с медицинскими показаниями, или их законным представителям компенсации страховой премии по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; представление информации о предоставлении государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и другое [6].
Необходимость исследования факторов социального исключения инвалидов и их семей становится очевидной, приобретая особое звучание в современной России в условиях экономического кризиса и дезинтеграции социальных институтов. Острота этой проблемы обусловлена, с одной стороны, ростом числа инвалидов, а с другой - неудовлетворительным функционированием системы социальной поддержки семей инвалидов, выражающаяся в слабости использования на практике. Подавляющее большинство инвалидов исключены из основных сфер жизнедеятельности нашего общества и встречаются с целым набором труднопреодолимых социальных барьеров.
Инвалидность ребенка - один из наиболее серьезных факторов риска для семейного благополучия [2, 6-7]. Семья с ребёнком-инвалидом - это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными особенностями всех её
членов и характером взаимоотношений между ними, но большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работ у матери, но главное - специфическим положением в семье ребёнка-инвалида, которое обусловлено его болезнью. Именно поэтому, авторами статьи было проведено целенаправленное интервью, в котором приняло участие 35 семей, воспитывающих ребенка-инвалида. Было изучено: наличие состава семьи (полная, неполная, многодетная, мать-одиночка, проживание с родственниками), условия проживания, материальное положение, образ жизни, возраст и заболевание. Возраст детей-инвалидов от 1 до 18 лет. Адаптация ребенка к обществу происходит лишь к 18 годам. Условия проживания, а так же материальное обеспечение, по мнению родителей, достаточное (ответили 75% семей). Стоит обратить внимание на то, что лишь 26% имеют 2-х детей, из которых 1 ребенок-инвалид. 8% имеют 3-х детей а и 8% - 5 детей. 17% семей не пользуются льготами, которые им положены, ввиду отсутствия времени на их оформление. Многие семьи боятся заводить второго и последующих детей. Ведь не каждый сможет воспитывать двух и более детей-инвалидов. Многие родители уверены в том, что если первый ребенок-инвалид, то второй будет такой же.
Анализ социального законодательства, интервью семей имеющих ребенка-инвалида и вторичный анализ социологических публикаций по проблемам инвалидов позволяет нам в данной статье выделить несколько теоретико-практических направлений в социальной работе с детьми инвалидами, проживающими совместно с родителями.
1. Государственная система поддержки в настоящее время является недостаточной для социальной мобильности семьи инвалида. Порой, для изменения всего социального статуса членам семьи приходится рассчитывать во многом на свои внутренние ресурсы семьи и ближайшее окружение, так как государство не в полной мере осуществляет целенаправленную политику в отношении семей инвалидов. Поэтому государству достаточно целенаправленно направлять те льготы, которые положены семье с ребенком-инвалидом согласно законодательству РФ.
2. В жизни инвалидов важную роль играет личный опыт переживания инвалидности в семье. Семейная жизнь может катализировать или уменьшать воздействия среды на социальную мобильность инвалидов и на его личный опыт переживания своего положения. Следовательно, на основе теоретико-эмпирических данных можно составить типологию и определить влияние образа жизни семьи на изменение социального статуса инвалида. Семье необходимо с самого начала развития своего ребенка закладывать в нем те семейные основы и ценности, которые помогут избежать негативного социального окружения, и не смогут помешать социализации его в обществе.
3. В зависимости от характера семейных связей можно выделить различные стратегии позиционирования инвалидов по отношению к семье, к родителям, к братьям и сестрам и другим родственникам. Каждый ребенок в семье должен относиться ко всем вышеперечисленным с взаимопониманием, потому что это семья, его «фундамент» развития. Семья всегда и для каждого является примером и эталоном перед другими членами общества.
4. Замкнутые семейные системы обладают низким потенциалом социальной мобильности инвалида.
5. Стратегия «интеграции в социальную среду», предполагающая открытость семейного образа жизни обладает большим потенциалом для социальной мобильности человека с инвалидностью.
6. В рамках системного подхода в социальной работе в отличие от социологического определения семьи через категорию группы, ориентирующего исследователя преимущественно на анализ внутрисемейных отношений, системное определение обеспечивает возможность изучения образа жизни семьи в единстве ее внутренних и внешних связей.
7. Взаимодействие семьи инвалида с институтом образования затруднено вследствие определенной замкнутости и инертности образовательной системы, отсутствия специально подготовленных преподавательских кадров и финансового кризиса системы образования.
8. На современном этапе развития российского общества инвалидность не рассматривается в гендерном ключе. В России отсут-
ствует сущностно-рациональная гендерно ориентированная социальная политика. Полученные нами результаты дают информацию о том, что рассмотрение проблем инвалидности с гендерной точки зрения только начинается.
9. Среди инвалидов показатели брачности и детности существенно ниже, чем среди всего населения. В первую очередь это связано с тем, что родительство является основной социокультурной технологией сопровождения детей. Начиная, от самых молодых родителей и заканчивая «освобожденными родителями» -всем им нужно готовиться к выполнению новых семейных ролей [13, 111]. Однако в семье, где воспитывается ребенок-инвалид, не так все просто. Ребенок-инвалид, по сравнению со здоровым ребенком, постоянно находятся под присмотром родителей. Между собой, ребенок с родителями настолько близок и взаимозависим, что порой они боятся разрыва семейных уз, хотя, иногда, но это случается. К тому же, совсем не каждый из нас готов связать свою жизнь с инвалидом, большинство придерживаются мнения, что у них попросту не будет нормальной жизни. Поэтому, больной ребенок остается в кругу семьи. Пока родители живы, уход больного ребенка из семьи не планируется родителями. Жизненный цикл в данных случаях незавершен. Вследствие чего у ребенка-инвалида нет большой возможности «вылететь из родового гнезда».
Однако, есть и такие которые смогли реализовать и найти себя в жизни, устроить свою личную жизнь, родить здоровых детей и стать знаменитыми. Например, российский спортсмен-легкоатлет Швецов Евгений Валерьевич. Родился он в Атяшевском районе Республики Мордовия. Мальчик родился с родовой травмой. Он является инвалидом по слуху, а так же страдает нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сегодня он является трёхкратным чемпионом Летних Паралимпийских игр 2012, многократным чемпион мира и России, заслуженным мастером спорта России, рекордсменом мира и Паралимпийских игр. Его имя известно всем, кто наблюдает за выступлениями паралимпиской сборной России. Евгений доказал всем и прежде всего самому себе, что человек с ограниченными возмож-
ностями может добиться высоких спортивных достижений. Крецул Олег Васильевич - дзюдоист-паралимпиец, заслуженный мастер спорта по дзюдо. Он женат, имеет здорового сына и дочь. Из зарубежного опыта можно сказать об известном Лауреате Нобелевской премии Стивене Вильяме Хокинге. Это английский физик и теоретик, популяризатор науки. У него двигаются только пальцы правой руки, которыми он управляет своим движущимся креслом и специальным компьютером, который за него говорит. Он так же женат и имеет 3-х здоровых детей, 2 сына и 1 дочь. Таких примеров достаточно много, это и выдающиеся спортсмены, ученые, музыканты и другие. И совсем, казалось бы, неважно есть ли у тебя физические ограничения или нет, важно помнить об ограничениях психологических. Ведь именно от этого зависит, сможет ли ребенок-инвалид в будущем построить свою счастливую и здоровую семью.
10. Уровень активности, степень открытости внешнему миру и мера свободы, предоставляемая семьей инвалиду, являются ведущими критериями определяющими степень включения инвалидов в социум.
Процесс становления социально-правовой защиты детей-инвалидов в России - явление длительного характера. Складывающаяся парадигма помощи и поддержки нуждающимся семьям с ребенком-инвалидом представляет собой сложную совокупность исторических общественных форм защиты и учений, традиций и обычаев, законов и индивидуальных иррациональных действий и поступков. Однако в этом сложном переплетении практики и познания можно выделить те важнейшие доминанты, которые позволяют в цивилизационном пространстве оформиться социальной помощи в особую сферу бытия человека.
Трудности семьи, имеющей ребенка-инвалида, встречающиеся в социальной практике, рассматриваются чаще всего через призму проблем самого ребенка. Рождение такого ребенка нарушает весь ход жизни семьи, порождает многочисленные социальные, социально-психологические, социально-правовые, медико-социальные, социально-бытовые и др. проблемы.
Благодаря усилиям родителей, специалистов, активистам и другим современное общество признало, что люди с инвалидностью имеют те же права, что и другие граждане, в том числе права на образование, занятость, самоопределение, независимость, самореализацию и др. [2, 4].
Современное общество все больше и больше приковывает внимание каждого из нас к проблемам детей-инвалидов, а так же семей, в которых они воспитываются. Происходит дальнейшее осознание необходимости развития социальной работы с семьями рассматриваемого типа, поиска новых, эффективных технологий, форм и методов социальной помощи им, способствующих в конечном итоге их успешной интеграции в общество.
Список литературы
1. Аналитический вестник Совета Федерации РФ. Защита прав детей в Российской Федерации [Электронный ресурс]. http://www. council. gov.ru/print/inf_sl/bulletin/item/285/ (дата обращения: 14.07.2016).
2. Камышова Е.В. Инвалидность ребенка как фактор риска для семейного благополучия: аспекты социальной работы: монография / Е.В. Камышова, О.А. Ульмова, Е.А. Чапаева. Саранск: Афанасьев В.С., 2013. 80 с.
3. Конвенция о правах инвалидов: официальный сайт [Электронный ресурс]. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ disability (дата обращения: 09.07.16).
4. Мелихова Е. Вы что, не видите?! / Елена Мелихова // Российская газета. 2015. 18 дек. С. 28.
5. Министерство труда и социального развития РФ «Государственный доклад о положении детей и семей, имеющих детей, в РФ»: официальный сайт [Электронный ресурс]. http://www.rosmintrud. ru/docs/mintrud/protection/155/Doklad_o_polozhenii_detej_za_2013_ god.doc (дата обращения: 09.02.16).
6. Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг: официальный сайт [Электронный ресурс]. http://www.mfc13.ru/ (дата обращения: 09.02.16).
7. Мордовская республиканская организация Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»: официальный сайт [Электронный ресурс]. http://www.region13.voi. ru/ (дата обращения: 09.02.16).
8. Об утверждении государственной программы Республики Мордовия «Доступная среда» на 2014-2018 годы»: [Электр. р-с]: Постановление Правительства РМ от 04.10.2013 г. http://base.consultant.ru/
9. Общественная организация «Факел в Мордовии»: официальный сайт [Электронный ресурс]. http://fakel.fromru.com (дата обращения: 09.02.16).
10. О совете при главе Республике Мордовия по делам инвалидов: [Электронный ресурс]: Указ Главы Республики Мордовия от 15.06.2009 г. http ://base.consultant.ru/
11. О социальной защите инвалидов: [Электронный ресурс]. Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015 г.). http://base.garant.ru/10164504/ (дата обращения: 09.02.16).
12. Савинов Л.И. Российская семья в системе социальных рисков // Демографические процессы и семейная политика: региональные проблемы. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1999. С. 149-152.
13. Савинов Л.И. Родительство - основная социокультурная технология сопровождения детей // Известия академии педагогической и социальных наук. М.: Изд-во Моск. Психолого-социального инс-та, Изд-во НПО «МОДЭК», 2008. С. 108-112.
14. Савинов Л.И. Социология семьи: Павленок П.Д. Социология: учебное пособие / П.Д. Павленок, Л.И. Савинов, Г.Т. Журавлев. 3-е изд. М.: «Дашков и К°», 2013. 736с.
15. Федеральная служба государственной статистики РФ: официальный сайт [Электр. р-с]. http://www.gks.ru/ (дата обращения: 09.02.16).
16. Фирсов С.В. История социальной работы: учебное пособие. М.: Академический проект, 2009. 197с.
References
1. Analytical Bulletin of the Federation Council. Protection of children's rights in the Russian Federation. http://www.council.gov.ru/print/inf_ sl/bulletin/item/285/
2. Kamyshova E.V., Ul'mova O.A., Chapaeva E.A. Invalidnost' rebenka kak faktor riska dlya semeynogo blagopoluchiya: aspekty sotsial'noy raboty [The disability of the child as a risk factor for the family well-being: the social aspects of work]: monograph. Saransk, 2013. 80 p.
3. The Convention on the Rights of Persons with Disabilities: the official website. http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/ disability
4. Melikhova E. Vy chto, ne vidite?! [Can not you see ?!]. Russian newspaper. 2015. December 18. P. 28.
5. The Ministry of Labour and Social Development of the Russian Federation "State report on the situation of children and families with children in the Russian Federation": the official website. http://www.rosmintrud.ru/docs/ mintrud/protection/155/Doklad_o_polozhenii_detej_za_2013_god.doc
6. Multi-center providing state and municipal services: the official website. http://www.mfc13.ru/
7. Mordovian republican organization of All-Russian "All-Russian Society of Disabled People" NGO official website. http://www.region13. voi.ru/
8. Approval of the Republic of Mordovia state program "Available environment" for 2014 - 2018 ": RM Government Decision of 04.10.2013, http://base.consultant.ru/
9. NGO "Torch in Mordovia": the official website. http://fakel.fromru.com
10. On the board at the head of the Republic of Mordovia for the Disabled: the Decree of the Head of the Republic of Mordovia on 15.06.2009. http://base.consultant.ru/
11. On social protection of disabled persons: Federal Law of 24.11.1995, N° 181-FZ (as amended on 29.06.2015.) http://base.garant.ru/10164504/
12. Savinov L.I. Rossiyskaya sem'ya v sisteme sotsial'nykh riskov [Russian family in the system of social risks] Demograficheskie protsessy i semeynaya politika: regional'nye problem [Demographic processes and family policy: regional problems]. M., 1999, pp. 149-152.
13. Savinov L.I. Roditel'stvo - osnovnaya sotsiokul'turnaya tekhnologiya soprovozhdeniya detey [Parenting - the main socio-cultural technology support for children]. Izvestiya akademii pedagogicheskoy i sotsi-
al'nykh nauk [Proceedings of the Academy of Pedagogical and Social Sciences]. M., 2008, pp. 108-112.
14. Pavlenok P.D., Savinov L.I., Zhuravlev G.T. Sotsiologiya sem'i: Pavle-nok P.D. Sotsiologiya [Sociology of the Family: Pavlenok P.D. Sociology]. M .: "Dashkov and Co.", 2013. 736 p.
15. The Federal Service of State Statistics: Official site. http://www.gks.ru/
16. Firsov S.V. Istoriya sotsial'noy raboty [The history of social work]. M.: Academic Project, 2009. 197 p.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ Савинов Леонид Иванович, заведующий кафедры Социальная работа, доктор социологических наук, профессор Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва ул. Большевистская, 68, г. Саранск, Республика Мордовия, 430005, Российская Федерация
Лебедева Анна Владимировна, студентка 2 курса
Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва ул. Большевистская, 68, г. Саранск, Республика Мордовия, 430005, Российская Федерация ltbt1997@mail.ru
DATA ABOUT THE AUTHORS Savinov Leonid Ivanovich, Head of the Department of Social Work, Doctor of Sociological Sciences, Professor
Mordovian State University
68, Bolshevistskaya Str., Saransk, 430005, Republic of Moldova, Russian Federation
Lebedeva Anna Vladimirovna, Student
Mordovian State University
68, Bolshevistskaya Str., Saransk, 430005, Republic of Moldova,
Russian Federation
ltbt1997@mail.ru