Научная статья на тему 'Фитнес как фактор повышения адаптаптационных резервов организма учащихся школы здоровья'

Фитнес как фактор повышения адаптаптационных резервов организма учащихся школы здоровья Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
249
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ" / РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Катилина Марина Ивановна, Сорокин Сергей Александрович, Старшинина Елена Николаевна, Караулова Лариса Константиновна, Расулов Максуд Мухамеджанович

Доказано, что регулярные занятия фитнес-аэробикой сопровождаются гармонизацией физического развития, нормализацией веса, увеличением мышечной силы, гибкости и общей выносливости девушек (экономизация функций и расширение физиологических резервов кардиореспираторной системы) и зависят от степени тренированности и продолжительности регулярных занятий фитнес-аэробикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Катилина Марина Ивановна, Сорокин Сергей Александрович, Старшинина Елена Николаевна, Караулова Лариса Константиновна, Расулов Максуд Мухамеджанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фитнес как фактор повышения адаптаптационных резервов организма учащихся школы здоровья»

УДК 796.072.2: 613.84

Катилина Марина Ивановна

Кандидат философских наук, Почетный работник общего образования РФ, ГОУ СОШ «Школа здоровья № 533», Москва

Сорокин Сергей Александрович

Преподаватель ГОУ СОШ «Школа здоровья № 533», Москва

Старшинина Елена Николаевна

Преподаватель ГОУ СОШ «Школа здоровья № 533», Москва

Караулова Лариса Константиновна

Кандидат педагогических наук, профессор ГОУ ВПО МГПУ, Москва

Расулов Максуд Мухамеджанович

Доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой адаптивной физической культуры Московского городского педагогического университета, maksud@bk.ru

ФИТНЕС КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАПТАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ ЗДОРОВЬЯ

Katilina Marina Ivanovna

The candidate of philosophical sciences, the Honourable worker of the general education of the Russian Federation, director of “health School № 533”, Moscow

Sorokin Sergey Aleksandrovich

Teacher of «health School № 533», Moscow

Starshinina Elena Nikolaevna

Teacher of «health School № 533», Moscow

Karaulova Larissa Konstantinovna

The candidate of pedagogical sciences, professor Moscow State Pedagogical University, Moscow

Rasulov Maksud Muhamedjanovich

Chef of cathedra, professor of Moscow city’s pedagogical university, maksud@bk.ru

FITNESS AS THE FACTOR OF INCREASE ADAPTIVE RESERVES OF THE ORGANISM OF PUPILS OF SCHOOL OF HEALTH

В последние годы ритмическая гимнастика, становится одним из популярных видов двигательной активности. При этом анализ адаптационных

перестроек, возникающих под влиянием тренировки, позволяет обосновать более эффективную систему воздействия с целью улучшения процессов адаптации и для предотвращения перетренированности организма. Такая разновидность ритмической гимнастики, как фитнес-аэробика, требует от исполнителя значительного физического напряжения. Музыкальные темпы, используемые в современной ритмической гимнастике, заметно отражаются на деятельности основных систем жизнеобеспечения человека - дыхательной и сердечно-сосудистой. Поэтому, для правильной организации тренировок и дозирования нагрузки, изучение динамики параметров физиологических функций при выполнении упражнений ритмической гимнастики представляется актуальным. Особое значение правильное дозирование тренировочных нагрузок приобретает в условиях «Школы здоровья». Поэтому целью настоящего исследования: явилось изучение влияния занятий фитнес-аэробикой на функциональное состояние дыхательной и кардио-респираторной систем, физическое развитие и работоспособность девушек. Для достижения этой цели необходимо было решить следующие задачи: во-первых, оценить физическое развитие девушек; во-вторых, изучить влияние фитнес-аэробики на физическое развитие, а также функциональное состояние дыхательной и кардио-респираторной систем школьниц.

Организация и методы исследования. В исследовании принимало участие 180 девушек в возрасте 14-17 лет, учащихся в СОШ «Школа здоровья» № 533, г. Москвы. В соответствии с продолжительностью занятий фитнес-аэробикой, обследованные подразделялись на следующие группы:

1-я группа - девушки, со стажем занятий аэробикой 1 год - 73 человека.

2-я группа - девушки со стажем занятий аэробикой 2 года и более -57 человек.

3-я группа - контрольная - 50 девушек того же возраста, не занимающихся фитнесом или какими-либо другими видами физической культуры, кроме учебных часов, предусмотренных обязательным образовательным стандартом.

Определяли основные антропометрические: возраст (годы), рост (см), масса тела (кг); физиометрические: жизненная емкость легких (ЖЕЛ), экскурсия грудной клетки, гибкость, сила кистей (кг) и расчетные показатели: индекс Кетле (ИК), жизненный индекс (ЖИ), силовой индекс правой и левой кисти. Антропометрические исследования проводились по общепринятой методике (А. Г. Дембо, 1976).

Для оценки функциональных возможностей организма школьниц использовали: Гарвардский степ-тест, функциональную пробу Руффье, а также общепринятые показатели гемодинамики: частоту сердечных сокращений (ЧСС), артериальное давление (АД) и его компоненты - систолическое артериальное давление (САД), диастолическое артериальное давление СПАД), пульсовое артериальное давление (ПАД), и расчетные показатели: систолический (СОК) и минутный (МОК) объемы крови [1, с. 2]. Индекс Руффье оценивали в баллах: 0 - отлично; 1 - 5 - хорошо; 6 - 10 - удовлет-

ворительно; 11-15 - слабо; более 15 - неудовлетворительно [3]. Состояние дыхательной системы оценивали спирометрическим методом по показателям: жизненной емкости легких (ЖЕЛ), жизненному индексу (ЖИ), частоте дыхания (ЧД), а также окружности и экскурсии грудной клетки. Гибкость оценивали тестом - наклон вперед. В завершение исследования была проведена оценка уровня здоровья по Г. Л. Апанасенко, согласно которой общая оценка здоровья определялась суммой баллов.

Результаты и их обсуждение

Установлено, что показатели физического развития школьниц с различным стажем занятий фитнес-аэробикой значительно отличались от показателей у школьниц контрольной группы - с недостаточным уровнем двигательной активности (табл. 1). Также выявлено, что в контрольной группе средний показатель гибкости был 11,9 см, в остальных группах больше 16 см у всех школьниц.

Наивысшие показатели физической работоспособности, определяемой по индексу Гарвардского степ-теста (ИГСТ) отмечены у школьниц, длительно занимающихся фитнесом (от 65 до 118; средний показатель - 90,5). Девушки, только начинающие заниматься аэробикой, также достигли значительного уровня физической работоспособности (средний показатель 78,1). Самые низкие показатели физической работоспособности (средний показатель - 45,5) выявлены у третьей группы; при этом и время восхождения у них было на 1 мин меньше.

По результатам пробы Руффье установлено, что хорошее состояние сердечно-сосудистой системы имеют все школьницы со стажем занятий более 2 лет (из них у 30 - индекс менее 0 - отлично, и у двух - индекс 2 и 3 - хорошо). Средний показатель индекса Руффье у начинающих школьниц оказался 3,4 балла, что оценивается как хороший результат. Удовлетворительное состояние функционирования сердечно- сосудистой системы было выявлено в группе контроля (средний балл 7,2), при этом у 10 девушек выявлен слабый (13-14 баллов) уровень функционирования системы кровообращения. Оценка влияния занятий фитнес-аэробикой на гемодинамику приведены в таблице 2.

Очевидно, что изменения показателей сердечно-сосудистой системы являются важнейшим подтверждением оздоровительного влияния фитнеса, поскольку она является индикатором адаптационно-приспособительных реакций в ответ на физическую нагрузку (Р. М. Баевский, 1997).

Анализ состояния дыхательной системы в начале и в конце наблюдения показал, что у девушек контрольной группы (не занимающихся аэробикой) ЖЕЛ и жизненный индекс практически не изменились. В контрольной группе ЖЕЛ составила в среднем 2350 мл, во второй 2620 мл, а в третьей 2890 мл. Эти данные были соотнесены с массой тела, что позволило вывести оценочный индекс - жизненный индекс (ЖИ). Средняя величина ЖИ в контрольной группе составила 41,9 мл/кг, в первой - 48,9 мл/кг, а во

второй достоверно отличалась от остальных, и достигла 55 мл/кг. Отличались и показатели окружности грудной клетки. Если в покое окружности были почти равными (74,1 см; 77,2 см; 74,2 см), то при дыхании заметно отличались друг от друга (при вдохе 76,6 см; 82,6 см; 80,3 см, а после выдоха 73,2 см; 75,3 см; 72,1 см соответственно). Иначе - показатели экскурсии грудной клетки в контрольной группе равнялись 3,8 см, что являлось самым низким результатом, в первой - 6,6 см, а во второй были существенно выше и составляли 8,1 см. Увеличение экскурсии грудной клетки произошло, по-видимому, за счет укрепления межреберных мышц и диафрагмы, влияющих на объем вдыхаемого и выдыхаемого воздуха.

Наконец, при оценке уровня здоровья, показатели были ранжированы, Это позволило распределить всех школьниц на 5 уровней здоровья, соответствующих известному уровню аэробного энергопотенциала (табл. 2).

Организм девушек, длительно занимающихся фитнес-аэробикой, характеризуется повышенным уровнем функциональной готовности, оптимальным состоянием механизмов регуляции сердечного ритма, высокими функциональными резервами и физической работоспособностью, физиологические показатели девушек контрольной группы свидетельствуют о низкой адаптации к физическим нагрузкам, накоплении эффектов детренированности и гиподинамии, централизацией управления регуляции сердечного ритма, низким уровнем функциональной готовности организма.

Представленные результаты свидетельствуют о том, что регулярные занятия фитнес-аэробикой приводят к увеличению ЖЕЛ и экскурсии грудной клетки, снижению частоты и возрастанию глубины дыхания, повышению физической работоспособности и показателей гемодинамики, что свидетельствует о совершенствовании функциональных возможностей кардио-респираторной системы, доказывает оздоровительную направленность занятий фитнес-аэробикой. Длительные занятия фитнес-аэробикой сопровождаются гармонизацией физического развития, нормализацией веса, увеличением мышечной силы и гибкости. Занятия фитнес-аэробикой дают возможность для проявления творческой активности человека - поиска собственной манеры исполнения, самовыражения, факторов, необходимых для удовлетворения важнейшей духовной потребности - развития и самосовершенствования. Занятия фитнес-аэробикой как обладающие оздоровительным действием, целесообразно включать в образовательный процесс для повышения двигательной активности школьниц.

Таким образом, развитие физических качеств общей выносливости учащихся в «Школе здоровья» (экономизация функций и расширение физиологических резервов) находятся в зависимости от степени тренированности и продолжительности регулярных занятий фитнес-аэробикой. Следует подчеркнуть, что положительный оздоровительный эффект занятий фитнес-аэробикой обеспечивает тесная связь движений с музыкой и современными ритмами, большая эмоциональная насыщенность занятий, расширение двигательных возможностей и повышение культуры движений.

Таблица 1 - Показатели физического развития школьниц с различным стажем занятий фитнес-аэробикой (п = 130)

Показатели Группа контроля 1-я группа (стаж -1 год) 2-я группа (стаж -2 года)

Возраст 15,6±0,3 15,7±0,2 15,5±0,2

Рост (см) 165,6±0,6 167,8±0,4 168,2±0,7

Вес (кг) 56,0±0,6 53,5±0,5* 52,3±0,3*

ИМТ (кг/м2) 20,7±0,2 19,4±0,7* 17,9±0,2*

ИК (кг/см) 344,1±3,8 321,5±3,7* 301,2±3,5*

Сила правой кисти (кг) 24,6±0,7 26,5±0,4 27,7±0,5*

Сила левой кисти (кг) 22,5±0,8 23,7±0,5 25,8±0,7

Силовой индекс правой кисти (%) 47,7±1,4 49,5±1,1 49,1±1,2

Силовой индекс левой кисти (%) 42,2±1,5 43,5±0,8 43,0±0,8

Экскурсия грудной клетки (см) 3,8±0,8 6,6±0,5* 8,1±0,4*

ЖЕЛ (мл) 2350 ± 18,7 2620±15Д* 2890±12,6*

Жизненный индекс (ЖИ) (мл/кг) 41,9±3,9 48,9 ±4,1 55,2±5,2*

Гибкость (см) 10,5±1,6 15,2 ±1,2* 16, 7±1,3*

ИГСТ 45,5±1,8 78,1±2, 8* 90,5±4,1*

Индекс Руффье (баллы) 7,2±0,9 3,2 ±0,1* 1,1±0,2*

Примечание: *р < 0, 05 по сравнению с контролем

Таблица 2 - Показатели гемодинамики школьниц с различным стажем занятий фитнес-аэробикой (п = 130)

Показатели Контрольная группа (п = 50) 1-я группа (стаж -1 год), (п = 73) 2-я группа (стаж —2 года), (п = 57)

ЧСС, уд/мин 83,8±2,9 77,5±1,8 69,5±1,9

САД, мм рт. ст 104,7±2,1 110,2±2,9 121,3±3,2

ДАД, мм рт. ст. 74,1±1,5 70,4±1,4 75,5±1,5

ПАД, мм рт. ст. 30,6±1,8 39,8±2,1 45,8±2,3

Ср. АД, мм рт. ст. 99,7±1,2 97,3±0,7 91,9±1,8*

МОК, л/мин. 3,9±0,4 3,7±0,4 4,1±0.2

СОК, мл 55,1 ±2,9 65,1±2,4 78,3±4,9

Индекс Робинсона (уел. ед.) 100,1 ±4,2 ниже среднего 81,8±3,1 средний 66,4 ±3,2 высокий

Общий уровень здоровья 3,3 12 16

(по Апанасенко), баллы низкий средний высокий

Примечание: *-р<0,05

Библиографический список

1. Баевский, Р. М. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. [Текст] / Р. М. Баевский, А. П. Берсенева - М.: Медицина, 1997. - 236 с.

2. Дембо, А. Г. Спортивная кардиология: Руководство для врачей. - [Текст] А. Г. Дембо, Э. В. Земцовский Л.: Медицина, 1989. - 586 с.

3. Макарова, Г. А. Спортивная медицина. Учебник для ВУЗов. [Текст] Г. А. Макарова - М.: Советский спорт, 2008. - 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.