УДК 796.07
ВЛИЯНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СРЕДСТВ ФИТНЕСА НА ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ ДЕВОЧЕК 9-11 ЛЕТ
© Наталья Владимировна Косачёва
Московская государственная академия физической культуры, г. Москва, Россия, соискатель кафедры гимнастики, e-mail: [email protected]
Постоянно растущая популярность занятий фитнесом в современных оздоровительных центрах, появление новых видов аэробики, популяризация восточных видов гимнастики средствами массовой информации всё это служит привлечению занимающихся в финтес-центры.
Ключевые слова: фитнес; аэробика; физическое развитие; динамика показателей; физическая подготовленность.
В настоящее время значение занятий физической культурой и использование физических упражнений, направленных на оздоровление растущего организма детей, трудно переоценить.
На сегодняшний день доподлинно установлено положительное влияние движений, физических упражнений на развитие организма человека [1-8]. Оно состоит в том, что мышечная деятельность вызывает улучшение функционального состояния основных органов и систем организма, повышение тонуса коры больших полушарий мозга, создавая, таким образом, благоприятные условия не только для функционирования уже имеющихся связей, но и выработки новых (В .И. Кузнецова, 1989). Известные выражения «движение - это жизнь», «в здоровом теле - здоровый дух», «движение - залог здоровья» и т. п., пожалуй, отражают общепризнанность и неоспоримость значения двигательной деятельности для развития и поддержания человеком нужных свойств и возможностей своего организма (В.К. Бальсевич, 2000).
У детей, систематически занимающихся физической культурой, хорошо развивается сердечно-сосудистая система, легкие, мышцы. Оздоровительная эффективность рационального дозирования физических нагрузок особенно проявляется у школьников с отставанием в уровне силы и выносливости и не выполняющих норму восстановительнореакционных и локомоторно-активизирую-щих нагрузок. Это отставание часто сочетается с нарушениями в состоянии здоровья и хроническими заболеваниями.
Нет необходимости доказывать пользу и важность для здоровья занятий плаванием и другими видами физических упражнений. Постоянно растущая популярность занятий фитнесом в современных оздоровительных центрах, появление новых видов аэробики, популяризация восточных видов гимнастики средствами массовой информации - все это служит привлечению занимающихся в фин-тес-центры. Отечественная теория физического воспитания накопила огромный опыт в организации и проведении занятий различными видами оздоровления, однако нам не встретилась информация о сочетанном использовании занятий в бассейне и в зале с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.
Главной целью наших исследований было определение эффективности влияния занятий фитнесом в воде и в зале на физическое развитие и физическую подготовленность девочек 9-11 лет. В эксперименте приняло участие 45 школьниц. Дети, участники предварительного эксперимента, были разделены на две группы - экспериментальную
1 (23 человека), занимающуюся в воде, и экспериментальную 2 (22 человека), занимающуюся в зале. При делении школьников на группы мы стремились создать по возможности более однородные группы. Характеристика участников педагогического эксперимента представлена в табл. 1.
Перед началом эксперимента участники обеих групп не имели статистически значимых различий по основным показателям.
Таблица 1
Характеристика участников эксперимента
Показатели Экспериментальная группа 1 (п = 23) Экспериментальная группа 2 (п = 22)
х а т х а т
Масса тела, кг 40,6 3,1 1,1 40,9 2,5 0,8
Рост, см 144,5 3,2 1,1 144,9 2,9 0,9
Индекс Кетле 286,5 28,3 4,11 287,4 24,1 3,98
Плечевой индекс 79,8 6,7 1,4 78,2 5,6 1,2
ЖЕЛ, мл 2587 210 41 2632 312 50
Экскурсия грудной клетки 3,3 0,7 0,11 3,5 0,9 0,21
Проба Штанге, с 32,1 4,2 0,9 33,4 5,1 1,1
Проба Генче, с 21,3 2,9 0,8 22,4 2,4 0,5
Индекс Фридлянда Правая стопа 27,5 1,6 0,35 27,0 1,5 0,29
Левая стопа 27,8 1,6 0,28 27,6 1,6 0,21
Индекс И.М.Чижина Правая стопа 1,24 0,02 0,01 1,27 0,02 0,01
Левая стопа 1,05 0,02 0,01 1,03 0,02 0,01
Отжимания, раз 13,8 4,1 1,4 14,3 3,9 1,3
Прыжок в длину с места, см 123,0 5,3 1,8 122,0 4,4 1,5
Сгибание туловища за 30 с 13,6 4,2 0,8 13,0 3,2 0,7
Прыжки через скакалку за 30 с (кол-во раз) 25,9 3,4 0,8 24,8 3,2 0,4
Прыжок вверх из упора присев за 30 с, раз 15,4 3,7 0,2 15,3 4,1 0,3
Наклон в седе 5,1 3,2 0,07 5,5 2,8 0,036
ИГСТ, усл. ед 52,9 4,7 1,6 51,1 4,1 1,3
Продолжительность педагогического эксперимента составляла 9 месяцев (72-75 занятий). Школьники экспериментальной группы № 1 и экспериментальной группы № 2 занимались фитнесом 2 раза в неделю. При проведении занятий сохранялась основная структура занятия (подготовительная, основная и заключительные части). Временные затраты в группах были одинаковы.
Уровень физической подготовленности и физического развития участниц предварительного педагогического эксперимента в экспериментальных группах перед началом эксперимента может быть оценен как средний или даже ниже среднего.
В табл. 2 и 3 представлена динамика основных изучаемых показателей у девочек
9-11 лет экспериментальной 1 и экспериментальной 2 групп за время эксперимента.
Анализ изменений изучаемых показателей физического развития и физической подготовленности показал некоторые различия в приросте при использовании средств фитнеса в воде и в зале. При занятии фитнесом в бассейне более существенный прирост отмечается в ИГСТ, количестве выпрыгиваний из упора присев, ЖЕЛ, пробе Штанге, экскур-
сии грудной клетки. Занятия в зале оказывают положительное воздействие на свод стопы, осанку, результаты в отжиманиях, наклоне туловища из положения седа (рис. 1, 2, табл. 4, 5).
Улучшение состояния осанки и стопы при занятиях в зале выражается в достоверно большем положительном изменении индексов Чижина, Фридлянда, плечевого индекса, чем в экспериментальной группе 1 при занятиях в бассейне (рис. 1, табл. 4, 5). Индексы И.М. Чижина и Фридлянда характеризуют свод стопы в группе 2 как нормальные, хотя до начала эксперимента свод оценивался, в целом, как уплощенный. В экспериментальной группе 1 свод стопы практически не изменился, хотя отмечается тенденция к улучшению. При визуальной оценке состояние осанки в экспериментальной группе 2 (зал) у 81,8 % стало приближаться к норме. Девочки данной группы стали правильно держать спину при ходьбе, во время занятий физическими упражнениями, в положении сидя за столом, партой. Плечевой индекс в группе 2 составил 85,1+5,8 %, исследование статистически достоверно (р<0,05); в группе 1 плечевой индекс - 80,6+5,9.
Таблица 2
Динамика изучаемых показателей в экспериментальной группе 1 (бассейн)
в ходе эксперимента
Показатели Среднее значение (Х±т) Достоверность различий
До эксперимента После эксперимента Г-критерий Р
Масса тела, кг 40,6+3,1 40,3+2,4 0,88 >0,05
Рост, см 144,5+3,2 146,7+2,8 1,33 >0,05
Индекс Кетле, г/см 286,5+28,3 273,5+23,9 1,80 >0,05
ЖЕЛ, мл 2587+210 2963+203 5,27 <0,01
Экскурсия грудной клетки, см 3,3+0,7 3,9+0,6 3,33 <0,05
Проба Штанге, с 32,1+4,2 38,4+4,6 3,31 <0,05
Проба Генче, с 21,3+2,9 24,4+2,8 2,75 >0,05
Индекс Фридлянда Права стопа 27,5+1,6 27,7+1,4 0,74 >0,05
Левая стопа 27,8+1,6 28,0+1,6 0,88 >0,05
Индекс Чижина Правая стопа 1,24+0,02 1,18+0,02 3,25 <0,05
Левая стопа 1,05+0,02 1,02+0,02 2,04 <0,05
Плечевой индекс 79,8+6,5 80,6+5,9 0,82 >0,05
Отжимания, раз 13,8+4,1 15,2+3,8 1,21 >0,05
Прыжок в длину с места, см 123,0+5,3 128,3+4,9 2,21 <0,05
Сгибания туловища за 30 с, раз 13,6+4,2 15,4+4,2 1,28 >0,05
Прыжки через скакалку за 30 с, раз 25,9+3,4 28,6+3,8 2,40 <0,05
Прыжок вверх из упора присев за 30 с, раз 15,4+3,7 18,4+3,9 2,38 <0,05
Наклон в седе , см 5,5+2,1 7,9+2,1 3,43 <0,05
ИГСТ, усл. ед. 52,9+4,7 56,9+3,9 3,72 <0,05
Таблица 3
Динамика изучаемых показателей в экспериментальной группе 2 (зал) в ходе эксперимента
Среднее значение (Х±т) Достоверность различий
Показатели До эксперимента После эксперимента Г-критерий Р
Масса тела, кг 40,9+ 2,5 41,0+2,8 0,90 >0,05
Рост, см 144,9+2,9 146,9+2,9 1,42 >0,05
Индекс Кетле, г/см 287,4+24,1 279,1+22,8 1,56 >0,05
ЖЕЛ, мл 2632+312 2901+310 1,95 <0,05
Экскурсия грудной клетки, см 3,5+0,9 3,9+0,8 0,92 >0,05
Проба Штанге, с 33,4+5,1 37,0+5,0 1,95 <0,05
Проба Генче, с 22,4+2,4 24,0+2,5 1,96 <0,05
Индекс Фридлянда Права стопа 27,0+1,5 28,0+0,9 2,01 <0,05
Левая стопа 27,0+1,5 28,0+1,3 2,07 <0,05
Индекс Чижина Правая стопа 1,27+0,02 1,14+0,02 4,75 <0,01
Левая стопа 1,03+0,02 0,9+0,02 4,75 <0,01
Плечевой индекс 78,2+5,6 85,1+5,8 3,04 <0,05
Отжимания, раз 14,3+3,9 16,8+3,1 2,01 <0,05
Прыжок в длину с места, см 122,0+4,4 125,9+4,1 1,88 >0,05
Сгибания туловища за 30 с, раз 13,0+3,2 15,3+2,2 2,02 <0,05
Прыжки через скакалку за 30 с, раз 24,8+3,2 26,7+3,2 1,58 >0,05
Прыжок вверх из упора присев за 30 с, раз 15,3+4,1 17,5+4,1 1,57 >0,05
Наклон в седе , см 5,5+2,8 8,8+2,9 3,11 <0,05
ИГСТ, ус.ед. 51,1+2,1 53,6+2,1 2,57 <0,05
20-
15-'
10-'
5-'
-5-'
-10-'
I
І
-15Н-----------1---------1--------1--------1---------1--------1---------1--------1--------1 -1-------І
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
□ 1 группа П 2 группа
0
Рис. 1. Динамика основных показателей физического развития девочек экспериментальной 1 и экспериментальной 2 групп за время эксперимента: 1 - рост; 2 - масса тела; 3 - индекс Кетле; 4 - плечевой индекс; 5 - ЖЕЛ; 6 - экскурсия грудной клетки; 7 - проба Штанге; 8 - проба Генче; 9 - индекс Чижина правая стопа; 10 - индекс Чижина левая стопа; 11 - индекс Фридлянда правая стопа; 12- индекс Фрид-лянда левая стопа
Динамика таких показателей, как индекс Кетле, Генче, в прыжках в длину, прыжках через скакалку в экспериментальных группах имеет сходную тенденцию к улучшению и достоверно не отличается в этих группах.
В обеих группах мы отмечаем снижение индекса Кетле за счет нормализации веса тела у девочек с избыточной массой. Количество девочек с избыточной массой тела в экспериментальной группе 1 снизилось с
21,7 % до 6,7 %; в экспериментальной группе
2 - с 18,2 % до 9,1 % соответственно.
Результаты предварительного педагогического эксперимента свидетельствуют о необходимости сочетанного использования занятий в зале и в бассейне с целью коррекции и предупреждения соматических нарушений, повышения уровня физического развития и физической подготовленности.
60-
50-
40-
30-
20-
10-
а
□ 1 группа
□ 2 группа
Рис. 2. Динамика прироста показателей физической подготовленности (%) в экспериментальных группах в ходе эксперимента: 1 - отжимания; 2 - прыжки в длину с места; 3 - сгибания туловища за 30 с; 4 - прыжки через скакалку за 30 с; 5 - выпрыгивания из упора присев; 6 - наклон туловища; 7 - ИГСТ
0
Таблица 4
Динамика прироста изучаемых показателей физического развития в ходе эксперимента (%)
Показатели Экспериментальная группа 1(п = 23) Экспериментальная группа 2 (н = 22)
Рост 1,4 1,5
Масса тела -Q,3 Q,1
Индекс Кетле -4,5 -2,7
Плечевой индекс 3,4 S,9
ЖЕЛ 15,6 11,7
Экскурсия грудной клетки 1S,S 15,Q
Проба Штанге 19,2 11,3
Проба Генче 12,Q 113
Индекс И.М. Чижина
Правая стопа -6 -12
Левая стопа -5 -15
Индекс Фридлянда
Правая стопа 2 6
Левая стопа 2 6
Таблица 5
Динамика прироста изучаемых показателей физической подготовленности
в ходе эксперимента (%)
Показатели Экспериментальная группа 1 (н = 23) Экспериментальная группа 2 (н = 22)
Отжимания 1Q,1 17,5
Прыжок в длину с места 4,3 3,1
Сгибание туловища за 30 с 13,2 17,7
Прыжки через скакалку за 30 с 1Q3 7,7
Прыжок вверх из упора присев за 30 с 19,5 14,3
Наклон седе 43,2 6Q,Q
ИГСТ 7,2 4,6
1. Пенькова И.В. Профилактика нарушений осанки детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Омск, 1997.
2. Одинцова И.Б. Аэробика и фитнес: Соврем. методики. М., 2003.
3. Потапчук А.А., Дидур М.Д. Осанка и физическое развитие детей. СПб., 2001.
4. Сайкина Е.Г. Фитнес в системе дошкольного и школьного физкультурного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2009.
5. Лисицкая Т.С. Добро пожаловать в фитнес-клуб! М., 2008.
6. Котешева И.А. Лечение и профилактика нарушений осанки. М., 2002.
7. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М. 2001.
8. Фомина Н.А., Максимова С.Ю., Прописно■ ва Е. П. Музыкально-двигательное воспита ние в области физической культуры. Волгоград, 2006.
Поступила в редакцию 21.Q3.2Q11 г.
UDC 796.07
INFLUENCE OF VARIOUS MEANS OF FITNESS ON RATES OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND PHYSICAL PREPAREDNESS OF 9-11 YEARS OLD GIRLS
Natalia Vladimirovna Kosachyova, Moscow State Academy of Pysical Culture, Moscow, Russia, Competitor Gymnastics Department, e-mail: [email protected]
The ever-growing popularity of fitness in the modern fitness centers, the emergence of new types of aerobic exercise, the popularization of Eastern forms of gymnastics media all serve to attract people in fitness centers.
Key words: fitness; aerobics; physical development; dynamics of performance; physical readiness.