Научная статья на тему 'ФИРМЕННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ'

ФИРМЕННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
538
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС / ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ / ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / ОРГАНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пшеничка Яков Владимирович, Ленёва Ирина Геннадиевна

В статье рассматриваются актуальные проблемы требований, установленных законодательством Российской Федерации к фирменным наименованиям юридических лиц при государственной регистрации создания юридического лица. В процессе исследования использовался системный анализ. Одновременно с этим, авторы применили сравнительно-правовой, формально-логический, а также иные методы изучения института «фирменного наименования юридического лица». Авторами выделяются определенные критерии фирменного наименования, проводится анализ действующего законодательства Российской Федерации устанавливающего требования к фирменному наименованию и сложившуюся судебную практику арбитражных судов по спорам с участием налоговых органов о приведение фирменного наименования юридического лица в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, а также предпринимается попытка применить полученные результаты для совершенствования действующих требований к фирменным наименованиям юридических лиц. Результаты работы могут быть заимствованы в дальнейшей научно-исследовательской деятельности при изучении индивидуализации юридических лиц. В месте с этим выводы данного исследования могут применяться в практической деятельности, а именно при осуществлении механизма государственной регистрации юридического лица при его создании или последующим изменении «фирменного наименования» юридического лица.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Пшеничка Яков Владимирович, Ленёва Ирина Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BRAND NAMES OF LEGAL ENTITIES ACTUAL PROBLEMS

The article deals with the actual problems of the requirements established by the legislation of the Russian Federation for the firm names of legal entities during the state registration of the creation of a legal entity. In the course of the study, a system analysis was used. At the same time, the authors applied comparative-legal, formal-logical, as well as other methods of studying the institute of "corporate name of a legal entity". The authors identify certain criteria for a firm name, analyze the current legislation of the Russian Federation establishing requirements for a firm name and the established judicial practice of arbitration courts in disputes involving tax authorities on bringing the firm name of a legal entity into compliance with the current legislation of the Russian Federation, and also attempt to apply the results obtained to improve the current requirements for firm names of legal entities. The results of the work can be borrowed in further research activities in the study of the individualization of legal entities. In this regard, the conclusions of this study can be applied in practice, namely in the implementation of the mechanism of state registration of a legal entity at its creation or subsequent change of the "brand name" of a legal entity.

Текст научной работы на тему «ФИРМЕННЫЕ НАИМЕНОВАНИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ»

Фирменные наименования юридических лиц актуальные проблемы Brand names of legal entities actual problems

Пшеничка Яков Владимирович

Старший государственный налоговый инспектор, Межрайонная ИФНС России №23 по Московской

области Россия, г. Ногинск e-mail: jak. zelyony@yandex. ru

Pshenichka Yakov Vladimirovich

Senior State Tax Inspector, Interdistrict Federal Tax Service of Russia No. 23 in the Moscow region

Russia, Noginsk e-mail: jak.zelyony@yandex. ru

Ленёва Ирина Геннадиевна

Кандидат юридических наук, доцент кафедры Московского финансово-юридического университета

МФЮА Россия, г. Москва e-mail: irina26.80@mailru

Leneva Irina Gennadievna

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of the Moscow

University of Finance and Law MFUA Russia, Moscow e-mail: [email protected]

Аннотация.

В статье рассматриваются актуальные проблемы требований, установленных законодательством Российской Федерации к фирменным наименованиям юридических лиц при государственной регистрации создания юридического лица. В процессе исследования использовался системный анализ. Одновременно с этим, авторы применили сравнительно-правовой, формально-логический, а также иные методы изучения института «фирменного наименования юридического лица». Авторами выделяются определенные критерии фирменного наименования, проводится анализ действующего законодательства Российской Федерации устанавливающего требования к фирменному наименованию и сложившуюся судебную практику арбитражных судов по спорам с участием налоговых органов о приведение фирменного наименования юридического лица в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, а также предпринимается попытка применить полученные результаты для совершенствования действующих требований к фирменным наименованиям юридических лиц. Результаты работы могут быть заимствованы в дальнейшей научно-исследовательской деятельности при изучении индивидуализации юридических лиц. В месте с этим выводы данного исследования могут применяться в практической деятельности, а именно при осуществлении механизма государственной регистрации юридического лица при его создании или последующим изменении «фирменного наименования» юридического лица.

Annotation.

The article deals with the actual problems of the requirements established by the legislation of the Russian Federation for the firm names of legal entities during the state registration of the creation of a legal entity. In the course of the study, a system analysis was used. At the same time, the authors applied comparative-legal, formal-logical, as well as other methods of studying the institute of "corporate name of a legal entity". The authors identify certain criteria for a firm name, analyze the current legislation of the Russian Federation establishing requirements for a firm name and the established judicial practice of arbitration courts in disputes involving tax authorities on bringing the firm name of a legal entity into compliance with the current legislation of the Russian Federation, and also attempt to apply the results obtained to improve the current requirements for firm names of legal entities. The results of the work can be borrowed in further research activities in the study of the individualization of legal entities. In this regard, the conclusions of this study can be applied in practice, namely in the implementation of the mechanism of state registration of a legal entity at its creation or subsequent change of the "brand name" of a legal entity.

Ключевые слова: Гражданский кодекс, часть четвертая, средства индивидуализации, фирменное наименование, юридическое лицо, организация, государственная регистрация.

Key words: Civil Code, part four, means of individualization, brand name, legal entity, organization, state registration.

Развитие экономических отношений и неизменное усложнение общественных отношений предопределило возникновение института юридического лица, поскольку физическое лицо не удовлетворяло растущим потребностям общества как единственный субъект частного права.

Фирменное наименование неразрывно связано с юридическим лицом в связи с чем необходимо дать определение юридическому лицу, «так советский и российский правовед, доктор юридических наук Борис Иванович Пугинский полагает, что юридическое лицо — это своеобразный прием юридической техники, благодаря которому организация получает возможность участвовать в гражданском обороте». [3,17]

Юридические лица не лишены средств индивидуализации. К таким средствам, индивидуализирующим юридическое лицо как субъекта правоотношений, статья 54 Гражданского кодекса Российской Федерации относит место нахождения юридического лица, его наименование и адрес.

В данной работе из вышеназванных средств индивидуализации будет рассмотрено фирменное наименование, как средство индивидуализации юридического лица. Одновременно с этим, необходимо проанализировать требования к фирменным наименованиям юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, поскольку согласно п. 1, 4, 5 ст. 54 Гражданского кодекса Российской Федерации некоммерческие юридические лица обладают только наименованием.

Различие между наименованием и фирменным наименованием заключается в том, что в отношении фирменного наименования согласно ст. 1474 Гражданского кодекса Российской Федерации исключительное право позволяющее юридическому лицу - не только запрещать использовать его фирменное наименование другим лицам, но и запретить использовать тождественное фирменное наименование, а так же сходное до степени смешения, если юридическим лицам осуществляется аналогична деятельности, при более позднем включении в единый государственный реестр юридических лиц (далее- ЕГРЮЛ) фирменного наименования.

Важно отметить, что фирменное наименование может быть исключительно у юридического лица и дополнительной регистрации, а равно как и защиты не требуется для возникновения права на выбранное и включенное в ЕГРЮЛ фирменное наименование.

Однако, регистрация «фирменного наименования юридического лица» как торгового знака или как его части, в совокупности с другими элементами фирменного стиля, позволяет обеспечить ему дополнительную защиту от различного рода посягательств на деловую репутацию, что в конечном счёте влияет на экономическую стабильность юридического лица и выделению среди конкурентов.

Как имя, фамилия и отчество способствуют индивидуализации физического лица, так и фирменное наименование юридического лица индивидуализирует его среди огромного множества участников гражданского оборота.

Согласно положениям ст. 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) под фирменным наименованием признается наименование, определённое в учредительных документах коммерческой организации, и включаемое в ЕГРЮЛ при государственной регистрации юридического лица для участия в гражданском обороте.

В следствии чего, можно выделить следующий ряд обязательных критериев. Юридическое лицо должно являться коммерческой организацией целью которой является извлечение прибыли от своей деятельности, название определённо и отражено в учредительных документах, включение в ЕГРЮЛ после прохождения процедуры государственной регистрации.

Этап создания юридического лица становится своего рода отправной точкой для индивидуализации организации со стадии составления учредительных документов в которых в обязательном порядке должны быть указаны наименование, место нахождения и адрес юридического лица согласно п. 4 ст. 52 и п. 1-3 ст. 54 ГК РФ.

Итогом юридического оформления вышеназванных средств индивидуализации происходит в момент внесения сведений в единый государственный реестр юридических лиц о самом юридическом лице и учредительных документах в следствии названной процедуры возникает согласно п. 2 ст. 1475 ГК РФ исключительное право на фирменное наименование со дня государственной регистрации и прекращается с момента внесения соответствующей записи об исключении юридического лица.

Так «Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 Ш29-ФЗ и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации».[1]

В связи с чем, осуществляется государственная регистрация юридического лица в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 Ш29-ФЗ.

Законодательство Российской Федерации устанавливает ряд определенных требований к наименованию юридического лица, которые должны быть обеспечены учредителями юридического лица не только при его создании, но и при внесении соответствующих изменений. К таким требованиям относятся следующие положения.

Прежде всего, фирменное наименование должно достоверно отображать правовой статус организации, т.е. содержать указания на организационно-правовую форму юридического лица, в предусмотренных случаях вид и характер деятельности. Для каждой отдельной организационно-правовой формы существуют свои требования по включению дополнительных сведений в наименования соответствующего вида, установленные федеральным законодательством, которое включает в себя двадцать один закон. Так, например: фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» согласно п. 2 ст. 87 ГК РФ.

Важно отметить, что наименование состоит из двух частей, а именно из корпуса (организационно-правовой формы) и произвольной части, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности. Наименование является не материальным активом согласно позиции Судов, общая исковая давность не распространяется и распоряжаться исключительным правом на фирменное наименование (в т. ч. отчуждать или предоставлять другому лицу право) не допускается.

Законодатель закрепляет в ст.1473 ГК РФ обязанность иметь одно полное фирменное наименование для юридического лица, не исключая возможность иметь одно сокращенное фирменное наименование на русском языке и языках народов Российской Федерации, а также содержания иноязычных заимствований в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации. Исключением являются термины и аббревиатуры, отражающих организационно-правовую форму юридического лица. Одновременно с эти в соответствии с п. 4 ст. 1473 ГК РФ с 1 января 2008 года при введении части IV ГК РФ в «фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

4) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали».[4.227]

А равно как «включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации».[2]

В то же время имеют место случаи, когда закон напрямую предусматривает для юридического лица возможность использовать официальное наименование «Российская Федерация» или «Россия». Так, «согласно п. 12 ст. 3 Закона о государственной корпорации «ВЭБ.РФ» допускается включение официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования, в наименования «ВЭБ.РФ» организаций «ВЭБ.РФ» и иных юридических лиц, признаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации подконтрольными лицами «ВЭБ.РФ»».[5,55]

Ограничения использования слов производных от официальных наименований иностранных государств, а, равно как и допускаемое по разрешению включение в фирменное наименование юридического лица слов, производных от официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», создает неопределенный список ограниченных слов для включения в фирменные наименования юридических лиц.

Стоит отметить, что пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ определен размер государственной пошлины, однако в формулировке указанной статьи присутствует не только слова, образованные на основе наименований «Российская Федерация» или «Россия», но и словосочетания, что увеличивает неопределенность.

Вместе с тем неточность и неопределенность порождает возможность неоднозначного толкования и произвольного применения, что в свою очередь противоречит конституционным принципам равенства и справедливости.

С учетом сведений интернет-ресурсаhttp://www.sudact.ru являющегося крупнейшей базой судебных актов, проанализируем динамику по судебным спорам инициированных налоговыми органами об обязывании привести в соответствие фирменное наименование за период с 2013 по 2022 года. Это показано на рисунке 1.

Рисунок 1. Судебные акты, вынесенные Арбитражными судами с 2013 по 2022

Таким образом, на приведенной выборке охватывающей десятилетний период принятых судебных актов по вышеуказанным спорам, можно увидеть, что показатели по количеству споров не стремятся на спад, а

наоборот стабильно показывают в среднем около 380 принимаемых судебных актов в год Арбитражными судами, без учета прекращенных судебных процессов, данный факт свидетельствует об актуальности рассматриваемой темы.

Так, например Постановления Арбитражного суда Поволжского округа от 10.10.2022 NФ06-23239/2022 по делу NA72-742/2022 отмечено, что при регистрации новой редакции устава в 2018 году у регистрирующего органа не возникло вопросов относительно фирменного наименования, одновременно с этим Общество заявляло, что сочетание «Рос» является производным от наименования первоначального учредителя «Росток».

В Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 19.03.2018 по делу NA67-6003/2017 отмечено, что Общество было зарегистрировано разработанным названием на английском языке и включающим аббревиатуру ROS (return on sale) - термин, означающий рентабельность продаж, и innovation, поскольку целью создания общества являлась деятельность по разработке и продаже инновационной продукции в области транспорта.

В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 по делу NA41-11266/2021 отмечено, что сведения о наименовании были внесены регистрирующим органом в ЕГРЮЛ при регистрации Общества и фирменное наименование содержит включение иноязычного заимствования в русской транскрипции и представляет собой слово «РОСТ» «РЭЙД» «ГУППА».

Таким образом, можно сделать вывод, что судебные процессы, инициированные налоговым органом об обязывании привести в соответствие наименование свидетельствуют о неоднозначности для восприятия включенных слов или словосочетаний в фирменных наименованиях, которые невозможно отнести с полной уверенностью к пп. «ж» п. 1 ст. 23 Закона Ш29-ФЗ. Одновременно с этим стоит отметить, что не установленные нарушения Законодательства РФ при государственной регистрации, не могут свидетельствовать об отсутствии оснований для обращения налоговым органом в суд с требованиями о понуждении привести в соответствие с требованиями закона фирменное наименование.

Не маловажным в данной проблеме является отсутствие автоматизированных инструментов по оценке уникальности наименований юридических лиц на основе ЕГРЮЛ.

Согласно Письму Министерства Финансов Российской Федерации от 27 февраля 2014 г. N03-01-11/8431 основания для создания автоматизированной системы ведения ЕГРЮЛ, предусматривающей функции по оценке уникальности наименований юридических лиц, отсутствуют.

С учетом вышеизложенного, а также в виду отсутствия каких либо автоматизированной системы с функцией по оценке уникальности наименований юридических лиц на основе ЕГРЮЛ, остается один инструмент, а именно вручную просматривать выборки по результатам запросов через сервис «Предоставления сведений из ЕГРЮЛ/ЕГРИП в электронном виде» на сайте ФНС, через поисковик в сети интернет или через сайт Федерального Института Промышленной Собственности (ФИПС).

Проанализируем позицию Судов для определения критериев оценки включенных слов и словосочетаний в фирменные наименования на предмет соответствия Законодательству РФ.

В Постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 10.10.2022 по делу NA72-742/2022 отмечено, что «буквосочетание «Рос» при использовании в качестве первого слога сложносокращенных слов чаще всего представляет собой сокращение от слова «Российский», которое стало общепринятым (например, Росгвардия, Росреестр, Роспатенти прочие)»».

В Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 10.06.2020 по делу NА42-2536/2019 отмечено, что «словесный элемент «Рос» является составляющим элементом многих слов русского языка (например,

россыпь, роспуск, роспись, рослый, роскошь, ростовщик, альбатрос, матрос, купорос, нарост и пр.), географических наименований (Ростов, Ярославль, Рославль)».

В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2021 по делу NА41-11266/2021 отмечено, что «элемент «РОС», являющийся устойчивым буквенным сочетанием, производным от официального наименования «Российская Федерация» или «Россия»».

В Решении Арбитражного суда Московской области от 03.06.2020 по делу отмечено, что «буквенное сочетание «РОС», вызывает стойкую ассоциацию потребителя с участием государства в деятельности организации либо с особой значимостью деятельности данной организации в государственных интересах».

В Постановление Суда по интеллектуальным правам от 05.08.2021 N^1-621/2021 по делу NА41-32957/2020 отмечено, что «оценка фирменного наименования на предмет его соответствия требованиям ст. 1473 ГК РФ осуществляется не столько с точки зрения специалистов-лингвистов, сколько с позиции рядового участника гражданского оборота (среднего российского потребителя)».

Согласно п. 148 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.04.2019 N 10 «О применении части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» под словами, производными от официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», в смысле абзаца восьмого п. 4 ст. 1473 ГК РФ следует понимать в том числе слово «российский» (и производные от него) как на русском языке, так и на иностранных языках в русской транскрипции, но не слово «русский» (и производные от него).

В Постановлении Суда по интеллектуальным правам от 13.03.2018 N^1-117/2018 по делу NА56-43829/2017 отмечено, что «противоречие обозначения общественным интересам может выражаться в том, что оно вводит в заблуждение потребителей и хозяйствующих субъектов и создает организации недопустимые конкурентные преимущества за счет использования слов, вызывающих стойкую ассоциацию у потребителя».

Выделяются всего два критерия: одним из которых будет устойчивое буквенное сочетание «РОС», которое стало общепринятым и расположенное в начале слова и чаще всего определяется как сокращение от слова «Российский», а другим критерием возможное фантазийное происхождение наименования, основанное на внутреннем убеждении с позиции рядового участника гражданского оборота.

Отграничение слова «русский» от слова «российский», позволяет его свободно включать в фирменное наименование юридического лица, но в тоже время само слово «русский» у потребителя вызывает стойкую ассоциацию деятельность организации в национальных интересах и создает организации недопустимые конкурентные преимущества.

Однако, из вышеприведённого вывода есть исключения, которые можно встретить в судебной практики, а именного устойчивое буквенное сочетание «РОС» может находиться в конце слова, словосочетания (Решение Арбитражного суда Московской область по делу NА41-50277/2019 от 16.07.2019, Постановление Суда по интеллектуальным правам по делу NА41-4097/2020 от 08.04.2021) или в середине слова (Решение Арбитражного суда Московской область по делу NА41-31754/2021 от 23.06.2021), а так же тире не указывает на фантазийное происхождение названия (Постановление Суда по интеллектуальным правам по делу NА41-81743/2021 от 30.08.2022), в связи с чем можно говорить об отсутствии единства по данному вопросу.

Для устранения правовой неопределенности в оценке включения слов и словосочетаний в фирменные наименования юридических лиц с учетом данных вследствие проведенного анализа целесообразно внести изменения в действующую ст. 1473 ГК РФ и дополнения в части включения в фирменные наименования слова русский и производных от него слов, а именно:

Изложить пп 1 п. 4 ст. 1473 ГК РФ полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств.

Изложить абз. 2 пп. 5 п. 4 ст. 1473 ГК РФ включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Включение в фирменное наименование юридического лица слов и образованных на их основе и словосочетаний, определяющих национальность допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

И как дополнение отразить изменения в пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а именно:

Изложить пп. 71 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» в наименованиях юридических лиц - 80 000 рублей.

Таким образом, вышеуказанные изменения и дополнения позволят сократить не только количество судебных процессов, но и обезопасит рядового участника гражданского оборота.

Список используемой литературы:

1.Федеральный закон от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 05.12.2022) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант плюс».

3.Юридические лица : учебник для вузов / В. В. Кулаков [и др.]; под общей редакцией В. В. Кулакова.

— Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 372 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14660-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 17.

4.Право интеллектуальной собственности: учебник и практикум для вузов / Е. А. Позднякова [и др.]; под общей редакцией Е. А. Поздняковой. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 374 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12825-3. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 227.

5.Юридические лица : учебник для вузов / В. В. Кулаков [и др.]; под общей редакцией В. В. Кулакова.

— Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 372 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14660-8. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. с. 55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.