Территория науки. 2015. № 4
2. Мартынов С.В. К вопросу о необходимости внешнего аудита трейдеров на валютном рынке forex// Территория науки. 2014. № 4. С. 48-51.
3. Мартынов С.В. Проблемы обеспечения внешнего аудита трейдеров на валютном рынке forex// Проблемы современных экономических, правовых и естественных наук в россии: сборник статей II международной научно-практической конференции. Воронеж, 2014. С. 51-53.
Овсянников С.В.
ФИНАНСОВЫЙ МОНИТОРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ КРИЗИСО-УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: финансовый мониторинг, устойчивое развитие, промышленное предприятие.
Аннотация: в статье раскрытыособенности финансового
мониторинга в системе обеспечения кризисо-устойчивого развития предприятия. Рассмотренывозможности финансового мониторингана различных стадиях жизненного цикла организаций. С учётом существующихвозможностей раскрыты факторы и инструменты финансового мониторинга предприятий.
Keywords: financialmonitoring, sustainable development, industrial enterprise.
Abstract: in article are opened features of financial monitoring in system of providing a crisis-sustainable development of the enterprise. Consideredpossibilities of financial monitoring at various stages of life cycle of the organizations. Taking into the existing opportunities factors and instruments of financial monitoring of the enterprises.
В современных условиях в отечественной экономике, наблюдается сокращение ресурсного потенциала отраслей промышленности, АПК, строительства и транспорта. По данным госстатистики наибольшее ссужение масштабов хозяйственной деятельности отмечено в машиностроении и в легкой промышленности. Сокращение инвестиций уменьшает возможности обновления весьма изношенного оборудования. В таких условиях обеспечить устойчивую хозяйственную деятельность возможно на основе усиления финансового мониторинга.
196
Территория науки. 2015. № 4
Для совершенствования системы мониторинга возникает необходимость уточнения терминологических и методических основ. Термины «финансовый мониторинг» и «устойчивое развитие» имеют взаимосвязанный характер.
Финансовый мониторинг следует рассматривать как наблюдение протекающих процессов в режиме реального времени, сравнение целевых результатов с достигнутыми. Одним из основных направлений такого мониторинга выступает наблюдение факторов и процессов кризисо-устойчивого развития предприятия.
Кризисо-устойчивое развитиехарактеризуется как
сбалансированное движение системы в сферах экономики, социальной сферы и окружающей среды, способное, противостоять возникающим кризисным сигналам мобилизуя имеющийся ресурсный потенциал. Таким образом, возможность и необходимость финансового мониторинга находят отражение в изучение проблем кризисоустойчивого развития.
Зачастуюнаиболее острые проблемы кризисо-устойчивости развития возникают на начальной стадии жизненного цикла, когда происходит появление новых организаций. Такие организации сталкивается с проблемами выживания на рынке, которые возникают из-за финансовых трудностей, небольших темпов оборота и убытков.
Основными объектами финансового мониторинга на стадии зарождения и становления организаций становятсяпоказатели ликвидности и финансовой устойчивости. При этом краткосрочная рентабельность имеет второстепенный характер. Для продолжения деятельности данным организациям необходимо обеспечить ликвидность т.е. найти источники стартовых средств, а затем определить приоритетные рынки и продукты, позволяющие выйти на безубыточный объем продаж. По мнению И. Адизеса: «некоторые основатели недооценивают сумму наличности и оборотный капитал, который им потребуется» [1, с. 64].
Особенно важную роль на стадии зарождения и становления организации имеет финансовая оценка стартовых расходов и инвестиций. Например, с целью возможно быстрого и эффективного вывода на рынок новые продукты, которые соответствуют ожиданиям клиентов. Как правило, без новаторских идей фирма рискует в конце концов не устоять на рынке и прекратить свое существование. На данной стадии следует учитывать необходимость обеспечения безубыточности, высокие темпы инвестирования, концентрированный рост и как результат высокие риски выживания на рынке.
197
Территория науки. 2015. № 4
На следующей стадии жизненного цикла происходит рост предприятий. «Рост предполагает означает расширение ассортимента продукции (услуг), завоевание рыночной ниши, повышение стоимости бизнеса» [2, с. 33]. При этом увеличиваются оборотыорганизации и появляются прибыли. Получение прибыли и рост продаж позволяет сместить объекты мониторинга с ликвидности на рост оборотов и рентабельность. Для роста данных организаций необходимы среднесрочные и долгосрочные источники средств.
Многие организациина стадии роста используют имитационные стратегии для расширения своих сегментов рынка. При этом возрастают риски, а число неудач колеблется от 40 до 80%. На этой стадии, могут делаться приоритеты на интенсификационный рост. Результатом таких стратегий становится достижение укрепление своих рыночных позиций и достижение среднерыночной нормы прибыли. При этом происходит увеличение размеров данных организаций. Проявляются тенденции завоевания какого-либо сегмента рынка, упрочения рыночных позиций. «Структура, стиль лидера и административные системы организации изменяются предсказуемым образом, проходя через этапы жизненного цикла» [5].
На стадии роста организации основные мерыследует направить на получение новых продуктов, технологий и услуг; применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов. Главным фактором развития организаций становится контролируемый рост, обеспечиваемый критической массой инвестиций.
По мнению исследователей, на стадиях роста и зрелости наиболее предпочтительной является диверсификация инвестиций. Проведение диверсификации включает: «...создание новой компании или
совместного предприятия; слияние с признанным лидером или с начинающей компанией; приобретение предприятия, испытывающего трудности» [6]. В зависимости от целей, диверсификация направлена «.на приобретение одного из операторов отрасли, для усиления своих позиций или начинающей компании.» [6].
В зависимости от отраслевых приоритетов, возможна диверсификация в различные отрасли. Проведение диверсификации в родственные отрасли позволяет предприятию использовать эффект дополнения т.е. обмениваться опытом и навыками, копировать технологии, использовать производственные мощности, что ведёт к укреплению конкурентных позиций. В случаях диверсификации в неродственные отрасли открываются новые возможности повышения
198
Территория науки. 2015. № 4
потребительской ценности товаров компании или упрочения её конкурентного положения, что позволяет использовать накопленный опыт в области маркетинга, производственных технологий и тем самым снизить риски и повысить эффективность инвестиций.
На четвертой стадии жизненного цикла организация достигает зрелого состояния и устойчивого положения на рынке. Такие организации консервативны. Сохраняя большой оборот, фирма постепенно перестает получать соразмерную прибыль и начинает приносить убытки [4]. Причинами этого могут быть чрезмерная диверсификация, усложнение организационной структуры, омертвление значительной части капитала в неперспективных производствах.
Финансовый мониторинг на этой стадии может быть направлен на факторы издержек или дезинвестициив случаях выхода из убыточных производств. В таких случаях возрастает роль аналитической функции, которая обеспечивает мониторинг динамики изменений среды, прогнозы и предупреждающие меры по созданию запаса прочности для снижения рисков. Организациинаэтой стадии увеличиваются в размерах и развивают формальную структуру.
Для стадии зрелости организации характерно замедление роста оборота и достижение максимальной прибыли. Организации стараются извлечь максимум прибыли за счет имеющегося производственного, технического и коммерческого потенциалов. Учитывая старение своих товаров, менеджеры предприятия должны исследовать новые возможности развития: путем осуществления промышленных инвестиций, либо косвенно путем финансового участия (например, приобретением значительного числа акций другого предприятия). В этом случае происходит постепенное преобразование в холдинг, т.е. в финансовую компанию, имеющей целью управление портфелем ценных бумаг. В дальнейшем (при окончательной зрелости) инвестирование целесообразно, если продукция предприятия имеет достаточно высокие маркетинговые перспективы, а объем инвестиций в модернизацию и техническое перевооружение невелик и вложенные средства могут быстро окупиться.
На стадии зрелости организации производится последовательное укреплении ранее достигнутых позиций; сокращение неперспективных видов деятельности; привлечение внешней помощи. В случае если не удается сохранить покупателей, возникает необходимость в реструктуризации. Постепенно такие организации приходят в упадок и происходит падение параметров их деятельности. В результате предприятие прекращает существование в прежнем виде и распадается. В ходе падения структура имеет тенденцию к упроще-
199
Территория науки. 2015. № 4
нию, свертыванию, а окрепшие конкуренты занимают большее жизненное пространство и более эффективны [3]. Пытаясь сохранить истощенные ресурсы, предприятия становятся инертными.
В организациях, достигших стадии старости, как правило, сокращаются оборот и снижается ликвидность баланса. В процессе финансового мониторинга данных предприятий как правило основное внимание уделяется денежным потокам, ликвидности и деловой активности. Такие организации, решая проблемы ликвидности, одновременно ограничивают масштабы инвестирования, за исключением случаев, когда намечается масштабная диверсификация выпускаемой продукции, перепрофилирование предприятия. В результатепроисходитпостепенный или быстрый выход фирмы с рынка. При этом становится необходимой максимизация поступлений от данного сегмента рынка. Важнейшими факторами, раскрывающим пути роста доходов на данной стадии жизненного цикла, выступают инвестиции и инновации.
На стадии зрелости организации, инновации могут рассматриваться как основные факторы, как инструменты или как элементы мониторинга. В результате мониторинга данных факторов предприятие получает возможность использовать инновационные факторы выживания в условиях тяжелой борьбы за удержание объема продаж, доли рынка и конкурентной позиции. При этом финансовый мониторинг служит инструментом расширения операционной деятельности возможно за счет выявления точек роста: новых инвестиций и инноваций в сферах производства, развития ассортимента продуктов и их сбыта.
В условиях резкого спада, возникает необходимость реализации совокупности стабилизирующих мер. Данные меры, прежде всего, направлены на выживание путём сдерживания снижения показателей в допустимых пределах. В условиях спада необходим мониторинг показателей дезинвестирования, реноваций, сжатия портфеля, мобилизации трудовых и материальных ресурсов, сокращения расходов. Для их реализации необходимо обеспечить достаточный доход, внедрять гибкие структуры, обеспечить выход на новые рынки и расширять ассортимент. Необходимость быстрого выхода из бизнеса связанна с проведением реструктуризации инвестиций. При этом мониторинг связан с оценкой ранее достигнутых позиций и изменениями (сокращением) отдельных видов деятельности.
При низкой перспективности бизнеса следует обеспечить перевод капитала в другие сферы. В качестве приоритетных объектов финансового мониторинга на стадииреорганизации бизнеса
200
Территория науки. 2015. № 4
выступают: издержки производства; источники поступления денежных средств; материальные активы и просроченные обязательства предприятия. Активы и обязательства, являющиеся своеобразным обременением бизнеса, становятся первоочередными объектами реструктуризации, поскольку не участвуют (или не являются необходимыми) в текущем процессе осуществления хозяйственной деятельности компании. Содержание подобного объекта может приносить предприятию прямой или косвенный убыток, что повышает риск несостоятельности бизнеса.
Впроцессе финансового мониторинга, проводимого на отечественных предприятиях, находящихся в кризисном состоянии важное место, отдаётся анализу и оценке факторов платежеспособности и несостоятельности. По результатам анализа полученных данных проводится оценка степени угрозы несостоятельности предприятия. В отношении каждой угрозы несостоятельности должны разрабатываться и применяться меры реагирования, направленные на их ликвидацию.
Учитывая недостатки действующих методик финансового мониторинга, возникает необходимость в детальной классификации объектов диагностики в зависимости от риска банкротства и возможных мер по его предотвращению. Оценка угрозы банкротства на основе анализа различных финансовых факторов позволяет чётко классифицировать организации по группам риска. Целью проведения классификации является объединение в одну группу факторов, имеющих сходные уровни угрозы несостоятельности, для того чтобы унифицировать меры по регулированию кризисо-устойчивости предприятия [7-8].
Таким образом, финансовый мониторинг становится основой обеспечения кризисо-устойчивого развития предприятий. Наиболее важной составляющей мониторинга свидетельствующей о текущих результатах работы предприятия являются факторы краткосрочныхфинансовых перспектив. Их роль имеет неоднозначную оценку на различных стадиях жизненного цикла организаций. Использование краткосрочных финансовых показателей особенно важно в условиях дефицита ликвидности, когда предприятия стараются использовать все возможные резервы. При этом следует заметить, что финансовые показатели являются одной из главныхгрупп индикаторов и инструментов.Использование инструментария финансового мониторинга позволяет успешно следовать цели кризисо-устойчивого развития предприятия.
201
Территория науки. 2015. № 4
Список литературы:
1. Адизес И. Управление жизненным циклом корпораций. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2014.- 512 с.
2. Антикризисное управление: механизмы государства,
технологии бизнеса: учебник и практикум / под общ. ред. А.З. Бобылевой. - М.: Издательство Юрайт, 2015.- 639 с.
3. Организационная теория и дизайн/ Р. Дафт, Дж. Мерфи, Х. Уилмотт. - СПб.: Питер, 2013. - 640 с.
4. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации/ А.А. Томпсон, А.Дж. Стрикленд. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 928 с.
5. Овсянников С.В., Болдырев В.Н., Шаталов М.А. Организационно-экономические особенности формирования механизма антикризисного управления предприятием// Территория науки. 2010. № 16. С. 101.
6. Овсянников С.В., Шаталов М.А. Антикризисное развитие промышленных предприятий на основе механизма стратегического партнерства// Территория науки. 2010. № 18. С. 68.
7. Овсянников С.В., Шаталов М.А. Общие принципы и процедуры формирования антикризисной программы промышленного предприятия// Территория науки. 2010. № 14. С. 52.
8. Овсянников С.В., Шаталов М.А. Особенности обеспечения синергии организации в процессе антикризисного управления// Территория науки. 2010. № 14. С. 45.
202