Научная статья на тему 'Диверсификация в системе устойчивого развития предпринимательских структур АПК'

Диверсификация в системе устойчивого развития предпринимательских структур АПК Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
384
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Синергия
Область наук
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / СТРАТЕГИЯ / ВЫХОД НА НОВЫЕ РЫНКИ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / DIVERSIFICATION / STRATEGY INTO NEW MARKETS / COMPETITIVENESS / FINANCIAL RISK / ECONOMIC MECHANISM / STRATEGIC MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Баутин В. М.

В данной статье рассматриваются вопросы применения диверсификации на предприятиях, ее влияние на развитие и функционирование компании. В ходе исследования проанализированы положительные и отрицательные аспекты проведения диверсификации и выявлены факторы, при которых рекомендуется ее проводить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Баутин В. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the use of diversification enterprises, its impact on the development and functioning of the company. The study analyzed the positive and negative aspects of diversification and identified factors for which it is recommended to carry out.

Текст научной работы на тему «Диверсификация в системе устойчивого развития предпринимательских структур АПК»

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

УДК 333.33: 658

В.М. Баутин

ДИВЕРСИФИКАЦИЯ В СИСТЕМЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ СТРУКТУР АПК

Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы применения диверсификации на предприятиях, ее влияние на развитие и функционирование компании. В ходе исследования проанализированы положительные и отрицательные аспекты проведения диверсификации и выявлены факторы, при которых рекомендуется ее проводить.

Ключевые слова: диверсификация, стратегия, выход на новые рынки, конкурентоспособность, финансовые риски, экономический механизм, стратегический менеджмент.

UDC 333.33: 658

V.M. Bautin

DIVERSIFICATION IN THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF

ENTERPRISE AIC

Abstract: This article discusses the use of diversification enterprises, its impact on the development and functioning of the company. The study analyzed the positive and negative aspects of diversification and identified factors for which it is recommended to carry out.

Key Words: diversification, strategy into new markets, competitiveness, financial risk, economic mechanism, strategic management.

Концентрация и ориентация на один вид бизнеса подразумевает под собой управленческие, организационные, а также стратегические преимущества. Диверсификация не является стратегической целью до тех пор, пока предприятие получает прибыль за счет собственного роста в своем секторе рынка. Однако в современной рыночной экономике в условиях нестабильности внешней среды диверсификационные мероприятия выступают базисом достижения определенного уровня внутренней и внешней гибкости организации. При этом претерпевают изменения четыре составляющие: рынок, продукт, отрасль, а также положение предприятия в данной отрасли.

Под диверсификацией следует понимать распространение деятельности на новые сферы. Стратегию диверсификации целесообразно разрабатывать и внедрять при наличии, как минимум, следующих условий [7; 9; 14]:

- сокращение возможности развития и расширения бизнеса;

- открытие новых возможностей;

- возможность освоения других отраслей рынка;

- сокращение издержек производства;

- наличие ресурсов у предприятия для данных мероприятий.

Жизненный цикл предприятия (продукции), как и любой системы, вначале протекает бурно, затем переходит в стационарный, стабильный режим, после чего

60

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

режим функционирования снижается до нуля. В управленческой терминологии существуют такие понятия, как

дающийся бизнес», «бизнес среднего возраста» и «стареющий бизнес». В этой связи при принятии решения о

нии инструментов диверсификации необходимо провести четкий и логический анализ возможностей предприятия, произвести прогнозы возможных последствий, разработать алгоритм действий, план и т.д. При разработке стратегии диверсификации необходимо опираться на

три фактора [6; 11; 13]:

1. Привлекательность отрасли для предприятия;

2. Издержки при входе в отрасль;

3. Эффект синергизма.

В настоящее время используются ба-вые корпоративные стратегии дивер-кации в соответствии с определенными стадиями цикла развития и функ-вания организации, а также возможные стратегические процедуры по каждой из базовых стратегий (рис. 1).

Рисунок 1. Стратегические действия предприятия в условиях диверсификации

Нельзя не отметить, что диверсификация, как и любое другое действие, не может характеризоваться односто-

ронне. Стратегия диверсификации имеет, как плюсы, так и минусы при ее реализации на предприятии [1; 2; 15] (табл. 1).

Таблица 1

Плюсы и минусы диверсификации

Минусы Плюсы

Рост управленческих и эксплуатационных издержек. Хорошая финансовая устойчивость компаний в случае кризисных явлений

Дублирование функций управления, рост бюрократического аппарата. Распределение рисков между различными направлениями бизнес-деятельности

Появление дополнительных инвестиционных рисков. Снижение трансакционных издержек

Развитие центробежных тенденций в менеджменте. Возможность заимствований между различными предприятиями, направлениями

61

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

При этом, ключевым вопросом диверсификации является выявление ее оптимальных границ и рамок, а также менклатуры видов деятельности, включенных в бизнес-деятельность предприятия. В этой связи диверсификация позволяет [5; 8; 10]:

- минимизировать хозяйственные риски, увеличить возможности продолжения функционирования предприятия при вероятности снижения экономических показателей по видам деятельности, т.к. потенциальные неудачи в одной области возмещаются достижениями в других;

- свободно и гибко перераспределять ресурсы предприятия из неперспективных сфер в более надежные секторы рынка. Здесь необходимо правильно инвестировать свои активы в перспективные ликвидные предприятия;

- осваивать иные отрасли путем выгодного их инвестирования при отсутствии перспектив роста и прибыльности в своем секторе;

- максимизировать эффективность формирования и использования накопленного потенциала, произвести полную загрузку производственных мощностей, при этом создавая новые рабочие места;

- увеличить собственную конкурентоспособность, приспособившись к конъюнктуре рынка, максимизировать свою

самостоятельность, снизить зависимость от партнеров;

- приобретать новые ресурсы, вкладывать в НИОКР, что позволит оптимизировать ассортимент продукции, финансовые потоки и др.

Вместе с тем, диверсификация неминуемо влечет за собой проблему внутренней взаимосвязи подразделений («синдром безбилетника»), снижение определенности предприятия в будущем, уменьшение значимости прежнего профильного производства.

Однако в целом диверсификация помогает предприятию АПК в решении приоритетных социально-экономических задач: гарантии для организации сохранения бизнеса за счет извлечения гарантированной прибыли; приобретение экономической стабильности и финансового постоянства; возможность завоевания преимущества на рынке, а также решение социальных проблем.

При этом, для достижения эффективности диверсификационных процедур необходимо учитывать ряд факторов, помогающих более точно и четко структурировать направления диверсификации при разработке и реализации определенных мероприятий по данному направлению (рис. 2).

Рисунок 2 - Факторы эффективности диверсификации на предприятии

62

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

Также положительными моментами диверсификации на предприятии является также возможность интеграции усилий для достижения поставленных целей. Благоприятная результативность такой интеграции определяется влиянием синергетического эффекта. В данном случае интегрированное целое результативнее, чем сумма отдельных необъединенных частей. Так некоторые крупные компании увеличивают уровень рентабельности своих приобретенных предприятий путем модернизации в них системы менеджмента и финансового мониторинга, в том числе проводя реорганизационные мероприятия на этих приятиях на профильные по видам деятельности. В данном случае благоприят-

ный эффект дает совместное потребление ресурсов и опыта. Наивысшего уровня синергетический эффект достигается при наличии подразделений в родственных отраслях.

Отметим, что, несмотря на ность многообразия приведенных разными учеными заключений о необходимость верификационных процедур на ятии, основные причины диверсификации намного глубже и многообразнее. Выделим три фактора движущей силы фикации: цели высшего руководства

низации; изменения внешней деловой среды; ресурсные возможности организации. На основе данных факторов можно явить критерии диверсификации (рис.3).

Рисунок 3. Критерии диверсификации

Критерий «привлекательность» определяет привлекательность отрасли, подобранной для диверсификации, для получения прибыли с инвестированных средств.

Критерий «затраты на вхождение» можно трактовать так: затраты на вход в новую отрасль должны быть приемлемыми для предприятия, не поставив под угрозу его функционирование и устойчивость развития.

Как отмечалось ранее, диверсификация имеет ряд положительных моментов. Не мене важными факторами целесообразности проведения диверсификационных действий в АПК являются [3; 5]:

- это удобный метод покинуть отрасль, которая находится на спаде;

- это минимизация зависимости от конкретного продукта или рынка;

- это стабилизация рыночной власти предприятия в отношении потребителей;

63

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

- это увеличение кредитоспособности предприятия;

- это контроль и распределение рисков.

Вместе с тем, необходимость нения стратегии диверсификации обуславливается тем, что для реализующих свою деятельность в долгосрочном периоде крупных и средних предприятий выбранная отрасль ограничивает темпы благоприятного роста, результативность капиталовложений, а также порождает уязвимость в конкурентоспособности предприятия. Поэтому перспективой положительного функционирования и развития предприятия, как раз, и может послужить диверсификация в перспективные отрасли экономики.

В связи с этим при выборе стратегии диверсификации необходимо провести подробный анализ текущей деятельности предприятия, определить сильные стороны предприятия, уровень стабильности, наличие незадействованных производственных мощностей и ресурсов, а также их качество. Положительный результат диверсификации последует только при опоре на сильные стороны организации. Анализ стабильности предприятия необходим, прежде всего, для минимизации рисков инвестиционных потерь. При отсутствии на предприятии хотя бы минимальных ресурсов, дивер-сификационные мероприятия лучше отложить до устранения такого рода недостатков [4; 14].

Для диверсификации предприятия

выбор сегмента рынка или отрасли должен происходить после тщательного номического анализа, после чего уже можно будет сделать вывод для выхода на определенный новый рынок.

При планировании диверсификации предприятия важным моментом является оценка альтернативных вариантов для увеличения уровня продаж. Здесь необходимо исследование рынка, определение интенсивности конкуренции с выявлением главных конкурентов, выявление предпочтений потребителей, а также динамики рынка. В результате такого исследования можно получить показатели, критерии и параметры каждого рынка и подобрать наиболее привлекательный для предприятия вариант [12].

После всех проведенных исследований и разработок в условиях стратегии диверсификации необходимо провести контрольный анализ каждого из выбранных направлений диверсификации в рамках портфеля организации, т.е. комплекса всех товаров и услуг, предлагаемых предприятием.

Таким образом, управление стратегией диверсификации в условиях нестабильности внешней среды необходимо проводить только при наличии четко спланированного комплекса мероприятий, включающих постановку целей, планирование, анализ, выявление возможных рисков, поиск выгодных объектов инвестирования, а также адаптивной системы корректирующих мероприятий.

Библиографический список

1. Ахмедов А.Э., Ахмедова О.И., Смольянинова И.В. Инвестиции в инновационные изменения как ключевой фактор развития региональной экономики // Территория науки. 2014. № 4. С. 11-18.

2. Баутин В.М., Мычка С.Ю. Развитие инвестиционного потенциала регионов в условиях нестабильности мировой экономики // Территория науки. 2015. № 4. С. 154-158.

3. Быковский В.В. Развитие концепции адаптивного управления промышленным предприятием в инновационно-ориентированной экономике// Успехи современной науки. 2015. № 1. С. 48-50.

4. Гаврилова Т., Алсуфьев А., Янсон А.С. Современные нотации бизнес-моделей: визуальный тренд// Форсайт. 2014. Т. 8. № 2. С. 56-70

5. Kyrnats D.V. What is the basis of strategy? Fundamental approach to building a strategy// European journal of economics and management sciences. 2015. № 2. С. 25-31.

64

Электронный научно-практический журнал «Синергия»

Синергия. 2015. № 1.

6. Ковалева В.Д. Анализ производства сельскохозяйственной продукции в ЕАЭС и перспективы его развития // Успехи современной науки и образования. 2015. № 2. С. 30-34

7. Комков Н.И., Романцов В.С. Прогрессивная компания: признаки и основы формирования// Проблемы прогнозирования. 2013. № 5. С. 73-89.

8. Ладыгина Я.В. Инвестиционная привлекательность аграрного сектора экономики в Белгородской области // Территория науки. 2014. № 4. С. 86-91.

9. Масленников М.И. Региональные тенденции капитализации бизнеса в условиях роста финансовой нестабильности// Экономика региона. 2014. № 2. C. 141-150.

10. Овсянников С.В., Давыдова Е.Ю. Рост ресурсного потенциала и управление инновациями как основа формирования инвестиционной стратегии кризисоустойчивого развития// Организатор производства. 2015. № 2 (65). С. 95-101.

11. Петрова И.А., Краснова Н.А. Организационно-экономический механизм управления инвестиционной деятельностью на диверсифицированных предприятиях АПК// Известия высших учебных заведений. Серия: Экономика, финансы и управление производством. 2015. № 1 (23). С. 80-85.

12. Смольянинова И.В., Ахмедов А.Э Затраты на производство продукции в системе управленческого учета предприятия. // Учет, анализ, аудит: от теории к практике сборник научных трудов. 2015. С. 23-27.

13. Шаталов М.А. К вопросу о необходимости создания интегрированных агропромышленных структур на уровне административного района // Современная аграрная наука Сборник научных трудов I Международной научно-практической конференции. Главный редактор Краснова Н.А.. г. Нижний Новгород, 2015. С. 94-97.

14. Шаталов М.А., Овсянников С.В., Шаталов С.А. Диверсификация как форма интеграции агропромышленного производства// Научное обеспечение агропромышленного производства материалы Международной научно-практической конференции, 20-22 января 2010 г., Курск. Курская государственная сельскохозяйственная академия им. профессора И.И. Иванова. Курск, 2010. С. 241-243.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Шаропатова А.В. Определение конкурентоспособности предприятий отрасли молочного скотоводства // Успехи современной науки и образования. 2015. № 2. С. 55-60

Информация об авторе:

Information about author:

Баутин Василий Михайлович,

Доктор экономических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы РФ, Воронежский государственный университет инженерных технологий, г. Воронеж, Россия

Bautin Vasily Mikhailovich,

Doctor of Economics, Professor, Honored Worker of Higher School of Russia, Voronezh State University of Engineering Technology, Voronezh, Russia

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.