Научная статья на тему 'Финансовый механизм региональной инновационной политики'

Финансовый механизм региональной инновационной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ECONOMIC DEVELOPMENT / PROMOTING ACTIVITY / POTENTIAL / PROMOTING POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караваева Ю.С.

В статье рассматриваются проблемы повышения инновационной активности на региональном уровне. Затронута финансовая составляющая региональной социально-экономической политики. Проанализирован инновационный потенциал Брянского региона. Предложены пути выхода региона из кризисного состояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL MECHANISM OF REGIONAL INNOVATIVE POLICY

In article are considered problems of increasing promoting activities on regional level. It Is Touched financial forming regional social-economic politicians. The promoting potential Bryanskogo region will Analysed. The Offered ways of the leaving the region from crisis condition.

Текст научной работы на тему «Финансовый механизм региональной инновационной политики»

УДК 364.43

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Ю.С. Караваева

В статье рассматриваются проблемы повышения инновационной активности на региональном уровне. Затронута финансовая составляющая региональной социально-экономической политики. Проанализирован инновационный потенциал Брянского региона. Предложены пути выхода региона из кризисного состояния.

Ключевые слова: экономическое развитие, инновационная активность, потенциал, инновационная политика.

Наиболее эффективными моделями экономического развития выступают те из них, для которых характерна тесная взаимосвязь социальной, промышленной и инновационной, или научно -технической, политики государства. Достигнуть совмещения экономического и социального прогресса возможно лишь при условии совмещения в едином комплексе промышленно-инновационной и социальной государственной политики.

Проведение инновационно-промышленной политики в едином комплексе с политикой социальной позволяет совместить экономический и социальный прогресс. С этой целью многие государства проводили и проводят политику повышения платежеспособного спроса населения. При эффективном ее проведении, темп роста заработной платы должен опережать рост потребительских цен. В результате значительного роста платежеспособного спроса происходит расширение производства и обновление его структуры. В последнее время взаимосвязь промышленной и инновационной (научно-технической) политики государства прослеживается достаточно четко. Проведение промышленной политики, ориентированной на стимулирование инноваций, не представляется возможной без соответствующей социальной политики государства.

Экономический рост сегодня характеризуется ведущим значением научно-технического прогресса и интеллектуализацией основных факторов производства. В этих условиях хозяйственные системы региона должны трансформироваться в экономику знаний, использование которой гораздо более эффективно умножает результаты хозяйственной деятельности, чем применение любого другого производственного фактора. Важно, чтобы государство сосредоточило свои усилия на концентрации в наиболее перспективных направлениях научно-технологического и социально-экономического развития, в том числе, на региональном уровне.

Представим данные относительно инновационного потенциала регионов центрального федерального округа, располагаемые в порядке возрастания (см. табл. 1) [4].

Таблица 1

Интегральный инновационный потенциал регионов центрального экономического района по методической оценке

Регион Оценочная величина потенциала Регион Оценочная величина потенциала

Курская область 0,097 Воронежская область 0,319

Тульская область 0,154 Ивановская область 0,331

Владимирская область 0,213 Орловская область 0,348

Калужская область 0,218 Липецкая область 0,390

Смоленская область 0,261 Тверская область 0,441

Тамбовская область 0,272 Белгородская область 0,465

Ярославская область 0,279 Рязанская область 0,505

Костромская область 0,295 Брянская область 0,715

Представленные данные отражают факт наличия в Брянской области инновационного потенциала, что свидетельствует о наличии в регионе таких компонентов, как финансовые, человеческие, информационные, материально-технические и др. виды ресурсов. Однако, несмотря на это, регион имеет достаточно низкий уровень жизни населения. Например, по данным на март 2015 года Брянская область заняла предпоследнее место по уровню зарплат работников культуры среди регионов ЦФО. Согласно зарплатным итогам Года культуры в России, подведенным Агентством деловой информации Top-RF.ru, брянские работники культуры в среднем получают меньше двух третей от средней зарплаты в регионе, сообщает корреспондент REGTime. Среди 18 регионов Центрального федерального округа Брянская область заняла 17-е место - соотношение средней зарплаты работников учреждений культуры (13,5 тыс. рублей) к средней заработной плате по субъекту (20,7 тыс. рублей) в Брянской области составляет 65,3%. Для сравнения: в Орловской области это соотношение равно 68.3%, в Смоленской - 66,9%, в Курской - 66,7%, в Калужской области - 66,1% [3].

Обратимся к некоторым показателям социально-экономического развития Брянского региона, представленным в таблице 2.

Таблица 2

Основные показатели социально-экономического развития Брянской области за 2012-2014 гг. и плановый период

с 2015-2017 гг.

Показатели Ед. изм. отчет 2012 отчет 2013 оценка 2014 прогноз

2015 2016 2017

Дефицит(-), профицит(+) консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации млн.руб. -1551,9 -3761,60 -2080,30 -1983,60 -832,30 -833,30

социальная политика млн.руб. 7210,1 7281,20 7655,90 16515,30 16641,90 17078,60

образование млн.руб. 12132 13383,40 13279,30 14084,60 13355,80 13335,30

Уд. вес лиц с высшим образованием в численности занятых в экономике % 24,1 25,30 25,80 26,30 26,60 26,90

Численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования тыс. чел. 48,533 42,54 39,79 38,50 38,20 38,10

(на начало учебного года)

Выпуск специалистов образовательными учреждениями высшего профессионального образования тыс. чел. 11,035 10,08 10,16 9,60 9,00 8,50

По итогам 2013 года сложился дефицит финансовых ресурсов в сумме 3761,6 млн. рублей. С целью финансирования дефицита бюджета был увеличен объем государственного внутреннего долга Брянской области до 11820,9 млн. руб. (47,5% от собственных доходов консолидированного бюджета). Дефицит финансовых ресурсов консолидированного бюджета в 2014 г. оценивается в сумме 2080,3 млн. руб.

Расходы консолидированного бюджета области на 2015 год определены в сумме 57598 млн. руб. Расходы на здравоохранение уменьшатся на 14,7% и составят 6 464,6 млн. руб., на социальную политику увеличатся в 2,2 раза (16515,3 млн. руб.), на образование увеличатся на 6,1% (14084,6 млн. руб.). Расходы на национальную экономику прогнозируются в объеме 12735,5 млн. руб., что составит 98,5 процента к 2014 году (уменьшение произойдет преимущественно в связи с сокращением поступлений субсидий из федерального бюджета).

В 2016 г. ожидается дальнейшее сокращение поступлений субсидий из федерального бюджета и увеличение доли нецелевых межбюджетных трансфертов. Расходы консолидированного бюджета области на 2016 г. определены в сумме 57382,3 млн. руб., что меньше уровня 2015 года на 0,4 %.

По прогнозу в 2015 - 2017 годах сложится дефицит финансовых ресурсов консолидированного бюджета в следующих объемах: в 2015 году - 1983,6 млн. руб., в 2016 году - 832,3 млн. руб., в 2017 году - 833,3 млн. руб.

Государственный долг Брянской области в 2014 г. ожидается в объеме 12449,8 млн. руб. По прогнозу в 2015 г. государственный долг области составит 13523,6 млн. руб., в 2016 г. - 13484,2 млн. рублей, в 2017 г. - 13379 млн. рублей. Расходы на обслуживание государственного долга в 2015 - 2017 гг. планируются в следующих объемах: 2015 г. - 983 млн. руб., 2016 г. - 943 млн. руб., 2017 г. - 935,1 млн. руб. [31.

Научные исследования и разработки в Брянской области выполняют 6 вузов, 2 научно-исследовательских института, 4 опытные станции, 4 научно-технических центра, 5 специальных конструкторских бюро, 14 промышленных предприятий, 23 научно-производственные организации [3]. В 2008 году патентами на изобретения и полезные модели были защищены 52 объекта интеллектуальной собственности, в 2009 году - 55, в 2010 году запатентованы 74 изобретения и полезные модели, в 2011 году - 116 объектов, в 2012 году - 87. Однако, численность студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования с каждым годом сокращается, так за период с 2012 по 2014 гг. она уменьшилась на 10,03 тыс. чел. Соответственно, сократилось количество специалистов, выпущенных образовательными учреждениями высшего профессионального образования. Для инновационной активности региона это негативная тенденция.

Все представленные факты свидетельствуют о необходимости разработки нового механизма региональной политики, направленной на инновационный путь развития территории.

Ведущими индустриальными странами были выработаны эффективные механизмы реализации социальной политики. Первым из них выступают региональные целевые программы, с помощью которых решаются многие социальные вопросы, что оказывает положительное влияние на развитие экономических систем. Вторым по значимости можно выделить создание и функционирование негосударственных инвестиционных фондов, которые берут на себя функции по аккумулированию сбережений населения и направлению их на инвестиции, в том числе в инновационный сектор экономики. В рамках государственной социальной политики, должно быть обеспечено формирование среднего класса, сбережения которого могут использоваться институциональными инвесторами для целей регионального экономического развития.

Вывести регион из кризисной ситуации можно двумя путями. Первый путь связан с обновлением технологической и отраслевой структуры региона. Здесь ставится задача по обновлению существующих технологий в традиционных отраслях и увеличению удельного веса новых отраслей в структуре промышленности региона. Таким образом, промышленная политика для данного типа регионов ориентирована в основном на структурную перестройку промышленности.

Второй путь видится в социально-экономическом развитии регионов. Программа развития подобного региона должна способствовать формированию оптимальной структуры создаваемых на этой территории промышленных комплексов. Она предусматривает создание на территории региона большого числа новых промышленных предприятий, тем самым обеспечив его промышленное развитие. Финансирование в рамках данного проекта может осуществляться путем привлечения федеральных, региональных средств, а также за счет привлечения частных инвестиций.

Самым эффективным вариантом экономического развития региона являются различного рода научно -технические программы, направленные на создание оптимальных условий для появления и роста наукоемких отраслей промышленности в регионах, которые обеспечивают занятость и повышают уровень жизни населения. При этом предусматриваются налоговые льготы, программы финансовой помощи и целевого обучения кадров.

С целью улучшения условий для инноваций и обновления технологий в большинстве развитых стран принимаются следующие меры:

- создание инновационных центров и агентств по распространению технологий;

- улучшение инфраструктурного обеспечения территорий в качестве условия размещения высокотехнологичных предприятий;

- стимулирование малых высокотехнологичных фирм, являющихся одновременно и высокорисковым;

- создание специального фонда поощрения инноваций и т.д.

Еще одним направлением современной региональной инновационной политики является участие в создании научно-технических парков на базе университетов или исследовательских институтов. Такие парки предназначены для обеспечения доступа частным фирмам к инновациям, разработанным при поддержке государства. Сегодня в мире насчитывается около 400 научных парков.

Следует также отметить, что при разработке финансового механизма региональной инновационной политики на

Западе законодательство запрещает использовать бюджетные средства территорий в интересах частных фирм. Поскольку освоение частными предприятиями новейших технологий происходит на коммерческой основе, власти не имеют права прямо финансировать этот процесс из бюджета. Для целей распространения инноваций создаются бесприбыльные венчурные организации и фонды, посредством которых власти проводят научно-техническую политику. При этом территориальные власти наделяют инновационные фирмы и фонды правом выпуска займов, акций под конкретные проекты, кредитования новых компаний и т.д. Венчурные фонды пользуются грантами центрального правительства, бюджетными ассигнованиями территорий. Им разрешено выпускать облигации и даже лотереи для финансирования инноваций.

In article are considered problems of increasing promoting activities on regional level. It Is Touched financial forming regional social-economic politicians. The promoting potential Bryanskogo region will Analysed. The Offered ways of the leaving the region from crisis condition. Keywords: economic development, promoting activity, potential, promoting policy.

Список литературы

1. Брянская область - самая худшая из ЦФО по «культурным зарплатам» // REGTime. - 2015 - №3.

2. Иода Е.В. Ресурсная составляющая инновационного потенциала региона // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №10. С.65-74.

3. Министерство экономического развития Российской Федерации: Распоряжение Правительства РФ №1662-р от 17.11.2008 г. «Концепция долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (в ред. распоряжения Правительства РФ от 08.08.2009 N 1121-р)// http:// www.economy.gov.ru/

4. Постановление от 30.12.2013 г. N 769-п «Об утверждении государственной программы «Экономическое развитие, инвестиционная политика и инновационная экономика Брянской области» (2014 - 2020 годы) (с изм. на 29.12.2014 г.)

Об авторе

Караваева Ю.С. - кандидат экономических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, KaravaevaJS@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.