Научная статья на тему 'Финансовый анализ перспектив развития кредитного банковского сектора в регионе'

Финансовый анализ перспектив развития кредитного банковского сектора в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1431
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник НГИЭИ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ / БАНКОВСКИЙ СЕКТОР РЕГИОНА / ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ РЕГИОНОВ / ФИНАНСОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ РЕГИОНА БАНКОВСКИМИ УСЛУГАМИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ / FINANCIAL ANALYSIS / THE BANKING SECTOR OF THE REGION / PROSPECTS OF DEVELOPMENT / ECONOMIC CONDITION OF THE REGIONS THE FINANCIAL SECURITY OF THE REGION BANK SERVICES / EFFICIENCY OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Караваева Юлия Сергеевна, Никонец Олеся Евгеньевна

Статья посвящена анализу развития банковского сектора региона на примере Брянской области. Исследование вопроса об оценке влияния банковского сектора на состояние социально-экономического развития в каждом отдельно взятом субъекте Российской Федерации является наиболее актуальным в условиях диспропорционального развития в регионах. Конкурентоспособность банковской системы и экономики в целом зависит от способности системы предоставлять высококачественные и адекватные по стоимости услуги финансового посредничества для всех российских экономических агентов от крупного и среднего бизнеса до малых предприятий и физических лиц. Особенно важной представляется оценка способности банковской системы оказывать кредитную поддержку отраслям региональной экономики. При исследовании влияния банковского сектора на развитие региональной экономики первоначально проводят анализ состояния региональной банковской системы, в частности оценивают обеспеченность региона банковскими услугами. Выполнение важных социально-экономических задач сопряжено с необходимостью развития финансовой составляющей регионального рынка, способствующей повышению доступности и качества финансовых услуг и, как следствие, повышению уровня и качества жизни населения. Постепенное преодоление разрыва между возможностями финансового рынка и потребностями экономики должно достигаться посредством повышения доступности ресурсов, которая в том числе зависит от качества конкурентной среды, уровня инфляции, наличия соответствующей инфраструктуры и посредников на финансовом рынке, а также создания регулятивно-правовых условий для появления специфических финансовых инструментов. Проведенный анализ имеет немаловажное значение для определения уровня развития банковских услуг в регионе, а также для определения уровня социально-экономического развития всего региона в целом. Авторами определены основные тенденции развития банковского сектора Брянского региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FINANCIAL ANALYSIS OF THE OUTLOOKS OF THE DEVELOPMENT OF CREDIT BANKING SECTOR IN REGION

The article is devoted to analysis of development of Bank sector of region on example of the Bryansk region. The study on the assessment of the impact of banking sector on the state of socio-economic development in each individual subject of the Russian Federation is the most relevant in terms of disproportionate development in regions. The competitiveness of the banking system and the economy as a whole depends on the ability of the system to provide high quality and adequate for the cost of financial intermediation services for all Russian economic agents from large and medium-sized businesses to small businesses and individuals. Particularly important is the assessment of the ability of the banking system to provide credit support to sectors of the regional economy. The study of the impact of the banking sector on the regional economy initially analyze the state of the regional banking system, in particular to evaluate the security of the region Bank services. The implementation of important socio-economic problems associated with the need to develop the financial component of the regional market, enhancing the availability and quality of financial services and, consequently, to improve the level and quality of life of the population. Gradually bridging the gap between financial market and the needs of the economy should be achieved by increasing the availability of resources, which among other things depends on the quality of the competitive environment, inflation, the availability of appropriate infrastructure and intermediaries in the financial market and the creation of regulatory-legal conditions for the emergence of specific financial instruments. The analysis is essential to determine the level of development of banking services in the region, as well as to determine the level of socio-economic development of the entire region. The authors defined the main trends of development of the banking sector of the Bryansk region.

Текст научной работы на тему «Финансовый анализ перспектив развития кредитного банковского сектора в регионе»

education system. The necessity of using tools of the marketing approach in the conditions of market economy in order to occupy a competitive position in the market of educational services.

The questions of marketing relations in the educational environment and concluded that its main participants are not only educational institutions but also consumers (individuals, businesses and organizations) a wide range of intermediaries (including employment services, labor exchanges, registration, licensing and accreditation of educational institutions, etc.), as well as public institutions and structures involved in the promotion of educational services on the market.

The main task of educational marketing in the regions of the country, in particular: research of the labour market in the region to determine the most popular professions and prospects of development data needs in connection with the restructuring of the economy; studying the market of educational services and consumers of those services; attraction of potential consumers of educational services; improving the adaptability of universities to social request in the region for specialists (profiles); development of system of University management aimed at maximum satisfaction of demands of consumers of educational services.

The necessity of assessing the competitive potential and proposed a list of indicators used to assess the competitive potential of higher education institutions adopted on the basis of attestation and accreditation requirements the quality requirements for universities, and also proceeding from specificity of activity of these organizations. The conclusion is made about the required transition to a single information marketing system, which is feasible to form on multiple levels from Federal to municipal.

Key words: educational services market, marketing concept, marketing activities of universities, the model of subjects of the market of educational services, functional and species competition, marketing competition.

УДК 336.71

ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ КРЕДИТНОГО БАНКОВСКОГО СЕКТОРА В РЕГИОНЕ

© 2016

Ю. С. Караваева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и статистика»

О. Е. Никонец, кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Экономика и статистика» Брянский государственный университет им. акад. И. Г. Петровского, Брянск (Россия)

Аннотация. Статья посвящена анализу развития банковского сектора региона на примере Брянской области. Исследование вопроса об оценке влияния банковского сектора на состояние социальноэкономического развития в каждом отдельно взятом субъекте Российской Федерации является наиболее актуальным в условиях диспропорционального развития в регионах. Конкурентоспособность банковской системы и экономики в целом зависит от способности системы предоставлять высококачественные и адекватные по стоимости услуги финансового посредничества для всех российских экономических агентов - от крупного и среднего бизнеса до малых предприятий и физических лиц. Особенно важной представляется оценка способности банковской системы оказывать кредитную поддержку отраслям региональной экономики. При исследовании влияния банковского сектора на развитие региональной экономики первоначально проводят анализ состояния региональной банковской системы, в частности оценивают обеспеченность региона банковскими услугами. Выполнение важных социально-экономических задач сопряжено с необходимостью развития финансовой составляющей регионального рынка, способствующей повышению доступности и качества финансовых услуг и, как следствие, повышению уровня и качества жизни населения. Постепенное преодоление разрыва между возможностями финансового рынка и потребностями экономики должно достигаться посредством повышения доступности ресурсов, которая в том числе зависит от качества конкурентной среды, уровня инфляции, наличия соответствующей инфраструктуры и посредников на финансовом рынке, а также создания регулятивно-правовых условий для появления специфических финансовых инструментов. Проведенный анализ имеет немаловажное значение для определения уровня развития банковских услуг в регионе, а также для определения уровня социальноэкономического развития всего региона в целом. Авторами определены основные тенденции развития банковского сектора Брянского региона.

Ключевые слова: финансовый анализ, банковский сектор региона, перспективы развития, экономическое состояние регионов, финансовая обеспеченность региона банковскими услугами, эффективность развития.

72

Формирование инновационной экономики России в целом и региональной экономики в частности напрямую связано с уровнем развития объектов финансово-кредитной инфраструктуры. Банковский сектор выступает здесь важным субъектом регионального финансового рынка, который, в свою очередь, призван обеспечить экономику инвестиционными ресурсами и денежными средствами. Максимально высокий уровень конкурентоспособности и качественная с точки зрения эффективности работа финансового рынка содействуют росту экономики страны и повышению качества жизни населения. В настоящее время в отношении отдельных секторов финансового рынка России разработаны самостоятельные стратегии развития [1]. Так, Правительством РФ утверждены Стратегия развития финансового рынка РФ на период до 2020 года, Стратегия развития страховой деятельности в РФ до 2020 года, Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы РФ. Правительством РФ и Центральным Банком России была принята Стратегия развития банковского сектора РФ на период до 2015 года. Центральным Банком России принята Стратегия развития национальной платежной системы [1].

В отличие от других стран Россия к концу 2015 г. занимает достаточно прочные и устойчивые позиции, в некоторой степени за счет уже произошедшего делевериджа в 2014-2015 гг. на фоне закрытия внешних рынков. Данный факт удостоверяется сокращением премий по CDS России к началу ноября 2015 г. ниже уровня стран с сопоставимым суверенным кредитным рейтингом. Вмененная волатильность курса рубля в последние месяцы 2015 г. стабильно ниже волатильности нефтяных цен примерно на 40 %. В III квартале 2015 г. впервые за пять лет был отмечен чистый ввоз капитала в нашу страну частным сектором в объеме 5,3 млрд долл. США, по ориентировочной оценке Центробанка. Чистый приток капитала объясняется сокращением величины платежей по внешнему долгу, мобилизацией новых внешних займов и получением предоплат по внешнеторговым контрактам нескольких крупных компаний. В сложившихся условиях наблюдается улучшение ситуации с валютной ликвидностью. Об этом говорит сокращение спреда между ставкой RUONIA и ставкой по валютному свопу сроком 1 неделя до минимальных значений (в среднем -2 б. п. за период с 1 апреля по 10 декабря 2015 г.) с пиковых уровней в 400-500 б. п. в декабре 2014 г., а также снижение объема задолженности банков перед Банком России по операциям репо в

иностранной валюте с максимального уровня в

33,9 млрд долл. США до 19,4 млрд долл. США на 14 декабря 2015 года.

Центробанк в августе 2015 г. произвел опрос 25 крупнейших банков страны, который показал, что их совокупный гэп в иностранной валюте (разница между активами и обязательствами со сроком погашения до 1 июля 2016 г.) составляет 54,6 млрд долл. США. Следовательно, валютной ликвидности банков и нефинансовых компаний будет достаточно для обслуживания внешнего долга, что, в свою очередь, способствует определённой устойчивости на валютном рынке.

Банковский сектор, как один из ключевых компонентов финансовой системы, призван соответствовать целям, аналогичным тем, которые сформулированы для финансового рынка в целом [2]:

1. Повышение уровня и качества жизни граждан России посредством использования различных инструментов финансового рынка. Достижение соответствующего уровня социальноэкономического развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой экономической державы, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан, является стратегической целью государственных органов РФ. Выполнение важных социально-экономических задач сопряжено с необходимостью развития финансового рынка, способствующего повышению доступности и качества финансовых услуг и, как следствие, повышению уровня и качества жизни населения.

2. Содействие экономическому росту

предполагается посредством предоставления субъектам российской экономики доступа на конкурентной основе к долговому и долевому финансированию. Обеспечение экономики ресурсами подразумевает создание условий для удовлетворения на конкурентных началах потребностей по долевому и долговому финансированию предприятий, находящихся на различной стадии жизненного цикла: от

возникновения до публичной компании. Планомерное преодоление разрыва между возможностями финансового рынка и потребностями экономики должно достигаться за счёт повышения доступности ресурсов, которая в том числе зависит от качества конкурентной среды, уровня инфляции, наличия соответствующей инфраструктуры и посредников на финансовом рынке, а также создания регулятивно-правовых

73

условий для появления специфических финансовых инструментов. Снижению стоимости финансирования будет содействовать рост производительности труда в финансовом секторе как за счет внедрения современных информационных технологий, так и за счет аутсорсинга отдельных элементов деятельности, выполняемых в настоящее время каждой компанией самостоятельно, в том числе в силу регулятивных требований. Сокращению издержек финансовых посредников будет также способствовать ликвидация чрезмерной

регуляторной нагрузки, развитие инфраструктуры оценки рисков, включая увеличение качества и доступности информации для анализа, и совершенствование механизмов разрешения споров.

3. Создание условий для роста финансовой индустрии. Обеспечение высококачественных условий для дальнейшего роста финансовой индустрии, в том числе с помощью увеличения качественно подготовленных квалифицированных кадров для финансовых институтов, даст возможность образовать новые рабочие места, расширить объем поступлений от налогов, поднять спрос на инновации, а также будет способствовать диверсификации российской экономики и повышению эффективности использования доступных финансовых ресурсов [3]. При этом степень эффективности использования ресурсов зависит от параметров финансового посредничества и выражается в способности финансового сектора аккумулировать средства, трансформировать сбережения в инвестиции и обеспечивать максимальную отдачу размещенных ресурсов с точки зрения долгосрочного экономического роста. Кроме того, достижение этой цели способно обеспечить финансовую независимость экономики России.

4. Обеспечивать укрепление финансового суверенитета. Конкурентоспособность банковской системы и экономики в целом зависит от способности системы предоставлять высококачественные и адекватные по стоимости услуги финансового посредничества для всех российских экономических агентов - от крупного и среднего бизнеса до малых предприятий и физических лиц.

Исследование вопроса об оценке влияния банковского сектора на состояние социальноэкономического развития в каждом отдельно взятом субъекте Российской Федерации является наиболее актуальным в условиях диспропор-

ционального развития в регионах. Тем более эта проблема остро встала в условиях дефицита бюджета, который накладывает особые ограничения на всю финансовую политику, а также представляет опасность, в случае хронического дефицита, именно в том, что является отражением неэффективной структуры национального хозяйства и трудностей в его развитии и проведении макроэкономической политики [3].

Региональный банковский сектор так же, как и российский в целом, испытал общеизвестные сложности, сопряженные с глобальными кризисными явлениями в экономике, санкционными мероприятиями против РФ в целом и банковского сектора в частности.

Необходимым условием развития

банковского сектора в регионах является поддержание на высоком уровне региональной экономической ситуации. Главным показателем, выражающим общеэкономическое развитие Брянского региона, выступает валовой региональный продукт, который за 2013 год был определён в размере 228 425,5 млн рублей или 102,8 % к уровню 2012 года [4]. В общей структуре валового регионального продукта отрасли обрабатывающей промышленности составляют 19,3 %, транспорт и связь - 14,1 %, оптовая и розничная торговля - 27,6 %; ремонт

автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования -

23,2 %, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 6,9 %, здравоохранение и

предоставление социальных услуг - 4,6 %,

образование - 4,3 %. В 2014 году валовой

региональный продукт оценивается в 251 218 млн рублей (102 % к уровню 2013 года).

Основополагающими детерминантами уменьшения индекса физического объема валового регионального продукта явилось замедление темпов роста в промышленности и строительстве, оборота розничной торговли, реальных доходов населения. В 2015-2017 годах прирост валового регионального продукта прогнозируется на 3,2-4,5 % ежегодно. Это продиктовано реализацией крупных инвестиционных проектов в промышленности, агропромышленном комплексе, строительстве и других секторах экономики. Объем ВРП в 2015 году прогнозируется в объеме 276 109 млн рублей (103,2 % к 2014 году), в 2016 году -304 957 млн рублей (104 % к 2015 году), в 2017 году - 339 076 млн рублей (104,5 % к 2016 году).

74

Таблица 1 - Динамика ВРП Брянского региона

Показатель Ед. изм. отчет отчет оценка прогноз

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

вариант 1 вариант 2 вариант 1 вариант 2 вариант 1 вариант 2

Валовой региональный продукт (в основных ценах соответствующих лет) - всего млн руб. 209 824,2 228 425,5 251 218 276 109 277 431 304 957 307 880 339 076 343 626

Индекс физического объема валового регионального продукта % к предыду щему году в сопостав имых ценах 108,3 102,80 102,00 103,20 103,5 104 104,3 104,50 104,7

Индекс-дефлятор объема валового регионального продукта % к предыду щему году 111,2 105,90 107,80 106,50 106,7 106,2 106,40 106,40 106,6

Номинальная величина среднедушевых денежных доходов в 2013 году сложилась в размере 20 087,5 рубля (115 % к 2012 году), величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы составила 18 974 рубля

(114,8 %). В реальном исчислении среднемесячная заработная плата увеличилась на 6,6 %,

среднемесячные денежные доходы населения - на 6,8 %, пенсии - на 0,8 % к уровню 2012 года. Удельный вес населения с доходами ниже величины прожиточного минимума составил 11,7 % от общей численности населения. В 2014 году в условиях высокого инфляционного фона наблюдается замедление темпов роста реальных показателей, характеризующих уровень жизни. По оценке в 2014 году рост реальной заработной платы составит 1,7 %, реальных среднедушевых денежных доходов населения - 1,4 % к уровню 2013 года. В номинальном исчислении среднемесячная заработная плата оценивается в 20 940 рублей (рост на 10,4 %), среднедушевые денежные доходы - в 22 100 рублей в месяц (рост на 10 %). В прогнозируемом периоде по мере снижения инфляции и улучшения макроэкономической ситуации динамика доходов населения улучшится. В 2015 году среднемесячные денежные доходы населения в реальном исчислении вырастут на 2,5 %, в 2016 году - на

3,2 %, в 2017 году - на 3,7 % к предыдущему году.

Реальная заработная плата в 2015 году увеличится на 2,9 %, в 2016 году - на 4,4 %, в 2017 году -на 5,1 % к предыдущему году. Среднедушевые денежные доходы населения в 2017 году у ве л ичатся до 28 835 рублей в месяц, величина среднемесячной номинальной начисленной заработной платы до 27245 рублей. Общий объем социальных трансфертов за 2014-2017 годы увеличится к уровню 2013 года в 1,3 раза, доходов от предпринимательской деятельности - в 1,8 раза, о платы труда - в 1,4 раза. При этом доля социальных трансфертов в общей сумме доходов населения снизится с 23,4 % в 2013 году до 22,1 % в 2017 году, доходов от предпринимательской деятельности увеличится с 11,1 до 14,6 %, доля оплаты труда увеличится с 29 до 30 %. В 2013 году, как и в предыдущие годы, основную часть доходов население использовало на покупку товаров и оплату услуг (76 %). В 2014 году доля потребительских расходов составит 77,1 %, в 2017 году - 76,5 %. Покупательная способность

среднедушевых денежных доходов по отношению к величине прожиточного минимума составит в 2015 году 3,1 % в 2017 году - 3,3 % (2013 год -3,1 %). В 2017 году численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума уменьшится до 10,5 % в общей численности населения (2013 год - 11,7 %).

75

Таблица 2 - Денежные доходы населения Брянского региона

Показатель Ед. изм. отчет отчет оценка прогноз

2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

вариант 1 вариант 2 вариант 1 вариант 2 вариант 1 вариант 2

Денежные доходы населения млн руб. 263 937 303 774 334 210 356 100 356 150 381 850 381 900 411 300 411 350

В том числе: доходы от предпринимательск ой деятельности млн руб. 29 370,2 33 603 36 245 41 140 41 150 49 770 49 790 59 980 59 990

оплата труда млн руб. 79 367 88 032 96 250 104 550 104 550 113 850 113 850 124 600 124 600

другие доходы (включая «скрытые», от продажи валюты, денежные переводы и пр.) млн. руб. 85 322,7 101 846 112 580 114 370 114 400 116 455 116 480 119 060 119 070

доходы от собственности млн руб. 6 421,8 9 078 12 000 13 890 13 900 15 275 15 280 16 860 16 890

социальные выплаты млн руб. 63 454,3 71 215 77135 82 150 82 150 86 500 86 500 90 800 90 800

в том числе: пенсии млн руб. 46 412 52534 57000 61200 61200 64630 64630 67920 67920

пособия и социальная помощь млн руб. 15 658,1 17180 18555 19610 19610 20470 20470 21350 21350

стипендии млн руб. 370,6 287 290 295 295 300 300 310 310

Реальные денежные доходы населения % к предыду щему году 107,1 105,9 101,4 101,3 101,3 102,70 102,7 103,3 103,3

Среднедушевые денежные доходы (в месяц) руб. 17 470 20 087,5 22 100 23 950 23 950 25 800 25 800 27 900 27 900

Средний размер назначенных пенсий руб. 8 578 9 315 10 107 10 935 10 935 11 547 11 547 12 136 12 136

Реальный размер назначенных пенсий % к предыду щему году 102,2 100,8 100,5 102,4 102,4 101,1 101,1 100,8 100,8

Величина прожиточного минимума (в среднем на душу населения) руб. в месяц 5 327 6 509 7 300 7700 7 700 8 045 8 045 8 365 8 365

Численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума % от общей численно сти населени я субъекта 10,5 11,7 11,3 11 11 10,7 10,7 10,5 10,5

Доходы консолидированного бюджета Брянской области в 2013 году составили 44 916,9 млн рублей, или 105,6 % к уровню 2012 года. Объем налоговых и неналоговых платежей уменьшился на 3 % и составил 24 896,1 млн рублей, в том числе:

- налог на прибыль организаций уменьшился на 33,1 % (4 436, 1 млн рублей);

- налог на доходы физических лиц увеличился на 12,7 % (10 638,2 млн рублей);

- акцизы увеличились на 0,2 % (2 728,6 млн рублей);

- налог на имущество организаций увеличился на 8,4 % (2 000,4 млн рублей).

76

Главным фактором невыполнения плана по сбору налога на прибыль предприятий стало уменьшение выплат ответственным налогоплательщиком консолидированной группы налогоплательщиков ОАО АК «Транснефть», в ряды которой вошло крупнейшее предприятие региона - ОАО Магистральные нефтепроводы «Дружба».

Безвозмездные поступления увеличились на

18,9 % и составили 20 020,8 млн рублей, в том числе субсидии из бюджета федерации выросли на

53.2 % (9 155,7 млн рублей), субвенции из федерального бюджета уменьшились на 9,1 % (2 957,2 млн рублей), дотации из федерального бюджета увеличились на 16,1 % (6 337,0 млн рублей).

Расходы консолидированного бюджета Брянской области в 2013 году были зафиксированы в объёме 48 678,5 млн рублей, увеличившись по сравнению с 2012 годом на 10,4 %. Основной удельный вес в расходах в 2013 году составляли расходы на образование (27,5 % в общем объеме расходов). Их объем в 2013 году увеличился на

10.3 % и составил 13 383,4 млн рублей. Расходы на национальную экономику увеличились на 43,1 % и составили 14 257,8 млн рублей (в основном за счет привлечения большого размера субсидий на поддержку региональных программ развития сельского хозяйства), расходы на здравоохранение сократились на 22,1 % (5 718,2 млн рублей) в связи с окончанием реализации в 2012 году основных мероприятий программы модернизации здравоохранения Брянской области.

Одним из основных преимуществ в бюджетных расходах в 2013 году стало исполнение «майских» указов Президента России, в первую очередь Указа от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части повышения заработной платы некоторых категорий работников. На реализацию положений Указа были адресованы крупные размеры бюджетных средств - более 2,3 млрд рублей.

В связи со значительным объемом средств, направленных на реализацию указов Президента России, а также выпадающими доходами по налогу на прибыль предприятий по итогам 2013 года образовался дефицит бюджетных средств в размере 3 761,6 млн рублей. С целью финансирования дефицита бюджета был увеличен размер государственного внутреннего долга Брянской области до 11 820,9 млн рублей (47,5 % от собственных доходов консолидированного бюджета).

Объём доходной базы консолидированного бюджета Брянской области в 2014 году рассчиты-

вается в размере 47 667,2 млн рублей, или 106,1 % к уровню 2013 года. Налоговые доходы составят 24 235,2 млн рублей, произойдёт их рост на 4,9 %. Налог на прибыль организаций сократится на 1,5 % к уровню 2013 года (4369,4 млн рублей), акцизы уменьшатся на 5,9 % (2 567,9 млн рублей), налог на доходы физических лиц увеличится на 4,9 % (11 163,4 млн рублей).

Неналоговые доходы увеличатся на 15,5 %, что в сумме составит 2 080,7 млн рублей.

Безвозмездные поступления увеличатся по сравнению с 2013 годом на 6,6 % и составят 21 351,3 млн рублей, в том числе субсидии из федерального бюджета уменьшатся на 6,6 % (8 550,5 млн рублей), субвенции из федерального бюджета увеличатся на 2,9 % (3 042,9 млн рублей), дотации из федерального бюджета увеличатся на 8 % (6 846,4 млн рублей).

Расходы консолидированного бюджета области в 2014 году определены с учетом безоговорочного исполнения социальных обязательств, обеспечения поэтапного повышения заработной платы отдельным категориям работников бюджетной сферы. Их объем в 2014 году составит 49 747,5 млн рублей или 102,2 % к 2013 году. Расходы на образование предполагаются в объёме 13 279,3 млн рублей, что меньше уровня 2013 года на 0,8 %, на национальную экономику - 12 932,7 млн рублей (меньше на 9,3 %), социальную политику - 7655,9 млн рублей (больше на 5,1 %). Дефицит финансовых ресурсов консолидированного бюджета в 2014 году расценивается в размере 2080,3 млн рублей.

При разработке областного консолидированного бюджета на 2015 год и на плановый период 2016-2017 годов шли в расчёт основные указания налоговой и бюджетной политики на 2015-2017 годы, мероприятия по реализации «майских» указов Президента Российской Федерации, проект федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов».

Доходы областного консолидированного бюджета на 2015 год рассчитываются в сумме 55 614,4 млн рублей, что на 16,6 % больше оценки 2014 года. Налоговые доходы прогнозируются в сумме 25 468,2 млн рублей, что на 5,1 % больше уровня 2014 года, в том числе налог на прибыль организаций - 4 669,7 млн рублей (больше на

6,9 %), налог на доходы физических лиц - 12 167,2 млн рублей (больше на 9 %), акцизы - 2 129,8 млн рублей (меньше на 17 %), налог на имущество организаций - 2 677,9 млн рублей (больше на 8 %).

77

Неналоговые доходы сократятся на 20,1 %, их размер составит 1 661,7 млн рублей.

Безвозмездные поступления из федерального бюджета прогнозируются в объеме 28 484,5 млн рублей, что больше уровня 2014 года на 33,4 %.

В 2015 году предполагается увеличение поддержки из федерального бюджета в связи с передачей, начиная с 2015 года, субвенции на осуществление переданных полномочий Российской Федерации по предоставлению отдельных мер социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации [3].

При этом возможно увеличение финансовой помощи, предоставляемой бюджетам субъектов РФ на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов с целью реализации «майских» указов Президента России.

Расходы консолидированного бюджета области на 2015 год определены в сумме 57 598 млн рублей. Расходы на здравоохранение уменьшатся на 14,7 % и составят 6 464,6 млн рублей, на социальную политику увеличатся в 2,2 раза (16 515,3 млн рублей), на образование увеличатся на 6,1 % (14 084,6 млн рублей). Расходы на национальную экономику прогнозируются в объеме 12 735,5 млн рублей, что составит 98,5 % к 2014 году (уменьшение произойдет преимущественно в связи с сокращением поступлений субсидий из федерального бюджета).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Доходы консолидированного бюджета области на 2016 год определены в объеме 56 550 млн рублей, что на 1,7 % больше уровня 2015 года. Налоговые доходы составят 27 920,3 млн рублей, что на 9,6 % больше, чем в 2015 году, неналоговые доходы - 1 706,6 млн рублей (больше на 2,7 %). Безвозмездные поступления из федерального бюджета уменьшатся на 5,5 % и составят 26 923,1 млн рублей. В 2016 году ожидается дальнейшее сокращение поступлений субсидий из федерального бюджета и увеличение доли нецелевых межбюджетных

трансфертов. Расходы консолидированного бюджета области на 2016 год определены в сумме 57 382,3 млн рублей, что меньше уровня 2015 года на 0,4 %.

Доходы консолидированного бюджета области на 2017 год определены в объёме 58 389,2 млн рублей, что на 3,3 % больше, чем в 2016 году. Налоговые доходы составят 29 853,6 млн рублей (больше на 6,9 %), неналоговые доходы - 1718 млн рублей (больше на 0,7 %). Безвозмездные поступления из федерального бюджета уменьшатся на 0,4 % и составят 26 817,6 млн рублей. Расходы консолидированного бюджета области на 2017 год определены в сумме 59 222,6 млн рублей (больше на 3,2 %).

По прогнозу в 2015-2017 годах должен образоваться дефицит финансовых ресурсов консолидированного бюджета в следующих объемах: в 2015 году - 1 983,6 млн рублей, в 2016 году - 832,3 млн рублей, в 2017 году - 833,3 млн рублей.

Государственный долг Брянской области и входящих в её состав муниципальных образований в 2014 году ожидается в объеме 12 449,8 млн рублей. По прогнозу в 2015 году государственный долг Брянской области составит 13 523,6 млн рублей, в 2016 году - 13 484,2 млн рублей, в 2017 году - 13 379 млн рублей. Расходы на обслуживание государственного долга в 2015-2017 годах планируются в следующих объемах: 2015 год - 983 млн рублей, 2016 год - 943 млн рублей, 2017 год -935,1 млн рублей.

При исследовании влияния банковского сектора на развитие региональной экономики первоначально проводят анализ состояния региональной банковской системы, в частности оценивают обеспеченность региона банковскими услугами [5].

Проведем анализ обеспеченности Брянской области банковскими услугами в 2010-2014 гг., основываясь на данных сайта ЦБ РФ (табл. 3) [6].

Таблица 3 - Обеспеченность Брянской области банковскими услугами в 2010-2014 гг.

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 Откл. (±)

Количество кредитных организаций, филиалов, дополнительных и операционных офисов 102 123 129 156 192 90

Институциональная насыщенность банковскими услугами 0,46 0,49 0,5 0,6 0,68 0,22

Финансовая насыщенность банковскими услугами (по активу) 0,46 0,39 0,36 0,37 0,35 -0,11

Индекс развития сберегательного дела 0,65 0,57 0,59 0,59 0,59 -0,06

Совокупный индекс обеспеченности банковскими услугами 0,59 0,54 0,53 0,56 0,57 -0,02

78

По данным таблицы 3 можно сделать вывод, что с 2010 по 2014 гг. количество кредитных организаций, филиалов, дополнительных и операционных офисов увеличилось почти в 2 раза. Сбербанк России продолжает работу по оптимизации филиальной сети, количество филиалов банка в регионе за 2014 г. сократилось на 18 %, Брянское ОСБ занимает лидирующую и пока недосягаемую для конкурентов позицию по суммарному количеству филиалов,

дополнительных офисов, операционных офисов, операционных касс вне кассового узла, расположенных на территории Брянской области. За анализируемый период институциональная насыщенность региона банковскими услугами имела тенденцию к росту - в 2014 г. она составила 0,68 % по сравнению с 0,46 % в 2010 г. По данному показателю Брянская область за исследуемый период занимает последнее место по сравнению с показателями регионов Центрального федерального округа (ЦФО).

Основным и наиболее важным показателем для оценки значимости региональной банковской системы выступает показатель финансовой обеспеченности региона банковскими услугами. Проделанные расчеты свидетельствуют, что размер указанного показателя является незначительным. Это даёт возможность оценить роль банковского сектора в производстве валового регионального

продукта (ВПР) как среднюю (по сравнению с общероссийскими тенденциями). Финансовая насыщенность региона упала с 0,46 % в 2010 г. до 0,35 % на 1.01.2015 г., что объясняется

несущественным темпом роста совокупных активов по годам и снижением ВРП в кризисный период. Индекс сберегательного дела в 2011 г. снизился на 0,08 % по сравнению с предыдущим годом. За последующие три года индекс составил 0,59 %. В целом за исследуемый период данный показатель снизился на 0,06 %. Совокупный индекс обеспеченности региона банковскими услугами за анализируемый период находился в границах от 0,53 до 0,59 %. В 2014 г. данный показатель составил 0,57 %, что на 0,02 % меньше, чем в 2010 г. Это негативная тенденция для развития финансового рынка и региональной экономики Брянской области. Таким образом, можно отметить, что за анализируемый период по всем основным показателям обеспеченности региона банковскими услугами Брянская область занимает последние места по сравнению с регионами ЦФО.

В рамках исследуемой проблемы особенно важной выступает оценка способности банковской системы оказывать кредитную поддержку отраслям региональной экономики. Проведем анализ уровня обеспеченности региона кредитными ресурсами в 2010-2014 гг., расчеты представим в табл. 4 [7].

Таблица 4 - Финансовая обеспеченность Брянской области кредитными ресурсами в 2010-2014 гг.

Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 Примечание

Участие региональных банков в кредитовании экономики региона 0,87 0,78 0,75 0,73 0,78

Доля кредитов юридических лиц в ВРП, % 19,10 20,28 26,06 26,91 27,40

Отраслевая централизация банковского капитала 0,41 0,36 0,28 0,16 0,19 Обрабатывающие производства

0,09 0,13 0,08 0,11 0,15 Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство

0,02 0,02 0,01 0,01 0,02 Строительство

0,01 0,02 0,004 0,006 0,01 Транспорт и связь

По данным табл. 4 можно отметить, что за анализируемый период времени показатель участия региональных банков в кредитовании экономики региона имеет высокие значения. В динамике показатель снизился в 2014 г. по сравнению с уровнем 2010 г. и составил 0,78 %, что объясняется сокращением размера выданных кредитов в результате роста рисковых составляющих. Максимальное значение показателя наблюдалось в 2010 г. (0,87 %), что было связано с ростом

величины кредитного портфеля банков. Наиболее значимым показателем при оценке уровня обеспечения региональной экономики банковскими кредитами является показатель доли кредитного портфеля во ВРП, что даёт возможность судить, насколько активно региональные производители используют для финансирования заемные банковские ресурсы. Данный показатель за исследуемый период имел тенденцию к росту. В 2014 г. доля кредитного портфеля юридических

79

лиц составила 27,4 %, что на 8,3 п. п. больше по сравнению с уровнем 2010 г. Проведенные расчеты показали, что наибольшее покрытие банковскими кредитами наблюдалось в 2014 г. Брянская область имеет наименьшую кредитную поддержку со стороны коммерческих банков среди других областей ЦФО. Таким образом, можно предположить, что банки Брянской области не обладают соответствующим кредитным

потенциалом, который может удовлетворить потребности заемщиков.

Показатель отраслевой централизации банковского капитала дает возможность сделать оценку специфических отраслевых особенностей банковской деятельности. За исследуемый период наименьшее значение данного показателя наблюдалось в таких отраслях, как строительство, транспорт и связь. Сложившаяся тенденция к снижению была предопределена снижением величины размещенных кредитов в данных отраслях. Наибольшее значение данного показателя наблюдается в обрабатывающей отрасли - 0,41 % в

2010 г. Но за весь период отмечается снижение показателя по данной отрасли в динамике до 0,19 % в 2014 г. Только в сельском хозяйстве наблюдается тенденция к росту данного показателя, что связано с увеличением объемов кредитов, выданных данной отрасли [8, 9, 10, 11].

В целом, по данным Банка России, совокупный индекс обеспеченности Брянского региона по итогам 2014 г. составляет 0,72 % (Совокупный индекс обеспеченности ЦФО -1,25 %), индекс развития сберегательного дела в Брянском регионе составляет 0,56 % (в ЦФО -1,52 %), финансовая насыщенность банковскими услугами (по объему кредитов) в Брянском регионе составляет 0,9 % (в ЦФО - 1,27 %),

институциональная насыщенность банковскими услугами (по численности населения) составляет 0,72 % (в ЦФО - 1,01 %), Обеспеченность банковскими услугами Брянского региона, по данным Банка России, по итогам 2014 г. представим в таблице 5 [12].

Таблица 5 - Обеспеченность Брянского региона банковскими услугами по данным Банка России,

за 2013-2014 гг.

к

о

s

U

1)

Ян

Д

Я"

я

со

Д

д

я

и

Л к

О ,@н

X о

а а

® 1

S ч

5 «

6 §

Я

^ Д

« R ч »

о нЭ4

D

3

д

д

1)

I Ю

со

Л

Ян

А

н

д

я

1)

£

Ян

д

я

Л

М

н

о

я

1)

Ян

о

ю

Ян

д

я

я

д

я

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

со

д

I

д

CQ

ю

Ян

я

&

о

<N

с

Ян

CQ

я

1)

я

н

д

1)

я

1)

д

Д

н

о

о

д

д

1)

я

о

д

я

ю

Ян

я Я 2 £ я о

О <N

Й я

со

я

о

я

1)

2

д

1)

Д

н

о

о

д

д

1)

3

3

сЗ

д

д

Д

я

я

д

о

д

я

и

ЁГ

о

д

м

§

д

I'lS

д

н

о

д

я

А

н

о а ^ о § и Д S о

я 2 □

3 g 5

Я £ &

« & о Я

В го ©

S

о

д

А

я

1)

Й

и

1)

Ян

1)

ю

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и

д

S3

Ян

и

1)

э

S

(D

S н о о и и

(D <D

& 5

« ^ о о

о

э

S

«

3

и

а

0 1.01.2014 г.

Брянский 226 122 174 67 906 223 1 243 20 152 0,68 0,95 0,6 0,73

01.01.2015 г.

Брянский 227 140 161 69 529 239 1 233 21 741 0,72 0,9 0,56 0,72

Таким образом, индекс совокупной обеспеченности банковскими услугами в 2014 г. в Брянском регионе существенно не изменился, что подтверждает имеющуюся в целом динамику по регионам России.

В целом розничный банковский бизнес РФ и региональный занимает весомое место в национальной банковской системе (37,3 % ВВП приходится на операции, связанные с обслуживанием физических лиц). Банковское обслуживание физических лиц направленно на

удовлетворение потребностей клиента [4]. При этом в обслуживании банками физических лиц важную роль играют такие факторы, как финансовые, правовые, организационные, имиджевые [14, с. 113-119]. Взаимодействие на рынке розничных банковских услуг происходит между кредитными организациями и покупателями их продуктов - индивидуальными потребителями, домохозяйствами, организациями [15, 16].

Организация розничного обслуживания зависит непосредственно от структуры банка, количества

80

отделов, специализации служб, состава руководства, распределения полномочий. Современный этап развития банковского бизнеса характеризуется значительным увеличением объема розничных банковских услуг, под которыми понимаются операции обслуживания физических (частных) лиц.

Для региональных банковских организаций характерна более тесная зависимость от экономического состояния регионов, и в первую очередь от финансового положения основных предприятий регионов. В последние годы Брянская область относится к регионам с пониженным инвестиционным потенциалом [17]. Как и большинство граничащих регионов, Брянская область относится к группе регионов с умеренным риском, имеет наихудшие показатели в криминальном и финансовом частных рисках, и этот фактор является основополагающим в низком кредитном потенциале банковского сектора Брянской области.

Как уже было отмечено, развитие банковского сектора и динамика количественных параметров во многом зависят от темпов развития региона, включая такие ключевые показатели, как объем ВРП, уровень инфляции, доля наличных и безналичных форм расчетов и т. д. Таким образом, мы вправе сделать вывод, что уровень развития банковского сектора Брянской области во многом определяется способностью региональных органов власти и деловых кругов целенаправленно предпринимать усилия по развитию рыночных отношений и созданию на региональном уровне благоприятных возможностей для привлечения капиталов, что играет важную роль в обеспечении более сбалансированного распределения

финансовых ресурсов в территориальном

отношении, расширения предложения банковских услуг и создания банков, в том числе филиалов крупных банков из других регионов. В свою очередь, коммерческим организациям необходимо строить эффективную систему продаж и качественного обслуживания клиентов, которая должна быть ориентирована на сегментирование клиентов по группам, определение и разработку оптимальных пакетов услуг внутри каждого сегмента с учетом территориальных признаков, обязательного учета показателей дохода населения, развития инфраструктуры региона и финансовой грамотности потенциальных клиентов и разработки системы активных продаж.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Караваева Ю. С. Проблемы финансирования инноваций в регионах (на примере Брянской области) // Сборник конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 38. С. 20-27.

2. Караваева Ю. С. Финансово-бюджетная политика в рамках реализации программы социально-экономического развития (на примере Брянской области) // Российский экономический интернет-журнал. 2010. № 4. C. 313-322.

3. Караваева Ю. С. К вопросу об эффективном и рациональном использовании бюджетных средств // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 3. C. 265-269.

4. Караваева Ю. С. Финансовый механизм региональной инновационной политики // Вестник Брянского государственного университета. 2015. № 1. C. 298-301.

5. Никонец О. Е. Инновационный тип развития банковской системы // Вестник Брянского государственного университета. 2012. № 3 (2). С.293-295.

6. Официальный сайт Сбербанка России (сайт) URL: http://www.sbrf.ru (дата обращения: 01.01.2016).

7. Никонец О. Е., Мандрон В. В. Влияние мировой экономической ситуации на финансовый рынок России // Вестник Брянского сударственного университета. 2014. № 3. С. 309-313.

8. Шамин А. Е., Суслов С. А. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации и возможности ее реализации в регионах // Никоновские чтения. 2011. № 16. С. 23-24.

9. Смирнов Н. А., Генералов И. Г., Суслов С. А. Development trends of grain market and its effect on the food secuirity of Russia // European Science and Technology [Text] : materials of the IX international research and practice conference, Munich, December 24th - 25th, 2014 / publishing office Vela Verlag Waldkraiburg - Munich - Germany, 2014. 604 p.

10. Никитин Б. А., Генералов И. Г., Суслов С. А. Влияние уровня специализации на реализацию сельскохозяйственной продукции // Экономика и предпринимательство. Вып. № 12 (ч. 3) (53-3) 2014 г. (Vol. 8 Nom. 12-3). С. 413-416.

11. Генералов И. Г., Суслов С. А. Определение конкурентоспособности зернопроизводства на национальном уровне // Социально-экономические проблемы развития малых муниципальных образований: материалы международной научной конференции. Чебоксары :

81

Чебоксарская типография № 1. 2014. С. 130-134.

12. Никонец О. Е. Интеграция систем

регулирования российского и мирового финансового рынка: теоретический и практический

аспект // Вестник Брянского государственного университета. 2011. № 3. С. 294-296.

13. Официальный сайт Правительства Брянской области (сайт) URL: http: // www.bryan-skobl.ru (дата обращения: 24.12.2015).

14. Завиваев Н. С., Шамин Е. А.

Государственная поддержка, как фактор эффективного развития информационного общества // Известия нижневолжского агроуниверситетского комплекса : наука и высшее

профессиональное образование. Выпуск № 4 (40). Волгоград : Волгоградский ГАУ, 2015. С. 247-252.

15. Проскура Д. В., Завиваев Н. С., Шамин Е. А.

Современное состояние и прогноз развития рынка инфокоммуникационных услуг // Экономика и предпринимательство. 2014. № 12-4 (53-4).

С. 940-944.

16. Шамин Е. А., Завиваев Н. С. Реструктуризация и развитие рынка инфоком-муникационных услуг в условиях конкурентной среды // Азимут научных исследований : экономика и управление. 2015. № 1 (10). С. 47-49.

17. Никонец О. Е. Моделирование конкурентной позиции российского банковского рынка // Перспективы науки. 2011. № 6 (21). С. 142-144.

18. Рабаданова Д. А. Управление кредитным риском как основа финансовой устойчивости банковского сектора региона // Проблемы современной экономики. 2011. № 3. C. 202-205.

19. Официальный сайт Центрального Банка РФ (сайт) URL: http://www.cbr.ru (дата обращения: 24.12.2015).

20. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт-РА» (сайт) URL: http://www.raexpert.ru (дата обращения: 23.12.2015).

THE FINANCIAL ANALYSIS OF THE OUTLOOKS OF THE DEVELOPMENT OF CREDIT BANKING SECTOR IN REGION

© 2016

Y. S. Karavaeva, candidate of economic sciences, docent of department «Economics and statistics»

O. E. Nikonetc, candidate of economic sciences, docent of department «Economics and statistics»

Bryansk state university Acad. I. G. Petrovsky, Bryansk (Russia)

Annotation. The article is devoted to analysis of development of Bank sector of region on example of the Bryansk region. The study on the assessment of the impact of banking sector on the state of socio-economic development in each individual subject of the Russian Federation is the most relevant in terms of disproportionate development in regions. The competitiveness of the banking system and the economy as a whole depends on the ability of the system to provide high quality and adequate for the cost of financial intermediation services for all Russian economic agents from large and medium-sized businesses to small businesses and individuals. Particularly important is the assessment of the ability of the banking system to provide credit support to sectors of the regional economy. The study of the impact of the banking sector on the regional economy initially analyze the state of the regional banking system, in particular to evaluate the security of the region Bank services. The implementation of important socio-economic problems associated with the need to develop the financial component of the regional market, enhancing the availability and quality of financial services and, consequently, to improve the level and quality of life of the population. Gradually bridging the gap between financial market and the needs of the economy should be achieved by increasing the availability of resources, which among other things depends on the quality of the competitive environment, inflation, the availability of appropriate infrastructure and intermediaries in the financial market and the creation of regulatory-legal conditions for the emergence of specific financial instruments. The analysis is essential to determine the level of development of banking services in the region, as well as to determine the level of socio-economic development of the entire region. The authors defined the main trends of development of the banking sector of the Bryansk region.

Keywords: financial analysis, the banking sector of the region, prospects of development, economic condition of the regions the financial security of the region Bank services, efficiency of development.

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.