Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН'

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аюпова Гульшат Раушановна

Правительство РФ уделяет большое внимание развитию механизмов государственно-частного партнерста на региональном уровне. Механизм государственно-частного партнерства в Республике Татарстан активно применяется при реализации интеграционных процессов в энергетическом секторе. Статья посвящается детальному исследованию финансовых механизмов реализации проектов государственно-частного партнерства в Республике Татарстан. Важным элементом успешной реализации государственно-частного партнерства в Республике Татарстан является высокая степень социальной ответственности регионального бизнеса.The Government of the Russian Federation pays great attention to the development of public-private partnership mechanisms at the regional level. The mechanism of public-private partnership in the Republic of Tatarstan is actively used in the implementation of integration processes in the energy sector. The article is devoted to a detailed study of the financial mechanisms for the implementation of public-private partnership projects in the Republic of Tatarstan. An important element of the successful implementation of public-private partnership in the Republic of Tatarstan is a high degree of social responsibility of regional business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Аюпова Гульшат Раушановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН»

УДК 33

Экономические науки

Аюпова Гульшат Раушановна, магистрант 3 курс, «Экономическое отделение» Набережночелнинский институт Казанского федерального университета, Россия, г. Набережные Челны

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ

ТАТАРСТАН

Аннотация: Правительство РФ уделяет большое внимание развитию механизмов государственно-частного партнерста на региональном уровне. Механизм государственно-частного партнерства в Республике Татарстан активно применяется при реализации интеграционных процессов в энергетическом секторе.

Статья посвящается детальному исследованию финансовых механизмов реализации проектов государственно-частного партнерства в Республике Татарстан. Важным элементом успешной реализации государственно-частного партнерства в Республике Татарстан является высокая степень социальной ответственности регионального бизнеса.

Ключевые слова: государственно-частное партнерство, финансовый механизм, реализация проектов, региональное развитие, региональные особенности, оценка эффективности.

Annotation: The Government of the Russian Federation pays great attention to the development of public-private partnership mechanisms at the regional level. The mechanism of public-private partnership in the Republic of Tatarstan is actively used in the implementation of integration processes in the energy sector.

The article is devoted to a detailed study of the financial mechanisms for the implementation of public-private partnership projects in the Republic of Tatarstan. An

important element of the successful implementation of public-private partnership in the Republic of Tatarstan is a high degree of social responsibility of regional business.

Key words: public-private partnership, financial mechanism, project implementation, regional development, regional specifics, performance assessment.

На сегодняшний день можно с уверенностью говорить о том, что в Республике Татарстан реализуется достаточное количество эффективных проектов ГЧП: Индустриальный парк «Камские Поляны», «Чистопольский индустриальный парк», Камский индустриальный парк «Мастер», Особая экономическая зона «Алабуга», Технополис «Химград» и др.

Важным элементом успешной реализации государственно-частного партнерства в Республике Татарстан является также высокая степень социальной ответственности регионального бизнеса, который участвует в крупномасштабных проектах последних лет: строительство транспортной и социальной инфраструктуры для Всемирной Летней Универсиады-2013, Чемпионата по водным видам спорта-2015, Кубка Конфедерации и Чемпионата мира по футболу [1].

Данные проекты выступают в качестве инструмента повышения инвестиционной привлекательности региона и наращения его инновационного потенциала. Более детально рассмотрим механизм внедрения механизма ГЧП в Республике. Более половины объектов строилось не вновь, а на ранее созданных объектах - больших, оставшихся от закрытых производств площадей с уже существующими коммуникациями. Это позволяет сократить как временные, так и финансовые затраты на реализацию проектов, а также акцентировать внимание резидентов на ведении основного бизнеса, что в значительной степени повышает эффективность компаний.

Таблица 1 - Преимущества механизма ГЧП [2]

_Для публичной стороны_

Возможность привлечь частного инвестора к финансированию создания объекта позволяет реализовывать

инфраструктурные проекты даже в условиях отсутствия достаточного объема бюджетных средств без увеличения

долговой нагрузки в текущем периоде_

Возможность объединения в рамках одного проекта различных этапов

(проектирование, строительство и эксплуатация)

Возможность приобретать не объект, а услугу за счет платежей, привязанных к объему и качеству ее оказания, что также способствует развитию конкуренции на

рынке социально значимых услуг_

Возможность использовать ресурсы и компетенции частного партнера (концессионера) для оказания социально значимых услуг, повышения их качества и удовлетворенности потребителей,

привлечения новых технологий создания

или эксплуатации_

Передача части рисков по проекту

частному партнеру (концессионеру)_

Снижение присутствия государства в

экономике_

В случае частной инициативы -возможность переложить затраты, связанные с разработкой проекта, на частного инициатора проекта и сократить срок отбора инвестора, а также повысить эффективность управления

имущественным комплексом

_Для частной стороны_

Закрепление условий взаимодействия с публичной стороной в рамках долгосрочного соглашения

Возможность получения земельного участка, лесного участка, водного участка и (или) участка (иных водных, лесных и пр.) без торгов для целей реализации соглашений

ГЧП_

Возможность софинансирования проекта публичной стороной, получения

дополнительных гарантий (в т.ч. минимальной доходности)

Возможность увеличивать свою выручку по проекту за счет оказания дополнительных платных услуг и/или применения различных решений, снижающих затраты на этапе

Передача части рисков по проекту

публичному партнеру (концеденту)_

Закрепление в сферах деятельности, традиционно занимаемых государством В случае частной инициативы -возможность самостоятельно проработать структуру проекта и предложить проект соглашения, сократить срок заключения соглашения

На начальном этапе реализации проектов ГЧП государство, принимая на себя все основные риски по их реализации, делает первый шаг, тем самым приглашает бизнес к диалогу. Именно государство, осуществляя вложения в инженерную инфраструктуру площадки, берет на себя большую часть финансовой нагрузки. Что касается бизнеса, то он чаще всего несет ответственность за проектирование, строительство, организацию производства и гарантированный сбыт высококачественной продукции.

Рассмотрим основные показатели реализуемых в РТ проектов ГЧП в таблице 2 [3].

Таблица 2 - Основные показатели реализуемых в РТ проектов ГЧП

Проект ГЧП Общая стоимость проекта, млрд. руб. Источник финансирования Количество создаваемых рабочих мест, тыс. шт.

Бюджет РФ Бюджет РТ Частные инвестиции

ИП «Камские Поляны» 3,127 30,32 19,06 50,62 25

ИП «Чистополь» 14,9 73,83 2,01 24,16 12

ОЭЗ «Алабуга» 100 15,5 84,5 16

КИП «Мастер» 1,93 25,47 37,93 36,6 5

Технополис «Химград» 2,3 31,54 20,29 48,17 10

Основное преимущество проектов ГЧП - это снижение бюджетной нагрузки. Идеальное соотношение объемов частных и бюджетных инвестиций в развитие объектов ГЧП - паритет (50:50). Рассчитаем данное соотношение для рассматриваемых проектов Республики.

Таблица 3 - Расчет соотношения объемов частных и бюджетных инвестиции

Проект ГЧП Соотношение объемов частных и бюджетных инвестиций, £ФЧ/£ФБ

ИП «Камские Поляны» 1,025111

ИП «Чистополь» 0,318565

ОЭЗ «Алабуга» 5,451613

КИП «Мастер» 0,577287

Технополис «Химград» 0,929385

Наиболее идеальное соотношение, близкое к единице, у ИП «Камские Поляны» (1,02) и у Технополиса «Химград» (0,93).

Расчеты по КИП «Мастер» и ИП «Чистополь» показывают, что сумма вложенных бюджетных средств значительно превышает сумму частных инвестиций, что явно говорит о том, что государству необходимо более активно

проводить работу по поиску частных инвестиций. Лишь у ОЭЗ «Алабуга» частные инвестиции превышают бюджетные.

Рассматриваемые площадки Республики - это не только эффективное использование имеющихся площадей, но и производство импортозамещающей и конкурентоспособной продукции, и, как видно по таблице 2, создание тысяч рабочих мест.

Немаловажным аспектом реализации проектов ГЧП является мощная инновационная составляющая. Как показывает практика, успешные проекты способствуют укреплению инновационного потенциала экономической среды, а это на сегодняшний день является одной из приоритетных целей руководства РТ.

Крупнейшие агентства Forbes и Ernst&Young присваивают Татарстану звание самого благоприятного субъекта Российской Федерации по инвестиционному климату, а также оценивают его как лучший регион по возможности ведения бизнеса.

Говоря об отечественном мониторинге и оценке развития ГЧП, необходимо упомянуть ежегодно публикующийся рейтинг регионов России по государственно-частному партнерству. Основной показатель рейтинга - уровень развития государственночастного партнерства в субъектах Российской Федерации - определяется на основеоценки значений составляющих трех факторов [4]:

- развитие институциональной среды субъекта Российской Федерации в сфере государственно-частного партнерства;

- нормативно-правовое обеспечение сферы государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации;

- опыт реализации проектов государственно-частного партнерства в субъекте Российской Федерации.

Республика Татарстан в 2018 году занимала 22 место рейтинга. Согласно рейтингу 2019 года, Татарстан опустился на 51 место с показателем 35,2 балла.

В условиях пандемии COVID-19 проблема привлечения в экономику регионов частных инвестиций на условиях ГЧП выходит на первый план.

Исполнительный директор АНО «Национальный центр ГЧП» Максим Ткаченко обобщил практику реализации ГЧП-проектов в стране. По его словам, на федеральном уровне реализуются 439 проектов на общую сумму 1537 млрд рублей, на региональном — 30 проектов на 1249 млрд рублей, на муниципальном

— 3038 на 562 млрд рублей. При этом на каждый федеральный рубль пришлось 1,15 рубля частных инвестиций, на региональном — 1,35 рубля, а больше всего

— на муниципальном уровне: 1,86 рубля. Однако пандемия повлияла на снижение концессионных соглашений в ЖКХ.

При этом в транспортной сфере их меньше всего, так как инструменты поддержки «не закреплены». Причиной тому — непредсказуемая политика Минфина, который сегодня не может гарантировать возврат инвестиций. По мнению Ткаченко, из-за отсутствия единой государственной политики регионы сами выбирают, быть или нет быть ГЧП. Инициативы ГЧП активно продвигает Самарская область и Башкортостан. Слабее эти механизмы работают в Нижегородской области, Татарстане, Ульяновске.

Талия Минуллина назвала «тройку лошадей», которые могут вывести ГЧП-проекты на «ровную дорогу». Во-первых, через механизм погашения госдолга. Во-вторых, через рейтинг АСИ, который интегрирует в себе эти проекты. И в-третьих, через частную инициативу. По ее словам, наиболее удачно продвигаются проекты в здравоохранении, потому что возврат средств идет через фонд ОМС [5].

Несмотря на бюджетные риски, в Татарстане немало реализованных проектов ГЧП, но в каждом из них индивидуальные условия (возврата инвестиций) инвесторам, продолжил тему министр спорта Татарстана Владимир Леонов. В качестве удачного примера он привел схему ГЧП-проекта по строительству фитнес-центра в Набережных Челнах, который реализован компанией «Аква-регион» челнинского застройщика Вайнера.

В 2017 году запущен первый проект по ГЧП в Республике Татарстан — спортивный комплекс компании «Аква-Регион» в г.Набережные Челны.

Общий объем инвестиций в проект — 221 млн. рублей. Собственные средства компании — 142 млн. рублей, срок строительства — 2 года. Срок окупаемости — 9 лет. Будут созданы 100 рабочих мест.

На сегодняшний день в федеральной системе по Татарстану наибольшее количество концессионных соглашений значится в сфере жилищно-коммунального хозяйства — 155 соглашений, еще 12 — в сфере здравоохранения, пять энергосервисных контрактов, три — в сфере культуры и отдыха, одно соглашение заключено в рамках муниципально-частного партнерства — как раз по объекту в Набережных Челнах. Таким образом, это первое в России подобное соглашение по Федеральному закону № 224-ФЗ — было заключено в 2018 году на создание спортивно-оздоровительного комплекса [6].

Библиографический список:

1. Rodnyansky D., Sadyrtdinov R., Zagladina E. Corporative social responsibility and its role in social-economic development of the region // Mediterranean journal of social science. - 2014. - № 12.

2. Министерство экономики по РТ [Электронный ресурс] URL: https://mert.tatarstan.ru/preimushchestva-mehanizma-gchp-mchp.htm (дата обращения 09.09.2021).

3. Андреева Е.С. Эффективность проектов государственно-частного партнерства (на примере Республики Татарстан) [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-proektov-gosudarstvenno-chastnogo-partnerstva-na-primere-respubliki-tatarstan (дата обращения 09.09.2021).

4. Министерство экономического развития РФ: Рейтинг субъектов РФ по уровню развития государственно-частного партнерства за 2020 год. [Электронный ресурс] URL: https://economy.gov.ru/material/file/54b4213e0ffa 6ac9a60dc0b5268dc7c5Zreiting_gchp_2020.pdf (дата обращения 09.09.2021).

5. Реальное время: Талия Минуллина о сложностях ГЧП-проектов: «А кто гарантии дает?» [Электронный ресурс] URL:

https://realnoevremya.ru/articles/196551 -air-provel-forum-gchp-proektov-v-kazarn (дата обращения 09.09.2021).

6. Реальное время: Форум ГЧП проектов о сложностях ГЧП проектов [Электронный ресурс] URL: http://www.techinform-

press.ru/images/stories/pdf/aglo18.pdf (дата обращения 21.08.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.