Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ'

ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АГРОПРОИЗВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / КРЕДИТОВАНИЕ / ЛИЗИНГ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ПРОДУКЦИЯ / СУБСИДИИ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Н. Е.

В статье рассмотрены мероприятия государственной поддержки для агропроизводителей, где раскрыта характеристика элементов финансового механизма. Сформулированы факторы и особенности влияющие на воспроизводство АПК, а также перечислены проявления отраслевых особенностей финансового механизма в агропроизводстве. Автор уделяет большое внимание наиболее эффективным инструментам, унифицированным формам и методам поддержки, которые учитывают принципы льготного кредитования, уменьшение налогооблагаемой базы, различные компенсации по затратам, оказывающие влияние на создание и модернизацию объектов АПК в современных условиях. При проведении анализа исследования использовались статистические данные, которые позволили сделать вывод о том, что с помощью гос поддержки могут быть достигнуты такие цели как: развитие экономического роста сельскохозяйственного производства, решение продовольственной безопасности государства, увеличение вклада аграрного сектора в российскую экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A FINANCIAL MECHANISM OF STATE SUPPORT FOR AGRICULTURAL PRODUCERS

The article considers the measures of state support for agricultural producers, where the characteristics of the elements of the financial mechanism are revealed. The factors and features influencing the reproduction of the agro-industrial com plex are formulated, as well as the manifestations of the sectoral features of the financial mechanism in agricultural production are listed. The author pays great attention to the most effective tools, unified forms and methods of support that take into account the principles of preferential lending, reduction of the tax base, various cost compensations that affect the creation and modernization of agricultural facilities in modern conditions. During the analysis of the study, statistical data were used, which allowed us to conclude that with the help of state support, such goals as the development of economic growth of agricultural production, solving the food security of the state, increasing the contribution of the agricultural sector to the Russian economy can be achieved.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ»

УДК 338.43.02 DOI: 10.18413/2409-1634-2022-8-1-0-10

Соловьева Н.Е.

ФИНАНСОВЫМ МЕХАНИЗМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ АГРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ_

Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Россия,

308015, г. Белгород, ул. Победы, 85

e-mail: [email protected]

Аннотация.

В статье рассмотрены мероприятия государственной поддержки для агро-производителей, где раскрыта характеристика элементов финансового механизма. Сформулированы факторы и особенности влияющие на воспроизводство АПК, а также перечислены проявления отраслевых особенностей финансового механизма в агропроизводстве.

Автор уделяет большое внимание наиболее эффективным инструментам, унифицированным формам и методам поддержки, которые учитывают принципы льготного кредитования, уменьшение налогооблагаемой базы, различные компенсации по затратам, оказывающие влияние на создание и модернизацию объектов АПК в современных условиях.

При проведении анализа исследования использовались статистические данные, которые позволили сделать вывод о том, что с помощью гос поддержки могут быть достигнуты такие цели как: развитие экономического роста сельскохозяйственного производства, решение продовольственной безопасности государства, увеличение вклада аграрного сектора в российскую экономику.

Ключевые слова: агропропромышленный комплекс, агропроизводство, государственная поддержка, кредитование, лизинг, сельскохозяйственная продукция, субсидии, сельскохозяйственный товаропроизводитель, финансовый механизм.

Информация для цитирования: Соловьева НЕ. Финансовый механизм осуществления государственной поддержки агпроизводителей // Научный результат. Экономические исследования. 2022. Т. 8. № 1. С. 99-108. DOI: 10.18413/2409-1634-2022-8-1 -0-10

Natalia E. Solovjeva

A FINANCIAL MECHANISM OF STATE SUPPORT FOR AGRICULTURAL PRODUCERS

Belgorod State National Research University, 85 Pobedy St., Belgorod, 308015, Russia

e-mail: [email protected]

Abstract.

The article considers the measures of state support for agricultural producers, where the characteristics of the elements of the financial mechanism are revealed. The factors and features influencing the reproduction of the agro-industrial com-

plex are formulated, as well as the manifestations of the sectoral features of the financial mechanism in agricultural production are listed.

The author pays great attention to the most effective tools, unified forms and methods of support that take into account the principles of preferential lending, reduction of the tax base, various cost compensations that affect the creation and modernization of agricultural facilities in modern conditions. During the analysis of the study, statistical data were used, which allowed us to conclude that with the help of state support, such goals as the development of economic growth of agricultural production, solving the food security of the state, increasing the contribution of the agricultural sector to the Russian economy can be achieved.

Key words: agro-industrial complex; agricultural production; state support; lending; leasing; agricultural products; subsidies; agricultural commodity producer; financial mechanism

Information for citation: Solovjeva N.E. "A financial mechanism of state support for agricultural producers", Research Result. Economic Research, 8(1), 99-108, DOI: 10.18413/2409-1634-2022-8-1-0-10

Введение

В Российской Федерации в связи с пандемией, санкциями и другими актуальными проблемами большое внимание уде-ляяется развитию агрпромышленного комплекса страны, так как от него на прямую зависит продовольственная безопасность целого государства. Необходимость эффективного функционирования и наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции считается одной из главных задач агропромышленного комплекса Российской Федерации. Добится поставленных задач без государственной поддержки очень сложно, пратически невозможно, поэтому государство оказывает различные меры стимулирующего характера для дальнейшего эффективного функционирования и развития агропромышленного комплекса Российской Федерации.

В настоящее время в Российской Федерации функционируют бюджетные инструменты поддержки агпроизводителей, которые формируются за счет средств федерального и регионального бюджетов в форме субсидий, дотаций и т.д., образуя финансовый механизм государственной поддержки аграриев.

Изучением актуальных вопросов государственной поддержки агпропроизводи-

телей занимались такие ученые как И. А. Алтухов, А. В. Гордеев, В.А. Горе-мыкин, М. И. Козырь, Л.Ф. Кормаков, А.Р. Кулов, О. А. Фролова и многие другие. Несмотря на значительное число исследователей-ученых, такое направление как финансовый механизм государственной поддержки требует дальнейшего исследования.

Целью исследования является проведение анализа и совершенствование методов и направлений финансового механизма осуществления государственной поддержки агропроизводителей в Российской Федерации.

Объектом исследования выступали взаимоотношения органов государственной власти и агпроизводителей, которые складываются в процессе их взаимодействия.

В ходе исследования были использованы методы экономико-статистического и системно-структурного анализа, сравнительный и графический методы, где обработка информации и расчеты выполнялись с применением прикладных программ Microsoft Office.

Основная часть

Повышение действий экономической интеграции Российской Федерации в ми-

ровом сообществе на фоне геополитического кризиса, пандемии, санкций обусловливают важность вопроса по обеспечению продуктового продовольствия, конкурентоспособности отечественного сельскохозяйственного производства и экспорта. Обеспечение конкурентных преимуществ сельскохозяйственных предприятий во многом обусловлено состоянием воспроизводственных процессов в отрасли.

В настоящее время сельское хозяйство и сельскохозяйственные товопроиз-водители нуждаются в государственной поддержке в связи с этим одним из актуальных вопросов становится привлечение финансов и инвестиций в агропро-изводство, а следовтально, формируется необходимость в разработке современного

и эффективного финансового механизма государственной поддержки

[Vaganova O.V., Solovjeva N.E., Lesovik R.V., Lesovaya S.L., 2020].

Вопрос преобразования действующего финансового механизма для эффективного развития агропромышленной отрасли в условиях кризиса и санкционого давления является сложным процессом, т.к. развитие сельского хозяйства на прямую зависит от разнообразия форм организации финансово-экономических отношений, использования различных финансовых инструментов и методов, формирующих финансовый механизм, который должен быть направлен в первую очередь на финансовое обеспечение воспроизводственных процессов в АПК (рис. 1).

Рис. 1. Финансовые инструменты государственной поддержки на различных этапах производственного цикла агропромышленной продукции Fig. 1. Financial instruments of state support at various stages of the production cycle

of agro-industrial products

Определив инструменты государственной поддержки на различных этапах производственного цикла агропромыш-

ленной продукции, необхрдимо выделить их особенности и специфику организации деятельности рис. 2.

Факторы и особенности влияющие на воспроизводство АПК

территориальное разноообразие природно-климатических условий

сезонный характер деятельности

высокая стоимость материально-технических ресурсов

дефицит трудовых ресурсов

длительный производственный цикл

неравномерность во времени

капиталоемкость отрасли

инновационная открытость

Рис. 2. Факторы и особенности, влияющие на производственный цикл агропромышленной

продукции

Fig. 2. Factors and features affecting the production cycle of agro-industrial products

Исследование показывает, что факторы и особенности производственного цикла агропромышленной продукции могут быть положительными и отрицательными. Так, например, территориальное разнообразие природно-климатических условий позволяет улучшить качество сельскохозяйственной продукции или производства, или наоборот, ухудшить и повысить себестоимость [Паспорт. Информация по госпрограмме, 2022]. Также можно утверждать, что инновационная открытость может положительно влиять на развитие агротехнопарка и бизнесинкуба-тора, или наоборот, негативно воздействовать на недоразвитый технико-

технологический комплекс. Отмеченные факторы и особенности могут оказывать существенное влияние на заключительный этап - получение прибыли, способствовать расширению или уменьшению производства, влиять на инвестирование и финансирование деятельности АПК. Поэтому проявляется необходимость в формировании взаимосвязанных отношениях между агропроизводстводителями и государством, которые должны носить предписывающий характер в виде распоряжений, отражая степень государственной поддержки [Маслова В.В., 2016]. Например, выделяют субсидии сельскохозяственным товаропроизводителям, только тем, кто

заключает договора по страхованию от неурожаев. Страхование в данном виде деятельности является необходимым условием, которое может нейтрализовать риски и снизить непредвиденные затраты, связанные с сезонностью, неравномерностью во времени [Човган Н.И., Акупиян О.С.,

2018]. Все это формирует дополнительные затраты, связанные с уплатой страховых взносов. Поэтому при формировании финансового механизма необходимо выявить отраслевые особенности в сельском хозяйстве.

развитие финансовых отношений

V_J

_J l-

Г-

10% Годовая став Eta Банка

О

f-

9.5®-о Ставка Центробанка

_<>_

f-

S.5^0 Субсидия Банку в размере Я0°'о от ключевой ставке

1. Ставку' по кредиту для заемщивса

Рис. 3. Отраслевые особенности финансового механизма в агрпроизводстве Fig. 3. Manifestations of sectoral features of the financial mechanism in agricultural production

Учитывая отраслевые особенности финансового механизма в агрпроизвод-стве, финансовые отношения должны учитывать бартерные сделки, неденежные расчеты. Более того, финансовый механизм должен строится на льготном кредитовании, уменьшении налогооблогаемой

базы. Уже сегодня Правительством РФ введен в действие механизм господдержки кредитования субъектов АПК по льготной ставке, а также директивное бюджетное финансирование, где государство осуществляет финансирование агропромышленного производства за счет средств фе-

дерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников [Болдырева И.А., Андрю-щенко О.Г., Митрофанова И.А., 2017.].

Следует более подробно остановиться на льготном кредитовании. В 2019 году было перечислено субсидий по льготному кредитованию - 66,17 млрд. рублей, а в

2020 году - 61,83 млрд. рублей (более 22 тысяч кредитных договоров) [Постановление Правительства РФ от 18 марта

2021 г. № 415].

В 2021 году структуа господдержки состояла из 4,1 млрд. рублей, из них федеральный бюджет 3,4 млрд. рублей и 0,5 млрд. рублей областной бюджет, из них 525,9 млн. рублей компенсирующие субсидии, 400,5 млн. рублей стимулирующие субсидии [Аналитический вестник №9 (769), 2021].

В деятельности агропропромышле-ного комплекса существуют как положительные, так и отрицательные факторы, например, высокие импортные пошлины и квоты на сельхозпродукцию и продукцию питания, ограничения на ввоз.

Введение ограничений на ввоз агро-продукции из Европейского союза как ответный ход России на их санкции, дают возможность развиваться агропромышленной отрасли, но нельзя забывать о геополитике и трудностях присущих отрасли и о возможных рисках [Ваганова О.В., Соловьева Н.Е., Евдокимов С.В., 2020]. Если рассматривать объемы инвестиций в аграрный сектор экономики, то он занимает низкий удельный вес в структуре вложений в основной капитал в экономике РФ, составляя всего лишь 3,6-3,8% (таблица 1).

Инвестиции в основной капитал агропромышленной отрасли по видам экономической деятельности, млрд. руб.

Таблица 1

Table 1

2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.

Всего в том числе: 160207,3 17782,0 19329,0 20118,4

Сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыболовство из них: 705,5 781,5 844,2 855,9

Лесоводство и лесозаготовки 25,4 37,4 48,8 44,0

Рыболовство и рыбоводство 28,7 36,8 45,0 68,1

Из таблицы наглядно видно, что объемы инвестиций в сельское хозяйство низкие, что говорит об ограниченности источников финансирования. Поэтому, для привлечения финансовых вложений в агропромышленную отрасль Правительство РФ сформировало инвестиционные программы, которые должны содействовать

реализации стратегически важных проектов [Пояснительная записка к проекту..., 2018]. Программы реализуют эффективную инвестиционную политику в сфере агропромышленного копмлекса и отражены в денежном эквиваленте по видам экономической деятельности в таблице 2.

Таблица 2

Вложение инвестиций по основным видам экономической деятельности мллн. руб. (2020 г.)

Table 2

Investment in the main types of economic activity million rubles (2020)

всего В том числе

долгосрочные краткосрочные

Финансовые вложения - все-гов в том числе: 306 081 363 32 544 095 273 537 268

Сельское хозяйство, лесное хозяйство, охота, рыбоолов-ство в том числе: 2 297 256 143 715 2 153 541

Растениеводство и животноводство, охота и предосталве-ние соответствующих услуг 1 734 679 82 419 1 652 260

лесоводство и лесозаготовки 28 420 2 325 26 095

рыболовство и рыбоводство 534 157 58 971 475 186

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассматривая методы и инструменты господдержки, следует проанализировать

бюджетное финансирование в виде оформления дотаций и выдачи субсидий.

Таблица 3

Объемы бюджетных ассигнований по госпрограмме «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»,

млн. руб.

Table 3

The volume of budget allocations under the state program "Development of agriculture

2018 г 2019 г 2022 г 2021 г 2022 г 2023 г 2024 г 2025 г Всего

241 986,1 311 557,7 746 756,6 731 797,7 811 733,1 842 243,7 846 588,3 745 600,1 745 600,1

Такое количество бюджетных ассигнований будет способствовать достижению поставленных целей:

1. Увеличение объема экспорта продукции агропромышленного комплекса (в сопоставимых ценах) до 34 млрд. долларов США к концу 2024 года.

2. Увеличение произведенной добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве, к 2025 году до 4650,1 млрд. рублей.

3. Достижение индекса физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства (без субъектов малого и среднего предпринимательства) к 2025 году в размере 118,2 процента по отношению к уровню 2017 года [Ключевые пока-

затели эффективности реализации государственных программ, 2022].

4. Обеспечение продовольственной независимости Российской Федерации в соответствии с Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации", с учетом экономической и территориальной доступности продукции агропромышленного комплекса (индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2025 году составит 114,6 процента к уровню 2017 года) [Министерство сельского хозяйства, 2022].

Государственная программа является основным программным документом, определяющим цели, задачи и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования агропродовольственного рынка, финансовое обеспечение, механизмы реализации предусмотренных мероприятий и показатели их результативности [Национальный доклад, 2018].

В 2020 году на социально-экономическую ситуацию в стране значи-

l^-U 100 SO 60 40 20 О

2Q00 2010 2018 2039 2020

□ крестьянские (фермерские) хозяйства 3,2 12,5 13,7 14,9

■ хозяйства населения: 51,6 48 31 28.6 26,6

□ сельскохозяйственные организации 45,2 44,8 56,5 57,7 58.5

тельное влияние оказала пандемия корона-вирусной инфекции и связанные с ней ограничительные карантинные меры. Они повлекли за собой снижение доходов и платежеспособного спроса населения, оказали негативное влияние на экономическую ситуацию в целом. Поэтому следует уделить особое внимание процессу реализации Государственной программы в сложившейся ситуации, оценив эффективность ее инструментов и механизмов.

Рис. 4. Структура продукции сельского хозяйства по категориям хозяйств в фактических действовавших ценах (включая индивидуальных предпринемателей) Fig. 4. Structure of agricultural products by categories of farms in actual prices (Including individual entrepreneurs)

По данным статуправления видно, что с каждым годом производство сельскохозяйственной продукции увеличивается в крестьянских (фермерских) хозяйствах и сельскохозяйственных организациях. Следовательно, агробизнес постепенно развивается и увеличивает количество изготовляемой сельскохозяйственной продукции, что позволит обеспечить потребности граждан в продуктах питания, и гарантирует продуктовую безопасность в стране.

Заключение

В заключение можно сделать вывод, что государственная поддержка агропро-промышленного комплекса имеет свои особенности и специфику, которые необходимо учитывать при формировании инвестиционной политики. На сегодняшний день государство разработало много мер и программ поддержки агропромышленного комплекса, но в связи с постоянно меняющимися условиями функционирования необходимо разрабатывать унифицированные формы и методы поддержки, для

этого необходимо четко представлять производственный цикл агропромышленной продукции. Современный механизм финансирования агропромышленного комплекса учитывает принципы льготного кредитования, и уменьшения налогообло-гаемой базы, но этих инструментов недостаточно для эффективного и ускоренного развития исследуемой отрасли. Необходимо более точно определить структуру сельского хозяйства по категориям и выявить наиболее нуждающиеся в гос поддержке.

Список литературы

1. Аналитический вестник №9 (769). О ходе реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. - Москва, 2021. Режим доступа:

http://council.gov.ru/media/files/d4ApG8Uw6BK ngDdlJO. (Дата обращения: 12.02.2022).

2. Болдырева И.А., Андрющенко О.Г., Митрофанова И.А., 2017. Финансовый механизм функционирования АПК: структурно-уровневый аспект// Экономика, вчера, сегодня, завтра, Т7, №28, 2017: 250-264.

3. Ваганова О.В., Соловьева Н.Е., Евдокимов С.В., 2020. Обзор изменений в области налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в России // Научный результат. Экономические исследования. 2020. Т. 6. № 36. С. 3-12. DOI: 10.18413/2409-1634-20206-3-0-1.

4. Ключевые показатели эффективности реализации государственных программ. 2022. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/705 28718. (Дата обращения: 11.02.2022).

5. Маслова В.В., 2016. Инструменты финансирования инвестиционных проектов в АПК // Никоновские чтения, М., 2016. Режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-finansirovaniya-investitsionnyh-proektov-v-apk/viewer. (Дата обращения: 12.02.2022).

6. Министерство сельского хозяфйства Российской Федерации. 2022. Режим доступа: https://mcx.gov.ru/upload/iblock. (Дата обращения: 12.02.2022).

7. Национальный доклад "О ходе и результатах реализации в 2017 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы"-2018 (1/2). Режим доступа: https://carbofood.ru/novosti-mukomolnoj -i-xlebopekarnoj -promyshlennosti/nacionalnyi-doklad-o-hode-i-rezyltatah-realizacii-v-2017. (Дата обращения: 11.02.2022).

8. Паспорт. Информация по госпрограмме. Перечень государственных программ. Госпрограммы. Официальный портал Госпрограмм РФ. 2022. Режим доступа: https://tstprograms. economy.gov.ru/Portal/pilot_p rogram/25/passport. (Дата обращения: 11.02.2022).

9. Постановление Правительства РФ от 18 марта 2021 г. № 415 "О внесении изменений в Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (документ не вступил в силу). Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0 001202103250013. (Дата обращения: 11.02.2022).

10. Пояснительная записка к проекту Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. № 717" (подготовлен Минсельхо-зом России 14.09.2018). Режим доступа: https://base.garant.ru/70210644/. (Дата обращения: 11.02.2022).

11.Човган Н.И., Акупиян О.С., 2018. Инвестиционное обеспечение аграрного сектора экономики: проблемы и решения. Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2018/Chovgan.pdf. (Дата обращения: 12.02.2022).

12.Vaganova O.V., Solovjeva N.E., Leso-vik R.V., Lesovaya S.L., 2020. Digital Transformation of Russias Agricultural Sector // Utopia y Praxis Latinoamericana. 2020. Vol. 25. No. Extra 12. Pp. 397-406.

References

1. Analytical Bulletin No. 9 (769) On the implementation of the State program for the development of agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets.

- Moscow, 2021. Access mode: http://council.gov.ru/media/files/d4ApG8Uw6BK ngDdlJO. (Accessed 12 February 2022). (in Russian)

2. Boldyreva I.A., Andryushchenko O.G., Mitrofanoval.A., (2017). The financial mechanism of the functioning of the agro-industrial complex: a structural-level aspect// Economics, yesterday, today, tomorrow, Vol. 7, No. 28, 2017: 250-264. (in Russian)

3. Chovgan N.I., Akupiyan O.S., (2018). Investment support of the agricultural sector of the economy: problems and solutions. Access mode: http://www.e-rej.ru/Articles/2018/Chovgan.pdf. (Accessed 12 February 2022).

4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 415 dated March 18, 2021 "On Amendments to the State Program for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw materials and Food markets" (the document has not entered into force). Access mode: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0 001202103250013. (Accessed 02 November 2022). (in Russian)

5. Explanatory Note to the draft Decree of the Government of the Russian Federation "On Amendments to the Decree of the Government of the Russian Federation No. 717 dated July 14, 2012" (prepared by the Ministry of Agriculture of the Russian Federation on 09/14/2018). Access mode: https://base.garant.ru/70210644/. (Accessed 11 February 2022). (in Russian)

6. Key performance indicators for the implementation of state programs. 2022. Access mode:

https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/705 28718. (Accessed 02 November 2022). (in Russian)

7. Maslova V.V., (2016). Instruments for financing investment projects in the agro-industrial complex // Nikonovskie readings, M., 2016. Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-finansirovaniya-investitsionnyh-proektov-v-apk/viewer. (Accessed 12 February 2022). (in Russian)

8. Ministry of Agriculture of the Russian Federation. 2022. Access mode:

https://mcx.gov.ru/upload/iblock. (Accessed 12 February 2022). (in Russian)

9. National report "On the progress and results of the implementation in 2017 of the State Program for the Development of Agriculture and regulation of agricultural products, raw materials and food markets for 2013-2020"-2018 (1/2). Access mode: https://carbofood.ru/novosti-mukomolnoj -i-xlebopekarnoj -promyshlennosti/nacionalnyi-doklad-o-hode-i-rezyltatah-realizacii-v-2017. (Accessed 02 November 2022). (in Russian)

10.Passport. Information on the state program. List of state programs. State programs. The official portal of State Programs of the Russian Federation. 2022. Access mode: https://tstprograms. economy.gov.ru/Portal/pilot_p rogram/25/passport. (Accessed 02 November 2022). (in Russian)

11.Vaganova O.V., Solovjeva N.E., Yev-dokimov S.V., (2020). Overview of changes in the taxation of agricultural producers in Russia, Research Result. Economic Research, 6(3), 3-12, DOI: 10.18413/2409-1634-2020-6-3-0-1. (in Russian)

12.Vaganova O.V., Solovjeva N.E., Leso-vik R.V., Lesovaya S.L., (2020). Digital Transformation of Russias Agricultural Sector // Utopia y Praxis Latinoamericana. 2020. Vol. 25. No. Extra 12. Pp. 397-406.

Информация о конфликте интересов:

авторы не имеют конфликта интересов для декларации.

Conflicts of Interest: the author has no conflict of interest to declare.

Соловьева Наталья Евгеньевна, доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры инновационной экономики и финансов, Института экономики и управления, НИУ «БелГУ», (г. Белгород, Россия).

Natalia E. Solovjeva, Associate Professor, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Innovative Economics and Finance, Institute of Economics and Management, NRU "BelSU", (Belgorod, Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.