Научная статья на тему 'ВАЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕЗЕРВОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ'

ВАЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕЗЕРВОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
агропромышленный комплекс / сельскохозяйственная продукция / импорт / экспорт / меры поддержки / «желтая корзина» / ВТО / импортозамещение / продовольственная безопасность / agro-industrial complex / agricultural products / import / export / support measures / "yellow basket" / WTO / import substitution / food security

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Черданцев Вадим Петрович

В настоящее время вопросы обеспечения продовольственной безопасности населения страны приобретают все большую актуальность. Повышение качества обеспечения населения продуктами питания является важной социально-экономическую задачей и приоритетным направлением государственной политики, поскольку охватывает значительный спектр экономических, демографических и социальных факторов. Присоединение России к Всемирной торговой организации наиболее остро, по-новому представило проблему продовольственной независимости нашей страны. Основными показателями, характеризующими участие России в ВТО, включают агрегированный уровень внутренней поддержки аграрного производства, а также условия доступа иностранных товаров на внутренний рынок и экспортные субсидии. То есть вопросы, касающиеся форм и уровня государственной поддержки сельского хозяйства, включающих в себя меры тарифной и нетарифной поддержки, экспортные кредиты и многое другое.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPORTANCE OF STATE RESERVES FOR ENSURING FOOD SECURITY

Currently, the issues of ensuring food security of the country's population are becoming increasingly relevant. Improving the quality of food supply to the population is an important socio-economic task and a priority direction of state policy, since it covers a significant range of economic, demographic and social factors. Russia's accession to the World Trade Organization has most acutely, in a new way, presented the problem of food independence of our country. The main indicators characterizing Russia's participation in the WTO include the aggregated level of domestic support for agricultural production, as well as conditions for access of foreign goods to the domestic market and export subsidies. That is, issues related to the forms and level of state support for agriculture, including tariff and non-tariff support measures, export credits and much more.

Текст научной работы на тему «ВАЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕЗЕРВОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ»

Научная статья Original article УДК 338.433

DOI 10.55186/25876740-2022-6-1-19

ВАЖНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕЗЕРВОВ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

THE IMPORTANCE OF STATE RESERVES FOR ENSURING FOOD

SECURITY

Черданцев Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры менеджмента, ФГБОУ ВО «Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова» (614990, Россия, Пермский край, г. Пермь, ул. Петропавловская, д. 23), профессор кафедры экономики и менеджмента ФГБОУ ВО Пермский филиал РАНХиГС (614990, г. Пермь, бульвар Гагарина, 10), Тел. 89194959301, cherdantsev.vadim@yandex.ru

Cherdantsev Vadim Petrovich, Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Management, Academician D.N. Pryanishnikov Perm State Agrarian-Technological University, a Federal State-Owned Publicly-Funded Institution of Higher Education (614990, Russia, Perm Krai, Perm, Petropavlovskaya St., 23), Professor of the Department of Economics and Management, Perm Branch of the RANEPA, a Federal State-Owned Publicly-Funded Institution of Higher Education (614990, Perm, Gagarina Boulevard, 10)

Аннотация. В настоящее время вопросы обеспечения продовольственной безопасности населения страны приобретают все большую актуальность. Повышение качества обеспечения населения продуктами питания является важной социально-экономическую задачей и приоритетным направлением государственной политики, поскольку охватывает значительный спектр экономических, демографических и социальных факторов. Присоединение России к Всемирной торговой организации наиболее остро, по-новому представило проблему продовольственной независимости нашей страны. Основными показателями, характеризующими участие России в ВТО, включают агрегированный уровень внутренней поддержки аграрного производства, а также условия доступа иностранных товаров на внутренний рынок и экспортные субсидии. То есть вопросы, касающиеся форм и уровня государственной поддержки сельского хозяйства, включающих в себя меры тарифной и нетарифной поддержки, экспортные кредиты и многое другое.

Abstract. Currently, the issues of ensuring food security of the country's population are becoming increasingly relevant. Improving the quality of food supply to the population is an important socio-economic task and a priority direction of state policy, since it covers a significant range of economic, demographic and social factors. Russia's accession to the World Trade Organization has most acutely, in a new way, presented the problem of food independence of our country. The main indicators characterizing Russia's participation in the WTO include the aggregated level of domestic support for agricultural production, as well as conditions for access of foreign goods to the domestic market and export subsidies. That is, issues related to the forms and level of state support for agriculture, including tariff and non-tariff support measures, export credits and much more.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельскохозяйственная продукция, импорт, экспорт, меры поддержки, «желтая корзина», ВТО, импортозамещение, продовольственная безопасность

Keywords: agro-industrial complex, agricultural products, import, export,

support measures, "yellow basket", WTO, import substitution, food security

Сложившиеся требования мировой экономики обуславливают

потребность в изучении опыта финансирования научно-исследовательской деятельности в атмосфере глобализации рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия. В условиях всемирной торговой организации вывод экономики на линию постоянного роста в большинстве случаев определяется поступлением капитала в таких масштабах, которые бы позволили в заметной мере обновить существующую материально-техническую базу хозяйствующих субъектов агропромышленного производства и компаний занимающихся пищевой промышленностью. Из-за ограниченных возможностей производителей товаров, а также условий и требований ВТО, возникает потребность в поиске форм, способов и средств стимулирования притока инвестиций в область всего процесса воспроизводства.

После многолетних переговоров Россия в 2012 году вступила во Всемирную Торговую Организацию. [6] ВТО использует комплекс мер, которые предусматривают деление фонда бюджетных денежных средств, планируемых направить на поддержку отрасли АПК на ряд корзин:

• «зелёная корзина» - это определенные меры, которые могут применятся безлимитно в регулятивной функции и, по всей вероятности, должны составлять большую часть издержек на сектор, осуществляющий помощь в фермерском доходе, увеличение экологичности товара и охрана окружающей среды, обучение кадров и пр. Меры поддержки, оказываемые в рамках «зелёного ящика» не искажают воздействие на мировую торговлю;

• «голубая корзина» - это определенные меры, которые направлены на самоограничение выпуска продукции. Чаще данная мера используется в станах ЕС, поскольку там велико количество произведенной продукции. Это некие выплаты производителям товаров, выпустившим не больше 85% от отмеченного уровня выпуска продукции, поддержка фермеров, имеющим на

своей ферме не более определенного количества скота и прочее.

• «желтая корзина» - это меры поддержки, которые оказывают на мировую торговлю некое негативное влияние. Их использование допускается только в определенном количестве. Создано правило de minimis, которое устанавливает объем данного ящика для определенных стран. Для развитых стран это 5 % от стоимости всей продукции АПК. Для развивающихся стран данный показатель выше 10%. [5]

Страна, ставшая членом ВТО, утверждает с ее членами свой размер «желтой корзины». Он рассчитывается с учетом поддержки, которая оказывалась данной страной последние три года до вступления в ВТО. Новый член ВТО дает согласие на сокращение мер поддержки со своей стороны, так как они имеют негативное влияние на мировой рынок. Ниже изображена структура «желтой» (или «янтарной») корзины (рисунок 1).

Рисунок 1 - Состав «желтой» корзины Структура «желтой корзины» состоит из специфической и неспецифической поддержки. Специфическая поддержка означает помощь производства определенных сельскохозяйственных продуктов. Например,

субсидирование конкретного товара или компенсация издержек на некоторые виды производства продукции. Неспецифическая поддержка включает в себя помощь, которую никак не разделить по определенным продуктам. Например, это льготы на топливные ресурсы. [5]

Необходимо отметить тот факт, что в 2013 году у США «зеленая корзина» составляла 90%, а желтая меньше 5%. В станах ЕС похожая ситуация- «зеленая корзина» - 89%, а «желтая» - меньше 5%.

До членства в ВТО Россия использовала в основном меры поддержки «желтой корзины». В 2012 году ее доля в России составляла 80%.

Через год после вступления России в ВТО резко увеличился размер поддержки аграрного сектора (с 6615 млн. долларов в 2011 году до 8632 млн. долларов в 2012 году) и она смогла увеличить количество денежных средств, расходуемых на «желтый ящик» (с 4743 млн. долларов в 2011 году до 6905,6 млн. долларов в 2012 году). Но за следующий, 2013 год, России удалось сократила меры искажающего воздействия на мировую торговлю, и размер «жёлтой корзины» составлял уже 70% (6890,3 млн. долларов), а размер поддержки составил 9815,3 млн. долларов. В соглашении, подписанным Россией с ВТО, она должна сократить объем «желтой корзины» до 4,4 млн. долларов, однако в 2019 и 2020 годах ее размер в РФ также превышал разрешенный размер поддержки в 4,4 миллиарда долларов США, составив в 2019 году-7,7 миллиарда долларов США и в 2020 году- 8,4 миллиарда долларов США. Возникла необходимость постепенного сокращения меры «желтой корзины». [1]

Для решения данной проблемы требуется перенести некоторые меры «желтой корзины» в «зеленую корзину». Например, субсидии на возмещение затрат на приобретение удобрений, уплату процентов по краткосрочным кредитам можно исключить из мер «желтой корзины» и заменить их на прямые субсидии сельскохозяйственным товаропроизводителям в расчете на 1 га и на 1 голову скота. Но эти меры должны соответствовать следующим

факторам:

1. Поддержка финансируется из бюджета государственной программы. Исключена финансовая поддержка сельхозтоваропроизводителей потребителями.

2. Данная поддержка не имеет следствием поддержание цен производителей.

Необходимо максимально нацелится на реализацию мер «зеленой корзины». Сегодня реализуются не все ее возможные меры. Следует рассмотреть возможность более эффективного внедрения в российской практике следующих мер:

1. Услуги общего характера представляют собой субсидии неадресного характера, от которых «выигрывает» вся отрасль.

2. Создание государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности

3. Внутренняя продовольственная помощь.

4. «Несвязанная» поддержка доходов

5. Финансовое участие правительства в программах страхования и обеспечения доходов и выплаты в порядке помощи при стихийных бедствиях

6. Выплаты по программам региональной помощи.

Вот уже 9 лет Россия является членом ВТО. За это время, для выполнения требований организации, пришлось изменить более тысячи законов и актов. России это пошло только на пользу [2]. Агропромышленный комплекс сократил поддержку более чем в двадцать раз, при этом объемы производства сельскохозяйственных товаров выросли, и Россия стала одним из ведущих экспортеров сельскохозяйственных товаров. До вступления России в ВТО экспорт составлял порядка10 млрд. долларов, сейчас же этот показатель составляет 25 млрд. долларов. Вот что показал анализ экспорта сельскохозяйственной продукции за время членства России в ВТО.

С 2012 года импорт сократился на 11520 млн. долларов, а экспорт

увеличился на 8019 млн. долларов. Что касается конкретно доли сельхозсырья в общей стоимости экспорта, то стоит заметить, что в 2012 году его доля в экспорте составляла 3,35 %, а сейчас она выросла до 5.54%.

Доля закупок продовольственных товаров и сырья для их производства составляет 12% всего импорта России. По итогам первых шести месяцев 2021 года объёмы поставок продовольственных товаров в Российской Федерации в стоимостном выражении выросли на 12,7%, в физическом — на 6,3%. В основном наша страна закупает продовольственные товары у стран СНГ, а именно свинину, мясо, сыр, творог. В январе—июне 2021 г. Россия закупала меньше молока, сливок и мяса, чем за аналогичный период прошлого года. [3]

Согласно данным Федеральной таможенной службы, импортёрами российской сельскохозяйственной продукции в 2020 г. стали более 150 стран. Главными покупателями являются Китай (13%), Турция (10%), Казахстан (6,8%) и Египет (6,4%).

Наибольший вес в структуре экспорта составляют зерновые — 34%, отгрузка которых в прошлом году выросла на 29% по сравнению с 2019 г. В 2020 г. урожай зерновых составил 133 млн тонн, установив второй в истории России рекорд. В прошлом году выросли поставки всех основных экспортных культур — пшеницы, ячменя и кукурузы.

Главными странами-покупателями российских зерновых являются Турция, Египет, Саудовская Аравия.

Экспорт масложировой продукции вырос на 12% и составляет около 16% в общей структуре. Рост обусловлен рекордным урожаем подсолнечника и увеличением поставок подсолнечного масла за рубеж.

Масложировая продукция из России поставляется в основном в Китай, Турцию, Индию.

Значительный рост экспортных поставок пришёлся на мясную продукцию (на 49%) за счёт увеличения поставок мяса птицы и свинины в Китай, Вьетнам и на Украину. По итогам 2020 г. Россия заняла третье место в списке

поставщиков мяса в КНР после США и Бразилии.

Экспорт молочной продукции вырос на 16%. Это связано с девальвацией российского рубля, вследствие которой российская молочная продукция стала более конкурентоспособной для стран постсоветского пространства.

К важнейшим покупателям молочной продукции относятся Казахстан и Беларусь.

Поставки продукции пищевой и перерабатывающей промышленности из России выросли на 13% за счёт увеличения поставок кондитерских изделий и сахара.

Россия импортирует продукцию пищевой и перерабатывающей промышленности в страны СНГ — Казахстан, Беларусь, Узбекистан.

Единственный сегмент в структуре экспорта, который продемонстрировал падение, — рыба и морепродукты (17%). Его доля снизилась на 2,1%, что вызвано снижением цен из-за пандемии коронавируса и ограничений на ввоз морепродуктов в Китай. Основными покупателями российской рыбы и морепродуктов являются Южная Корея, Китай, Нидерланды. [8]

Дополнительно проанализируем отдельные показатели импорта продовольствия. Сравним 2020 год с 2015 годом (таблица 1.

Таблица 1

Импорт продовольствия в количественном выражении 2015-2020 гг.

[9]

Наименование импортного товара 2015 2020

Импорт свинины 304,5 тыс.т 6,4 тыс.т

Импорт мяса КРС 435,4 тыс.т 237,3 тыс.т

Импорт птицы 253,4 тыс.т 228,8 тыс.т

Овощи 2529,3 тыс.т 1865.4 тыс.т

Молочная продукция 931,7 тыс.т 1052, 0 тыс.т

Как можно увидеть в таблице, за 6 лет импорт значительно уменьшился. Россия на сегодняшний день занимает лидирующие позиции по экспорту пшеницы, растительного масла, рыбы и сахара. За весь период членства России в ВТО произошло развитие АПК. Но скорее всего это больше связано с политикой импортозамещения, нежели с членством в ВТО. Но нельзя не признать, что вступление в ВТО способствовало росту процесса интеграции экономики страны в мировую экономику. Также, значительный плюс вступления России в ВТО то, что она может отстаивать свои интересы на зарубежных рынках. Может подавать иски на определенные неправомерные, на её взгляд, действия в свой адрес.

Хотелось бы отметить, что на сегодняшний момент, когда большое количество стран вводят санкции, механизм ВТО становится всё менее эффективным. Таким образом, ВТО становится гораздо сложнее поддерживать безбарьерную среду в мировой торговле. Сегодня ситуация немного выходит из-под контроля. Подается всё большее количество исков, а меры по урегулированию конфликтов совсем не являются действенными. Но не смотря на эти моменты, всё равно членство в ВТО в будущем будет развивать экономику страны, а выход из неё только приведёт к кратковременному росту производства на начальном этапе выхода из ВТО, но в будущем потери неизбежны.

Литература

1. Антонова Д.Ю., Козлов Д.С. Государственная поддержка сельского хозяйства в условиях членства Российской Федерации во Всемирной торговой организации // Сельское хозяйство. - 2018. - № 4. - С. 1 -6

2. Вступление России в ВТО: изменение российского законодательства (подготовлено экспертами компании "Гарант") [электронный ресурс] -Режим доступа: https://base.garant.ru/58045577/ (дата обращения 09.02.22)

3. Импорт важнейших товаров: итоги I полугодия 2021 [электронный ресурс] - Режим доступа: ^^: /^ ртт!. open-broker.ru/research/import-

International agricultural journal 1/2022

vazhnejshih-tovarov-v-rf/ (дата обращения 09.02.22)

4. Импортозамещение или перемещение? [электронный ресурс] - Режим доступа: review import-substitution nra dec.-2020 0.pdf (agrotrend.ru) (дата обращения 09.02.22)

5. Меры поддержки АПК в условиях ВТО или суть корзин [электронный ресурс] - Режим доступа: https://agrobusiness.liveiournal.com/31793.html (дата обращения 09.02.22)

6. Официальный сайт ВТО. Пакет документов по присоединению России к ВТО [электронный ресурс] - Режим доступа: https: //www.wto .ru/about-WTO/the-package-of-documents-on-Russians-accession-to-the-WTO/ (дата обращения 09.02.22)

7. Официальный центр Федерального центра развития экспорта продукции АПК Минсельхоза России [электронный ресурс] - Режим доступа: https://aemcx.ru/2021/03/09/%D0%B2-2020-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83-

%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B8%D0%B9%D 1 %81 %D0%B A%D0%B8%D0%B9-

%D0%B0%D0%B3%D 1 %80%D0%BE%D 1 %8D%D0%BA%D 1 %81 %D0% BF%D0%BE%D 1 %80%D 1 %82-

%D0%B2%D 1 %8B%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 -2/ (дата обращения 09.02.22)

8. Официальный сайт Федеральной таможенной службы. Экспорт и импорт Российской Федерации по товарам [электронный ресурс] - Режим доступа: https://customs.gov.ru/statistic/eksport-rossii-vazhneishix-tovarov (дата обращения 09.02.22)

9. Федеральная служба государственной статистики. Показатели, характеризующие импортозамещение в России [электронный ресурс] -Режим доступа: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Frosstat.

gov.ru%2F storage%2 Fmedi abank%2 F3-3-torg.xlsx&wdOrigin=BROWSELINK (дата обращения 09.02.22)

References

1. Antonova D.Yu., Kozlov D.S. State support of agriculture in the conditions of membership of the Russian Federation in the World Trade Organization // Agriculture. - 2018. - No. 4. - pp. 1-6

2. Russia's accession to the WTO: changes in Russian legislation (prepared by experts of the Garant company) [electronic resource] - Access mode: https://base.garant.ru/58045577/ (accessed 09.02.22)

3. Import of the most important goods: results of the first half of 2021 [electronic resource] - Access mode: https://journal.open-broker.ru/research/import-vazhnejshih-tovarov-v-rf / (accessed 09.02.22)

4. Import substitution or relocation? [electronic resource] - Access mode: review import-substitution nra dec.-2020 0.pdf (agrotrend.ru) (accessed 09.02.22)

5. Measures to support the agro-industrial complex in the WTO or the essence of baskets [electronic resource] - Access mode: https://agrobusiness.livejournal.com/31793.html (accessed 09.02.22)

6. Official WTO website. Package of documents on Russia's accession to the WTO [electronic resource] - Access mode: https://www.wto.ru/about-WTO/the-package-of-documents-on-Russians-accession-to-the-WTO / (accessed 09.02.22)

7. The official center of the Federal Center for the Export of agricultural Products of the Ministry of Agriculture of Russia [electronic resource] - Access mode: https://aemcx.ru/2021/03/09/%D0%B2-2020-%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D1%83-

%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %81 %D0%B8%D0%B9%D 1 %81 %D0%B A%D0%B8%D0%B9-

%D0%B0%D0%B3%D 1 %80%D0%BE%D 1 %8D%D0%BA%D 1 %81 %D0%

BF%D0%BE%D 1 %80%D 1 %82-

%D0%B2%D 1 %8B%D 1 %80%D0%BE%D 1 %81 -2/ (accessed 09.02.22)

8. Official website of the Federal Customs Service. Export and import of the Russian Federation by goods [electronic resource] - Access mode: https://customs.gov.ru/statistic/eksport-rossii-vazhnejshix-tovarov (accessed 09.02.22)

9. Federal State Statistics Service. Indicators characterizing import substitution in Russia [electronic resource] - Access mode: https://view.officeapps.live.com/op/view.aspx?src=https%3A%2F%2Frosstat. gov.ru%2F storage%2Fmediabank%2F3-3-torg.xlsx&wdOrigin=BROWSELINK (accessed 09.02.22)

© Черданцев В.П., 2022. International agricultural journal, 2022, № 1, 311322.

Для цитирования: Черданцев В.П. Важность государственных резервов для обеспечения продовольственной безопасности//International agricultural journal. 2022. № 1, 311-322.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.