Научная статья на тему 'МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ АГРОСТРАХОВАНИЯ'

МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ АГРОСТРАХОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
38
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОБИЗНЕС / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / АГРАРИИ / АГРОСТРАХОВАНИЕ / ДОГОВОР АГРОСТРАХОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОЮЗ АГРОСТРАХОВАНИЯ / НСА / СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соловьева Н.Е., Кулик А.М., Евдокимов С.В.

Введение. Самой сильной стороной действующего механизма агрострахования в настоящий момент признается функционирование между собой всех участников, что способствует взаимоконтролю, стабильности и безопасности сделки. Слабой стороной можно назвать долгий процесс согласования и оформления страховой документации, а также внесения изменений в суммы финансирования из бюджетов: сначала на федеральном, а далее региональном. Все это способствует снижению эффективности по распределению и перераспределения бюджетных средств. К угрозам данного механизма можно выделить оформление документации по финансированию занимается региональный орган АПК и когда необходимо внести изменения в объеме финансирования, происходят задержки. Поэтому действующий механизм агрострахования имеет недостатки, и он должен быть доработан с учетом зарубежного опыта. Проведенные изменения открывают определенные возможности: сокращение пути согласования документов, оперативные корректировки объемов гос. субсидий на агрострахование в течение года, список страховщиков формируется на региональном уровне, что позволит сделать рынок страхования доступным и для страховщиков, что положительно повлияет на бизнес-активность в данном сегменте. Цель данной работы заключается в исследовании действующего механизма агрострахования с государственной поддержкой. Данные и методы. Исследование базируется на методах эмпирического исследования, анализа и синтеза, статистического метода, сравнительного метода. Полученные результаты. В статье раскрыт действующий механизм агрострахования с государственной поддержкой в России. Авторы рассмотрели состав страховых компаний, входящих в Национальный союз агростраховщиков в России проанализировал слабые и сильные стороны механизма агрострахования с государственной поддержкой. Заключение. Выявлены слабые и сильные стороны механизма агрострахования и предложен усовершенствованный механизм агрострахования с государственной поддержкой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Соловьева Н.Е., Кулик А.М., Евдокимов С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERNIZATION OF THE MECHANISM OF FUNCTIONING OF THE RUSSIAN AGRICULTURAL INSURANCE SYSTEM

Introduction. The strongest side of the current agricultural insurance mechanism is currently recognized as the functioning of all participants among themselves, which contributes to mutual control, stability and security of the transaction. The weak side can be called a long process of approval and registration of insurance documentation, as well as changes in the amount of funding from budgets: first at the federal, and then regional. All this contributes to a decrease in the efficiency of the allocation and redistribution of budget funds. Among the threats of this mechanism, it is possible to single out the registration of financing documentation is handled by the regional agribusiness authority and when it is necessary to make changes in the amount of financing, delays occur. Therefore, the current mechanism of agricultural insurance has disadvantages, and it should be finalized taking into account foreign experience. The changes that have been made open up certain opportunities: reducing the way of approving documents, operational adjustments to the volume of state. subsidies for agricultural insurance during the year, the list of insurers is formed at the regional level, which will make the insurance market accessible to insurers, which will positively affect business activity in this segment. The purpose of this work is to study the current mechanism of agricultural insurance with state support. Data and methods. The research is based on the methods of empirical research, analysis and synthesis, statistical method, comparative method. The results obtained. The article reveals the current mechanism of agricultural insurance with state support in Russia. The authors examined the composition of insurance companies that are members of the National Union of Agricultural Insurers in Russia, analyzed the weaknesses and strengths of the mechanism of agricultural insurance with state support. Conclusion. The weaknesses and strengths of the agricultural insurance mechanism are identified and an improved agricultural insurance mechanism with state support is proposed.

Текст научной работы на тему «МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ АГРОСТРАХОВАНИЯ»

DOI: 10.36622ZVSTU.202L26.22.010 УДК 338.1

МОДЕРНИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ АГРОСТРАХОВАНИЯ

Н.Е. Соловьева, А.М. Кулик, С.В. Евдокимов

Белгородский государственный национальный исследовательский университет Россия, 304015, Белгород, ул. Победы, 85

Введение. Самой сильной стороной действующего механизма агрострахования в настоящий момент признается функционирование между собой всех участников, что способствует взаимоконтролю, стабильности и безопасности сделки. Слабой стороной можно назвать долгий процесс согласования и оформления страховой документации, а также внесения изменений в суммы финансирования из бюджетов: сначала на федеральном, а далее региональном. Все это способствует снижению эффективности по распределению и перераспределения бюджетных средств. К угрозам данного механизма можно выделить оформление документации по финансированию занимается региональный орган АПК и когда необходимо внести изменения в объеме финансирования, происходят задержки. Поэтому действующий механизм агрострахования имеет недостатки, и он должен быть доработан с учетом зарубежного опыта. Проведенные изменения открывают определенные возможности: сокращение пути согласования документов, оперативные корректировки объемов гос. субсидий на агрострахование в течение года, список страховщиков формируется на региональном уровне, что позволит сделать рынок страхования доступным и для страховщиков, что положительно повлияет на бизнес-активность в данном сегменте. Цель данной работы заключается в исследовании действующего механизма агрострахования с государственной поддержкой. Данные и методы. Исследование базируется на методах эмпирического исследования, анализа и синтеза, статистического метода, сравнительного метода.

Полученные результаты. В статье раскрыт действующий механизм агрострахования с государственной поддержкой в России. Авторы рассмотрели состав страховых компаний, входящих в Национальный союз агростраховщиков в России проанализировал слабые и сильные стороны механизма агрострахования с государственной поддержкой.

Заключение. Выявлены слабые и сильные стороны механизма агрострахования и предложен усовершенствованный механизм агрострахования с государственной поддержкой.

Ключевые слова: агробизнес, агропромышленный комплекс, аграрии, агрострахование, договор агрострахования, национальный союз агрострахования, НСА, страховая компания.

Сведения об авторах:

Наталья Евгеньевна Соловьева, канд. экон. наук, доцент кафедры инновационной экономики и финансов Анна Михайловна Кулик (kulik@bsu.edu.ru), канд. экон. наук, доцент кафедры прикладной экономики и экономической безопасности

Святослав Владимирович Евдокимов, аспирант Института экономики и управления

On authors:

Natalya Y. Solovyeva, Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Innovative Economics and Finance Anna M. Kulik (kulik@bsu.edu.ru), Ph.D. in Economics, Associate Professor of the Department of Applied Economics and Economic Security

Svyatoslav V. Evdokimov, Post-graduate student of the Institute of Economics and Management

Для цитирования:

Соловьева Н.Е. Модернизация механизма функционирования российской системы агрострахования / Н.Е. Соловьева, А.М. Кулик, С.В. Евдокимов // Организатор производства. 2021. Т. 29. № 4. С. 96103. DOI: 10.36622/VSTU.2021.26.22.010.

MODERNIZATION OF THE MECHANISM OF FUNCTIONING OF THE RUSSIAN AGRICULTURAL INSURANCE SYSTEM

N.E. Solovyova, A.M. Kulik, S.V. Evdokimov

Belgorod State National Research University Russia, 304015, Belgorod, Pobedy str., 85

Introduction. The strongest side of the current agricultural insurance mechanism is currently recognized as the functioning of all participants among themselves, which contributes to mutual control, stability and security of the transaction. The weak side can be called a long process of approval and registration of insurance documentation, as well as changes in the amount offunding from budgets: first at the federal, and then regional. All this contributes to a decrease in the efficiency of the allocation and redistribution of budget funds. Among the threats of this mechanism, it is possible to single out the registration of financing documentation is handled by the regional agribusiness authority and when it is necessary to make changes in the amount of financing, delays occur. Therefore, the current mechanism of agricultural insurance has disadvantages, and it should be finalized taking into account foreign experience. The changes that have been made open up certain opportunities: reducing the way of approving documents, operational adjustments to the volume of state. subsidies for agricultural insurance during the year, the list of insurers is formed at the regional level, which will make the insurance market accessible to insurers, which will positively affect business activity in this segment. The purpose of this work is to study the current mechanism of agricultural insurance with state support.

Data and methods. The research is based on the methods of empirical research, analysis and synthesis, statistical method, comparative method.

The results obtained. The article reveals the current mechanism of agricultural insurance with state support in Russia. The authors examined the composition of insurance companies that are members of the National Union of Agricultural Insurers in Russia, analyzed the weaknesses and strengths of the mechanism of agricultural insurance with state support.

Conclusion. The weaknesses and strengths of the agricultural insurance mechanism are identified and an improved agricultural insurance mechanism with state support is proposed.

Keywords: agribusiness, agro-industrial complex, agrarians, agricultural insurance, agricultural insurance contract, national Union of agricultural insurance, NSA, insurance company.

For citation:

Solovyova N.E. Modernization of the mechanism of functioning of the Russian Agricultural Insurance System / N.E. Solovyova, A.M. Kulik, S.V. Evdokimov // Organizer of production. 2021. T. 29. №. 4. C. 96103. DOI: 10.36622/VSTU.2021.26.22.010.

Введение

Для страхования сельскохозяйственных рисков при государственной поддержке в России сформирована единая система агрострахования на основании Федерального закона №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного производства...», которая прописывает виды

сельхозпродукции, а также оформить страховку от определенных рисков и на конкрет-конкретных условиях [5].

Исследование действующего механизма агрострахования в РФ

Оформление страхового полиса можно с помощью 18 страховых компаний, входящих в Национальный союз

агростраховщиков (НСА) представим на рис. 1.

1. АО

«Страховая 2. АО 5. САО

группа «АльфаСтрахо 3. САО "ВСК" -> 4. АО "МАКС" «РЕСО-

АВАНГАРД- вание» Гарантия»

ГАРАНТ»

6. ПАО СК «Росгосстрах» 7. АО СК «РСХБ-Страхование» 8. АО «СОГАЗ»; 9. ООО «СК «Согласие»; 10. АО «СО «Талисман»;

11. ПАО «САК «ЭНЕРГОГАР АНТ»; 12. ООО СК «Сбербанк Страхование»; 13. ООО РСО «ЕВРОИНС»; 14. ООО «Абсолют Страхование»; 15. АО «СК «Астро-Волга»;

16. АО «ГУТА-Страхование»;

17. ООО СК

«Гелиос»;

18. СПАО «Ингосстрах».

Рис. 1. Состав Национального союза агростраховщиков в России Fig. 1. Composition of the National Union of Agricultural Insurers in Russia

Все страховые компании, которые входят в состав союза обязаны соблюдать нормативы и правила, прописанные в системе агрострахования, делать взносы в специальный гарантийный фонд, который дает гарантии сельхозтоваропроизводителям на случай банкротства страховщика.

Сформированы стандартные нормативы при оформлении страховки на определенный срок, но для каждого вида сельхозпродукции разрабатываются Национальным союзом агростраховщиков который в обязательном порядке согласовывает их с Минсельхозом, Минфином и Банком России. При этом Правила страхования и условия субсидирования соответствуют подзаконной нормативной базе, которая утверждается Минсельхозом для регулирования некоторых специфических вопросов агрострахования.

Государственная поддержка осуществляется из федерального и региональных бюджетов. Правительство может выплатить агрострахователю до 50 процентов стоимости страхового полиса из средств федерального бюджета. Но также в различ-

ных регионах могут быть введены дополнительные региональные программы поддержки по агрострахованию, где субсидии могут быть увеличены.

Страхования с помощью господдержки с 2019 года осуществлялась по 4 категориям: урожай сельскохозяйственных культур, посадка многолетников; поголовье сельскохозяйственных животных; объекты аквакультур. Следовательно, страховые риски прописаны в страховом полисе и прописаны в Федеральном законе о государственной поддержке сельскохозяйственного страхования, которые осуществляются по единым правилам, но несмотря на это аграрии могут дополнить индивидуальными условиями: конкретными рисками, увеличить страховую сумму и страховую франшизу [2].

Представим на рис. 2 уже действующий механизм агрострахования осуществляющий с помощью государственной поддержки и сформируем сильные и слабые стороны.

Заключение договора

Рис. 2. Действующий механизм агрострахования с государственной поддержкой в РФ Fig. 2. The current mechanism of agricultural insurance with state support in the Russian Federation

Агропроизводитель обращается в страховую компанию, где ему предлагают на выбор страховой продукт, который функционирует на основе государственной поддержки. Далее заключается договор сельскохозяйственного страхования и оплачивает 50% страховой премии. Параллельно агропроизводитель оформляет заявление и одновременно переводит или вносит денежные средства на расчетный счет страховой компании в орган управления АПК своего региона [6].

Орган управления АПК региона РФ осуществляет перечисление 50% страховой премии на расчетный счет страховой организации, с которой заключен договор агрострахования. Орган управления АПК региона финансируется Министерством сельского хозяйства РФ за счет средств федерального и регионального бюджета [3].

Проанализируем действующий механизм функционирования агрострахования и представим на рис. 3.

Сильные стороны

1. все участники системы взаимодействуют лруг с другом, тем самым обеспечивается контроль и высокая степень зависимости:

Слабые стороны

1. длинная непочка прохождения документов:

2. невозможность оперативно изменять объемы финансирования:

3. зависит от изменений в региональный и федеральный бюджет;

ВЩМО'ЖНОСШ

1. существует возможность скорректировать объем субсидий на агрострахование в течение года

Угрозы

1. возможны случаи страхового мошенничества и другие сложности, поскольку денежные средства выделяются органом управления АПК региона, который не имеет необходимых компетенции в агрострахованнн

Рис. 3. Сравнительный анализ действующего механизма агрострахования с государственной

поддержкой в РФ

Fig. 3. Comparative analysis of the current mechanism of agricultural insurance with state support

in the Russian Federation

Проанализировав действующий механизм агрострахования, выявили, что самой сильной стороной признается функциониро-

вание между собой всех участников, что способствует взаимоконтролю, стабильности и безопасности сделки. Слабой стороной

можно назвать долгий процесс согласования и оформления страховой документации, а также внесения изменений в суммы финансирования из бюджетов: сперва на федеральном, а далее региональном. Все это способствует снижению эффективности по распределению и перераспределения бюджетных средств.

К угрозам данного механизма можно выделить оформление документации по финансированию занимается региональный орган АПК и когда необходимо внести изме-

нения в объеме финансирования, происходят задержки. Поэтому действующий механизм агрострахования имеет недостатки, и он был доработан с учетом зарубежного опыта. Зарубежная практика функционирования агрострахования происходит на основе государственного участия и контроля [7, 8, 9, 10].

Доработанный и рекомендуемый механизм агрострахования в РФ

Представим доработанный механизм агрострахования на рис. 4.

программе гос. поддержки

Рис. 4. Доработанный действующий механизм агрострахования осуществляющий с государственной поддержкой в России Fig. 4. The modified current mechanism of agricultural insurance carried out with state support in Russia

Доработанный действующий механизм функционирования агрострахования на основе государственной поддержки осуществляется с помощью Национального союза агростраховщиков. В свою очередь в регионе «Региональное Управление по Агро-страхованию» формируется структурное подразделение на основе НСА, которое занимаются пакетом документов аграриев и занимается выплатами сумм страховой премии. Следовательно, полномочия подразделяются на федеральные и региональные, что позволяет уменьшению махинаций с финансами и иные затруднения.

Так же региональным органам АПК отвели роль контроля качества за выполнением услуги, а контроль их выполнения осуществ-

ляет федеральный орган АПК и направляет сложную функцию органам (НСА). В свою очередь Министерство сельского хозяйства РФ и региональные органы управления АПК совместно утверждают список страховых компаний, которые будет оформлять договора агрострахования с государственной поддержкой и выделяют бюджетные средства для субсидирования на агрострахования НСА. Эти страховые компании имеют опыт заключения сделок и тем самым не будет проблем. А в этот момент НСА получает финансы в начале года занимается перераспределением и, если не использованы оформляет возврат. Проанализируем данный механизм и представим на рисунке 5.

Рис. 5. Анализ усовершенствованного механизма агрострахования

с государственной поддержкой Fig. 5. Analysis of the improved mechanism of agricultural insurance

with state support

Сильные стороны

1. участники системы взаимодействуют только с необходимыми участниками системы, что уменьшает нагрузку на кождого;

2. вопросами субсидирования агрострахования занимается компетентный орган - региональное управление по агрострахованию;

3. денежные средства выделяются более оперативно, увеличивается эффективность их использования;

Возможности

1. существует возможность скорректировать объем субсидий на агрострахованне в течение года;

2. снижена зависимость от изменений в региональный и федеральный бюджет;

3. сокращен путь согласования документов;

4. список страховых организаций, имеющих право осуществлять агрострахованне с гос поддержкой формируется на региональном уровне, что может помочь развитию частного агрострахования;

Слабые стороны

1. добавление нового структурного подразделения НСА вызовет на начальных этапах сложности и негативную оценку аграриев;

2. незначительное усложнение системы (создание структурного подразделения НСА - региональных управлений по агро страхованию;

Угрозы

. возможны случаи страхового мошенничества и другие сложности, на начальных этапах;

Раскрывая сильные стороны механизма можно выделить администрирование в области документации агрострахования с гос. поддержкой, где региональные управления АПК по агрострахованию функционирует со страховыми компаниями, в области документации по страховому продукту, без регионального бюджета, а это способствует быстрому выделению денежных средств и оформлению договора агрострахования сельскохозяйственному товаропроизводителю, а, следовательно, большее количество аграриев сможет оформить договор. так по данным органов управления АПК 81 субъекта РФ по состоянию на 21 октября 2021 года в страховании урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений с государственной поддержкой приняло участие 52 субъекта РФ (недельный прирост +3). Принято на субсидирование 1 758 договоров страхования (недельный прирост +81), что на 7,7 % выше уровня 2020 года. Просубсидировано 1 717 договоров страхования (недельный прирост +55). За аналогичный период 2020 года было просуб-сидировано 1 615 договоров страхования [1].

Проведенные изменения открывают определенные возможности: сокращение пути согласования документов, оперативные корректировки объемов гос. субсидий на агрострахование в течение года, список страховщиков формируется на региональном уровне, что позволит сделать рынок страхования доступным и для страховщиков, что

положительно повлияет на бизнес-активность в данном сегменте.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

К слабым сторонам отнесено создание структурного подразделения НСА - региональных управлений по агрострахованию, что незначительно усложнит систему, но в то же время позволит снять часть нагрузки других структур, а также появление нового элемента системы создаст определенные сложности и проблемы на начальных этапах, которые могут быть негативно восприняты отечественными фермерами. На начальных этапах, при формировании региональных управлений по агрострахованию также возможны и определенные угрозы: попытки страхового мошенничества.

Заключение

Таким образом, предложенная модернизация механизма агрострахования с государственной поддержкой в РФ была выполнена с учетом основополагающих характеристик: главенствующая роль государства, сохранение государственного контроля, улучшение эффективности и качества управления бюджетными средствами.

В предлагаемой системе отсутствуют кардинальные изменения, что облегчает ее внедрения, изменены роли участников, профильные полномочия делегированы новой структуре - управлению по агрострахованию (под контролем и управлением НСА на начальных этапах), увеличены возможности развития частных страховых организаций, поскольку они тоже смогут получить право

на страхование с гос. участием, сохранен контроль за использованием бюджетных средств, введены проверки качества оказания услуг страховых организаций не реже одного раза в год, сокращен путь согласования документов для получения полиса с гос. поддержкой [4].

Вышеперечисленные изменения могут значительно улучшить существующую систему агрострахования с государственной поддержкой, что положительно повлияет на экономическую и продовольственную безопасность государства в целом.

Благодарности

Статья выполнена в рамках работы НОЦ «Инновационные решения в АПК» НИУ «БелГУ».

Библиографический список

1 Аналитика ФГБУ. Новости. Федеральное агентство господдержки АПК. Оперативная информация о текущей ситуации в сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой на 21 октября 2021 года. [Электронный ресурс] Режим доступа:

http://www.fagps.ru/analytics1/?r284_id=715. (дата обращения 23.10.2021).

2 Ваганова О.В., Соловьева Н.Е., Евдокимов С.В. Обзор изменений в области налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в России // Научный результат. Экономические исследования. 2020. Т. 6. № 36. С. 3-12. DOI: 10.18413/24091634-2020-6-3-0-1.

3 Воронина Я.В. Правовое регулирование государственной поддержки развития крестьянских (фермерских) хозяйств// Аграрный вестник Урала №09 (151), 2016. [Электронный ресурс] Режим доступа:

https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno e-regulirovanie-i-gosudarstvennaya-podderzhka-fermerskih-hozyaystv/viewer. (дата обращения 23.10.2021).

4 Evdokimov S.V. Развитие современной системы сельскохозяйственного страхования: [Электронный ресурс]: Магистр/Евдокимов Святослав Владимирович,

- Белгород, 2021.- 122 с.

5 Козырь Н.С., Бойко А.П. Основные тенденции развития агрострахования с государственной поддержкой в России// Экономический анализ: теория и практика.-2018.-Т.17, №7.- С. 1240-1251.

6 Тенденции развития АПК Белгородского региона в цифровом пространстве / О. В. Ваганова, Н. Е. Соловьева, А. М. Кулик, Д. П. Коряков // Экономика устойчивого развития. - 2019. - № 4(40). - С. 42-46.

7 Ali W., Abdulai A., Mishra A. K. Recent advances in the analyses of demand for agricultural insurance in developing and emerging countries //Annual Review of Resource Economics. - 2020. - Т. 12. - С. 411-430.

8 Hazell P., Varangis P. Best practices for subsidizing agricultural insurance //Global Food Security. - 2020. - Т. 25. - С. 100326.

9 Gu H. Y., Wang C. W. Impacts of the COVID-19 pandemic on vegetable production and countermeasures from an agricultural insurance perspective //Journal of Integrative Agriculture. - 2020. - Т. 19. - №. 12. - С. 2866-2876.

10 Ankrah D. A. et al. Agricultural insurance access and acceptability: examining the case of smallholder farmers in Ghana //Agriculture & Food Security. - 2021. - Т. 10.

- №. 1. - С. 1-14.

Поступила в редакцию - 15 ноября 2021 г. Принята в печать - 18 ноября 2021 г.

Bibliography

1 FSBI analytics. News. Federal Agency for State Support of the Agro-industrial Complex. Operational information on the current situation in agricultural insurance with state support as of October 21, 2021. [Electronic resource] Access mode: http://www.fagps.ru/analytics1/?r284_id=715 . (accessed 23.10.2021).

2 Vaganova O.V., Solovyova N.E., Evdo-kimov S.V. Review of changes in the field of taxation of agricultural producers in Russia // Scientific result. Economic research. 2020. Vol. 6. No. 36. pp. 3-12. DOI: 10.18413/2409-1634-2020-6-3-0-1.

3 Voronina Ya.V. Legal regulation of state support for the development of peasant (farm) farms// Agricultural Bulletin of the Urals No.09 (151), 2016. [Electronic resource] Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-regulirovanie-i-gosudarstvennaya-podderzhka-fermerskih-hozyaystv/viewer. (accessed 23.10.2021).

4 Evdokimov S.V. Development of a modern agricultural insurance system: [Electronic resource]: Ma-histr/Evdokimov Svyatoslav Vladimirovich, - Belgorod, 2021.- 122 p.

5 Kozyr N.S., Boyko A.P. The main trends in the development of agricultural insurance with state support in Russia// Economic analysis: theory and practice.- 2018.-Vol.17, No. 7.- pp. 12401251.

6 Trends in the development of the agro-industrial complex of the Belgorod region in the digital space / O. V. Vaganova, N. E. Solovyova, A.M. Kulik, D. P. Koryakov // Economics of sustainable development. - 2019. - № 4(40). - P. 42-46.

7 Ali W., Abdulai A., Mishra A. K. recent advances in the analyses of demand for agricultural insurance in developing and emerging countries //Annual Review of Resource Economics. - 2020. - T. 12. - P. 411-430.

8 P. Hazell, P. Varangis Best practices for subsidizing agricultural insurance //Global Food Security. - 2020. - Vol. 25. - S. 100326.

9 Gu H. Y., Wang C. W. Impacts of the COVID-19 pandemic on vegetable production and agricultural countermeasures from an insurance perspective //Journal of Integrative agriculture. -2020. - Vol. 19. no. 12. - pp. 2866-2876.

10 Ankrah D. A. et al. Agricultural insurance-ance access and acceptability: examining the case of smallholder farmers in Ghana //Agriculture & Food Security. - 2021. - Vol. 10. - No. 1. - pp. 114.

Received - 15 November 2021 Accepted for publication - 18 November 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.