Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И МОНИТОРИНГА СФЕРЫ АГРОСТРАХОВАНИЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ'

ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И МОНИТОРИНГА СФЕРЫ АГРОСТРАХОВАНИЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СФЕРА АГРОСТРАХОВАНИЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / СУБСИДИРОВАНИЕ СТРАХОВЫХ ПРЕМИЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мосолова Нина Александровна, Шмидт Юрий Давыдовыч

Главной задачей государственного регулирования сферы агрострахования является повышение уровня развития всех компонент экономического потенциала. Механизмом, позволяющим разрешить противоречия, возникающие между сельхозпроизводителями и агростраховщиками, является государственное субсидирование страховых премий по договорам страхования рисков аграриев. В статье выделяются факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие экономического потенциала сферы агрострахования сельхозпроизводителя, обосновывается важность расширения форм и методов государственной поддержки сферы агрострахования сельхозпроизводителей, совершенствования мониторинга всех этапов осуществления страховой защиты сельхозпроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF A SYSTEM OF STATE SUPPORT AND MONITORING OF AGRICULTURAL INSURANCE OF AGRICULTURAL PRODUCERS

The main task of state regulation of the agricultural insurance sector is to increase the level of development of all components of economic potential. The mechanism for resolving the contradictions arising between agricultural producers and agricultural insurers is the state subsidizing of insurance premiums under agricultural risk insurance contracts. The article highlights the factors that have the greatest impact on the development of the economic potential of the agricultural insurance industry, substantiates the importance of expanding the forms and methods of state support for agricultural insurance of agricultural producers, improving monitoring of all stages of insurance coverage of agricultural producers.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И МОНИТОРИНГА СФЕРЫ АГРОСТРАХОВАНИЯ СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ»

118 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021

DOI: 10.47581/2021/PS92/IE.5.55.18 ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ И МОНИТОРИНГА СФЕРЫ АГРОСТРАХОВАНИЯ

СЕЛЬХОЗПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ Мосолова Нина Александровна, старший преподаватель (e-mail: [email protected]) Шмидт Юрий Давыдовым, профессор (e-mail: [email protected])

Дальневосточный федеральный университет, г.Владивосток, Россия

Главной задачей государственного регулирования сферы агрострахова-ния является повышение уровня развития всех компонент экономического потенциала. Механизмом, позволяющим разрешить противоречия, возникающие между сельхозпроизводителями и агростраховщиками, является государственное субсидирование страховых премий по договорам страхования рисков аграриев. В статье выделяются факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие экономического потенциала сферы агро-страхования сельхозпроизводителя, обосновывается важность расширения форм и методов государственной поддержки сферы агрострахования сельхозпроизводителей, совершенствования мониторинга всех этапов осуществления страховой защиты сельхозпроизводителей.

Ключевые слова: государственное регулирование, сфера агрострахования сельхозпроизводителей, экономический потенциал, государственная поддержка, субсидирование страховых премий

Социально значимый характер сферы агрострахования определяет важность системы государственного регулирования экономических отношений участников страхового рынка и потребителей страховых услуг.

В сфере страховых услуг формируются экономические отношения, связанные с защитой имущественных интересов субъектов экономической деятельности. В сфере агрострахования такие отношений формируются между страховщиками и сельхозпроизводителями. Любые экономические отношения необходимо рассматривать с точки зрения целей участников таких отношений. Сельхозпроизводители вступают в эти экономические отношения с целью приобретения защиты своих имущественных интересов от опасных случайных событий.

Как любой покупатель, сельхозпроизводитель хотел бы приобрести страховую услугу по оптимальной цене. Страховщик, вступая в экономические отношения, хотел бы удовлетворить не только потребность сельхозпроизводителя в страховой защите, но и получить прибыль от своей профессиональной деятельности, поскольку его коммерческий интерес является первоочередным в перечне экономических интересов. Прибыль страховщика не является целью сельхозпроизводителя, поэтому возникает противоречие, которое может быть разрешено третьим участником сферы

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 119

агростраховых услуг - государством. Государство в лице Банка России может посредством применения мер регуляторного воздействия нивелировать управленческие дисфункции, которые являются «следствием внутренних либо внешних противоречий в системе» [3].

Государство в лице Банка России, как мегарегулятора финансового рынка, осуществляет регуляторную практику для достижения основной цели -развитие экономического потенциала сферы страховых услуг [2].

Отечественная практика регулирования сферы агрострахования предлагает применение разных методов, форм и инструментов [5]:

- методы экономического администрирования в форме государственного субсидирования части страховых премий по договорам страхования рисков сельхозпроизводителей;

- институциональное регулирование в форме лицензирования страховой деятельности страховщиков рисков сельхозпроизводителей;

- стратегическое и тактическое программирование и планирование посредством разработки и принятия целевых программ, перспективных и текущих индикативных планов развития сферы агрострахования;

- методы регулирования финансовой деятельности в форме контроля за платёжеспособностью субъектов сферы агрострахования, их инвестиционной деятельностью, тарифной политикой и др.

Правовое регулирование сферы агростраховых услуг осуществляется посредством положений Федерального закона от 25.07.2011 № 260 «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования», в котором определены основные принципы взаимодействия участников сферы агрострахования сельхозпроизводителей.

Сельхозпроизводитель, риски которого подлежат страхованию, заключает договор страхования с компанией, которая является членом саморегулируемой организации Союз «Единое объединение страховщиков агропромышленного комплекса - Национальный союз агростраховщиков» (НСА), который координирует действия участников сферы агрострахова-ния сельхозпроизводителей, инициирует принятие законодательных актов, способствующих развитию экономического потенциала сферы агрострахо-вания, формирует компенсационный фонд для защиты прав потребителей агростраховых услуг в случае потери платёжеспособности какого-либо члена саморегулируемой организации.

Порядок формирования страховой премии по договорам агрострахова-ния с государственной поддержкой в соответствии с законом представлен на рисунке 1.

Усиление мер регуляторного воздействия на участников сферы агростраховых услуг, которое выразилось в ужесточении подходов к оценке платёжеспособности страховщиков рисков сельхозпроизводителей, привело к уходу со страхового рынка ряда компаний, которые имели в своём страховом портфеле договоры агорострахования. Заключать договоры страхования рисков сельхозпроизводителей с государственной поддержкой вообще

120

ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021

имеют право только компании, которые являются членами саморегулируемой организации «Национальный союз агростраховщиков». Всё это сказалось на усилении монополизации сферы агрострахования сельхозпроизводителей. По данным на 01.07.2021 г. в состав НСА входит 18 компаний, имеющих и фактически осуществляющих заключение договоров агрострахования сельхозпроизводителей.

Оплэтэ 50!4 страховой премии

Источник: составлено автором

Рисунок 1. Схема формирования страховой премии по договорам сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой

Экономический потенциал сферы агрострахования напрямую зависит от объёма средств, которые будут выделены из бюджета на субсидирование страховых премий, которые уплачивают аграрии по договорам страхования (Рисунок 2).

90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

9,57 16,^13,7 13,3 13,88m16à14,6

_8,8 ■ И10,7 ЩЦЛ Щ 7,85 6 5 948,5 56

il I I I ■ I - - ■

2010 2011

2012 2013 2014 2015

2016

2017 2018

величина страховой премии по агрострахованию, млрд. руб. величина страховой премии по агрострахованию с господдержкой, млрд. руб. -доля выплат по агрострахованию к объему страховых премий, %.

Источник: рассчитано автором по [6]

Рисунок 2. Динамика страховых премии и выплат

6,7

2019 2020

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 121

по агрострахованию в России за 2010-2020 гг.

Как следует из рисунка 2, в разные периоды от 60 до 85% от объёма подписанной страховой премии составляют премии по договорам страхования рисков сельхозпроизводителей с государственной поддержкой.

Увеличение суммы государственных субсидий является тем инструментом экономического администрирования сферы агрострахования, который позволяет нивелировать противоречия, возникающие между страховщиком и сельхозпроизводителем по вопросу тарифной доступности страховых услуг. Кроме того, государство в лице Банка России, используя субсидирование страховых премий по договорам страхования рисков сельхозпроизводителей в качестве меры прямого регулирования сферы агрострахова-ния, контролирует самый главный этап формирования экономических отношений между агростраховщиком и сельхозпроизводителем - этап возмещения убытков от реализации рисков сельхозпроизводителя. Мониторинг всех этапов формирования страховой защиты сельхозпроизводителя -от заключения договора агрострахования до урегулирования убытка - позволяет повысить эффективность системы управления рисками агропроиз-водителя.

Между тем, следует отметить те факторы, которые отрицательно влияют на уровень реализации экономического потенциала сферы агростраховых услуг:

- в договорах агрострахования предусмотрено покрытие только рисков утраты (гибели) урожая или гибели (падежа) сельскохозяйственных животных;

- в типовых правилах страхования рисков сельхозпроизводителей нет возможности учесть индивидуальные риски сельхозпроизводителей;

- невозможность использовать существующие страховые договоры, в частности, договоры сельскохозяйственного страхования с господдержкой, в качестве финансового обеспечения при кредитовании сельхозпроизводителей.

При оформлении кредитов сельхозпроизводители за счёт собственных средств страхуют дополнительные риски в тех случаях, когда предметом залога по кредиту выступают сельскохозяйственные животные или урожай сельхозкультур. Коммерческие банки требуют от заёмщика страхования предметов залога от всех рисков, а не только от рисков гибели предмета залога, поэтому полис страхования рисков сельхозпроизводителя с неполным покрытием не обеспечивает гарантий возвратности кредита.

Дополнительным инструментом увеличения экономического потенциала сферы агрострахования сельхозпроизводителей может стать создание и лицензирование страховых продуктов, которые бы «соответствовали требованиям и интересам клиентов - сельхозпроизводителей» [1].

Важнейшим инструментом государственной поддержки сельского хозяйства является страхование рисков сельхозпроизводителей с государственной поддержкой. Величина реализованного экономического потенциа-

122 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 ла сферы агростраховых услуг напрямую зависит от объёма средств, выделяемых из бюджета на субсидирование страховых премий по договорам страхования рисков сельхозпроизводителей. Анализ структуры страховых премий, проведённый ранее, свидетельствует о том, что в разные периоды от 60 до 85% величины объёма страховых премий составляют премии по страхованию сельхозрисков с господдержкой. Таким образом, если из сферы страховых услуг убрать льготное субсидирование страховых премий по страхованию рисков агропроизводителей, то это приведёт к практическому исчезновению сельскохозяйственного страхования.

Прямое регулирование осуществляется посредством применения мер как административного, так и экономического воздействия. Несмотря на то, что страхование рисков сельхозпроизводителя по форме не является обязательным страхованием, страховой продукт по данному виду содержит все атрибутивные признаки продукта обязательного страхования. Применяются единые правила страхования рисков сельхозпроизводителей, приказом Министерства сельского хозяйства утверждаются такие важные параметры страхового договора, как:

- перечень объектов сельскохозяйственного страхования по видам и группам сельскохозяйственных культур, многолетних насаждений, видам сельскохозяйственных животных, видам и составу объектов товарной ак-вакультуры;

- предельные размеры ставок для расчёта размера субсидий при сельскохозяйственном страховании.

Существующие методы прямого государственного регулирования страхования рисков сельхозпроизводителей используют нерыночные методы регулирования декларируемого рыночного механизма управления рисками сельхозпроизводителей.

Кроме того, следует выделить факторы, которые оказывают прямое влияние на востребованность услуг по страхованию рисков агропроизво-дителей. К ним относятся:

- крайне узкое страховое покрытие в договорах сельхозстрахования: страхование рисков утраты (гибели) урожая или гибели (падежа) сельскохозяйственных животных;

- отсутствие предложения со стороны страховых компаний страховых продуктов, в которых были учтены индивидуальные риски сельхозпроизводителей;

- невостребованность существующих продуктов, в частности, договора сельскохозяйственного страхования с господдержкой как финансового обеспечения при кредитовании сельхозпроизводителей.

Коммерческие банки требуют от заёмщика страхования предметов залога от всех рисков, а не только от рисков гибели предмета залога, поэтому полис страхования рисков сельхозпроизводителя с неполным покрытием не обеспечивает гарантий возвратности кредита. Поэтому агропроизводи-тели вынуждены за счёт собственных средств расширять страховое покры-

_ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 123

тие по договорам залога, где предметом залога выступают сельскохозяйственные животные или урожай сельхозкультур.

Дополнительными опциями страховой программы могут стать блоки страхования рисков гибели животных в результате инфекционных заболеваний, страхование сельскохозяйственной техники от повреждений, риски хищения сельскохозяйственной продукции и животных, рисков потерь при транспортировке сельхозпродукции и др.

Комплексная защита имущественных интересов сельхозпроизводителей обеспечит снижение рисков и привлечение инвестиций в сферу сельскохозяйственного производства, что в свою очередь приведёт к увеличению индекса инвестиций в основной капитал - основной характеристики компоненты экономического потенциала сферы агрострахования - финансово-инвестиционного потенциала [4].

Вывод. Государственное регулирование сферы агрострахования, направленное на расширение видов страховых услуг для сельхозпроизводителей, получающих государственную поддержку, приведёт к расширению числа участников сферы страховых услуг. Увеличение количества субъектов сферы страховых услуг, в свою очередь, приведёт к усилению конкуренции на рынке в сегменте сельскохозяйственного страхования, снижению уровня монополизации, и, значит, к расширению экономического потенциала сферы страховых услуг.

Список литературы

1. Апрелов, Е. А. Концептуальные подходы к управлению рисками сельскохозяйственных предприятий / Е. А. Апрелов, Н. А. Мосолова, Е. С. Шевлякова // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-1(85). С. 1031-1036.

2. Васюкова Л.К. Государственное финансовое регулирование страхового рынка: мировой опыт и его использование в России: монография / Л.К. Васюкова, Н.А. Мосолова - М.: Библио-Глобус, 2017.-128 с.

3. Масюк, Н. Н. Конфликтно-компромиссная методология как организационно-управленческая инновация в стратегическом и финансовом управлении / Н. Н. Масюк, М. А. Бушуева, Л. К. Васюкова // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6, № 3(20). С. 254-258.

4. Мосолова Н. А. Анализ структуры и показателей экономического потенциала сферы агростраховых услуг // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2020. №. 4. С. 60-77.

5. Насырова Г. А. Регулирование и саморегулирование страховой деятельности // Эффективное антикризисное управление. 2010. № 4(63). С. 56-63.

6. Статистические показатели и информация об отдельных субъектах страхового дела в 2010-2020 гг. // Банк России. 2010-2020 г. Режим доступа: https://cbr.ru/insurance/reporting_stat/ (дата обращения: 05.08.2021)

Mosolova Nina Aleksandrovna, senior lecturer

(e-mail: [email protected])

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

Shmidt Yuri Davydovich, professor

(e-mail: [email protected])

Far Eastern Federal University, Vladivostok, Russia

124 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (55), 2021 FORMATION OF A SYSTEM OF STATE SUPPORT AND MONITORING OF AGRICULTURAL INSURANCE OF AGRICULTURAL PRODUCERS Abstract. The main task of state regulation of the agricultural insurance sector is to increase the level of development of all components of economic potential. The mechanism for resolving the contradictions arising between agricultural producers and agricultural insurers is the state subsidizing of insurance premiums under agricultural risk insurance contracts. The article highlights the factors that have the greatest impact on the development of the economic potential of the agricultural insurance industry, substantiates the importance of expanding the forms and methods of state support for agricultural insurance of agricultural producers, improving monitoring of all stages of insurance coverage of agricultural producers. Keywords: government regulation, agricultural insurance for agricultural producers, economic potential, government support, subsidizing insurance premiums

DOI: 10.47581/2021/PS92/IE.5.55.19 ПРОБЛЕМЫ РЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗОБНОВЛЯЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ Мяснянкина Ольга Викторовна, к.э.н., доцент, (e-mail: [email protected]) Стороженко Михаил Юрьевич, студент Воронежский государственный технический университет, г.Воронеж, Россия

В статье рассматриваются ключевые задачи развития возобновляемых источников энергии в регионах России, исследуются вопросы повышения эффективности ветровых электростанций на примере лучших общемировых практик. Проводится анализ возможных методик оценки экономической эффективности эксплуатации ветровых электростанций. Доказывается необходимость развития альтернативных источников электроэнергии при реализации концепции декарбонизации производства электроэнергии

Ключевые слова: возобновляемые источники энергии, реиндустриализа-ция, строительство ветровых электростанций.

Введение. Современное посткризисное развитие экономики России напрямую зависит от вектора и темпов реиндустриализации, ориентированной на создание новых технологий и широкое внедрение ресурсосберегающих производств. В мировой практике одной из перспективных траекторий устойчивого развития в настоящее время считается внедрение возобновляемых источников энергии (ВИЭ). ВИЭ основываются на применении энергии ветра, солнца, воды. Бесспорно, что сохранение экологического баланса во всем мире требует сокращения выбросов в атмосферу продуктов сгорания (прежде всего углекислого газа (СО2)), то есть декарбонизации.

Тенденция развития возобновляемых источников энергии приводит к росту инвестиций в этот энергетический сектор, ежегодно превышающих $300 млрд [2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.