08.00.05
УДК 631.16:368.54
DOI: 10.24412/2227-9407-2021-6-101-116
Эволюция сельскохозяйственного страхования в России: от взаимного страхования к двухуровневой системе
А. И. Богачев
Орловский государственный аграрный университет имени Н. В. Парахина, Орел, Россия
* bogatchev@inbox. ги
Аннотация
Введение. Статья посвящена систематизации знаний в области становления и исторического развития института агрострахования в России. В настоящее время отечественная система сельскохозяйственного страхования находится в стадии активного преобразования и совершенствования, что требует учета исторического опыта развития данного института.
Материалы и методы. Данное исследование основывается на научных исследованиях российских ученых, которые изучают развитие отечественной системы сельскохозяйственного страхования. На основании систематизации данных этих исследований были определены основные этапы становления института сельхозстра-хования в России. Период исследования определен временным отрезком с XIX в. до настоящего времени. В работе были использованы общенаучные и статистические методы и инструменты анализа. Результаты. Анализ мировой практики свидетельствует о том, что агрострахование является эффективным способом борьбы со стихийными бедствиями и действенным инструментом повышения финансовой устойчивости аграриев. При этом процесс развития агрострахования характеризуется определенной неравномерностью. На основе ретроспективного анализа выделены ключевые этапы становления сельхозстрахования и их временные рамки. Определены особенности страхования в аграрном секторе России на каждом из этапов, представлены организационные структуры и знаковые моменты, дана характеристика основных нормативно-правовых документов, регулирующих страхование в сельском хозяйстве.
Обсуждение. В результате проведенного исследования подтвержден вывод о неравномерности развития системы страхования сельскохозяйственных рисков и существовании относительно однородных с точки зрения основной тенденции развития временных этапов.
Заключение. Актуальность дальнейшего развития и совершенствования системы агрострахования в современных условиях по-прежнему очень высока. Изучение эволюции страхования в сельском хозяйстве в истори-ко-правовом аспекте позволяет понять истоки существования страхования сельхозрисков, разобраться в их сущности, выявить имеющиеся пробелы в регулировании соответствующих страховых правоотношений и должны учитываться при новейших разработках в данной области.
Ключевые слова: агрострахование, взаимное земское страхование, государственная поддержка, организационные структуры, сельское хозяйство, страхование, сельскохозяйственные риски, субсидии, эволюция развития, этапы становления.
Для цитирования: Богачев А. И. Эволюция сельскохозяйственного страхования в России: от взаимного страхования к двухуровневой системе // Вестник НГИЭИ. 2021. № 6 (121). С. 101-116. DOI: 10.24412/22279407-2021-6-101-116
© Богачев А. И., 2021
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License. The content is available under Creative Commons Attribution 4.0 License.
The evolution of agricultural insurance in Russia: from mutual insurance to a two-tier system
A. I. Bogachev
Orel State Agrarian University, Orel, Russia * [email protected]
Abstract
Introduction. The article is devoted to the systematization of knowledge in the field of formation and historical development of the institute of agricultural insurance in Russia. At present, the domestic agricultural insurance system is in the stage of active transformation and improvement, which requires taking into account the historical experience of the development of this institution.
Materials and Methods. This study is based on scientific research by Russian scientists who are studying the development of the domestic agricultural insurance system. Based on the systematization of the data of these studies, the main stages of the formation of the institute of agricultural insurance in Russia were determined. The research period is determined by the time period from the 19th century to the present. The work used general scientific and statistical methods and analysis tools.
Results. Analysis of world practice shows that agricultural insurance is an effective way to deal with natural disasters and an effective tool to increase the financial stability of farmers. At the same time, the process of development of agricultural insurance is characterized by a certain unevenness. On the basis of a retrospective analysis, the key stages of the formation of agricultural insurance and their time frames are highlighted. The features of insurance in the agricultural sector of Russia at each of the stages are determined, organizational structures and significant moments are presented, the characteristics of the main regulatory documents governing insurance in agriculture are given. Discussion. As a result of the study, the conclusion about the uneven development of the agricultural risks insurance system and the existence of relatively homogeneous time stages from the point of view of the main development trend was confirmed.
Conclusions. The relevance of further development and improvement of the agricultural insurance system in modern conditions is still very high. The study of the evolution of insurance in agriculture in the historical and legal aspects allows us to understand the origins of the existence of agricultural risk insurance, to understand its essence, to identify the existing gaps in the regulation of the relevant insurance legal relations, and should be taken into account in the latest developments in this area.
Keywords: agricultural insurance, mutual land insurance, state support, organizational structures, agriculture, insurance, agricultural risks, subsidies, evolution of development, stages of formation.
For citation: Bogachev A. I. The evolution of agricultural insurance in Russia: from mutual insurance to a two-tier system // Bulletin NGIEI. 2021. №. 6 (121). P. 101-116. DOI: 10.24412/2227-9407-2021-6-101-116
Введение
Анализ структуры российской экономики свидетельствует о значимости аграрного сектора и его существенной роли в решении целого ряда как экономических, так и социальных проблем. Вместе с тем сельскохозяйственное производство характеризуется высоким уровнем подверженности различного рода рискам. Влияние же целого ряда новых факторов в виде санкций, кризисных процессов в экономическом развитии различных стран, роста политической напряженности в международных взаимоотношениях приводит к существенной трансформации рисков в сельском хозяйстве. В этой связи возрастает необходимость в совершенствовании системы управления сельскохозяйственными
рисками с учетом новых явлений и требований. Особое место в системе риск-менеджмента в аграрном секторе принадлежит агрострахованию.
Исследуемая проблема находится на стыке различных направлений, по каждому из которых к настоящему времени наработан значительный теоретический и практический материал, содержащий видение и подходы различных авторов. Тем не менее развитие агрострахового бизнеса сдерживается недостаточной проработанностью как теоретических, так и методических вопросов, а также слабым обоснованием приоритетных направлений в этой области [1].
Признавая значительную проработанность подходов к рассмотрению проблематики эволюци-
онного развития российской системы страхования в сельском хозяйстве, следует признать, что в нынешних условиях многие вопросы организации аг-рострахования нуждаются в дальнейшем исследовании. Изучение основных этапов эволюции отечественного института сельскохозяйственного страхования дает возможность уяснить и понять истоки и сущность такого страхования, как важнейшей категории экономики и права.
Материалы и методы
Использование традиционных методов познания, применяемых в экономике методов сравнения, экономико-статистического, абстрактно-логического, расчетно-конструктивного, монографического и экспертного методов позволило определить основные этапы становления агрострахова-ния в России и их характерные особенности. Теоретической базой исследования являются работы российских ученых по проблематике функционирования системы сельскохозяйственного страхования, охватывающие временные рамки с XIX в. до настоящего времени. Эмпирическая база исследования включает данные Министерства сельского хозяйства, Банка России, Федерального агентства по сопровождению программ господдержки АПК, Национального союза агростраховщиков, а также материалы, опубликованные в научной литературе и периодических изданиях.
Следует отметить, что сельскохозяйственное страхование как элемент финансово-кредитной инфраструктуры в России имеет длительную историю развития, на протяжении которой оно характеризовалось фрагментарностью и неравномерностью. Главные идеи аграрного страхования на Руси были сформулированы еще в Русской правде Ярослава Мудрого. Однако в близком к современному обли-чию оно появилось лишь в XIX столетии.
По сравнению с другими странами страхование в России характеризуется более поздним началом развития. Сохранение крепостного права сдерживало создание отечественных страховщиков, и до конца XVIII в. в сфере страхования деятельность осуществлялась лишь иностранными компаниями.
Первый отечественный страховщик в лице «Рижского общества взаимного страхования от пожаров» появился в 1765 г. В первой половине XIX в. свою деятельность начал еще ряд страховых обществ. Наибольшую известность приобрели «Первое Российское страховое от огня общество», «Саламандра», «Надежда», «Якорь», «Россия», «Волга» [2].
Горевой Е. Д. и Сусиков В. Н. отмечают, что данный период характеризуется монополией от-
дельных страховщиков. Органы власти предоставляли им преимущественное право осуществлять страхование в конкретной местности. Отмечается высокий уровень концентрации финансовых ресурсов в руках крупных страховщиков [3].
С 1864 г. начинается развитие взаимного земского страхования, ставшего обязательным применительно к огневому страхованию крестьянских строений. В добровольной форме оно затронуло аграрный сектор. Однако подобное страхование было весьма дорогостоящим для селян в силу высоких тарифов.
Страхование животных с защитой от падежа КРС проводилось небольшим количеством земств, в то время как страхование посевов почти не осуществлялось и было представлено лишь страхованием от града. Согласно данным, приведенным в исследовании Новоконовой З. П., ряд обществ страховал ответственность за повреждения посевов, вызванные бурями, морозами и ржавчиной, что говорит о появлении некоего аналога комплексного страхования [4].
С июня 1894 г. Постановлением о надзоре за деятельностью страховых учреждений и обществ в России был установлен надзор за сферой страхования со стороны Правительства. Контроль осуществлялся Страховым комитетом, состоящим из представителей МВД и Минфина. В целом такой подход соответствовал общеевропейской страховой практике.
До ХХ в. сельскохозяйственное производство было ведущей отраслью российской экономики, а большая часть населения проживала на селе. В результате сельскохозяйственное страхование, а также имущественное и личное страхование в целом существенно влияли на аграрную сферу.
В период 1900-1917 гг. развивается система взаимного страхования, а абсолютное большинство страховщиков концентрировалось в Петербурге [5].
Значительные изменения страхование в России, по мнению В. В. Шахова, претерпело в связи с Первой мировой войной и приходом к власти большевиков [6]. Декрет «Об организации страхового дела в Российской Республике» провозгласил монополию государства на страхование, запустив процесс национализации, ликвидацию частных страховщиков и их объединение в одну компанию, а также установление тотального госконтроля [2; 7]. Приоритетом становится развитие обязательного окладного страхования.
На протяжении 1918-1920 гг. в стране отмечались кризисные явления в народном хозяйстве, хозяйственные отношения во многом приобрели
натуральный характер, рубль обесценился. Побережная И. Ю. и Назаренко В. В. справедливо отмечают тот факт, что существование денежной формы страхования стало практически невозможным. Оно использовалось властями преимущественно как источник пополнения бюджета [8]. С декабря 1920 г. началась практика оказания натуральной помощи (зерном, скотом, инвентарем, выполнением работ) пострадавшим от стихийных бедствий хозяйствам.
Период НЭПа характеризуется возобновлением имущественного страхования. Декрет Совнаркома РСФСР «О государственном страховании» ввел с конца 1921 г. государственное страхование имущества частных хозяйств от пожаров, града и падежа скота1, 2. Создается Госстрах РСФСР с развитой системой подразделений финансовых отделов и исполкомов на местах, получивших преимущественное право страховать. По данным В. В. Покидовой, к 1930 г. в Советском Союзе страхованием было покрыто 80 % поголовья КРС и 81 % посевов, 96,7 % сельских дворов [9]. Наряду с этим развитие получило добровольное страхование строений, сельхозкультур и животных, домашнего имущества.
В 1922 г. институт страхования перешел на хозрасчетную основу. Во главе системы встало Главное правление государственного страхования. В губерниях функционировали конторы Госстраха с множеством страховых агентов1.
Экономика СССР развивалась по революционному сценарию, и страхование на долгие годы стало предметом встраивания в различные экономические эксперименты.
Первоначально страхование сельскохозяйственных культур проводилось только от града. Начиная с 1924 г. страхование было дополнено возмещением аграриям ущербов в результате ливней и бурь, с 1927 г. - вымокания и вымерзания. С 1930 г. страховая защита охватила более широкий перечень бедствий, включая засуху [10].
На протяжении 1920-1930 гг. действовала новая модель агрострахования, просуществовавшая до весны 1933 г. Система Госстраха была расформирована. Организация страхования осуществлялась местными финансовыми органами. Страховых агентов сменили соответствующие структуры финансовых ведомств и районные советы. В качестве основной цели страхования, по мнению кандидата исторических наук Худакова Д. Б., предусматривалось привлечение финансовых ресурсов из деревни в госказну [11].
Из-за сложившейся экономической ситуации в развитии страхования наметился кризис, на что внимание обратили власти. Итогом стало принятие
в марте 1933 г. Постановления ЦК ВКП(б) об извращениях в работе по страхованию в деревне. Структуры страховых органов, агентов и ревизоров были восстановлены, а на местах были сформированы сельские страховые комиссии и сигнальные страховые посты. Возобновилась практика имущественного страхования колхозов, кооперативов и сельских граждан в добровольной форме2.
Постановление Совнаркома СССР с 1938 г. существенно расширило перечень страхуемого имущества предприятий и учреждений.
В целом приоритетом развития советской модели страхования выступало обязательное имущественное страхование колхозов с широкой ответственностью и увеличенным страховым обеспечением. Страхователи отвечали за сохранность застрахованного имущества, что проверялось инспекторами Госстраха, а страховые органы - за своевременную и полную выплату страхового возмещения.
В эти годы страхованием было охвачено 200 тыс. колхозов и около 25 млн дворов колхозников и единоличников. Н. Ф. Галагуза указывает, что удельный вес колхозов в общей страховой сумме по страхованию урожая и животных составил 76 и 51 % соответственно [12].
Значимой вехой выступило принятие весной 1940 г. закона «Об обязательном окладном страховании». В своем исследовании А. Н. Рассказов отмечает, что страховая ответственность была существенно расширена за счет включения значительного перечня рисков [13]. Закон обязал страхователей реализовывать мероприятия по предупреждению ущербов, а также содержать объекты страхования в соответствии с ветеринарными, агротехническими и противопожарными правилами. Были снижены страховые тарифы.
В годы Великой Отечественной войны страхование использовалось для бесперебойного производства сельхозпродукции и сырья для удовлетворения потребностей Советской Армии, промышленности и населения. За счет роста страховых платежей обеспечивался приток финансовых ресурсов в госказну. Объем страховых операций на протяжении 1941-1945 гг. существенно сократился. Тем не менее страхование имущества постепенно восстанавливалось. Страховые взносы направлялись на компенсацию ущербов в результате наступления страховых случаев и на реализацию предупредительных мероприятий [11].
В послевоенные годы объем ответственности по страхованию имущества постепенно расширялся, совершенствовались действующие виды сельхоз-страхования коллективных хозяйств2.
С начала 1956 г. государственное страхование распространялось на коллективное и частное имущество. Величина обеспечения по обязательному окладному страхованию оставалась на достаточно низком уровне.
С 1958 г. монополия государства на страхование, по сути, была отменена, поскольку оно было подведомственно республиканских Минфинам. В советских республиках были созданы собственные страховые фонды (до этого существовал единый фонд)2.
С 1960 г. обеспечение по страхованию посевов выросло до 40 % от средней стоимости урожая, а ставки страховых тарифов снижены на 23 % [9]. Появилась дополнительная возможность застраховать имущество колхозов и населения. За основу расчета страховой стоимости принимались установленные государством закупочные цены.
В 1967 г. указом «О государственном обязательном страховании имущества колхозов» были расширены и улучшены условия такого страхования. Государственное агрострахование колхозного имущества проводилось органами Госстраха по расширенному кругу рисков. А с 1979 г. страховая защита распространилась на совхозы и другие аграрные предприятия. Добровольное агрострахова-ние было отменено. В целях оплаты страховых взносов убыточными и низкорентабельными хозяйствами из бюджета выделялось порядка 1 млрд руб. субсидий ежегодно. Именно это, по мнению И. Н. Турчаевой, во многом способствовало созданию достаточных страховых резервов для компенсации убытков [10].
Страховое обеспечение по сельхозкультурам увеличили до 70 % ущерба, определяемого на основе реальной стоимости потерь в закупочных ценах на всей площади посева в сравнении со средней урожайностью за последние 5 лет. Такой подход давал возможность компенсировать значительную часть недополученного аграриями дохода. По данным инициатора создания Национального музея российского страхования А. Разуваева, за основу определения величины ущерба при гибели сельскохозяйственных животных, а также при повреждении зданий и сооружений в результате ЧС принималась их балансовая стоимость3.
Особенностью советской системы сельхоз-страхования выступало отсутствие отказов в выплатах. Даже при несвоевременной уплате платежей ущерб по страховым событиям возмещался за вычетом взносов из суммы выплат. За 1968-1990 гг. общие выплаты колхозам и совхозам составили порядка 70 млрд руб. [10]. В структуре тарифа 91 %
премии закладывался на страховую выплату и лишь 2 % на административные расходы. Весь остаток шел на формирование межреспубликанского запасного фонда и фонда превентивных мероприятий. В течение 20 лет средства страхового фонда расходовались только на указанные в законодательстве направления.
По утверждениям Н. Ф. Галагузы обязательное государственное страхование имущества колхозов и совхозов для плановой экономики того периода являлось наиболее целесообразной формой и было удобной для хозяйств. Оно позволяло государственному страховщику в лице Госстраха накапливать огромную статистическую базу по портфелю рисков, формировать необходимые страховые резервы и системно урегулировать убытки4.
Таким образом, с начала 1960-х гг. на протяжении 30 лет в СССР действовала система государственного обязательного и добровольного имущественного страхования. Действовавший организационно-экономический механизм страхования сель-хозрисков обеспечивал комплексную и надежную защиту [12].
Запуск в 1988 г. закона «О кооперации» способствовал появлению страховых кооперативов и частных страховщиков. С 1989 г. в СССР появляется возможность добровольного страхования имущества любых госпредприятий. В совокупности это способствовало созданию условий для отмены монополии государства на страхование.
Серьезные изменения, последовавшие в связи с распадом СССР и переходом на рыночную экономику, вызвали объективную необходимость возрождения национального страхового рынка. Начиная с 1990 г. в России произошли радикальные изменения в подходах государства к регулированию страхования, созданы новые условия функционирования субъектов страхового рынка [3].
С 1991 г. агростраховые услуги оказывались только в добровольной форме. Новая модель страхования основывалась на прежних принципах, что не способствовало распространению страхования среди сельхозтоваропроизводителей в Российской Федерации.
Переход к рыночной экономике характеризовался началом демонополизации страхового дела. На рынке начинают функционировать негосударственные страховщики. В этот период отмечен существенный рост стоимости страхования, в результате чего оно стало недоступным для многих сельских товаропроизводителей. Коммерческие страховщики ориентировались на оказание страховых услуг преимущественно крупным и платежеспособ-
ным предприятиям. В результате уровень охвата рынка страхованием существенно снизился. Ситуация осложнялась тем, что в рамках реформирования страховой системы не были созданы соответствующие институциональные, экономические и организационно-правовые основы новой системы страхования и научно обоснованного регулирования механизмов взаимодействия ее элементов [9].
Важной вехой в становлении страховой системы стало принятие 27 ноября 1992 г. Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Именно он содержал фундаментальные положения, регламентирующие страховую деятельность.
Разуваев А. особо отмечает, что во всех развитых странах мира сельскохозяйственное страхование осуществляется с государственной поддержкой и жестко регулируется национальными законодательствами3. Такая практика, по мнению профессора В. В. Носова, обусловлена необходимостью поддержания доходности отрасли, что, в свою очередь, повышает ее инвестиционную привлекательность и предотвращает отток ресурсов из нее в долгосрочной перспективе, а также способствует ослаблению социальной, политической и межнациональной напряженности в обществе [14]. Кроме того, по мнению ряда зарубежных ученых, само по себе агрострахование без поддержки со стороны государства не способно обеспечить адекватную защиту сельхозпроизводителей [15].
В 1993 г. началось создание российской системы субсидируемого страхования посевов сельхозкультур, в рамках которой за счет средств федерального бюджета предусматривалась компенсация половины страхового платежа [16]. Однако Тимофеева Г. В. отмечает постоянную нехватку средств в бюджете на обеспечение заявленного уровня софи-нансирования [17].
В 1995-1997 гг. была предпринята попытка создания сети страховых фермерских компаний при долевом государственном участии в их уставных капиталах. Однако данная схема так и не заработала из-за нехватки в государственном бюджете финансовых средств, а также низкой привлекательности подобных компаний для индивидуальных инвесторов.
Следующий этап развития системы агрострахования с государственной поддержкой ознаменовался вступлением в силу в 1997 г. Федерального закона № 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства». Затраты на страховку урожая было разрешено относить на себестоимость сельскохозяйственной продукции. Кроме того, было предусмотрено формирование
Федерального сельскохозяйственного страхового резерва за счет отчислений 5 % от общей суммы страховых взносов. Предусматривалась оплата государством 25 % страховых взносов. Однако по факту уровень дотаций был гораздо ниже. При этом сроки внесения страховых платежей характеризовались нестабильностью. Все это негативно влияло на развитие агрострахования. В результате на протяжении 1993-1998 гг. лишь 5-11 % всех производителей сельскохозяйственной продукции страховали урожай [18].
Изменения в систему внесло Постановление Правительства № 1399 «О государственной поддержке в сфере агропромышленного производства». Оно предполагало государственное регулирование вопросов агрострахования, включая разработку необходимой нормативной базы, возврат к 50 %-й субсидии за счет федерального бюджета, формирование единого страхового фонда с государственным участием, создание модели обязательного перестрахования рисков и определение порядка выделения средств госбюджета на субсидирование страховых взносов. Однако Минфин России не смог отстоять свои позиции.
Результаты исследований Дуванова Г. В., Михайлова В. И. и Эпштейна В. свидетельствуют о том, что созданная к 2001 г. система господдержки агрострахования характеризовалась малой эффективностью и не получила должного распростране-ния4, 5. Обязательства государства по дотированию агрострахования выполнялись не в полном объеме вследствие нехватки бюджетных средств. По этой причине охват страхованием не превышал 15 % сельскохозяйственных организаций.
В 2001 г. было принято Постановление Правительства № 758 «О государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства». Данным документом были определены условия субсидируемого страхования урожая сельхозкультур и многолетних насаждений, утверждены региональные страховые тарифы. При этом страхованию подлежал урожай сельхозкультур на всей площади посева и по всей совокупности событий, а величина страховой ответственности не должна превышать 70 % страховой суммы. В качестве возмещения рассматривался недобор продукции из-за снижения фактической урожайности по сравнению с ее средним за последние 5 лет уровнем с учетом заложенной в страховом договоре цены. За 2001 г. 16 страховщиков оформили договоры страхования урожая сельхозкультур на территории 23 регионов [19].
В 2003 г. Минсельхозом России создается ФГУ «Федеральное агентство по государственной
поддержке страхования в сфере агропромышленного производства».
С 2004 г. были внесены изменения в порядок уплаты страховых взносов: страхователь оплачивал страховой взнос в полном объеме, 50 % которого затем компенсировалось из бюджета после подачи установленных документов. Такой порядок субсидирования, по мнению И. А. Соколовой, существенно искажал суть страхования и способствовал развитию «схемного» страхования [19].
В условиях продолжающегося снижения популярности страхования аграрных рисков принимается Закон № 264-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «О развитии сельского хозяйства». В нем, помимо прочего, была сделана попытка стимулировать интерес производителей аграрной продукции к страхованию. Отдельная статья этого закона касается компенсации расходов сельхозтоваропроизводителей на оплату 50 % страховой премии: 40 % - из федерального бюджета, 10 % - из регионального. Кроме этого, ежегодно выходят постановления Правительства и приказы Минсельхоза, регулирующие ценообразование по страховым полисам.
Дальнейшее развитие страхования в сельском хозяйстве России связано с принятием нескольких правовых документов стратегического характера. Так, в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. в целях повышения финансовой устойчивости аграриев предусматривались мероприятия по снижению соответствующих рисков. В качестве целевого индикатора Госпрограммы по данному направлению устанавливалось увеличение к 2012 г. удельного веса застрахованных посевных площадей до 40 %.
Основные направления государственной политики в области развития агрострахования определены в Концепции совершенствования сельскохозяйственного страховании в России на период до 2020 г. Она предусматривает меры по обеспечению доступности агрострахования, внедрению страховых продуктов для покрытия рисков в сфере животноводства и рыбоводства, создание и использование государственной перестраховочной емкости, защиту системы от катастрофических убытков, создание саморегулируемой организации агростраховщиков, разработку единой методологии страхования сельскохозяйственных рисков, создание системы независимой экспертной оценки ущерба.
В начале 2009 г. в рамках реализации указанной Концепции было предложено два варианта законопроекта «О сельскохозяйственном страхова-
нии, осуществляемом с государственной поддержкой». Неким стимулом к пересмотру механизма господдержки страхования сельхозрисков выступила масштабная засуха 2010 г., в результате которой прямой ущерб аграриев превысил 40 млрд руб. Во второй половине 2010 г. по инициативе Правительства и Президента РФ была начата разработка специализированного закона о субсидируемом агро-страховании.
Следует отметить, что установленные в 2004 г. основные условия субсидируемого сельхоз-страхования остались без существенных изменений в документах 2009-2010 гг.
После длительных обсуждений и согласований на различных уровнях в июле 2011 г. был принят Федеральный закон № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования». Профильный закон установил нормативно-правовые основания оказания господдержки при осуществлении страховой защиты имущественных интересов аграриев, связанных с риском гибели (утраты) урожая сельхозкультур и животных. Он определил формы, условия и порядок предоставления господдержки, объекты сельхозстрахования и страховые риски, а также правила агрострахования, особенности формирования страховщиками страховых резервов по сельхозстрахованию и т. д. [20]. Введенная система субсидируемого агрострахова-ния заработала в отношении урожая сельхозкультур и посадок многолетних насаждений с января 2012 г., а в отношении сельхозживотных - со второй половины 2013 г.
В течение 2014-2015 гг. проходила подготовка к переходу к централизации системы агрострахо-вания, создание которой предусматривалось Федеральным законом № 424-ФЗ от 22 декабря 2014 г. В эти годы был внесен целый ряд изменений в Закон № 260-ФЗ в части расширения перечня рисков и ответственности страховщиков [21]. Порог утраты (гибели) урожая был снижен с 30 до 25 % (в 2016 г. - до 20 %), заработала система компенсационных выплат. Кроме того, со стороны Банка России в 2015 г. были ужесточены требования к страховым компаниям с точки зрения обеспечения их финансовой устойчивости. В результате этого ряд агростра-ховщиков лишился лицензий из-за их отнесения к числу неплатежеспособных. Численность страховых компаний на рынке субсидируемого страхования в отрасли растениеводства сократилась в 2 раза (43 и 21 страховщик в 2015 и 2016 гг.), в животноводстве -в 1,7 раза (22 и 13 соответственно). Наметилось снижение объема рынка агрострахования, проявившегося в снижении величины заработанных премий.
С 2016 г. российская система агрострахования заработала на основе единых правил и стандартов, согласованных Минсельхозом, Минфином и Центральным Банком. Сформирован единый гарантийный фонд на случай банкротств страховщиков. Особое правовое положение в качестве единого общероссийского объединения страховщиков получил Национальный союз агростраховщиков.
В 2017 г. кардинально изменились основные принципы государственной поддержки аграриев. Финансируемые ранее раздельно 54 направления субсидий были консолидированы в 7 направлений, большинство из которых объединились в «единую субсидию». Регионы получили право самостоятельно перераспределять бюджетные средства без координации с федеральным центром. Именно это послужило основной причиной начавшегося кризиса в секторе сельхозстрахования. В частности, практика 2017 и начала 2018 гг. показала, что субсидии направлялись преимущественно на выполнение производственных задач, а агрострахование начало финансироваться по остаточному принципу. В целом ряде регионов от его господдержки вообще отказались, а программы господдержки сельхозстра-хования были свернуты. По информации Т. Карабут в наибольшей степени пострадало страхование урожая, прежде всего - весеннего сева [22]. Осложнило ситуацию и значительное опоздание в подготовке нормативной базы по агрострахованию в 2017 г. Помимо этого существенно снизился размер бюджетных субсидий на агрострахование из федерального бюджета. Как итог объем рынка сельскохозяйственного страхования уменьшился, наметилось существенное снижение уровня распространения страхования среди сельхозтоваропроизводителей, сократился уровень охвата как в растениеводстве, так и в животноводстве.
2017 г. стал критическим для агрострахования с государственной поддержкой. В начале 2018 г. стагнация данного сегмента страхового рынка продолжилась. По абсолютному большинству сельскохозяйственных культур (за исключением зерновых и кормовых) и сельхозживотных (кроме поголовья свиней) продолжился спад охвата страхованием. В целом по итогам года было застраховано лишь 1,5 % посевных площадей и 16,7 % поголовья сель-хозживотных. 63 % аграрных регионов не выполнили планы по агрострахованию с господдержкой.
В силу сложившегося положения дел тема страхования рисков сельского хозяйства вошла в повестку дня различных министерств и ведомств. Правительством были одобрены изменения в законодательстве об агростраховании. Однако меры по
восстановлению системы агрострахования были предприняты только во втором полугодии. Кроме того, из выделенных в 2018 г. на стимулирование развития сельскохозяйственного страхования 917 млн руб. субсидий 84 % поступило во второй половине года. И если животноводы смогли застраховать поголовье после восстановления субсидирования, то яровые сельхозкультуры уже не могли быть застрахованы. Как итог годовые показатели, характеризующие состояние рынка, остались негативными [21].
Существенные изменения в отечественной системе агрострахования произошли в конце 2018 г. в связи с принятием Федерального закона № 563-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования». Он внес в страховую практику целый ряд новшеств:
- отменен порог гибели урожая и посадок многолетних насаждений, после которого осуществляется страховое возмещение (ранее был установлен на уровне 20 и 30 % соответственно);
- безусловная франшиза устанавливается на уровне от 10 до 50 % от страховой суммы (ранее 0-30 %);
- страховая сумма по договору агрострахова-ния не должна быть менее 70 % страховой стоимости объекта сельхозстрахования (ранее 80 %);
- вводится возможность страховать отдельные риски в отношении одного и того же объекта страхования (ранее в страховое покрытие включались все указанные в законе риски);
- расширен перечень страховых событий (добавлены сильный ливень, сильный и/или продолжительный дождь, раннее появление или установление снежного покрова, промерзание верхнего слоя почвы);
- при страховании сельхозживотных страховщик обязан покрывать ущерб гибели всего поголовья забитых животных в зоне отчуждения;
- введена возможность страховать посевы в пределах одного субъекта РФ и у различных страховщиков;
- законодательно закреплена возможность применения результатов космического мониторинга для доказательства наступления страхового случая и проведения экспертизы с целью расчета величины ущерба.
Для обеспечения соответствия новым условиям закона о государственной поддержке агростра-хования НСА были утверждены новые единые стандартные правила страхования и методики расчета тарифов. А в ноябре 2018 г. Правительством
РФ утверждено Постановление № 1371, согласно которому аграрии, не участвующие в агрострахова-нии с господдержкой, могут рассчитывать на возмещение лишь половины ущерба от чрезвычайных ситуаций из средств федерального бюджета.
В 2019 г. были получены положительные результаты, свидетельствующие о восстановлении российского рынка агрострахования и возвращении его на траекторию роста. Сельскохозяйственное страхование стало одним из самых быстрорастущих сегментов страхового рынка в России. Договора субсидируемого страхования были заключены в 62 регионах (32 в 2018 г.), наметился рост числа заключенных договоров и застраховавшихся аграриев, величины застрахованных посевных площадей и поголовья сельхозживотных, увеличился охват страхованием и объем собранных страховых взносов. Основным драйвером рынка стало многократное увеличение сегмента страхования урожая.
С 2020 г. господдержка агрострахования в системе субсидирования АПК получила нормативно закрепленный выделенный статус. Таким образом, стало невозможным перенаправление бюджетных средств на сельхозстрахование на другие виды господдержки.
В результате предпринятых на законодательном уровне усилий поступательное развитие рынка агрострахования в 2020 г. продолжилось, а в отношении показателей страховой защиты был отмечен дальнейший рост. Общий объем страховой премии в сравнении с предыдущим периодом вырос на 47 % до 6,6 млрд руб. Договоры агрострахования субсидировались в 71 регионе РФ, а число застрахованных хозяйств увеличилось на 33 %. За прошедший год было застраховано 6,3 % посевных площадей (4,9 млн га) и 27,8 % поголовья сельхозживотных (8 млн усл. голов). В итоге охват страхованием в отрасли растениеводства увеличился на 14 п.п., в животноводстве - на 28,6 п.п. Также было застраховано 4,9 тыс. т. рыбы.
В течение 2020 г. был инициирован целый ряд поправок в законодательство о сельскохозяйственном страховании. В настоящее время в трех чтениях Государственной Думой принят закон об агростра-ховании от природных ЧС (лесные пожары, землетрясения, оползни, половодье и пандемия). По договорам такого страхования уровень субсидирования составит 80 % страховой премии с последующим ежегодным ее снижением на 10 % до уровня в 50 % к маю 2024 г. В рамках новой системы планируется возмещение прямых затрат аграриев на об-
работку пострадавших от ЧС посевов или посадок. Размер выплаты в случае ЧС не должен быть менее 45 % страховой стоимости урожая сельхозкультур и 75 % в отношении посадок многолетних насаждений. Помимо этого предусматривается создание Национальным союзом агростраховщиков отдельного специального компенсационного фонда для выплат по ЧС, а также устанавливаются отдельные требования к осуществляющим такое страхование компаниям.
Помимо этого, в целях совершенствования действующей системы агрострахования на законодательном уровне приняты поправки, позволяющие разрабатывать специальные страховые программы для нишевых сельхопроизводителей с учетом специфики работы отдельных групп предприятий АПК (страхование КФХ, страхование для оленеводов, садоводов, производителей саженцев, льна, аквакультуры, страхование качества продукции и пр.) и дополнительные программы страхования (страхование прямых затрат, доходов сельхозпроизводителя, индексное страхование) без утверждения поправок в федеральное законодательство. По мнению члена правления Национального союза агростраховщиков Н. Ф. Галагузы, указанные новации позволят сделать определение условий конкретных программ сельхозстрахования прерогативой государственных органов и структур, ответственных за организацию страхования с господдержкой [12].
В целях обеспечения дальнейшего развития отечественной системы страхования рисков сельского хозяйства в 2021 г. объем выделяемых из федерального бюджета субсидий был удвоен до 4,4 млрд руб. и по состоянию на 1 апреля доведен до субъектов РФ в полном объеме.
Результаты
Систематизация данных, содержащихся в исследованиях целого ряда российских ученых, изучающих вопросы эволюции отечественной системы сельскохозяйственного страхования, позволила обобщить информацию и на основе ретроспективного анализа обосновать и сформировать ключевые этапы становления агрострахования в России и их временные рамки (табл. 1). Помимо этого, были определены особенности страхования в аграрном секторе России на каждом из этапов, представлены организационные структуры и знаковые моменты, дана характеристика основных нормативно-правовых документов, регулирующих страхование в сельском хозяйстве.
Таблица 1. Эволюция российской системы сельскохозяйственного страхования Table 1. Evolution of the Russian agricultural insurance system
Этап
Особенности
1
2
XIX в.
1914
1920-1930 1933-1940
1969-1990
Взаимное земское страхование посевов и сельхозживотных. Обязательное страхование части имущества сельских жителей. Правительственный надзор за деятельностью страховых учреждений и обществ. Появление множества страховых компаний. Отсутствие четкой специализации страховщиков по видам страхования. Обременительный характер страхования для крестьян. Низкий уровень покрытия страховых рисков
Декрет Совнаркома «Об учреждении государственного контроля над всеми видами страхования, кроме социального». Образован Совет по делам страхования Государственная монополия на страхование с системой тотального контроля. Обязательное 1918-1925 окладное страхование на селе. Государственное страхование падежа скота и градобития сельхозкультур. Создан Госстрах
Расформирована система Госстраха. Организация страхования передана советским органам на местах. «Наркомфиновская» модель агрострахования
Создание и налаживание системы функционирования советской модели страхования. Государственное страхование имущества с взиманием платежей Обязательное окладное страхование колхозов. Добровольное страхование имущества колхозов и 1940-1968 агрострахование исходя из их стоимости по закупочным ценам по ограниченному числу рисков. Сохранение государственной монополии на страхование
Обязательное государственное страхование имущества всех агропредприятий. Всеобщность, доступность и непрерывность страхования. Субсидии на уплату страховых взносов убыточными и низкорентабельными хозяйствами. Переход от страхования посевов к страхованию урожайности сельхозкультур по широкому перечню страховых рисков. Высокий уровень компенсации потерь. Накопительный принцип формирования запасного фонда и фонда превентивных мероприятий. Целевое использование средств страхового фонда
Начало процесса демонополизации страхового дела. Создание кооперативов и частных страховых обществ. Отмена государственного страхования имущества колхозов и совхозов и резкое сокращение господдержки агрострахования. Снижение охвата страхованием в аграрном секторе. Принят Федеральный Закон № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» Осуществление страхования сельхозкультур с господдержкой. Принципы страхования не претерпели существенных изменений по сравнению с дореформенной системой страхования. Образование сети страховых фермерских компаний при долевом государственном участии. Создание по инициативе Минсельхоза России Ассоциации агропромышленных страховщиков - «Агропромстрах» Приняты Федеральный Закон 100-ФЗ «О государственном регулировании агропромышленного производства»; постановления Правительства № 1399 и № 758 «О государственной поддержке в 1998-2001 сфере агропромышленного производства». Долевое участие государства в страховых премиях по агрострахованию на основе предоставления субсидий (50 % страхового взноса). Несвоевременное и недостаточное выделение средств на господдержку агрострахования
Постепенное формирование рынка страховых услуг в сельском хозяйстве. Развитие нормативно-2002-2004 правовой базы. Рост числа страховщиков, неразвитость линейки страховых продуктов, невысокое качество предоставляемых страховых услуг. Создание при Минсельхозе России ФГУ ФА1 ПССАП Страхование сельхозкультур с господдержкой регулируется ежегодными приказами Минсельхоза России. Принятие целого ряда значимых стратегических документов: Федеральный закон 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», Федеральный закон № 286-ФЗ «О взаимном страховании», Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохо-2005-2010 зяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг., Концепция совершенствования сельскохозяйственного страхования на период до 2020 года, «Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации». Разобщенность страхового рынка. Несовершенная законодательная база в области агрострахования. Создан Национальный союз агростраховщиков. «Схемное» страхование. Разработка проекта закона об агростраховании с господдержкой
1991-1993
1994-1997
Окончание таблицы 1
2
2011-2015
Формирование законодательной базы развития системы сельхозстрахования. Создана Комплексная многоцелевая информационная система мониторинга опасных природных процессов, управления рисками и экспертизы в АПК РФ. Принят профильный Федеральный закон № 260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования. Разработка методики определения страховой стоимости и размера утраты (гибели), а также положений о независимой экспертизе. Принята Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. Начало с 2013 г. страхования сельхозживотных на условиях господдержки. Запуск системы компенсационных выплат. Внесение изменений в Закон № 260-ФЗ. Расширение страховой защиты аграриев. Очистка страхового рынка от финансово неустойчивых страховщиков
Переход к единому объединению агростраховщиков, единым правилам и стандартам страхования. Централизация всей системы агрострахования. Введение космического мониторинга Введение единой субсидии. Сокращение объемов выделяемых государственных субсидий. Кризисные тенденции в развитии рынка агрострахования
Внесение изменений в ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования». Наращивание объемов субсидий из федерального бюджета. Увязка выплат по ЧС с 2019-2020 наличием договоров сельхозстрахования. Рост рынка. Нормативно закрепленный выделенный статус господдержки агрострахования в системе субсидирования АПК. Начало страхования на условиях господдержки объектов аквакультуры 2020 г. - Разработка системы двухуровневого страхования, предусматривающей введение сельхозстрахо-н.в. вания с господдержкой при ЧС, а также специальных страховых программ для нишевых сельхо-производителей и дополнительных программ агрострахования
Table 1. Evolution of the Russian agricultural insurance system
2016 2017-2018
Stage
Features
2
1914 1918-1925 1920-1930 1933-1940
Mutual zemstvo insurance of crops and farm animals. Compulsory insurance of a part of the property of rural residents. Government supervision over the activities of insurance institutions and companies. The XIX c. emergence of many insurance companies. Lack of clear specialization of insurers by types of insurance. Onerous nature of insurance for peasants. Low level of coverage of insurance risks Decree of the Council of People's Commissars «On the establishment of state control over all types of insurance, except for social». Insurance Council established
State monopoly on insurance with a system of total control. Compulsory salary insurance in the countryside. State insurance of the loss of livestock and hail of crops. Gosstrakh was created The Gosstrakh system was disbanded. The organization of insurance was transferred to the Soviet local authorities. «Narkomfinovskaya» model of agricultural insurance
Creation and adjustment of the system of functioning of the Soviet insurance model. State property insurance with collection of payments Compulsory salary insurance of collective farms. Voluntary insurance of collective farm property and 1940-1968 agricultural insurance based on their value at purchase prices for a limited number of risks. Maintaining the state monopoly on insurance
Compulsory state insurance of property of all agricultural enterprises. Universality, availability and continuity of insurance. Subsidies for the payment of insurance premiums by unprofitable and low-profit 1969-1990 farms. Transition from crop insurance to crop yield insurance for a wide range of insurance risks. High level of loss compensation. The accumulative principle of the formation of a reserve fund and a fund of preventive measures. Intended use of insurance fund funds
The beginning of the process of demonopolizing the insurance business. Creation of cooperatives and private insurance companies. Cancellation of state insurance of property of collective and state farms 1991-1993 and a sharp reduction in state support for agricultural insurance. Decline in insurance coverage in the agricultural sector. Federal Law No. 4015-1 «On the organization of insurance business in the Russian Federation» was adopted
1
1
End of table 1
1
2
Insurance of agricultural crops with state support. The principles of insurance have not undergone signif-1994 1997 icant changes in comparison with the pre-reform insurance system. Formation of a network of farm insurance companies with state participation. Establishment, on the initiative of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation, the Association of Agroindustrial Insurers - «Agropromstrakh» Federal Law 100-FZ «On state regulation of agro-industrial production» was adopted; Government Resolutions No. 1399 and No. 758 «On State Support in the Sphere of Agroindustrial Production». Shared 1998-2001 participation of the state in insurance premiums for agricultural insurance based on the provision of subsidies (50 % of the insurance premium). Untimely and insufficient allocation of funds for state support of agricultural insurance
The gradual formation of the insurance market in agriculture. Development of the regulatory framework. 2002-2004 Growth in the number of insurers, underdevelopment of the line of insurance products, low quality of insurance services provided. Establishment under the Ministry of Agriculture of Russia Insurance of agricultural crops with state support is regulated by the annual orders of the Ministry of Agriculture of Russia. Adoption of a number of significant strategic documents: Federal Law 264-FZ «On the Development of Agriculture», Federal Law No. 286-FZ «On Mutual Insurance», the State Pro-2005 2010 gram for the Development of Agriculture and Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets for 2008-2012. Concept for improving agricultural insurance for the period up to 2020, «Doctrine of food security of the Russian Federation». Disunity of the insurance market. Imperfect legal framework in the field of agricultural insurance. The National Union of Agricultural Insurers was established. «Scheme» insurance. Development of a draft law on agricultural insurance with state support Formation of the legal framework for the development of the agricultural insurance system. A comprehensive multipurpose information system for monitoring hazardous natural processes, risk management and expertise in the agro-industrial complex of the Russian Federation has been created. The relevant Federal Law No. 260-FZ «On State Support in the Field of Agricultural Insurance» was adopted. Development of a methodology for determining the insurance value and the amount of loss (destruction), as well as provisions for an independent examination. The State Program for the Development of Agriculture and the Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets for 2013-2020 was adopted. Beginning in 2013, insurance of farm animals on the terms of state support. Launch of the system of compensation payments. Amendments to Law No. 260-FZ. Expansion of insurance coverage for farmers. Clearing the insurance market of financially unstable insurers
Transition to a unified association of agricultural insurers, unified rules and standards of insurance. Centralization of the entire agricultural insurance system. Introduction of space monitoring Introduction of a single subsidy. Reducing the amount of allocated government subsidies. Crisis trends in the development of the agricultural insurance market
Amendments to the Federal Law «On State Support in the Field of Agricultural Insurance». Increasing the volume of subsidies from the federal budget. Linking payments for emergencies with the presence of 2019-2020 agricultural insurance contracts. Market growth. Normally fixed allocated status of state support for agricultural insurance in the system of subsidizing the agro-industrial complex. Start of insurance on the terms of state support for aquaculture facilities
Development of a two-tier insurance system providing for the introduction of agricultural insurance with state support in case of emergencies, as well as special insurance programs for niche agricultural pro-
present ducers and additional agricultural insurance programs Источник: составлено автором
Обсуждение
История становления аграрного страхования в России насчитывает не один десяток лет. История становления аграрного страхования в России знала и взлеты, и падения. Несколько раз страхование переходило от государства к частному сектору, и наоборот. Трансформации в эволюционном
развитии российской системы сельхозстрахования связаны с заменой обязательной формы страхования на добровольную наряду с значительным снижением объемов его субсидирования из бюджета (1992-1993 гг.), возрождением системы агростра-хования на условиях государственной поддержки (1994-1997 гг.), развитием (1998-2008 гг.) и усо-
вершенствованием (2009 по настоящее время) системы субсидируемого страхования рисков в сельском хозяйстве [18].
В результате проведенного исследования была подтверждена гипотеза о неравномерности развития российской системы страхования сельскохозяйственных рисков. Данный факт отмечается и в работах других авторов. В частности, профессор Н. Н. Носов обосновывает выделение определенных периодов в развитии российского института агро-страхования на основе динамики показателя площади под застрахованными сельхозкультурами, как целевого индикатора оценки уровня развития страхо-
вания в аграрном секторе экономики [23]. В результате автор выделяет три основных этапа (рис. 1).
Заключение Несмотря на наличие достаточного количества научных разработок, актуальность вопроса развития агрострахования в России до сих пор представляет интерес для исследования. Изучение эволюции страхования в аграрном секторе, выявление и формирование этапов развития в строгих временных рамках позволяет разобраться в сущности страхования сельскохозяйственных рисков в настоящий период, а также выявить определенные пробелы в регулировании страховых правоотношений в этой сфере.
Площадь под застрахованными культурами, млн га — Теоретическая линия
Рис. 1. Динамика площади под застрахованными сельхозкультурами с господдержкой, млн га Fig. 1. Dynamics of the area under insured agricultural crops with state support, million hectares Источник: составлено на основании данных
В современных условиях привлечение в АПК инвестиций, а также разработка элементов экономического механизма адаптации к рискам сель-хозпроизводства выступают важнейшими факторами повышения эффективности деятельности аграриев, повышения конкурентоспособности отечественной продукции, стабилизации и устойчивости экономики в целом. В этой связи усиливается
острота вопроса развития агрострахования. В качестве основных задач дальнейшего совершенствования и развития субсидируемого сельхозстрахования выступают совершенствование его механизма, расширение линейки доступных и привлекательных для аграриев страховых продуктов, повышение интереса к этому инструменту риск-менеджмента со стороны страхователей и страховщиков.
1 История страхования в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.insurance2000.ru/insu-rance/history.shtml (дата обращения: 14.04.2020).
2 Особенности страхового дела в Советской России в период с 1917 по 1991 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://fin-delo.ru/istoriya/15-osobennosti.html (дата обращения: 9.04.2020).
3 Разуваев А. К 100-летию агростраховых экспериментов в России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://consult-cct.ru/blog-11083/308.html (дата обращения: 29.03.2020).
4 Дуванов Г. В., Михайлов В. И. О сельскохозяйственном страховании [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.insur-info.ru/history/press/43777/ (дата обращения: 2.04.2020).
5 Эпштейн В. Еще раз о создании системы страхования урожая сельхозкультур в Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.insur-info.ru/press/40185/ (дата обращения: 28.03.2020).
6 Федеральное агентство по сопровождению программ господдержки АПК. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.fagps.ru (дата обращения: 12.04.2020).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Нефетиди Г. О. Развитие сельскохозяйственного страхования в условиях рыночных преобразований : автореферат дис. ... канд. эконом. наук. Ставрополь, 2004. 24 с.
2. Горевой Е. Д., Сусликов В. Н. История развития российского страхового законодательства // Гражданское право. 2012. № 2. С. 14-17.
3. Номоконова З. П. Историко-правовые аспекты развития страхования в России // История государства и права. 2010. № 11. С. 33-37.
4. Таргонский В. А. Страхование от градобития: Краткий очерк развития этой отрасли обеспечения в Германии и России. М. : Типо-лит. т-ва И. Н. Кушнерев и К°, 1892. 65 с.
5. СмирноваМ.Б. Страховое право. М. : Юстицинформ, 2007. 320 с.
6. Шахов В. В. Страхование. М. : ЮНИТИ, 2003. 311 с.
7. Рейтман Л. И. Государственное страхование в СССР. М. : Финансы и статистика, 1989. 336 с.
8. Побережная И. Ю., Назаренко В. В. Исторический аспект развития страхования в России // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2015. №1 (30). С. 241-244.
9. Покидова В. В. Исторические аспекты возникновения и развития сельскохозяйственного страхования в России // Молодой ученый. 2010. № 1-2 (13). Т. 1. С. 242-244.
10. Турчаева И. Н. Страхование в АПК. М. : Юрайт, 2020. 268 с.
11. Худаков Д. Б. История сельскохозяйственного страхования в советский период (1921-1991 гг.) (на примере Иркутского региона) : автореферат дис. ... канд. истор. наук. Иркутск, 2009. 29 с.
12. Галагуза Н. Ф. Сельхозстрахование: что может дать советский опыт // Современные страховые технологии. 2020. № 4 (81). С. 42-49.
13. Рассказов А. Н. Страхование урожая - каким ему быть? // Информациионный бюллетень Минсельхо-за РФ. 2003. № 7. С. 31-40.
14. Носов В. В. Государственное участие в сельскохозяйственном страховании: отечественная практика и мировой опыт // Вестник Саратовского госагроуниверситета им. Н. И. Вавилова. 2013. № 1. С. 82-87.
15. Goodwin B. K. Problems with Market Insurance in Agriculture // American Journal of Agricultural Economics. 2001. Vol. 83. № 3. P. 643-649. DOI 10.1111/0002-9092.00184.
16. Ломакина Т. П. Страхование будущего урожая в современной России. Волгоград : Перемена, 2001. 45 с.
17. Тимофеева Г. В. Развитие интегральной инфраструктуры АПК России: тенденции и механизмы: монография. Волгоград : изд-во ВолГУ, 2005. 123 с.
18. Григоренко И. В., Шкарупа Е. А. Анализ и оценка сельскохозяйственного страхования с позиции эволюционного подхода // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 2-1. С. 332.
19. Соколова И. А. Развитие современной системы агрострахования в России // Проблемы современной экономики. 2011. № 2 (38). С. 307-311.
20. Аршба М. В. Ориентиры страхования сельхозтоваропроизводителей на основе анализа зарубежных моделей // Вопросы регулирования экономики. 2014. Т. 5. № 2. С. 97-104.
21. Avarskii N. D., Alpatov A. V., Khashir A. A., Gumerov V. R., Bogachev A. I., Khashir B. O. Agricultural insurance as a tool of marketing risk management in agriculture // International Journal of Recent Technology and Engineering. 2019. Т. 8. № 3. P. 8274-8285. DOI: 10.35940/ijrte.C6581.098319
22. Карабут Т. Риски вылились в погоду. Что препятствует более активному развитию агрострахования // Агроинвестор. 2020. № 6.
23. Носов В. В. Этапы развития сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2016. № 6. С. 4-9.
Дата поступления статьи в редакцию 19.04.2021, принята к публикации 17.05.2021.
Информация об авторе: БОГАЧЕВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ,
кандидат экономических наук, доцент, руководитель Центра развития сельских территорий и охраны труда Адрес: Орловский государственный аграрный университет им. Н. В. Парахина, 302019, Россия, Орел, ул. Генерала Родина, 69 E-mail: [email protected] Spin-код: 7348-4958
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Nefetidi G. O. Razvitie sel'skohozjajstvennogo strahovanija v uslovijah rynochnyh preobrazovanij [Development of agricultural insurance in the context of market transformations. Ph. D. (Economy) thesis], Stavropol, 2004. 24 p.
2. Gorevoj E. D., Suslikov V. N. Istorija razvitija rossijskogo strahovogo zakonodatel'stva [The history of the development of Russian insurance legislation], Grazhdanskoepravo [Civil law], 2012, No. 2, pp. 14-17.
3. Nomokonova Z. P. Istoriko-pravovye aspekty razvitija strahovanija v Rossii [Historical and legal aspects of the development of insurance in Russia], Istorija gosudarstva i prava [History of State and Law], 2010, No. 11, pp. 33-37.
4. Targonskij V. A. Strahovanie ot gradobitija: Kratkij ocherk razvitija jetoj otrasli obespechenija v Germanii i Rossii [Hail insurance: a brief overview of the development of this security industry in Germany and Russia], Moscow: Kushnerev & K°, 1892, 65 p.
5. Smirnova M. B. Strahovoe pravo [Insurance law], Moscow: Justicinform, 2007, 320 p.
6. Shahov V. V. Strahovanie [Insurance], Moscow: JuNITI, 2003, 311 p.
7. Rejtman L. I. Gosudarstvennoe strahovanie v SSSR [State insurance in the USSR], Moscow: Finance and statistics, 1989, 336 p.
8. Poberezhnaja I. Ju., Nazarenko V. V. Istoricheskij aspekt razvitija strahovanija v Rossii [The historical aspect of the development of insurance in Russia], Biznes. Ob-razovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa [Business. Education. Right. Bulletin of the Volgograd Institute of Business], 2015, No. 1 (30), pp. 241-244.
9. Pokidova V. V. Istoricheskie aspekty vozniknovenija i razvitija sel'skohozjajstvennogo strahovanija v Rossii [Historical aspects of the emergence and development of agricultural insurance in Russia], Molodoj uchenyj [Young scientist], 2010, No. 1-2 (13), Vol. 1, pp. 242-244.
10. Turchaeva I. N. Strahovanie v APK [Insurance in the agro-industrial complex], Moscow: Jurajt, 2020,
268 p.
11. Hudakov D. B. Istorija sel'skohozjajstvennogo strahovanija v sovetskij period (1921-1991 gg.) (na primere Irkutskogo regiona) [History of agricultural insurance in the Soviet period (1921-1991) (on the example of the Irkutsk region). Ph. D. (Economy) thesis], Irkutsk, 2009. 29 p.
12. Galaguza N. F. Sel'hozstrahovanie: chto mozhet dat' sovetskij opyt [Agricultural insurance: what can the Soviet experience give], Sovremennye strahovye tehnologii [Modern insurance technologies], 2020, No. 4 (81), pp. 42-49.
13. Rasskazov A. N. Strahovanie urozhaja - kakim emu byt'? [Crop insurance - what should it be?], Informacii-onnyj Bjulleten' Minsel'hoza RF [Information Bulletin of the Ministry of Agriculture of the Russian Federation], 2003, No. 7, pp. 31-40.
14. Nosov V. V. Gosudarstvennoe uchastie v sel'skohozjajstvennom strahovanii: otechestvennaja praktika i mi-rovoj opyt [State participation in agricultural insurance: domestic practice and world experience], Vestnik Sara-tovskogo gosagrouniversiteta im. N. I. Vavilova [Bulletin of the Saratov State Agrarian University. N. I. Vavilov], 2013, No. 1, pp. 82-87.
15. Goodwin B. K. Problems with Market Insurance in Agriculture, American Journal of Agricultural Economics, 2001, Vol. 83, No. 3, pp. 643-649. DOI 10.1111/0002-9092.00184.
16. Lomakina T. P. Strahovanie budushhego urozhaja v sovremennoj Rossii [Insurance of the future harvest in modern Russia], Volgograd: Peremena, 2001, 45 p.
17. Timofeeva G. V. Razvitie integral'noj infrastruktury APK Rossii: tendencii i mehanizmy [Development of the integral infrastructure of the agro-industrial complex of Russia: trends and mechanisms], Volgograd: Publishing House of Volgograd State University, 2005, 123 p.
18. Grigorenko I. V., Shkarupa E. A. Analiz i ocenka sel'skohozjajstvennogo strahovanija s pozicii jevoljucion-nogo podhoda [Analysis and assessment of agricultural insurance from the standpoint of an evolutionary approach], Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education], 2015, No. 2-1, pp. 332.
19. Sokolova I. A. Razvitie sovremennoj sistemy agrostrahovanija v Rossii [Development of the modern agricultural insurance system in Russia], Problemy sovremennoj jekonomiki [Problems of modern economics], 2011, No. 2 (38), pp. 307-311.
20. Arshba M. V. Orientiry strahovanija sel'hoztovaroproizvoditelej na osnove analiza zarubezhnyh modelej [Landmarks of insurance of agricultural producers based on the analysis of foreign models], Voprosy regulirovanija jekonomiki [Issues of regulation of the economy], 2014, Vol. 5. No. 2, pp. 97-104.
21. Avarskii N. D., Alpatov A. V., Khashir A. A., Gumerov V. R., Bogachev A. I., Khashir B. O. Agricultural insurance as a tool of marketing risk management in agriculture, International Journal of Recent Technology and Engineering, 2019, Vol. 8, No. 3, pp. 8274-8285. DOI: 10.35940/ijrte.C6581.098319
22. Karabut T. Riski vylilis' v pogodu. Chto prepjatstvuet bolee aktivnomu razvitiju agrostrahovanija [Risks resulted in the weather. What prevents the more active development of agricultural insurance], Agroinvestor [Agroinves-tor], 2020, No. 6.
23. Nosov V. V. Jetapy razvitija sel'skohozjajstvennogo strahovanija s gosudarstvennoj podderzhkoj [Stages of development of agricultural insurance with state support], Intellekt.Innovacii. Investicii [Intellect. Innovation. Investment], 2016, No. 6, pp. 4-9.
The article was submitted 19.04.2021, accept for publication 17.05.2021.
Information about the author: BOGACHEV ALEXANDR IVANOVICH,
Ph. D. (Economy), associate professor, director Center for Rural Development and Labor Protection Address: Orel State Agrarian University, 302019, Russia, Orel, Generala Rodina St., 69 E-mail: [email protected] Spin-code: 7348-4958
Author have read and approved the final version of the manuscript.