Научная статья на тему 'Финансовый контроль высших учебных заведений'

Финансовый контроль высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1014
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ / FINANCIAL CONTROL / ДОКУМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА / DOCUMENTARY CHECK / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ПЛАН / STRATEGIC PLAN

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панкратова Татьяна Александровна

Задача финансового контроля состоит во вскрытии отступлений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности, результативности и экономичности управления ресурсами. Наличие финансового контроля в бюджетном учреждении (вузе) является обязательным условием эффективной деятельности в образовательной сфере с целью предупреждения, выявления и пресечения финансовых правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL CONTROL OF UNIVERSITIES

The task of financial control is in the showdown deviations from accepted standards and violations of the principles of legality, efficiency, effectiveness and efficiency of resource management. Availability of financial control in the public institution (university) is a prerequisite for efficient operation in the field of education for the purpose of preventing, detecting and combating financial crimes.

Текст научной работы на тему «Финансовый контроль высших учебных заведений»

ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

УДК 336.6

Татьяна Александровна Панкратова,

к.э.н., проректор по экономике и финансам Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Эл. почта: [email protected]

Задача финансового контроля состоит во вскрытии отступлений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности, результативности и экономичности управления ресурсами. Наличие финансового контроля в бюджетном учреждении (вузе) является обязательным условием эффективной деятельности в образовательной сфере с целью предупреждения, выявления и пресечения финансовых правонарушений.

Ключевые слова: финансовый контроль, документальная проверка, стратегический план.

Tatiana A. Pankratova,

PhD, Vice-Rector for Economy and Finance of the Moscow State University of Economics, Statistics and Informatics (MESI)

E-mail: [email protected]

FINANCIAL CONTROL OF UNIVERSITIES

The task of financial control is in the showdown deviations from accepted standards and violations of the principles of legality, efficiency, effectiveness and efficiency of resource management. Availability of financial control in the public institution (university) is a prerequisite for efficient operation in the field of education for the purpose of preventing, detecting and combating financial crimes.

Keywords: financial control, documentary check, a strategic plan.

1. Введение

Произошедшие рыночные преобразования в российской экономике затронули все сферы деятельности общества, рыночные отношения глубоко проникли и в систему образования. Образовательные услуги стали важным объектом экономических отношений. Система образования представляет широкий круг образовательных услуг и обеспечивает приближение деятельности образовательных учреждений к субъектам предпринимательской деятельности. Развитие рынка образовательных услуг требует предпринимательского подхода вуза к решению проблемы получения доходов, формированию затрат, без которых не может осуществляться получение знаний учащимся.

Экономическая политика вуза должна основываться на принципах законности и объективности, заинтересованности и результативности, открытости и гласности, планомерности, согласований интересов структурных интересов и вуза в целом, равноправия все участников экономической деятельности.

2. Финансовый контроль и задачи финансово-экономической политики вуза

Основными задачами финансово-экономической политики в рамках стратегических задач вуза являются:

• Систематическая и комплексная оценка показателей и анализ финансово-хозяйственного состояния и контроль над возможными рисками в деятельности.

• Выявление и использование экономического потенциала, создание полной и объективной информации финансового состояния вуза, необходимой для принятия оптимальных управленческих решений.

• Бизнес-планирование и развитие проектного менеджмента.

• Разработка современной учетной, инвестиционной и налоговой политики.

• Расширение источников финансирования и объема внебюджетных средств по различным направлениям уставной деятельности вуза.

• Организация эффективной системы рационального управления собственностью, находящейся в оперативном управлении вуза.

• Создание эффективных механизмов по привлечению средств научных, благотворительных фондов в т.ч. фонда целевого капитала и различных инвестиционных программ Министерства образования и науки РФ на развитие приоритетных целевых программ вуза.

• Планирование в рамках консолидированного бюджета вуза отдельных бюджетов по целевым направлениям и программам.

• Дальнейшее развитие системы бюджетирования для всех структурных подразделений.

• Обеспечение открытого планирования доходов и расходов бюджета, активное участие руководителей проектов, Стратегического комитета в разработке проекта бюджета.

• Повышение активности и ответственности руководителей проектов за формирование и расходование средств вуза.

• Оптимизация функционирования сети структурных подразделений, филиалов с учетом оценки финансовых и иных результатов деятельности и перспективы их развития.

Финансирование образовательной деятельности характеризуется значительной долей доходов, порученной от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Финансовая политика вуза в современных условиях должна быть направлена на достижение стратегических и тактических целей по удовлетворению требований, нужд и ожиданий персонала и потребителей (студентов, слушателей и т.д.), улучшение качества предо-

ставляемых услуг и основываться на рациональ-ном и эффективном использовании ресурсов и финансовом контроле. Ежегодный анализ финансирования вуза позволяет планомерно и эффективно использовать бюджетные и внебюджетные средства и планировать дальнейшую финансовую деятельность для достижения наилучших результатов. Необходима работа в следующих направлениях: работа с законами и нормативными правовыми актами; оценка результативности и эффективности финансово-хозяйственных операций; разработка рекомендаций по повышению эффективности управления вузом; подготовка экспер-тно-аналитической информации для принятия управленческих решений; организация контрольных и аналитических мероприятий.

Несмотря на то, что при реализации стратегических задач устанавливается наивысший приоритет -удовлетворение потребности клиентов, при этом непосредственно учитывается эффективность использования финансовых ресурсов вуза. Необходимая и минимально достаточная задача финансового контроля состоит во вскрытии отступлений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности, результативности и экономичности управления ресурсами.

Наличие финансового контроля в бюджетном учреждении (вузе) является обязательным условием эффективной деятельности в образовательной сфере с целью предупреждения, выявления и пресечения финансовых правонарушений. Какие возможны финансовые нарушения и недостатки в образовательном учреждении?

Нарушение - это действие (бездействие), за которое законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации предусмотрена ответственность. В соответствии с законом № 252-ФЗ ст. 7 БК РФ - это действие (бездействие), не подпадающее под определение нарушения, но оцениваемое как неэффективное, когда доказано, что была возможность его выполнения с достижением лучшего результата при использовании данного объёма

средств или можно было достичь данного результата при использовании меньшего объёма средств.

Под последствиями нарушений и недостатков понимаются выявленные и доказанные в ходе проверки дополнительные нагрузки на финансовую систему, иные возможные негативные последствия. С точки зрения целевого назначения, эффективности и правомерности использования объектом проверки денежных средств и имущества и в целях обобщения результатов проверки выделяются следующие группы нарушений и недостатков:

• нецелевое использование (расходование, распоряжение) средств (имущества);

• неправомерное использование (расходование, распоряжение) средств (имущества);

• неэффективное использование (расходование, распоряжение) средств (имущества);

• прочие.

Нецелевое использование средств - это направление и использование их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определённым правовым основанием их получения.

Неправомерное использование (расходование, распоряжение) средств (имущества) - это направление и использование бюджетных средств с нарушением действующего законодательства.

Неэффективное использование (расходование, распоряжение) средств (имущества) - это использование бюджетных средств, не обеспечивающее достижение заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижение наилучших результатов с использованием определённого бюджетом объёма средств.

В вузе организацию внутренних проверок финансово-хозяйственной деятельности должен осуществлять контрольно-ревизионный отдел. Основными задачами проверки в вузе являются контроль за выполнением в структурных подразделениях и филиалах Конституции Российской Федерации, федеральных законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской

Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, приказов Министра образования и науки Российской Федерации и его заместителей; соблюдением государственной дисциплины при использовании финансовых, материальных и трудовых ресурсов; правильным и своевременным обеспечением положенными видами довольствия; законностью финансовых и хозяйственных операций; обеспечением сохранности материальных и денежных средств; состоянием финансового и бухгалтерского учета, а также оказание помощи руководителям (начальникам) структурных подразделений и объектов в ведении финансово-экономической и хозяйственной деятельности, совершенствовании финансового и материального обеспечения.

Кроме выявления нарушений и недостатков, задачей внутреннего контроля является методическая помощь объекту проверки (структурным подразделениям, филиалам) с целью повышения качества и эффективности их деятельности.

Проведению проверки должна предшествовать тщательная подготовка путем изучения актов предыдущей документальной ревизии и проверок, донесений о выполнении предложений по этим актам, заключений соответствующих органов по годовым отчетам, структуры расходов денежных средств, номенклатуры и объемов обеспечения структурных подразделений материальными средствами, руководящими документами, регламентирующими их использование.

В ходе документальной проверки проверяются учетные регистры, первичные оправдательные документы, послужившие основанием для совершения бухгалтерских проводок, плановые и отчетные документы.

Проверка документов проводится путем их тщательного изучения и анализа с одновременной проверкой правильности записей финансовых и хозяйственных операций по книгам учета денежных и материальных средств за период со дня начала последней документальной проверки по день начала очередной проверки, а по кассовым и банковским операци-

ям, кроме того, — за один-два месяца ранее проверенного периода.

В случаях, когда будет установлено, что предыдущей проверкой не были выявлены нарушения, которыми государству или вузу причинен материальный ущерб, проверяющий перепроверяет все оправдательные документы за ранее проверенный период и результаты работы отражает в акте проверки, о чем письменно докладывает начальнику, назначившему проверку, за какой период и кем проводилась предыдущая проверка, а также суммы своевременно не выявленных нарушений.

Проверяющий обязан обеспечить хранение проверяемых документов, книг, электронных носителей информации и других регистров учета, отчетности, исключающее внесение без его ведома в них каких-либо исправлений, записей или отметок. В течение всей проверки по отдельным вопросам проверяемые документы, книги, электронные носители и другие регистры учета, должны храниться в опечатываемом сейфе или хранилище, исключающем доступ к ним других лиц.

При проведении проверки проверяющий документально устанавливает сущность и причины допущенных нарушений, размер причиненного государству или университету материального ущерба, конкретных лиц, по распоряжению или вине которых допущены нарушения, принимает меры к устранению выявленных нарушений. В необходимых случаях вносит предложения руководителю проверяемого подразделения или объекта о возмещении причиненного материального ущерба. Если в процессе проверки не представилось возможным установить либо причины, либо размер ущерба, либо виновных лиц, в акт проверки вносится предложение о назначении административного расследования.

3. Этапы проведения документальной проверки в вузе

Проведение документальной проверки в вузе включает следующие этапы:

1. Проверка наличия денег, ценных бумаг и ценностей в денежном ящике (кассе), бланков строгого

учета, кассовой и авансовой дисциплины.

Проверка наличия денег, ценных бумаг, ценностей в кассе (ревизия кассы) и бланков строгого учета производится внезапно в начале документальной проверки в присутствии старшего кассира или бухгалтера. Перед проверкой кассы проверяющий письменно уточняет у главного (старшего) бухгалтера и старшего кассира о возможных случаях недостач или излишков денег в кассе, ценных бумаг, ценностей и бланков строгого учета со дня последней документальной ревизии или проверки.

По усмотрению проверяющего в период документальной проверки могут производиться повторные проверки кассы. Проверяющий устанавливает соответствие предъявленных наличных денег, ценных бумаг, ценностей и бланков строгого учета остаткам, числящимся на день проверки в кассовой книге, книге учета ценных подарков и книге учета бланков строгого учёта.

2. Проверка кассовой дисциплины.

При проверке кассовой дисциплины необходимо проверить: выполнение установленного порядка получения наличных денег из учреждения банка, а также их хранения в структурном подразделении или объекте. В частности, выделение автотранспорта и вооруженной охраны для перевозки денег из учреждения банка в отдельно расположенные подразделения; своевременность и полноту оприходования полученных денег; соблюдение порядка ежедневной сверки наличия денежных сумм, ценных бумаг и ценностей в денежном ящике (кассе) с данными финансового учета, оформление справок о наличии денег в кассе на конец рабочего дня и сдачу денежного ящика (кассы) под охрану установленным порядком; наличие охранной сигнализации в помещении кассы и ее исправность, соблюдение порядка опечатывания денежного ящика, наличие вторых экземпляров ключей от денежного ящика и порядок их хранения; соблюдение установленного лимита хранения наличных денег в денежном ящике (кассе);

своевременность сдачи в учреждение банка наличных денег в сумме, превышающей установленный лимит хранения их в денежном ящике (кассе); соблюдение установленного порядка покупки промышленных товаров и материалов за наличные деньги и оформления этих покупок; правильность оформления приема и сдачи дел, денежных средств и ценностей при временном убытии главного бухгалтера или бухгалтера-кассира.

3. Проверка авансовой дисциплины.

При проверке авансовой дисциплины проверяющий выясняет: законность и правильность перечисления авансов поставщикам (исполнителям работ), своевременность их погашения; правильность выдачи подотчетных сумм и своевременность их погашения. При необходимости проверяется наличие подотчетных сумм или денежных оправдательных документов у подотчетных лиц; соблюдение установленного порядка отнесения под отчет торговым организациям, поставщикам и исполнителям работ сумм, перечисленных с лицевого счета в порядке предварительной оплаты счетов, и списания этих сумм с подотчета только после получения и оприходования ценностей по книгам материального учета; своевременность получения от поставщиков предварительно оплаченных материальных средств. В необходимых случаях проверяющий принимает меры к отзыву денежных средств из торгующих и других организаций и зачисления их на лицевой счет проверяемого структурного подразделения или объекта; принятие мер к своевременному истребованию авансовых отчетов от всех подотчетных лиц и взысканию просроченной дебиторской задолженности.

При выявлении просроченной безнадежной дебиторской задолженности проверяющий определяет причины, обстоятельства, сумму задолженности, виновных должностных лиц и предлагает руководителю структурного подразделения или объекта организовать истребование задолженности в судебном порядке.

_

4. Проверка наличия денежных средств на лицевом счете и операций по лицевому счету.

Проверяющий устанавливает:

• соответствие остатка денежных средств на день начала проверки, выведенного по учету, остатку на тот же день по выписке из лицевого счета в учреждении банка;

• учет чековых книжек, полученных из учреждения банка, правильность использования чеков (по корешкам чековых книжек) и соблюдение порядка их списания;

• не допускается ли предварительная подпись руководителем незаполненных чеков и не заверяются ли не подписанные руководителем чеки гербовой печатью. При выявлении таких чеков проверяющий немедленно погашает их перечеркиванием, о чем делает запись в акте;

• оприходование сумм, поступивших на лицевой счет части от предприятий, учреждений, организаций и отдельных лиц — путем сверки данных учета с копиями платежных поручений (объявлений), полученных от учреждения банка при выписках из лицевого счета. В случаях отсутствия документов на поступившие на текущий счет суммы, эти документы требуются от учреждения банка или от соответствующих плательщиков; полноту и своевременность оприходования полученных наличных денег в учреждении банка — путем сверки записей в кассовой книге с записями в выписках из лицевого счета и корешках чековых книжек;

• соблюдение установленного порядка перечисления сумм налогов и других сумм в доход бюджетов и внебюджетные фонды.

По перечислениям денежных средств с лицевого счета за материальные ценности и услуги, в необходимых случаях производится сверка взаимных расчетов и проверка законности операций непосредственно

на предприятиях, в учреждениях и организациях.

По всем перечислениям сумм подоходного налога и других сумм в доход бюджета и платежей во внебюджетные фонды в обязательном порядке производится проверка полноты расчетов по данным соответствующих местных финансовых органов и внебюджетных фондов. Результаты сверок оформляются двухсторонними актами; использование лицевого (расчетного) счета для перечисления денежных средств, получения наличных денег и других целей в интересах сторонних организаций и частных лиц.

4. Заключение

Проведение документальной проверки в вузе позволяет получать объективную и независимую оценку действий руководителей всех ключевых уровней управления по основным бизнес-процессам, основными задачами которых должны являться:

• повышение экономической эффективности и увеличение доходов в денежном выражении;

• повышение конкурентоспособности выпускников, результатов НИ-ОКР и инновационной деятельности;

• выявление внутренних резервов во всех звеньях системы управления вузом и подготовка рекомендаций руководству по их эффективному использованию;

• сведение к минимуму рисков, ошибок, нарушений, других возможных потерь репутации вуза;

• соблюдение законности, обеспечение сохранности имущества и достоверности бухгалтерской отчётности.

Выполнение этих задач обеспечит повышение эффективности системы управления основными бизнес-процессами и вуза в целом.

Литература

1. Шувалова Е.Б. Теория и практика государственного налогового

контроля на этапе инновационного развития экономики Российской Федерации: монография / Е.Б. Шувалова, А.Е. Шувалов, М.А. Солярик, П.Ю. Федоров, В.В. Ермаков, А. А. Аксенова, И .В. Самуйлов, Д.М. Михайловская; под общ. ред. Шуваловой Е.Б. - М.: МЭСИ, 2011. - 498 с.

2. Панкратова Т. А. Административные знания как управленческий ресурс инновационного ресурс инновационного развития образовательного учреждения: диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова. Москва, 2011. - 201 с.

3. Тихомирова Н.В. Управление современным университетом, интегрированным в информационное пространство ( концепция, инструменты, методы): диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук / Южный федеральный университет. Москва, 2009. - 445 с.

References

1. Shuvalova E.B. Theory and practice of state fiscal control at the stage of innovation development of the Russian economy: Monograph / E.B. Shuvalova, A.E. Shuvalov, M.A. Solyarik, P.Y. Fedorov, V.V. Ermakov, A.A. Aksenova, I.V. Samuylov, D.M. Mikhailovskaya; edited by EB Shuvalova - M .: MESI, 2011. - 498 p.

2. Pankratova T.A. Administrative management of knowledge as a resource of innovative resource of innovative development of educational institution: the dissertation for the degree of Candidate of Economic Sciences / Yaroslavl State University. P.G. Demidov. Moscow, 2011. - 201 p.

3. Tikhomirova N.V. Management of the modern university, integrated into the information space (concepts, tools, methods): the dissertation for the degree of Doctor of Economics / Southern Federal University. Moscow, 2009. - 445 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.