ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЕТЫ: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
В. В. СЕМЕНИХИН,
руководитель «Экспертбюро Семенихина»
Глава 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) иод названием «Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг» закрепляет несколько самостоятельных составов правонарушений, непосредственно посягающих на общественные отношения в области соблюдения требований действующего законодательства к осуществлению кассовых операций. Следует сказать, что рассматриваемые нарушения порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью не относятся к налоговым правонарушениям и регулируются неналоговым законодательством.
Статья 15.1 КоАП РФ носит название «Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций» (см. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П, утвержденное советом директоров Банка России 19.12.1997 (протокол № 47); Положение о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 24.04.2008 № 318-П; указание Банка России от 14.08.2008 № 2054-У «О порядке ведения кассовых операций с наличной иностранной валютой в уполномоченных банках на территории Российской Федерации» и письмо Банка России от 04.10.1993 № 18 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»),
Кассовые операции — это операции по приему, хранению и расходу наличных денег и денежных документов.
Оформление кассовых операций осуществляется в соответствии с письмом Банка России от 04.10.1993 № 18 «Об утверждении «Порядка
ведения кассовых операций в Российской Федерации».
Согласно нормам данного документа, работая с наличными деньгами, необходимо соблюдать следующие правила:
• предприятия, объединения, организации и учреждения независимо от организационноправовых форм и сферы деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков;
• предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки или применяют другие формы безналичных расчетов, устанавливаемые Банком России в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденное Банком России 03.10.2002 № 2-П);
• для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме (см. постановление Госкомстата России от 18.08.1998 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации»);
• прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин;
• предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются;
• предприятия обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с обслужи-
вающими банками. Наличные деньги могут быть сданы в дневные и вечерние кассы банков инкассаторам и в объединенные кассы при предприятиях для последующей сдачи в банк, а также предприятиям связи для перечисления на счета в банках на основе заключенных договоров (см. гл. 9 «Правила инкассации наличных денег» Положения о порядке ведения кассовых операций и правилах хранения, перевозки и инкассации банкнот и монеты Банка России в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденного Банком России 24.04.2008 № 318-П);
• предприятия не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов для осуществления предстоящих расходов, в том числе на оплату труда;
• следует соблюдать предельный размер расчетов наличными между юридическими лицами идр.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, выражается:
• в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров (см. определение ВАС Российской Федерации от 26.09.2008 № 12113/08 по делу № А08-4716/07-17; постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14.04.2010 по делу № А03-18378/2009; постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.04.2009 по делу № А32-171/2009-51/18-9АЖ). Предельный размер расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами составляете 22.07.2007 ЮОтыс. руб. в рамках одного договора (подробнее см. указание Банка России от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя». Можно посмотреть также официальное разъяснение Банка России от 28.09.2009 № 34-ОР «О применении отдельных положений указания Банка России от 20.06.2007 № 1843-У «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя»);
• в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности. В своем постановлении от25.11.2009 № Ф09-9208/09-С1 поделу№ А07-11760/2009 ФАС Уральского округа отразил, что под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совер-
шаемых при оформлении денежной наличности, в том числе неотражение всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия. Следует также посмотреть постановления ФАС Московского округа от 20.03.2007, 27.03.2007 № КА-А41/1674-07 по делу № А41-К2-10308/06 и ФАС Дальневосточного округа от 30.03.2007,
23.05.2007 № Ф03-А04/07-2/1744 по делу № А04-514/07-1/48;
• в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств (определение ВАС РФ от 04.03.2009 № ВАС-1926/09 по делу № А53-13311/2008-С4-45; постановление ФАС Поволжского округа от 11.03.2010 по делу № А57-17057/2009);
• в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 18.08.2009 № Ф04-4939/2009(12817-А03-31) по делу № А03-759/2009, ФАС Волго-Вятского округа от 18.08.2008 по делу № А28-1776/2008-72/15, ФАС Дальневосточного округа от 22.08.2007,
15.08.2007 № Ф03-А16/07-2/3312 по делу № А16-21АП/2007-3).
Статьей 3 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» установлено, что защита и обеспечение устойчивости рубля — одна из целей деятельности Банка России, который устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации, в том числе организует наличное денежное обращение на ее территории.
Соответственно непосредственным объектом состава правонарушения, закрепленного в ст. 15.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере организации наличного денежного обращения в Российской Федерации.
Субъективная сторона составов, содержащихся в рассматриваемой статье, может выражаться в форме как прямого умысла, так и неосторожности.
Данное правонарушение, независимо от способа его совершения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч руб.; на юридических лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Таким образом, привлечь за такое нарушение законодательства к административной ответственности можно не только виновное должностное лицо, но и организацию в целом.
Статья 15.2 КоАП РФ «Невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций» регламентирует ответственность за невыполнение должностным лицом учреждения банка обязанностей по конт-
ролю за выполнением организациями или их объединениями правил ведения кассовых операций, что влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Автор рекомендует ознакомиться с Положением о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П, утвержденным советом директоров Банка России 19.12.1997, протоколом № 47 и письмом Банка России от 04.10.1993 № 18 «Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации» (вместе с «Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации», утвержденным Банком России
22.09.1993 № 40).
Так, именно последним из рекомендованных выше к ознакомлению документов закреплена обязанность банков систематически проверять соблюдение предприятиями требований порядка ведения кассовых операций.
Проверки порядка ведения кассовых операций в бюджетных организациях осуществляются при этом соответствующими финансовыми органами.
По результатам проверки проверяющим делаются выводы и вносятся необходимые рекомендации руководству предприятия по устранению имеющихся недостатков по оформлению кассовых операций и работе с денежной наличностью.
В свою очередь в приложении № 7 к Положению о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 05.01.1998 № 14-П, утвержденному советом директоров Банка России 19.12.1997, протокол № 47, изложены рекомендации по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью.
В соответствии с данными рекомендациями для осуществления проверки выбираются сведения о произведенных в проверяемом периоде операциях по поступлениям (зачислению) на счета предприятия в учреждении банка наличных денег и их выдачам (списанию) из кассы учреждения банка. Уточняется сумма установленного лимита остатка денег в кассе, наличие разрешения на расходование денежной выручки из кассы предприятия и его условия, согласованный порядок и сроки сдачи выручки в учреждение банка.
Проверка оформляется справкой о результатах проверки соблюдения предприятием порядка работы с денежной наличностью по ф. 0408026.
В ходе проверки предприятия рассматриваются:
• полнота оприходования денежной наличности, полученной в учреждении банка.
Проверяется соответствие записей в кассовой книге данным учреждения банка по суммам и срокам. При наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге предприятия выясняются причины. Фактическое наличие денег в кассе предприятия, а также условия хранения наличных денег и ценностей представителем учреждения банка не проверяются. Полнота оприходования в кассу предприятия наличных денежных средств, полученных в результате хозяйственной деятельности, рассматривается налоговыми органами при проведении проверок соблюдения налогового законодательства;
• полнота сдачи денег в кассу учреждения банка. Рассматривается соблюдение согласованного порядка и сроков сдачи денежной выручки в учреждение банка, уточняется сумма наличных денег, поступивших в кассу за проверяемый период, и сопоставляется с суммой денег, сданных в банк. Проверяется своевременность возврата в учреждение банка не выплаченных в срок средств на заработную плату, выплаты социального характера, других денежных средств. Сверяются суммы и даты сдачи наличных денег в банк с записями в кассовой книге, при наличии расхождений между данными учреждения банка и записями в кассовой книге выясняются причины такого положения;
• соблюдение согласованных с учреждением банка условий расходования поступающих в кассу предприятия наличных денежных средств. На основании первичныхдокументов по учету кассовых операций и других бухгалтерских данных рассматривается соблюдение согласованных с банком условий расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия;
• соблюдение установленных предельных сумм расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. В целях выявления фактов превышения предприятием предельных сумм расчетов наличными деньгами с юридическими лицами за товарно-материальные ценности, выполненные работы и оказанные услуги рассматриваются записи в документах первичной учетной документации по кассовым операциям (записи в кассовом журнале, приходно-расходных документах, кассовой книге), отчеты подотчетных лиц о расходовании полученных наличных денег (проверяются обороты по счету «Расчеты с подотчетными лицами»), атакже товарные чеки,
счета, счета-фактуры. При наличии таких фактов в справке по проверке проставляется сумма произведенного платежа и наименование участников расчетов;
• соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка наличных денег в кассе предприятия. Рассматривается соблюдение установленного учреждением банка лимита остатка кассы на каждый день проверяемого периода. В справке по проверке проставляются данные о лимите остатка кассы, фактических остатках наличных денег в кассе предприятия в дни, когда был превышен лимит. Определяется общая сумма превышения лимита остатка кассы в проверяемом периоде, а также сверхлимитная кассовая наличность (средняя величина), рассчитанная исходя из общей суммы и количества дней превышения лимита остатка кассы;
• ведение кассовой книги и других кассовых документов. Рассматривается соблюдение установленного порядка оформления операций по приему и выдаче наличных денег из кассы предприятия, ведение форм первичной учетной документации по кассовым операциям (приходных и расходных кассовых ордеров, журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов, кассовой книги, книги учета принятых и выданных кассиром наличных денег), составление ежедневного отчета кассира по произведенным кассовым операциям в соответствии с приходно-расходными документами, расчетно-платежными ведомостями. Отмечается качество и периодичность составления первичных кассовых документов по приему и выдаче наличных денег, соответствие записей в приходно-расходных документах записям в кассовой книге идр.;
Справка по результатам проверки составляется в трех экземплярах и подписывается руководителем, главным (старшим) бухгалтером
предприятия и представителем учреждения банка (проверяющим).
Результаты проверки в трехдневный срок рассматриваются руководителем учреждения банка или его заместителем. После этого третий экземпляр справки передается предприятию, второй — остается в документах учреждения банка. При установлении фактов нарушений порядка работы с денежной наличностью первый экземпляр справки направляется органам ФНС России по месту учета налогоплательщика для определения мер ответственности, предусмотренных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
Субъектом правонарушения, регламентированного ст. 15.2 КоАП РФ, как усматривается из диспозиции статьи, является должностное лицо учреждения банка, т. е. субъект данного правонарушения специальный.
Субъективная сторона состава рассматриваемой статьи может выражаться в форме как прямого умысла, так и неосторожности.
С объективной стороны данное правонарушение характеризуется бездействием — невыполнением установленных Банком России требований к учреждениям банков как контролирующим органам.
Список литературы
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001).
2. Об утверждении «Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации»: письмо БанкаРоссии от04.10.1993 № 18.
3. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от05.01.1998 № 14-П: утверждено советомдиректоров БанкаРоссии 19.12.1997.
4. Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации: утвержден Банком России
22.09.1993 № 40.