Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЕ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОПРОМА'

ФИНАНСОВЫЕ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОПРОМА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
170
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСПОРТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / РОБОМОБИЛИ / ЭЛЕКТРОМОБИЛИ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кунцман М.В., Султыгова А.А.

Статья посвящена проблемам преобразования производства на предприятиях автопрома в условиях неопределенности в экономике. Эффективный анализ и использование опыта работы предприятий автопрома во время глубокого кризиса 2008 г. и кризиса 2014 г. позволяет фирмам в настоящее время рассматривать самые разнообразные методы решения сегодняшних проблем отрасли. «Транспорт взаимосвязан со многими сферами экономического и социального функционирования, поэтому для решения проблемы данной отрасли необходимо применять комплексные методы» [1]. В статье рассматриваются пути и методы решения проблем инвестирования и производства в сфере автомобилестроения в условиях современной экономики в регионах РФ, в том числе в условиях пандемии Covid-19. Проведен всесторонний анализ новых транспортных технологий и инновационных моделей, отмечена экологизация современного автомобильного транспорта.«В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в настоящее время Минпромторгом России разработана «Стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2025 года»» [2]. В статье сделан акцент на необходимость государственного влияния и помощи государства фирмам, работающим в отрасли автомобилестроения, в условиях неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кунцман М.В., Султыгова А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL STRATEGIES AT AUTO INDUSTRY ENTERPRISES

The article is devoted to the problems of transformation of production at the enterprises of the automotive industry in the face of uncertainty in the economy. Effective analysis and use of the experience of the automotive industry during the deep crisis of 2008 and the crisis of 2014 allows firms now to consider a wide variety of methods to solve today's problems in the industry. “Transport is interconnected with many areas of economic and social functioning, therefore, to solve the problem of this industry, it is necessary to apply complex methods” [1]. The article discusses the ways and methods of solving the problems of investment and production in the automotive industry in the conditions of the modern economy in the regions of the Russian Federation, including in the context of the Covid-19 pandemic. A comprehensive analysis of new transport technologies and innovative models was carried out, greening of modern road transport was noted.“In accordance with the instructions of the President of the Russian Federation, the Ministry of Industry and Trade of Russia has currently developed the “Strategy for the Development of the Automotive Industry of Russia for the period up to 2025”” [2]. The article focuses on the need for state influence and state assistance to firms operating in the automotive industry in the face of uncertainty.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЕ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОПРОМА»

УДК 338.32.053.3

DOI 10.52375/20728689_2022_1_181

ФИНАНСОВЫЕ СТРАТЕГИИ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ АВТОПРОМА

Кунцман М.В., старший преподаватель кафедры «Экономические теории», ФГБОУВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», e-mail: mvkun@mail.ru Султыгова А.А., к.э.н., доцент кафедры «Экономические теории», ФГБОУ ВО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», e-mail: dzh9473@yandex.ru

Статья посвящена проблемам преобразования производства на предприятиях автопрома в условиях неопределенности в экономике. Эффективный анализ и использование опыта работы предприятий автопрома во время глубокого кризиса 2008 г. и кризиса 2014 г. позволяет фирмам в настоящее время рассматривать самые разнообразные методы решения сегодняшних проблем отрасли. «Транспорт взаимосвязан со многими сферами экономического и социального функционирования, поэтому для решения проблемы данной отрасли необходимо применять комплексные методы» [1]. В статье рассматриваются пути и методы решения проблем инвестирования и производства в сфере автомобилестроения в условиях современной экономики в регионах РФ, в том числе в условиях пандемии Covid-19. Проведен всесторонний анализ новых транспортных технологий и инновационных моделей, отмечена экологизация современного автомобильного транспорта.

«В соответствии с поручением Президента Российской Федерации в настоящее время Минпромторгом России разработана «Стратегия развития автомобильной промышленности России на период до 2025 года»» [2]. В статье сделан акцент на необходимость государственного влияния и помощи государства фирмам, работающим в отрасли автомобилестроения, в условиях неопределенности.

Ключевые слова: транспортные технологии, робомобили, электромобили, инновационная экономика, государственное влияние.

FINANCIAL STRATEGIES AT AUTO INDUSTRY ENTERPRISES

Kuntsman M., head lecturer of the Economic theories chair, FSBEI HE «Moscow Automobile and Road State Technical University (MADI')»,

e-mail: mvkun@mail.ru

Sultigova A., Ph.D., assistant professor of the Economic theories chair, FSBEI HE «Moscow Automobile and Road State Technical University

(MADI)», e-mail: dzh9473@yandex.ru

The article is devoted to the problems of transformation ofproduction at the enterprises of the automotive industry in the face of uncertainty in the economy. Effective analysis and use of the experience of the automotive industry during the deep crisis of2008 and the crisis of 2014 allows firms now to consider a wide variety of methods to solve today's problems in the industry. "Transport is interconnected with many areas of economic and social functioning, therefore, to solve the problem of this industry, it is necessary to apply complex methods" [1]. The article discusses the ways and methods of solving the problems of investment and production in the automotive industry in the conditions of the modern economy in the regions of the Russian Federation, including in the context of the Covid-19 pandemic. A comprehensive analysis of new transport technologies and innovative models was carried out, greening of modern road transport was noted.

"In accordance with the instructions of the President of the Russian Federation, the Ministry of Industry and Trade of Russia has currently developed the "Strategy for the Development of the Automotive Industry of Russia for the period up to 2025"" [2]. The article focuses on the need for state influence and state assistance to firms operating in the automotive industry in the face of uncertainty.

Keywords: transport technologies, robomobiles, electric vehicles, innovative economy, state influence.

Российское автомобилестроение не раз испытало на себе влияние рецессии. Сокращение спроса в большей степени затронуло отечественные автомобили, доля машин иностранных марок отечественной сборки возросла.

Экономический и финансовый кризис 2008 г. сильно повлиял на производство российских автомобилей. Поскольку продажи автомобилей уменьшились в два раза по сравнению с объемом продаж 2007 г., то и производство автомобилей сократилось еще сильнее, так как произошло насыщение рынка. К 2010 г. осталось только три крупных завода, производящих российские легковые автомобили: «АвтоВАЗ», ГАЗ, УАЗ. Из-за сокращения числа заводов общий объем производства тоже уменьшился. Вместе с тем общая численность занятых на предприятиях автомобилестроения в декабре 2008 г. снизилось на 8,6% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года, а средняя зарплата упала на 12,1%. В 2009 г. выпуск всех видов автомобилей и автобусов уменьшилось на 65,2%.

Влияние на дальнейшее развитие российского автомобилестроения окажут развитие сборочных производств иномарок, снижение конкурентоспособности отечественных марок автомобилей, изменение предпочтений населения, рост доходов. Также имеет значение финансовый сервис, маркетинговая активность импортеров и дилеров. В 2010-2011 гг. важное значение имело развитие сборочных производств в россии. К уже существующим к тому времени сборочным предприятиям добавился Chevrolet-Opel. Увеличились мощности заводов Renault, Ford, Toyota. В 2011 г. производить машины в России начали Hyundai, Suzuki, Peugeot Citroen, Mitsubishi.

Также было создано новое совместное предприятие Fiat и Sollers, которое стало производить на территории России 500 тыс. автомобилей в год (девять моделей). В рамках этого совместного предприятия был создан собственный инженерно-технический центр

для разработки новых моделей автомобилей. Спрос на иномарки упал в меньшей степени во время кризиса, чем на отечественные автомобили. Правительство России поддержало привлечение крупнейших мировых автоконцернов к созданию производства в России и одновременно стало проводить протекционистскую политику с целью сохранения российского автопрома.

Все автомобили, которые производятся в России, делятся на две группы российские автомобили и иномарки, собранные на территории РФ. После введения запретительных пошлин в 2009 г. поставки подержанных автомобилей из Японии, Европы и Америки уменьшились в несколько раз. Главная проблема отечественной автомобильной промышленности состоит в том, что выбор в пользу его продукции обусловлен финансовыми возможностями покупателей, а не приверженностью марке автомобиля, так как по качеству и потребительским характеристикам отечественные авто проигрывают зарубежным. Однако, в условиях инфляции, фактор цены теряет свое значение. определенную роль в преодолении сложившегося технологического отставания большинства секторов российской экономики сыграет и совершенствование налоговой политики.

Экономический и финансовый кризис 2008 г. выявил необходимость более действенных мер, в том числе:

• увеличение государственного финансирования НИОКР за счет открытых конкурсов на реализацию новых проектов по выпуску автотранспортной техники; поддержка заводов по производству комплектующих;

• предоставление скидок на их продукцию;

• строительство заводов сборочного производства; реструктуризация ОАО «АвтоВАЗ»;

• применение ускоренной амортизации в отношении основных средств в автомобильной промышленности.

Таблица 1. Производство основных видов автотранспортных средств и оборудования

Годы 2016 2017 2018 2019

Автомобили легковые, тыс. шт. 1120 1356 1565 1525

Автобусы (включая средства автотранспортные пассажирские), тыс. шт. 42,8 40,7 45,8

Автобусы, имеющие технически допустимую максимальную массу более 5 т2) 16,1

Автобусы, имеющие технически допустимую максимальную массу менее 5 т2) 22,8

Троллейбусы, шт. 210 250 181 74

Средства автотранспортные грузовые, тыс. шт. 139 163 157 156

Прицепы и полуприцепы, технически допустимая максимальная масса которых не более 0,75 т, тыс. шт. 98,3 81,7 88,7 96,3

11 С 2019 г. показатель отсутствует в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2). 2) С 2019 г. показатель введен в Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2). Источник: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20_11/Мат.Йт

Российский рынок является привлекательным для розничной продажи автомобилей и, возможно, для осуществления сборочных операций (опять-таки для реализации продукции внутри страны). Одним из основных минусов России является непредсказуемость рынка: слишком велико влияние внешних факторов на потребительский спрос. Среди них можно выделить:

• обменный курс рубля;

• процентные ставки;

• объем автокредитования;

• уровень потребительской уверенности ВВП;

• состояние мировой экономики цен на сырьевые товары;

• эффективность программы антикризисных мер, принятой правительством;

• высокая вероятность нецелевого использования средств.

В 2010 г. было соответствие объема производства автомобилей объему продаж, причем норма запасов готовой продукции составила примерно 4%.

В настоящее время зависимость малых и средних предприятий отрасли возросла «за счет новых потребителей продукции, как по внутренней кооперации, главным образом это локализованные иностранные компании, такие как Fourecia, Valeo, Hi-Lex и проч., а также с предприятиями из других регионов (УАЗ, ГАЗ, Форд соллерс, Шкода, Таката рус. и проч.)» [2]. В регионах РФ транспортная сфера отличается, например, «...отсталая транспортная инфраструктура и обусловленность транспортной системы суровым климатом и сезонностью - основные угрозы экономической безопасности Якутии» [3].

Стратегия развития автопрома до 2030 г. была утверждена 4 мая 2018 г. В ней, в частности, говорится о целях работы предприятий автопрома. Это, в первую очередь, касается удовлетворения внутреннего спроса потребителей.

проведем анализ динамики производства автотранспортных средств за последние четыре года (табл. 1).

Министерство экономразвития считает, что производство легковых автомобилей до 2025 года увеличится и составит 2,21 млн шт. Однако, за период 2016-2018 гг. производство автомобилей выросло, а в 2019 г. упало на 25,6 % по сравнению с производством в 2018 г. Производство грузовых транспортных средств в 2017 г. возросло по сравнению с производством в 2016 г. на 24 тыс. шт., в 2018 г. снизилось на 6 тыс. шт., а в 2019 г. - еще на 1 тыс. шт. Что касается дорожной инфраструктуры, то «в современных условиях при строительстве и ремонте дорог не теряет своей актуальности проблема, как при меньших затратах сделать все возможные действия максимально эффективными и рациональными. Решением этой проблемы является повышение прочностных и иных характеристик дорог, модернизация строительного оборудования и обустройства. т.е. перестройка дорог, их ремонт или реконструкция» [4].

Для повышения эффективности производства в автопроме необходима модернизация процессов производства автомобилей, ориентированных на экспорт. На сегодняшний день Россия производит меньший объем автомобилей не только по сравнению с развитыми странами, но и с такими странами как Мексика, Таиланд и Индия. Повышение производства автомобилей сможет увеличить локализацию производственных процессов в РФ. В такой ситуации очевидно, что нужны дополнительные инвестиции, поскольку «рост инвестиций в финансовые технологии заставляет регулярно пересматривать взгляды на деньги и способы ими управлять» [5].

Объем отгруженных товаров собственного производства растет с 2016 -2019 гг., причем за последний год рост составил 101 млрд. руб., при этом индекс производства составил 99,7 процента к 2018 г. Уменьшилась и среднегодовая численность работников на 1,2 тыс. чел., при этом сальдированный финансовый результат увеличился на 43736 млн руб. (табл. 2).

Важны и финансовые показатели при строительстве транспортной инфраструктуры и автомобильных дорог. Показатели «чрезмерно высокий или низкий рост стоимости автомобильной дороги, как мы уже знаем, зависит от множества факторов: количества полос движения и ширины проезжей части, наличия на них мостов, эстакад и тоннелей, экономико-географического положения местности и природно-климатических условий, при которых шло строительство, грунтовых условий и еще целого ряда показателей» [6].

В Транспортной стратегии говорится о необходимости развития новых транспортных технологий и, соответственно, экспорта автомобилей. Поскольку нельзя отставать от ведущих стран мира о разработке и применению новейших технологий, нужно отметить, что в настоящее время в России уже созданы инновационные модели легковых и грузовых автомобилей, в том числе беспилотных. Но «сооружение дорог с использованием инновационных материалов делает дороги более затратными, но безопасными и долговечными, причиняющими меньший вред, окружающий среде. Однако ни для кого не секрет, что применение новых технологий в дорожном строительстве России сопряжено с финансовыми трудностями» [7]. Однако инновационные и экологичные дорожные покрытия являются важным фактором при строительстве и обустройстве умных городов.

Использование робомобилей в России станет, безусловно, возможным благодаря разработкам компании «Яндекс» на безе автомобилей Hyundai Sonata. Компания «Яндекс» использует с 2009 года методику машинного обучения «Матрикснет». Преимущества использования робомобилей для перевозки пассажиров неоспоримы. Это и снижение затрат на услуги такси, и сокращение аварий на дорогах, и положительное влияние на окружающую среду.

В текущем году прошло испытание российских беспилотных грузовиков в Ямало-Ненецком автономном округе. Компании «Газ-

Таблица 2. Основные показатели работы предприятий по производству автотранспортных средств за период 2016 - 2019 гг.

Годы 2016 2017 2018 2019

Объем отгруженных товаров собственного производства, млрд. руб. 1683 2126 2550 2651

Индекс производства, в процентах к предыдущему году 97,9 120,1 111,5 99,7

Среднегодовая численность работников организаций, тыс. чел. 281,9 290,0 288,8

Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток), млн руб. -65602 53903 97639

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг)1), процентов 2,6 2,3 2,4

1) 2017, 2018 гг. - по данным бухгалтерской отчетности. Знак (-) означает убыток (убыточность). Источник: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20_11/Мат.Йт

Таблица 3. Индексы цен производителей автотранспортных средств (в процентах)

Годы (на декабрь предыдущего года) 2015 2016 2017 2018 2019

Индексы цен производителей автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов 116,0 106,6 103,7 103,7 102,6

Источник: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b20_11/Main.htm

пром нефть» и «КамАЗ» апробировали свою разработку в Арктике [8] и планируют подобный проект в Ханты-Мансийском автономном округе. Проект позволит сократить издержки грузоперевозок и повысить безопасность перевозок. Также прошла тестирование модель «Газпромнефти - Хантоса» ГАЗель Next Электро.

При массовом введении в эксплуатации беспилотных автомобилей произойдет обновление российского автопарка и произойдет качественное изменение экспортной линейки продуктов автопрома. «Особое влияние оказывают новейшие информационные технологии, способные на сегодняшний день быстрыми темпами изменить структуру регионального развития» [9].

Что касается производства и эксплуатации электромобилей, то планируется производить апробированную в Тольятти модель Zetta в количестве 15 тысяч электромобилей в год. Эта модель представляет собой небольшой трехдверный автомобиль с электродвигателем [10]. Но надо также принимать во внимание недостаточное еще количество заправок для электрокаров несмотря на то, что количество их растет. Особенно заметна разница между количеством заправок в Москве и отдаленных регионах.

Развитие автомобильной промышленности в регионах имеет важное значение. На их «экономическое положение и безопасность оказывают влияние финансовая обеспеченность и финансовая самодостаточность региона, что может быть достигнуто только при определенном развитии инновационной деятельности. Развитая транспортная инфраструктура позволяет диверсифицировать экономику рассмотренных регионов» [11]. Государство же должно создавать с помощью иностранного опыта и капитала наилучшие условия для российского автомобилестроения с тем, чтобы его продукцию покупали не только в нашей стране, но и за рубежом [12].

Например, в Нижегородской области автопром является страте -гическим направлением развития региона, действующими являются «Автозавод «ГАЗ»», ПАО «ГАЗ» и ООО «Павловский автобусный завод», которые выпускают как легковые автомобили, так и автосамосвалы, автобусы и их составляющие. Важной составляющей их развития является создание новых рабочих мест. В Ульяновской области сфера автомобилестроения является значимой для РФ, на ее территории производится 95% автобусов и 10% грузовых автомобилей от общего количества, выпускаемых в стране. Строятся предприятия по выпуску автокомпонентов, автомобильных шин и лакокрасочных изделий. Это Bridgestone, Hempel, Takata. Во Владимирской области создано производство современных автобусов «Volgabus-Владимир». Это предприятие оборудовано комплексными роботами и складами; выпускаются в том числе и электробусы.

Самое большое количество электробусов в Европе в настоящее время эксплуатируется в Москве. Прошло всего несколько лет (с 2017 г.) с первых тестовых поездок электробусов на московских маршрутах, а сейчас в Москве троллейбусный парк практически заменен электробусами. Кроме троллейбусов, электробусы заменили и автобусы, которые работали на дизельном топливе, что позволило значительно улучшить экологическую обстановку в Москве. Показатели загрязняющих веществ ниже предельно допустимых. Уменьшился также уровень шума, это ощущается городскими жителями. Экологическая ориентация транспортной сферы входит в Транспортную стратегию Российской Федерации на период до 2030 года [13].

Важно отметить, что в салонах электробусов новые системы климат-контроля, USB - разъемы и другие удобства для пассажиров.

В России компанией «Монарх» была разработана модель премиального электромобиля, который уже подготовлен к сертификации. Предполагаемая стоимость электрокара - от 4,4 миллионов рублей, в производстве используют дорогие материалы. Созданы две версии: S200 и S400, различные по мощности [14]. Всего предполагают создать 30 таких электромобилей.

В Адыгее в приемлемом для потребителей по стоимости сегменте рынка разрабатывают компактную модель электрокара «Ардерия ТС2», который отличается небольшими габаритами для удобства передвижения и парковки.

В 2021 году в Москве, гибридном городе будущего, предусмотрен отказ от автобусов, работающих на дизельном топливе. В то же время количество новых электробусов увеличится на 400. Согласно

Транспортной стратегии, к 2030 году парк «Мосгортранса» будет экологически чистым. Такие значительные изменения в применении новых электробусов привел к повышению эффективности и экологизации автомобильного транспорта в крупнейшем мегаполисе страны. Концентрация диоксида азота в воздухе значительно снизилась и соответствует норме.

Еще одной мерой, повлиявшей на чистоту воздуха в городской среде, стало принятие мер по равномерному режиму движения, включающему в себя меньшее количество светофоров и, соответственно, меньшее количество остановок и стартов автотранспорта. Это дало положительный внешний эффект в виде сокращения вредных выбросов на 30%.

С 1 января 2020 года В РФ повысился утилизационный сбор на грузовые и легковые автомобили в то время, как на новые электромобили это не распространяется: коэффициент 1,63 останется. Автопроизводители говорят о влиянии повышения утилизационного сбора на дальнейшее производство и реализацию продукции.

При производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов индекс цен уменьшался с 2015 г., достигнув в 2019 г. 102,6 % (табл. 3).

В Калининградской области завод «Автотор» располагается в особой экономической зоне, где выпускаются около 250 тысяч легковых и грузовых автомобилей в год. Это автомобили марок Hyundai, BMW, KIA. Также есть производство автомобилей коммерческого назначения Ford Cargo, Hyundai. В целом на территории области создано 30 тысяч дополнительных рабочих мест.

В транспортной стратегии РФ на период до 2030 года одна из основных целей - увеличение доли стоимости отечественного сырья и других составляющих до уровня 70-85%. Этого уровня уже достигли на производствах грузовых автомобилей, тогда как в производстве легковых автомобилей эта цифра составляет 30-60%.

По сравнению с зарубежными производителями автомобилей, где на научные разработки тратят около 4% годового дохода, российские автопредприятия тратят 1-1,5%. Очевидно, что этого недостаточно в период цифровизации экономики и трансформации финансовых методов развития предприятий. Но некоторые компании, например, АвтоВАЗ, изыскивает финансовый и человеческий капитал для производства автомобилей в условиях полной локализации сырья и материалов. Это дает возможность противостоять рискам неопределенности и нестабильности в экономике.

Практически все автоконцерны в 2020 г. в связи с кризисом в производстве из-за пандемии Covid-19 заявили о необходимости государственной помощи для поддержки предприятий и заключения соглашений с другими государствами для повышения экспорта автомобилей. Об этом сообщили представители Hyundai, Ford Sollers.

В 2017 году в результате снижения индекса цен производители автотранспортных средств автомобилей продали на 14% больше, чем по итогам предыдущего года, а легковых - на 11,9%. Важно и то, что локально в РФ было собрано 75% автомобилей. Таким образом, после падения производства автомобилей из-за кризиса в течение четырех лет, рынок стал расти. Однако есть и негативные факты: количество автодилеров продолжило снижаться. Очевидным фактом стала необходимость государственного вмешательства и государственного стимулирования и поддержки производства автомобилей.

Согласно Транспортной стратегии 2017 г. государство оказало поддержку автопроизводителей, повысившее объем экспорта в целом на 12-14% [15]. В результате экспорт легковых автомобилей в страны СНГ увеличился значительно в 2019 г. по сравнению с 2018 г., рост составил 16%, а в страны дальнего зарубежья 19,7%. Это преимущественно страны Ближневосточного и Азиатского регионов. Для повышения дохода и снижения рисков необходимо и в дальнейшем увеличивать экспорт автомобилей. Так, экспорт грузовых автомобилей в страны СНГ уменьшился в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 1,8%, а в страны дальнего зарубежья - на 5,4%. Импорт легковых автомобилей из стран СНГ увеличился в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 56,7%, а из стран дальнего зарубежья - на 0,7%. Что же касается импорта грузовых автомобилей из стран СНГ уменьшился в 2019 г. по сравнению с 2018 г. на 19,2%, а из стран дальнего зарубежья вырос на 21,8% (табл. 4).

Таблица 4. Экспорт легковых и грузовых автомобилей за период с 2000-2019 гг., тыс. шт.

Годы 2000 2005 2010 2015 2016 2017 2018 2019

Экспорт легковых автомобилей в страны СНГ 48,3 95,0 37,0 86,4 45,1 52,1 75,4 87,5

Экспорт грузовых автомобилей в страны СНГ 7,5 40,0 10,1 14,7 8,3 10,9 11,3 11,1

Экспорт легковых автомобилей в страны дальнего зарубежья 67,8 36,4 8,4 11,3 23,4 32,8 18,3 21,9

Экспорт грузовых автомобилей в страны дальнего зарубежья 5,4 9,2 3,3 5,3 6,0 3,7 3,7 3,5

Импорт легковых автомобилей из стран СНГ 14,2 55,3 12,8 13,2 13,4 17,5 13,4 21,0

Импорт грузовых автомобилей из стран СНГ 11,5 9,6 6,3 2,1 3,7 4,8 5,2 4,2

Импорт легковых автомобилей из стран дальнего зарубежья, 57,2 719 582 337 253 250 280 282

Импорт грузовых автомобилей из стран дальнего зарубежья 7,7 40,5 52,7 20,1 16,6 27,2 21,1 25,7

Источник: http: //rosstat.gov.ru/bgd/b20_11/Main.htm

Ориентация автопрома на экспорт продукции способна адаптировать отечественное автомобилестроение к параметрам спроса на зарубежных рынках.

Поддержка государства способствует конкурентоспособности отрасли автомобилестроения на внутренних и внешних рынках при условии создания стимулов для производства. Но государственная поддержка может и не привести к увеличению экспорта. Но российское производство автомобилей в основном ориентировано на внутренний потребительский рынок.

В 2020 году рынок автомобилей сократился в связи с кризисной ситуацией в экономике из-за пандемии Covid-19. За 10 месяцев текущего года произошло падение на 13,9% по сравнению с подобным периодов предыдущего года. Что касается продаж легковых автомобилей, то продажи увеличиваются из-за того, что потребители опасаются роста цен из-за инфляционных процессов [16]. Особенно выросли продажи автомобилей марок Lada, Kia, Renault и Skoda. Рост продаж автомобилей премиальной серии произошел у марок Volvo и Cadillac.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В условиях пандемии Covid-19, отвечая на запросы времени, некоторые автопроизводители начали выпускать автомобили скорой помощи, а поставщики запчастей, с ними сотрудничают. Среди них автопредприятия УАЗ и Ford Sollers. Практически все предприятия автопрома не переставая работали, обеспечивая транспортную безопасность, поскольку техника заводов важна практически для всех отраслей, особенно для больниц, госпиталей, специальных служб. От работы автопредприятий зависит благосостояние работников, их доходы.

На совещании по вопросам развития автомобильной промышленности, проведенном в апреле 2020 года, Президент РФ сказал о необходимых мерах принятия решений в этой сфере обеспечения всех регионов России необходимым автотранспортом [17]. В частности, о закупках государством реанимобилей для системы здравоохранения, о долгосрочных целях и стратегиях регионов для обеспечения стабильной работы предприятий по производству автомобилей и их составляющих, использование современных технологий и сервисов. Было также сказано о необходимости поддерживания потребительского спроса, создания льготных программ для молодых и многодетных семей. Предлагалось предоставление льготных условий лизинга грузового транспорта и льготных условий лизинга для каршеринга автомобилей.

Принятые ранее национальные проекты, в которых предполагается закупка автотехники, будут пересмотрены с целью ускорения закупки автомобилей для устранения угроз экономической безопасности в условиях кризиса, связанного с пандемией.

Литература:

1) Кунцман, М.В. Инвестиционная поддержка транспортной инфраструктуры для обеспечения транспортной безопасности в РФ / М.В. Кунцман, А.А. Султыгова, А.С. Швырева // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2016. - №4 (10). - С. 14.

2) Официальный сайт Правительства Самарской области [Электронный ресурс]. - URL: https://www.samregion.ru/economy/ prom_potencial/ (дата обращения 29.10.20)

3) Кунцман, М.В. Особенности обеспечения экономической безопасности в регионах РФ (на примере Магаданской области и

Республики Саха (Якутия)) / М.В. Кунцман // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2018. - № 1 (15). - С. 17.

4) Кунцман, М.В. Нерациональное использование материальных благ при ремонте автомобильных дорог / М.В. Кунцман, А.А. Султыгова, В.С. Карасева // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2016. - № 3 (9). - С. 6.

5) Кунцман, М.В. Некоторые последствия финансовых технологий, которые меняют мир / М.В. Кунцман, В.В. Суповская // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. -2018. - № 1 (15). - С. 16.

6) Султыгова, А.А. К вопросу использования бюджетных средств при строительстве дорог (на примере европейских стран и США)/ А.А. Султыгова, М.В. Кунцман, С.Т. Атонязов, Г.В. Стародубцев// Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2016. - № 3 (9). - С. 7.

7) Султыгова, А.А. Анализ динамики внедрения инновационных технологий на объектах дорожного хозяйства / А.А. Султыгова, М.В. Кунцман // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2018. - № 1 (28). - С. 44-48.

8) КамАЗ успешно испытал беспилотные грузовики в Арктике [Электронный ресурс]. - URL: https://d-russia.ru/kamaz-uspeshno-ispytal-bespilotnye- (дата обращения 29.10.20)

9) Кунцман, М.В. Факторы и перспективы инновационного развития экономики в субъектах РФ (на примере Самарской и Новосибирской областей) / М.В. Кунцман, А.А. Султыгова // Автомобиль. Дорога. Инфраструктура. - 2019. - №1 (19). - С.11.

10) Названы сроки запуска производства первых электромобилей [Электронный ресурс]. - URL: https://rg.ru/2020/08/03/nazvany-sroki-zapuska (дата обращения 29.10.20)

11) Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.scrf.gov.ru/ security/ (дата обращения 29.10.20)

12) Кунцман, М.В. Проблемы обеспечения экономической безопасности в Ростовской области и Краснодарском крае / М.В. Кунцман, А.А. Султыгова // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2018. - № 1 (28). - С. 32-37.

13) Султыгова, А.А. Причины и особенности проявления современного экономического кризиса (на примере российского АВ-ТОПРОМА) / А.А. Султыгова // Экономические науки. - 2014. - № 110. - С. 28-36.

14) Стали известны подробности о новом российском автомобиле «Монарх» [Электронный ресурс]. - URL: https://www.autonews.ru/ news/5fa91b549a7947cac0aab0b1 (дата обращения 29.10.20)

15) Об утверждении Стратегии развития экспорта продукции автомобильной промышленности [Электронный ресурс]. - URL: http://government.ru/docs/29095/ (дата обращения 20.10.20)

16) Российский авторынок показал рекордный для 2020 года рост [Электронный ресурс]. - URL: https://www.autonews.ru/ news/5fa51a929a7947ed5ceccec1 (дата обращения 20.10.20)

17) Совещание по вопросам развития автомобильной промышленности [Электронный ресурс]. - URL: http://kremlin.ru/events/ president/news/63274 (дата обращения 20.10.20)

18) Кунцман, М.В. Деятельность картелей как угроза экономической безопасности / М.В. Кунцман, А.А. Султыгова // Современные фундаментальные и прикладные исследования. - 2015. - № 4 (19). С. 142-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.