Тенденции и проблемы развития автомобилестроения КНР
Лян Юньсяо
магистрант, кафедра финансового менеджмента, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, [email protected]
Жаворонкова Елена Николаевна
кандидат экономических наук, доцент, Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, [email protected]
Статья посвящена исследованию тенденций и проблем развития рынка автомобилестроения КНР. Авторами изучена динамика продаж на рынке автомобилестроения, тенденции импорта китайских легковых автомобилей, проведен анализ динамики автомобилестроения КНР за период 2016 - 2019гг. Также авторами уточнены некоторые стратегии и векторы успешности китайского автопрома, изучены тенденции поддержки новой ветки развития экологического транспорта в автомобилестроении КНР и проведена стратегическая оценка новых транспортных средств Gree. Помимо указанного, авторами работы изучены ключевые проблемы развития автомобильной промышленности КНР.
Следует отметить, что на данный момент на рынке автомобилестроения КНР наблюдается негативная тенденция - спад в продаже автомобилей и в их производстве. Одна из причин кроется в том, что автомобилестроение в КНР в большей степени испытало на себе последствия мирового финансового кризиса и современного политического кризиса.
На современном этапе негативные тенденции в отрасли автомобилестроения КНР начали проявляться в июне 2018 года и продолжаются по сей день. На данный момент на спад рынка влияют последствия, вызванные мировой пандемией - распространением Covid- 19, падением платежеспособности населения и общим падением уровня жизни граждан. В ходе исследования нами были использованы следующие методы: системный анализ, факторный анализ, инструментарий статистического анализа.
Результат исследования заключается в предлагаемых авторами направлениях совершенствования стратегий развития автомобильной промышленности КНР, в частности, следование стратегии независимого бренда и инноваций в продуктах, модернизация структуры автомобильной промышленности и повышение общей конкурентоспособности, развитие кредитования для поддержки автомобильной промышленности, использование возможностей лизинга.
Ключевые слова: тенденции рынка, автомобилестроение, китайский автопром, стратегическое развитие, стратегии роста, кризис, инновационное развитие.
В настоящее время КНР является лидером на мировом рынке автомобилестроения. Годовой выпуск автомобилей в 2019 году составляет более 24 500 тыс. шт.[13, с. 193-194], что в 20 раз больше выпуска автомобилей в России [11, с. 207-217].
В 2018 г. США остаются на первом месте среди покупателей как легковых, так и грузовых автомобилей. На втором месте потребления в 2018 году располагался Иран с долей потребления 19,5%, а в 2019 году его вытеснила Малайзия [17].
В 2019 году произошел резкий рост покупок китайских недорогих машин со стороны Малайзии (в целом не бедной страны) и со стороны Саудовской Аравии (крайне богатой страны). При этом, в 2019 году США также оставались крупнейшим потребителем продукции китайского автопрома.
КНР остается и крупнейшим поставщиком РФ, при чем основной долей импорта являются автомобили-53% [13, с. 193-194].
США является первой по долевому признаку потребителем китайского автопрома. Такая тенденция не случайна, так как автопром Китая растет стремительными темпами. Улучшается не только дизайн, модельный ряд и объемы производства, но и улучшается качество продукции. При этом, более 30 лет автомобильная промышленность является одной из приоритетных отраслей КНР, происходит различное субсидирование отрасли государством, поощрение создания совместных с иностранными инвесторами предприятий, приобретение новых технологий [6, с. 36-48; 10, с. 386-387].
Кроме того, автомобильная промышленность является основной отраслью экономики КНР. Как стратегическая отрасль национального развития, автомобильная промышленность играет жизненно важную роль в развитии национальной экономики. В настоящее время китайские автомобильные продукты сформировали относительно полную систему автомобильных продуктов, охватывающую множество разновидностей и моделей легковых и грузовых автомобилей и автобусов.
При этом, китайские автопроизводители используют передовые стратегии развития предприятий, а также мощнейшие средства продвижения своей продукции [18]. Проанализируем некоторые стратегии и векторы успешности китайского автопрома.
Во-первых, китайский автопром огромное внимание уделяет вопросам совершенствования внешнеэкономической деятельности.
Во-вторых, еще одна стратегическая тенденция КНР - укрупнение производства, стратегические конгломерации, которые оказывают влияние, как на автопроизводителей, так и на рынок авторитейла. По состоянию на конец 2019 года в КНР существуют около 154 автомобильных производителей [14, с. 69-71].
Также тенденция стратегического развития китайского автопрома продвижение на рынке новых энергетических транспортных средств BYD (build your dream, компания, производящая машины с гибридным двигателем и микролитражные автомобили). В условиях все более ограниченного предложения традиционных энергоноси-
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о м о
о
CS
о
CS
о ш m
X
3
<
m О X X
телеи и снижения качества окружающей среды неизбежно становится тенденция замены новых транспортных средств на новые энергетические транспортные средства [9, с. 133-136].
В настоящий момент в КНР, как и во всем мире, экологическому и устойчивому развитию уделяется большое внимание. В этом контексте для новых энергетических транспортных средств характерна общая тенденция замены традиционных транспортных средств на более экологичные. BYD является лидером в области новых энергетических транспортных средств на рынке в КНР.
Что касается поддержки новой ветки развития китайского автопрома экологичного транспорта со стороны государства следует отметить, что с точки зрения политической и правовой среды, в КНР издано множество нормативных актов и разработано множество методик для поддержки и поощрения разработки транспортных средств малой вместимости в период «двенадцатой пятилетки». То есть, КНР назвал производство новых электротранспортных средств своей стратегической отраслью промышленности.
Проанализируем стратегию роста автомобильной промышленности КНР на примере наиболее динамично развивающегося сегмента рынка электромобилей, т.к. большинство авторов отмечают, что именно за данным сегментом будущее всего автопрома.
Компания BYD - производитель новых энергетических транспортных средств использует стратегию лидерства в затратах [4, с. 69-71].
У BYD затраты ниже, чем у других автопроизводителей, в основном за счет следующих мер:
1. Использование существующих преимуществ для достижения лидерства в расходах.
Поскольку BYD имеет большой опыт работы с аккумуляторами, компания также перенесла этот опыт на новые энергетические транспортные средства. В то же время BYD подражает другим успешным компаниям автомобилестроения, но не ограничивается простой имитацией: BYD заимствуют характеристики автомобилей, которые нравятся покупателям автомобилей разных марок, и интегрируют их в свои продукты, а также внедряют инновации, чтобы приблизить собственные продукты к предпочтениям покупателя.
2. Технологические инновации для достижения лидерства в затратах.
На данном этапе существуют два основных технических ограничения на индустриализацию новых энергетических транспортных средств: накопление энергии аккумуляторных батарей и срок службы батарей. Литий-железо-фосфатные материалы и литий-железо-фосфатные батареи являются наиболее важными направлениями для будущего развития автомобильной промышленности, использующей новые энергоносители. Предприятия, владеющие технологиями производства, могут стать будущими звездами отрасли. В настоящее время BYD является единственной китайской компанией, которая владеет крупномасштабной технологией производства литий-железо-фосфатных аккумуляторов для транспортных средств и занимает лидирующие позиции в мире.
3. Дифференцированный стратегический анализ.
Помимо реализации стратегии лидерства в затратах,
BYD также интегрировала свою стратегию дифференциации в свою новую стратегию развития энергетических транспортных средств. В сентябре 2010 года чистый
электроавтобус BYD K9 сошел с конвейера на заводе BYD в Чанше, Хунань. До сосдания K9 муниципальное правительство Шэньчжэня покупало электрические автобусы у BYD. До настоящего времени более 3000 BYD электроавтобусов были закуплены у BYD в Шэньчжэне по каналам государственных закупок.
Таким образом, ведущая компания BYD китайского рынка автопрома производитель новых энергетических транспортных средств в своей практике использует стратегию концентрированного роста, а также стратегию конкурентного преимущества: передовая технология производства аккумуляторов для энергетических транспортных средств является ключевым фактором для нового энергетического транспортного средства BYD, служит целью роста конкурентного преимущества компании.
Исследователи отмечают, что новая китайская стратегия в области энергетического транспорта должна быть систематической и должна быть усилена с учетом трех аспектов: предприятия, правительства и рынка. Правительство должно проводить налоговую политику, поощрять старания производителей, стимулировать группы потребителей и укреплять строительство инфраструктуры, а в отношении предприятий должна укрепляться автономия предприятий [8, с. 48-63].
Представляется, что в процессе производства новых энергетических транспортных средств также целесообразно эффективно снижать барьеры для выхода на производство электрических транспортных средств, формируя рыночную ситуацию, которая является выгодной для развития небольших компаний по производству электромобилей, для того, чтобы решить трудности в развитии небольших тихоходных электрических транспортных средств на текущем рынке.
Кроме того, по нашему мнению, производителям электромобилей следует снизить стоимость ресурсов исходя из реальной ситуации и избежать проблемы ограничения развития новых отраслей промышленности из-за высокого входного порога на рынке.однако в данном случае также следует следить за соотношением «цена ресурса - качество продукции».
Проанализируем стратегию роста еще одной крупнейшей компании китайского автопрома сферы производства новых энергетических транспортных средств -Gree New Energy.
8 марта 2017 года компания Gree приобрела компанию Zhuhai Yinlong New Energy Co., Ltd. В настоящее время вектор стратегического роста компании - создание новой производственной цепочки с замкнутым циклом производства электромобилей с литиевыми батареями, трансмиссиями электромобилей, комплектными транспортными средствами и интеллектуальными системами пиковой и частотной модуляции энергосистемы [4, с. 449-457].
Проведем поэтапный анализ стратегии конкуренции нового транспортного средства Gree:
1. Преимущества в производственных мощностях.
Gree приобрела компанию Zhuhai Yinlong New Energy
Co., Ltd. На данный момент Gree Automobile имеет три производственные базы в Чжухай, Гуандун, Шицзячжуан и Уань.
2. Технические преимущества.
У Gree есть независимая команда по исследованиям и разработкам, а также определенные технологии разработки, готовый моторный завод и технологии разработки пресс-форм и формования.
3. Финансовые преимущества
В 2019 году компания Zhuhai Yinlong выполнила заказы на продажу 12000 новых энергетических автомобилей, общая стоимость которых составила 15 млрд юаней.
4. Преимущество продаж.
Правительство субсидирует новые энергетические транспортные средства, а также растет осведомленность потребителей об окружающей среде.
Рассмотрим недостатки новых транспортных средств Gree. Gree Electric Appliances вышла в автомобильную индустрию из области бытовой техники. Кондиционеры и автомобили - это два совершенно не связанных продукта, и их производственные процессы и процессы продаж разные. Gree специализируется на производстве небольших автомобилей. При этом, в настоящее время у Gree нет развитой производственной системы [2, с. 1281-1288].
Что касается стратегии развития, Gree следует стратегии дифференциации продукта. Новые энергетические транспортные средства Gree используют исключительно электрический заряд, а технология их аккумуляторов уникальна. В настоящее время первая модель имеет максимальный запас хода более 200 километров и максимальную скорость 150 км / ч, что является неплохими характеристиками для автомобилей такого рода.
Таким образом, развитие передовых технологий производства аккумуляторов для новых транспортных средств является основной задачей Gree New Energy Vehicle, что позволяет компании сохранить свое конкурентное преимущество.
Залогом преимуществ новых транспортных средств компании Gree являются следующие аспекты:
1. Передовая технология производства аккумуляторов для транспортных средств на основе энергии является ключом к сохранению конкурентного преимущества.
Технология является первой производительной силой, а технологические инновации являются фундаментальной гарантией долгосрочного развития предприятия. Только сосредоточившись на технологиях, которые действительно отвечают рыночным требованиям, предприятие может достигнуть роста и в долгосрочной перспективе. Стратегия дифференциации продуктов очень подходит для Gree New Energy Vehicles.
2. Стратегия дифференциации продукта.
Новые энергетические транспортные средства Gree используют чистый электрический двигатель, что является преимуществом по сравнению с другими новыми энергетическими транспортными средствами. Мощность и максимальная скорость первой модели, выставленной в настоящее время, также также отвечают требованиям покупателей. Gree также следует совершенствовать внешний вид своих моделей автомобилей, приложить усилия для улучшения конструкции моделей, цветов, интерьеров и т. д для достижения конкурентных преимуществ [15, с. 69-71].
3. Новые энергетические транспортные средства являются общей тенденцией промышленного развития.
Сотрудничество между предприятиями Gree и Yinlong открыло важные возможности для развития, но в то же время они сталкиваются спроблемами. Можно сказать, что угрозы и возможности существуют параллельно. Gree следует активно соединять возможности развития, технологии, а также использовать такие преимущества, как узнаваемость бренда, экономия на издержках и пр. [2, с. 1281-1288].
Таким образом, проведенный анализ позволяет сделать вывод о том, что новая китайская стратегия в области энергетического транспорта должна быть систематической и она может быть усилена с учетом трех аспектов: предприятия, правительства и рынка: правительству следует проводить налоговую политику, поощрять производителей, стимулировать группы потребителей и укреплять строительство инфраструктуры, а в отношении предприятий целесообразно укреплять их автономию.
Тем не менее, в настоящее время автомобильная промышленность КНР как стратегическая отрасль национального развития не идеальна.
По итогам 2018 года в КНР было продано более 28 миллионов автомобилей. Для сравнения, в США по итогам прошлого года было продано всего 17,8 млн. автомобилей [5, с. 8-12]. На рисунке 5 представлена динамика автомобилестроения КНР за период январь 2016-январь 2019 [16].
При этом, на данный момент на рынке автомобилестроения КНР продолжает наблюдается негативная тенденция - спад в продаже автомобилей и в их производстве.
Следует отметить, что автомобилестроение в большей степени испытало на себе последствия как мирового финансового кризиса 2008-2010 гг., так и современного политического кризиса. В частности, предприятия-производители столкнулись с резким падением спроса на автомобили, падением платежеспособности населения, возникли сложности с поставкой комплектующих и агрегатов в связи с изменением курсов валют и пр. Современными тенденциями являются нарушение политических и экономических связей между предприятиями производственной цепочки, рост безработицы, падение спроса, снижение общего уровня благосостояния граждан.
Негативные тенденции в отрасли автомобилестроения КНР проявились ещё в июне 2018 года. В январе 2019 года падение продаж достигло своего пика: по сравнению с январем 2018 года продажи упали на 15,73%. Количество реализованных автомобилей вернулось на уровень января 2015 года.
Общее падение продаж в 2018 году по сравнению с 2017 составило почти 1 млн автомобилей. Падение продаж в январе 2019 года по сравнению с январем 2018 — почти полмиллиона автомобилей [11, с. 207-217].
В настоящий момент динамика рынка автомобилестроения КНР также отрицательна и спрос на продукцию неуклонно падает. На спад рынка автомобилестроения Китая оказывают влияние множество политических факторов, мировой кризис, вызванный мировой пандемией - распространением Covid- 19, падением платежеспособности населения и общим падением уровня жизни граждан.
Выявим также внутренние причины кризисных явлений китайского автопрома:
1. Зависимость от совместных предприятий и отсутствия собственных инноваций. Следует отметить, что хотя китайские автомобильные компании активно сотрудничают с известными зарубежными группами автомобильных предприятий, основные технологии КНР зависят от совместных предприятий и их инновационных возможностей;
2. Зависимость от основных мировых технологий и тенденций. Группы автомобильных предприятий начали
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о м о
о сч о сч
о ш m
X
3
<
m О X X
всестороннюю конкуренцию на китайском рынке, но китайским автомобильным предприятиям сложно конкурировать с международными из-за их слабых сторон, таких как малые масштабы, низкая концентрация производства, низкая эффективность, недостаточное использование масштабных эффектов и чрезмерно разбросанные промышленные организации.
3. Наличие плохой репутации товаров из КНР, в основном связанная с низким качеством выпускаемой продукции.
5. Влияние мировых кризисов. В данном случае речь идет о падении спроса на рынке, падении покупательской способности населения [13, с. 193-194].
В последние годы темпы экономического развития замедлились, и Китай также активно проводит реформы в сфере предложения. Китай активно корректирует свою промышленную структуру, активно развивает «зеленую» экономику и способствует устойчивому развитию своей экономики и общества [1, с. 1-6].
В то же время, по нашему мнению, целесообразно увеличить и ускорить развитие третичной промышленности (это сфера услуг, к которой в том числе относят транспорт), расширить внутренний спрос и способствовать постепенному увеличению уровня потребления жителей КНР. Автомобилестроение в КНР, поддерживаемое государством, в будущем имеет хорошие перспективы с учетом быстрого и устойчивого роста экономики КНР и постепенного улучшения уровня жизни населения КНР [3, с. 102-109].
Как отмечают исследователи, для достижения максимальной эффективности в кризисных условиях развития, для роста китайского автопрома необходимы следующие условия:
1. Инновационное развитие как основа развития автомобилестроения, реализация стратегии независимого бренда. Собственные бренды являются носителями инноваций. Поддержка собственных брендов может позволить предприятиям получить дальнейшее развитие за счет расширения масштабов рынка: во-первых, исходя из национальных условий КНР, стать известным национальным брендом , во-вторых, реагировать на международную конкуренцию и стать всемирно известным брендом.
Приняв эффективные методы маркетинга, КНР также формулирует планирование социальной ответственности, существенно укрепляет консолидацию имиджа бренда, повышает доверие общества и признание автомобилей собственной марки КНР. По нашему мнению, усиление инвестиций в продуктовые инновации на соврменном этапе является залогом будущего роста отрасли автомобилестроения КНР.
В целом, направление инноваций в продуктах также должно следовать модели устойчивого роста.
2. Модернизация структуры автомобильной промышленности и повышение общей конкурентоспособности предприятий автомобилестроения. Развитие автомобильной промышленности в основном основано на способах группировки и массового производства. В XXI веке конкуренция на международном автомобильном рынке усилилась. С учетом нынешнего положения китайских предприятий следует целенаправленно содействовать корректировке и реорганизации структуры автомобильной промышленности, интегрировать развитие, расширять масштабы предприятий и извлекать выгоду из экономики, а также повышать конкурентоспособность [14, с. 69-71].
Целесообразно разумное распределение ресурсов, с целью избежать дублирования строительства. Предприятия могут принять стратегию вертикальной интеграции, создать соответствующие резервные отрасли поддержки автомобилестроения или укрепить сотрудничество с компаниями-производителями комплектующих для формирования технического альянса и снижения производственных затрат.
3. Развитие кредитования для поддержки автомобильной промышленности. С ростом экономики КНР автомобили должны стать следующей горячей точкой для потребления, поэтому целесообразно разрешить квалифицированным компаниям создавать небанковские финансовые учреждения, которые профессионально обслуживают продажи автомобилей на основе обеспечения кредитной безопасности [3, с. 102-109].
4. Развитие лизинга. Увеличение потребления через лизинг как способ финансирования приобретения автомобиля также позволит расширить долю рынка. На основе зарубежного опыта и национальных условий КНР одна из ключевых задач видится в использовании полезных предложений по устойчивому развитию потребительского кредитования в стране [7, с. 34-38].
Авторы отмечают также, что в течение следующих 15 лет произойдет смена лидеров на автомобильном рынке. Уровень технологического развития КНР позволяет рассчитывать на успех в соревнованиях за лидерство на рынке. Для этого, в том числе, необходимо произвести следующие шаги:
1. Создать консорциум в сфере электрического, беспилотного, подключенного транспорта - организационная форма, ключевые продукты, условия участия государства, условия участия бизнеса.
2. Сформировать нормативную базу в виде правовой формы, разработка НИОКР, отработки технологий, создание стандартов.
3. Меры государственной поддержки должны обеспечить: формирование спроса, поддержку НИОКР, возможность эксплуатации и ППО, безопасность.
Естественно, меры государственного регулирования должны опираться на мировой опыт в сочетании со сложившимися условиями и финансовыми возможностями.
Таким образом, в настоящий момент КНР - это мировой лидер по производству автомобилей, где годовой выпуск составляет более 24 500 тыс. шт., что в 20 раз больше выпуска автомобилей в РФ. Автомобильная промышленность КНР имеет огромный производственный и рыночный потенциал, в стране есть все необходимые ресурсы, которыми с помощью государства следует правильно воспользоваться.
Нами был проведен анализ двух крупнейших производителей энергетических транспортных средств: BYD, Gree New Energy. Анализ показал, что BYD выбрала стрегию лидерства, главная задача — добиться снижения издержек. В качестве поддерживающих стратегий компания BYD в своей практике использует стратегию концентрированного роста, а также стратегию конкурентного преимущества: передовая технология производства аккумуляторов для энергетических транспортных средств является ключевым фактором для нового энергетического транспортного средства BYD, служит целью роста конкурентного преимущества компании.
Компания Gree New Energy следует стратегии специализации, стремится к завоеванию лидерских позиций в своем сегменте. В данном случае компания использует
преимущества в производственных мощностях, технические преимущества производства, финансовые преимущества и преимущество в продажах в силу субсидирования ее проектов государством, дифференциацию продукта.
Тем не менее, современные тенденции развития автомобилестроения КНР находятся в кризисе, наблюдается падение спроса на автомобили, падение платежеспособности населений, производители сталкиваются со сложностями закупки комплектующих и агрегатов в связи с изменением курса валюты и пр. В целом, рынок автомобилестроения во всем мире испытывает кризисные явления, спрос на продукцию производителей падает.
4. Кризисные явления на рынке автопроизводителей КНР вызваны как внешними экономическими и политическими факторами - мировым экономическим и политическим кризисом (падением спроса на автомобили, падением платежеспособности населения, сложностями с поставкой комплектующих и пр. ), так и внутренними факторами. Среди внутренних проблем можно отметить следующие:
а) зависимость от совместных предприятий и отсутствия независимых инновационных возможностей. Следует отметить, что хотя китайские автомобильные компании активно сотрудничают с известными зарубежными группами автомобильных предприятий, основные технологии КНР зависят от совместных предприятий и отсутствия независимых инновационных возможностей [12, с. 126-130].
б) зависимость от основных мировых технологий и тенденций. Группы автомобильных предприятий начали всестороннюю конкуренцию на китайском рынке, но китайским автомобильным предприятиям сложно конкурировать с международными из-за их слабых сторон, таких как малые масштабы, низкая концентрация производства, низкая эффективность, недостаточное использование масштабных эффектов и чрезмерно разбросанные промышленные организации.
г) Наличие плохой репутации товаров из КНР, в основном связанная с низким качеством выпускаемой продукции.
При этом, авторами разработаны пути совершенствования стратегического развития автомобильной промышленности КНР. По нашему мнению, во-первых, целесообразно придерживаться стратегии независимого бренда и направления инноваций в продуктах, во-вторых, модернизировать структуру самой автомобильной промышленности, расширять масштабы предприятий и извлекать выгоду из экономии, а также повышать конкурентоспособность, в-третьих, развивать кредитование для поддержки автомобильной промышленности, в-четвёртых, использовать лизинг.
В случае смены лидеров на автомобильном рынке, которую прогнозируют исследователи, также целесообразно заранее предусмотреть меры, которые могут стать ключевыми фактрами роста автомобилестроения в КНР, в частности, создать консорциум в сфере электрического, беспилотного, подключенного транспорта, сформировать нормативную базу в сфере НИОКТР, отработки технологий, создании стандартов, определить меры государственной поддержки автомобилестроения.
Литература
1. Bartnik R., Wilhelm M., Fujimoto T. Introduction to innovation in the East Asian automotive industry: Exploring
the interplay between product architectures, firm strategies, and national innovation systems // Technovation. 2018. Vol. 70-71. P. 1-6. DOI:
https://doi.org/10.1016/j.technovation.2018.04.002.
2. Yang D.X., Qiu L.S., Yan J.J., Chen Z.Y., Jiang M. The government regulation and market behavior of the new energy automotive industry // Journal of Cleaner Production. 2019. Vol. 210. P. 1281-1288.
3. Yijie Liu, Yi Liu, Jining Chen. The impact of the Chinese automotive industry: scenarios based on the national environmental goals // Journal of Cleaner Production. 2015. Vol. 96. P. 102-109.
4. Wang J., Lee H.H., Kim K.T., Park D.H. Firm and Product Heterogeneity in China's Automotive Exports // The Asian Journal of Shipping and Logistics. 2015. Vol. 31. Is. 4. P. 449-457.
5. Александров И.А. Динамика и структура развития автомобильной промышленности КНР на современном этапе // Вестник университета (Государственный университет управления). 2019. № 6. С. 8-12.
6. Волгина Н.А., Возмилова С.С. Особенности глобальных цепочек стоимости в автомобильной промышленности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2015. № 2. С. 36-48.
7. Дэн Ч. Роль автомобильной промышленности в процессе экспонентного развития экономики КНР // Грузовик. 2016. № 3. С. 34-38.
8. Красова Е.В., Жилина Л.Н., Хамдамов Ш.Ж. Современные тенденции развития автомобильной промышленности Китая на фоне общемировой интернационализации отрасли // Тренды и управление. 2018. № 4. С. 48-63.
9. Курилов К.Ю. Оценка итогов развития мировой автопромышленности на основе группировки стран производителей автомобилей // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 133-136.
10. Мухаметшина А.М., Швабская А.Л., Антамошкина Е.А. Эволюция автомобильной промышленности в Китае // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2015. Т. 2. № 11. С. 386-387.
11. Сазонов С.Л., Чэнь С. Как автомобили из Китая завоевывают мир // Сборник 13-я пятилетка (2016-2020 гг.) - важнейший этап построения в Китае общества малого благоденствия «сяокан» — М: ИДВ РАН, 2018. С. 207-217.
12. Фролова М.В., Иващенко А.В., Ситников П.В., Путкин В.В. Управление знаниями в электронном университете автомобильного кластера // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2015. № 4. С. 126-130.
13. Юй Ю. Состояние и прогноз развития автотранспортной отрасли Китайской Народной Республики // Транспортное дело России. 2019. № 9. С. 193-194.
14. Ян Я. Роль и механизмы диагностики мотивации персонала в стратегии развития предприятий автомобилестроения Китая // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. Том 7. № 2. С. 69-71. [Электронный ресурс]. URL: https://naukovedenie.ru/PDF/162EVN215.pdf (дата обращения 07.06.2020).
15. Ян Я. Становление автомобильной промышленности Китая // Транспортное дело России. 2019. № 2. С. 69-71.
16. Блок Е. Обвал на крупнейшем мировом авторынке ускоряется // Инфоцентр AfterShock. Каким будет завтра? [Электронный ресурс]. URL: https://aftershock.news/?q=node/733726&full (дата обращения: 14.06.2020)
X X
о го А с.
X
го m
о
м о м о
о сч о сч
о ш m
X
17. Китайский автопром и его экспорт: война, шантаж и хвала (итоги ВЭД 8703 2019). // Infranews.ru - портал о логистике и транспорте [Электронный ресурс]. URL:: http://infranews.ru/info/55520-kitajsky-avtoproiTH-ego-eksport-vojna-shantazh-i-xavala-itogi-ved-8703-2019/ (дата обращения 15.06.2020).
18. Кондратьев В. Автомобильная промышленность: перспективы развития после кризиса [Электронный ресурс]. URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=64426 (дата обращения 20.07.2020).
Trends and problems in the development of China's
automotive industry Liang Yunxiao, Zhavoronkova E.N
Lomonosov Moscow State University
This article is devoted to the study of trends and problems in the development of the automotive market in the PRC. The authors studied the dynamics of sales in the automotive market, trends in the import of Chinese passenger cars, analyzed the dynamics of the automotive industry in the PRC for the period 2016 - 2019. The authors also clarified some of the strategies and vectors of the success of the Chinese car industry, studied the tendencies to support a new branch of the development of ecological transport in the automotive industry of the PRC, and carried out a strategic assessment of the new Gree vehicles. In addition to the above, the authors of the work studied the key problems of the development of the automobile industry in the PRC. It should be noted that at the moment there is a negative trend in the automotive market of the PRC - a decline in the sale of cars and in their production. One of the reasons is that the automotive industry in the PRC has experienced the consequences of the global financial crisis and the current political crisis to a greater extent. At the present stage, negative trends in the automotive industry of the PRC began to manifest themselves in June 2018 and continue to this day. At the moment, the recession in the market is influenced by the consequences caused by the global pandemic - the spread of Covid-19, a drop in the population's ability to pay and a general drop in the standard of living of citizens.
In the course of the research, we used the following methods:
system analysis, factor analysis, statistical analysis tools. The result of the study is the directions proposed by the authors to improve the strategies for the development of the PRC automotive industry, in particular, following the strategy of an independent brand and product innovation, modernizing the structure of the automotive industry and increasing overall competitiveness, developing lending to support the automotive industry, and using leasing opportunities. Keywords: Market trends, China's automotive industry, the Chinese auto industry, population solvency, strategic development, growth strategies, improvement paths, crisis phenomena, negative trends, innovative development. References
1. Yijie Liu, Yi Liu, Jining Chen (2015) The impact of the Chinese automotive industry: scenarios based on the national environmental goals. Journal of Cleaner Production. Vol. 96. P. 102-109.
2. Bartnik R., Wilhelm M., Fujimoto T. (2018) Introduction to innovation in the East Asian automotive industry: Exploring the interplay between product architectures, firm strategies, and national innovation systems. Technovation. 2018. Vol. 70-71. P. 1-6.
3. Yang D.X., Qiu L.S., Yan J.J., Chen Z.Y., Jiang M. (2019) The government regulation and market behavior of the new energy automotive industry. Journal of Cleaner Production. Vol. 210. P. 1281-1288.
4. Wang J., Lee H.H., Kim K.T., Park D.H. (2015) Firm and Product Heterogeneity in China's Automotive Exports. The Asian Journal of Shipping and Logistics.. Vol. 31. Is. 4. P. 449-457.
5. Aleksandrov I.A. (2019) Dinamika i struktura razvitiya avtomobil'noy promyshlennosti KNR na sovremennom etape [Dynamics and structure of the development of the automobile industry in China at the present stage]. Vestnik universiteta (Gosudarstvennyy universitet upravleniya). No 6. P. 8-12.
6. Volgina N.A.. Vozmilova S.S. (2015) Global value chains in the automotive industry: modern trends. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Ser.: Ekonomika. No. P. 36-48.
7. Deng Ch. (2016) The role of the automotive industry in the process of exponential development of china's economy. Gruzovik. No 3. P. 34-38.
8. Krasova E.V., ZHilina L.N., KHamdamov SH.ZH. (2018) Sovremennyye tendentsii razvitiya avtomobil'noy promyshlennosti Kitaya na fone obshchemirovoy internatsionalizatsii otrasli [Current trends in the development of China's automotive industry against the background of global internationalization of the industry]. Trendy i upravleniye. No 4. P. 48-63.
9. Kurilov K.YU. (2018) Otsenka itogov razvitiya mirovoy avtopromyshlennosti na osnove gruppirovki stran proizvoditeley avtomobiley [Assessment of the results of the development of the global automotive industry based on the grouping of car manufacturing countries]. Karel'skiy nauchnyy zhurnal. Vol. 7. No 1 (22). P. 133-136.
10. Mukhametshina M.A., Swabskaya A.L., Antamoshkina E.A. (2015) The evolution of the automotive industry in China. Aktual'nyye problemy aviatsii i kosmonavtiki. Vol. 2. № 11. P. 386-387.
11. Sazonov S.L., Chen S. (2018) How the cars from China are conquering the world. Sbornik 13-ya pyatiletka (2016-2020 gg.)
- vazhneyshiy etap postroyeniya v Kitaye obshchestva malogo blagodenstviya «syaokan». Moscow: IDV RAN. P. 207-217.
12. Frolova M.V., Ivaschenko A.V., Sitnikov P.V., Putkin V.V. (2015) Knowledge management in e-university of automobile cluster. Intellekt. Innovatsii. Investitsii. No 4. P. 126-130.
13. Yuy YU. (2019) Status and outlook of trucking industry of the people's Republic. Transportnoye delo Rossii. No 9. P. 193194.
14. Yan YA. (2015) Role and mechanisms diagnostics employee motivation in the development strategy of china''s automotive enterprises. IInternet-zhurnal «Naukovedeniye». Vol. 7. No 2. P. 69-71.
15. Yan YA. (2019) The development of automotive industry in China. Transportnoye delo Rossii. No. P. 69-71.
16. Block E. The collapse in the world's largest car market is accelerating // Infocenter AfterShock. What will be tomorrow? [Electronic resource]. URL: https://aftershock.news/?q=node/733726&full (date accessed: 14.06.2020)
17. Chinese auto industry and its export: war, blackmail and praise (results of foreign economic activity 8703 2019). // Infranews.ru
- portal about logistics and transport [Electronic resource]. URL :: http://infranews.ru/info/55520-kitajskij-avtoprom-i-ego-eksport-vojna-shantazh-i-xavala-itogi-ved-8703-2019/ (date of access 06/15/2020).
18. Kondratyev V. Automotive industry: development prospects after the crisis [Electronic resource]. URL: http://www.perspektivy.info/print.php?ID=64426 (date of treatment 07/20/2020).
3
<
m о x
X