Научная статья на тему 'Роль внешнеэкономических связей в развитии автомобильной промышленности КНР'

Роль внешнеэкономических связей в развитии автомобильной промышленности КНР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
267
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КНР / АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / МИРОВОЙ РЫНОК АВТОМОБИЛЕЙ / ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александров Иван Александрович

В последние годы КНР, достигнув стабильного уровня развития автомобилестроения, перешла к экспорту и активному наращиванию инвестиционного сотрудничества в автомобильной промышленности. Статья посвящена оценке перспектив развития внешнеэкономических связей предприятий автомобильной промышленности КНР в условиях глобализации мировой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ROLE OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS IN DEVELOPMENT OF AUTOMOTIVE INDUSTRY OF THE PEOPLE''S REPUBLIC OF CHINA

In recent years the People's Republic of China, having reached a stable level of development of automotive industry, passed to export and active strengthening of investment cooperation in automotive industry. The article is devoted to an assessment of prospects of development of foreign economic relations of China' automotive enterprises in the conditions of globalization of the world economy.

Текст научной работы на тему «Роль внешнеэкономических связей в развитии автомобильной промышленности КНР»

Раздел I. РАЗВИТИЕ ОТРАСЛЕВОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

УДК 339.94

ИА. Александров РОЛЬ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

В РАЗВИТИИ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КНР

Аннотация. В последние годы КНР, достигнув стабильного уровня развития автомобилестроения, перешла к экспорту и активному наращиванию инвестиционного сотрудничества в автомобильной промышленности. Статья посвящена оценке перспектив развития внешнеэкономических связей предприятий автомобильной промышленности КНР в условиях глобализации мировой экономики.

Ключевые слова: КНР, автомобильная промышленность, мировой рынок автомобилей, иностранные инвестиции.

Ivan Aiexandrov ROLE OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS

IN DEVELOPMENT OF AUTOMOTIVE INDUSTRY OF THE PEOPLE'S REPUBLIC OF CHINA

Abstract. In recent years the People's Republic of China, having reached a stable level of development of automotive industry, passed to export and active strengthening of investment cooperation in automotive industry. The article is devoted to an assessment of prospects of development offoreign economic relations of China' automotive enterprises in the conditions of globalization of the world economy. Keywords: PRC, automotive industry, world motor vehicles market, foreign investments.

Для стратегии производителей автомобилей в КНР с самого начала ее реализации была характерна оптимальная и успешная комбинация аутсорсинга из ведущих развитых стран с развитием собственного производства [5, с. 8]. Примечательно, что китайцы часто прибегают к копированию моделей автомобилей, наиболее успешно реализуемых на внутреннем рынке, а также способа продвижения собственной продукции на мировой рынок с постепенным переходом от заимствования лишь идеи автомобиля с последующей ее разработкой самостоятельно, но по более низкой цене. Исторически сложившаяся дешевизна трудовых ресурсов КНР, а также ориентация значительной части населения на массовые недорогие автомобили обусловливают высокую рентабельность, однако низкую степень индивидуализированности производства [6, с. 94]. В результате этой политики производители автомобилей в КНР постепенно наращивают свою конкурентоспособность по сравнению с иностранными продуцентами автомобилей. Позиции китайских производителей усиливаются благодаря их кооперации с ведущими автомобильными транснациональными корпорациями (далее - ТНК), которая способствует как существенному расширению модельного ряда, так и росту качества производимой продукции при сохранении невысоких цен.

Рост производства автомобильной техники немало способствовал тому, что была открыта еще одна страница в истории китайской промышленности - экспорт автомобилей. Многие эксперты считали, что в стране со сравнительно низким уровнем автомобилизации и населением численностью 1,3 млрд чел. внутренний рынок долгое время будет единственным потребителем продукции местного автопрома, даже несмотря на высокий потенциал его дальнейшего развития. Однако покупательская способность не была оценена в полной мере - для многих граждан приобретение автомобиля оставалось затруднительным по причине низких доходов. В 2004 г. стали появляться признаки зато-

©Александров И.А., 2014

варивания - предложение стало превышать спрос, но производственные мощности промышленности позволяли наращивать объемы выпуска продукции. Решение было найдено в реализации мер, способствующих выходу китайских автопроизводителей на внешние рынки сбыта. Борясь за качество экспортируемой продукции, в 2007 г. правительство вводит новые требования к предприятиям, производящим автомобили, предназначенные для реализации за пределами страны. В перечень автомобильных заводов, которым было позволено осуществлять экспорт продукции, включены 160 предприятий, в основном это крупные компании, не связанные с зарубежными партнерами лицензионными ограничениями на экспорт.

В последние годы в целях дальнейшего развития многими автомобильными производителями КНР с учетом поддержки государства была принята стратегия экспортной ориентации, что обусловлено ростом первичной конкурентоспособности национального автомобилестроения. Автор полагает, что экспортная ориентация на современном этапе развития автомобилестроения возможна только на основе копирования технологий ведущих автомобильных ТНК. Последнее позволяет наращивать качество, снижая затраты на разработку дизайна, компонентов и узлов. Более низкая итоговая цена по сравнению с дорогой продукцией производителей США, стран ЕС и Японии способствует повышению конкурентоспособности КНР на мировом рынке хотя бы в ограниченной его части. К этому следует добавить, что уменьшение цен достигается на основе дешевизны рабочей силы, ресурсов, электроники местного производства. Очевидно, что сегодня индивидуализации продукции ведущих автомобильных корпораций мира противопоставляется массовость производства китайских производителей. Автомобильные компании КНР ориентируются исключительно на национальный рынок и рынки некоторых стран Азии с низкой покупательной способностью, где цена является основным фактором при выборе продукции.

Пока особенностью внешней торговли автомобилями в КНР является большое число экспортеров продукции (свыше 1000), что обусловило за последние 20 лет снижение средней стоимости одного экспортируемого автомобиля с 16 до 9 тыс. долл., новая система выравнивания цен на продукцию экспорта призвана противодействовать необоснованному снижению цен. Суть этой системы заключается в установлении индикативных цен, которые будут включать налоги на рекультивацию земель, социальное страхование и охрану окружающей среды. Кроме этого, правительство предусмотрело ряд санкций для компаний за незаконные действия в области ценообразования.

Важную роль для активизации экспорта продукции автомобилестроения призвано сыграть преодоление технологической отсталости в КНР. Взятый с 2002 г. курс на наращивание импорта автомобилей был призван решить задачу ускорения транспортного машиностроения, а импорт соответствующего оборудования способствовал не только росту производства, но и повышению качества и расширению ассортимента продукции. Устойчивым спросом автомобильная техника из КНР пользуется в странах Азии и Африки, где высоко ценятся простота конструкции и низкая стоимость, а потребитель не требует соответствия высокому уровню международных стандартов безопасности и качества. Основными импортерами являются Северная Корея, Пакистан, Сирия, Албания, Гана, Судан, Гватемала, Саудовская Аравия, Кувейт, Малайзия, Зимбабве. В целом насчитывается 177 стран [4, с. 19], в которые Китай осуществляет официальные поставки автомобилей. В борьбе за рынки сбыта основным преимуществом китайской продукции остается низкая цена, рассматриваемая зачастую как демпинг и обусловленная низкой себестоимостью и стабильно невысоким курсом национальной валюты, дающим товарам из КНР преимущество на внутренних рынках других стран.

Важную роль во внешнеэкономических связях автомобильной промышленности КНР играет участие в слияниях и поглощениях. На протяжении всей своей истории Китай активно участвовал в различного рода трансграничных сделках по слияниям и поглощениям, а также в стратегических альянсах. На современном этапе развития сделок слияний и поглощений компаний в автомобильной

Раздел I. Развитие отраслевого и регионального управления

промышленности технологические мотивы характерны для компаний из Китая и Индии. Примерами таких сделок являются продажа шведской компании Volvo Car Corporation в 2010 г. китайскому холдингу Zhejiang Geely, а также покупка индийской компанией Tata Motors в 2008 г. британской компании Jaguar Land Rover [6, c. 4].

Для крупнейших мировых автопроизводителей Китай является сегодня наиболее прибыльным рынком, который позволяет компенсировать потери в Европе, где авторынок стремительно сокращается. Годовые продажи на самом большом в мире рынке достигли уже 15,5 млн легковых машин, а показатель выручки автокомпаний взлетел до 617 млрд евро. При этом доминируют здесь иностранцы: в десятку ведущих марок в КНР входят восемь СП с зарубежными партнерами [3]. Совместные предприятия, создаваемые компаниями КНР и иностранными партнерами, наращивают свою конкурентоспособность, открывая в Китае новые центры по исследованиям и разработкам с учетом преимуществ специалистов из КНР и выгодной ценовой политики. Этот факт также характеризует постепенное инкорпорирование китайской автомобильной промышленности в мировой рынок, но опять же с учетом интересов КНР. Если в течение последних десятилетий ключевым направлением для КНР было то, как отвечать требованиям и развиваться в условиях открытости экономики, то в последние годы главной задачей стало развитие КНР как центра производства автомобилей общемирового значения.

Зарубежные автомобильные ТНК развивают в КНР преимущественно предприятия, которые ориентированы на удовлетворение спроса на внутреннем рынке. Тем не менее низкие производственные издержки в КНР предоставляют хорошие возможности иностранным инвесторам для экспорта автомобилей, собранных в КНР. Так, еще в 2002 г. компания Dongfeng и Honda создали совместное предприятие, позволившее китайскому производителю за счет использования дилерской сети Японии легко проникнуть на рынки других стран Азии, поскольку до этого данный рынок фактически был монополизирован японскими ТНК. В связи с этим правительство КНР выдало разрешение японской ТНК контролировать 65 % акций нового предприятия [8]. Уровень инвестиционной привлекательности рынка КНР для зарубежных автомобильных ТНК на современном этапе оценивается как средний [7]. С целью наращивания объемов экспорта автомобилей и компонентов собственного производства правительство КНР пошло по пути создания в районах высокой концентрации автомобильных заводов государственных баз по экспорту продукции и оказания этим предприятиям соответствующей поддержки.

При вступлении в ВТО Китай взял на себя обязательства, связанные с расширением доступа иностранных ТНК на рынок автомобилей КНР, и в целом уже их выполнил. В совокупном объеме импорта автомобилей сегодня преобладают готовые комплекты для сборочных производств. Вместе с тем правительством КНР были установлены жесткие требования к уровню локализации. Так, поначалу производимый на территории страны автомобиль должен как минимум на 40 % состоять из комплектующих местного производства, и только через два года после этот показатель можно увеличить до 60, а через три года - до 80 % [1, с. 46-47].

В последние годы приоритеты привлечения иностранных инвестиций в автомобилестроение КНР изменились. Это, в частности, выразилось в следующем:

1) с 2012 г. сборочные автомобильные производства в КНР исключаются из списка отраслей, поощряемых для зарубежных инвесторов; в нем остались лишь те предприятия, которые занимаются производством двигателей, а также исследованиями и разработками в сфере автомобилестроения [1];

2) директивой Комиссии по национальному развитию и реформам от 2013 г. было предусмотрено увеличение объемов иностранных инвестиций в автомобильную промышленность западных регионов страны [2].

Оба эти направления нацелены, с одной стороны, на повышение наукоемкости и конкурентоспособности автомобилестроения, с другой - на преодоление географической дифференциации и

достижения сбалансированности развития этой отрасли.

Библиографический список

1. Ван Лолинь. Повышение конкурентоспособности китайских производителей // Автомобильная промышленность. - 2006. - № 2.

2. Китай поддержит иностранных инвесторов высокотехнологичных производств [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://chinalogist.ru/book/articles/perevody/kitay-podderzhit-inostrannyh-investorov-vysokotehnologichnyh-proizvodstv.

3. Китайский автопром захватит мир за десять лет [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://rbcdaily.ru/world/562949989200036

4. Морозов С.А., Коробов Д.Г. Автомобильная промышленность КНР: от истоков к перспективам // Журнал автомобильных инженеров. - 2012. - № 2 (73).

5. Смирнов Е.Н. Китай становится автомобильной державой // Азия и Африка сегодня. - 2004. - № 6.

6. Смирнов Е.Н. Мировое автомобилестроение: азиатский вектор развития // Восток. Афро-Азиатские общества: история и современность. - 2006. - № 1.

7. Хубиев А.П. Реструктуризация российской автомобильной промышленности в контексте современного мирового опыта слияний и поглощений: дис. ... канд. экон. наук. - М.: ГУУ, 2012.

8. Honda Opens New China Factory to Keep Ahead of Toyota [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bloomberg.com/apps/news?pid=newsarchive&sid=a558Nq_DZxQI&refer=asia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.