Таблица 1
Государственная поддержка автопрома1
Страна Меры поддержки
США Кредиты автопроизводителям на текущую деятельность, на погашение долгов перед поставщиками и на развитие гибридов
Китай Снижение налога на покупку малолитражных автомобилей, снижение налога на имущество, снижение цен на топливо, госзаказ, разрешение на кредиты на автомобили любой стоимости (ранее только на те, что дороже 35 тыс. юаней), субсидии фермерам на обновление парка
Г ермания Премия за утилизацию
Франция Кредиты автопроизводителям, кредиты финансовым подразделениям автопроизводителей, премия за утилизацию 1000 евро, инвестиции в фонд поддержки модернизации оборудования
Россия Беспроцентная ссуда, увеличение госзакупок, госгарантии по кредитам, возврат или перенос налоговых выплат, субсидирование потребительских кредитов
11.14. АДАПТАЦИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Садовникова Юлия Юрьевна, аспирантка, Национальный институт бизнеса, Москва
uusadovnikova@gmail. com
Аннотация: российская автомобильная промышленность -часть мирового автомобилестроения. Рассматривать развитие отечественного автомобильного рынка следует совместно с изучением зарубежного опыта государственного регулирования автомобильной промышленности. За основу возможного для российского автопрома формируемого механизма управления взята политика ориентации на лучший опыт (бенчмаркинг). Сопоставление показателей эффективности дает возможность определить негативные и рациональные направления развития отечественного
автомобилестроения с конкурентами и мировыми лидерами в аналогичной области.
Ключевые слова: государственное регулирование,
автомобильная промышленность, зарубежный опыт, бенчмаркинг.
ADAPTATION OF FOREIGN EXPERIENCE IN STATE REGULATION OF AUTOMOTIVE INDUSTRY
Sadovnikova Julia, postgraduate, National Institute of Business, Moscow
uusadovnikova@gmail. com
Annotation: Russian automotive industry is a part of world automotive industry. Development of domestic automobile market and foreign experience of state regulation it is necessary to study in a complex. The policy of orientation to the best practices (benchmarking) is a basis of the formed Russian mechanism in management. Indicators' comparison of efficiency gives the chance to define the negative and rational directions in development of domestic automotive industry with competitors and world leaders.
Keywords: state regulation, automobile industry, foreign experience, benchmarking.
Рассматривать автомобильную промышленность РФ необходимо с учетом развития мирового автомобилестроения. Мировой рынок продаж автомобилей претерпевает характерные изменения, но основные страны-лидеры остаются прежними: Китай, США, Япония, Бразилия, Германия, Корея, Франция, Россия, Индия, Великобритания, Италия.
Государство любой страны оказывает поддержку в развитии автомобильной отрасли. Организационноэкономический механизм управления
автомобилестроением складывается из комплексных составляющих, которые в первую очередь курирует государство. Государство заинтересовано в стимулировании спроса, однако автопроизводители с осторожностью отзываются о том, какие меры наиболее эффективны.
Развитие автопрома КНР проходит в двух направлениях - на заводах под контролем известных производителей собираются лицензионные модели и производство собственных автомобилей. Однако, автоконцерны часто подавали в суд на китайских автопроизводителей и запрещали продавать схожие машины в Европе, так как продукция Китая слишком похожа на оригиналы европейских производителей. Механизм эффективного развития
автомобилестроения КНР складывается из следующих тенденций:
- цена-качество (конкурентов в этом направлении у Китая нет);
- китайские автогиганты строятся в других странах. Например, с февраля 2012 года китайский концерн Great Wall начал выпуск своих автомобилей в Болгарии (машины предназначены для Болгарии, Румынии и Турции). Китайцы имеют собственные сборочные производства во многих странах мира, в том числе, в России и на Украине. Не ограничиваясь вышеизложенными мерами, китайский автопром, пользуясь мерами государственного протекционизма, диверсифицирует деятельность по увеличению доли на мировом рынке. Для этого Китай:
- постепенно скупает известные бренды мирового автопрома;
- использует государственное финансирование;
- закупает лицензии и технологии у известных зарубежных корпораций;
- создает собственную базу НИОКР;
- защищает отечественного производителя, а именно до 2009 года в стране существовал жесткий режим лицензий, высокие пошлины и другие ограничения на импортные машины. В первой половине 90-х годов пошлины были повышены до 80%, что стимулировало создание автосборочных предприятий в стране. Новые предприятия создавались с участием государства и получали налоговые льготы.
- применяет прямое копирование, за основу взяты почти все популярные автомобильные бренды. К примеру, есть явное сходство у B11 и Daewoo Magnus, кроссовера Tiggo и Toyota Rav4, Geely GE и Rolls-Royce Phantom, BYD T6 и Porsche Cayenne, Great Wall Peri и Fiat Panda и многие другие.
1 http://www.rbcdaily.ru/2009/04/13/industry/410236
Бизнес в законе
6’2012
- быстро реагирует на пожелания покупателей, простота конструкции и ремонта;
- производит автомобили с максимальной базовой комплектацией.
Последствия стихийного бедствия, обрушившегося в марте на Японию, ухудшили экономическое положение страны в целом, в том числе и автомобильную промышленность. В связи с землетрясением дефицит комплектующих остро почувствовали не только японские, но и многие иностранные автокомпании. Однако, панические прогнозы о том, что стихийные бедствия в Японии повлекут за собой падение общего уровня мирового производства автомобилей не оправдались. Японские компании за прошедшие с момента землетрясения четыре месяца практически полностью восстановили объемы производства автомобилей. Тенденции развития японского автопрома таковы:
- расширение сети заграничных филиалов; значительная часть производства вынесена японским автопромом за границу, в том числе, в США;
- Nissan собирается до 2017 года занять 8% мирового авторынка (сейчас у него только 5,8%), в его планах также выпуск 66 новых моделей и присутствие почти во всех сегментах рынка;
- Toyota планирует наращивать свое присутствие на развивающихся рынках странах БРИК;
- удовлетворение растущих потребностей внутреннего рынка;
- сотрудничество с компаниями других ведущих автодержав мира: США, Германии, Италии, Франции, Великобритании, Швеции.
В японском опыте в организации автомобильной промышленности следует принимать во внимание крайне низкие издержки производства, особенно в управлении складскими запасами.
Интернациональные команды менеджеров все время в поисках наиболее гибкой реакции на изменение конъюнктуры рынка, снижая количество машин в одной серии, они внимательно изучают условия спроса при экспортных поставках и индивидуальные запросы покупателей.
Китайский, индийский и российский рынки являются привлекательными рынками спроса для всех мировых автопроизводителей. В настоящее время их тщательно изучают и осваивают значительными темпами. Развитие мирового автопрома видится стабильным, автомобилизация населения продолжает набирать обороты во всем мире. Однако, производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания пошло на спад, со временем их вытеснят АТС с двигателями будущего.
В мировой автомобильной промышленности существует ряд тенденций, которые свидетельствуют о ее значении в ряде смежных с ней отраслей экономики промышленно развитых стран. Наблюдается совершенно новый подход в техническом развитии автомобиля, организации и технологии его производства. Научно-технические тенденции заключаются в уменьшении расхода топлива и снижении вредных выбросов, разработке сверхлегкого автомобиля, повышении безопасности, качества, надежности и долговечности, а также в развитии интеллектуальных автомобильно-дорожных систем. Тенденции в экономической сфере подразумевают снижение издержек производства, цены автомобиля, растущую в связи с
ожесточающимися законодательством и запросами потребителей, стоимость новых конструкторских разработок и внедрение новых технологий. Необходим контроль за усилением конкурентной борьбы за создание автомобиля будущего с целью господства на рынке, а также развитие интеграции автопроизводителей и поставщиков комплектующих.
Американский рынок перенасыщен из-за поставок продукции европейских, японских, южнокорейских и собственных американских автомобильных компаний. Кроме того, американские компании постоянно наращивают выпуск, чтобы успешно конкурировать с иностранными производителями (государство вводит протекционистские меры). В Германии и Франции трудовое законодательство запрещает закрытие старых фабрик и заводов, хотя Renault удалось обойти закон и закрыть свой завод. Примеру этой компании пытаются последовать Ford Europe и GM Europe. Японские компании не могут добиться достаточной прибыльности на внутреннем рынке и поэтому планируют выйти на рынок Европы. В Китае ситуация неоднозначна: экономический бум способствует
развитию отрасли, но для этого он должен быть долговременным, а экономический рост - устойчивым. За последние несколько лет общее производство автомобилей постепенно выросло за счет крупнейших развивающихся стран (КНР, Южная Корея, Мексика, Бразилия, Индия). Такому развитию способствует грамотная инвестиционная государственная политика, географическое положение, дешевая рабочая сила, емкий внутренний рынок. С 2000-го года автомобилизация мира проходила весьма интенсивно. Тенденции, сформировавшиеся в мировой автомобильной промышленности, не изменились по настоящее время - основные мировые автогиганты активно выводят свои мощности на территории стран с дешевой рабочей силой. Процесс глобализации усиливается, взлеты и падения даже одной страны начинают оказывать существенное влияние на мировой автомобильный рынок.
По мнению автора, глобальных изменений в структуре производства, произойти не должно, но тенденция к строительству заводов в развивающихся странах и «странах третьего мира» будет усиливаться. Новые рынки сбыта станут предметом конкурентной борьбы между основными мировыми автогигантами. Ускоренно будут развиваться совместные предприятия, учредителями которых станут компании из разных стран и континентов.
20 стран с крупнейшими автомобильными промышленностями (на 2010 год)
Произведено артотрансгтоюта (единиц^
Китай 18.284JS6?
Япония США 9.625.940 7.761.443
ГеЬмакйя 5.905.935
Heowbjwia 4.271.94.1 .
Бразилия 3.643:353 _
Индга 3.5* .гез
Иопашя 2.387.600
hfeKcuta 2.345.124
Франция 2:227.742
Канада 2.071.026
Таиланд 1.644.513 .
Иран 1.599.454
Россия 1.403.244
Великобританія 1.393.433 _
Турция 1:097.554
Четі 1.07В. 385 _
Польша 869.736
Италия 857359
Л'ГеНТИЮ 716.540
Источник: Статистша производства. ОІСД
Рис. 1. Производство АТС в странах мира.
Современная тенденция и перспектива развития автомобильной промышленности направлена на снижение выбросов вредных веществ в атмосферу. Частичный переход на чисто электрические автомобили возможен как промежуточный этап перед массовой гибридизацией. Об этом говорят многие факты по развитию НИОКР мировых автогигантов. Разработка и внедрение новых типов двигателей смогут снизить стоимость топлива и снизить выброс вредных веществ в атмосферу. Вслед за тенденцией создания АТС стоит проблема утилизации старых, вышедших из употребления авто, комплектующих и расходных материалов.
Однако у иностранных автомобильных компаний есть понимание того, что объединив свои капиталы и силы, они быстрее преодолеют вышеперечисленные проблемы автомобильной индустрии, а также получат хорошую экономию времени и экономию в производстве. Экономия может достигаться, например, при проектировании небольшого числа общих платформ (время проектирования с 5-6 лет уменьшается в два раза), на которых после строится все многообразие моделей дочерних фирм. Примером является концерн Volkswagen, выпускающий на единой платформе восемь моделей четырех марок: VW Golf (первая платформа), Bora и New Beetle, Audi A3 и TT, Seat Toledo и Leon, Skoda Octavia. Союз General Motors-Fiat предусматривает платформы для марок Fiat, Lancia, Alfa Romeo, Opel, Vauxhall и Saab. По словам партнеров, экономия на разработках и внедрении в производство - $2 млрд. за пять лет.
Положительный момент в экономии есть в испытании перспективной продукции и использовании единых узлов, агрегатов и автодеталей. Появляется возможность диктовать цены поставщикам комплектующих. Договоренности между
DaimlerChrysler, General Motors, Ford и Renault/Nissan позволили концернам проводить единую ценовую политику на материалы и комплектующие. Важный
момент - налаженная организационная структура и развитие современных технологий и опыта в НИОКР.
Мотив слияния автопредприятий - современная необходимость расширения рынков сбыта и формирование общей дилерской сети. Например, DaimlerChrysler с помощью Mitsubishi сразу завладел 11% японского рынка. Приобретая небольшие фирмы, автоконцерны получают доступ к нишевым моделям -спорткарам, люкс-маркам, минивэнам или внедорожникам. Речь идет о тех автомобилях, выпуск которых не исчисляется крупными тиражами, а влияет на имидж производителя. Немецкие BMW и Volkswagen завладели британскими статусными автомобилями - Rolls-Royce и Bentley. Расширяет модельный ряд Ford, выкупив у BMW его элитное подразделение Land Rover. Польза - мировое имя и совершенные технологии создания полноприводных автомобилей. Любой из автоконцернов в состоянии раскрутить собственную марку, но на это потребуется гораздо больше времени, сил и финансовых затрат. Волна объединений приведет к образованию нескольких автогигантов, способных выжить в жесткой конкурентной борьбе.
Список литературы:
1. Интернет-портал http://www.rbcdaily.ru/
2. Электронная подписка «Ведомости»
http://www.vedomosti.ru/
3. Интернет-сайт http://news.auto.ru/
4. Интернет-сайт «За рулем» http://www.zr.ru/
5. Интернет-сайт «Авторевю» http://www.autoreview.ru/
6. Официальный сайт «Международная Организация автопроизводителей» http://oica.net/
7. Интернет-сайт http://auto.mail.ru/
8. Садовникова Ю. Ю. Оценка используемых методов и моделей управления автомобильной промышленностью // Бизнес в законе №2, 2012, с. 242-244
Reference list:
1. Internet portal http://www.rbcdaily.ru/
2. Electronic subscriptions «Vedomosti»
http://www.vedomosti.ru/
3. Website http://news.auto.ru/
4. Website «Za rulyom» http://www.zr.ru/
5. Website «Avtorevu» http://www.autoreview.ru/
6. Official site «The International Organization of Motor
Vehicle Manufacturers» http://oica.net/
7. Website http://auto.mail.ru/
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Садовниковой Ю.Ю. «Адаптация зарубежного опыта государственного регулирования автомобильной промышленности»
Глобализация экономики, углубившая неудовлетворительное состояние российской автомобильной промышленности при снижении уровня государственного регулирования, потребовала от предприятий автопрома поиска дополнительных внутренних резервов для достижения конкурентоспособности продукции.
Автором предложено принимать управленческие решения на основе использования передового зарубежного опыта (бенчмаркинга). Детализация мер государственной поддержки США, КНР, Германии, Франции позволили обосновать перспективные тенденции механизма эффективного развития отечественного автопрома.
Вышеизложенное позволяет констатировать теоретическую и практическую значимость обоснованных тенденций и рекомендовать статью к публикации в рецензируемом издании.
Д.э.н., профессор
В.Н. Мысаченко