Научная статья на тему 'Оценочные подходы к стратегии развития автомобильной промышленности'

Оценочные подходы к стратегии развития автомобильной промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
375
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / РАЗВИТИЕ / ОЦЕНОЧНЫЕ ПОДХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Садовникова Юлия Юрьевна

Стратегия развития автомобильной промышленности должна постоянно корректироваться в процессе своего исполнения. Оценочные подходы помогают увидеть полную картину выполнения Стратегии (этапы и их статус выполнения), а также выявить положительные и отрицательные стороны разработанного документа (на начальном стадии или по результатам работы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Estimated approaches to Strategy of development automobile industry

Strategy of development automobile industry should be corrected in the course of execution constantly. Estimated approaches help to see a full picture of Strategy (stages and their status of performance), and also to reveal positive and negative sides of document (at initial stages or by results of work).

Текст научной работы на тему «Оценочные подходы к стратегии развития автомобильной промышленности»

11.15. ОЦЕНОЧНЫЕ ПОДХОДЫ К СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Садовникова Юлия Юрьевна, аспирантка, Национальный институт бизнеса, Москва

[email protected]

Аннотация: стратегия развития автомобильной

промышленности должна постоянно корректироваться в процессе своего исполнения. Оценочные подходы помогают увидеть полную картину выполнения Стратегии (этапы и их статус выполнения), а также выявить положительные и отрицательные стороны разработанного документа (на начальном стадии или по результатам работы).

Ключевые слова: автомобильная промышленность, стратегия, развитие, оценочные подходы.

ESTIMATED APPROACHES TO STRATEGY OF DEVELOPMENT AUTOMOBILE INDUSTRY

Sadovnikova Julia, postgraduate, National Institute of Business, Moscow

[email protected]

Annotation: strategy of development automobile industry should be corrected in the course of execution constantly. Estimated approaches help to see a full picture of Strategy (stages and their status of performance), and also to reveal positive and negative sides of document (at initial stages or by results of work).

Keywords: automobile industry, strategy, development, estimated approaches.

Прогноз развития отечественного

автомобилестроения четко представлен в Стратегии развития автомобильной промышленности Российской Федерации на период до 2020 года. Прогноз развития представлен для сегмента легковых автомобилей, легких коммерческих АТС, грузовых АТС и автобусов.

Прогноз развития для сегмента легковых автомобилей на территории РФ возможен при обеспечении потребительского спроса (80%) за счет внутреннего производства и незначительного объема экспорта (не более 8% от общего объема производства), преимущественно на рынки СНГ. Прогнозируется, что внутреннее производство будет разделено примерно в равных долях между российскими - 52% (1,б5 млн. шт.) и иностранными локализованными производителями -48% (1,5 млн. шт.).

Прогноз развития для сегмента легких коммерческих автомобилей на территории РФ рассмотрен с учетом без тарифной защиты, т.е. с сохранением ставок ввозных таможенных пошлин, утвержденных Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 № 18. Данный прогноз предполагает удовлетворение спроса за счет внутреннего производства (около 65%) и небольшой объем экспорта (не более 14% от общего объема производства), преимущественно на рынки СНГ. Предполагается, что внутреннее производство будет контролироваться преимущественно российскими производителями, которые будут обеспечивать 91% (255 тыс. шт.) от общего объема производства. Ожидается, что на рынке будет два крупных отечественных производителя в партнерстве с иностранными производителями и несколько

небольших локализованных иностранных

производителей.

Прогноз развития для сегмента производства грузовых автомобилей на территории РФ предполагает сохранение действующих ставок ввозных таможенных пошлин.

Предполагается полное обеспечение российского рынка за счет внутреннего производства (190 тыс. шт.), значительный объем экспорта - более 30% (90 тыс. шт.) от общего объема производства, а также производство российских автомобилей за рубежом в объеме около 100 тыс. шт. Доля российских производителей будет составлять 80% от общего объема производства, где 40% доля российских независимых производителей и 40% доля российских производителей в партнерстве с иностранными. Ожидается, что на рынке будет два крупных российских производителя (один независимый и один в партнерстве с иностранным) и 2-3 небольших локализованных иностранных производителя.

Прогноз развития для сегмента автобусов на территории РФ предполагает удовлетворение всего спроса за счет внутреннего производства (27 тыс. шт.

- 77% от общего объема производства) и значительный объем экспорта (8 тыс. шт. - 23% от общего объема производства). Предполагается, что доля независимых российских производителей будет составлять 75% от общего объема производства, российских производителей в партнерстве с иностранными - 23%, а иностранных производителей

- не более 2%. Ожидается, что на рынке будет 2-3 крупных независимых российских производителя, 2-3 российских производителя в партнерстве с иностранным и 2-3 небольших локализованных иностранных производителя.

Вопрос производства автомобильных компонентов, отвечающих по качеству международным стандартам, остро стоит во всех вышеперечисленных областях отечественного автопрома. Сегмент поставщиков автокомпонентов на территории РФ характеризуется практически полным отсутствием современной локальной базы поставщиков и необходимостью привлечения партнеров для создания СП и модернизации российских производителей.

Для положительной реализации развития сегментов автомобильного рынка России необходима реструктуризация ландшафта российских поставщиков автокомпонентов с вертикальной на горизонтальную

специализацию. Существующая вертикальная

специализация подразумевает построение

производителей категорий автокомпонентов под конкретного производителя. При такой ситуации зафиксированы малые объемы и мощности

производств, отсутствие конкуренции, низкое качество продукции, отсутствие инвестиций. Реструктуризация ландшафта российских поставщиков автокомпонентов по горизонтальной специализации предполагает их укрупнение и специализацию по категориям

автокомпонентов с обеспечением поставок для

нескольких автопроизводителей. Планируется, что на каждую категорию автокомпонентов будет приходиться 2-3 производителя, конкурирующих

между собой. Это позволит обеспечить больший объем производства, повысить качество и степень локализации для иностранных производителей.

Учитывая негативные стороны российского

автопрома - устаревшую техническую и

технологическую базу, закрытие заводов по изготовлению автокомпонент, отсутствие инноваций и разработок в НИОКР, на данный конкретный период времени, автор видит развитие отечественного автопрома только с помощью объединения иностранных компаний с российскими. Помимо новых технологий, модернизированных заводов, опыта и новых рабочих мест, наша автомобильная промышленность получит экономию на затратах по всем направлениям своего нового развития. России проще, выгоднее и быстрее развивать автопром, используя все готовое, то есть пользоваться теми разработками, которые придумали и эффективно используют другие страны (бенчмаркинг). Для этого необходимо купить лицензии, права и пробовать делать не хуже. Но сперва необходимо избавиться от старых заводов со старой технической базой и построить новые, так как создавать с нуля проще и экономичнее, чем модернизировать и переделывать устаревшие образцы.

Отстроить соответствующие современным стандартам заводы по изготовлению АТС могут только иностранные компании. Вопрос в том, как привлечь зарубежных инвесторов и убедить их строить бизнес в России. Спасение отечественного автопрома автор видит в слиянии отечественных и иностранных компаний. Такому прогнозу послужил ряд положительных факторов.

1. Совместное предприятие General Motors и ОАО «АВТОВАЗ».

СП General Motors и ОАО «АВТОВАЗ» было создано в августе 2001 года. Благодаря объединению уже в 2002-ом отечественный рынок получил современный качественный конкурентоспособный продукт в виде автомобиля Chevrolet NIVA, а выход компании на российский рынок сразу был отмечен Гран-При журнала «За рулем» в номинации «Прорыв года». В 2004-ом СП запустило в производство новый переднеприводный автомобиль Chevrolet VIVA класса «С», который стал на тот момент одним из лучших европейских авто.

В 2002 году с конвейера СП сошло 456 автомобилей, в 2003г. - 25 235, в 2004г. - 55 150,.в 2005г. - 51 810, в 2006г. - 47 881, в 2007г. - 55 052, в 2008г. - 54 654, в 2009г.- 23 101, в 2010г. - 36 996, в 2011г. 57 765. Всего с начала производства реализовано 406 197

автомобилей Chevrolet NIVA, в том числе в страны СНГ — 31 5881. Объединение с GT дало АВТОВАЗу качество и опыт европейского уровня, что положительно сказалось на продажах продукции.

2. Совместное предприятие Ford Sollers.

В октябре 2011 года Ford Motor Company и OAO «СОЛЛЕРС» объявили о запуске совместного предприятия в России с равным участием сторон.

Партнерство мирового автогиганта и российского автоконцерна получило льготный кредит, а Россия -новые технологии и рабочие места. СП выпускает линейку легковых и коммерческих автомобилей. Ранее «СОЛЛЕРС» планировал слияние с итальянской компанией «Фиат», с тем чтобы выпускать автомобили на заводе в Набережных Челнах. Но позже компания отказалась от этого решения и предпочла создать СП с «Форд». В результате сотрудничества в Татарстане

1 http://gm-avtovaz.ru/

появилась научная база по двигателестроению, а в общем проект создаст 3 тысячи рабочих мест. Предполагается выпуск 350 тыс. автомобилей ежегодно. В планах СП ведение деятельности по НИОКР, чего российской отрасли крайне не хватает.

3. Совместное предприятие Sollers и Mazda.

В сентябре 2012 года российский автопроизводитель Sollers запустил совместное предприятие с японской Mazda по производству автомобилей во Владивостоке с равными долями владения. Это первый завод, который Mazda открыла за рубежом. В октябре началась сборка внедорожника Mazda CX-5, планируется, что с 2013 года запустят сборку седана Mazda 6, а также модели Sollers для реализации на отечественном рынке.

Производство начнется с выпуска 50 тыс. автомобилей в год. В дальнейшем увеличат производство до 100 тыс. авто. Инвестиции компании в проект составят около 10 млрд руб. Генеральный директор компании Sollers Вадим Швецов, который является основным акционером (58% акций) сообщил, что «советы директоров компаний утвердили инвестиции в размере 350 млн долл. на создание полного цикла производства»2.

Сама группа Sollers создана в 2002 году и объединяет ОАО «Ульяновский автомобильный завод», ОАО «Заволжский моторный завод», ООО «Соллерс-Елабуга», ОАО «Соллерс - Набережные Челны», ООО «Соллерс - Дальний Восток», ЗАО «Соллерс-ИСУЗУ» и совместное предприятие с Fiat. Компания производит и продает автомобили УАЗ, SsangYong (Корея), Fiat (Италия), Isuzu (Япония). Продажи группы Sollers по итогам 2011-го выросли на 25% и составили 115 тыс. 765 автомобилей по сравнению с показателем в 93 тыс. единиц в 2010 году. Такой успех вызван объединением нескольких компаний с четко построенной организационной структурой, что дало эффект синергии. Новое СП даст новые силы для дальнейшего развития и привлечет трудовые ресурсы.

4. Объединение альянса Renault-Nissan и ОАО «АВТОВАЗ».

Renault, приобретя Nissan, получил доступ на рынки стран Азии и Латинской Америки, а также возможность производить ниссановскую внедорожную технику под своим именем. Общая дилерская сеть компаний охватит все стратегические рынки сбыта.

Альянс представляет собой первый пример промышленного и коммерческого партнерства. Созданный в марте 1999 года, он стал третьим по величине автопроизводителем в мире. Возможность использования производственных мощностей обеих компаний (Renault и Nissan) дает альянсу преимущества благодаря снижению расходов на производство и логистику. Слияние с АВТОВАЗом дало более 5000 рабочих мест. Цель -взаимовыгодный обмен идеями, технологиями, инженерными наработками, а также опыт в области маркетинга и развития модельного ряда под брендом LADA. В результате объединения АВТОВАЗа с Renault-Nissan, качество российских автомобилей многократно выросло. За последние два года число

2 http://top.rbc.ru/economics/06/09/2012/668152.shtml

бракованных деталей, попадающих на конвейер

«АВТОВАЗ», сократилось в десять раз.

Причиной сокращения дефектов стал контроль

деталей для Волжского завода специальной службой CSQSD, которую в марте 2010 года внедрили французско-японские партнеры. Полезность

созданной службы подтверждается тем, что за время ее работы количество претензионных обращений от покупателей моделей «Калина» и «Приора»

сократилось вдвое3.

Объединения автомобильных компаний - очевидный успех в автомобильной индустрии, это подтверждается успешной практикой зарубежных стран. Выгода от создания отраслевых кластеров приносит выгоду для всех его участников, в основном по следующим направлениям:

- экономическая стабильность;

- экономия на логистике, транспортировке;

- экономия времени на доставку, производство и пр.;

- новые разработки в НИОКР;

- снижение затрат на закупки.

Российские автомобильные кластеры не успешны. Это объясняется отсутствием выраженной кластерной политики, что не позволяет полностью использовать опыт автомобильных кластеров зарубежных стран. Нельзя отрицать тот факт, что развитие российских автомобильных кластеров позволит реализовать международную интеграцию российских кластеров, например, через проект Евросоюза «Европейская сеть стратегии автомобилестроения» (EASN)4, который предусматривает три направления исследований в рамках проекта:

1. Кадры - профессиональные компетенции, в которых будет нуждаться автомобильная промышленность ЕС, особенно российская (Skills);

2. Инновации - развитие конкурентных преимуществ автомобильной промышленности ЕС через НИОКР (Innovations);

3. Появление кластеров - создание условий для

кооперации конкурирующих европейских

автомобильных регионов и кластеров в интересах автомобильной промышленности ЕС (Clusters).

Для развития производства автомобильных компонентов необходимо развивать партнерские отношения с мировыми производителями, повышая уровень требований по локализации к автопроизводителям, работающим в режиме «промышленной сборки», а также развивать партнерства с мировыми производителями автокомпонентов, так как лишь около 5% российских поставщиков соответствуют мировым стандартам.

Проблему нехватки дорожной и железнодорожной инфраструктуры, складских мощностей в регионах, а также неразвитой логистической сети можно решить путем развития инфраструктуры, в том числе складской, повышением уровня конкуренции логистических компаний с учетом пересмотра тарифной базы технопарков и городов.

Перспективные направления развития автопрома должны проходить под вниманием со стороны государства:

- развитие НИОКР в автомобильной промышленности, поиск и внедрение инноваций, а также создание необходимых условий для НИОКР;

3 http://www.auto-release.ru/2012/03/vaz-quality/

4 EASN - European Automotive Strategy Network.

- повышение доли высокотехнологичных и наукоемких производств в отечественном автопроме;

- расширение производства автомобильных компонентов высокого технического уровня, не уступающих международным требованиям;

- внесение справедливых правок в

законодательство;

- углубление производственной кооперации в автомобилестроении и смежных отраслях и получение эффекта синергии;

- развитие программы утилизации на постоянной основе;

- должна быть снижена коррупционная

составляющая в процессе создания и реализации

производителями АТС;

Также государству стоит обратить внимание на производство социально-значимой продукции:

общественного транспорта, средств и приспособлений для людей с ограниченными возможностями. Данное предложение не будет реализовано предприятием

самостоятельно в силу его невысокой рентабельности. Государству следует предусмотреть дополнения в ФЗ о социальном страховании, дополнив: софинансирование социально значимой

автомобильной продукции.

Автор рекомендует начинать развитие автомобильной промышленности с поиска и развития инноваций. Государственное регулирование инновационного развития автопрома следует осуществлять по следующим направлениям:

- налоговое регулирование должно осуществляться в направлениях снижения ставки; расширения перечня льгот, налоговые скидки - в размере той части прибыли, которая направляется на разработку и освоение инновационной продукции;

- таможенное регулирование - усиление

протекционизма при ввозе продукции для автопрома аналогичной той, что производится или может

производиться (до 80% на производимые а РФ иномарки) на территории России (например, структура рынка карбюраторов изменилась, ухудшив положение отечественных производителей вследствие

строительства в Украине завода, и ввоз на территорию России по заниженным ценам).

- введение акцизного налога на определенные марки

иностранных автомобилей; применение планирования цен на автокомпоненты: на ввозимые - в сторону удорожания, на отечественные - в сторону

удешевления. Таким образом, возникнет конкурентная цена, и как следствие, спрос внутри страны, что положительно скажется на конечной стоимости

продукции.

- административное регулирование - прямой

контроль государства над монополизацией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие полноценной конкуренции приводит к

стагнации, повышению цен, к экономической

неэффективности, что вызывает замедление развития инновационной деятельности автопрома и промышленности в целом.

- поддержка производственных коопераций

(стимулирование объединений кооперантов с помощью налогового регулирования) во благо улучшения показателей работы предприятий -

кооперантов.

Российский автопром может и должен развиваться, главное - выбрать правильное направление.

Список литературы:

1. Официальный сайт Минпромторг России http://www.minpromtorg.gov.ru/

2. Электронная подписка «Ведомости»

http://www.vedomosti.ru/

3. Интернет-сайт http://news.auto.ru/

4. Интернет-сайт «За рулем» http://www.zr.ru/

5. Интернет-сайт «Авторевю» http://www.autoreview.ru/

6. Интернет-портал http://www.rbcdaily.ru/

7. Интернет-сайт http://auto.mail.ru/

8. Садовникова Ю. Ю. Оценка используемых методов и моделей управления автомобильной промышленностью // Бизнес в законе №2, 2012, с. 242-244

Reference list:

1. Official site The ministry of an industry and commerce of the Russian Federation http://www.minpromtorg.gov.ru/

2. An electronic subscription of "Sheet" <http://www.vedomosti.ru/>

3. An Internet site <http://news.auto.ru/>

4. An Internet site "At the wheel" <http://www.zr.ru/>

5. An Internet site "Autorevue" <http://www.autoreview.ru/>

6. An Internet portal http://www.rbcdaily.ru/

7. An Internet site <http://auto.mail.ru/>

РЕЦЕНЗИЯ

на статью Садовниковой Ю.Ю. «Оценочные подходы к Стратегии развития автопрома»

Высокий уровень значимости автомобильной промышленности подтвержден пристальным вниманием и государственным регулированием, отраженным в Стратегии развития российского автопрома.

Автор анализирует потенциальную возможность реализации стратегии по структуре рынка, специализации, модернизации. Интеграции. Обосновывается

перспективность создания совместных предприятий, выгоды участников интеграционного процесса, стратегические направления государственного регулирования.

Текст рецензируемой статьи свидетельствует о раскрытии темы и значимости обоснованных рекомендаций для стратегического развития автопрома.

Статья «Оценочные подходы к Стратегии развития автопрома» рекомендуется к публикации в издании, рекомендуемым ВАК.

Д.э.н., профессор,

Профессор кафедры финансов и кредита

Национального института бизнеса

Н.Д. Идрисов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.