Научная статья на тему 'Развитие производственной кооперации в российском автомобилестроении в условиях санкций'

Развитие производственной кооперации в российском автомобилестроении в условиях санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
505
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ / INDUSTRIAL COOPERATION / АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЕ / САНКЦИИ / SANCTIONS / AUTOMOTIVE INDUSTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курганов Юрий Александрович

В статье проводится оценка современного уровня развития российской автомобильной промышленности и степени вовлеченности в нее ведущих мировых производителейиностранного происхождения. На основе анализа структурных изменений и основныхэкономических показателей предприятий отрасли выявляются критерии оценки эффективности производственно-технологической кооперации предприятий отрасли. Оценка резко негативного влияния макроэкономических изменений 2015 года на результаты предприятий отрасли обосновывает факторы развития национальной автомобильной промышленности, на основе которых предлагаются рекомендации по углублению технологической специализации в России за счёт повышения уровня локализации автомобильного производства в среднесрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Industrial cooperation development in Russia’s automotive industry under sanctions

In the article, the author evaluates the current state of Russian’s automotive industry and the role of the world-leading foreign manufacturers in it. Based on the analysis of the structural changes and key economic indicators of the branch’s enterprises, the criteria of their industrial and technological cooperation efficiency evaluation are determined. The assessment of the adverse negative effects of the 2015 macroeconomic changes on the performance of the enterprises substantiates the national automotive industry’s development factors, based on which the reсommendations concerning the increase in the technological specialization in Russia driven by the improvement of the automotive industry’s local integration ratio over the medium term are proposed.

Текст научной работы на тему «Развитие производственной кооперации в российском автомобилестроении в условиях санкций»

Развитие производственной кооперации в российском автомобилестроении в условиях санкций

УДК 658 Ю.А. Курганов,

ББК 65.291 Всероссийская академия внешней торговли, кафедра менеджмента

К-930 и маркетинга - аспирант

Аннотация

В статье проводится оценка современного уровня развития российской автомобильной промышленности и степени вовлеченности в нее ведущих мировых производителей иностранного происхождения. На основе анализа структурных изменений и основных экономических показателей предприятий отрасли выявляются критерии оценки эффективности производственно-технологической кооперации предприятий отрасли. Оценка резко негативного влияния макроэкономических изменений 2015 года на результаты предприятий отрасли обосновывает факторы развития национальной автомобильной промышленности, на основе которых предлагаются рекомендации по углублению технологической специализации в России за счёт повышения уровня локализации автомобильного производства в среднесрочной перспективе.

Ключевые слова: производственная кооперация, автомобилестроение, санкции.

Industrial cooperation development in Russia's automotive industry under sanctions

Y.A. Kurganov,

Russian Foreign Trade Academy, Department of Management and Marketing -

Postgraduate student

Abstract

In the article, the author evaluates the current state of Russian's automotive industry and the role of the world-leading foreign manufacturers in it. Based on the analysis of the structural changes and key economic indicators of the branch's enterprises, the criteria of their industrial and technological cooperation efficiency evaluation are determined. The assessment of the adverse negative effects of the 2015 macroeconomic changes on the performance of the enterprises substantiates the national automotive industry's development factors, based on which the rerommendations concerning the increase in the technological specialization in Russia driven by the improvement of the automotive industry's local integration ratio over the medium term are proposed.

Keywords: industrial cooperation, automotive industry, sanctions.

1 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

119 Q

В результате сложившихся условий развития российской автомобильной промышленности и формирования кооперационных связей между предприятиями отрасли как внутри страны, так и с внешними партнёрами, национальная автомобильная промышленность России в настоящее время представлена крупными объединениями российских предприятий, каждое из которых помимо производственно-технологической деятельности по собственным производственным программам осуществляет совместные проекты с иностранными партнёрами по промышленной сборке автомобилей и производству автокомпонентов для отечественных и зарубежных марок, и некоторыми иностранными предприятиями, имеющими собственные производственные мощности в России.

Крупными российскими предприятиями являются:

□ АвтоВАЗ: крупнейший производитель легковых автомобилей России;

□ КАМАЗ: крупнейший производитель тяжёлых грузовиков;

□ Группа ГАЗ: включает 11 заводов и производственных площадок, выпускающих широкий спектр транспортных средств и машин;

□ Группа Соллерс: включает 5 заводов, специализирующихся на выпуске силовых агрегатов и автомобилей иностранных марок;

□ ЗИЛ: включает две производственные площадки, выпускающие грузовые автомобили.

К числу крупных иностранных автопроизводителей, имеющих собственные производственные мощности на территории России, можно отнести:

□ Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус - мелкоузловая сборка моделей Hyundai и Kia;

□ Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия - мелкоузловая сборка моделей Toyota;

□ Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус - мелкоузловая сборка моделей Nissan;

□ Дженерал Моторз Авто - крупно- и мелкоузловая сборка моделей Opel и Chevrolet. Завод законсервирован с середины 2015 г. в рамках решения GM об остановке производства в России в связи с резким скачком курса;

□ Рено Россия - мелкоузловая сборка моделей Renault;

□ ПСМА Рус - крупно- и мелкоузловая сборка моделей Peugeot, Citroen, Mitsubishi;

□ Мерседес-Бенц Тракс Восток - крупноузловая сборка грузовых автомобилей Mercedes-Benz;

□ Фольксваген Груп Рус - крупно- и мелкоузловая сборка и производство полного цикла моделей марок Skoda, Volkswagen, Audi;

□ Вольво Восток - производство грузовой коммерческой техники марки Volvo;

□ Скания-Питер - производство грузовой коммерческой техники марки Scania.

К автомобилестроительным предприятиям, осуществляющим производство автомобилей иностранных марок в России на мощностях совместных предприятий или мультибрендовых сборочных заводов относятся:

^ 120

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2016

□ Автотор - предприятие в Калининградской области, осуществляющее крупно- и мелкоузловую сборку автомобилей марок BMW, Chevrolet, Cadillac, Opel, Kia, Hyundai1. Преимущественно использует автокомпоненты, произведённые в Калининградском кластере;

□ ТагАЗ - предприятие в Таганроге, осуществляющее крупно-узловую сборку моделей марок BYD, Hyundai, Chery. После банкротства в 2014 г., снижения объёмов выпуска и смены собственника2 может сменить направление деятельности;

□ Ford Sollers - Всеволожск и Елабуга - СП Ford и Соллерс, осуществляющие крупно- и мелкоузловую сборку моделей Ford;

□ Соллерс-Дальний Восток - предприятие во Владивостоке, осуществляющее крупно- и мелкоузловую сборку автомобилей марки SsangYong;

□ Mazda Sollers Manufacturing Rus - СП Mazda и Соллерс, осуществляющее мелкоузловую сборку моделей Mazda в рамках соглашения о промышленной сборке между концерном Mazda и Минэкономразвития РФ3;

□ Соллерс-Буссан - СП Sollers и Mitsui & Co, осуществлявшее крупноузловую сборку автомобилей Toyota Land Cruiser Prado4, расторгнутое в июне 2015 г. «в связи с отсутствием бизнес-перспектив у проекта в долгосрочном плане» (из-за резкого скачка курса валют)5.

Автор отмечает, что в России на фоне слабого развития специализации в автомобильной промышленности и неблагоприятной макроэкономической ситуации 2014-2015 гг. наблюдается явное доминирование по объёмам продаж шести крупных автопроизводителей, которым удалось превысить за первые семь месяцев 2015 г. отметку в 50 тыс. проданных автомобилей, притом фактически эта группа шести производителей состоит из 2 альянсов (АвтоВАЗ-Renault-Nissan, Hyundai-Kia) и примыкающей к ним Toyota, на фоне незначительных объёмов продаж остальных участников отрасли, как показано на рисунке 1.

К числу наиболее продаваемых автомобилей в России (см. рисунок 2) относятся исключительно локально произведённые, что в свою очередь указывает на то, что большая часть российского рынка обеспечивает товарооборот для предприятий, участвующих в процессах производственной кооперации.

1 Автотор - Технологии. - http://www.avtotor.ru/index.php?option=com_content&view=art icle&id=79&Itemid=496

2 ВЕДОМОСТИ - «Донинвест» споет. - № 3581 от 30.04.2014. - http://www.vedomosti.ru/ newspaper/articles/2014/04/30/doninvest-spoet

3 Mazda Motor Corporation и компания ОАО «СОЛЛЕРС» запустили новое совместное предприятие MAZDA SOLLERS Manufacturing Rus. - http://www.sollers-auto.com/ru/about/ structure_sollers/Mazda_Sollers/

4 Autonews Новости Первые Land Cruiser Prado российской сборки отправились в Москву, 2014. - http://www.autonews.ru/automarket_news/news/1751205/

5 ТАСС Экономика и бизнес - Sollers и Toyota расторгли контракт по производству Land Cruiser Prado, 2015. - http://tass.ru/ekonomika/2191520

1 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

121 Q

Рисунок 1

Топ-20 автопроизводителей по объёмам продаж легковых и легких коммерческих

автомобилей в России

■ Ялвлрь-Июль 2 СП 5 Январь-Июль 2014

Источник: составлено автором по данным Ассоциации Европейского бизнеса6

Более того, из 10 наиболее продаваемых автомобилей 9 произведены по технологии мелкоузловой сборки, по определению которой, как ранее упоминалось, высока доля участия предприятий автомобильной промышленности, связанных кооперационным сотрудничеством. Способность совместно противостоять ярко негативным тенденциям на рынке (спад продаж по сравнению с тем же периодом 2014 г. составляет более 27%), достигаемая за счёт применения инструментов управления процессом производственной кооперации позволяет данным крупным автопроизводителям и соответственно их поставщикам, чей бизнес напрямую зависит от объёмов продаж автопроизводителей, выживать в условиях негативных изменений внешней среды и углублять производственно-технологическую кооперацию в отрасли.

6 AEBrus - Ассоциация Европейского бизнеса Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в июле 2015 года. Пресс-релиз от 10.08.2015. - http:// www.asroad.org/getfile/542/rus_car-sales-in-july-2015.pdf

^ 122

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2016

Рисунок 2

Самые продаваемые модели новых автомобилей в России

Источник: составлено автором по данным Ассоциации Европейского бизнеса7

Подтверждением того, что уровень локализации является ключевым фактором стабильности производственно-коммерческой деятельности предприятий автомобильной отрасли, участвующих в процессе производственной кооперации, является и тот факт, что к числу наиболее продаваемых в кризисных условиях 2015 г. относятся модели автомобилей с наибольшим уровнем локализации: как минимум более 30% (Toyota - 10 место), оптимально - более 50%, см. таблицу 1.

Углубление локализации автокомпонентов в рамках производственной кооперации в автомобильной промышленности при появлении новых поставщиков компонентов в Россию приводит к появлению новых заводов с ориентацией на автопроизводителей, которым предполагается сбывать производимую продукцию.

7 Там же.

1 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

123 Q

Таблица 1

Уровень локализации легковых автомобилей на российском рынке8

Производитель Объём производства автомобилей в год Модели Уровень локализации

Nissan 50 000 Teana, X-Trail, Murano, 34%

Qashqai, Pathfinder

Hyundai-KIA 220 000 Hyundai Solaris, Kia Rio 47%

Renault 190 000 Logan, Sandero 75%

Volkswagen Polo Sedan 40%

Volkswagen 225 000 Volkswagen Tiguan 22%

Skoda Octavia 9%

Skoda Fabia 9%

98 000 Chevrolet Cruze, 20%

Opel Astra

GM 60 000 Chevrolet Niva 95%

60 000 Lada 4X4 95%

125 000 Ford Focus 30%

Ford Mondeo

Toyota 50 000 Toyota Camry 30%

По данным PricewaterhouseCoopers за 2014 г.9, на сегодняшний день в России сформировано шесть крупных автомобильных кластеров в районе городов и регионов:

1. Москва (12 производителей автокомпонентов);

2. Санкт-Петербург (26 производителей автокомпонентов);

3. Калуга (14 производителей автокомпонентов);

8 По данным Russian Automotive Market Research: Vehicles localization prospects. 2014 http://www.napinfo.ru/en/138/199/

9 Обзор PricewaterhouseCoopers Литвиненко С. «Автомобильный рынок России: результаты 1 полугодия 2014 г. и перспективы развития», 2014. - http://www.pwc.ru/ru_RU/ru/ automotive/assets/automotive-market-results-and-development-2014.pdf

^ 124

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2016

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Нижний Новгород (11 производителей автокомпонентов);

5. Татарстан (11 производителей автокомпонентов);

6. Самара-Тольятти (23 производителя автокомпонентов).

Также производство автокомпонентов существует в таких городах, как Липецк, Рязань, Ульяновск, Саратов, Ярославль, Владимир, Красноярск.

Указанные производители автокомпонентов, однако, в подавляющем большинстве имеют низкий собственный уровень локализации (т.н. Tier-2 локализация для автопроизводителей), т.е. имеют высокий уровень иностранной составляющей в цене производимых компонентов, что делает их более уязвимыми к изменениям внешней среды, таким как кризис 2014-2015 гг., разразившийся в России, особенно с учётом обязательств перед автопроизводителями в рамках инструментов сдерживания резких изменений цен.

Снижение покупательной способности российских потребителей повлекло за собой уход ряда автопроизводителей и поставщиков автокомпонентов. В частности, наиболее крупным стал вывод GM своих текущих моделей Opel и Chevrolet с российского рынка путём остановки их сборки на собственном заводе в Шушарах и на мощностях «Автотор» и отказа от импорта в Россию. Взамен GM планирует свести своё присутствие в России к продаже люксовых моделей Chevrolet, которые, впрочем, не собираются в России. По официальным сообщениям компании, потери от ухода составят около 600 млн долл.10, в которые войдут неустойки перед дилерами и компенсации в связи с расторжением контрактов, в т.ч. де-юре должен войти и возврат неуплаченных таможенных пошлин, которые GM обязано выплатить как не выполнившая обязательства перед Минэкономразвития РФ сторона соглашений «О промышленной сборке».

Автоконцерн Ford на протяжении 2014-2015 гг. также испытывал трудности, в т.ч. на два месяца остановил производство на своём заводе во Всеволожске, уволил треть персонала (700 человек) и перевёл все заводы с двусменного графика производства на односменный11. Полная остановка сборки Toyota Land Cruiser Prado на СП Соллерс-Буссан также стала причиной падения объёмов производства в российской автомобильной промышленности.

Следствием снизившегося спроса на автокомпоненты ввиду ухода некоторых автопроизводителей с рынка либо сокращения производственных объёмов стал перенос рядом поставщиков компонентов своих производственных площадок за рубеж. Так, «японская компания Exedy продала свою долю в совместном предприятии (ООО «Экседи ВИС Рус»), специализирующемся на производстве сце-

10 GM to Change Business Model in Russia. General Motors _ Investors - News Detail _ GM.com, 2015. - http://www.gm.com/company/investors/latest-news/news_detail_page.con-tent_pages_news_us_en_2015_mar_0318-russia.~content~gmcom~home~company~investors~ latest-news.html

11 Ford останавливает конвейер и увольняет сотрудников в России. Экономика. http:// top.rbc.ru/economics/01/04/2014/914883.shtml

1 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

125 Q

плений для «АвтоВАЗа», японский производитель пружин и амортизаторов KYB отказался от центрального логистического склада в России в пользу аналогичного в Латвии; Johnson Controls, поставлявший сиденья GM, остановила завод в Ленинградской области, французский поставщик выхлопных сидений Faurecia сократил персонал завода в Калуге на 80%»12. Основной причиной в большинстве случаев стала нерентабельность производства, основанного на локальной сборке компонентов из закупаемых полностью в иностранной валюте деталей.

Степень развития процессов производственной кооперации в автомобильной промышленности России определяется количеством экономических субъектов, участвующих в процессе создания конечного продукта отрасли, а также соответственно числом переделов в полном производственном цикле от переработки исходного сырья и материалов до финальной сборки автомобилей, выполняемых отдельными предприятиями отрасли, находящимися в кооперационном взаимодействии в цепи создания добавленной стоимости. При этом двумя основными разновидностями производственных технологий в автомобильной промышленности являются крупноузловая и мелкоузловая сборка. Первая, будучи начальным этапом локализации иностранного автомобилестроительного предприятия в России и являясь по своей сути скорее способом снижения издержек на импорт иностранных автомобилей, характеризуется неглубоким характером производственной кооперации, включающей минимальное количество российских предприятий, и неустойчивостью к негативным изменениям внешней среды. Вторая же, напротив, предполагает глубокое кооперационное сотрудничество в области производства компонентов для дальнейшей переработки в цепи создания добавленной стоимости и совместного осуществления НИОКР значительным количеством предприятий отрасли, связанных между собой в рамках кооперационных сетей, что обеспечивает высокую конкурентоспособность промежуточной и конечной продукции и снижает уязвимость связанных по сетевому принципу предприятий отрасли перед изменениями внешней среды. Таким образом, российским автомобилестроительным предприятиям, осуществляющим производство по технологии мелкоузловой сборки и получающим за счёт этого возможность выпуска продукции в больших объёмах, следует ориентировать своё стратегическое развитие на эффективном управлении процессом производственной кооперации в отрасли, в т.ч. прежде всего с локальными партнёрами.

БИБЛИОГРАФИЯ:

Автотор - Технологии. - http://www.avtotor.ru/index.php?option=com_content&view=artic le&id=79&Itemid=496 (Avtotor - Tehnologii)

12 Производители автокомпонентов сокращают бизнес в России - Известия, 2015. -http://izvestia.ru/news/588232

^ 126

Российский внешнеэкономический вестник

1 - 2016

AEBrus - Ассоциация Европейского бизнеса Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России в июле 2015 года. Пресс-релиз от 10.08.2015. - http:// www.asroad.org/getfile/542/rus_car-sales-in-july-2015.pdf (AEBrus - Associacija Evropejskogo biznesa Prodazhi novyh legkovyh i legkih kommercheskih avtomobilej v Rossii v ijule 2015 goda. Press-reliz ot 10.08.2015)

Autonews Новости Первые Land Cruiser Prado российской сборки отправились в Москву, 2014. - http://www.autonews.ru/automarket_news/news/1751205/ (Autonews Novosti Pervye Land Cruiser Prado rossijskoj sborki otpravilis' v Moskvu, 2014)

ВЕДОМОСТИ - «Донинвест» споет. - № 3581 от 30.04.2014. - http://www.vedomosti.ru/ newspaper/articles/2014/04/30/doninvest-spoet (VEDOMOSTI - «Doninvest» spoet. - № 3581 ot 30.04.2014)

Ford останавливает конвейер и увольняет сотрудников в России. Экономика. http:// top.rbc.ru/economics/01/04/2014/914883.shtml (Ford ostanavlivaet konvejer i uvol'njaet sotrudnikov v Rossii. Jekonomika)

Mazda Motor Corporation и компания ОАО «СОЛЛЕРС» запустили новое совместное предприятие MAZDA SOLLERS Manufacturing Rus. - http://www.sollers-auto.com/ru/about/ structure_sollers/Mazda_Sollers/ (Mazda Motor Corporation i kompanija OAO «SOLLERS» zapustili novoe sovmestnoe predprijatie MAZDA SOLLERS Manufacturing Rus)

Обзор PricewaterhouseCoopers Литвиненко С. «Автомобильный рынок России: результаты 1 полугодия 2014 г. и перспективы развития», 2014. - http://www.pwc.ru/ ru_RU/ru/automotive/assets/automotive-market-results-and-development-2014.pdf (Obzor PricewaterhouseCoopers Litvinenko S. «Avtomobil'nyj rynok Rossii: rezul'taty 1 polugodija 2014 g. i perspektivy razvitija», 2014)

Производители автокомпонентов сокращают бизнес в России - Известия, 2015. -http://izvestia.ru/news/588232 (Proizvoditeli avtokomponentov sokrashhajut biznes v Rossii -Izvestija, 2015)

Russian Automotive Market Research: Vehicles localization prospects. 2014 http://www.na-pinfo.ru/en/138/199/

ТАСС Экономика и бизнес - Sollers и Toyota расторгли контракт по производству Land Cruiser Prado, 2015. - http://tass.ru/ekonomika/2191520 (TASS Jekonomika i biznes - Sollers i Toyota rastorgli kontrakt po proizvodstvu Land Cruiser Prado, 2015)

GM to Change Business Model in Russia. General Motors _ Investors - News Detail _ GM.com, 2015. - http://www.gm.com/company/investors/latest-news/news_detail_page.con-tent_pages_news_us_en_2015_mar_0318-russia.~content~gmcom~home~company~investors~ latest-news.html

1 - 2016

Российский внешнеэкономический вестник

127 Q

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.