Научная статья на тему 'Влияние автомобилестроения на экономику России'

Влияние автомобилестроения на экономику России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2635
265
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобильное производство / конкурентоспособность российского автопрома / легковые и грузовые автомобили / троллейбусы и трамваи / automobile production / competitiveness of the Russian automobile industry / cars and trucks / trolleybuses and trams

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юстратова Ирина Леонидовна, Юсупова Диана Ахмедовна

В исследовании подробно рассмотрена такая обширная отрасль машиностроения как автомобилестроение. Определено ее влияние на экономику России и перспективы дальнейшего развития. Выявлены проблемы российского автопрома. Предложены меры по модернизации и оптимизации данной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMOBILE INDUSTRY INFLUENCE ON RUSSIAN ECONOMY

The study examined vast branch of engineering as the automotive one in detail. Its influence on the Russian economy and prospects for further development are determined. The problems of the Russian automobile industry were identified. Measures to modernize and optimize this industry were proposed

Текст научной работы на тему «Влияние автомобилестроения на экономику России»

УДК 338.47

ВЛИЯНИЕ АВТОМОБИЛЕСТРОЕНИЯ НА ЭКОНОМИКУ РОССИИ

Юстратова Ирина Леонидовна.

Россия, Москва, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, доцент, j.dmitry@mail.ru.

Юсупова Диана Ахмедовна.

Россия, Москва, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет, студентка, diyusuppva@icloud.com.

Аннотация. В исследовании подробно рассмотрена такая обширная отрасль машиностроения как автомобилестроение. Определено ее влияние на экономику России и перспективы дальнейшего развития. Выявлены проблемы российского автопрома. Предложены меры по модернизации и оптимизации данной отрасли.

Ключевые слова: автомобильное производство, конкурентоспособность российского автопрома, легковые и грузовые автомобили, троллейбусы и трамваи.

AUTOMOBILE INDUSTRY INFLUENCE ON RUSSIAN ECONOMY

Yustratova Irina Leonidovna.

Russia, Moscow, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University, docent, j.dmitry@mail.ru.

Yusupova Diana Ahmedovna.

Russia, Moscow, Moscow Automobile and Road Construction State Technical University, student, e-mail: diyusuppva@icloud.com.

Abstract. The study examined vast branch of engineering as the automotive one in detail. Its influence on the Russian economy and prospects for further development are determined. The problems of the Russian automobile industry were identified. Measures to modernize and optimize this industry were proposed.

Keywords: automobile production, competitiveness of the Russian automobile industry, cars and trucks, trolleybuses and trams.

В Российской Федерации машиностроение вносит значительный вклад в обеспечение экономического роста страны. Автомобильная промышленность же является ведущей подотраслью машиностроения и в общей структуре ВВП занимает порядка 1%, однако, согласно прогнозу Минпромторга России, к 2020 году ее доля вырастет до 2,38%. Однако в настоящее время, согласно РИА Рейтингу производство в машиностроительном секторе снизилось впервые за несколько лет, что показано на рис.1.

120 100 80 60 40 20 0

108.5

100.5 97 3 -89.7

103.3

92.3

I кв. 2014 I кв. 2015 I кв. 2016 I кв. 2017 I кв. 2018 I кв. 2019

Рис. 1. Индекс производства в машиностроительном комплексе

Данная тенденция обусловлена валютными колебаниями и существенными санкционными рисками. Из пяти крупнейших машиностроительных отраслей снижение производства зафиксировано в аэрокосмической промышленности и автомобилестроительном секторе. Эксперты РИА Рейтинг не исключают, что до конца года динамика производства в машиностроении может улучшиться, но в целом по итогам года спад составит 3-5%. Однако, согласно прогнозу международной консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers (PwC), с 2020 года среднегодовой темп прироста продаж легковых и грузовых автомобилей будет равен 7% и 9% соответственно, что окажет положительное влияние на всю отрасль [1].

Автомобильная промышленность является одной из ключевых отраслей российской экономики, создающей мультипликативный эффект в смежных отраслях и определяющей экономический и социальный уровень развития государства в целом. Подробная структура продукции машиностроительного комплекса России приведена на рис.2.

Прочее

Производство дорожно-строительных машин и..

Станкостроение Машиностроение для легкой и пищевой .. Тракторное и сельскохозяйственное .. Химическое и нефтяное машиностроение Тяжелое энергетическое машиностроение Электротехническое приборостроение Автомобилестроение

0%

31%

1% | 6%

5% 10% 15% 20% 25% 30% 35%

Рис. 2. Структура продукции машиностроительного комплекса России

Такое значительное преобладание автомобилестроения обусловлено тесной связью с другими отраслями: сельскохозяйственной промышленностью, горнодобывающей промышленностью, лесным хозяйством, строительством и некоторыми другими. Автомобильная промышленность так же наукоемкая и высокотехнологичная отрасль, поэтому в процессе развития она увлекает за собой подобные сферы. Кроме того, автомобильный транспорт является связующим звеном с другими видами универсального транспорта и объединяет их в единую транспортную систему страны. В городской инфраструктуре автобусы являются основными видом наземного транспорта. Только в Москве согласно данным ГУП «Мосгортранс» услугами автобусов пользуются порядка 4 миллионов пассажиров.

По состоянию на 2018 год производство автобусов в России составило 13156 штук, что на 6,5% больше, чем в 2017. Основными заводами, выпускающими автобусы, являются производители группы ГАЗ. Лидерами являются Павловский автобусный завод (ПАЗ), Ликинский автобусный завод (ЛиАЗ) и Нефтекамский автобусный завод (НефАЗ). Кроме того, в России довольно популярным общественным транспортом являются экологические виды транспорта, такие как троллейбусы, трамваи, и, с недавнего времени, электробусы. Производством троллейбусов и электробусов в России занимаются два основных завода: Троллейбусный завод (ТролЗа) в городе Энгельс Саратовской области и Сокольнический вагоноремонтно-строительный завод (СВАРЗ) в Москве. Однако, востребованность данного вида транспорта незначительна, и после 2009 года (763 шт.) колеблется в районе 200-300 штук в год. По данным Росстата в 2015 году количество выпускаемых троллейбусов сократилось до рекордно низкого (62 шт.), что связано с закрытием многих троллейбусных заводов. [2]

Производство трамваев за I квартал 2018 года достигло рекордного количества за всю современную историю России, и спрос на трамваи в первую очередь был обеспечен поставками в Москву. На данный момент в России осталось три завода, выпускающие трамвайные вагоны: Усть-Катавский Вагоностроительный завод, УралТрансМаш и ПК Транспортные Системы (ПК ТС). В таблице 1 представлен объем производства по основным видам транспортных средств в России [3].

Таблица 1

Производство автотранспортных средств в 2014-2018 годах

Наименование АТС 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год

Автомобили легковые, тыс. шт. 1695 1215 1120 1356 1560

Троллейбусы, шт. 164 62 210 250 350

Вагоны трамвайные пассажирские самоходные (моторные), шт. 104 26 112 175 165

Автобусы (включая средства автотранспортные пассажирские с числом мест для сидения не менее 10), тыс. шт. 44,0 36,4 42,9 40,8 39,7

В таблице 1 наблюдается тенденция к увеличению объемов производства практически всех представленных видов транспорта, за исключением незначительного уменьшения объема производства автобусов и трамваев. Увеличение количества троллейбусов связано с поставками данного вида транспорта в Республику Крым.

Объем государственного финансирования в отрасли легкового автомобилестроения за последние 10 лет увеличился почти в 400 раз. Однако это не дает ожидаемого результата в связи с неэффективным расходованием средств. В настоящее время крупнейшими заводами в России, по данным аналитического агентства АвтосСтат, являются пять предприятий, на которые приходится порядка 70% произведенных автомобилей. Среди них лидером является АвтоВаз, дочерняя компания Renault Group, с конвейера которого в 2018 году сошло 364,4 тыс. единиц, второе место занимает петербургский завод "Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус" с показателем в 245,5 тыс. автомобилей, а на третьем месте "Автотор", на который приходится 202,7 тыс. легковых машин. Кроме них в пятерку входит "Фольксваген Груп Рус" (143,5 тыс.) и "ЛАДА Ижевск" (131,4 тыс.) [4]. Всего на территории России сборкой легковых автомобилей занимается 20 предприятий, следовательно, на оставшиеся 15 заводов приходится всего 30% произведенных автомобилей. Примечательно, что продукция АвтоВАЗА, а именно Lada Vesta, возглавила список самых покупаемых машин у россиян: рост продаж по сравнению с 2017 годом вырос на 40% и составил 108,364 тыс. машин. На рис. 3 изображена динамика продаж новых автомобилей в России в 2017-2019 годам по месяцам.

Динамика продаж новых автомобилей в России, тыс. руб

200 150 100 50 0

2017 2018 2019

Рис. 3. Динамика продаж новых автомобилей в России 2017-2019 годах

По прогнозам ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) в 2019 году ожидается рост продаж новых автомобилей на 3% [5]. АвтоВАЗ прогнозирует рост российского авторынка в пределах 10%. В 2018 году Правительство Российской Федерации разработало «Стратегию развития автомобильной промышленности на период до 2025 года» (далее «Стратегия 2025»).

1 1

Г 11 1 = 1 11

Анализ фактических результатов реализации ранее принятой «Стратегии развития автомобильной промышленности РФ на период до 2020 года», свидетельствует о том, что остался ряд неразрешенных системных проблем отрасли, в том числе низкая доля экспорта автомобильной продукции и слабая динамика развития производителей автомобильных компонентов. По результатам «Стратегии 2025» ожидается исправление данных проблем за счет увеличения инвестиций в развитие автомобильного производства и появление долгосрочных экономических стимулов для развития производителей комплектующих и разработки развития собственных платформ. Кроме того, прогнозируется увеличение масштабов производства готовой продукции до 2,56 млн. штук к 2025 году (включая 2,2-2,5 млн. легковых автомобилей, 220-225 тыс. легких коммерческих автомобилей, 110-125 тыс. грузовых автомобилей и 19-22 тыс. автобусов) за счет развития экспорта и сохранения привлекательности локального производства в Российской Федерации. Однако успешное выполнение данного плана находится под сомнением из-за низкой конкурентоспособности российского автопрома на мировом рынке.

Конкурентоспособность в рыночной экономике является важным условием торгового преуспевания компании и двигателем развития технологического прогресса. Сейчас, по ряду причин, российские автомобили во многом уступают своим иностранным конкурентам, несмотря на высокие таможенные пошлины на их продукты. Председатель межрегиональной организации автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков заявил, что Россия безнадежно отстала в сфере автопроизводства, и преодолеть это отставание удастся только при полной модернизации заводов, что потребует колоссальных финансовых вложений [6].

Проблемы заключаются, как в технической стороне вопроса, так и в неграмотном экономическом планировании. Первый фактор, который играет существенную роль - это недолговечность материала, из которого делают автомобили, и подверженность его коррозии. Несмотря на то, что средняя цена российского автомобиля ниже, чем иностранного, она не оправдывает такого низкого качества продукции. Сюда же можно отнести низкую квалифицированность работников, из чего следует большое количество брака.

Кроме того, сейчас весь мир будоражит проблема мировой экологии, и все зарубежные бренды разными способами стараются свести издержки, оказывающие негативное влияние на природу, к минимуму. Например, двигатели с определенными европейскими стандартами по экологическим нормам. В России нет никаких ограничений в эксплуатации автомобилей с двигателями, не попадающими под европейские нормы, а большинство грузовых автомобилей не имеет экологического класса. В 2018 году вышло постановление Правительства, которое вводит ряд дорожных знаков, в том числе «Зона с ограничением экологического класса механических транспортных средств», и информационная табличка «Экологический класс транспортного средства». Однако все эти изменения пока только на бумаге, на деле этот пункт ПДД начнет свое действие только с 2021 года, но такой контроль является несовершенным,

потому что экологический класс автомобилей начал указываться в свидетельстве транспортного средства только с 2011 года.

Экономические ограничения, которые не позволяют российскому автопрому конкурировать с зарубежным - это в первую очередь отсутствие стимула у российских производителей. Для эффективного функционирования отрасли необходима значительная реконструкция, что требует огромных инвестиций, но не гарантирует положительный результат. Фактор цена-качество тоже играет здесь значительную роль, так как разница в цене между российскими и зарубежными автомобилями не так высока, как разница в качестве. В 20172019 годах чиновниками была запущена система льготного кредитования и лизинга отечественных автомобилей, что незначительно увеличило спрос, но с прекращением данной программы в мае месяце продажи снова уменьшились. Стратегии по повышению таможенных пошлин так же не дают значительного результата - потребители все равно предпочитают зарубежные автомобили.

Таким образом, в настоящее время, автомобилестроение оказывает незначительное влияние на экономику страны. Доля отрасли в ВВП страны занимает менее 1%, когда как в зарубежных странах этот показатель колеблется в районе 10%. Несмотря на значительное финансирование данной отрасли, существуют проблемы, которые требуют и грамотных управленческих решений.

Основной показатель, который требует решения - это увеличение конкурентоспособности российского автопрома как на внутреннем, так и на мировом рынке. Чтобы ее увеличить необходимо перестроить буквально всю отрасль - начиная от пересмотра программы обучения специалистов автомобильной промышленности в российских вузах и заканчивая улучшением технических нормативов по производству деталей на заводах. Кроме того, необходимо привлекать денежные средства частных инвесторов в данную отрасль и наладить грамотное распределение ресурсов. Программы поддержки спроса, в первую очередь программы по развитию отечественного газомоторного рынка и льготного лизинга, необходимо продлить и оптимизировать, чтобы спрос на российские автомобили поднялся и достиг рекордных значений.

Библиографический список:

1. Юстратова И.Л., Русанова Н.А. Современное состояние автомобильного парка в России. // Национальные и международные финансово -экономические проблемы автомобильного транспорта: сборник научных трудов Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ). - Москва, 2018. - С. 57-63.

2. Федеральная служба государственной статистики Росстат, - 2019. [Электронный ресурс].- URL: https://www.gks.ru/folder/10705 (дата обращения: 18.10.2019).

3. Автобизнес: В 2018 году производство возросло на 16%. «АвтоБизнесРевю», ежемесячный В2В-журнал для профессионалов авторынка России. - 2019. [Электронный ресурс]. - URL:

https://abreview.ru/ab/news/v_2018_godu_proizvodstvo_vyroslo_na_16pct/ (дата обращения 15.10.2019).

4. АВТОСТАТ: Структура производства автомобильной техники в России, Аналитическое агенство «АВТОСТАТ» - 2018. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.autostat.ru/infographics/39008/ (дата обращения 20.09.2019).

5. Ассоциация «Российские автомобильные дилеры»: РОАД ухудшила прогноз по авторынку на 2019 год, профессиональное объединение официальных дилеров в России. - 2019. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.asroad.org/road-uhudshila-prognoz-po-avtorynku-na-2019-god/ (дата обращения: 18.10.2019).

6. Executive.ru - краудсорсинговый проект для топ-менеджеров России: «От западного автопрома мы отстали навечно». - 2019. [Электронный ресурс]. -URL: https://www.e-xecutive.ru/management/biznes-liderstvo/1371300-ot-zapadnogo-avtoproma-my-otstali-navechno (дата обращения: 15.10.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.