Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЗАВОДОВ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В СВЕТЕ КАЗАХСТАНСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА'

ПРОБЛЕМЫ ЗАВОДОВ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В СВЕТЕ КАЗАХСТАНСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОПРОИЗВОДСТВО / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЛОКАЛИЗАЦИЯ / БРЕНД / ЭЛЕКТРОМОБИЛЬ / АВТОКОМПОНЕНТЫ / КОНВЕЙЕР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сарсембаев Марат Алдангорович

Данная статья посвящена анализу проблем современной автомобильной промышленности и их решению посредством норм казахстанского и международного права. Раскрытие темы статьи осуществляется на примере Казахстана, России и Узбекистана, которые являются наиболее видными автомобилестроителями на всем пространстве СНГ, на сопоставлении их показателей и правовых источников между ними, на сравнении их показателей с мировыми показателями автопроизводства. Для решения проблем автопромышленности автор статьи предлагает оперативно принять новый закон о промышленной политике не только в Казахстане, но и в других странах, имеющих отношение к индустриализации, в том числе к автомобильной промышленности. Приняв такой закон, страна получает представление о векторе своего автопромышленного движения. Другой проблемой, требующей своего решения, является необходимость внедрения цифровизации в сферу автопромышленности, которую можно решить путем принятия одноименного закона, а также посредством заключения межгосударственных договоров с развитыми странами о передаче опыта по оцифровке автопроизводства в Казахстане и других странах. Поскольку в Узбекистане, Казахстане и ряде других стран автопроизводство держится на основе промышленной сборки, во весь рост встает проблемная задача о расширении локализации (местного содержания) в автомобильной промышленности и в смежных отраслях страны. Решение этой проблемы возможно на основе закона о локализации, межгосударственных договоров о сотрудничестве с развитыми странами об отправке своих специалистов для обучения в эти государства на месте. Проблемы автопромышленности в статье показаны в увязке с требованиями четвертой промышленной революции, показаны перспективные пути развития автомобилестроения по пути цифровизации, роботизации, автоматизации автопроизводства на основе искусственного интеллекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT PROBLEMS OF PLANTS IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY IN THE LIGHT OF KAZAKHSTANI AND INTERNATIONAL LAW

This article is devoted to the analysis of the problems of the modern automotive industry and their solution through the norms of Kazakhstan and international law. The topic of the article is covered by the example of Kazakhstan, Russia and Uzbekistan, which are the most prominent automobile manufacturers in the entire CIS, by comparing their indicators and legal sources between them, by comparing their indicators with the world indicators of automobile production. To solve the problems of the automotive industry, the author of the article proposes to quickly adopt a new law on industrial policy not only in Kazakhstan, but also in other countries related to industrialization, including the automotive industry. By adopting such a law, the country gets an idea of the vector of its autoindustrial movement. Another problem that needs to be solved is the need to introduce digitalization in the automotive industry, which can be solved by adopting the law of the same name, as well as by concluding interstate agreements with developed countries on the transfer of experience in digitizing automotive production in Kazakhstan and other countries. Since in Uzbekistan, Kazakhstan and a number of other countries, automobile production is based on industrial assembly, the problem of expanding localization (local content) in the automotive industry and in related industries of the country arises in full growth. The solution to this problem is possible on the basis of the law on localization, interstate agreements on cooperation with developed countries on sending their specialists for training in these states on the spot. The problems of the automotive industry in the article are shown in conjunction with the requirements of the fourth industrial revolution, showing promising ways of developing the automotive industry along the path of digitalization, robotization, automation of automotive production based on artificial intelligence.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗАВОДОВ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В СВЕТЕ КАЗАХСТАНСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА»

ХАЛЫК.АРАЛЫК, К,¥К,ЫК, Ж6НЕ САЛЫСТЫРМАЛЫ К,¥К,ЫК,ТАНУ

УДК 341.24

ПРОБЛЕМЫ ЗАВОДОВ АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ В СВЕТЕ КАЗАХСТАНСКОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

Сарсембаев Марат Алдангорович

Доктор юридических наук, профессор, главный научный сотрудник Института законодательства и правовой информации Республики Казахстан и КГ «Болашак», Республика Казахстан, г.Нур-Султан, e-mail: daneker@mail.ru

Аннотация. Данная статья посвящена анализу проблем современной автомобильной промышленности и их решению посредством норм казахстанского и международного права. Раскрытие темы статьи осуществляется на примере Казахстана, России и Узбекистана, которые являются наиболее видными автомобилестроителями на всем пространстве СНГ, на сопоставлении их показателей и правовых источников между ними, на сравнении их показателей с мировыми показателями автопроизводства. Для решения проблем автопромышленности автор статьи предлагает оперативно принять новый закон о промышленной политике не только в Казахстане, но и в других странах, имеющих отношение к индустриализации, в том числе к автомобильной промышленности. Приняв такой закон, страна получает представление о векторе своего автопромышленного движения. Другой проблемой, требующей своего решения, является необходимость внедрения цифровизации в сферу автопромышленности, которую можно решить путем принятия одноименного закона, а также посредством заключения межгосударственных договоров с развитыми странами о передаче опыта по оцифровке автопроизводства в Казахстане и других странах. Поскольку в Узбекистане, Казахстане и ряде других стран автопроизводство держится на основе промышленной сборки, во весь рост встает проблемная задача о расширении локализации (местного содержания) в автомобильной промышленности и в смежных отраслях страны. Решение этой проблемы возможно на основе закона о локализации, межгосударственных договоров о сотрудничестве с развитыми странами об отправке своих специалистов для обучения в эти государства на месте.

Проблемы автопромышленности в статье показаны в увязке с требованиями четвертой промышленной революции, показаны перспективные пути развития автомобилестро-< ения по пути цифровизации, роботизации, автоматизации автопроизводства на основе искусственного интеллекта.

Ключевые слова: автопроизвс биль, автокомпоненты, конвейер.

IN О IN

CL

о искусственного интеллекта.

Ключевые слова: автопроизводство, цифровизация, локализация, бренд, электромо-

о

т О

in <

< СП

ь

с;

<

X

АВТОМОБИЛЬ 0НЕРКЭС1Б1 ЗАУЫТТАРЫНЬЩ КАЗАКСТАНДЬЩ ЖЭНЕ ХАЛЫЩАРАЛЫЩ К^КЫЩ Т¥РГЫСЫНДАГЫ КАЗ1РГ1 КЕЗДЕГ1 МЭСЕЛЕЛЕР!

§ Марат Алда^ор^лы Сэрсембаев

§ Зац гылымдарыныц докторы, профессор, Казащстан Республикасыныц Зацнама жэне

щущыщтыщ ащпарат институты жэне «Болашащ» КТ бас гылыми щызмеmкерi, Казащстан Республикасы, Нур-Султан щ., e-mail: daneker@mail.ru

Аннотация. Бул мащала щазiргi замангы автомобиль енеркэЫбтщ мэселелерт тал-дауга жэне оларды щазащстандыщ жэне халыщаралыщ щущыщ нормалары арщылы шешуге Ь арналган. Мащала тащырыбын ашу ТМД кещсттнде ец кернекmi автомобиль щурасты-00 рушылар болып табылатын Казащстан, Ресей жэне Озбекстан мысалында олардыц кер-

сетк1штер1 мен цуцыцтыц кездерш салыстыру, олардыц керсетюштерт автомобиль енд1ршнщ элемдт керсетк1штер1мен салыстыру арцылы ЖYзеге асырылады. Автоенер-кэсттщ мэселелерт шешу Yшiн мацала авторы Казацстанда гана емес, индустриялан-дыруга, оныц штде автомобиль енеркэЫбте цатысы бар басца елдерде де енеркэсттт саясат туралы жаца зацды жедел цабылдауды усынады. Осындай зацды цабылдаган-нан кешн ел езшц автоенеркэсттж цозгалысыныц векторы туралы тYсiнiк алады. Оз шешiмiн талап ететт тагы бiр мэселе автоенеркэст саласына цифрландыруды енгiзу цажеттшт болып табылады, оны аттас зац цабылдау арцылы, сондай-ац дамыган ел-дермен Казацстанда жэне басца елдерде автоендiрiстi цифрландыру бойынша тэжiрибе беру туралы мемлекетаралыц шарттар жасасу арцылы шешуге болады. Озбекстанда, Казацстанда жэне басца да бiрцатар елдерде автомобиль ендiрiсi енеркэсттт цурасты-ру негiзiнде болганлыцтан, елдщ автомобиль енеркэсiбi мен сабацтас салаларында локализация орнын (жергiлiктi цамтуды) кецейту мэселеЫ туындап отыр. Бул мэселет локализация зацы, ынтымацтастыц женiндегi мемлекетаралыц шарттар негiзiнде дамыган елдердщ ез мамандарын жергiлiктi орында оцыту Yшiн жiберу арцылы шешуге болады.

Мацалада автоенеркэсттщ мэселелерi тертiншi енеркэсттт революцияныц талап-тарымен байланыстырылып керсетшген, жасанды интеллект негiзiнде автоендiрiстi цифрландыру, роботтандыру, автоматтандыру жолдары бойынша автомобиль жасауды дамытудыц перспективалы жолдары керсетшген.

ТYйiн свздер: авmоендiрiс, цифрландыру, локализация, бренд, электромобиль, автоком-поненттер, конвейер.

CURRENT PROBLEMS OF PLANTS IN THE AUTOMOTIVE INDUSTRY IN THE LIGHT OF KAZAKHSTANI AND INTERNATIONAL LAW

Sarsembayev Marat Aldangorovich

Doctor of Law, Professor, Chief researcher of the Institute of legislation and q

legal information of the Republic of Kazakhstan and KG «Bolashak», Republic of Kazakhstan, Nur-Sultan; e-mail: daneker@mail.ru

x

Abstract. This article is devoted to the analysis of the problems of the modern automotive P industry and their solution through the norms of Kazakhstan and international law. The topic of ^ the article is covered by the example of Kazakhstan, Russia and Uzbekistan, which are the most > prominent automobile manufacturers in the entire CIS, by comparing their indicators and legal sources between them, by comparing their indicators with the world indicators of automobile

>

production. To solve the problems of the automotive industry, the author of the article proposes to >

quickly adopt a new law on industrial policy not only in Kazakhstan, but also in other countries fF

related to industrialization, including the automotive industry. By adopting such a law, the c

country gets an idea of the vector of its autoindustrial movement. Another problem that needs to >

be solved is the need to introduce digitalization in the automotive industry, which can be solved by s

adopting the law of the same name, as well as by concluding interstate agreements with developed >

countries on the transfer of experience in digitizing automotive production in Kazakhstan and g

other countries. Since in Uzbekistan, Kazakhstan and a number of other countries, automobile o production is based on industrial assembly, the problem of expanding localization (local content)

in the automotive industry and in related industries of the country arises in full growth. The g solution to this problem is possible on the basis of the law on localization, interstate agreements M on cooperation with developed countries on sending their specialists for training in these states on the spot.

The problems of the automotive industry in the article are shown in conjunction with the requirements of the fourth industrial revolution, showing promising ways of developing the automotive industry along the path of digitalization, robotization, automation of automotive production based on artificial intelligence.

Keywords: car manufacturing, digitalization, localization, brand, electric car, auto components, conveyor.

"o

NJ о Kl

DOI: 10.52026/2788-5291 2021 65 2 108

IN о IN

CL

< Z

CL

О в X

о

m О

СП <

< СП

ь

-Q

с;

ш £

Ч О X

о <

РЛ

X

ь

Введение. На дорогах планеты можно насчитать более 1 миллиарда автомобилей. На каждую 1 000 жителей приходится примерно по 140 авто. Исследователи, занятые анализом состояния автопромышленности в более чем 95 странах, имеющих определенное отношение к производству автомобилей, пишут, что в мире произошел достаточно большой спад в развитии автомобильной отрасли. Но Казахстан, Россия и Узбекистан, несмотря на опасность коронавирусной пандемии, все же смогли добиться в сфере производства автомашин ощутимых резуль-татов1.

Республика Казахстан в 2002 году произвела первый автомобиль. Им стал ВАЗ-2121 «Нива» - автомобиль российского бренда. Казахстанцам нравится этот автомобиль. Этот факт убедил нас в том, что мы вполне можем развить отечественное автомобилестроение. Теперь Казахстан выпускает не только автомобили, но и электромобили. Итоги 2020 года показали, что Казахстану удалось произвести более 77 тысяч автомобилей.

Первые серийные автомобили с двигателями внутреннего сгорания начали появляться в России с конца 19-начала 20 века. С 30-х годов прошедшего столетия и в последующие десятилетия начали выпускать легковые автомобили «Москвич», «Победа», «Волга», «Жигули», «Нива»2. Российская Федерация в СНГ и ЕАЭС по праву считают развитой автомобильной державой. Достаточно упомянуть, что на территории данного государства работают не менее 50 автопредприятий, с конвейеров которых ежегодно сходят сотни тысяч автомобилей самых различных марок.

В 1994 году началось строительство первого в истории Узбекистана автомобильного завода в городе Асака (Андижанская область). В марте 1996 года первый минивэн «Damas» сошел с заводского конвейера. Автопромышленность Узбекистана представлена автозаводами в Ташкенте, Самарканде, Хорезме.

Основная часть. В декабре текущего 2020 года наш народ отметит 30-летие Независимости Республики Казахстан. Среди стран

Содружества Независимых Государств Казахстан сумел добиться впечатляющих успехов во многих сферах жизни, в том числе в экономике, промышленности, автомобильной промышленности. Автозаводы Казахстана благодаря «развитию креативной индустрии», как отметил Президент К.К. Токаев, вышли на новые рубежи. Автопром республики, несмотря на пандемию, в течение 2020 года сумел произвести значительное число автомобилей не только для внутреннего рынка, но и на экспорт в другие страны. В марте 2020 года запустили производство автомобилей бренда «Chevrolet» на коста-найском автозаводе. Надо отметить, что в этот неполный год заводу удалось произвести более 15 тысяч автомобилей этой марки. Предприятие вышло на 100-тысячный рубеж, осуществляя при этом технические операции сварки и окраски выпускаемых автомобилей.

В городе Алматы в октябре того же 2020 года открыли автозавод по производству легковых автомобилей известного бренда «Hyundai». На каждом этапе планируется выпускать по несколько тысяч единиц автомобилей как для внутренних потребителей, так и на экспорт. Завод освоил операции по сварке и покраске кузова автомобилей, а также подписал ряд соглашений по производству автокомпонентов.

В городе Сарань Карагандинской области в декабре 2020 года совместно с китайской компанией «Yutong» был открыт завод по производству автобусов и спецтехники. Инвестиции в сумме 23 миллиардов тенге позволяют заводу выйти на ежегодное производство 1 200 единиц автобусов и электробусов и 500 единиц спецтехники. Осуществление этого проекта позволит снабдить школьные учреждения республики безопасным и качественным автотранспортом.

Надо подчеркнуть, что городе Костанай завершили первый этап строительства завода с российским автогигантом «КАМАЗ», специализирующимся в производстве чугунного литья и балки картеров, которые нужны в процессе производства грузовых автомобилей «KAMAZ». Помимо этого, внедрен еще один проект по выпуску редук-

1 Автомобильная промышленность Казахстана-2020 в цифрах - URL: https://akab.kz/ avtomobilnaya-promyshlennost-kazahstana-2020-v-czifrah/ (дата обращения 31 марта 2021 года); https://kun.uz/ru/news/2020/04/18/v-uzbekistane-proizvodstvo-avtomobiley-uvelichilos-v-13-raza (дата обращения: 04.04.2021) .

2 Первый автомобиль в России. - URL: https://avtoliders.ru/stati/pervyj-avtomobil-v-rossii.html (дата обращения: 28.04.2021).

торов ведущих мостов для этой марки автомобиля.

Автопотребители России, Узбекистана, Белоруссии, Кыргызстана проявляли и проявляют активный интерес к брендам «Hyundai», «Chevrolet», «JAC». Казахстанская, российская и узбекская стороны в годы независимости осуществляли взаимные торговые операции по купле-продаже автопродукции друг друга на двусторонней договорно-правовой основе [1, с. 34, 181, 217, 248, 254, 272], экспортировали и импортировали автомобили посредством норм своего торгово-экономического законодательства.

Необходимо отметить, что казахстанцы все больше обращают внимание на отечественные автомобили. Так, в 2020 году они приобрели более 93 000 единиц автомобилей. Это оказалось на 25 процентов больше в сравнении с показателями 2019 года. Иначе говоря, 2 из 3-х купленных в стране авто являются автомобилями, произведенными на территории Казахстана. Нужно сказать, что к востребованным автомашинам, выпущенным в Казахстане в 2020 году, можно отнести «Chevrolet», «Hyundai», «Toyota». Надо также отметить, что 4 из 5 пользующихся популярностью мировых брендов - являются автомобили, которые были произведены в Казахстане: «Hyundai», «Chevrolet», «Ravon», «Lada». Нельзя не подчеркнуть, что популярными стали автобусы марки «Yutong». Об этом говорит тот факт, что в течение 2020 года в Казахстане приобрели 1 тысячу автобусов и электробусов именно марки «Yutong».

Санитарного транспорта в 2020 году в период первой волны коронавируса во многих странах не хватало. Казахстан сумел достаточно быстро решить эту проблему, прежде всего, за счет своих внутренних ресурсов. По поручению руководства страны казахстанские автозаводы в 2020 году в сжатые сроки выпустили 1 167 автомобилей скорой медицинской помощи на базе автомобильных марок «JAC Sunray», «Hyundai H350», «ГАЗель NEXT», и «УАЗ» причем с полным необходимым медицинским оборудованием. Кроме того, в Костанае наладили оперативный выпуск 100 передвижных поликлиник -медицинских комплексов на колесах на базе автобусов «Yutong». Тем самым автомобильная отрасль республики внесла значимый вклад в дело борьбы с коронавирусным заболеванием.

Министерство индустрии республики поставило задачу перед казахстанскими автопроизводителями в 2021 году выпустить

не менее 100 тысяч единиц автотехники, при этом не только сохранить, но и увеличить рабочие места на автозаводах, а также резко увеличить количество поставляемых на экспорт автомобилей, увеличить долю местного, содержания в выпускаемой автомобильной продукции, привлечь по максимуму объем инвестиций в автоотрасль республики. По мнению Ассоциации Казах-станскогоавтобизнеса,этипоказателикконцу 2021 года будут достигнуты.

Узбекистан экспортирует 4,7 тысяч автомобилей в год, планирует увеличить объема экспорта до 25,7 тысяч автомобилей. Говоря другими словами, экспорт решено увеличить в 5,5 раза. В стране локализацию (местное содержание) хотят довести до 55 процентов. В этом содействуют узбекские ученые и высококвалифицированные технические специалисты [2, с. 283-289].

В русле своей локализации казахстанские ученые ведут исследования метода определения токсичности компонентов отработанных газов двигателей внутреннего сгорания автомобилей. Ими также проанализированы способы прогнозирования загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами легковых и грузовых автомашин посредством использования «моделирования процесса сгорания топлива в цилиндрах двигателя и движения транспортных С средств с учетом их взаимосвязи». Такая ме- Н тодика позволяет получить определенную § зависимость токсичности отработавших С свое «газов от используемых параметров» И [3, с. 65]. Проведя такие исследования, на- Т учные работники пришли к выводу о том, 3 что «реализация комплекса мер по техно- К логическому перевооружению, включаю- О щему элементы четвертой промышленной а революции, позволит казахстанским про- Л мышленным предприятиям выйти на новый с уровень конкурентоспособности за счет увеличения производительности труда, рас- § ширения ассортимента выпускаемой про- А дукции и развития новых бизнес-моделей о на основе цифровых технологий» [4, с. 173]. О Это имеет отношение к автозаводам и авто- И промышленности в целом. ф

Регулирование вопросов развития казах- М станской автомобильной промышленности в > той или иной мере обеспечивается нижесле- § дующими законами республики: Патентным § Законом Республики Казахстан от 16 июля § 1999 года; Законом Республики Казахстан от (6 31 января 2006 года «О частном предприни- — мательстве»; Законом Республики Казахстан о от 11 января 2007 года «О лицензировании»; 1

Законом Республики Казахстан от 27 июля 2007 года «О безопасности машин и оборудования»; Законом Республики Казахстан от 5 октября 2018 года «О стандартизации».

В Российской Федерации, Республике Узбекистан по вопросам регулирования своей автопромышленности действуют примерно такие же законы, как и в Казахстане. Это связано с тем, что все эти республики в свое время находились в составе одной федеративной страны - СССР Это можно видеть на примере нижеследующих законов: Патентный закон Российской Федерации от 2 февраля 2006 года, Закон Республики Узбекистан от 6 мая 1994 года «Об изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах»; Федеральный закон Закон Российской Федерации от 17 августа 1995 года «О естественных монополиях»; Закон Республики Узбекистан от 25 мая 2000 года «О лицензировании»; Закон Республики Узбекистан от 29 августа 1998 года «О договорно-правовой базе деятельности хозяйствующих субъектов»; Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 1997 года «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; Закон Республики Узбекистан от 11 декабря 2003 года «О частном предприятии»; Закон Федеральный закон Российской Федерации от 29 июня § 2015 года «О стандартизации». £ Нормативные правовые акты высокого а обязывающего уровня в России, Узбекиста-™ не и Казахстане реально способствовали и ^ содействуют более ускоренному развитию ^ автомобильной промышленности в каждой з- стране. Чтобы все приведенные выше функ-Ц ционирующие казахстанские, российские и е узбекские законы были более эффективны-1 ми и содействующими в решении организа-о ционно-технических проблем, есть смысл

0 дополнить, скорректировать их с учетом 2: внедряемой цифровизации в экономику, про-^ мышленность, в том числе в отрасль авто-¡2 промышленности, с учетом автоматизации Ь и роботизации автопроизводства. Четвертая 5 промышленная революция выдвигает новые технические проблемы, которые долж-

§ ны решаться автопромышленностью наших § стран. В этой связи нужны новые законы, которые со своей стороны позволили бы бо-Ь лее оперативно и четко разрешать эти про-5 блемы.

§ Поскольку необходимо эти проблемы ре-^ шать, автор данной статьи предлагает, что-

1 бы законодатели разных стран обратили

3 Список стран по прои; обращения: 28.04.2021).

внимание на возможность разработки и принятия нового закона «О промышленной политике», в рамках которого они могли бы закрепить регуляторные нормы о решении вопросов автомобильной промышленности с учетом кибервозможностей. В России такой закон действует с 31 декабря 2014 года. Автомашиностроители и юристы Казахстана и Узбекистана могли бы учесть положения этого российского закона и опыт его реализации в процессе разработки аналогичного закона в своей правовой системе. Кроме того, было бы желательно увидеть в казахстанском, российском и узбекском правовом поле закон под примерно таким названием, как: «О цифровизации промышленности». В этом законе можно отразить юридические аспекты оцифровки автопромышленности наших стран. В вопросах цифровизации автоотрасли впереди идут автомобильные державы мира: США, КНР, Германия, Франция, Япония, Южная Корея. В мировом рейтинге 2020 года из 60 стран-производителей автомашин именно эти страны занимают первые места3. России в этом рейтинге по количеству производимых автомобилей в год отведено 10 место (1 миллион 435 тысяч авто), Узбекистан с его 280 тысячами авто занял 26 место. Казахстану досталось 39 место (75 тысяч авто). Это один из показателей того, что Казахстану трудно будет своими силами осилить процесс цифрови-зации своей автопромышленности. Поэтому Казахстану крайне желательно вступить в межгосударственные переговоры со странами, наглядно продемонстрировавшие высокие результаты циф-ровизации. Нужно с этими странами подписать межгосударственные договоры и соглашения об отправке лучших специалистов по цифровизации в казахстанские автозаводы с тем, чтобы они проводили в них практические занятия по оцифровке, по улучшенной автоматизации и роботизации производства.

Мог бы стать полезным для наших стран еще один закон, который можно назвать «О создании условий для расширения локализации в автомобильной промышленности и в смежных отраслях». Такой закон мог бы способствовать решению организационно-правовых, управленческих проблем, проблем качества продукции стекольных, ременных, кожевенных, шинных предприятий наших стран, обслуживающих автомобильную промышленность. При таком подходе

в. - URL: file:///C:/Users/E786~1/App Data/Local/Temp/ (дата

локализация в наших отраслях автомобильной промышленности могла бы составлять 50-60 процентов. Хотя локализация ложится в первую очередь на плечи казахстанских инженеров и рабочих, тем не менее, достичь высокого качества автомобильных окон, фар, шин, кожаной обшивки сидений внутри автомобиля, различных ремней передачи, ремней безопасности в соответствии с высокими стандартами материнских компаний, выпускающих брендовые автомобили, удастся не сразу. Поэтому было бы целесообразно казахстанскому государству вместе с отечественными смежными отраслями, желающими обслуживать автопромышленность республики, подписать международные договоры о сотрудничестве со странами, достигшими высоких результатов в промышленности производства стекла, шин, резины, кожи. И здесь очень важно на основе этих договоров не приглашать зарубежных специалистов в Казахстан, а, наоборот, отправлять наших специалистов в их страны, чтобы они могли воочию увидеть соответствующие производства на месте.

Правительство Российской Федерации, Кабинет министров Республики Узбекистан принимают нормативные правовые акты в виде правительственных постановлений в целях более ускоренного развития автопроизводства. Правительство Республики Казахстан также принимает постановления по развитию отечественной автомобильной промышленности, такие, как: постановление Правительства Республики Казахстан от 19 января 2002 года «Об утверждении допустимых параметров автотранспортных средств, предназначенных для передвижения по автомобильным дорогам Республики Казахстан»; постановление Правительства Республики Казахстан от 20 марта 2020 года «О мерах по реализации Указа Президента Республики Казахстан от 16 марта 2020 года «О дальнейших мерах по стабилизации экономики».

Смысл современной четвертой промышленной революции состоит во внедрении в массовом порядке кибернетических (оперативных (мгновенных) электронно-управленческих) систем не только в автопромышленность, но и во все отрасли экономики каждой страны, а также в процесс обслуживания всех потребностей человека в сферах труда, быта и досуга. Если требования этого типа революции предъявлять к автомобильной промышленности, то это будет означать повсеместное, широкое внедрение этих мгновенных киберуправленческих систем, а

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

также роботизации, автоматизации на всех производственных линиях каждого автозавода, на всех управленческих участках этого предприятия. Эта революция обязывает казахстанских, узбекских, российских работников автомобильного производства внедрять новейшие технологии, роботизированные, искусственно-интеллектуальные станки, оборудование, автоматизированные конвейеры. Автомобилестроители наших и других стран должны быть готовым к тому, что в цехах и конвейерах автомобильного завода вместо 400 и более специалистов сегодняшнего дня будут работать 3-4 специалиста завтрашнего дня. Причем в обязанности этих 4 специалистов будут входить не конструирование и сборка автомобилей (за них эти операции будут делать роботы и другие виды искусственного интеллекта): их задача сведется к тому, чтобы оперативно восстанавливать вышедшие из строя роботы и вводить их в процесс дальнейшей работы. И это не фантазии. Такой способ производства в ряде японских заводов практикуется достаточно давно.

Нужно быть готовым к такой резкой перестройке производственного процесса в условиях нынешнего развития автопромышленности наших и других стран. Это значит, что сотрудники автозаводов обязаны оперативно учиться, глубоко вникать в С суть электронно-управленческих систем, А научиться обращению с интеллектуальны- § ми станками и оборудованием. Надо быть С готовым к участию в жесткой конкуренции: И профессии красильщиков, токарей, сборщи- Т ков, слесарей будут постепенно уходить из 3 нашей технической, технологической жиз- К ни. В производственной сфере автозаводов О останутся востребованными только те ин- а женеры, которые оперативно и профессио- Лл нально грамотно смогут прилагать кибер- с нетику к автомобильному производству. На А управленческих, обслуживающих участках И автопредприятий постепенно будут исче- А зать профессии сметчика, табельщика, дис- О петчера, кассира, бухгалтера, библиотекаря О и иные специальности. И уже сегодня воз- И никли новые, неизвестные доселе профес- ф сии: блоггер, инженер 3D печати, инженер М по конструированию автопромышленной А> робототехники, разметчик по базам дан- ИИ ных, специалист по нанотехнологиям в схе- § мах искусственного интеллекта, специалист § по кибербезопасности, разработчик видов (6 универсального искусственного интеллек- — та, проектировщик интеллектуальных ки- о берфизических инфраструктур, менеджер 1

по оптимизации логистических потоков автокомпонентов. И это далеко не полный перечень будущих технических профессий. В Европейском союзе обозначили и опубликовали целый том наименований технических профессий и специальностей, которые возникнут ближе к середине текущего столетия. Детские сады и средние школы уже сегодня должны обучать детей профессиям завтрашнего дня. Поэтому надо принять в наших и иных странах новый закон «О подготовке и переподготовке специалистов по кибертехнологиям, по всем профессиям, возникающим в перспективе»». В трудовое законодательство Казахстана, Узбекистана, России можно внести измененную норму о введении 20-часовой рабочей недели с сохранением прежней заработной платы взамен существующей 40-часовой рабочей недели. При таком подходе можно существенно сократить безработицу в обществе и создавать возможности для переквалификации работников. Кроме того, было бы желательно в наших странах принять закон «Обэлектронном всеобуче»». Такой закон мог бы функционировать по месту учебы, работы и по месту жительства. Повсеместное обучение всего населения всем особенностям и возможностям смартфона станет тем логи-

ческим мостиком, который приведет массы людей к овладению всеми обозначенными выше киберпрофессиями, имеющими отношение в первую очередь к автопромышленности.

Заключение. Намечается коренной поворот в мировом и отечественном автомобилестроении. Это значит, что на основе требований четвертной промышленной революции мы должны полностью перейти на цифровизацию автомобильной промышленности. Мы исходим из того, что на этой основе узбекские, российские, казахстанские автопредприятия, автозаводы всех других стран будут производить не только высококачественные автомобили, но и экологически чистые электромобили, а также беспилотные автомобили и электромобили с возможностями безупречного вождения посредством искусственного интеллекта. Это означает, что в национальном и международном праве, призванным регулировать процесс этого коренного поворота, произойдут весомые изменения. А мы, правоведы, в том числе законодатели, должны оказывать специалистам в сфере автомобилестроения необходимое профессиональное содействие.

IN о IN

ЛИТЕРАТУРА

CL

< Z

CL

О

е

X

о

m О

сп <

< СП

ь

-Q

с;

ш tí Ч О X

о <

т t

х

ь

1. Международно-правовые и национально-правовые основы стимулирования транспор-тно-транзитного потенциала Казахстана. Монография. - Нур-Султан: Индиго Принт, 2020. - С. 34, 181, 217, 248, 254, 272.

2. Обидов С. Приоритетные направления государственной поддержки и управления инновационных процессов в автомобильной промышленности Узбекистана // Бюллетень науки и практики / Bulletin of science and practice. - 2020. - Том 6. № 7. - С. 283-289.

3. Более подробно см.: Бекболатов Г., Туленов А., Шингисбаева Ж., Базаров Б. Аналитический метод определения токсичных компонентов отработавших газов двигателя внутреннего сгорания автомобилей //Промышленность Казахстана. - 2020. - №4. - С. 65.

4. Абдикаримова К. А. О цифровизации промышленности Казахстана //Научный вестник: Финансы, банки, инвестиции. - 2018. - № 1. - С. 173.

REFERENCES

1. Mezhdunarodno-pravovye i nationalno-pravovye osnovy stimulirovaniya transportno-transitnogo potentsiala Kazakhstana. Monographiya. - Nur-Sultan: Indigo Print, 2020 - S. 34, 181, 217, 248, 254, 272.

2. Obidov S. Prioritetnye napravleniya gosydarstvennoy podderzhki i innovatsionnych processov v avtomobilnoy promyshlennosti Uzbekistana //Bulleten' nauki i praktiki /Bulletin of science and practice. - 2020. - Tom 6. No. 7. - S. 283-289.

3.Bolee podrobno sm: Bekbolatov G., Tulenov A., Singisbaeva J., Bazarov B. Analyticheskiy method opredeleniya toxichnych componentov otrabotavshich gasov dvigateley vnutrennego sgoraniya avtomobiley //Promyshlennost' Kazakhstana. - 2020. - No. 4. - S. 65.

4. Abdikarimova K. A. O tsifrovizatsii promyshlennosti Kazakhstana // Nauchnyi vestnik: Finansy, banki, investitsii. - 2018. - No. 1. - S. 173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.