Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСТОЧНИКИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСТОЧНИКИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНЕБЮДЖЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ДОХОДЫ / РАСХОДЫ / ПРИБЫЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бесько Оксана Анатольевна

В статье рассмотрены основные источники финансовых ресурсов от внебюджетной деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования, а также обозначены направления их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL RESOURCES OF INSTITUTIONS OF SECONDARY SPECIAL EDUCATION FROM EXTRABUDGETARY ACTIVITIES, SOURCES OF THEIR FORMATION AND DIRECTIONS OF USE IN MODERN CONDITIONS

The article considers the main sources of financial resources from the extra-budgetary activities of educational institutions that implement educational programs of secondary specialized education, and also indicates the directions of their use.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСТОЧНИКИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

DOI 10.47576/2712-7559_2021_5_9_831 УДК 368.2

Бесько Оксана Анатольевна,

преподаватель высшей квалификационной категории, магистр, директор, филиал БГЭУ «Минский финансово экономический колледж», г. Минск, Республика Беларусь, e-mail: oksanabesko 1@gmail. com

ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОТ ВНЕБЮДЖЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ИСТОЧНИКИ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассмотрены основные источники финансовых ресурсов от внебюджетной деятельности учреждений образования, реализующих образовательные программы среднего специального образования, а также обозначены направления их использования.

Ключевые слова: учреждение образования; среднее специальное образование; внебюджетная деятельность; доходы; расходы; прибыль.

UDC 368.2

Besko Oksana Anatolyevna,

teacher of the highest qualification category, master, director, branch of the Belarusian State Economic University «Minsk Financial and Economic College», Minsk, Republic of Belarus, e-mail: oksanabesko 1@gmail. com

FINANCIAL RESOURCES OF INSTITUTIONS OF SECONDARY SPECIAL EDUCATION FROM EXTRA-BUDGETARY ACTIVITIES, SOURCES OF THEIR FORMATION AND DIRECTIONS OF USE IN MODERN CONDITIONS

The article considers the main sources of financial resources from the extra-budgetary activities of educational institutions that implement educational programs of secondary specialized education, and also indicates the directions of their use.

Keywords: educational institution, specialized secondary education, off-budget activities, income, expenses, profit.

Повышенный интерес к финансовым ресурсам, их аккумуляции и расходованию как к одному из важнейших условий дееспособности, проявляют все субъекты хозяйствования.

Финансовые ресурсы организации представляют собой совокупность собственных денежных доходов и средств, а также поступлений в виде заемных и привлеченных средств, предназначенных для выполнения финансовых обязательств, финансирования

текущих затрат и затрат, связанных с увеличением капитала. Эти финансовые ресурсы являются результатом взаимодействия поступлений, расходования и распределения денежных средств, их накопления и использования.

Финансовые ресурсы бюджетных учреждений имеют особенности по источникам формирования и направлениям использования. Под финансовыми ресурсами бюджетных учреждений понимаются денежные

средства, выделенные для реализации ряда задач, обозначенных учредителем при создании учреждения в форме субсидий; заемные средства и средства от деятельности, приносящей доход; поступления, которые предназначены для выполнения финансовых обязательств, покрытия текущих затрат, так и затрат, непосредственно связанных с функционированием учреждения.

Данная норма также закреплена и в Бюджетном кодексе Республики Беларусь, согласно которому бюджетные организации могут осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку она необходима для их уставных целей, ради которых они созданы, соответствует этим целям и отвечает предмету деятельности организаций, либо поскольку она необходима для выполнения государственно значимых задач, предусмотренных их учредительными документами, соответствует этим задачам и отвечает предмету деятельности данных организаций.

Если бюджетные организации вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, то полученные внебюджетные средства после уплаты налогов и иных платежей в бюджет, и осуществления расходов, связанных с этой деятельностью, остаются в их распоряжении и используются для обеспечения функционирования этих организаций.

Источники финансовых ресурсов, а также принципы их формирования и дальнейшего использования, кроме того, зависят и от вида и характера предоставляемых услуг, которые оказываются бюджетными организациями (учреждениями).

Финансирование государственных учреждений образования из бюджетов всех уровней осуществляется с учетом государственных минимальных социальных стандартов в области образования, реализации программы развития системы образования, программы развития среднего специального образования. Использование только бюджетных средств для бесплатного предоставления социально значимых услуг невозможно в силу ограниченности бюджетных ресурсов. Кроме того, бесплатность услуг имеет определенные негативные черты: ограничивает конкуренцию; не стимулирует снижение затрат; сковывает инициативу учреждений образования; подрывает стимулы к достиже-

нию высоких экономических результатов. В связи с этим наряду с бесплатными услугами учреждения образования оказывают платные услуги, то есть учреждения образования осуществляют приносящую доходы деятельность в соответствии с законодательством.

Рассмотрим источники формирования финансовых ресурсов учреждений среднего специального образования от внебюджетной деятельности и направления их использования на примере учреждения образования, реализующего образовательные программы среднего специального образования экономического профиля.

Доходы от оказания платных образовательных услуг являются основным источником доходов от внебюджетной деятельности в учреждениях образования. В состав платных образовательных услуг, кроме подготовки специалистов со средним специальным образованием, в соответствии с законодательством включены следующие платные услуги:

- повторная итоговая аттестация лиц, не сдавших государственный экзамен по специальности в установленные сроки;

- повторная текущая аттестация лиц, не сдавших экзамены, зачеты, не прошедших иные формы контроля результатов учебной деятельности;

- ликвидация расхождения в учебных планах и (или) академической задолженности, образовавшейся у лиц при изменении или прекращении образовательных отношений и при восстановлении после прекращения образовательных отношений.

Кроме доходов от оказания образовательных услуг учреждения образования могут получать доходы от иной приносящей доходы деятельности:

- от операций по сдаче в аренду оборудования, транспортных средств, капитальных строений, их частей;

- от операций по сдаче вторичных матери -альных ресурсов, в том числе драгоценных металлов;

- в виде процентов за пользование временно свободными денежными средствами, находящимися на текущем (расчетном) счете;

- в виде процентов по вкладу (депозиту);

- от реализации изделий, работ, услуг при осуществлении бюджетной организацией

возложенных на нее в соответствии с законодательством функций некоммерческого характера;

- в виде неустойки (штрафа, пени), суммы, полученной в результате применения иных мер ответственности за нарушение договорных обязательств;

- в виде дохода по облигациям. Данные по доле поступлений денежных

средств по внебюджетной деятельности за

9 месяцев текущего года на примере одного учреждения образования экономического профиля представлены на рис. 1.

С целью увеличения доходов от внебюджетной деятельности достаточно широкое распространение получили в учреждениях среднего специального образования сдача в аренду помещений и оборудования, множительные и типографские работы, оказание услуг населению и организациям на базе

1,10% 0,30°%

Образовательные услуги

Аренда

Проценты банка от денежных средств, размещенным на депозитном счете

Прочие поступления

Рисунок 1 - Доходы от внебюджетной деятельности на примере учреждения образования

экономического профиля г. Минска

имеющихся ресурсных центров (авторемонтные, изготовление мебели, пошив одежды, фотоуслуги и т.д., в зависимости от профилей специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в учреждении образования). В связи с отсутствием производственных мастерских в учреждениях образования экономического профиля на первом месте среди прочих доходов по размеру в составе средств от внебюджетной деятельности находятся доходы от сдачи имущества в аренду при наличии свободных помещений (около 10 % в общей сумме поступлений от внебюджетной деятельности).

Учреждению образования остается около 50 % средств, полученных от сдачи помещений в аренду, так как сумма арендной платы в размере 25 % подлежит перечислению в доход бюджета, 20 % - сумма налога на добавленную стоимость (далее - НДС), перечисляемая в бюджет, а также сумма земельного налога и налога на недвижимость, исчисленного исходя из площади зданий, сданных в аренду.

Доходы в виде процентов за пользование временно свободными денежными средствами, находящимися на текущем счете по учету внебюджетных средств, а также в виде процентов по вкладу (депозиту) определяются в соответствии с договорами с банками на оказание банковских услуг и депозитными договорами. Государственные учреждения образования, как правило, заключают договора на оказание банковских услуг с ОАО «АСБ Беларусбанк».

В составе прочих поступлений включаются доходы от операций по сдаче вторичных материальных ресурсов, в том числе драгоценных металлов, и безвозмездная (спонсорская) помощь, которые занимают незначительную долю в поступлениях от внебюджетной деятельности.

Проанализируем использование финансовых ресурсов, полученных от внебюджетной деятельности, на примере одного учреждения образования.

Финансовые ресурсы, полученные от внебюджетной деятельности учреждениями образования, направляются:

- на финансирование затрат на оказание образовательных услуг;

- уплату установленных законодательством налогов, сборов (пошлин);

- финансирование инвестиционной деятельности и другие направления, не запрещенные законодательством.

Структура расходов учреждений образования, реализующих программы среднего специального образования, зависит от следующих показателей:

- форма обучения (дневная, вечерняя, заочная);

- профиль учебного заведения (гуманитарный, медицинский, педагогический, сельскохозяйственный, технический, экономический);

- условия приема на обучение (на базе об -щего базового образования, на базе общего среднего образования);

- качество подготовки и другие факторы.

Удельный вес затрат, связанных с оплатой

труда работников, и взносов (отчислений) на социальное страхование в общем объеме фактических расходов занимает около 80 %.

Следующей крупной группой расходов сметы средних специальных учреждений образования являются материальные и приравненные к ним затраты, которые включают приобретение предметов снабжения и расходных материалов, оплату услуг связи, оплату коммунальных услуг, прочие текущие расходы на закупку товаров и оплату услуг.

Учреждения образования в соответствии с налоговым законодательством являют-

ся плательщиками следующих налогов по внебюджетной деятельности: НДС, налог на прибыль, земельный налог и налог на недвижимость. Расходы на уплату этих налогов в бюджет составляют до 6 % в общем объеме расходов учреждения образования по внебюджетной деятельности. Размер зависит от доли доходов, полученных от сдачи в аренду оборудования, транспортных средств, капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений в общем объеме до -ходов.

Данные по структуре уплаченных налогов в бюджет учреждением образования за 9 месяцев 2021 г. представлены на рис. 2.

Наибольший удельный вес в общей сумме уплаченных налогов в бюджет составляет НДС. Объектом налогообложения НДС являются обороты по реализации товаров (работ, услуг) на территории Республики Беларусь, включая обороты по сдаче помещений в аренду. Освобождаются от обложения НДС обороты по реализации платных услуг в сфе -ре образования, к которым относится реализация образовательных программ среднего специального образования. Также освобождаются от НДС обороты по реализации драгоценных металлов и драгоценных камней.

На втором месте по доле уплаченного налога в бюджет в общем объеме уплаченных налогов находится земельный налог, на третьем - налог на недвижимость.

Бюджетные организации плательщиками земельного налога и налога на недвижимость не являются, но если бюджетная орга-

3,20%

НДС

Налог на прибыль Земельный налог Налог на недвижимость

Рисунок 2 - Структура налогов, уплаченных в бюджет за 9 месяцев 2021 года

учреждением образования

низация сдает в аренду или безвозмездное пользование здания, их части, то возникает обязанность уплаты налога на недвижимость и земельного налога, кроме случаев сдачи в аренду или безвозмездное пользование некоторым субъектам хозяйствования.

Исчисление налога на недвижимость производится исходя из остаточной стоимости капитальных строений по состоянию на 1 января текущего года и годовой ставки налога 1 %. При расчете налога на недвижимость учитывается повышающий (понижающий) коэффициент, утверждаемый решениями местных Совета депутатов.

Исчисление земельного налога производится исходя из кадастровой стоимости земельных участков (отдельно расположено здание учебного корпуса и здание общежития и спортивного зала) по состоянию на 1 января текущего года и ставок земельного налога в зависимости от функционального использования земельного участка (ставка 0,55 % по общественно-деловой функциональной зоне, 0,025 % - по жилой многоквартирной зоне). При расчете земельного налога также учитывается повышающий (понижающий) коэффициент, утверждаемый решением местного Совета депутатов.

Наименьший удельный вес по доле уплаченного налога в бюджет в общем объеме уплаченных налогов занимает налог на прибыль. Объектом налогообложения налогом на прибыль является валовая прибыль. Валовая прибыль бюджетных организаций определяется как сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), полученной при осуществлении приносящей доходы деятельности, и внереализационных доходов, уменьшенных на сумму внереализационных расходов.

В соответствии с Налоговым кодексом прибыль учреждения образования от приносящей доходы деятельности освобождается от налогообложения налогом на прибыль. К приносящей доходы деятельности относится оказание платных образовательных услуг и доходы от операций по сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование имущества.

Уплата налога на прибыль производится только по доходам в виде процентов за предоставление в пользование денежных средств организации (включая проценты от

размещения средств во вклады (депозиты)), процентов за пользование банком денежными средствами, находящимися на банковском счете, а также по суммам, полученным в виде пени по сдаче имущества в аренду, суммы, полученной в результате применения иных мер ответственности за нарушение договорных обязательств, которые в целях налогообложения относятся к внереализационным доходам. При расчете налога на прибыль применяется общеустановленная ставка налога на прибыль в размере 18 %.

По итогам отчетного периода учреждения образования определяют средства, сформированные от превышения доходов над расходами по внебюджетной деятельности (прибыль, которая остается в распоряжении бюджетной организации).

Внебюджетные средства в части сумм превышения доходов над расходами используются для развития материально-технической базы; осуществления научной, научно-технической и инновационной деятельности; дополнительного премирования работников, обучающимся, иным лицам, определяемым на основании коллективного договора, соглашения, иного локального правового акта, и иных целей.

Проанализировав использование сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении, можно сделать вывод, что значимым направлением распределения сумм превышения доходов над расходами, остающимися в распоряжении организации, являются расходы на оплату труда работников и взносы (отчисления) на социальное страхование. За счет этих средств осуществляется премирование сотрудников и выплата надбавок за высокие достижения в труде и за сложность и напряженность труда. Доля этих расходов в распределении сумм превышения доходов над расходами, остающимися в распоряжении организации, составляет от 50 % до 60 %.

Внебюджетные средства в части сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации, также могут использоваться для дополнительного премирования обучающихся. Направление средств осуществляется в соответствии с разработанными и утвержденными положениями о материальном поощрении учащихся и об оказании материальной

помощи учащимся. Материальное поощрение выплачивается учащимся за участие и (или) победу в спортивных соревнованиях, конференциях, олимпиадах и т.д.

На втором месте по размеру расходов в распределении сумм превышения доходов над расходами, остающимися в распоряжении организации, являются расходы по приобретению предметов снабжения и расходных материалов. Они составляют от 20 % до 40 %. За счет суммы прибыли оплачиваются расходы по приобретению товаров, работ и услуг, которые непосредственно не связаны с образовательной деятельностью, и, соответственно, не могут быть отнесены на себестоимость образовательных услуг, а также расходы по приобретению товаров, работ и услуг для содержания общежития, которые также не могут быть отнесены на себестоимость образовательных услуг.

Исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что около 60 % сумм превышения доходов над расходами, остающимися в распоряжении организации, используются на рост благосостояния сотрудников филиала и учащихся, около 40 % на улучшение материально-технической базы учреждения образования.

Таким образом, можно сделать вывод:

- основная статья в расходах учреждения образования - это расходы на заработную плату сотрудников и взносы (отчисления) на социальное страхование, второе место -коммунальные платежи, финансирование остальных расходов (текущий ремонт помещений, приобретение оборудования, приобретение расходных материалов и т.д.) осуществляется по минимальному принципу;

- в разрезе поступлений от прочих видов деятельности, приносящих доходы, сдача имущества в аренду наиболее рентабельна, так как расходы (налог на недвижимость, земельный налог и НДС, 25 % перечисления в бюджет) дают возможность около 50 % арендной платы оставить в распоряжении учреждения образования. Дополнительные

расходы на введение штатных единиц, приобретение дополнительного оборудования (в отличие от других возможных видов внебюджетной деятельности, таких как ремонт автотранспорта, швейные услуги, типографские услуги) не нужны. Кроме того, арендаторы возмещают учреждению образования часть коммунальных и эксплуатационных расходов, которые бы учреждение образования несло независимо от сдачи помещений в аренду (отопление помещений, благоустройство и содержание прилегающей территории, содержание службы охраны и др.).

Список литературы

1. Бюджетный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь от 16.97.2008, № 412-З: с изменениями Закона Республики Беларусь от 16.12.2019 № 268-З. - URL: https://kodeksy-by.com/byudzhetnyj_ kodeks_rb.htm (дата обращения: 12.09.2020).

2. О внебюджетных средствах бюджетных организаций: постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.07.2013, № 641, в редакции от 30.10.2020 № 619. - URL: https://base.spinform.ru/show_ doc.fwx?rgn=128285 (дата обращения: 09.08.2020).

3. Сорокина, Т.В. Финансирование образования в Республике Беларусь: монография / Т.В. Сорокина, М.Е. Карпицкая, Н.А. Кузнецова. - Гродно: ГрГУ, 2010. -203 с.

4. Финансы организаций: учебное пособие / В.В. По -зняков [и др.]; под редакцией В.В. Познякова. - Минск: РИПО, 2016. - 331 с.

References

1. Byudzhetnyj kodeks Respubliki Belarus': Kodeks RespublikiBelarus' ot 16.97.2008, №412-Z: sizmeneniyami Zakona Respubliki Belarus' ot 16.12.2019 № 268-Z. URL: https://kodeksy-by.com/byudzhetnyj_kodeks_rb.htm (data obrashheniya: 12.09.2020).

2. O vnebyudzhetnyx sredstvax byudzhetnyx organizacij: postanovlenie Soveta Ministrov Respubliki Belarus' ot 19.07.2013, № 641, v redak-cii ot 30.10.2020 № 619. URL: https://base.spinform.ru/show_doc. fwx?rgn=128285 (data obrashheniya: 09.08.2020).

3. Sorokina T.V., Karpiczkaya M.E., Kuzneczova N.A. Finansirovanie obrazovaniya v Respublike Belarus': monografiya. Grodno: GrGU, 2010. 203 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Finansy organizacij: uchebnoe posobie / V.V. Poznyakov [i dr.]; pod redakciej V.V. Poznyakova. Minsk: RIPO, 2016. 331 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.