Налогообложение
УЧЕТ НАЛОГОВ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Н. М. ДЕМЕНТЬЕВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов Новосибирский государственный университет экономики и управления
В связи с выделением из государственных (муниципальных) учреждений трех типов учреждений возникла необходимость рассмотрения особенностей в исчислении и учете налогов, уплата которых предусмотрена Налоговым кодексом РФ (НК РФ).
В статье 120 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) определены основные виды государственных и муниципальных учреждений, которые могут создаваться Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием. Государственное (муниципальное) учреждение может быть автономным, бюджетным или казенным учреждением.
В данной статье особенности правового положения автономных учреждений будут рассматриваться лишь постольку, поскольку они будут необходимы для выделения особенностей в исчислении и уплате налогов, учете и отчетности.
Основные особенности исчисления и учета налогов в государственных (муниципальных) учреждениях обусловлены статусом учреждений, их функциями, принципами бюджетного финансирования и применением плана счетов бухгалтерского учета. Исходя из этого, целесообразно рассматривать действующий порядок исчисления, уплаты и учета налогов отдельно по типам учреждений. Рассмотрим автономные учреждения (кроме частных).
В соответствии с Федеральным законом от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон № 174-ФЗ) автономное
учреждение может быть создано путем его учреждения или путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения и может иметь только одного учредителя. Учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем.
В Законе № 174-ФЗ указано, что «решение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения принимается по инициативе либо с согласия государственного или муниципального учреждения, если такое решение не повлечет за собой нарушения конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования, права на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям, права на охрану здоровья и бесплатную медицинскую помощь».
Автономное учреждение может создаваться для выполнения работ, оказания услуг в сфере науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами. Виды деятельности во многом аналогичны бюджетным учреждениям, но только законодательством для автономных учреждений ограничен перечень сфер деятельности.
Наиболее распространенными видами деятельности автономных учреждений являются
образовательная деятельность, осуществляемая в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и на основании лицензии, в которой указаны разрешенные виды образовательных услуг, а также деятельность в сфере здравоохранения, культуры, спорта, поддержки инновационной деятельности и др.
Финансирование основной деятельности государственных (муниципальных) автономных учреждений осуществляется из соответствующего бюджета (федерального, регионального или муниципального) в форме субсидий для выполнения утвержденного государственного (муниципального) задания, которое рассчитывается по нормативам затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Порядок предоставления субсидий, определения их объема и условий предоставления из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.
Неиспользованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных автономному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, используются в очередном финансовом году в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности автономного учреждения для достижения целей, ради которых это учреждение создано. Если не использованы средства по обязательному медицинскому страхованию, то они также могут использоваться в следующем бюджетном году на эти же цели.
Автономные учреждения имеют право открывать лицевые счета в коммерческих банках и одновременно в органах Федерального казначейства либо в финансовых органах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что следует отметить в качестве их важной особенности,
поскольку бюджетные и казенные учреждения не имеют права открывать счета в кредитных организациях.
Порядок открытия лицевых счетов автономным учреждениям в территориальных органах Федерального казначейства, порядок их ведения устанавливаются в соглашениях, заключаемых учредителями автономных учреждений с территориальными органами Федерального казначейства.
В случае же, если учет субсидий осуществляется на лицевых счетах автономных учреждений, открытых им в территориальных органах Федерального казначейства либо в финансовых органах субъектов РФ, муниципальных образований, неиспользованные остатки средств подлежат перечислению автономным учреждением в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ.
Согласно ст. 7 Закона № 174-ФЗ автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе). Поэтому автономное учреждение вправе осуществлять деятельность, приносящую доходы, но только для достижения целей его создания и для реализации этих целей при условии указания видов платных услуг в уставе учреждения.
Доходы, полученные от оказания платных услуг, реализации собственной и покупной продукции поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения, а также имущество, которое приобретено за счет этих доходов.
Важно заметить, что действующие правила предоставления платных образовательных и медицинских услуг утверждены Правительством РФ совсем недавно. Так, например, новые правила оказания платных образовательных услуг утверждены постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (далее — Постановление № 706), которые действуют с января 2014 г.
В Постановлении № 706 определены основные права, обязанности заказчика и исполнителя услуг. Так, в соответствии с п. 12 Постановления № 706 услуги должны оказываться на основе заключенного письменного договора, содержание которого определено в названном пункте. В документе зафиксировано, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недоста-
ток в оказанных платных образовательных услугах или иные существенные отступления от условий договора. Кроме того, заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками оказания платных образовательных услуг.
С января 2013 г. применяются новые правила предоставления платных медицинских услуг медицинскими учреждениями, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» (далее — Постановление № 1006), согласно которому такие услуги предоставляются на основании перечня работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность и указанных в лицензии на осуществление медицинской деятельности, выданной в установленном порядке.
Условия, объем и сроки оказания услуг определяются в договоре. На предоставление платных медицинских услуг может быть составлена смета. Ее составление по требованию потребителя (заказчика) или исполнителя является обязательным, при этом она является неотъемлемой частью договора. Исполнитель обязан при оказании платных медицинских услуг соблюдать установленные законодательством РФ требования к оформлению и ведению медицинской документации и учетных и отчетных статистических форм, порядку и срокам их представления.
В пункте 11 Постановления № 1006 отмечено, что исполнитель обязан предоставить посредством размещения на сайте медицинской организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также на информационных стендах (стойках) медицинской организации информацию, содержащую следующие сведения:
— информацию о лицензии на осуществление медицинской деятельности (номер и дату регистрации, перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность медицинской организации в соответствии с лицензией, наименование, адрес места нахождения и телефон выдавшего ее лицензирующего органа);
— перечень платных медицинских услуг с указанием цен в рублях, сведения об условиях, порядке, форме предоставления медицинских услуг и порядке их оплаты;
— режим работы медицинской организации, график работы медицинских работников, участ-
вующих в предоставлении платных медицинских услуг;
— адреса и телефоны органа исполнительной власти субъекта РФ в сфере охраны здоровья граждан, территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Государственные (муниципальные) автономные учреждения вправе определять цены (тарифы) на предоставляемые платные медицинские услуги самостоятельно (у бюджетных и казенных учреждений такого права нет).
В соответствии с налоговым законодательством автономные учреждения являются налогоплательщиками в тех случаях, когда возникает объект налогообложения и формируется налоговая база не только по результатам осуществления деятельности, приносящей доход, но и по основной деятельности, финансируемой из бюджета в виде субсидий.
Рассмотрим основные налоги, которые автономные учреждения могут либо должны уплачивать в бюджет.
Налог на добавленную стоимость. В данном случае следует учитывать перечень услуг, работ, не подлежащих налогообложению в соответствии со ст. 149 НК РФ, которые осуществляют налогоплательщики. Для автономных учреждений этот перечень актуален в соответствии со сферой деятельности и видами оказываемых услуг.
Например, освобождаются от налога на добавленную стоимость (НДС) платные медицинские услуги, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. Ветеринарные и санитарно-эпидемиологические услуги облагаются НДС даже в случаях, если они финансируются из бюджета.
В статье 149 НК РФ дается перечень услуг, которые относятся к медицинским, который состоит из 7 видов.
В сфере образования не облагаются НДС такие услуги, как:
— услуги по содержанию детей в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, услуги по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
— услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческими образовательными организаци-
ями по реализации общеобразовательных и (или) профессиональных образовательных программ (основных и (или) дополнительных), программ профессиональной подготовки, указанных в лицензии, или воспитательного процесса, а также дополнительных образовательных услуг, соответствующих уровню и направленности образовательных программ, указанных в лицензии, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Кроме того, в автономных учреждениях образования и здравоохранения не облагаются НДС продукты питания, непосредственно произведенные столовыми образовательных и медицинских организаций и реализуемые ими в указанных организациях, а также продукты питания, непосредственно произведенные организациями общественного питания и реализуемые ими указанным столовым или организациям.
Важно учесть, что в ст. 149 НК РФ указана обязанность образовательных учреждений исчислять НДС в случае производства и реализации собственной продукции, а также приобретенных на стороне, независимо от того, на какие цели используется доход от реализации такой продукции: на образовательную деятельность либо на нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.
Таким образом, доходы автономных учреждений от реализации покупных товаров, продукции собственного производства и выполненных работ для сторонних организаций по договорам, доходы от сдачи в аренду имущества подлежат налогообложению НДС.
Особо следует рассмотреть вопросы исчисления НДС с доходов автономных учреждений от сдачи в аренду имущества и получаемых компенсаций от арендаторов за коммунальные услуги.
В соответствии с Законом № 174-ФЗ автономное учреждение отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения, автономное учреждение не отвечает по обязательствам собственника имущества автономного учреждения.
Автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним учредителем или приобретенным автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества.
Автономное учреждение может самостоятельно распоряжаться недвижимым имуществом, приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, а также особо ценным движимым имуществом, приобретенным за счет этой же деятельности.
Доход от сдачи имущества в аренду облагается НДС, т. е. сумма арендной платы предъявляется арендатору с учетом НДС. Одновременно следует учитывать, что автономное учреждение вправе сдавать в аренду имущество при условии соблюдения им следующих основных условий:
— если сдача в аренду имущества служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует этим целям;
— если предоставление имущества в аренду предусмотрено в уставе учреждения.
Согласно ст. 4 Закона № 174-ФЗ при сдаче в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества или особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного им за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансирование из бюджета на его содержание не осуществляется. Это означает, что содержание такого имущества осуществляется за счет арендной платы.
Многие годы был спорным вопрос о порядке учета и налогообложения получаемых учреждениями от арендатора компенсаций за коммунальные услуги (отопление, вода, связь и т. п.). Возникали вопросы такого характера: правомерно ли включать коммунальные услуги в сумму арендной платы, можно ли перевыставлять счета-фактуры поставщиков за услуги арендатору, как правильно учитывать налоговые вычеты по НДС, которые предъявлены поставщиками услуг, если только часть из них приходится на арендатора?
В настоящее время многое прояснилось по этим проблемным вопросам. Так, например, по вопросу о правомерности включения коммунальных услуг в состав арендной платы в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2002 № 66 «Обзор практики
разрешения споров, связанных с арендой» изложена следующая позиция: возложение на арендатора расходов по оплате коммунальных услуг не может рассматриваться как форма арендной платы. Следовательно, взаимоотношения между арендатором и автономным учреждением по оплате коммунальных услуг в арендованном помещении должны осуществляться по отдельному договору, в котором необходимо предусмотреть порядок оплаты фактически потребленных услуг. Расходы могут определяться по счетчикам, а в случае отсутствия отдельных счетчиков они определяются расчетным путем.
По вопросу перевыставления счетов-фактур поставщиков арендатору необходимо исходить из положений ст. 146 гл. 21 НК РФ, в которой определены объекты обложения НДС. Предоставление коммунальных услуг арендодателем не является реализацией, так как эти услуги оказываются другими поставщиками, а арендатор сам является их покупателем. Поэтому эти услуги не облагаются НДС у арендодателя. Арендодатель не имеет права перевыставлять счета-фактуры еще и потому, что он не выполняет функции агента. Отсюда следует, что компенсации за коммунальные услуги не подлежат обложению НДС у арендодателя и НДС не выделяется в документах.
Налоговый вычет «входного НДС» по коммунальным услугам в автономных учреждениях также не применяется, поскольку данные услуги НДС не облагаются.
Объект налогообложения по НДС может возникать у автономных учреждений в случае безвозмездной передачи собственной продукции или покупных товаров своим сотрудникам в качестве подарков, призов и т. п. Стоимость таких подарков включается в налоговую базу по НДС, но здесь следует учесть, что автономное учреждение имеет право на применение налогового вычета по НДС по покупным товарам. Учитывая, что в таких случаях нет никакой торговой наценки, то сумма НДС с налоговой базы и сумма налоговых вычетов по покупным товарам будут одинаковыми, т. е. не будет НДС к уплате в бюджет по рассматриваемым операциям.
Другая ситуация возникает по определению права на налоговые вычеты при передаче собственной продукции в качестве подарков. В этих случаях налоговые вычеты могут определяться отдельно по прямым расходам и по удельному весу в облагаемых операциях «общих» расходов, которые относятся и к необлагаемым НДС доходам.
Важно учитывать, что автономные учреждения могут воспользоваться правом освобождения от обязанностей налогоплательщика НДС по ст. 145 НК РФ, если облагаемые обороты по НДС не превышают 2 млн руб. за три последовательных месяца. Такое освобождение возможно осуществить с любого месяца года на 12 календарных месяцев. С более подробными условиями можно ознакомиться в НК РФ и в практическом пособии по НДС.
При наличии облагаемых и необлагаемых НДС оборотов налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и неподлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.
При отсутствии у налогоплательщика раздельного учета сумма налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, вычету не подлежит и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (налога на доходы физических лиц), не включается.
В соответствии с НК РФ налогоплательщик имеет право не производить деление «входного» НДС в соответствии с долей облагаемых и необлагаемых операций в тех налоговых периодах, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 % от общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом все суммы налога, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ.
Налог на прибыль организаций. В соответствии с гл. 25 НК РФ автономные учреждения являются плательщиками налога на прибыль организаций с учетом определенных особенностей (преференций). Прежде всего не включаются в налоговую базу бюджетные субсидии, имеющие целевой характер (ст. 251 НК РФ).
Важно отметить, что положение ст. 250 НК РФ по учету в составе внереализационных доходов использования средств не по целевому назначению не распространяется на автономные учреждения по той причине, что в этих случаях применяются нормы бюджетного законодательства.
Автономные учреждения учитывают прежде всего те доходы при исчислении налога на прибыль организаций, которые облагаются НДС, а также доходы, которые не облагаются НДС, но включаются в налоговую базу по налогу на прибыль организаций. Например, у автономных учреждений появляется возможность предоставлять процентные займы за счет неиспользованных субсидий по целевому назначению, а также за счет других источников. Получение процентов по депозитам и займам считается доходом от оказания финансовых услуг и в соответствии со ст. 149 НК РФ не облагается НДС, но облагается налогом на прибыль организаций. Возмещение арендаторами стоимости коммунальных услуг также учитывается в доходах при исчислении налога на прибыль организаций, но не подлежит обложению НДС.
В расходах для целей налогообложения прибыли учреждение имеет право определять расходы в соответствии с положениями гл. 25 НК РФ, т. е. следует учитывать наличие нормируемых элементов по расходам и др.
Автономные учреждения, осуществляющие образовательную и медицинскую деятельность, вправе применять нулевую ставку по налогу, но при соблюдении условий, установленных в ст. 284.1 НК РФ.
Налог на имущество организаций, транспортный налог, земельный налог. Учредители автономных учреждений являются плательщиками налога на имущество организаций, транспортного налога, а также земельного налога, т. е. данные налоги уплачиваются за счет субсидий, а не за счет деятельности, приносящей доход.
С 2013 г. налоговая база по налогу на имущество организаций может увеличиваться только за счет введения новых объектов недвижимости, а в условиях, когда такой ввод осуществляется в автономных учреждениях редко, налог ежегодно будет уменьшаться за счет уменьшения остаточной стоимости основных средств.
Ставка налога устанавливается законом субъекта РФ и не может превышать 2,2 %. Многие субъекты РФ устанавливают пониженные ставки
для учреждений, финансируемых из областного (краевого) или муниципального бюджетов.
Автономные учреждения обязаны исчислять и уплачивать транспортный налог по транспортным средствам, которые являются объектом налогообложения в соответствии с общими правилами гл. 28 НК РФ. Ставки налога законами субъектов РФ могут повышаться по объектам налогообложения либо понижаться, но не более чем в 10 раз против ставок, утвержденных в гл. 28 НК РФ.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в отношении каждой категории транспортных средств, а также с учетом количества лет, прошедших с года выпуска транспортных средств, и (или) их экологического класса. Количество лет, прошедших с года выпуска транспортного средства, определяется по состоянию на 1 января текущего года в календарных годах с года, следующего за годом выпуска транспортного средства.
Плательщиками земельного налога автономные учреждения являются в том случае, если за ними закреплены земельные участки на праве бессрочного пользования либо земля находится в собственности учредителя.
Особенностью бухгалтерского учета автономных учреждений является то, что в соответствии с приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению» им не обязательно применять коды Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) по всем балансовым счетам. Обязательными они являются только по учету доходов и расходов.
Покажем на условном примере отражение в бухгалтерском учете ряда операций по расчетам с бюджетом по налоговым платежам.
Пример. Условно предположим, что автономное учреждение имеет лицевой счет (расчетный счет) в коммерческом банке, а также открыт лицевой счет в территориальном Управлении Федерального казначейства. Уплату налогов по деятельности, приносящей доход, учреждение осуществляет со счета в коммерческом банке (см. таблицу).
Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения могут являться плательщиками практически по всем основным федеральным налогам, двум региональным и одному местному — земельному налогу.
Бухгалтерские операции автономного учреждения по уплате налогов по приносящей доход деятельности
Содержание операций Корреспонденция счетов Сумма, руб.
Дебет Кредит
Исчислен НДС с налоговой базы 240110130 230304000 15 000
НДС предъявлен поставщиками 221001000 230234000 8 000
Принят к вычету НДС 230304000 221001000 8 000
Перечислен НДС в бюджет 230304000 220121000 7 000
Исчислен налог на прибыль организаций 240110130 230303000 3 000
Уплачен налог на прибыль в бюджет 230303000 220121000 5 000
Исчислен налог на имущество организаций 440120290 430312000 3 000
Исчислен транспортный налог 440120290 430305000 1 000
Исчислен земельный налог 440120290 430313000 1 000
Уплачены налог на имущество, транспортный и земельный налоги 430312000 430305000 430313000 420111000 6 000
Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Информационный банк «Путеводитель по налогам». Практическое пособие по НДС // СПС Консультант Плюс.
3. Налоговый кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 31.07.1998 № 146-ФЗ.
4. Налоговый кодекс РФ (часть вторая): Федеральный закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ.
5. Об автономных учреждениях: Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ.
6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
7. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н.
8. Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг: постановление Правительства РФ от 15.08.2013 № 706.
9. Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг: постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006.
1 0. Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой: информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.01.2002 № 66.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ» выпускает специализированные финансово-экономические и бухгалтерские журналы, а также оказывает услуги по изданию монографий, деловой и учебной литературы.
Тел.: (495) 989-9610 e-mail: post@fin-izdat.ru