Научная статья на тему 'Налогообложение внебюджетных доходов учреждений образования'

Налогообложение внебюджетных доходов учреждений образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
767
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налогообложение внебюджетных доходов учреждений образования»

УДК 336.144.3

Соколова Е. Ю.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Недостаточность бюджетного финансирования учреждений образования вынуждает школы привлекать внебюджетные источники, доходы от которых направляются на развитие материальной базы и оплату труда педагогов, при этом некоторые доходы подпадают под налогообложение. В статье рассматриваются направления оптимизации налогов учреждений образования.

Ключевые слова: внебюджетное финансирование, образование, платность услуг, налогообложение.

Ограниченность бюджетных средств рамками государственного или муниципального задания и нормативами финансирования приводят к тому, что для полноценного функционирования и развития образовательного учреждения необходимо привлекать внебюджетные источники финансирования.

К ним можно отнести:

- благотворительные взносы юридических и физических лиц;

- доходы от реализации дополнительных платных образовательных услуг;

- организацию учебно-производственной деятельности;

- сдачу имущества в аренду и др.

О необходимости привлечения внебюджетных источников свидетельствует и Федеральная целевая программа развития образования на 20112015 гг. [1]. В ней предусмотрены объемы и источники её финансирования, среди которых наравне с бюджетными средствами из федерального бюджета и бюджетов субъектов федерации запланированы средства из внебюджетных источников, доля которых в общем объеме составляет 12,13 %.

В ст. 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами [4].

Платные образовательные услуги, оказываемые образовательными учреждениями, - наиболее распространённый вид деятельности по привлечению внебюджетных средств. Это объясняется тем, что в стране, во-первых, не развит в достаточной степени институт благотворительности бизнеса. Во-вторых, в настоящее время система

налогообложения бизнеса не предоставляет налоговых льгот с доходов, направленных в денежной форме в качестве благотворительных взносов в социальную сферу, и в частности в сферу образования.

Наиболее востребованными в настоящее время дополнительными платными образовательными услугами в общеобразовательных школах являются подготовка к ЕГЭ, подготовка детей к школе, группы продлённого дня в дошкольных образовательных учреждениях.

Восполнение образовательными учреждениями дефицита бюджетных средств средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, обостряет проблему налогообложения этих доходов, так как предпринимательская деятельность учреждений социальной сферы рассматривается государством аналогично деятельности коммерческих структур. Образовательные учреждения, выполняющие функции государства по предоставлению населению услуг, обязаны платить налоги государству. Они являются плательщиками налога на прибыль организаций. Налог на прибыль платится с доходов, полученных от реализации платных образовательных и иных услуг, от аренды, от реализации произведенных товаров, работ. Такие доходы бюджетного учреждения именуются доходами от коммерческой деятельности.

Налоговая база бюджетных учреждений по налогу на прибыль определяется как разница между полученной суммой дохода (без учета НДС) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с коммерческой деятельностью.

Но образовательные учреждения не являются коммерческими и созданы с целью оказания услуг населению, а не зарабатывания прибыли.

Несмотря на то, что с 2011 г. в соответствии со ст. 284.1 гл. 25 Налогового кодекса Российской

26

© Соколова Е. Ю., 2011

Налогообложение внебюджетных доходов учреждений образования

Федерации для определенных видов образовательной и медицинской деятельности, осуществляемой организациями, по налогу на прибыль организаций предусматривается применение налоговой ставки 0 %, проблема налогообложения внебюджетных доходов учреждений образования не решена окончательно.

Одним из условий для перехода на налогообложение прибыли по ставке 0% является удельный вес доходов организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности - не менее 90 % ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с главой 25 НК РФ [2]. И если образовательному учреждению удастся получить благотворительные взносы юридических или физических лиц, что становится нормой в общеобразовательных школах (взносы родителей на нужды школы) и они в совокупности с доходами от сдачи имущества в аренду или каких - либо других видов дохода изменят вышеуказанную долю, то с начала налогового периода, в котором имело место несоблюдение указанного условия, применяется налоговая ставка в размере 20 %. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным днем уплаты налога (авансового платежа по налогу).

Данной нормой сужается возможность привлечения благотворительных взносов юридических и физических лиц в денежном выражении, поскольку родительская плата в учреждениях подлежит обложению налогом на прибыль на общих основаниях.

К доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со ст. 251 гл. 25, относится только имущество в денежной форме, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям и в виде полученных грантов, удовлетворяющих определенным статьей условиям.

Также к доходам, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль в соответствии со ст. 251 гл. 25, относится имущество, безвозмездно полученное государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии

на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.

В настоящее время любая доходная деятельность образовательного учреждения подлежит налогообложению по налогу на добавленную стоимость. Для учреждений образования от НДС освобождаются:

- услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);

- реализация продуктов питания, произведенных студенческими и школьными столовыми, а также блоками питания (столовыми) детских дошкольных учреждений. Данная льгота применяется в случае полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета (подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ);

- услуги в сфере учебно-производственного образования (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений (подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Совершенствование правового статуса бюджетных учреждений и перевод некоторых из них в казенные или автономные учреждения отразились и на особенностях их налогообложения (табл. 1).

Бюджетное учреждение осуществляет деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности (в обязательном порядке указанным в учредительных документах) в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, от выполнения которого оно не вправе отказаться. Финансовое обеспечение выполнения этого задания осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета, поэтому данные средства не подпадают под налогооблагаемую базу никаких налогов.

Не облагается ни НДС, ни налогом на прибыль передача товаров (выполнение работ, оказание услуг), передача имущественных прав безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров и в виде средств и иного имущества, которые получены в виде безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содей-

Экономика образования ♦ № 5, 2011

27

Таблица 1

Сравнительный анализ налоговой нагрузки на бюджетные учреждения (с учетом нового правового статуса), автономные учреждения и казенные учреждения

Вид налога Автономное учреждение Бюджетное учреждение (с расширенным объемом прав) Казенное учреждение

НДС от платных услуг Уплачивают (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ) Уплачивают (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ) Уплачивают (с учетом льгот, установленных ст. 149 НК РФ)

НДС от аренды Уплачивают Уплачивают Платит арендатор (налоговый агент)

Налог на прибыль Уплачивают с доходов от услуг неаккредитованных (субсидия в налогооблагаемую базу не включается) Уплачивают с доходов от услуг неаккредитованных (субсидия в налогооблагаемую базу не включается) Не уплачивают (налогооблагаемая база отсутствует)

Упрощенная система налогообложения Применяется Не вправе применять Не вправе применять

Налог на имущество, земельный налог Уплачивают (расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии) Уплачивают (расходы на уплату налога на недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество включены в сумму субсидии) Уплачивают (за счет доведенных им на эти цели ЛБО)

ствии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

Налог на имущество является региональным и вводится в действие законами субъекта РФ на основе НК РФ. Налогообложение имущества бюджетных учреждений можно охарактеризовать как встречные финансовые потоки между областным и муниципальным бюджетами:

- для уплаты налога на имущество, который поступает полностью в доходы областного бюджета, муниципальным учреждениям из местного бюджета передаются средства организации в виде субсидии на содержание имущества;

- местным бюджетам из областного бюджета передаются дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности.

Считаем необходимым принять законодательное решение о предоставлении льгот по уплате налога на имущество для бюджетных учреждений, что позволит сократить объемы встречных финансовых потоков.

В 2011 г. школами Шуйского муниципального района уплачено налога на имущество организа-

ций в общей сумме 540,5 тыс. руб. Эти средства, после отмены налога на имущество учреждений образования, могли бы быть направлены на приобретение оборудования, например интерактивных комплексов для 3 школ, общая потребность в средствах на приобретение которых составляет 400, 0 тыс. руб.

К учреждениям образования высшей школы не следует применять аналогичных льгот, так как эти налоги уплачиваются за счет средств федерального бюджета, что справедливо по отношению к бюджету субъекта федерации.

Законом Ивановской области «О транспортном налоге» бюджетные организации получают льготу по уплате налога в виде освобождения от обязанностей налогоплательщика, поскольку в настоящее время школы приобретают автобусы для доставки учеников из населенных пунктов, где школы закрыты [3].

Земельный налог устанавливается и вводится в действие нормативными актами муниципальных образований, поэтому для муниципальных учреждений установлены льготы по уплате данного налога в виде освобождения от обязанностей налогоплательщика.

Отдельно следует уделить внимание и налогообложению средств, которые передаются юридическими лицами учреждениям общего образо-

Социальный фактор регионального экономического развития

вания в виде безвозмездной помощи. Обращения к инвесторам и благотворителям о поддержке образования не получат реального результата без введения системы определенных налоговых льгот и преференций, что существовало в период действия Федерального закона «О налоге на прибыль предприятий». Кроме того, согласно Налоговому кодексу РФ (подп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ) организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками НДС, не уплачивают НДС только при безвозмездной передаче основных средств бюджетным и автономным учреждениям. Передача денежных средств не подпадает ни под какие - либо льготы. Сложившаяся ситуация требует формирования налоговой политики, способной оптимизировать налоговые платежи не только в сфере общего образования, но и бизнеса.

Библиографический список

1. Концепция Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 163-р от 01.02.2011 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.referent.rU/1/173627 (дата обращения 23.12.2011).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации. Ч. 2: ФЗ от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW; n=122957;div=LAW.

3. О транспортном налоге: закон Ивановской области 28.11. 2002 года № 88-ОЗ (в редакции от 28.01.2011 № 1-ОЗ) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/ (дата обращения 13.03.2012).

4. Об образовании: Закон от 10.07.1992 № 3266-1 (ред. от 03.12.2011 г.) [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/edu/ (дата обращения 13.03.2012).

Sokolova E. Ju.

TAXATION EXTRABUDGETARY REVENUE OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Lack of budget financing of educational institutions forcing the school to attract extra-budgetary sources, the revenues from which are directed to the development of material resources and teachers' salaries, with some income subject to taxation. The article deals with the direction of tax efficiency of educational institutions. Keywords: off-budget financing, education, payment for services, tax.

УДК 332.364

Берендеева А. Б., Клюзина С. В., Гурьева Е. В.

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Статья посвящена проблемам устойчивого развития региона, анализу демографических и миграционных проблем, ситуации на рынке труда и в области доходов населения. Делается сравнительный анализ среднедушевых доходов населения и заработной платы по четырем регионам: Ивановской, Владимирской, Костромской и Ярославской областям.

Ключевые слова: устойчивое развитие региона, социальный фактор экономического развития, демографическая ситуация, диспропорции на рынке труда, среднедушевые доходы, заработная плата.

Реализация стратегии устойчивого экономического развития региона как сложной социо-эко-номико-экологической системы является ключевой проблемой управления региональной экономикой. Устойчивое развитие региона - это элемент системы устойчивого развития государства, которое обеспечивает региональную социально-

политическую и экономическую стабильность, а также устойчивую способность региона к саморазвитию и защищенность его интересов от внутреннего и внешнего воздействия [12, с. 280]. Выделяются два типа устойчивого развития: а) отсутствие возможности каких-либо экономических потрясений внутреннего или внешнего характе-

© Берендеева А. Б., Клюзина С. В., Гурьева Е. В., 2011

Экономика образования ♦ № 5, 2011

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.