субъектами // В сборнике: Анализ общественных явлений в 2017 г. Построение прогнозов. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Москва. 2017. С. 33-37.
3. Юхачев С.П., Степичева О.А., Енгалычев Р.М. Перспективные направления нейтрализации негативных последствий теневой экономической деятельности в российской экономике // Социально-экономические явления и процессы. 2008. № 3 (11). С. 114-119.
4. Кулин А.А., Ахмедов А.Э. Антиинфляционная политика центрального банка Российской Федерации, её эффективность и воздействие на экономический рост // Вестник НГИЭИ. 2017. № 11 (78). С. 92-100.
5. Коваленко О.Г. Платежеспособность предприятия // Вестник НГИЭИ. 2016. № 12 (67). С. 153-157.
6. Красулина О.Ю. Финансовая глобализация: позитивные и негативные последствия // В мире научных открытий. 2013. № 8 (44). С. 135-146.
Черняков М.К., Акберов К.Ч.О., Чернякова М.М.
ФИНАНСОВЫЕ МЕРЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирский государственный университет экономики и управления,
Российская академия народного хозяйства и государственной службы
при Президенте РФ
Аннотация: В статье исследованы вопросы по становлению системы государственного регулирования сельскохозяйственных организаций, приведен анализ существующих видов государственного регулирования, дано обоснование ее целесообразности и необходимости в сельском хозяйстве.
Abstract: the article investigates the issues of the formation of the system of state regulation of agricultural organizations, the analysis of existing types of state regulation, the justification of its feasibility and necessity in agriculture.
Ключевые слова: финансовые меры регулирование, сельскохозяйственные организации, субсидирование, финансирование, кредиты.
Keywords: financial measures regulation, agricultural organizations, subsidies, financing, loans.
В настоящее время многие сельскохозяйственные товаропроизводители и сельские жители не имеют достаточно свободных средств для создания материально-технической базы с целью развития сельскохозяйственных организаций. В связи с этим для первоначального формирования организации, как правило, необходима поддержка со стороны государства.
С целью создания благоприятных условий для развития сельскохозяйственных организаций и обеспечение доступа к финансово-банковским ресурсам, субъектам Российской Федерации необходимо включить в Программы (подпрограммы) реализацию мер финансового регулирования сельскохозкооперации и организаций малого бизнеса на селе.
Целями финансового регулирования «сельскохозкооперативов и организаций малого бизнеса на селе должно стать расширение доступности финансово-кредитных и материально-технических ресурсов, гарантии сбыта и спроса на произведенную продукцию» [1, c. 164].
Для формирования финансовых мер регулирования сельскохозкооперативов и организаций малого бизнеса на селе субъектам Российской Федерации может быть рекомендовано организовать работу с инфраструктурными организациями регулирования малого и среднего предпринимательства (МСП) по следующим направлениям регулирования сельскохозкооперативов:
1. Поручительства сельскохозкооперативам и малым формам хозяйствования на селе региональными гарантийными организациями.
2. Микрозаймы сельскохозкооперативам и малым формам хозяйствования на селе микрофинансовыми организациями.
3. Субсидии сельскохозкооперативам и малым формам хозяйствования на селе.
4. Механизмы лизинга оборудования для сельскохозкооперативов и организаций малого бизнеса на селе.
5. Гранты на формирование и укрепление материально -технической базы сельскохозкооперативов и организаций малого бизнеса на селе.
Поручительства сельскохозкооперативам и малым формам хозяйствования на селе региональными гарантийными организациями является одним из основных направлением для их финансового регулирования.
Деятельность «Регионального гарантийного фонда» (РГО) осуществляет «предоставление поручительств по кредитным договорам, договорам займа, договорам финансовой аренды (лизинга), договорам о предоставлении банковской гарантии и иным договорным обязательствам субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру регулирования субъектов МСП» [1, 2] и поручительства сельскохозкооперативам и малым формам хозяйствования на селе.
В регионах могут быть реализованы меры по выделению субсидий части затрат по договорам лизинга в рамках программы (подпрограммы) по развитию малого и среднего предпринимательства и развития сельскохозкооперативов, например, такие как:
- выделение субсидий части затрат субъектов МСП, в том числе сельскохозкооперативов для уплаты лизинговых платежей по контракту (контрактам) лизинга, заключенному с российской лизинговой организацией на создание и (или) развитие и (или) модернизацию производственных объектов;
- субсидирование части затрат субъектов МСП, в том числе сельскохозкооперативов для уплаты первого взноса (аванса) при заключении по контракту (контрактам) лизинга, заключенному с российской лизинговой организацией на создание и (или) развитие и (или) модернизацию производственных объектов;
- предоставление субъектам МСП, в том числе сельскохозкооперативам, целевых грантов для создания собственного дела - субсидий для вновь зарегистрированных и действующих «на момент принятия решения о предоставлении субсидии менее 1 года индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на условиях долевого финансирования целевых расходов на уплату первого взноса при заключении договора лизинга оборудования, включая затраты на монтаж оборудования» [3, с. 73].
Необходимы также гранты на формирование и укрепление материально-технической базы сельскохозкооперативов и организаций малого бизнеса на селе.
Для регулирования сельскохозкооперации и организаций малого бизнеса была утверждена в постановлении Правительства Российской Федерации № 717 от 14.07.2012, для реализации мероприятий в Минсельхозе России.
В положениях «Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы» [1, с. 173] была утверждена под программа по «Поддержке организаций малого
бизнеса» (постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2014 № 1421), целью которой является поддержка по дальнейшему развитию сельскохозяйственных и
несельскохозяйственных организаций малого предпринимательства, улучшению качества жизни и снижению «издержек малых форм сельскохозяйственных товаропроизводителей через их участие в сельскохозяйственных потребительских кооперативах (СХПоК)» [1, а 173].
Для грантового регулирования на развитие материально-технической базы СХПоК необходимо осуществить согласно правилам «предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса» [1, с.174], которые были утверждены в постановлении Правительства Российской Федерации от 30.12.2016 № 1556.
Предоставление субсидий с целью софинансирования по исполнению расходных обязательств субъектов Российской Федерации, которые непосредственно направлены на реализацию государственных программ субъектов Российской Федерации, заключающихся в грантовой поддержке СХПоК.
Субсидии формируются для внедрения инновационных технологий и создания высокопроизводительных рабочих мест, строительства, реконструкции, модернизации или приобретения материально-технической базы СХПоК, в том числе:
- для строительства, реконструкции или модернизации объектов производства «по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке сельскохозяйственных животных и птицы, рыбы и аквакультуры, охлаждению молока, мяса, птицы, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, и подготовке к реализации сельскохозпродукции и продуктов ее переработки» [1, с.175];
- для приобретения и монтажа оборудования и техники объектов производства, «предназначенных для заготовки, хранения, подработки, переработки, сортировки, убоя, первичной переработки сельскохозяйственных животных и птицы, рыбы и аквакультуры, охлаждения молока, мяса, птицы, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, подготовки к реализации, погрузки, разгрузки сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, оснащения лабораторий производственного контроля качества и безопасности выпускаемой (производимой и
перерабатываемой) продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции)» [1, а175];
- для приобретения транспорта и специализированных транспортных средств, (фургоны, прицепы, полуприцепы, вагоны, контейнера для транспортировки) предназначенных для сохранения безопасности при перевозке и реализации продукции сельского хозяйства и продуктов ее переработки» [85, с. 176].
Величина максимального размера гранта для развития материально-технической базы на один СХПоК рекомендуется определять субъектам Российской Федерации на сумму, не превышающую 70-ти млн. рублей, и не выше 60% затрат по развитию материально-технической базы СХПоК.
Сформулированные меры регулирования в форме государственной поддержки должны учитываться в процессе трансформации сельского хозяйства в цифровую экономику.
Список литературы
1. Черняков М.К. Государственная поддержка организаций малого бизнеса и сельскохозяйственных кооперативов: монография / М.К.Черняков, К. Ч. Акберов, Б.В. Малоземов, М.М. Чернякова, И.А Шураев. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2017. 204 с.
2. Черняков М.К. Субсидии как форма государственной регулирования сельского хозяйства / Черняков М.К., Чернякова М.М., Чернякова И.А., Акберов К.Ч. // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. -Душанбе: 2017. № 2(2). С. 3-6.
3. Черняков М.К., Чернякова М.М., Акберов К.Ч. Особенности финансов сельскохозяйственных организаций // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 2 (43). С. 66-74.
Шадрина Ж.А., Кочьян Г.А., Тлепцеруков М.А.
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ
БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ
Кубанский государственный технологический университет
Аннотация: дана характеристика негативного влияния внешнеэкономических санкций на функционирование национальной