Научная статья на тему 'Проблемы управления финансовой безопасностью региона в условиях внешнеэкономических санкций'

Проблемы управления финансовой безопасностью региона в условиях внешнеэкономических санкций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
168
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РЕГИОН / УПРАВЛЕНИЕ / РАЗВИТИЕ / МЕТОДЫ / FINANCIAL SECURITY / REGION / MANAGEMENT / DEVELOPMENT / METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шадрина Ж. А., Кочьян Г. А., Тлепцеруков М. А.

Дана характеристика негативного влияния внешнеэкономических санкций на функционирование национальной экономики страны. Рассмотрены вопросы повышения эффективности управления финансовой безопасностью регионов в современных условиях. Предложены мероприятия по совершенствованию методов управления региональной финансовой безопасностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шадрина Ж. А., Кочьян Г. А., Тлепцеруков М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The characteristics of the negative impact of foreign economic sanctions on the functioning of the national economy. The issues of improving the efficiency of managing the financial security of regions in modern conditions are considered. The proposed measures to improve the management of regional financial security.

Текст научной работы на тему «Проблемы управления финансовой безопасностью региона в условиях внешнеэкономических санкций»

перерабатываемой) продукции и проведения государственной ветеринарно-санитарной экспертизы (приобретение оборудования для лабораторного анализа качества сельскохозяйственной продукции)» [1, с.175];

- для приобретения транспорта и специализированных транспортных средств, (фургоны, прицепы, полуприцепы, вагоны, контейнера для транспортировки) предназначенных для сохранения безопасности при перевозке и реализации продукции сельского хозяйства и продуктов ее переработки» [85, с. 176].

Величина максимального размера гранта для развития материально-технической базы на один СХПоК рекомендуется определять субъектам Российской Федерации на сумму, не превышающую 70-ти млн. рублей, и не выше 60% затрат по развитию материально-технической базы СХПоК.

Сформулированные меры регулирования в форме государственной поддержки должны учитываться в процессе трансформации сельского хозяйства в цифровую экономику.

Список литературы

1. Черняков М.К. Государственная поддержка организаций малого бизнеса и сельскохозяйственных кооперативов: монография / М.К.Черняков, К. Ч. Акберов, Б.В. Малоземов, М.М. Чернякова, И.А Шураев. Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2017. 204 с.

2. Черняков М.К. Субсидии как форма государственной регулирования сельского хозяйства / Черняков М.К., Чернякова М.М., Чернякова И.А., Акберов К.Ч. // Вестник Таджикского национального университета. Серия социально-экономических и общественных наук. -Душанбе: 2017. № 2(2). С. 3-6.

3. Черняков М.К., Чернякова М.М., Акберов К.Ч. Особенности финансов сельскохозяйственных организаций // Бизнес. Образование. Право. 2018. № 2 (43). С. 66-74.

Шадрина Ж.А., Кочьян Г.А., Тлепцеруков М.А.

ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ

БЕЗОПАСНОСТЬЮ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ

Кубанский государственный технологический университет

Аннотация: дана характеристика негативного влияния внешнеэкономических санкций на функционирование национальной

экономики страны. Рассмотрены вопросы повышения эффективности управления финансовой безопасностью регионов в современных условиях. Предложены мероприятия по совершенствованию методов управления региональной финансовой безопасностью.

Abstract: The characteristics of the negative impact of foreign economic sanctions on the functioning of the national economy. The issues of improving the efficiency of managing the financial security of regions in modern conditions are considered. The proposed measures to improve the management of regional financial security.

Ключевые слова: финансовая безопасность, регион, управление, развитие, методы.

Keywords: financial security, region, management, development, methods.

Современные условия функционирования отечественной экономики характеризуется негативным воздействием внешних санкций, которые стали неотъемлемым фактором внешней среды практически любого хозяйствующего субъекта, осуществляющего свою деятельность в экономическом пространстве Российской Федерации.

Введение антироссийских санкций в 2014 году имело политический подтекст, предполагавший склонение руководства страны к изменению её внешнеполитического курса под давлением экономических и финансовых мер противодействия. Однако со временем санкционные методы стали для западных стран способом обеспечения собственной конкурентоспособности на самых разных мировых рынках. Особенно активно применяют такие меры США, которые, например, подобным образом пытаются искусственно снизить уровень конкурентоспособности российских поставщиков минеральных сырьевых ресурсов (ПАО «Газпром», ОАО «НК «Роснефть», ОАО «Новатек» и др.).

Также большое значение приобрели и финансовые санкции, введенные против России западными странами. Надо отметить, что из более чем 40 стран, участвующих в данной санкционной компании, только две - Новая Зеландия и Япония, не стали вводить каких-либо антироссийских финансовых ограничений. В качестве примера негативного влияния можно привести, например, такой факт, что по данным Price water house Coopers в 2013 году только на рынке еврооблигаций российские эмитенты смогли привлечь 46,4 млрд. долл., а в 2015-м - всего около 5 млрд. долл. Таким образом, экономика Российской Федерации испытывает в настоящее время

серьёзное внешнее давление, направленное, в первую очередь, на различные области экономики и финансов.

В настоящее время всё большую популярность набирает концепция устойчивого развития региона, в рамках которой должно быть обеспечено поступательное развитие региональной экономики при сохранении стабильности социально-экономических взаимосвязей, сложившихся в ходе деятельности различных структурных элементов воспроизводственного комплекса региона. И хотя данная концепция имеет достаточно противоречивый характер как результат взаимонаправленного действия принципов устойчивости и развития, тем не менее, на федеральном и региональном уровнях управления именно ею руководствуются региональные и федеральные властные органы.

На наш взгляд, это связано с тем, что для федерального государства, характеризующегося наличием значительного количества социально и экономически разнородных регионов, концепция устойчивого развития является более привлекательной, так как на её основе возможна реализация не конкурентного, а согласительного типа поведения субъектов (в данном случае - федерации), которые взаимодействуют между собой для достижения наибольшей эффективности в области эффективного использования природных трудовых и финансовых ресурсов, достаточно неравномерно распределённых по территории страны [1].

Развитие региона как динамичной воспроизводственной системы представляет собой сложный многоаспектный процесс. В процессе развития любая система переходит из устойчивого состояния в неустойчивое и наоборот. Однако в настоящее время серьёзное негативное влияние внешних факторов, а именно внешнеэкономических санкций, может ускорить переход региональной воспроизводственной системы в стадию неустойчивого развития (состояния).

В связи с этим, возрастает необходимость эффективного использования финансовых ресурсов на всех уровнях функционирования экономической системы. И здесь на первый план выходит именно регион как административно-территориальная единица Российской Федерации. По большому счёту, можно говорить о том, что экономика России представляет собой совокупность региональных социально-воспроизводственных комплексов, объединяемых в сложную систему множеством разнообразных финансово-экономических и социально-политических связей и взаимодействий. Поэтому базовые основы обеспечения эффективного

использования финансовых ресурсов, оптимизации входящих и исходящих финансовых потоков и, в конечном счёте - финансовой безопасности закладываются именно на уровне региона.

Проблема эффективного управления финансовыми потоками, циркулирующими в экономике отдельного региона, приобретает всё большую актуальность в результате увеличения уровня открытости региональной экономики, нарастающим динамизмом

производственно-хозяйственной деятельности, снижением

возможностей нормального ресурсного обеспечения, ускорением скорости движения финансовых и информационных потоков, в связи с чем значительно снижаются возможности своевременной реализации управленческих воздействий. Происходящие изменения приводят к необходимости внедрения в управленческую практику методов управления трансформацией финансовых потоков на региональном уровне.

При этом надо учитывать, что финансовая система не только принимает активное участие в развитии национальной экономики, но и является специфически самостоятельной областью, которая характеризуется наличием своих тенденций и проблем. Такие достаточно характерные для экономики России факторы, как дифференциация в развитии регионов, неравномерность развития финансовой сферы, различные характеристики уровня жизни населения, стремление к концентрация ресурсов в федеральном центре представляют собой угрозу развитию регионов и требуют выработки новых направлений не только в социально-экономической политике государства, но и в подходах самих региональных властей к созданию самодостаточной экономической системы [2].

Состояние финансовой безопасности региона во многом зависит от того насколько эффективно реализуются управленческие воздействия, осуществляемые в рамках системы управления социально -экономическими процессами. Финансовая безопасность региона может быть определена как состояние финансовой самостоятельности, которая предполагает осуществлении контроля над региональными финансовыми ресурсами и определяется возможностями наиболее полно использовать конкурентные преимущества региона.

Под управлением финансовой безопасностью региона нами понимается специфический вид деятельности, удовлетворяющий объективные потребности региональной экономики в определении целей безопасного развития, в разработке механизма их достижения, координации и контроле управляющих воздействий субъектов безопасности. Управление финансовой безопасностью региона

основывается на его финансовой стратегии, реализация которой, в свою очередь, осуществляется в рамках экономической политики региона, характеризуя ее целевые ориентиры, а также основные показатели и методы механизма управления. Она является, помимо всего прочего, своеобразным ограничителем применения тех методов регионального менеджмента, которые могут привести к снижению уровня финансовой безопасности [3].

Обеспечение финансовой безопасности региона как важнейшего элемента его экономической безопасности напрямую связано с процессами его развития как самовоспроизводящейся системы, характеризующейся на каждом новом этапе более высокими качественными и количественными показателями. В этом отношении управление различными аспектами безопасности региона сопоставимо с методами управления, используемыми на уровне отдельного хозяйствующего субъекта [4].

В связи с вышесказанным повышение эффективности управления финансовой безопасностью требует реализации следующих мероприятий:

- обеспечение максимальной прозрачности в области целевого расходования бюджетных средств. Для реализации данного направления необходим не только более эффективный контроль со стороны региональных властных структур, но также активное взаимодействие с негосударственными общественными организациями региона по поводу создания системы публичного контроля за расходованием бюджетных средств;

- актуализация регионального законодательства в области инвестиционной деятельности в целях закрепления гарантий инвесторам по сохранности их вложений в региональную экономику, а также обеспечение поддержки и экономико-правового сопровождения наиболее перспективных бизнес-проектов;

- активное использование внутрирегиональных экономических и финансовых ресурсов, налаживание межрегиональных взаимосвязей, в том числе и в рамках реализации национальных проектов, разработанных и реализуемых на федеральном уровне;

- широкое использование информационно-компьютерных технологий для формирования системы дистанционных коммуникаций, предназначенных для закрепления региона и создания его благоприятного инвестиционного имиджа в глобальном информационном пространстве.

Данные мероприятия позволят, с одной стороны, обеспечить приток финансовых ресурсов в регион, а с другой - наладить

эффективный контроль за финансовыми потоками, обеспечивающими нормальное функционирование региональной социально -экономической системы.

Список литературы

1. Тлепцеруков М.А., Шадрина Ж.А., Чепсина А.В. Обеспечение устойчивого развития экономики региона на основе использования программно-целевых методов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-2 (46). С. 416-419.

2. Ломаченко Т.И. Финансовая безопасность региона как основа национальной экономической безопасности государства // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2016. Т. 2 (68). № 4. С. 70-79.

3. Скворцова М.А. Многомерная классификация регионов ПФО по уровню финансовой безопасности населения // Механизмы формирования и реализации социальной политики в регионе: Материалы семинара для молодых преподавателей, аспирантов и студентов старших курсов. - Саранск: ГОУВПО МГУ им. Н.П. Огарева, 2006.

4. Кочьян Г.А., Шадрина Ж.А., Тлепцеруков М.А. Управление системой обеспечения экономической безопасности предприятия // Глобальные проблемы модернизации национальной экономики. Материалы V Международной научно-практической конференции (заочной): в 2 частях. Отв. редактор А.А. Бурмистрова. 2016. С. 237242.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.