Научная статья на тему 'Финансовые механизмы имплементации эффективной политики кластеризации в регионе'

Финансовые механизмы имплементации эффективной политики кластеризации в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
47
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ / РЕГИОН / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / КЛАСТЕРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ / СБАЛАНСИРОВАННОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КАРКАС / FINANCIAL MECHANISMS / REGION / CLUSTERING / CLUSTER INITIATIVES / BALANCED REGIONAL DEVELOPMENT / ECONOMIC FRAMEWORK

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каплина А.В.

В данной статье реализуется идея совершенствования на новой концептуальной основе финансовых механизмов имплементации эффективной политики реализации кластерных инициатив в регионе. Результаты диагностики состояния финансового потенциала существующей поддержки таких интеграций свидетельствуют о высокой значимости кластерной организации экономики в обеспечении процессов модернизации и повышении конкурентоспособности не только центральных, но и отсталых территорий,. При этом представляется необходимым усиление адресности финансовых ресурсов на реализацию совместных инициатив бизнеса и научного сообщества. В данном контексте в статье разработана координационная модель механизма финансирования кластерных инициатив, в которой ключевая роль в аккумулировании и распределении бюджетных средства, выделяемых на конкурсной основе, а также средств внутреннего венчурного фонда, формируемого за счет вкладов участников кластера, будет принадлежать управляющим компаниям кластерного развития. В основу решения поставленных перед регионами задач создания условий для эффективного взаимодействия участников процесса кластерообразования предложено использование системно-синергетического подхода, который дает возможность в рамках анализа политики финансирования кластерных проектов соотнести не только принципы и направления функционирования отдельных элементов процесса воспроизводства финансового потенциала территории региональным целям, но и продуцируемые внутри и вне кластера положительные эффекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Financial mechanisms for implementing an effective clustering policy in the region

In this article implements the idea of improving, on a new conceptual basis, financial mechanisms for implementing effective policies for implementing cluster initiatives in the region. The results of diagnostics of the financial potential of the existing support for such integrations indicate the high importance of the cluster organization of the economy in ensuring the processes of modernization and increasing the competitiveness of not only central but also backward territories. At the same time, it seems necessary to strengthen the targeting of financial resources for the implementation of joint initiatives of business and the scientific community. In this context, the article developed a coordination model of the mechanism for financing cluster initiatives, in which the key role in accumulating and distributing budget funds allocated on a competitive basis, as well as funds of the domestic venture capital fund, formed by contributions from cluster members, will belong to the cluster development management companies. The basis for solving the tasks of creating the conditions for effective interaction among the participants in the clustering process proposed for the regions is the use of a system-synergetic approach, which makes it possible to correlate not only the principles and directions of functioning of individual elements of the process of reproducing the territory’s financial potential to regional goals as part of analyzing the policy of financing cluster projects. and the positive effects produced inside and outside the cluster.

Текст научной работы на тему «Финансовые механизмы имплементации эффективной политики кластеризации в регионе»

BA% D1% 87% D0% B5% D0% B9% D0% BD-% D1% 82% DO % B5% D1% 85% D0% BD% D0% BE% D0% BB% D0% BE% D0% B3% D0% B8% D0% B8, (Revision date 18.06.19)

4. Blockchain: How it works and what awaits us tomorrow / A. S. Genkin, A. A. Mikheev // M .: Alpina Publisher, 2018. -

592 p.

5. Approaches to the use of blockchain technology in education and science. / A. V. Solodov // "Russian State Vocational and Pedagogical University", Yekaterinburg-2018.

6. https://netology.ru/blog/blockchain-vne-kriptovalyut

А.В. Каплина - доцент, Ростовский государственный экономический университет (ФГБОУ ВО РИНХ), кандидат экономических наук, Nastasiy84@mail.ru,

A. V. ^plina - Associate Professor, Rostov State University of Economics (FSBIU VO RINH), Candidate of Econ omic Scien ces.

ФИНАНСОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОЛИТИКИ КЛАСТЕРИЗАЦИИ В РЕГИОНЕ FINANCIAL MECHANISMS FOR IMPLEMENTATION OF EFFECTIVE CLINTERIZATION POLICY IN THE REGION

Аннотация. В данной статье реализуется идея совершенствования на новой концептуальной основе финансовых механизмов имплементации эффективной политики реализации кластерных инициатив в регионе. Результаты диагностики состояния финансового потенциала существующей поддержки таких интеграций свидетельствуют о высокой значимости кластерной организации экономики в обеспечении процессов модернизации и повышении конкурентоспособности не только центральных, но и отсталых территорий,. При этом представляется необходимым усиление адресности финансовых ресурсов на реализацию совместных инициатив бизнеса и научного сообщества. В данном контексте в статье разработана координационная модель механизма финансирования кластерных инициатив, в которой ключевая роль в аккумулировании и распределении бюджетных средства, выделяемых на конкурсной основе, а также средств внутреннего венчурного фонда, формируемого за счет вкладов участников кластера, будет принадлежать управляющим компаниям кластерного развития. В основу решения поставленных перед регионами задач создания условий для эффективного взаимодействия участников процесса кластерообразования предложено использование системно-синергетического подхода, который дает возможность в рамках анализа политики финансирования кластерных проектов соотнести не только принципы и направления функционирования отдельных элементов процесса воспроизводства финансового потенциала территории региональным целям, но и продуцируемые внутри и вне кластера положительные эффекты.

Annotation. In this article implements the idea of improving, on a new conceptual basis, financial mechanisms for implementing effective policies for implementing cluster initiatives in the region. The results of diagnostics of the financial potential of the existing support for such integrations indicate the high importance of the cluster organization of the economy in ensuring the processes of modernization and increasing the competitiveness of not only central but also backward territories. At the same time, it seems necessary to strengthen the targeting of financial resources for the implementation of joint initiatives of business and the scientific community. In this context, the article developed a coordination model of the mechanism for financing cluster initiatives, in which the key role in accumulating and distributing budget funds allocated on a competitive basis, as well as funds of the domestic venture capital fund, formed by contributions from cluster members, will belong to the cluster development management companies. The basis for solving the tasks of creating the conditions for effective interaction among the participants in the clustering process proposed for the regions is the use of a system-synergetic approach, which makes it possible to correlate not only the principles and directions of functioning of individual elements of the process of reproducing the territory's financial potential to regional goals as part of analyzing the policy of financing cluster projects. and the positive effects produced inside and outside the cluster.

Ключевые слова: финансовые механизмы, регион, кластеризация, кластерные инициативы, сбалансированное региональное развитие, экономический каркас.

Key words: financial mechanisms, region, clustering, cluster initiatives, balanced regional development, economic framework.

Введение. Определенный в качестве общегосударственного императив прорывного экономического роста требует от научной мысли проведения ревизии и отбор наиболее эффективных технологий и форм интеграции участников единой цепочки создания стоимости. В качестве одной из таких форм, доказавших свою эффективность в российский и мировой практике достижения управленческого и инновационного резонанса между участниками интеграции, а также в масштабах региона, если в состав интегрированной структуры входят не только центральные, но и периферийные предприятия, являются кластеры. Эти реалии предопределяют необходимость более глубокого исследования вопросов рационального использования ресурсов регионального развития через призму активизации процессов кластерообразования и, следовательно, актуализируют решение проблемы создания и развития эффективных механизмов системы финансирования кластерных инициатив для формирования устойчивого каркаса кластерных структур как наиболее полно соответствующих целям модернизации региона в тактическом и стратегическом аспектах. В этом контексте очевидна необходимость научной проработки вопросов формирования и реализации финансовой политики регионов в направлении стимулирования развития кластеров в приоритетных

сферах, определяющих профиль территории, являющихся драйверами инновационного развития и прорывного экономического роста, а также узловыми элементами сбалансированного каркаса территории.

Постановка проблемы. Исследование финансовой основы процессов кластеризации и механизмов привлечения инвестиционных ресурсов предполагает рассмотрение проблем взаимодействия региональной кластерной и финансовой политики, при этом речь идет как о теоретическом осмыслении вопросов формирования и развития финансового потенциала региона, так и о четком определении объекта финансирования. Вместе с тем эффективность управления процессами кластерообразования предполагает теоретико-методологический анализ институциональных и инфраструктурных аспектов развития системы финансового обеспечения процессов формирования кластеров в регионе.

Убедительным доказательством высокой теоретической и практической значимости проблемы кластеризации и непосредственно связанных с этим вопросов финансирования кластерных инициатив является наличие большого числа публикаций по данной проблематике, причем как отечественных, так и зарубежных авторов [17] и др.

Так, коллектив авторов, занимающихся проблемами региональной кластеризации, акцентируют внимание читателя на том, что «целесообразность учета и в значительной степени доминантное воздействие региональных детерминант при формировании кластерной структуры мезоэкономики проявляется в следующем:

- актуализация потребностей комплексного развития системы региональной экономики в условиях возрастания роли региональных структур в финансовом обеспечении принимаемых решений;

- возможность рациональной специализации хозяйственной системы отдельных регионов с целью максимального использования эффекта территориального разделения труда;

- необходимость соответствия целей деятельности кластерных структур стратегии развития мезоэконо-мики и государства в целом для выработки адекватных управленческих воздействий региональными органами государственной власти;

- важность соответствия кластерной структуры и, следовательно, производимой кластерами продукции, потребностям, а также финансовым и организационным возможностям и механизмам региональной экономики;

- возможность индивидуализации применения различных форм стимулирования инвесторов к участию в инновационной деятельности кластерных структур на региональном уровне в соответствии с приоритетами социально-экономического развития территорий» [8].

В статье Доргушаовой А.К., посвященной формированию действенной институциональной платформы формирования сбалансированного экономического каркаса региона, звеньями которого являются кластерные образования в приоритетных сферах региональной экономики, отмечается, что «реализация любой новой модели экономического развития региона предполагает изменение институциональной среды функционирования хозяйствующих субъектов, выражающиеся в появлении дополнительных стимулов к осуществлению определенных видов деятельности, факторов и условий формирования конкурентных преимуществ в отдельных отраслях регионального хозяйства» [9].

Учитывая высокую востребованность дальнейшей проработки вопросов, сопряженных с созданием эффективной системы кластерных образований в границах регионов и на межрегиональном (а также межгосударственном) поле, цель данной статьи заключается в оценке состояния региональной системы финансирования кластерных инициатив и разработке механизмов эффективной реализации финансовой политики для создания кластеров прорывного экономического и инновационного роста региона.

Направления решения проблемы. В основу формирования теоретико-методологического базиса настоящего исследования положено совместное использование системного, ресурсно-синергетического, целевого, институционально-инфраструктурного подходов, а также теории региональных кластеров, устойчивого и сбалансированного развития регионов, опорного каркаса. «Именно сбалансированность несырьевого развития всех территорий региона способна придать необходимый импульс для запуска механизма саморазвития и модернизацион-ных преобразований в несырьевом секторе и получить значимые позитивные результаты для осуществления проектов конкурентного импортозамещения» [10].

Результаты проведенного исследования убедительно свидетельствуют о том, что общие проблемы финансирования кластерных инициатив во многом связаны с отсутствием механизмов, ориентированных на интегрирование потенциалов негосударственных, государственных и муниципальных финансовых ресурсов региона в контексте их нацеленности на эффективное взаимодействие науки и бизнеса. Развитие региональной системы финансирования кластерных инициатив существенно осложняется недостаточной теоретико-методологической проработкой вопросов встраивания решений о бюджетном финансировании кластерных проектов в механизм увязки направлений научных исследований и потребностей бизнеса. Это предопределяет настоятельную потребность коррекции сложившейся системы региональной финансовой политики в отношении кластеров, повышения эффективности бюджетных расходов и их сопряженность с императивами инновационного прорывного развития регионов.

Достижение поставленной в данном исследовании цели позволило получить целый ряд результатов теоретико-методологического, методического и прикладного характера.

Вопрос о содержании региональной финансовой политики во многом связан с четкой идентификацией объекта финансирования, сквозь призму которого осуществляется выбор рациональных форм и направлений ее реализации, определяются адекватные критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий. Предпринятое исследование сущностных основ и экономического содержания региональной финансовой политики в современных условиях хозяйствования позволило определить в качестве объекта ее управления финансовый потенциал региона, а также выработать теоретико-модельное представление данной терминологической конструкции. Авторская точка зрения солидарна с тем, что «финансовый потенциал региона определяет, в какой мере финансовые ресурсы, которыми располагает территория (как собственные, так и привлеченные), целеориентированы на решение стратегических задач, поскольку финансовая обеспеченность субъектов РФ не позволяет им проводить самостоятельную финансовую политику: их бюджеты формируются в значительной степени за счет межбюджетных трансфертов» [11].

Автором данной статьи под финансовым потенциалом региона понимается совокупность условий и детерминант, определяющих отношения субъектов региональной системы по поводу мобилизации и использования внутренних и внешних финансовых ресурсов в направлении обеспечения непрерывности воспроизводственных процессов в регионе, в том числе в отношении имплементации кластерной политики.

С этих позиций финансовый потенциал региона выступает источником и индикатором регионального кластерного развития, а также фактором его инвестиционной привлекательности. В методологическом отношении значимость данного вывода состоит в том, что такая характеристика финансового потенциала как объекта управления региональной финансовой политики позволяет рассматривать его в динамическом аспекте, выделяя как причинную обусловленность текущего финансового состояния региональной системы, так и возможности ее развития в стратегической перспективе.

В соответствии с данной концептуальной канвой содержательное наполнение стратегического вектора финансовой политики, осуществляемой в регионе состоит в: «создании действенной системы финансового управления, обеспечивающей не только наращивание финансового потенциала, но и институциональные предпосылки для его эффективной реализации» [11]. Соответственно цель региональной финансовой политики определяется как формирование институциональных условий для согласованного взаимодействия субъектов региональной экономической системы в направлении эффективного использования финансового потенциала региона и создание на этой основе системных предпосылок для решения социально-экономических проблем территории и повышения уровня ее конкурентоспособности на основе рациональной кластеризации.

Это объясняется тем, что одним из «направлений современной региональной финансовой политики, характеризующейся сменой концепции конкуренции отдельных изделий на концепцию региональной системы конкурентоспособности, является стимулирование и развитие кластерных инициатив как катализаторов инновационных процессов в регионе» [12]. С опорой на концепцию капитализации ресурсов региона и классические теории внешней торговли очевидна роль международных кластеров в развитии инновационного потенциала территории (рис. 1). В част-

Финансово-экономический потенциал кластера

Повышение уровня конкурентоспособности региональной экономики

Рисунок 1. Роль кластеров в поддержании конкурентоспособности региона

ности то, что интеграция экономического потенциала регионального кластера в финансовый потенциал региона обусловливает его количественные и качественные изменения посредством осуществления следующих функций: си-стемо- и структурообразующей, самоорганизации в неравновесных состояниях, целеформирующей, повышения сбалансированности регионального развития.

В контексте поддерживаемой руководством страны необходимости реализации политики рационального им-портозамещения, дополняемой отсутствием системности в решении вопросов финансового обеспечения кластерых взаимодействий науки и бизнеса, одной из основных задач развития региональных инновационных систем является «повышение качества институциональной среды в части, касающейся формальных правил, обеспечивающих работоспособность инструментов и финансовых механизмов формирования и развития конкурентоспособных кластеров»

[13].

Анализ мировой практики стимулирования и поддержки кластерных инициатив в разрезе федерального, регионального и муниципального уровней управления позволил определить направления развития процессов ин-ституционализации механизмов финансирования кластерных инициатив на отдельных этапах осуществления кластерной политики. При разработке данных направлений автором был смещен фокус исследования процессов финансовой поддержки кластерных инициатив с отраслевого аспекта рассмотрения вопросов функционирования кластера в сторону решения системных проблем регионального уровня.

Определено, что основная роль федеральных органов власти заключается в создании условий для развития процессов кластеризации в экономике регионов, при этом прямое государственное финансирование кластерных проектов является целесообразным для проектов национальной значимости (рис.2).

Рисунок 2. Финансовая поддержка кластерных инициатив в России В результате выработки направлений совершенствования системы финансирования кластерных инициатив в регионах с точки зрения возможности эффективного задействования потенциала отдельных субъектов региональной экономики сделан ряд выводов и рекомендаций об экономическом содержании процесса управления кластерными инициативами, его основных участниках, моделях кластеризации и источниках финансирования с позиций обеспечения соответствия объема выделяемых финансовых ресурсов поставленным целям и их масштабности (рис.3).

В контексте авторской концепции поддержка кластерной инициативы «рассматривается как совокупность управляющих воздействий, направленных на создание условий для генерирования кластерных инициатив субъектами региональной системы и их последующей трансформации в кластерный проект на основе обеспечения рациональных взаимосвязей между данными субъектами» [13], целеориентированными на достижение целей кластера, инкорпорированных в систему региональных целей.

Результаты проведенного анализа потенциала государственных и негосударственных финансовых ресурсов региона для развития кластерных инициатив выявили «разрыв» между потребностью в них для финансирования кластерных проектов и предложением венчурных инвестиций со стороны негосударственного сектора. Этот разрыв обусловлен в значительной степени несовершенством институциональной и инфраструктурной компонентами, слабостью механизмов, стимулирующих разномасштабные бизнес-структуры к интеграции, а также тем, что возможности привлечения финансовых ресурсов малого и среднего бизнеса в инновационные разработки ограничены. В то же время реальной практикой успешных партнерских взаимодействий и реализуемых совместных проектов свидетельствует о том, что интеграция разномасштабных субъектов бизнеса в рамках кластерных структур обеспечивает на

основе мультипликативного и синергетического эффектов создание условий для удешевления кредитных ресурсов, направляемых на осуществление инновационных развития проектов.

/-формирование официальной финансовой политики;

-нормативно-правовое регулирование финансовых отношений;

Федеральный уровень

'- формирование институциональных условий развития региональных финансовых рынков, реализации межбюджетных отношений;

-предоставление кредитов и займов;

Ч-фи нанс иро ва ние целевых федеральных Программ

Региональный уровень

--.оценка наловых ресурсов муниципальных образований и состояния муниципальных финансов;

- оказание целевой помощи муниципальных образованиям;

-разработка областных нормативных актов в сфере реализации финансовой политики

Муниципальный ^_

уровень гравление бюджетными средствами муниципального

разования;

-создание условий равного доступа населенеия к услугам и социальным гарантиям, финансируемых из бюджетов МО

«

о

=

л

§ §

S

£ я

SJ о

« о

-"О S

о S S а

¡3 я

п S S

§ ж ч о ZJ н о о

у к SJ ^ я о и « а s ч ч и

VO о п

о и я

к S а ж S а о а

и т - н S в о

к ч о

'S о в

ж и

<а S

о Я

ж и

SJ О й S н о о ЧД

Рисунок 3. Функции органов государственной власти по управлению финансовым потенциалом региона

Как отмечалось, в качестве одного из основополагающих условий развития конкурентоспособных кластерных структур в регионе является наличие соответствующего инфраструктурного обеспечения, выполняющего функции мобилизации усилий частного сектора, образовательных и научных учреждений, органов власти всех уровней для генерирования и развития инновационных проектов. В исследовании особое внимание было уделено оценке роли и вклада отдельных объектов финансовой инфраструктуры (коммерческих и инвестиционных банков, лизинговых компаний, венчурных и инвестиционных компаний и фондов) в реализации кластерных инициатив. Проведенный анализ показал, что даже при наличии достаточно высокого финансового потенциала в ряде регионов страны он слабо ориентирована на высокорисковые проекты в предстартовой стадии.

В условиях обострения конкуренции за ресурсы инновационного развития возрастает роль государственного финансирования кластерных проектов, осуществляемая через систему грантов, государственно-частного партнерства и пр. Существующая система государственного финансирования научных исследований является слабо ориентированной на вовлечение бизнеса в процесс выбора и софинансирования направлений научно-технологической деятельности. В связи с этим с целью устранения разрыва между потребностями реального сектора экономики и научными исследованиями, проводимыми за счет бюджетных средств, автором представляется целесообразным использование механизма финансирования кластерных инициатив на основе концепции Тройной спирали (Triple Helix), в которым учитываются фактические данные о результатах стратегической диагностики, ориентированной на исследование изменений состояний финансовой системы региона и своевременного распознавания и преодоления лимитирующих факторов, ограничивающих потенциальные возможности субъектов кластера. В рамках алгоритма стратегической диагностики декомпозиция целей функционирования системы финансирования кластерных инициатив позволила выделить два аспекта оценки ее текущего состояния: с позиций удовлетворения спроса на услуги финансирования со стороны субъектов региональной системы и с позиций достижения целей реализации кластерной политики и роста финансового потенциала региона. Это предопределило выделение следующих комплексных групп показателей: организационно-управленческий блок, организационно-инфраструктурный блок, институциональный блок и результативный блок. Такое вычленение составляющих позволяет определить уровень соответствия каждой их них целевым установкам стратегии регионального инновационного развития и может быть использовано для выделения факторов, оказывающих ростофор-мирующее и лимитирующее воздействия на процессы финансирования кластерных проектов.

Поскольку проведение стратегической диагностики предполагает ранжирование факторов по степени их важности для системы финансирования, автором предполагается использование экспертного метода, результаты которого агрегируются в итоговый балл, а также осуществление трендового анализа, позволяющего оценить скорость и направление изменений, а также провести межрегиональные сравнения.

Важным блоком расчетно-аналитического инструментария диагностики состояния системы финансирования кластерных инициатив является механизм проблемно-ориентированной оценки эффективности функционирования

отдельных ее подсистем: организационно-управленческой, организационно-инфраструктурной, институциональной и результативной. Методическая последовательность проведения данной оценки включает следующие этапы: определение перечня показателей по каждой составляющей; определение весовых значений параметров каждого показателя каждого из перечисленных блоков; проведение экспертных процедур; обработка и агрегирование проведенных оценок; оценка эффективности функционирования системы финансирования и разработка рекомендаций по улучшению ее состояния. С использованием данного метода возможна разработка «нормативно-целеориентирующей моделиь состояния системы финансирования кластерных инициатив, имеющей трехслойный профиль, позволяющий выявить наиболее «проблемные» составляющие процесса» [13].

Учитывая специфику компонентов системы финансирования кластерных инициатив, значение которых не поддается чисто количественному определению, втором разработан инструментарный аппарат оценивания, предполагающий использование по каждому из перечисленных выше блоков совокупности количественных и качественных показателей, в основу получения которых положены методы экспертных процедур. Для измерения показателей применяется трехбалльная оценочная шкала, значения которой позволяют не только оценить эффективность функционирования системы по признаку наличия или отсутствия возможности достижения определенных результатов, но и охарактеризовать уровень соответствия ее состояния поставленным задачам.

В целом состояние региональной системы финансирования кластерных инициатив может быть представлено в виде «нормативно-целеориентирующей модели, имеющей трехслойный профиль, соответствующий зонам высокого, среднего и низкого развития. В результате сравнения фактического контура состояния системы с нормативно-целеориентирующей моделью определяется соответствие уровня развития системы финансирования кластерных инициатив одному из вариантов возможных сочетаний оценок и разрабатываются корректирующие воздействия.

Возможность практического применения разработанного инструментария проиллюстрирована на примере Ростовской области. Его апробация показала ориентированность на получение рекомендаций упреждающего характера, что позволяет существенно повысить эффективность программно-целевых подходов к управлению процессами кластерообразования в формате заданной стратегии регионального развития.

Для этих целей возможно применение несложной методики, основанной на интегрировании мнений экспертов, определения весовых значений показателей, которые оценивают состояние и качество работы финансовой системы в отношении кластерных проектов. С помощью таких экспертных оценок автором построен профиль региональной системы финансирования кластерных инициатив для Ростовской области (рис. 4).

Заключение. Обобщая вышеизложенное, подчеркнем, что результаты проведенного анализа позволили сделать вывод о неэффективности в целом системы финансирования кластерных инициатив (а, следовательно, приводимой в Ростовской области финансовой политики в части поддержки создания кластеров), а также о низком качестве институциональной среды их ресурсного (в том числе информационного) обеспечения. Для повышения эффективности системы были разработаны рекомендации по развитию институционального пространства финансовой поддержки

кластерных инициатив. В частности, в целевых региональных программах реализации кластерной политики предложено отразить создание института нормативно-правового регулирования процессов кластерообразования, а также регионального Центра кластерного развития.

В реализуемой в настоящее время региональной финансовой политике функция интеграции потенциала образования, науки и бизнеса институтами развития практически не реализуется. При этом сложившаяся практика деятельности объектов инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технопарков и пр.) ориентирована на реализацию механизмов финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства и в существенно меньшей степени его интеграцию с крупным бизнесом.

По итогам исследования выработаны следующие рекомендации по развитию системы финансирования кластерных инициатив: расширение сферы применения льготных налоговых механизмов; формирование финансовых механизмов развития кластерных инициатив, включающих в состав участников кластера малые и средние предприятия отсталых территорий; развитие взаимодействия отдельных инфраструктурных объектов региональной системы финансовой поддержки кластерных инициатив на основе участия их представителей в работе органов исполнительной власти по вопросам реализации кластерной политики; придание больших полномочий муниципальным и региональным органам власти по стимулированию кластерных инициатив, финансированию и координированию кластерных проектов на своей территории. Реализация указанных направлений предполагает необходимость формирования региональных Координационных советов по развитию кластеров, включающих представителей местных и региональных органов власти, промышленных ассоциаций, крупных и средних компаний региона, научно-образовательных учреждений и финансово-кредитных организаций.

Автором определены направления развития единого информационного пространства на отдельных этапах развития информационно-коммуникационных взаимодействий субъектов кластера и обоснована необходимость разработки информационного портала в структуре веб-сайта Центра развития кластерных инициатив. Конструкция данного портала определяется необходимостью решения двух задач: обеспечение стратегического и оперативного взаимодействия субъектов кластера и возможность получения органами власти объективной оценки состояния системы финансирования кластерных инициатив по отдельным блокам показателей, соответствующим содержанию процесса диагностирования.

Реализация кластерной политики, опирающейся на разработанную модель системы финансирования кластерных инициатив, позволяет усилить адресность ресурсов инновационного развития и обеспечить интегрирование финансовых потенциалов субъектов кластера в направлении, максимально полно соответствующем целевым ориентирам региональных стратегий.

Источники:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Дорошенко Ю.А., Климашевская А.А. Технологическая модернизация предприятий как условие инновационного развития Белгородской области // Белгородский экономический вестник. 2016. № 2 (82). С. 3-7.

2. Никитаева А.Ю. Институциональная структура региона в контексте инновационного развития промышленности/Лоита1 of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2017. Т.9. №1. 134-149.

3. Никитаева А.Ю., Бубликова Е.И. Предпосылки и стратегические ориентиры развития партнерских отношений в промышленном комплексе регионов юга России//Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С. 336340.

4. Никитаева А.Ю., Писарская О.В. Управление деятельностью партнерских объединений промышленных структур: модельная составляющая // Экономика и предпринимательство. 2016. № 10-3 (75). С. 359-363.

5. Павлов П.В. Перспективы развития интеграционных процессов в рамках ЕАЭС в период экономической изоляции // Международные отношения. 2017. № 1. С. 102-113.

6. Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Модельный инструментарий оценки целесообразности вхождения банка в структуру консорциума // Финансы и кредит №1. 2015.

7. Чернова О.А., Иванов А.В. Модели интеграционного сотрудничества промышленных предприятий: возможности роста капитализации // Инженерный вестник Дона. 2015. Т.34. №1-2.

8. Региональные кластеры импортозамещения: теория и современность. Монография. Таганрог-Ростов-н/Д: Издво ЮФУ, 2016.

9. Доргушаова А.К. Институционализация средовой системы экономического каркаса региона в условиях перехода на несырьевую модель// Экономика и предпринимательство. 2016. №1-2 (66-2).с. 439-445

10. Доргушаова А.К., Матвеева Л.Г. Стратегическая диагностика приоритетов развития регионов Юга России для формирования сбалансированного экономического каркаса// Известия Дальневосточного федерального университета. 2016. №3 (79).С. 77-82.

11. Соколова А.В. Неоиндустриальное и инновационное развитие России// https://pandia.ru/ text/78/528/97242-10.php [Дата обращения 15 мая 2019 г.].

12. Каплина А.В. Современная роль кластерных объединений в формировании финансового потенциала региона// Terra economics. 2013. №1.Т.11.Ч.3.С.93-97.

13. Матвеева Л.Г., Каплина А.В. Инфраструктурная и институциональная гармонизация финансирования кластерных процессов в регионах// Вестник академии знаний. 2017. № 23(4). С.146-156.

Sources:

1. Doroshenko Yu.A., Klimashevskaya A.A. Technological modernization of enterprises as a condition for the innovative development of the Belgorod region // Belgorod Economic Journal. 2016. № 2 (82). Pp. 3-7.

2. Nikitaeva A.Yu. Institutional structure of the region in the context of innovative development of industry // Journal of Institutional Studies (Journal of Institutional Studies). 2017. T.9. №1. 134-149.

3. Nikitaeva A.Yu., Bublikova E.I. Prerequisites and strategic guidelines for the development of partnerships in the industrial complex of the regions of southern Russia // Economy and Entrepreneurship. 2015. No. 6-2 (59-2). Pp. 336-340.

4. Nikitaeva A.Yu., Pisarskaya O.V. Management of the activity of partner associations of industrial structures: model component // Economy and Entrepreneurship. 2016. № 10-3 (75). Pp. 359-363.

5. Pavlov P.V. Prospects for the development of integration processes in the framework of the EAEU in the period of economic isolation // International Relations. 2017. No. 1. P. 102-113.

6. Matveeva L.G., Chernova O.A. Model tools for assessing the feasibility of entering the bank in the structure of the consortium // Finance and credit №1. 2015

7. Chernova O.A., Ivanov A.V. Models of integration cooperation of industrial enterprises: opportunities for capitalization growth // Engineering Bulletin of the Don. 2015. T.34. №1-2.

8. Regional import substitution clusters: theory and modernity. Monograph. Taganrog-Rostov-n / D: Izdvo SFU, 2016.

9. Dorgushova A.K. Institutionalization of the environmental system of the economic framework of the region in the transition to a non-primary model // Economy and Entrepreneurship. 2016. №1-2 (66-2). P. 439-445

10. Dorgushova AK, Matveeva L.G. Strategic diagnostics of the development priorities of the regions of the South of Russia for the formation of a balanced economic framework // News of the Far Eastern Federal University. 2016. №3 (79) .P. 77-82.

11. Sokolova A.V. Neo-industrial and innovative development of Russia // https://pandia.ru/text/78/528/97242-10.php [Circulation date May 15, 2019].

12. Kaplina A.V. The modern role of cluster associations in the formation of the financial potential of the region // Terra economics. 2013. №1.T.11.CH.3.S.9.9-97.

13. Matveeva L.G., Kaplina A.V. Infrastructure and institutional harmonization of the financing of cluster processes in the regions // Bulletin of the Academy of Knowledge. 2017. No. 23 (4). P.146-156.

Л.Л. Оганесян - канд. экон. наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства ЮИМ, oganesyan_levon@mail.ru,

L.L. Oganesyan - Ph.D. in economics, The senior lecturer of chair of Management, Marketing and Entrepreneurship UIM;

Е.В. Фоменко - доцент кафедры сервиса и туризма, к.г.н., Кубанский социально-экономический институт, aelena_@rambler.ru,

E.V. Fomenko - associate professor of service and tourism, Ph.D. in geography, Kuban Social and Economic Institute;

И.С. Трубачев - Магистр менеджмента ЮИМ, oganesyan_levon@mail.ru, I.S. Trubachev - master of Management UIM.

ОЦЕНКА СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ EVALUATION OF THE MODERN CONDITION OF ONLINE TRADE IN THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В статье дана оценка современного состояния интернет-торговли в Российской Федерации. Область онлайн-ритейла интересна все больше количеству людей, появляются новые проекты и компании, увеличивается товарооборот. Успех некоторых компаний стимулирует приток новых игроков на рынок и сейчас, можно сказать, что данная отрасль является сложно контролируемой. Анализируя данные можно отметить, что главными игроками на этом рынке являются Китай, а также западные компании, но в последнее время отечественный рынок начинает набирать обороты. Авторы сделали вывод о стремительном развитии онлайн-ритейла в России. Данное развитие вывзвано множеством критериев, компании становятся уникальными в своем роде, но при этом каждая имеет свои недостатки и приемущества. Структура российского рынка по количеству онлайн заказов свидетельствует о росте импортных товаров в общем объеме розничных онлайн продаж.

Annotation. The article assesses the current state of online commerce in the Russian Federation. The field of online retail is interesting more and more to the number of people, new projects and companies appear, the turnover increases. The success of some companies stimulates the influx of new players into the market and now we can say that this industry is difficult to control. Analyzing the data it can be noted that the main players in this market are China, as well as Western companies, but recently the domestic market is beginning to gain momentum. The authors concluded that the rapid development of online retail in Russia. This development is driven by many criteria, companies become unique in their own way, but each has its own drawbacks and advantages. The structure of the Russian market by the number of online orders indicates an increase in imported goods in the total volume of retail online sales.

Ключевые слова: интернет-торговля, онлайн-ритейл, товарооборот

Key words: online commerce, online retail, turnover

Область онлайн-ритейла интересна все больше количеству людей, появляются новые проекты и компании, увеличивается товарооборот. Успех некоторых компаний стимулирует приток новых игроков на рынок и сейчас, можно сказать, что данная отрасль является сложно контролируемой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.