Научная статья на тему 'Организационно-информационный механизм финансирования процессов кластеризации в регионе'

Организационно-информационный механизм финансирования процессов кластеризации в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ / ФИНАНСИРОВАНИЕ КЛАСТЕРНЫХ ИНИЦИАТИВ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТФОРМА / CLUSTERING / ORGANIZATIONAL AND INFORMATIONAL MECHANISM / FINANCING OF CLUSTER INITIATIVES / INSTITUTIONAL PLATFORM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каплина А.В.

В представленной статье фокусируется внимание на исследовании роли инструментов и технологий организационно-информационного механизма поддержки, стимулирования и финансирования кластерных инициатив в приоритетных, формирующих инновационный профиль региона, сферах и направлениях деятельности. Логика статьи отражает последовательный аргументированный переход от выявления типичных проблем институционального и инфраструктурного характера в аспекте реализации кластерных инициатив в регионах страны, уточнения содержания государственной политики в отношении кластеров и, далее, к разработке конкретных направлений и инструментов совершенствования организационно-информационного механизма государственной поддержки (в том числе финансовой) развития кластерных инициатив с уточнением полномочий федеральных и региональных органов власти. Обоснование утверждений и рекомендаций проводится на базе системного, синергетического и эволюционного подходов, подкрепляется эмпирическими данными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organizational informational mechanism for financing processes clustering in the region

The presented article focuses on the study of the role of tools and technologies of the organizational and informational mechanism for supporting, stimulating and financing cluster initiatives in priority, shaping the region's innovative profile, areas and activities. The article's logic reflects a consistent reasoned transition from identifying typi cal institutional and infrastructural problems in terms of implementing cluster initiatives in regions of the country, clarifying the content of state policy regarding clusters and, further, to developing specific directions and tools for improving the organizational and informational mechanism of state support (including the number of financial) development of cluster initiatives, clarifying the powers of federal and regional organizations s power. The substantiation of statements and recommendations is carried out on the basis of a systematic, synergistic and evolutionary approach, supported by empirical data.

Текст научной работы на тему «Организационно-информационный механизм финансирования процессов кластеризации в регионе»

Для граждан предусмотрено три процедуры банкротства:

- реструктуризация долгов - это реабилитационная процедура, которая применяется с целью восстановления его платежеспособности и погашение задолженности перед кредиторами в соответствии с составленным планом реструктуризации долгов;

- реализация имущества - это реабилитационная процедура банкротства, вводимая арбитражным судом на 6 месяцев, и направлена на реализацию имущества должника с целью удовлетворения требований его кредиторов в пропорциональном объеме;

- мировое соглашение - процедура, которая может быть применена в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения дела о банкротстве путем соглашения между кредиторами и должником. [4, с 32]

После признания гражданина банкротом все его имущество должно быть продано, а полученные денежные средства пропорционально распределены между кредиторами.

После рассмотрения отчета о результатах реализации имущества гражданина арбитражным судом выносится решение о завершении реализации имущества, а гражданин после этого освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов.

Последствия для гражданина, признанного банкротом:

- в течение пяти лет он обязан указывать в кредитных договорах или договорах займа факт своего банкротства;

- в течение пяти лет не может самостоятельно инициировать процедуру банкротства;

- в течение трех лет не сможет занимать должности в органах управления юридического лица. Подводя итоги можно сказать, что в настоящее время процедура банкротства в Российской Федерации

является устоявшейся системой, в которой определены основные понятия, субъекты, признаки, возможные процедуры, последствия и т.д.

Источники:

1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ

2. https://bankrot.fedresurs.ru - сообщения и отчеты арбитражных управляющих по состоянию на 30.09.17.

3. Кобозева, Н. В. Банкротство. Учет, анализ, аудит / Н.В. Кобозева. - М.: Инфра-М, Магистр, 2017. - 208

c.

4. Химичев, Виктор Защита прав кредиторов при банкротстве / Виктор Химичев. - М.: Wolters Kluwer, 2015. - 176 c

Sources:

1. Federal Law "On Insolvency (Bankruptcy)" dated 10.26.2002 No. 127-FZ

2. https://bankrot.fedresurs.ru - messages and reports of arbitration managers as of 09/30/17.

3. Kobozeva, N. V. Bankruptcy. Accounting, analysis, audit / N.V. Kobozev. - M .: Infra-M, Master, 2017. - 208

c.

4. Khimichev, Victor Protecting the rights of creditors in bankruptcy / Viktor Khimichev. - M .: Wolters Kluwer, 2015. - 176 c.

А.В. Каплина - доцент, к.э.н., Ростовский государственный экономический университет (ФГБОУ ВО РИНХ) (Nastasiy84@mail.ru 89286061005);

A.V. ^plina - Associate Professor, Ph.D., Rostov State University of Economics (FSBIU VO RINH).

ОРГАНИЗАЦИОННО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ КЛАСТЕРИЗАЦИИ В РЕГИОНЕ ORGANIZATIONAL INFORMATION MECHANISM OF FINANCING CLUSTERIZATION PROCESSES IN THE REGION

Аннотация. В представленной статье фокусируется внимание на исследовании роли инструментов и технологий организационно-информационного механизма поддержки, стимулирования и финансирования кластерных инициатив в приоритетных, формирующих инновационный профиль региона, сферах и направлениях деятельности. Логика статьи отражает последовательный аргументированный переход от выявления типичных проблем институционального и инфраструктурного характера в аспекте реализации кластерных инициатив в регионах страны, уточнения содержания государственной политики в отношении кластеров и, далее, к разработке конкретных направлений и инструментов совершенствования организационно-информационного механизма государственной поддержки (в том числе финансовой) развития кластерных инициатив с уточнением полномочий федеральных и региональных органов власти. Обоснование утверждений и рекомендаций проводится на базе системного, синергетического и эволюционного подходов, подкрепляется эмпирическими данными.

Abstract The presented article focuses on the study of the role of tools and technologies of the organizational and informational mechanism for supporting, stimulating and financing cluster initiatives in priority, shaping the region's innovative profile, areas and activities. The article's logic reflects a consistent reasoned transition from identifying typi cal institutional and infrastructural problems in terms of implementing cluster initiatives in regions of the country, clarifying the content of state policy regarding clusters and, further, to developing specific directions and tools for improving the organizational and informational mechanism of state support (including the number of financial) development of cluster initiatives, clarifying the powers of federal and regional organizations s power. The substantiation of statements and recommendations is carried out on the basis of a systematic, synergistic and evolutionary approach, supported by empirical data.

Ключевые слова: кластеризация, организационно-информационный механизм, финансирование кластерных инициатив, институциональная платформа.

Key words: clustering, organizational and informational mechanism, financing of cluster initiatives, institutional platform.

Введение. В контексте сохраняющихся, несмотря на вызовы внешней макросреды, императивов модернизации российской экономики, которая осуществляется в условиях высокой дифференциации уровней социально-экономического развития регионов, одной из важных проблем является повышение уровня конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности создаваемых кластерных структур, которые обладают потенциалом инновационности, столь важным для эффективной модернизации. Однако действующий на мезоуровне организационно-информационный механизм, поддерживающий государственную кластерную политику, в том числе институциональная среда и инфраструктура процессов кластерообразования, требуют существенного совершенствования. Это подтверждается недостаточной рациональностью распределения и использования региональных финансовых ресурсов в направлении стимулирования развития приоритетных отраслей и сфер экономической деятельности, что не позволяет эффективно реализовывать кластерные инициативы.

Для получения обоснованного ответа о целесообразности финансовой поддержки в процессе оценки перспектив развития отраслевых и межотраслевых кластеров в системе региональной экономики с позиции определения целесообразности этого процесса не только для самих участников кластера, но и региона в целом, как системы, инкорпорирующей кластерные инициативы, необходимо формирование соответствующей информационной платформы принятия решений. При этом необходимость стратегического целеполагания кластеризации обусловливается требованиями сбалансированности развития воспроизводственных систем регионов, концентрировании бюджетных ресурсов на приоритетных направлениях экономического развития. Безусловно, стратегия реализации кластерной политики в регионе разрабатывается из кумулятивного характера процессов кластеризации и является составной частью стратегии социально-экономического развития региона. На этой стадии важно обеспечить максимально возможную взаимоувязку интересов участников кластерного проекта, учитывая высокий риск и значительные первоначальные затраты на его реализацию. Непосредственно методики разработки региональной кластерной стратегии являются достаточно разработанными и широко представлены в современной отечественной и зарубежной литературе [1 -5].

Постановка проблемы. Для формирования действенной организационно-информационной платформы финансирования стратегических кластерных инициатив в регионах принципиально важным является определение степени и формы финансового участия субъекта РФ и муниципальных образований в кластерных проектах. В частности, следует определить степень участия субъекта РФ и муниципального образования в финансировании проекта, определить стадии финансирования кластерной инициативы, перечень инфраструктурных объектов, объемы софинансирования их создания и развития и др. Объективное и одновременно эффективное решение этих задач в существенной мере определяется наличием единой для всех участников проекта кластеризации информационной среды или информационного пространства, в рамках которого существует возможность непосредственного и прямого доступа участников к необходимой для принятия решения об участии в финансировании кластерной инициативы информации.

В имеющихся публикациях по данной проблеме, как правило, выделяются следующие этапы формирования финансовых потоков, поддерживающих создание новой кластерной структуры в регионе: организационно-правовые вопросы организации кластера, осуществление научных исследований, деятельность в сфере подготовки и повышения квалификации кадров, трансферт технологий, инвестиционная деятельность, производственно-хозяйственная деятельность. Каждая стадия предполагает формирование собственной модели государственно-частного партнерства. Например, Г.А. Яшина для осуществления сотрудничества участников потенциального кластера в сфере трансфера технологий предлагает использовать «модели (проекты) создания инновационно-технологического центра и венчурных фондов, при проведении исследовательских работ - совместную разработку высокотехнологичных товаров, предоставление грантов, в инвестиционной деятельности - совместное финансирование инновационных проектов и т.д.» [6]. Следует отметить, что такое разделение финансовых потоков по этапам проекта кластеризации позволяет значительно снизить финансовый риск инвесторов в случае отклонения от намеченного плана реализации проекта, а также обеспечить новые возможности привлечения дополнительных средств по мере успешного достижения промежуточных результатов.

Направления решения проблемы. Разработка модели информационного пространства регионального механизма финансирования кластерных инициатив предполагает необходимость проведения анализа соответствующей

предметной области (в частности, сферы, отрасли или направления деятельности, в рамах которого предполагается формирование новой кластерной структуры, причем в контексте региональных детерминант).

Это позволяет выделить концептуальные требования к содержанию компонентов информационного пространства в соответствии с теми задачами, которые оно должно выполнять при проведении диагностики состояния будущей кластерной системы. В соответствии с представлением о содержании процесса такого диагностирования предметную область моделируемой структуры информационного пространства поддержки механизма финансирования кластерных инициатив можно дифференцировать в следующие группы:

• уровень развития организационно-управленческих механизмов финансовой поддержки кластерных инициатив;

• сформированный в регионе уровень развития инфраструктуры поддержки создания в том числе финансирования, кластерных инициатив и эффективность ее функционирования;

• уровень институционализации процессов финансирования кластерных инициатив;

• результативность финансовых механизмов, характеризуемая уровнем удовлетворения потребности в финансовых ресурсах для реализации кластерного проекта.

К числу основных направлений развития информационного пространства системы финансирования кластерных инициатив можно отнести следующие:

- развитие внутреннего информационного пространства субъектов кластера на основе разработки корпоративной архитектуры информационной системы взаимодействия, направленной на повышение эффективности процессов развития экономического потенциала кластера;

- развитие каналов обратной связи субъектов кластера с контрольными и координирующими органами региона с целью получения достоверных и объективных данных при проведении мониторинга основных показателей функционирования кластера;

- формирование у предпринимателей информационных компетенций с осознанием возможностей использования современных инфокоммуникационных технологий для привлечения государственного финансирования и частных инвестиций в реализацию кластерных проектов;

- совершенствование и непрерывное обновление информационного портала, обеспечивающего развитие механизмов финансирования кластерных инициатив;

- проведение работ, направленных на инкорпорирование информационного пространства будущего кластера в единое информационное пространство региона. Основанная на этих принципах модель информационной системы показана на рисунке 1.

Рисунок 1 - Модель информационной системы поддержки механизма финансирования кластерных инициатив в регионе

Представленная на рисунке 1 группировка может быть положена в основу разбиения информационной системы на соответствующие подсистемы. Очевидно, что содержание информации должно обеспечивать возможность детализации отдельных параметров диагностической системы с целью выявления ростоформирующих и лимитирующих факторов ее развития, а также обеспечивать возможность проведения межрегиональных сравнений. Общее представление о составе информации, позволяющей дать оценку наиболее важных характеристик состояния системы финансирования кластерных инициатив с точки зрения эффективности функционирования ее организационно-управленческих, институциональных и других механизмов, а также определить детерминирующие факторы и направление их влияния (ростоформирующий или лимитирующий вектор), приведено в таблице 1.

Как отмечалось выше, в условиях динамично развивающихся процессов становления коммуникационного пространства и постоянного появления новых информационных ресурсов достаточно сложно ориентироваться при поиске и систематизации требуемых сведений о кластерных проектах, которые могли бы формировать достоверную систему мониторинга данных о процессах кластеризации. Для того чтобы ускорить доступ целевой аудитории в получении необходимой экономической информации по основным вопросам финансирования кластерной инициативы, представляется целесообразным организовать ее в систему на основе создания сетевого ресурса деловой информации в виде информационного портала, интегрированного в структуру веб-сайта Центра развития кластерных инициатив в регионе.

В структурно-функциональном масштабировании данный ресурс представляет собой интегрированные в рамках единого информационного портала следующие базы и банки данных:

- банк данных по реализуемым в регионах кластерным проектам;

- предложения о сотрудничестве субъектов инновационной деятельности, информация об имеющихся разработках;

- нормативно-справочная документация по проблемам реализации кластерной политики, включая вопросы реализации механизмов финансирования кластерных проектов;

- перечень реализуемых Программ поддержки кластерного развития в регионах;

- методические рекомендации по оформлению документации для получения бюджетного финансирования по реализуемым в регионе целевым программам, описание конкурсного механизма;

Таблица 1 - Содержательное наполнение информационного пространства функционирования региональных _механизмов финансирования кластерных инициатив_

Подсистемы информационной системы поддержки механизмов финансирования кластерных инициатив Характеристика предметной области Содержание информации

уровень развития организационно-управленческих механизмов финансовой поддержки кластерных инициатив перечень структур, осуществляющих координацию процессов кластерообразова-ния в регионе, включая вопросы финансирования кластерных проектов; название организаций (учреждений), перечень осуществляемых ими функций, контактная информация

данные о наличии налоговых льгот для субъектов кластера перечень предоставляемых налоговых льгот, условия их предоставления

данные о кластерных проектов, финансируемых с использованием механизмов ГЧП перечень кластерных структур, финансируемых на основе механизмов ГЧП, указание объектов финансирования за счет государственных источников с указанием объемов и форм финансирования

информация о конкурсных механизмах финансовой поддержки кластерных инициатив перечень реализуемых в регионе конкурсных программ финансирования кластерных проектов, условия участия, объемы выделяемых средств

уровень развития организационно-управленческих механизмов финансовой поддержки кластерных инициатив оказание услуг по сопровождению процессов финансирования кластерных проектов перечень оказываемых услуг и форма их предоставления, контактная информация, методические материалы для оформления документов на получение бюджетного финансирования, грантов;

данные об источниках размещения и получения информации по вопросам финансирования кластерных инициатив перечень веб-сайтов (гиперссылки), размещающих информацию о реализуемых в регионе механизмах поддержки кластерных инициатив

уровень развития инфраструктуры финансирования кластерных инициатив и эффективность ее функционирования информация об объектах инфраструктуры финансовой поддержки кластерных инициатив перечень объектов инфраструктуры с указанием предоставляемых ими услуг, контактная информация, веб-сайты (гиперссылки)

данные о структуре источников финансирования кластерных проектов, реализуемых в регионе; структура источников финансирования реализуемых в регионе кластерных проектов (собственные средства, бюджетные средства, средства венчурных компании)

информация о венчурных компаниях, действующих в регионе, и осуществляющих поддержку кластерных проектов; перечень венчурных компаний с указанием объемов финансирования реализуемых в регионе кластерных проектов (по каждому проекту)

государственная поддержка развития объектов инфраструктуры финансирования кластерных инициатив. объем выделяемых бюджетных средств по данному направлению, перечень финансируемых объектов

уровень институционализа-ции процессов финансирования кластерных инициатив нормативно-правовая документация, регламентирующая процессы финансирования кластерных проектов; полнотекстовая база соответствующих нормативных документов

данные о программах развития и реализации финансовых механизмов поддержки кластерных инициатив в регионе перечень реализуемых в регионе программ, объемы финансирования по направлениям поддержки

данные о реализуемых в регионе формах и методах финансовой поддержки кластерных инициатив перечень реализуемых форм, условия получения финансовой поддержки

результативность финансовых механизмов, характеризуемая уровнем удовлетворения потребности в финансовых ресурсах для реализации кластерного проекта информация о реализуемых кластерных проектах в регионе перечень реализуемых кластерных проектах, состав участников, структура источников финансирования, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности субъектов кластера

данные об участии хозяйствующих субъектов в конкурсах на получение бюджетного финансирования (гранта) для реализации кластерного проекта в регионе; перечень заявок на реализацию кластерного проекта, перечень победителей конкурса (получателей гранта)

показатели инновационной деятельности субъектов кластера количество разработанных и используемых новых технологий в производственно-хозяйственной деятельности субъектов кластера, количество зарегистрированных патентов

изменение инвестиционного климата в регионе объем внешних инвестиций в реализацию кластерных проектов в регионе

- перечень организаций, осуществляющих венчурное финансирование кластерных инициатив;

- ссылки на существующие Интернет-сайты финансово-кредитных учреждений и организаций, предоставляющих услуги финансирования кластерных проектов;

- актуальная информация о проводимых в регионе венчурных ярмарках, а также семинарах, круглых столах, конференциях по вопросам привлечения бюджетных и внебюджетных источников финансирования кластерных проектов;

- результаты мониторинга состояния системы финансирования кластерных инициатив.

Данные информационные ресурсы можно сгруппировать в следующие четыре модуля:

1. Учетно-аналитический модуль - представляет собой группировку данных о реализуемых в регионе кластерных проектах, уровне развития инфраструктуры финансирования кластерных инициатив, данные о наличии в регионе инвестиционных площадок и бизнес-предложений к сотрудничеству в рамках кластера. Данный модуль представляет собой сложную многокомпонентную структуру, позволяющую оценить стратегические возможности и перспективы реализации кластерной инициативы с учетом специфики конкурентной среды региона. При этом информационные сайты предприятий и организаций, входящих в структуру кластера, а также осуществляющих поддержку его функционирования (финансово-кредитную, организационную, методическую и прочие), должны быть интегрированы в структуру данного модуля. Такое

2. Отчетно-статистический модуль - содержит информацию, являющуюся предметом финансовой, налоговой и статистической отчетности, которая может быть использована в деятельности органов государственной и муниципальной властей при выполнении функций экономико-административного анализа и контроля, а также для осуществления управленческих воздействий в сфере повышения эффективности функционирования финансовой системы региона в отношении реализации механизмов поддержки кластерных инициатив. В основе данного модуля должны лежать основные элементы формируемой в настоящее время системы электронного документооборота, позволяющие обеспечить максимально возможное сближение порядка сбора, обработки и предоставления статистической информации на отдельных этапах реализации кластерного проекта.

3. Модуль нормативно-правовой информации - должен обеспечивать доступ к документам, регламентирующих реализацию кластерных проектов в регионе на всех уровнях управления (федеральном, региональном, муниципальном), а также предоставлять информацию о программах государственной поддержки кластерных инициатив, о реализуемых в регионе механизмах государственно-частного партнерства .

4. Консультационно-методический модуль - предназначен для оказания консультационных услуг участникам кластера. С помощью данного модуля пользователь, имеющий активную мотивацию к реализации кластерной инициативы, должен иметь возможность достаточно легко получить необходимую информацию, относящуюся к этапности своих действий: консультации по программам поддержки инновационного предпринимательства, возможности получения субсидий, порядку оформления документации для получения бюджетного финансирования, по составлению бизнес-плана, по вопросам привлечения организаций-доноров и частных инвесторов, по возможности участия в крупных заказах и прочее. Кроме того, данный модуль должен содержать информацию о проводимых в регионе венчурных ярмарках, конференций, семинаров, тренингов и прочих мероприятий в сфере интересов участников процессов кластерообразования.

Одновременно следует отметить, что формирование информационного портала будет способствовать развитию деловых контактов (в том числе в вопросах финансового посредничества) в кластерных структурах, а также формированию и продвижению бренда кластера.

В общем виде авторское видение конструкции коммуникационного взаимодействия субъектов кластерного проекта в рамках единого информационного пространства региона представлено на рисунке 2.

Рассматривать задачи формирования и развития информационно-коммуникационного пространства механизма финансирования кластерных инициатив в регионе не представляется возможным в отрыве от задач повышения уровня информатизации бизнеса в целом, а также реализации стратегий информатизации органов государственной власти, поскольку, как отмечает А.Ю. Никитаева, именно «данные направления деятельности обеспечивают программно-аппаратную базу информационного взаимодействия» [7].

То есть речь идет о наращивании всего потенциала информатизации и цифровизации региона, а также повышении инфокоммуникационной грамотности не только работников предприятий - потенциальных участников кластера, но и государственных служащих, в функции которых входит осуществление регулирующих и управленческих взаимодействий с бизнес-сообществом, научными, образовательными учреждениями и другими субъектами экономической деятельности в регионе.

Заключение. Систематизация и обобщение существующих подходов к решению проблемы организационно-информационной поддержки процессов финансирования кластерных инициатив, включая приведенные выше авторские соображения по этому вопросу , позволяют сделать вывод о необходимости постоянного совершенствования подобных работ целью наибольшей адаптации разрабатываемых механизмов в динамично меняющимся факторам внешнего и внутреннего окружения. В частности, разработка и содержательное наполнение информационного портала должны дополняться формированием уровня восприятия хозяйствующими субъектами возможностей информационно-коммуникационного пространства в наращивании собственного финансового потенциала и повышении уровня конкурентоспособности. Другими словами, необходимо осуществление комплекса взаимосвязанных мероприятий, обеспечивающих формирование спроса и предложения на услуги информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, которая рассматривается как базовая платформа рационального управления развитием финансового потенциала хозяйствующих субъектов - потенциальных участников формирующегося кластера, а также самой кластерной структуры как единой системы.

Рисунок 2 - Конструкция коммуникационного взаимодействия субъектов кластерного проекта в рамках единого информационного пространства региона

Источники:

1. Экономический каркас сбалансированного модернизационного развития региона: концепция и механизм формирования: монография / Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета. 2018.

2. Ресурсный потенциал модернизации регионов Юга России /под общ. ред. проф. О.А.Черновой. - - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета. 2017.

3. Региональные кластеры импортозамещения: теория и современность. Монография. Таганрог: Изд-во Южного федерального университета. 2016.

4. Chernova O.A., Dorgushaova A.K., Kuizheva S.K., Matveeva L.G. Zarubin V.I. Formation of a steady social and economic framework of the region// Journal of Applied Economic Sciences (JAES). 2015. №8 (38).

5. Матвеева Л.Г., Михалкина Е.В., Чернова О.А. Стратегический контекст взаимодействия финансового и реального секторов экономики России// Journal of Applied Economic Sciences (JAES). 2015. № 8(38). -Р. 1189-1199.

6. Яшева Г.А. Формирование стратегии ГЧП в инновационном развитии регионов //Региональная экономика. -2010.-№3.

7. Никитаева А.Ю. Теория и практика управления взаимодействием государства и бизнеса: региональный аспект. -Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2008. - С.271.

Sources:

1. The economic framework of a balanced modernization development of the region: the concept and mechanism of formation: a monograph / Rostov-on-Don: Publishing House of the Southern Federal University. 2018.

2. Resursnyy potentsial modernizatsii regionov Yuga Rossii /pod obshch. red. prof. O.A.Chernovoy.- - Rostov-na-Donu: Iz-datel'stvo Yuzhnogo federal'nogo universiteta. 2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Regional'nyye klastery importozameshcheniya: teoriya i sovremennost'. Monografiya. Taganrog: Izd-vo Yuzhnogo federal'nogo universiteta. 2016.

4. Chernova O.A., Dorgushaova A.K., Kuizheva S.K., Matveeva L.G. Zarubin V.I. Formation of a steady social and economic framework of the region// Journal of Applied Economic Sciences (JAES). 2015. №8 (38).

5. Matveyeva L.G., Mikhalkina Ye.V., Chernova O.A. Strategicheskiy kontekst vzaimodeystviya finansovogo i real'nogo sektorov ekonomiki Rossii// Journal of Applied Economic Sciences (JAES). 2015. № 8(38). -Р. 1189-1199.

6. Yasheva G.A. Formirovaniye strategii GCHP v innovatsionnom razvitii regionov //Regional'naya ekonomika.-2010.-№3. 7.

7. Nikitayeva A.YU. Teoriya i praktika upravleniya vzaimodeystviyem gosudarstva i biznesa: regional'nyy aspekt. - Rostov n/D: Izd-vo YUFU, 2008. - Р.271.

М.В. Карапетьянц -магистрант, Армавирский государственный педагогический университет,

M.V. Karapetyants - magistrant, Armavirskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet, fox1996fox16@yandex.ru (89181776697);

И.А. Бондаренко - д.э.н., проф., Армавирский государственный педагогический университет? fox1996fox16@yandex.ru (89181776697),

IA. Bondarenko - Scientific adviser Ph.D., prof., Armavirskiy gosudarstvennyy pedagogicheskiy universitet.

ПЛАНИРОВАНИЕ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ (ОРГАНИЗАЦИЯХ) PLANNING OF INCOME AND EXPENSES AT ENTERPRISES (ORGANIZATIONS)

Аннотация. В данной статье рассмотрена необходимость планирования доходов и расходов организации и как планирование в общем помогает предприятиям не достигнуть кризисных ситуаций . Так же освещены основные методики планирования и прогнозирования доходов и расходов и расчет базовых показателей. Описаны какие основные показатели важны в деятельности организации. Рассмотрено планирование каждого из этих источников доходов и поступлений. Сделан вывод о том, что планирование помогает организациям в достижении своих целей. Любое предприятие, планирующее и строящее прогноз своей финансовой деятельности станет в будущем более конкурентоспособным и экономически максимально эффективным. Проблеме планирования посвящены многие труды не только российских, но и зарубежных ученых, написано множество научных статей, работ и публикаций. И конечно сделан вывод о том, что грамотное планирование является неотъемлемой частью любой организации

Annotation. This article discusses the need for planning the income and expenses of the organization and how planning in general helps enterprises not to reach crisis situations. The main methods of planning and forecasting income and expenses and the calculation of basic indicators are also covered. Describes which key indicators are important in the organization. The planning of each of these sources of income and income is considered. It is concluded that planning helps organizations achieve their goals. Any company that plans and builds a forecast of its financial activities will become more competitive and cost-effective as possible in the future. Many works of not only Russian but also foreign scientists are devoted to the problem of planning, many scientific articles, papers and publications have been written. And of course it is concluded that good planning is an integral part of any organization.

Ключевые слова: Планирование, предприятие, организация, доходы, расходы, методы Key words: Planning, enterprise, organization, income, expenses, methods

Любая организация стремиться к успешной деятельности, устойчивого финансового состояния, высокой конкурентоспособности на рынке.

Именно планирование финансово-хозяйственной деятельности является важной составной частью бизнес-планирования.

Данной проблеме посвящены многие научные разработки и статьи как российских , так и зарубежных

ученых.

И одним из таких ученых явился профессор Токийского университета Сабуро Окито, автор плана удвоения национального дохода Японии, который сказал, что «Любое крупное преобразование должно быть тщательно подготовлено, т. е. ему должна предшествовать разработка плана или программы преобразований».

Теперь подробно разберемся для чего же необходимо планирование и прогнозирование ? Как всем известно, каждая организация стремиться к получению прибыли и именно она является показателем высоких возможностей. Если бизнес будет приносить прибыль, значит можно свободно увеличивать объёмы производственно-хозяйственной деятельности и завоевывать тем самым все новые и новые рынки.

Для того, чтобы на предприятиях сохранялись благоприятные условия, необходимо регулярно контролировать ресурсы в организациях, а именно материальных, трудовые и финансовые, которые в будущем будут использоваться для достижения поставленных целей.

Контролирование финансовой деятельности дает предприятиям определить не только эффективность всего процесса, но и рентабельность.

Что является важными показателями в деятельности предприятия? Как уже выше было сказано, это конечно же прибыль, которую необходимо увеличивать и без которой ни одна организация не будет функционировать эффективно, успешные отношения с кредиторами, банками, инвесторами, дебиторами и кредиторами, обеспечение баланса доходов и расходов, рентабельности, все эти показатели и не только, отражают финансовую силу организации, а именно ее платёжеспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.