Научная статья на тему 'Финансовые инструменты государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий'

Финансовые инструменты государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
537
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ НЕЗАВИСИМОСТЬ / РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ильина И.В.

Излагаются результаты исследований автора относительно состояния и тенденций развития сельскохозяйственного производства в Орловской области. Выявлено, что до настоящего времени не отработаны финансовые рычаги и финансовые инструменты, стимулирующие рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, а финансовые средства государственной помощи не дают должного эффекта из-за отсутствия связи с условиями производственной деятельности организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые инструменты государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий»

Население будет с осторожностью относиться к кредитам, и только ипотечный сегмент будет умеренно расти, благодаря чему сегмент розничного кредитования может вырасти в целом на 5% г/г.

Из всего вышесказанного следует, что при вполне предсказуемом характере депозитной базы, риски банковского сектора в 2016 г. связаны с сегментом кредитования. Если придерживаться нашего сценария на 2016 г. ЦБ сможет сохранить объем своего присутствия в секторе примерно на нынешнем уровне. Однако если рост кредитов превзойдет наш прогноз, этот сценарий может оказаться под угрозой. По этой причине мы считаем, что ЦБ в своих дальнейших решениях должен ориентироваться скорее на сохранение более высокой ставки, чем на ее понижение.

Таким образом, чтобы банковский сектор в Орловской области развивался успешно, необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на решение актуальных задач совершенствования банковской сферы региона.

ЛИТЕРАТУРА

1. Концепция долгосрочного развития Российской Федерации на период до 2010 года . URL: http: / www.consultant.ru (дата обращения: 17.12.2015).

2. Развитие науки о деньгах, кредите и банках (по материалам международной межвузовской конференции в Финансовой академии при Правительстве Российской Федерации) // Деньги и кредит. 2009. №3. С.58-73.

3. Аналитический доклад "стратегия развития финансовой системы России: блок "Стимулирование модернизации экономики (банковский сектор, денежно-кредитная политика, налоги)" [Электронный ресурс]. -http://www.fa.ru/fie/links/Pages/materials.aspx (дата обращения: 15.12.2015).

4. Аналитическая система экономических показателей регионов [Электронный ресурс]. -http://www.cbr.ru/regions/OLAP.asp (дата обращения: 17.12.2015).

5. Информационный банковский бюллетень Главного управления Банка России по Орловской области 2015 / Орлов. обл. ГУЦБР. - Орел: [б.и.], 2009. 15с.

•к к к

УДК 631.14:633.1

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

И. В. Ильина, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ, доцент кафедры «Финансы, инвестиции и кредит» ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: sov1974@mail.ru

Аннотация. Излагаются результаты исследований автора относительно состояния и тенденций развития сельскохозяйственного производства в Орловской области. Выявлено, что до настоящего времени не отработаны финансовые рычаги и финансовые инструменты, стимулирующие рост объемов производства сельскохозяйственной продукции, а финансовые средства государственной помощи не дают должного эффекта из-за отсутствия связи с условиями производственной деятельности организаций.

Ключевые слова: сельское хозяйство, продовольственная независимость, рентабельность, государственная поддержка, источники финансирования.

Abstract. The results of research of the author regarding the status and trends of agricultural production in the Oryol region. It is revealed that has not yet been worked out financial leverage and financial instruments to stimulate growth in agricultural production and funding of state aid does not give the desired effect due to the absence of the conditions of production activity organizations.

Key words: agriculture, food sovereignty, profitability, public support, funding sources.

Современный агропродовольственный комплекс России функционирует, как и экономика страны в целом, в достаточно сложных социально-экономических условиях. В то же время его развитие ведущие ученые характеризуют с одной стороны как поступательное, с другой - как неустойчивое, подверженное достаточно серьезным колебаниям [3].

Последние события политического характера с участием России, адаптация товаропроизводителей к новым условиям, отвечающим правилам ВТО, функционирование интеграционного процесса в рамках

Евразийского экономического пространства, экономические санкции внешнеторговых партнеров и ответное эмбарго импорта продовольственных товаров серьезно сказываются на росте производственного потенциала сельского хозяйства.

Многие ведущие ученые, аналитики и крупнейшие специалисты в сфере аграрной экономики призывают товаропроизводителей извлечь из сложившейся ситуации максимальную пользу, используя положительно изменившийся потенциал продовольственного рынка.

Оценивая результаты реализации государственных мер в области АПК по официальным статистическим данным, можно отметить, что в последнее время они представляются достаточно позитивными. Так, сельское хозяйство приобрело более устойчивый характер развития, что позволило сократить долю убыточных сельскохозяйственных организаций как основных производителей товарной продукции сельского хозяйства (табл.1).

Таблица 1 - Основные экономические показатели развития хозяйственной деятельности _сельскохозяйственных организаций Орловской области_

Показатели 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.

Число организаций всего, из них 144 214 201 197 171 173

прибыльных 135 151 154 157 137 147

убыточных 9 63 47 40 34 26

Уровень рентабельности (убыточности), % -5,5 +5,0 +8,0 +17,7 +11,2 +26,8

В 2014 г. поток финансовых средств от реализации продукции, работ и услуг увеличился почти в 2 раза и составил 30,8 млрд. руб. Себестоимость реализуемой продукции выросла на 61,7%, что значительно превысила темпы инфляции (табл.2).

Таблица 2 - Показатели финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций _Орловской области, млн. руб._

Показатели 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2014г. к 2010гв %

Выручка от продажи продукции, работ и услуг 15836,4 16212,1 24186,8 22449,5 30821,1 194,6

Себестоимость продукции, работ и услуг 13586,6 13130,4 18094,9 17989,8 21970,4 161,7

Прибыль до налогообложения (с учетом субсидий) 715,3 1405,0 3297,5 2377,8 6034,9 8,4 раза

в т.ч. субсидии из бюджетов всех уровней 1830,2 1861,6 1591,9 2096,2 2189,3 119,6

Уровень рентабельности (убыточности),% (без учета субсидий) -8,2 -3,5 9,4 1,6 17,5 25,7п.п.

чистая прибыль 679,5 1324,7 3207,6 2343,8 5895,2 8,7 раза

Сумма краткосрочной и долгосрочной задолженности 32536,7 36957,8 36504,2 41275,0 44405,7 136,5

Доля краткосрочных и долгосрочных кредитов в общей сумме долгов, % 83,1 81,1 83,3 81,2 77,1 х

Сумма задолженности сельскохозяйственных товаропроизводителей за последние пять лет выросла на 36,5%, превысила 44 млрд. руб., что в 1,4 раза больше стоимости реализуемой ими продукции и 7,5 раза больше получаемой ими чистой прибыли. Рост бюджетных субсидий составил почти 20% и их влияние на уровень рентабельности очевиден, так как без финансовой поддержки государства доходность резко снижается.

Установлена положительная динамика роста чистой прибыли в 2014г. в сравнении с 2010г. в 8,7 раза. Однако, несмотря на положительную динамику, экономическое положение товаропроизводителей остается сложным и неустойчивым, а у большинства из них недостаточно средств для решения задачи инновационного развития отрасли. Может быть реализовано несколько подходов к решению этой проблемы. Один из них заключается в сочетании свободного рыночного ценообразования с ограниченной государственной поддержкой путем субсидирования из средств федерального и региональных бюджетов отдельных мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства. Уровень рентабельности с учетом субсидий в 2014г. составил около 27%, без учета субсидий 18%. Конечно, эти субсидии способствовали повышению рентабельности сельскохозяйственных организаций, однако в силу того, что средства государственного и регионального бюджетов ограничены, то проблемы повышения их доходности, достаточной для расширенного воспроизводства остаются не решенными.

По расчетам ученых, она должна составлять при 10%-ной инфляции 30-35% [1],т.е. цены в настоящее время не обеспечивают товаропроизводителям уровень рентабельности, который обеспечил бы им расширенное производство.

Повышение доходности сельхозтоваропроизводителей - одно из направлений аграрной стратегии России. Одним из направлений увеличения доходов является ограничение роста цен на материальные ресурсы и повышение эффективности использования ресурсного потенциала самих сельскохозяйственных производителей.

Основными источниками финансирования сельскохозяйственного производства являются собственные доходы товаропроизводителей и заемные средства (табл.3).

Таблица 3- Структура источников финансирования хозяйственной деятельности _сельскохозяйственных организаций Орловской области_

Виды источников 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г

Чистая прибыль 4,4 8,9 15,2 10,9 19,5

амортизация 10,7 12,7 10,8 11,0 9,4

Бюджетные субсидии 12,0 12,2 7,5 9,4 7,2

Страховые возмещения 0,4 0,1 0,2 х 1,0

Кредиты и займы 72,5 66,1 66,3 68,7 62,6

всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0

В структуре источников средств в течение последних пяти лет наибольший удельный вес занимают кредиты и займы, их рост в 2014г. в сравнении с 2010г. составил 1, 7 раза. Что касается бюджетных средств, то по итогам первых лет реализации Госпрограммы и функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях членства в ВТО финансирование сельского хозяйства не сократилось по сравнению с предыдущими годами. Доля бюджетных средств снизилась с 12,0 % в 2010г. до 7,2% в 2014г. Однако в абсолютном измерении произошло не снижение бюджетной поддержки, а, наоборот ее рост в 1,2 раза. Несвязанная поддержка в расчете на 1 га посева по сельскохозяйственным организациям Орловской области в 2014г. составила 500 руб. Для сравнения в Европейских странах от 300 до 1000 евро и более [1]. В абсолютном измерении наращивает свои объемы и амортизация, что свидетельствует о технической оснащенности отрасли.

В 2014г. объем бюджетных субсидий из бюджетов всех уровней составил 2295 млн. руб. (табл.4), из них на растениеводство приходилось 22,3%, а на животноводство -6,9%. В расчете на 1 руб. выручки субсидии из бюджета составили всего 7 коп, что на 4 коп. меньше, чем в 2013 г.

Таблица 4 - Структура средств целевого финансирования сельскохозяйственных организаций _Орловской области_

Показатели 2009г 2010г 2011г 2012г 2013г 2014г

Государственная поддержка программ по развитию растениеводства 2,9 2,1 2,9 6,9 23,9 22,3

Государственная поддержка программ по развитию животноводства 9,3 5,0 5,8 4,9 15,2 6,9

Субсидии на софинансирование обязательств, связанных с возмещением % ставки по кредитам 75,4 71,2 68,4 60,9 63,2

В общей структуре ресурсного обеспечения субсидирование процентной ставки по кредитам составляет более 63%. Около 2/3 из этого объема приходилось на возмещение части процентной ставки по краткосрочным и инвестиционным кредитам на развитие животноводства, переработки, инфраструктуры рынков продукции животноводства, а также на строительство и реконструкцию объектов мясного скотоводства. Такие меры поддержки не создают благоприятных условий для эффективного использования выделяемых бюджетных, кредитных и других финансовых ресурсов. Убыточное состояние определенной доли хозяйств, а в некоторых случаях находящихся на стадии несостоятельности, не позволяет им воспользоваться средствами из федерального и регионального бюджетов. Развитие названных инструментов механизма господдержки происходит в условиях убыточности и закредитованности большинства хозяйств, их неплатежеспособности и низкой ликвидности имеющихся оборотных средств

Несвязанная поддержка в расчете на 1 га посева по сельскохозяйственным организациям Орловской области в 2014г. составила 500 руб. Для сравнения в Европейских странах от 300 до 1000 евро и более. Всем понятно, что уровень поддержки сельского хозяйства должен быть не ниже, чем в развитых странах мира. Более того, крайне важно, чтобы товаропроизводитель точно знал гарантированную государственную

поддержку как минимум на 3-5лет, чтобы мог планировать свое производственную и инвестиционную деятельность.

Исследования показывают, что для эффективного развития производства зерновых хозяйств необходима государственная поддержка, хотя бы из расчета 2147 руб. на 1 га посева зерновых культур. При этом уровень рентабельности производства составит - 39,9%, что соответствовало бы поставленным задачам в Доктрине продовольственной безопасности.

В настоящее время рассматриваются новые варианты государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей. Одной из основных задач остается проблема корректировки мер поддержки по направлениям с целью их адаптации к условиям отнесения к «зеленой корзине». Много вопросов возникает в связи с выполнением принципа софинансирования реализации госпрограммы, который практически не реализуется вследствие недостаточности финансовых ресурсов региона[2].

ЛИТЕРАТУРА

1. Милосердов В., Борхунов Н, Родионова О. Импортозамещение, продовольственная независимость и аграрная политика. /АПК : экономика, управление. №3. 2015. С.3-11.

2. Сидоренко О.В., Ильина И.В. Реализация механизма государственной поддержки аграрного сектора по новым правилам/ О.В. Сидоренко, И.В. Ильина // Аграрная Россия. 2015. № 5. С. 32-36.

3. Ушачев И.Г. Социально-экономическое развитие АПК в условиях членства России во всемирной торговой организации и Евразийском экономическом союзе. (Доклад на Международной молодежной научно-практической конференции, Орел, 31.10.2014.). М. 2014. 21 с.

А А А

УДК 331.108 : 338.43

СОВРЕМЕННАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ

С.П. Климова, руководитель центра содействия трудоустройству выпускников ФГБОУ ВО Орловский ГАУ

Е-шаП: svetlana_klimova_85@mail.ru

Аннотация. В статье дана кадровая потребность рынка труда в специалистах АПК с высшим образованием. Освещены проблемы и пути реализации поставленных задач.

Ключевые слова: кадровая потребность, вакансии, заработная плата, выпускник, работодатель.

Abstract. The paper presents the staffing needs of the labor market in agribusiness specialists with higher education. The problems and the ways to implement the tasks.

Key words: staffing needs, job, salary, graduate employer.

Будущее любого региона находится в руках молодого поколения. Именно в этом возрасте для человека важны государственная поддержка и стимулирование личностных способностей, трудового и профессионального потенциалов.

Одним из важнейших факторов, определяющих успешность решения задачи комплексного и устойчивого развития сельских территорий, являются обеспечение активного участия молодежи в процессах социально-экономических преобразований на селе.

Вполне очевидно, что именно вовлеченность молодежи в процесс комплексного развития сельских территорий во многом будет определять будущее российской деревни.

Неотъемлемой частью реализуемой сегодня государственной аграрной политики является повышение эффективности сельскохозяйственного производства. А это возможно только через инновационное развитие, предполагающее масштабное внедрение лучших ресурсосберегающих и экономически эффективных технологий.

Для эффективного использования достижений науки и передового опыта, современных технологий производства требуются высококвалифицированные специалисты. Поэтому сегодня главной задачей аграрного образования является задача повышения качества кадров для АПК.

По данным департамента с. -х. Орловской области на текущую дату, ежегодная потребность в специалистах АПК с высшим образованием составляет 85 человек, а СПО - 123. Коэффициент напряженности на рынке труда составил 1,1 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.