Научная статья на тему 'Особенности антикризисного управления в сельском хозяйстве'

Особенности антикризисного управления в сельском хозяйстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1080
174
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / МЕХАНИЗМ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дударева А.Б.

Все чаще ограниченность в собственных финансовых средствах, отказ кредитных учреждений в сотрудничестве, сильная конкуренция и монополия, организационно-финансовые ошибки в работе персонала приводят предприятие к несостоятельности (банкротству). В связи с этим встает необходимость в процедуре оздоровления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которая осуществляется с помощью антикризисного управления. Существуют внешние и внутренние механизмы оздоровления сельскохозяйственной организации. Постоянно действующим резервом повышения эффективности сельскохозяйственного предприятия является страхование сельскохозяйственных рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности антикризисного управления в сельском хозяйстве»

УДК 316

ОСОБЕННОСТИ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ FEATURES OF CRISIS MANAGEMENT IN AGRICULTURE

А.Б. Дударева, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы, инвестиции и кредит»

ФГБОУ ВО Орловский ГАУ E-mail: dudareffa@mail.ru

A.B. Dudareva, Candidate of Economic Sciences, associate Professor Federal State Budgetary Educational Institution

оf Higher Professional Education FSBEI HE Orel SAU

Аннотация. Все чаще ограниченность в собственных финансовых средствах, отказ кредитных учреждений в сотрудничестве, сильная конкуренция и монополия, организационно-финансовые ошибки в работе персонала приводят предприятие к несостоятельности (банкротству).

В связи с этим встает необходимость в процедуре оздоровления финансово-хозяйственной деятельности предприятия, которая осуществляется с помощью антикризисного управления.

Существуют внешние и внутренние механизмы оздоровления сельскохозяйственной организации. Постоянно действующим резервом повышения эффективности сельскохозяйственного предприятия является страхование сельскохозяйственных рисков.

Ключевые слова: агропромышленный комплекс, сельскохозяйственные организации, антикризисное управление, механизм оздоровления

Abstract. Increasingly, the limitations of the private financial funds, the failure of credit institutions in cooperation, strong competition and monopoly, organizational and financial mistakes in the work of the staff lead the company to insolvency (bankruptcy).

In this connection there is a need in the procedure of recovery of financial-economic activity of the enterprise, which is carried out through crisis management.

There are external and internal mechanisms of recovery of agricultural organizations. A permanent reserve of increase of efficiency of an agricultural enterprise is insurance of agricultural risks.

Key words: аgriculture, agriculture organization, crisis management, recovery mechanism

Опыт развития АПК в государствах с развитой рыночной экономикой и в России показывает, что в период реализации аграрной реформы острую актуальность приобретает организация антикризисного управления.

Для того чтобы выяснить важность антикризисного управления в АПК проанализируем данные Федеральной службы государственной статистики по Орловской области о числе убыточных организаций по видам экономической деятельности (таблица 1).

Таблица 1 - Число убыточных организаций по видам экономической деятельности в Орловской области

2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

Всего 178 120 120 128 145 90

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 37 19 21 16 15 6

Рыболовство 1 - 1 - - -

Обрабатывающие производства 49 41 37 44 46 32

Производство и распределение электроэнергии, газа, воды 8 8 7 6 10 12

Строительство 4 4 4 6 5 4

Оптовая и розничная торговля 25 14 13 19 18 11

Гостиницы и рестораны 4 2 2 1 1 -

Транспорт и связь 11 6 9 7 7 8

Финансовая деятельность 5 1 - 2 - -

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 19 16 17 20 29 8

Образование - 1 1 - 3 1

Здравоохранение и предоставление социальных услуг 1 1 1 - 1 1

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 14 7 7 7 10 7

Таким образом, доля предприятий сельского хозяйства в общей численности убыточных организаций в 2015 году составляет 7%, что на 14 процентных пункта меньше чем в 2010 году. Число убыточных сельскохозяйственных предприятий имело тенденцию уменьшения. В 2015 году количество предприятий сократилось на 84% по сравнению с 2010 годом и составило 6. Однако, не смотря на то, что в 2015 году

количество убыточных сельскохозяйственных организаций уменьшилось, необходимость в проведении антикризисного управления на предприятиях сталось, так как сумма убытка по-прежнему остается велика.

Проведем анализ величины убытков организаций Орловской области на основании данных таблицы 2.

Таблица 2 - Сумма убытка организаций по видам экономической деятельности в Орловской области, млн руб.

2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

Всего 2647,8 3494,7 4326,7 2335,2 3394,2 1842,2

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 907,6 381,4 2487,9 538,7 575,8 136,5

Рыболовство - - 0,1 - - -

Обрабатывающие производства 992,6 910,4 1169,4 1365,2 1495,8 881,6

Производство и распределение электроэнергии, газа, воды 350,9 402,5 354,2 12,7 106,7 219,0

Строительство 30,5 16,4 12,8 92,8 600,6 33,6

Оптовая и розничная торговля 51,3 1189,2 105,9 158,1 68,8 209,4

Гостиницы и рестораны 9,0 - 36,2 0,6 0,4 -

Транспорт и связь 125,0 24,7 70,8 19,7 87,7 251,4

Финансовая деятельность 78.0 - - 2,9 - -

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 67,7 529,7 44,5 99,3 385,2 58,9

Образование - - - - 0,9 -

Здравоохранение и предоставление социальных услуг - - 6,5 - 4,0 -

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 14,8 21,7 38,4 45,2 68,3 39,2

На основании данных таблицы 2, можно сделать вывод, что доля суммы убытка сельскохозяйственных предприятий в общей сумме убытков организаций в 2015 году составила 7,5%, что на 28 процентных пункта меньше чем в 2010 году.

Представим величину убытков сельскохозяйственных организаций Орловской области в виде графика (рисунок 1).

Рисунок 1 - Сумма убытка сельскохозяйственных организаций по видам экономической деятельности в

Орловской области, млн руб.

На основании рисунка 1 можно сделать вывод, что в целом убыток сельскохозяйственных организаций уменьшился в 2015 году по сравнению с 2010 на 85% и составил 136,5 млн руб. Наибольшее значение убытка было зафиксировано в 2012 году и составило 2487,9 млн руб., в последующие года оно имело тенденцию снижения и в 2015 годы достигло 136,5 млн руб.

Не смотря на то, что убытки сельскохозяйственных предприятий имели благоприятную тенденцию снижения на протяжении 6 лет, это не исключает надобности антикризисного управления в предприятиях АПК.

Поэтому необходимо рассмотреть проблемы развития сельского хозяйства, а также разобрать в особенности, задачи антикризисного управления в сельском хозяйстве и механизм оздоровления данных предприятий.

На макроэкономическом уровне осуществляется комплекс мер, обращенных на рост конкурентоспособности сельского хозяйства. Проводится осуществление методов по его антикризисному регулированию, результативность, которых может быть достигнута только на основании дополнительных мер по антикризисному управлению на микроэкономическом уровне.

Низкая финансовая устойчивость, наличие высокой дебиторской и кредиторской задолженности предприятия подтверждают важность разработки и образования системы антикризисного управления в каждом сельскохозяйственном предприятии и условий для его эффективного функционирования.

Без поддержки государства или инвесторов сельскохозяйственные организации не в состоянии автономно расплатиться со своими долгами. Процесс перехода к конкурентоспособному, устойчивому сельскохозяйственному производству требует системного применения различных инструментов антикризисного управления.

Антикризисное управление в сельскохозяйственных организациях значительно отличается от типовых приемов, форм и технологий управления на предприятиях других отраслей экономики. Характерная черта управления сельскохозяйственными организациями связана с особенностями приспосабливания потенциалов организации. Они заключаются в необходимости адаптировать производство не только к изменениям условий рынка сельскохозяйственных товаров, но и к меняющимся природно-климатическим условиям.

Одним из обязательных условий антикризисного управления сельскохозяйственными предприятиями является сохранение имеющихся ресурсов для продолжения производства в условиях конкретной сельской территории. Это позволяет не только укрепить продовольственную безопасность, но и обеспечить занятость сельского населения, сохранить и расширить условия для его воспроизводства.

Задачи антикризисного управления в АПК можно схематично представить с помощью рис.2:

Эффкективное управление объектов в период его нахождения в кризисном состоянии

Рисунок 2 - Задачи антикризисного управления в АПК

В числе современных проблем развития сельского хозяйства следует выделить:

1. Технико-технологическое отставание сельского хозяйства России от развитых стран мира. Это происходит по причине недостаточного уровня доходности сельскохозяйственных товаропроизводителей для осуществления модернизации и перехода к инновационному развитию.

2. Медленные темпы социального развития сельских территорий, невысокая общественная оценка сельскохозяйственного труда, уменьшение занятости сельских жителей при слабом развитии других видов деятельности, низкое ресурсное снабжение на всех уровнях финансирования.

Ограниченный доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынку в условиях несовершенства его инфраструктуры, слабого развития кооперации в сфере производства и реализации сельскохозяйственной продукции, возрастающей монополизации торговых сетей.

Основной задачей экономического механизма оздоровления предприятия является предупреждение и преодоление кризисной обстановки в организациях сельского хозяйства.

Внешние механизмы оздоровления сельскохозяйственной организации представлены на рисунке 3.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ АНТИКРИЗИСНОГО РАЗВИТИЯ

ЛИЗИНГ И ФАКТОРИНГ ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ ПРОИЗВОДСТВА

ВНЕШНИЕ МЕХАНИЗМЫ ОЗДОРОВЛЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

ПРИВЛЕЧЕНИЕ КРЕДИТОВ И ЗАЙМОВ

ВЫПУСК АКЦИЙ В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРОЦЕДУР РЕОРГАНИЗАЦИИ

Рисунок 3 - Внешние механизмы оздоровления сельскохозяйственной организации

Выделяют три группы внутренних механизмов оздоровления, которые являются главными и наиболее результативными направлениями экономического оздоровления и бескризисного функционирования сельскохозяйственных предприятий.

Первая группа состоит из управленческих механизмов, которые содержат образование эффективной системы управления предприятием, введение службы маркетинга и качества работ, реструктуризацию деятельности, заинтересованность руководства в успешном функционировании, реализацию контроля над выполнением управленческих решений.

Вторая группа включает производственные механизмы. Они предполагают более полное применение производственной мощности предприятия; полное и рациональное использование материальных, финансовых, трудовых и природных ресурсов; разведение продуктивных пород животных и возделывание высокоурожайных сельскохозяйственных культур; внедрение передового опыта организации производственных процессов в сельском хозяйстве; ресурсосбережение, содержащее внедрение ресурсосберегающих технологий, сокращение непроизводственных затрат и потерь, внедрение режима экономии.

К третьей группе относятся рыночные механизмы: рост качества и конкурентоспособности продукции, поиск новых покупателей, налаживание устойчивых каналов сбыта продукции на рынке.

Страхование сельскохозяйственных рисков является постоянно действующим резервом повышения эффективности сельскохозяйственного предприятия.

На сельскохозяйственное страхование с государственной поддержкой принимаются:

• сельскохозяйственные культуры: зерновые, зернобобовые, масличные, технические, кормовые, бахчевые культуры, картофель, овощи, виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации хмеля, чая;

• многолетние насаждения: виноградники, плодовые, ягодные, орехоплодные насаждения, плантации

хмеля, чая;

• сельскохозяйственные животные: КРС (буйволы, быки, волы, коровы, яки); мелкий рогатый скот (козы, овцы); свиньи; лошади, лошаки, мулы, ослы; верблюды; олени (маралы, пятнистые олени, северные олени); кролики, пушные звери; птица яйценоских пород и птица мясных пород (гуси, индейки, куры, перепелки, утки, цесарки), цыплята-бройлеры; семьи пчел.

Кроме того, к сельскохозяйственному страхованию относятся такие его виды, как:

• страхование зданий, сооружений, передаточных устройств, силовых, рабочих и других машин, транспортных средств, оборудования, рыболовецких судов, орудий лова, инвентаря, продукции, сырья, материалов;

• страхование жизни и здоровья жителей села;

• страхование ответственности сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Таким образом, постоянные и непредвиденные изменения во внутренних и внешних условиях функционирования региональной отрасли сельского хозяйства находят объективную необходимость ее включения в процесс антикризисного управления. Наиболее эффективно предупреждать кризисные явления в сельском хозяйстве позволяет механизм государственного регулирования на основе государственной поддержки и целевых программ. В этом случае исключительно важной становится роль органов власти федерального и регионального уровней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дударева А.Б. Финансовое регулирование социально-экономических процессов в сельском хозяйстве Орловской области // Вестник сельского развития и социальной политики. 2016. №4 (12). С. 51-54

2. Кожанчикова Н.Ю. Инструменты повышения финансовой устойчивости предприятий АПК // В сборнике: Проблемы эффективного менеджмента аграрного сектора экономики. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых: сборник статей. 2010. С. 153-155.

3. Орловская область в цифрах. 2010-2015 гг.: краткий стат. сб. // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2016. 249 с.

4. Плахов А.В. Развитие системы антикризисного налогового регулирования на региональном уровне // Регион: системы, экономика, управление. 2012. № 3 (18). С. 94-100.

5. Сапронова А.Б. Опыт и инновационные перспективы реализации агропромышленной политики Орловской области // Аграрный научный журнал. 2010г. №5. С.68-72

6. Федеральная служба государственной статистики // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.gks.ru/.

7. Чистякова М.К.Моделирование инфляционных процессов аграрной сферы в регионах // Вопросы экономики и права. 2016. № 95. С. 82-88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Polyakova A.A., Sidorin A.A., Dudareva A.B. Insurance of agricultural crops and perennial plantings with state support.Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2017. т. 62. №2. С. 205-210.

9. Sviridova O.I. Bases of formation of quality management system in agricultural enterprises // Вестник Орловского государственного аграрного университета. 2015. Т. 53. №2. С. 101-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.