Научная статья на тему 'Условия экономического роста АПК на современном этапе'

Условия экономического роста АПК на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
112
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономический рост АПК / факторы / детерминанты и условия экономического роста / аграрное страхование / налоговая нагрузка в сельском хозяйстве / финансово-кредитный механизм АПК / финансовоэкономическая устойчивость сельскохозяйственных организаций / система жизнеобеспечения на селе / economic growth of the agro-industrial complex / factors / determinants and conditions of economic growth / agricultural insurance / the tax burden in agriculture / financial and credit mechanism of agriculture / financial and economic sustainability of agricultural organizations / the life-support system of rural territories.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Условия экономического роста АПК на современном этапе»

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ1

Анохина М.Е.2

УСЛОВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА АПК НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Ключевые слова: экономический рост АПК; факторы, детерминанты и условия экономического роста; аграрное страхование; налоговая нагрузка в сельском хозяйстве; финансово-кредитный механизм АПК; финансово-экономическая устойчивость сельскохозяйственных организаций; система жизнеобеспечения на селе.

Keywords: economic growth of the agro-industrial complex; factors, determinants and conditions of economic growth; agricultural insurance; the tax burden in agriculture; financial and credit mechanism of agriculture; financial and economic sustainability of agricultural organizations; the life-support system of rural territories.

Изменение политической и экономической ситуации в глобальном масштабе актуализирует для России проблему экономического роста агропромышленного комплекса. Обеспечение положительной экономической динамики АПК следует рассматривать как задачу стратегического характера, решение которой позволит не только достичь необходимого уровня самообеспечения продовольственными товарами, но и даст импульс развитию всей экономической системы посредством формирования агроэкспортного потенциала страны.

Реализуемый подход к управлению экономическим ростом АПК не является стратегически верным, т.к. не позволяет обеспечить устойчивость экономической динамики и не способствует формированию потенциала роста. В 2015 году рост аграрной отрасли замедлился на 0,5%, темп роста продукции пищевых производств также сократился на 0,5% (рис. 1).

150

100

50

102,3 106.7

88.7

104

123

104,1

95.2

104,3

05,8

101

103,

102.5

Г\

103

102

2005г.

2010г.

2011г.

2012г.

2013г.

2014г.

2015г.

' Продукция сельского хозяйства -Продукция растениеводства

'Продукция пищевых производств Продукты животноводства

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации

Рисунок 1.

Индекс производства продукции АПК в 2005-2015 гг., % к предыдущему году

Основные причины невысокой экономической динамики агропромышленного производства на современном этапе, не позволяющей обеспечивать жизненно важные функции АПК как подсистемы народнохозяйственного комплекса, обусловлены отсутствием баланса между параметрами экономического роста на уровне факторов, детерминант и условий роста. При значительном потенциале АПК на уровне факторов роста (природно-биологические ресурсы, трудовые ресурсы, капитал) экономическая динамика не обеспечивается за счет детерминант роста (инвестиционно-инновационные, технологические, структурные, инфраструктурные) по причине их недостаточности и несоответствия по содержанию современному уровню агропромышленного производства. Такой дисбаланс является следствием создаваемых условий роста, которые не позволяют достичь уровня и соотношения факторов и детерминант роста для

1 В этом разделе публикуются материалы одноименной Всероссийской научно-практической конференции, которая была проведена 14 сентября 2016 г. в рамках Второй международной специализированной выставки «Импортозамещение 2016».

2 Анохина Марина Егоровна - к.э.н., доцент кафедры организационно-управленческих инноваций Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. E-mail: [email protected]

устойчивой динамики АПК. Условия экономического роста АПК в первую очередь формируются системой аграрного страхования и налогообложения, финансово-кредитным механизмом, системой жизнеобеспечения на селе.

Страховая защита, как условие экономического роста АПК, определяет его инвестиционную привлекательность, обеспечивает рациональное использование ресурсов и способствует повышение эффективности производства агропромышленной продукции. Сельскохозяйственное страхование в силу высокого риска деятельности и невысокой привлекательности отрасли в 2014 г. составило всего лишь 1,7% в сумме страховых премий и 1,1% в сумме выплат по договорам страхования1. Коэффициент выплат по сельскохозяйственному страхованию с государственной поддержкой в период 2005-2014 гг. значительно варьировал (от 0,17 до 0,72), имея общую тенденцию к снижению (табл. 1).

Таблица 1

Динамика изменения страховых премий и страховых выплат в области сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой

Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Страховые премии, млрд. руб. 6,4 5,8 7,7 8,8 9,2 8,8 13,7 10,7 12,1 14,6

Страховые выплаты, млрд. руб. 4,3 3,3 4,1 5,3 4,5 6,4 3,8 4,9 3,5 2,6

Коэффициент выплат 0,67 0,57 0,54 0,6 0,48 0,72 0,27 0,45 0,28 0,17

Источник: Доклад о состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемому с государственной поддержкой, в Российской Федерации в 2014 году: Информационная брошюра - М.: Минсельхоз России, ФГБУ «ФАГПССАП», 2015. - 40 с.

Основным видом сельскохозяйственного страхования в анализируемый период было страхование урожая сельскохозяйственных культур и посадок многолетних насаждений. Сумма уплаченных страховых премий в растениеводстве имеет устойчивую тенденцию роста на общем фоне снижения выплаченного страхового возмещения (рис. 2). В 2015 году снизилось вдвое по сравнению с 2014 годом число хозяйств, принявших участие в страховании посевов и посадок многолетних насаждений, посевная площадь застрахованных культур уменьшилась на 35,2%. В денежном выражении падение рынка страховых услуг в сфере производства продукции растениеводства достигло 29%2. Главная причина - неэффективная модель аграрного страхования в соответствии с Федеральным законом №260-ФЗ, исключающим наиболее востребованную сельскохозяйственными товаропроизводителями страховую защиту от частичной утраты урожая.

С 2013 года в сельскохозяйственном страховании с государственной поддержкой осуществляется страхование сельскохозяйственных животных. При общей положительной динамике в 2013-2014 гг. количества заключенных и просубсидированных договоров страхования (138,2%), количества застрахованных животных (105,3%) следует отметить крайне низкий уровень страховых выплат по отношению к страховой премии (1,1%) (рис. 3). В 2015 году емкость рынка страхования животноводства с государственной поддержкой увеличилась по сравнению с 2014 годом на 3,2%, субсидии из бюджетов всех уровней возросли на 3%. Однако только 163 хозяйства из 345 застрахованных заявили об убытках, из них получили страховую выплату 41,5%. Таким образом, страховщики отказывали в выплатах подавляющему числу сельскохозяйственных товаропроизводителей.

13736

12265

Т065ЭГ

1455 1545

2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.

Сумма уплаченной страховой премии, млн руб. > Выплаченное страховое возмещение, млн руб.

-Субсидии, перечисленные из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. млн руб.

Источник: данные Федерального агентства по государственной поддержке страхования в сфере агропромышленного производства. - http://www.fagps.ru/index.php/deyatelnost/otchety-o-deyatelnosti

Рисунок 2.

Соотношение перечисленных сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий и выплаченных страховых возмещений к уплаченным страховым премиям по заключенным и просубсидированным договорам страхования урожая сельскохозяйственных культур и многолетних насаждений

1 Доклад о состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в Российской Федерации в 2014 году: Информационная брошюра - М.: Минсельхоз России, ФГБУ «ФАГПССАП», 2015. - С. 8.

2 Национальный доклад «О ходе реализации в 2015 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». - http://mcx.ru/news/news/ showZ50734.355.htm

2013г. 2014г.

■ Сумма уплаченной страховой премил, млн руб.

■ Выплаченное страховое возмещение, млн руб.

■ Субсидии, перечисленные из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, млн руб.

Источник: Доклад о состоянии рынка сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, в Российской Федерации в 2014 году: Информационная брошюра - М.: Минсельхоз России, ФГБУ «ФАГПССАП», 2015. - 40 с.

Рисунок 3.

Соотношение перечисленных сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий и выплаченных страховых возмещений к уплаченным страховым премиям по заключенным и просубсидированным договорам страхования сельскохозяйственных животных

Вывод: действующая концепция страхования урожая и животных в части установленных критериев наступления страхового случая, определения страховой премии1 не позволяет обеспечить тот уровень страховой защиты сельскохозяйственных товаропроизводителей, который является необходимым для воспроизводственных процессов в аграрной сфере и ограничивает ее экономический рост.

Система налогообложения в аграрном секторе, учитывая специфику сельскохозяйственного производства, должна выполнять роль механизма справедливого распределения доходов в обществе, обеспечивать снижение налогового бремени на сельскохозяйственных товаропроизводителей и создавать условия для расширенного воспроизводства, активизации инновационной деятельности, решения социальных задач. Необходимо отметить, что за анализируемый период 2006-2015 гг. задолженность по налогам и сборам сельскохозяйственных товаропроизводителей снизилась в 1,47 раза. При этом поступления по налогам и сборам, полученным от организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере сельского хозяйства возросло в 2,46 раза. Только в 2006 г. и незначительно в 2007 г. задолженность превышала объемы поступления финансовых ресурсов по налогам и сборам (рис. 4).

80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000

70292,

54326,

36607,9_38252,7 _

27554,8 д " + -

35192.3

26009.8 23555.8 28918 5 -

16453,7

28572.5 23898.4 19758.6 18458.8 17512

_15804,9 15262,4 15251,2_

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

—♦■ Поступление налогов и сборов, млн руб.

—•—Задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ, млн руб.

Источник: Данные Федеральной налоговой службы. - http://www.nalog.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/

Рисунок 4.

Динамика поступлений налогов и сборов и задолженности по налогам и сборам по организациям,

занятым в сфере сельского хозяйства, охоты

Следует признать, что налоговая нагрузка в сельском хозяйстве существенно ниже среднего показателя по Российской Федерации и имеет тенденцию к снижению (рис. 5). Однако если учесть невысокий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства, наличие достаточно большого количества убыточных хозяйств и соответственно рассчитать налоговую нагрузку к сальдированному финансовому результату за вычетом субсидий, к сумме прибыли, полученной в прибыльных организациях и чистой прибыли, то можно отметить, что уровень реальной налоговой нагрузки значительно превышает официальный (табл. 2). Отрицательное значение показателей налоговой нагрузки свидетельствует об убыточной деятельности хозяйствующих субъектов в аграрной сфере.

1 №260-ФЗ «О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования» определяет, что применяемая при расчете тарифов и предназначенная для страховых и компенсационных выплат часть страховой премии не может быть меньше 80% (ст. 4, п. 8).

14,4

13,5

16 14 12 10 8 6 4 2 0

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. Всего Сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство

Источник: О налоговой нагрузке по видам экономической деятельности. Система ГАРАНТ: http://base.garant.rU/70995536/# ixzz3n2pcMXwR

Рисунок 5.

Уровень налоговой нагрузки в 2006-2015 гг., %

Таблица 2

Уровень реальной налоговой нагрузки в сельском хозяйстве в 2006-2015 гг.

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Отношение налоговых поступлений к финансовому результату за вычетом субсидий, % 194,6 47,3 163,5 -96,9 -69,0 -952,7 200,4 -47,7 228,39 121,61

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отношение налоговых поступлений к сумме прибыли в прибыльных организациях, % 35,5 20,9 26,9 27,9 32,9 29,0 22,5 27,3 20,7 21,25

Отношение налоговых поступлений к чистой прибыли, %

Источник: Рассчитано по данным Федеральной налоговой службы и Федеральной службы государственной статистики.

Значительное искажающее влияние на показатели налоговой нагрузки оказывают бюджетные субсидии. При этом, безусловно, имеет место положительная тенденция в уровне сопоставления объемов налогового бремени организаций, занятых в сфере сельского хозяйства, и полученных ими объемов субсидий из бюджетов всех уровней (рис. 6). Однако такое соотношение данных показателей не позволяет обеспечить выполнение целевых параметров экономической динамики АПК в области интенсификации агропромышленного производства, инновационного характера его развития, формирования эффективной системы жизнеобеспечения на селе.

250000

200000

150000

100000

50000

2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г. 2015г.

* Поступления и задолженность по налогам и сборам в бюджетную систему РФ, млн руб.

• Субсидии из бюджетов всех уровней, млн руб.

Отношенне налогового бремени к сумме полученных бюджетных средств, % (левая шкала)

Источник: Рассчитано по данным Федеральной налоговой службы и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Рисунок 6.

Соотношение налогового бремени и субсидий из бюджетов всех уровней в сфере ведения сельскохозяйственной деятельности в 2006-2015 гг.

Одним из основных условий обеспечения экономического роста АПК является доступность кредитных ресурсов, которые формируют экономическую базу технико-технологической модернизации отрасли, позволяют решать социальные проблемы села. Специфика аграрного производства делает необходимым создание специальных условий кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей. Общее положение в сегменте аграрного кредитования остается сложным, заемные ресурсы для большинства сельскохозяйственных предприятий являются недоступными. Кредиторская задолженность в течение всего анализируемого периода значительно превышала уровень выручки от продажи товаров, работ и услуг в АПК (рис. 7).

2500 2000 1500 1000 500

129,4

135,5 136,1

136,5 130 . 137,6

105.8

112,7

89,1

П I 111111 ■■111111

160 140 120 100 80 60 40 20

О ...м _ м _ . м----— - —■ - ™ ■ 1 ■ ' ■ —* О

2005г. 2006г. 2007г. 2008г. 2009г. 2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.

Кредиторская задолженность - всего (включая кредиты банков и др. заемные средства), млрд руб. Выручка от продажи товаров, работ и услуг, млрд руб. ■^—Кред!ггорекая задолженность в выручке от продажи товаров, работ, услуг, %

Источник: Рассчитано по данным Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Рисунок 7.

Соотношение выручки от продажи товаров, работ, услуг и кредиторской задолженности

сельскохозяйственных организаций

Основным инструментом кредитной политики в АПК является механизм субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным агропроизводителями в российских кредитных организациях. Имеет место высокая востребованность краткосрочных кредитов, что при недостаточных объемах инвестиционных кредитных ресурсов не позволяет сформировать адекватную воспроизводственную базу, необходимую для динамичного роста АПК. В целом в 2015 году объем выданных кредитных ресурсов увеличился на 3,4% при уменьшении на 2% инвестиционных кредитов.

Неэффективность финансово-кредитного механизма АПК обусловливает недостаточную финансово-экономическую устойчивость сельскохозяйственных организаций, которая проявляется в значительной доле убыточных предприятий, низком уровне рентабельности их деятельности, высокой их зависимости от кредиторов (табл. 3).

Таблица 3

Динамика основных показателей финансово-экономической устойчивости сельскохозяйственных

организаций РФ в 2006-2015 гг.

Показатель 2006 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Доля убыточных организаций в общем числе сельскохозяйственных организаций, % 34,7 27,4 20,0 26,8 22,6 19,6 16,9

Уровень рентабельности по всей деятельности без субсидий, % 2,6 -5,4 -0,4 1,4 -5,2 6,3 10,9

Просроченная задолженность по обязательствам сельскохозяйственных организаций, млрд. руб. 64,8 32,2 34,7 38,5 43,0 40,9 38,7

Коэффициент текущей ликвидности, % 158,4 179,4 167,1 162,7 179,2 180,2 181,7

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, % -13,5 -37,0 -33,3 -34,0 -17,1 -23,8 -14,2

Коэффициент автономии, % 49,0 36,1 41,7 39,5 35,6 44,2 44,8

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.

В свою очередь сложная финансовая ситуация в АПК предопределяет минимизацию затрат на создание и развитие социальных условий экономического роста агропромышленного производства (табл. 4).

При этом важно понимать, что социальные потрясения чреваты куда более значимыми издержками, чем затраты на их предотвращение. Социальное положение современного отечественного крестьянства достаточно близко к состоянию социального потрясения. Об этом свидетельствует огромная дифференциация между городом и деревней, отсутствие элементарных условий жизнедеятельности на селе, падение социального оптимизма сельского населения. Социологические исследования показывают, что 14% жителей села намериваются в ближайшие 2-3 года переехать на постоянное место жительства в город, 27,9% задумываются об отъезде. Среди молодежи эти показатели значительно

выше - 26,6 и 37,6% соответственно1. Все это приводит к устойчивому снижению численности сельского населения. За последние 13 лет сельское население уменьшилось на 2,3 млн. чел. Следует добавить, что в настоящее время за чертой бедности в сельской местности проживают более 6 млн. человек, среднедушевые располагаемые ресурсы в сельских домохозяйствах в 1,6 раза ниже, чем в городских.

Таблица 4

Основные показатели социальных условий экономического роста АПК

Показатели 2005 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.

Среднегодовая численность занятых в экономике - всего 66,8 67,6 67,7 68,0 67,9 67,8 68,5

Среднегодовая численность занятых в сельском хозяйстве, млн. чел 6,7 6,1 6,0 5,9 5,8 5,7 5,5

Доля в общей численности занятых по экономике в целом 10 8,9 8,8 8,7 8,6 8,4 8,0

Уровень занятости населения в возрасте 15-72 лет,%

городское население 63 64,4 65,4 66,5 66,3 66,9 66,8

сельское население 56,2 57,8 59,4 60,2 60,2 60,6 60,5

Располагаемые ресурсы в среднем на одного члена, руб.

городского домохозяйства 6529,5 16265,1 18291,1 20405 23645 25347,5 26381,6

сельского домохозяйства 3604,7 10128,6 11745,8 13320,3 14191,7 15802,3 16174,5

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на од- 2 ного жителя, м

в сельской местности 21,9 24,0 24,5 24,8 24,7 25,0 25,6

в городских поселениях 20,4 22,1 22,5 22,9 22,9 23,3 24,0

Благоустройство жилищного фонда водопроводом, %

сельская местность 43 48 49 49 52 54 57

городская местность 88 89 90 90 90 85 91

Благоустройство жилищного фонда горячим водоснабжением, %

сельская местность 22 25 26 27 28 30 33

городская местность 79 80 80 80 81 77 81

Благоустройство жилищного фонда канализацией, %

сельская местность 34 39 39 40 41 43 45

городская местность 86 87 87 88 88 84 89

Источник: данные Федеральной службы государственной статистики и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

Сельский жилищный фонд лишь на 26% оборудован всеми видами благоустройства, площадь ветхого и аварийного жилищного фонда в 1,5 раза больше, чем в 2000 году и в 2 раза по сравнению с городом. Численность организаций здравоохранения в сельской местности имеет устойчивую тенденцию к сокращению - с 2000 года число поликлиник уменьшилось на 65%, фельдшерско-акушерских пунктов - на 22%, станций скорой помощи - на 11%2. В 2015 году в соответствии с ФЦП «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» был предпринят ряд действенных мер, которые позволили увеличить по сравнению с 2014 г. на 175% ввод общей площади жилых помещений, на 160% приобретение жилья для молодых семей и молодых специалистов, в 2,5 раза ввод в действие ученических мест в общеобразовательных организациях. Однако система жизнеобеспечения на селе не соответствует потребностям сельских жителей, что приводит к катастрофическому сокращению уникального генофонда сельского населения страны, исчезают тысячи сельских населенных пунктов, пустеют значительные российские территории, утрачивается социальный контроль.

Таким образом, современная ситуация хозяйствования АПК с особой очевидностью демонстрирует несистемный характер принимаемых мер по восстановлению агропромышленного производства в стране, который в первую очередь обусловлен отсутствием соответствующих условий экономического роста отраслевого комплекса. Если в ближайший год не будут реализованы программные мероприятия по созданию условий экономического роста АПК, предполагающие получение доступа к дешевой ликвидности, снижение налогового давления на предприятия отрасли, развитие рынка аграрного страхования, формирование системы жизнеобеспечения на селе, то уже к 2018 году может иметь место стагнация в агропромышленном производстве.

1 Ушачев И.Г. Агропродовольственный сектор России в условиях санкций: проблемы и возможности. Доклад на Москов-

ском экономическом форуме 25 марта 2015 года. - С. 17.

2 Докла showZ26308.htm

2 Доклад об устойчивом развитии сельских территорий Российской Федерации. - http://www.mcx.ru/documents/document/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.