Научная статья на тему 'Государственная поддержка инновационных механизмов экономического развития АПК региона'

Государственная поддержка инновационных механизмов экономического развития АПК региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
301
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник аграрной науки
ВАК
AGRIS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДОЛГОСРОЧНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОРЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / САНКЦИИ / СРАВНИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ставцев А.Н., Бухвостов Ю.В.

Конкурентоспособность предприятий аграрного сектора экономики зависит от множества факторов, среди которых важнейшее место занимает инвестиции в модернизацию основных средств и внедрение инноваций во все элементы производственного процесса. Однако зачастую сельскохозяйственные организации балансируют на грани самоокупаемости или же имеют возможность приобретать лишь самые необходимые средства производства. Зарубежный опыт показывает, что фундаментом эффективного функционирования АПК является четко выстроенная система мер государственной поддержки, направленная в первую очередь на предоставление агропредпринимателям возможности реинвестирования в основные средства и достижения научно-технического процесса. Использование достижения биотехнологии, ветеринарии, селекции и семеноводства позволяет интенсифицировать производство, снизить себестоимость продукции и увеличить конкурентоспособность как на внутренних, так и на зарубежных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственная поддержка инновационных механизмов экономического развития АПК региона»

УДК / UDK 338.436.33:001.895:338.246.027

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ИННОВАЦИОННЫХ МЕХАНИЗМОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ АПК РЕГИОНА

STATE SUPPORT OF INNOVATION MECHANISMS OF ECONOMIC DEVELOPMENT OF AGRIBUSINESS REGION

Ставцев А.Н., кандидат экономических наук Stavtsev A.N., Candidate of Economic Sciences Бухвостов Ю.В., кандидат экономических наук Bukhvostov Y.V., Candidate of Economic Sciences Орловский государственный аграрный университет, Орёл, Россия Orel State Agrarian University, Orel, Russia

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Долгосрочные инвестиции, государственная поддержка, инновационные технологии, Орловская область, экономическая оценка, сельское хозяйство, санкции, сравнительная оценка.

KEY WORDS

Long-term investments, state support, innovative technologies, the Orel region, economic evaluation, agriculture, sanctions, comparative evaluation.

Конкурентоспособность предприятий аграрного сектора экономики зависит от множества факторов, среди которых важнейшее место занимает инвестиции в модернизацию основных средств и внедрение инноваций во все элементы производственного процесса. Однако зачастую сельскохозяйственные организации балансируют на грани самоокупаемости или же имеют возможность приобретать лишь самые необходимые средства производства.

Зарубежный опыт показывает, что фундаментом эффективного функционирования АПК является четко выстроенная система мер государственной поддержки, направленная в первую очередь на предоставление агропредпринимателям возможности реинвестирования в основные средства и достижения научно-технического процесса. Использование достижения биотехнологии, ветеринарии, селекции и семеноводства позволяет интенсифицировать производство, снизить себестоимость продукции и увеличить конкурентоспособность как на внутренних, так и на зарубежных рынках.

В Орловской области за последние 5 лет наблюдается значительный рост долгосрочных инвестиций в предприятиях аграрной сферы (в стоимостном выражении более чем в 4 раза). Кроме того, изменилась и структура источников финансирования, если в 2010 году более 70% инвестиций приходилась на привлечённые средства (кредиты банков, займы других организаций), то в 2014 году 65% долгосрочных вложений финансировались из собственного средства организаций. Здесь важно отметить, что существенно снизилась доля амортизации как источника формирования инвестиций в производственные фонды (с 57% в 2012 г. до 30% в 2014 г.)

Амортизация, являясь экономическим инструментом возмещения затрат на приобретение основных средств, не формирует финансовую базу для их обновления. Посредством амортизации производители сельскохозяйственной

продукции фактически возвращают затраты на приобретение уже используемых основных средств, так как амортизация входит в состав выручки, являясь частью себестоимости [1]. Поэтому рост удельного веса прибыли в собственных источниках финансирования долгосрочных вложений свидетельствует о кардинальной смене инвестиционной политики предприятий. Вместо простого обновления техники и оборудования, ремонта производственных помещений, средства направляются на технологическое перевооружение. Сюда можно отнести технику нового поколения, позволяющую применять нулевую и минимальную технологии обработки почвы; ресурсосберегающее оборудование для содержания и кормления животных; строительство комплексов по переработке сельскохозяйственной продукции и т.д.

Производители сельскохозяйственной продукции на модернизацию производства кроме собственных средств активно используют заёмные источники. За последние 5 лет объём привлеченных инвестиций в агробизнес увеличился более чем в 2 раза (табл. 1). Примечательно, что рост инвестиционной активности характерен для всей экономики Орловской области. Доля АПК в общем объеме долгосрочных инвестиций в течение последних 5 лет составлял порядка 16,5%, что является 2 показателем после обрабатывающей промышленности (рис. 1).

Одной из основных причина роста инвестиций в модернизацию материально-технической базы сельского хозяйства является существенное увеличение государственной поддержки, целью которой является повышение объёмов производства продукции и стимулирование применения инновационных технологий. Особую актуальность эффективность господдержки приобрела в контексте вступления Росси в ВТО и действия санкционных мер для иностранных сельхозтоваропроизводителей.

По данным сводных годовых отчётов агропредприятий Орловской области объём бюджетных средств, выделенный на поддержку различных направлений сельскохозяйственного производства в период с 2010 г. по 2014 г., возрос на 28% и составил 2,3 млрд. руб. Причем практически 90% субсидирования осуществляются за счёт федерального бюджета и лишь 10% за счёт бюджета Орловской области (табл. 2).

Государственная поддержка отрасли животноводства в регионе осуществляется в основном программно-целевым методом. В частности, для улучшения экономических условий и обеспечения устойчивого развития отрасли молочного скотоводства была принята и реализуется областная целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2012-2016 годы». В 2014 г. объём субсидий по данной программе составил 35,9 млн. руб. Кроме того активно стимулируется замена существующего в организациях поголовья КРС за счёт высокопродуктивного племенного скота, адаптированного под климатические условия Орловской области. На эти цели за последние 5 лет было выделено более 200 млн. руб. (табл.3). В результате реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Орловской области были построены несколько инновационных высокотехнологичных комплексов по разведению и откорму свиней, так же уникальный селекционно-генетический центр, который сегодня является одним из крупнейших в РФ производителей и поставщиков генетики для свиноводства. Это фактически возродило данную отрасль в регионе.

Таблица 1. Источники финансирования долгосрочных инвестиций и финансовых вложений в предприятиях аграрной сферы Орловской области, млн.

руб.

Источники финансирования Годы

2010 2011 2012 2013 2014

Собственные средства организации - всего 925,0 1188,1 1670,1 2410,5 8926,8

в том числе: прибыль, оставшаяся в распоряжении организации 370,4 491,4 951,1 1155,9 6286,2

за счет амортизации 526,7 628,7 454,5 986,4 2640,7

прочие 27,9 68,0 264,5 268,2 0,0

Привлеченные средства - всего 2261,9 3081,8 4402,2 12719,6 4636,6

в том числе: кредиты банков 1745,5 1980,1 2852,3 9008,2 2914,6

заемные средства других организаций 255,1 513,4 991,3 3342,3 865,0

за счет инвесторов 171,4 279,3 121,5 85,7 15,7

Прочие 26,4 220,8 412,1 6,4 841,3

Итого 3186,9 4269,8 6072,3 15130,1 13563,5

45000 __ 19

П I I

* 50000 \ И Д^И-Л"! I

1ь -.........— \ и / и в в

\ / { 15

щ/ Л и и

-В Ж-1 I-1 I-1 I-

1111::

2010г. 2011г. 2012г. 2013г. 2014г.

■■ Объем инвестиций, млн. ру б Доля АПК, 9 о

Рисунок 1 - Инвестиции в основной капитал в экономике Орловской области

Таблица 2. Динамика объёмов государственной поддержки сельскохозяйственных организаций Орловской области, млн. руб.

Источник финансирования Годы 2014г. в % к 2010г.

2010 2011 2012 2013 2014

Федеральный бюджет 1634,7 1801,5 1478,7 1981,3 2038,2 124,7

Бюджет Орловской области 153,8 163,9 180,8 222,1 256,5 166,7

Местные бюджеты 1,5 5,9 X X X X

Всего бюджетных средств 1790,1 1971,2 1659,5 2203,4 2294,7 128,2

На сегодняшний день свиноводство так же активно субсидируется, в 2014 г. на поддержку племенного свиноводства было выделено более 25 млн. руб.

Основными направлениями господдержки в растениеводстве являются элитное семеноводство и возмещение части затрат на уплату страховой премии. С 2009 г. по 2013 г. на эти направление было освоено 348 млн. руб.

Внедрение инновационных технологий в производство подразумевает большие капитальные затраты, часть которых приходится на инвестиционные кредиты. В этой связи важно отметить, что субсидирование части процентной ставки по инвестиционным и краткосрочным кредитам является важнейшим инструментом государственной поддержки. В 2013 г. В Орловской области на эти цели было выделено более 1,3 млрд. руб., в том числе на краткосрочные 403 млн. руб., что в 2 раза превышает показатель 2009 г.

Эффективность государственной поддержки оценивается множеством социально-экономических показателей, среди которых количество созданных рабочих мест, объём налоговых поступлений от реализации грантовых проектов в расчете на рубль субсидий и т.д. В сельском хозяйстве эффективность господдержки отражается в первую очередь ростом производства продукции. На рисунке 2 представлены динамика размера субсидий в расчёте на 1 га посевов и индекса производства сельхозпродукции. Налицо прямая взаимосвязь между этими показателями. Программно-целевая поддержка по отраслям, возмещение части затрат на реализацию, субсидирование процентных ставок по кредитам и другие инструменты господдержки в конечном итоге приводят к количественному росту объёмов производства товарной продукции.( рис. 2 ).

Применительно к отрасли животноводства одним из показателей эффективности господдержки является изменение поголовья КРС на фоне динамики субсидий (рис. 3). Размер господдержки скотоводства в расчёте на 1 голову в 2009 г. составлял 2011 руб., что составляло порядка 10% годовых затрат на содержание. Сокращение субсидирования в последующие годы сопровождалось устойчивым снижением поголовья КРС в целом по региону.

Эту проблему невозможно решить только лишь прямым дотированием предприятий, ведь спад в скотоводстве является следствием урбанизации, снижения уровня жизни на селе, сокращение личных подсобных хозяйств. Поэтому отраслевая господдержка должна являться частью сбалансированной системы развития сельских территорий и агропромышленного комплекса.

Таблица 3. Основные направления государственной поддержки сельского хозяйства Орловской области, тыс. руб.

Годы 2013г.

Показатели 2009 2010 2011 2012 2013 в % к 2009г.

Поддержка программ и мероприятий по развитию 40733 41828 6524 116309 529214 более чем в 10 раз

растениеводства

в т.ч. на поддержку элитного 7571 6003 14913 23409 7090 93,6

семеноводства

Зерновые, зернобобовые 5769 1052 4572 16805 4764 82,6

на возмещение части затрат на уплату страховой премии 27905 35825 45581 87552 91712 в 3,3 раза

Поддержка программ

и мероприятий по развитию 163095 92339 127795 82457 338132 в 2,1 раза

животноводства

в т.ч. субсидии на

поддержку племенного 108954 75626 89761 82457 69865 64,1

животноводства

КРС 58867 51346 47512 23159 28690 48,7

Свиньи 16107 20664 25669 26289 25272 156,9

Субсидии на

поддержку

региональной программы развития 54141 16713 23713 16950 35880 66,3

молочного

скотоводства

Субсидирование

части процентной ставки по 1025056 1196953 1213162 930300 946829 92,4

инвестиционным

кредитам

Субсидирование

части процентной ставки по 190146 263933 304041 218682 403084 в 2,1 раза

краткосрочным

кредитам

Всего субсидий 2087423 2201195 2371252 1679505 2235601 107,1

г I «4

2200.0 2100.0 2000,0 [900,0 1800,0 1700,0 1600,0 1500,0

2ш.з

АЛ 1

204-1,8.^ / \

1923,3 / \ ж X. 1990,4

\ \ \l052 ф 106,5

Ж £ юкЯ /

\ / \ /

1528,1 -1-

130

120

110

100

90

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2009г, 2010г, 2011г. 2012г, 2013г\

Рзшф суСоЩЙврэсчЙенэ I га посепоп.руй НвджшгфФпводгалпродтаошсьчь^ог^о^яЛства

Рисунок 2 - Сравнение динамики индекса производства продукции сельского

хозяйства и размера субсидий

2100.0 1900.0 Г 00,0

:а 1500,0

Ьг

Е-Щ

300,0

[100.0 900.0 40.0

2010.8

\

56.2 \ Ч ?г 53,'

1326,-) ж ?2.8 1385.6

1291.4 N.

\

4- 1 1 1 "59.6 1 ♦ 46.6

59

- 57

55

я

о

ч I к

4

49 47 4<

2009г. 2010г. 2011г.

-О Размер субсцщйнаКРС в расчете на 1 голову, руб.

2012г. 2013г.

Н^ПоголовьяКРС, тьгс гол

Рисунок 3 - Сравнение динамики господдержки скотоводства и поголовья КРС

в Орловской области

Несмотря на количественный рост субсидий и инвестиций в основной капитал существуют несколько направлений, которым уделяется недостаточно внимания. В частности, субсидирование приобретения удобрений и средств защиты растений. По уровню внесения удобрений на гектар Россия в 5 раз отстает от США и Индии, в 7 раз от Белоруссии, в 10 раз от Китая. Орловская область по уровню применения минеральных удобрений в 2,5 раза превышает среднероссийские показатели, соответственно и урожайность зерновых здесь в 2 раза выше. Однако и в нашем регионе имеются большие резервы для повышения урожайности. По мнению автора, в условиях действия санкционных мер поддержки АПК необходимо существенно увеличить доступность удобрений на отечественном рынке по средством частичной компенсации их приобретения. С другой стороны, на системной основе государственная поддержка должна осуществляться не путём прямых инвестиций, а стимулированием модернизации материально-технической базы в применения инноваций посредством повышения доступности кредитных ресурсов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бухвостов Ю.В Формирование национальной инновационной системы как институциональной основы перехода к постиндустриальному обществу / Минакова И.В., Бухвостов Ю.В. // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2009. № 1. С. 59-66.

2. Ставцев А.Н. Оценка эффективности использования технического потенциала молочного скотоводства / Ставцев А.Н. // АПК: Экономика, управление. 2012. № 7. С. 48-55.

3. Ставцев А.Н. Перспективы развития молочного скотоводства России в контексте усиления международной конкуренции / Ставцев А.Н. // В сборнике: Инновационное развитие АПК: механизмы и приоритеты Сборник материалов международной научно-практической конференции. Москва, 2015. С. 331-335.

4. Ставцев А.Н. Развитие молочнопродуктового подкомплекса России в условиях импортозамещения / Ставцев А.Н., Яковлев А.С. // Аграрная Россия. 2015. № 6. С. 23-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.