Научная статья на тему 'State stimulation for implementation of innovations in agriculture'

State stimulation for implementation of innovations in agriculture Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GOVERNMENT SUPPORT / INNOVATION / MODERNIZATION / AGRICULTURE / SCIENTIFIC-TECHNICAL PROGRESS / INNOVATION DEVELOPMENT
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «State stimulation for implementation of innovations in agriculture»

DOI https://doi.org/10.18551/rjoas.2017-02.04

ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТИМУЛИРОВАНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ

В СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

STATE STIMULATION FOR IMPLEMENTATION OF INNOVATIONS IN AGRICULTURE

Елсаков М.Н., аспирант Elsakov M.N., Post-graduate student ФГБОУ ВО Орловский ГАУ, Орел, Россия

Orel State Agrarian University, Orel City, Russia

Полухин А.А.*, Плыгун С.А., Глинушкин А.П., научные сотрудники Polukhin A.A., Plygun S.A., Glinushkin A.P., Researchers ФГБНУ ВНИИ фитопатологии, Московская область, Россия

All Russian Research Institute of Phytopathology, Moscow Region, Russia

E-mail: [email protected]

АННОТАЦИЯ

В статье дается анализ современного состояния агропромышленного комплекса Орловской области и отдельных ее районах, рассматривается отраслевая структура АПК Орловской области. В статье рассмотрены организационные, управленческие и экономические аспекты развития АПК на основе инноваций, и определены основные этапы инновационного проекта.

ABSTRACT

In article the analysis of the current state of agro-industrial complex of the Orel region and its certain areas is given, the branch structure of agrarian and industrial complex of the Orel region is considered. In article administrative and economic aspects of development of agrarian and industrial complex on the basis of innovative projects are considered, and stages of the innovative project are defined.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Государственная поддержка, инновация, модернизация, сельское хозяйство, научно-технический прогресс, инновационное развитие.

KEY WORDS

Government support, innovation, modernization, agriculture, scientific-technical progress, innovation development.

Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года направляет на поэтапный переход к инновационному пути развития [2]. Основная модернизационная задача правительства - замена сформировавшейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста нам необходимо перейти к «инновационному».

Государственная инновационная политика в АПК - это создание и помощь соответствующих механизмов и методик, которые обеспечивают продвижение в производство сверхтехнологичных ресурсосберегающих проектов и научно-технических разработок, побуждение инноваторской активности компаний.

Комплексная программа развития биотехнологий в РФ на период до 2020 года выделяет 3 главных направленности развития технологий для инновационного развития экономики России: информационные технологии, нанотехнологии и биотехнологии.

В секторах, в которых потребление товаров промышленной биотехнологии сравнительно развито, преобладают международные фирмы: импортируется около

100 процентов кормовых аминокислот для сельского хозяйства, около 80% кормовых ферментных препаратов, 100 процентов ферментов для бытовой химии, наиболее 50% кормовых и ветеринарных лекарств, 100 процентов молочной кислоты, 50-100% биопищевых ингредиентов.

Индикаторами инновационного развития АПК Российской Федерации для снабжения нужного конкурентоспособного потенциала являются ресурсосберегающие технологии и биотехнологии, какие к 2020 году на мировом рынке обязаны охватить 4050% площади пашни РФ; технологии с использованием многооперационной сельскохозяйственной техники и оборудования, экологически безвредные технологии, органическое сельское хозяйство, методики регуляции процессов реализации потенциала большой урожайности растений и большой продуктивности животных, обязаны реализоваться в практике 25-30% всех сельскохозяйственных товаропроизводителей. Жизненно важным являются ускоренное формирование системы селекционно-генетических инноваций, для вступления в производство видов и гибридов, устойчивых к неблагоприятному климату, заболеваниям и вредителям, с тем, чтоб к 2020 г. наиболее пятидесяти процентов сельскохозяйственных товаропроизводителей могли широко их применять.

Существуют следующие формы государственной поддержки инновационной деятельности: прямое финансирование; предоставление индивидуальным изобретателям и малым внедренческим предприятиям бесплатных банковских ссуд; создание венчурных инновационных фондов, которые пользуются большими налоговыми льготами; уменьшение государственных патентных пошлин для индивидуальных изобретателей; отсрочка уплаты патентных пошлин по ресурсосберегающим проектам; реализация права на ускоренную амортизацию оборудования; создание сети технополисов, технопарков и т.п.

В Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы выделена подпрограмма «Техническая и технологическая модернизация, инновационное развитие» [1].

Цели программы проявлены в целевых индикаторах:

- объемы реализации производителями сельскохозяйственной техники новейшей техники сельскохозяйственным товаропроизводителям (тракторы, зерноуборочные комбайны, кормоуборочные комбайны);

- численность реализованных инноваторских проектов;

- рост внедрения биосредств охраны растений и микробиологических удобрений в растениеводстве;

- удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, которые переработаны методами биотехнологии.

Ожидаемые итоги реализации подпрограммы:

- осуществление производителями сельскохозяйственной техники сельскохозяйственным товаропроизводителям 127,9 тыс. тракторов и 52,8 тыс. комбайнов, в том числе новейших моделей(с оказанием мер государственной помощи)- 12,6 тыс. тракторов, 5,3 тыс. зерноуборочных комбайнов, 1,3 тыс. кормоуборочных комбайнов;

- повышение численности реализованных инноваторских проектов до 104;

- рост внедрения биосредств охраны растений и микробиологических удобрений в растениеводстве (к 2010 году) на 32,2 процента;

- удельный вес отходов сельскохозяйственного производства, которые переработаны методами биотехнологии, - 11,5 процента.

В настоящее время основным ориентиром политики инноваций в сельском хозяйстве является Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, направленная на снабжение роста экономики за счет развития инноваций. Во исполнение программы реализуются наикрупнейшие инноваторские проекты - молочно-товарные фермы, мясокомбинаты, овощехранилища,

сверхтехнологичные теплицы, системы капельного орошения и т. п. В то же время улучшается инфраструктура экспорта зерна, мяса КРС при участии фермерских хозяйств.

В соответствии со Стратегией инновационного развития агропромышленного комплекса РФ на период до 2020 года главными звеньями трансфера инноваций должны быть центры сельскохозяйственного консультирования, соединенные в комплексную систему и имеющие разветвленную сеть, близкую к сельскому товаропроизводителю.

В Стратегии предусматривается выделение средств на грантовую поддержку -200 инноваторских центров (лабораторий) при НИИ и университетах, которые в содружестве с опытнейшеми и иными хозяйствующими коллективами сумеют создать и фактически реализовать инновации, перевести для широкомасштабного тиражирования региональным системам сельскохозяйственного консультирования.

Информационное и консультационное обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей и людей сельской местности является принципиальным условием инноваторского развития сельского хозяйства на современном этапе развития.

В 2015 году сельскохозяйственным товаропроизводителям и сельскому населению оказывали услуги 67 региональных консультационных предприятий в 58 субъектах России. В таблице 1 представлена информация об интенсивности работы информационно-консультационных служб в разрезе Федеральных округов.

Таблица 1 - Сельскохозяйственное консультирование в РФ

Федеральные округа Региональные центры, ед. Районные центры, ед. Количество консультантов, чел.

Центральный 16 48 766

Северо-западный 4 14 146

Уральский 0 0 0

Дальневосточный 5 9 103

Крымский ФО 0 0 0

Северо-Кавказский 5 6 105

Южный 10 10 540

Приволжский 44 178 918

Сибирский 21 23 98

Главная часть сельскохозяйственных консультационных фирм сконцентрирована в Центральном, Приволжском и Сибирском федеральных округах РФ. В разрезе направлений консультирования более важными в 2015 году остаются консультационные сервисы в области растениеводства (18%) и животноводства (17%).

3-ий год ведется учет инновационной деятельности предприятий по сельскохозяйственному консультированию. Полученный экономический результат от внедрения инноваций возрос наиболее чем в 2 раза и составил 391,9 млн. руб.

В Орловской области за последние 5 лет наблюдается значимый рост долгосрочных вложений в организациях АПК (в стоимостном выражении наиболее чем в 4 раза). Не считая этого, поменялась и структура источников финансирования инноваций, если в 2010 году наиболее 70% инвестиций приходилось на привлечённые средства (кредиты банков, займы иных организаций), то в 2014 году 65% долгосрочных инвестиций финансировались из собственного капитала предприятий. Здесь необходимо заметить, что значительно снизилась доля амортизации как источника формирования вложений в производственные фонды (с 57% в 2012 г. до 30% в 2014 г.). Амортизация, являясь экономическим средством возмещения издержек на покупку основных фондов, не сформировывает финансовую основу для их обновления. С помощью амортизации производители продукции сельского хозяйства практически возвращают затраты на покупку уже используемых основных средств, так как амортизация включена в состав выручки от реализации продукции, являясь частью себестоимости [3]. Поэтому увеличение удельного веса прибыли в собственных

источниках финансирования долгосрочных инвестиций говорит о значительной смене инвестиционной политики организаций. Вместо обычного обновления техники и оборудования, ремонта производственных цехов, средства направлены на технологическое перевооружение. Сюда следует отнести технику новейшего поколения, которая позволяет использовать нулевую и минимальную технологии обработки земли; ресурсосберегающее оснащение для содержания и питания животных; постройку комплексов по переработке сельскохозяйственной продукции и т. д. Производители продукции сельского хозяйства на модернизацию производства не считая собственных средств значительно применяют заёмные источники. За последние 5 лет объём привлеченных инвестиций в агробизнес возрос выше чем в 2 раза. Следует отметить, что увеличение инвестиционной активности свойственно для всей экономики Орловской области. Доля АПК в общем объеме долгосрочных вложений за последние 5 лет составляла около 16,5%, что является вторым показателем после обрабатывающей промышленности. Одним из главных факторов роста вложений в модернизацию материально-технической базы сельского хозяйства является значительное повышение государственной поддержки, целью которой является поднятие объёмов производства продукции и стимулирование внедрения инновационных технологий. Особую значимость эффективность господдержки получила в контексте вступления Российской Федерации в ВТО и применение санкционных мер для иностранных сельхозтоваропроизводителей. Исходя из показателей сводных годовых отчётов агропромышленных организаций Орловской области объём средств бюджета, направленный на поддержку разных направлений сельскохозяйственного производства в период с 2010-2014 г. , увеличился на 28% и составил 2,3 миллиардов рублей. При этом фактически 90% субсидирования исполняются за счёт федерального бюджета и только 10% за счёт бюджета Орловской области. Государственная поддержка отрасли животноводства в Орловской области исполняется в основном программно-целевым методом [4]. В частности, для усовершенствования экономических условий и для устойчивого развития отрасли молочного скотоводства действует областная целевая программа «Развитие молочного скотоводства и увеличение производства молока в Орловской области на 2012-2016 годы» [5]. В 2014 г. объём субсидий исходя из этой программы составил 35,9 млн. руб. Не считая экого активно стимулируется замена имеющегося в организациях поголовья крупного рогатого скота благодаря высокопродуктивному племенному скоту, который адаптирован под климат Орловской области. На эти цели за 5 лет было выделено больше 200 млн. руб.

В итоге реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» в Орловской области было построено небольшое количество инновационных сверхтехнологичных комплексов для разведения и откорма свиней, так же уникальный селекционно-генетический центр, который сейчас является одним из наиболее крупных в России производителей и поставщиков генетики для свиноводства. Это практически возродило данную ветвь в регионе.

Исходя из Программы «Развитие молочного скотоводства Орловской области» за 2017-2019гг. планируется перевести всё поголовье коров в сельхозпредприятиях и больших крестьянских (фермерских) хозяйствах на доение в доильных залах и в молокопровод. Это повысит производительность труда и качество производимого молока, а также увеличит реализационную цену.

Объем производства яиц за 2015г. - 144,4 млн шт. (92,5 %), в том числе в сельхозорганизациях - 20,1 млн шт. (98,9 %).

Большое внимание уделяется развитию малых форм хозяйствования, в которых сосредотачивается большинство поголовья мелкого рогатого скота - овец и коз.

В регионе реализуются меры, направленные на развитие семейных животноводческих ферм на базе К(Ф)Х и поддержке начинающих фермеров. За 20122015 годы в программу входят 19 семейных животноводческих ферм, 75 К(Ф)Х начинающих фермеров.

Общий объем финансирования составил 166,3 млн рублей, в том числе на:

- развитие семейных животноводческих ферм - 61,7 млн руб.;

- поддержку начинающих фермеров - 104,6 млн руб.

В 2015 году оказана поддержка 3 К(Ф)Х на создание семейных животноводческих ферм и 17 начинающим фермерам в общем размере 36,7 млн руб. средств федерального и областного бюджетов.

Победители конкурсных отборов планируют создание 2 семейных животноводческих ферм на 50 и 375 голов дойного стада и 1 фермы по откорму крупного рогатого скота на 70 голов.

С использованием средств гранта К(Ф)Х - получатели грантов на развитие семейных животноводческих ферм ведут строительство животноводческой фермы для откорма крупного рогатого скота, приобрели 390 голов крупного рогатого скота, в том числе 230 коров, 55 нетелей.

Начинающие фермеры создадут 1 молочную ферму, 5 ферм по откорму крупного рогатого скота, 1 овцеферму, 8 хозяйств с основным видом деятельности по выращиванию зерновых культур. Существует 2 проекта по производству яблок на площади 17,4 и 10 га в Глазуновском и Кромском районах.

Получателями грантов по поддержке начинающих фермеров приобретено 5 тракторов, 1 комбайн, 25 единиц навесной и прицепной техники для обработки почвы и заготовки кормов, 2 грузовых автомобиля, 20 т удобрений, 110 голов овец, построено 1 животноводческое помещение.

На реализацию мер по устойчивому развитию сельских территорий в 2015 году выделено 68 млн рублей, в том числе из федерального бюджета 43,8 млн. руб., областного - 24,2 млн руб. Введено в эксплуатацию:

- 2919,3 кв. м жилья;

- 29,4 км сетей водоснабжения;

- 36,3 км распределительных газовых сетей;

- 1 многофункциональная спортивная площадка площадью 1509 кв. м.

Введено в эксплуатацию 8 автодорог протяженностью 27,98 км. Объем

финансирования составил 203,8 млн руб. из федерального бюджета и 117,2 млн руб. из областного бюджета.

По состоянию на 1 февраля 2016 года общая площадь земель сельхозназначения региона составляет 2,032 млн га, в том числе сельхозугодий - 1,897 млн га. На пашню приходится 1,508 млн га. В настоящее время сельскохозяйственными организациями используется более 1,6 млн га земель, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами - почти 200 тыс. га.

В 2015 году было введено в оборот около 15 тыс. га земель сельхозназначения. Ожидается, что данный показатель возрастет после внедрения Геоаналитического информационного центра Департамента сельского хозяйства Орловской области. До 2017 года предстоит освоить еще около 41 тыс. га.

Разработка Геоаналитического центра велась в 2015 году по поручению Губернатора и Председателя Правительства Орловской области В. В. Потомского для выполнения задач, обозначенных Президентом Российской Федерации В. В. Путиным.

Основная цель центра - повышение эффективности работы органов исполнительной власти и межведомственного взаимодействия по вопросам развития сельского хозяйства, создание независимого и объективного источника информации для принятия управленческих решений в Агропромышленном комплексе Орловской области. Основу новой системы составляют полученные путем обработки высокодетальных космических снимков информационно-аналитические материалы. Одной из важнейших функций центра является выявление на основе результатов космической съемки используемых и неиспользуемых земель.

Система позволяет аккумулировать в базе данных необходимые сведения и формировать тематические карты для наглядного представления результатов в графической форме. Со временем ГИЦ объединит информацию, позволяющую отслеживать динамку изменения показателей на протяжении нескольких лет.

В рамках создания Геоаналитического информационного центра проведена инвентаризация земель в разрезе каждого землепользователя, оценено качественное состояние неиспользуемой пашни.

В дальнейшем предполагается интеграция Геоаналитического центра в федеральную геоинформационную систему «Атлас земель сельскохозяйственного назначения Российской Федерации».

Геоаналитический информационный центр Департамента сельского хозяйства Орловской области был презентован в рамках проведения XVII Российской агропромышленной выставки «Золотая осень-2015» и отмечен дипломом и Золотой медалью в конкурсе «За эффективное информационное обеспечение АПК».

В качестве стратегических задач по развитию АПК региона ставится максимальная реализация конкурентных преимуществ области, а именно выгодное географическое положение (близость рынков сбыта, транспортная инфраструктура), благоприятные природно-климатические условия, развитые инфраструктуры, наличие научного и кадрового потенциала.

Несмотря на большой рост субсидий и инвестиций в основной капитал есть некоторое количество направлений, которым уделено мало внимания. В частности, субсидирование покупки удобрений и средств защиты растений. П уровню внесения удобрений на гектар Российская Федерация в 5 раз отстает от США и Индии, в 7 раз от Белоруссии, в 10 раз от Китая. Орловская область по уровню внедрения минеральных удобрений в 2,5 раза превосходит среднероссийские показатели, поэтому и урожайность зерновых в 2 раза больше. Но и в нашем регионе имеются огромные запасы для повышения урожайности. В условиях применения санкционных мер поддержки агропромышленного комплекса нужно значительно повысить доступность удобрений на российском рынке посредством частичной компенсации их покупки. С иной стороны, на системной основе государственная помощь должна реализоваться не благодаря прямым инвестициям, а стимулированием модернизации материально-технической базы во внедрение инноваций посредством повышения доступности кредитных ресурсов.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/show/342.html

2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года: http://www.consultant.ru/

3. Бухвостов Ю.В Формирование национальной инновационной системы как институциональной основы перехода к постиндустриальному обществу / Минакова И.В., Бухвостов Ю.В. // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2009. №1. С. 59-66.

4. Ставцев А.Н. Оценка эффективности использования технического потенциала молочного скотоводства / Ставцев А.Н. // АПК: Экономика, управление. 2012. №7. С. 48-55.

5. Ставцев А.Н. Развитие молочнопродуктового подкомплекса России в условиях импортозамещения / Ставцев А.Н., Яковлев А.С. // Аграрная Россия. 2015. №6. С.23-25.

6. Polukhin A.A. Technical modernization of Russian agriculture in the conditions of international integration and economic sanctions/ Polukhin A.A. // Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences. 2015. Т. 42. №6. С. 41-51.

7. Санду И.С. Формирование стратегических направлений модернизации технической базы сельского хозяйства на региональном уровне / Санду И.С., Полухин А.А., Бурак П.И. // Экономика сельского хозяйства России. -2014. -№10. - С. 11-19.

8. Парахин Н.В. Экономическая оценка технического переоснащения растениеводства Орловской области / Парахин Н.В., Полухин А.А. // Сельскохозяйственные машины и технологии. - 2014.- №4. - С. 48-51.

9. Бурак П.И. Технико-технологическая модернизация сельского хозяйства: проблемы и решения/ Бурак П.И., Санду И.С., Полухин А.А.// АПК: Экономика, управление. -2014. - №12. - С. 53-59.

10. Санду И.С. Импортозамещение на рынке сельскохозяйственной техники России / Санду И.С., Полухин А.А., Бурак П.И. // АПК: Экономика, управление. - 2016. - №3. -С. 46-50.

11. Санду И.С. Технико-технологическая модернизация АПК Орловской области -приоритет развития /Санду И.С., Полухин А.А., Бурак П.И. // Экономика сельского хозяйства России. - 2016. - №8. - С. 9-12.

12. Особенности государственного регулирования сельскохозяйственного производства при вступлении России в ВТО / Золотарева Е.Л., Векленко В.И., Шамина И.Л. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. №9. С. 37-39.

13. Проектирование оптимального размещения сельскохозяйственного производства в регионе / Новикова Т.В., Шатохин М.В. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2010. Т. 2. №2. С. 33-35.

14. Экономический процесс как основа формирования экономической системы / Михеев С.С. // Проблемы региональной экономики. 2010. №11. С. 3-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Прогнозирование параметров производственных затрат и объемов производства продукции сельского хозяйства / Золотарева Е.Л., Золотарев А.А., Бабенко Р.В., Судженко И.А. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2011. Т. 6. №6. С. 25-27.

16. Роль государственного регулирования воспроизводственных процессов земельных ресурсов / Ковынев Л.Б. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2013. №1. С. 19-21.

17. Необходимость и основные направления совершенствования ценового механизма в сфере АПК / Золотарева Е.Л., Пясецкий И.А. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. №4. С. 2-4.

18. Тенденции уровня занятости и безработицы в сельском хозяйстве / Пархомчук М.А., Дорошенко Д.И. // Аграрная наука. 2009. №8. С. 6-8.

19. Инновационный механизм развития агропромышленного комплекса / Семыкин В.А. // В сборнике: Проблемы развития аграрного сектора региона. Материалы всероссийской научно-практической конференции: в 4-х частях. 2006. С. 3-10.

20. Информационно-консультационная служба, как форма повышения уровня развития сельскохозяйственного производства / Золотарева Е.Л., Дымов А.Д. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2012. №3. С. 58-60.

21. Научное обеспечение инновационного развития сельского хозяйства Курской области / Семыкин В.А. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2008. Т. 1. №1. С. 3-7.

22. Эффективное использование природных ресурсов Курской области / Сивак Е.Е., Волкова С.Н., Гейко М.В. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. №3. С. 52-53.

23. Условия и факторы развития воспроизводственных процессов / Золотарева Е.Л., Бабенко Р.В., Архипов К.В. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2011. Т. 5. №5. С. 14-16.

24. Уровень занятости и безработица в сельском хозяйстве / Пархомчук М.А., Дорошенко Д.И. // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. Т. 3. №3. С. 13-17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.