Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА'

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / РАСХОДНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РЕГИОНА / ОМСКАЯ ОБЛАСТЬ / FINANCING / STATE PROGRAM / EXPENDITURE COMMITMENTS / ECONOMIC SECURITY OF THE REGION / OMSK REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кораблева Анна Александровна

Проблема и цель. Повышение уровня экономической безопасности региона невозможно без финансирования соответствующих мероприятий и механизмов. Цель статьи - обосновать роль государственных программ как способа финансового обеспечения региональной экономической безопасности. Методология. В ходе исследования используются методы сравнения и трендового анализа для оценки объемов и динамики финансирования государственных программ Омской области за период 2014-2017 гг. С помощью метода индукции делается вывод о возможности применения госпрограмм для финансирования мероприятий региональной безопасности. Результаты. В статье выявлены основные тенденции финансирования государственных программ Омской области. Продемонстрированы проблемы недофинансирования по ряду источников и основным мероприятиям госпрограмм. Выводы. Делается вывод о роли государственных программ как способе финансирования мероприятий по обеспечению экономической безопасности региона. Показана необходимость региональной Стратегии экономической безопасности в качестве основы региональной инвестиционной и бюджетной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кораблева Анна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL ASPECTS OF THE REGION'S ECONOMIC SECURITY MECHANISM

Introduction. The level increase in economic security is impossible without financing appropriate actions and mechanisms. The purpose of the article is to justify the key role of state programs as a way of financial support for regional economic security. Materials and Methods. During the study, methods of comparison and trend analysis to assess the volume and dynamics of financing state programs of Omsk region over the period of 2014-2017 are used. Using the induction method, we draw a conclusion of applicability of state programs to finance regional security measures. Results. The article identifies the main areas of financing state programs of Omsk region. The problems of underfunding for a number of sources of financial resources and key events of the state programs are shown. Conclusions. The conclusion about the role of state programs as a financing method of actions for provision of the economic security of the region is drawn. The necessity of the regional strategy for economic security as a basis of a regional investment and budgetary policy is shown.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА»

УДК 336. 1 DOI 10.17238^1998-5320.2019.38.184

JEL: H59

А. А. Кораблева,

Омский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Омский филиал

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ МЕХАНИЗМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Проблема и цель. Повышение уровня экономической безопасности региона невозможно без финансирования соответствующих мероприятий и механизмов. Цель статьи - обосновать роль государственных программ как способа финансового обеспечения региональной экономической безопасности. Методология. В ходе исследования используются методы сравнения и трендового анализа для оценки объемов и динамики финансирования государственных программ Омской области за период 2014-2017 гг. С помощью метода индукции делается вывод о возможности применения госпрограмм для финансирования мероприятий региональной безопасности. Результаты. В статье выявлены основные тенденции финансирования государственных программ Омской области. Продемонстрированы проблемы недофинансирования по ряду источников и основным мероприятиям госпрограмм.

Выводы. Делается вывод о роли государственных программ как способе финансирования мероприятий по обеспечению экономической безопасности региона. Показана необходимость региональной Стратегии экономической безопасности в качестве основы региональной инвестиционной и бюджетной политики.

Ключевые слова: финансирование, государственная программа, расходные обязательства, экономическая безопасность региона, Омская область.

Работа выполнена по государственному заданию Омского научного центра СО РАН в соответствии с Программой ФНИ ГАН на 2013-2020 годы (номер госрегистрации проекта в системе ЕГИСУ НИОКТР АААА-А17-117041210229-2)

Проблема и цель. Задачу обеспечения экономической безопасности региона невозможно решить без финансирования необходимых для этого мероприятий и механизмов. Учитывая многогранность проблематики экономической безопасности региона, которая охватывает уровни домохо-зяйств, предприятий, организаций реального и финансового секторов экономики, муниципальных и региональных экономических интересов и финансов, предмет исследования по данному вопросу также может быть весьма обширным. Тем более что для каждого из указанных уровней актуальны свои источники финансирования и финансовые инструменты.

Создание и совершенствование механизмов финансирования, направленных на обеспечение экономической безопасности региона, является важной государственной задачей. Федеральные и региональные органы власти могут создавать благоприятные условия для стимулирования развития таких инструментов. Особую роль в решении этих вопросов играет бюджетная политика, реализуемая в настоящее время посредством государственных программ, которые взаимоувязывают цели, пути достижения и финансовые ресурсы в рамках мероприятий. Планируемые мероприятия государственных программ могут непосредственно служить обеспечению региональной безопасности, а ожидаемые результаты, выраженные в количественных статистических показателях, - выступать индикаторами экономической безопасности региона.

Цель данной статьи - обосновать возможность финансирования механизма обеспечения экономической безопасности региона с помощью государственных (региональных) программ. В соответствии с целью, автор данной работы ставит перед собой следующие актуальные исследовательские вопросы.

1. Какие направления социально-экономического развития Омской области имеют приоритет в финансировании посредством государственных программ?

2. Насколько индикаторы экономической безопасности региона соответствуют ожидаемым результатам государственных программ (на примере отдельных групп индикаторов)?

3. Каковы тенденции финансирования государственных программ Омской области, имеется ли в настоящее время возможность финансирования мероприятий по обеспечению экономической безопасности в регионе, включенных в государственные программы региона?

Для этого в статье проводится оценка объемов, динамики, структуры финансирования государственных программ Омской области, выявляются приоритетные направления финансовых потоков программного регионального бюджета.

Обзор литературы. Некоторые авторы фразу «финансовые аспекты экономической безопасности» трактуют как «аспекты финансовой безопасности региона» [1], что уводит исследователей в несколько иную область знаний. Но ряд других публикаций убедительно доказывает значимую роль финансов в организации и обеспечении экономической безопасности региона. Так, А. Д. Пивень отмечает, что механизм обеспечения экономической безопасности должен включать, помимо правового и организационного, также и финансовый компонент, подразумевающий оптимизацию системы смешанного «перекрестного» финансирования, изменения в системе налогообложения, корректировку нормативов бюджетного финансирования, а также внедрение различных инвестиционных программ [2]. В книге «Финансовые аспекты предпринимательства в новой экономике» анализируется связь уровня финансово-хозяйственного положения субъектов предпринимательства и финансовой самодостаточности регионов [3]. О совместном финансировании инвестиционно-инновационного развития субъектов РФ в аспекте экономической безопасности упоминают также А. В. Гапоненко и В. Ф. Гапоненко [4], в том числе обращают внимание на ограниченные возможности регионов ввиду недостатка собственных ресурсов. В этой связи В. В. Коварда предлагает формировать региональный стабилизационный финансовый фонд, источниками которого должны стать преимущественно федеральные трансферты, а также региональный бюджет и финансовые ресурсы региональных финансовых организаций [5]. З. З. Абдулаева говорит о взаимоотношениях с федеральным бюджетом, о структуре и направленности финансовых потоков в денежно-кредитной системе как о сферах финансовых отношений, имеющих существенное значение в обеспечении региональной безопасности [6]. В зарубежных изданиях авторы исследуют инструменты финансирования социально-экономического развития стран [7], отдельных отраслей [8] и узкоспециализированных проблем [9].

Поскольку государственные (региональные) программы выступают основой реализации бюджетной политики, то ряд исследователей уделяют внимание возможности использования данного механизма для обеспечения экономической безопасности региона. Этому вопросу посвящены работы Т. В. Лесиной [10], Е. В. Ивановой [11] и некоторых других [12]. Особый интерес представляет разработка способов оценки влияния бюджетного финансирования на элементы региональной безопасности [13].

Следует отметить, что в целом по теме экономической безопасности региона имеется довольно много публикаций русскоязычных авторов, в которых разрабатываются перечни индикаторов, приводится математический аппарат оценки уровня региональной безопасности и представляется его апробация на примере отдельных субъектов РФ. Но в отношении финансирования процесса обеспечения экономической безопасности объем публикаций значительно сокращается. И сложно объяснить, с чем это связано. Ведь согласно утвержденной Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 г. [14], выступающей основной для формирования и реализации соответствующей государственной политики, в том числе на региональном уровне, в настоящее время реализуется её второй этап - по выполнению мер нейтрализации вызовов и угроз экономической безопасности, что никак не возможно без финансовой поддержки.

Методология. Информационной базой исследования послужили сводный годовой доклад «О ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Омской области за 2018 год» [15] и отчет «О результатах оценки эффективности реализации государственной программы Омской области "Развитие экономического потенциала Омской области" за 2017 год» [16]. На основании представленных в них данных с помощью методов сравнения и трендового анализа в работе проведена оценка объёмов и особенностей финансирования государственных программ Омской области. Особенное внимание уделено финансированию государственной программы «Развитие экономического потенциала Омской области» с точки зрения обеспечения экономической безопасности региона. На её основе с помощью метода индукции делается вывод о роли государственных программ как способе финансирования экономической безопасности региона.

Результаты. Базовыми нормативными положениями, регламентирующими сферу государственных программ Омской области, являются: Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 г. [17], Законы об областном бюджете, содержащие подробную информацию о расходах регионального бюджета по государственным программам региона, постановление Правительства Омской области № 146-п о разработке и реализации госпрограмм [18], а также постановления Правительства Омской области, в соответствии с которыми утверждаются государственные программы региона. При наличии региональной Стратегии экономической безопасности она может содержать направления и рекомендуемые индикаторы безопасности для включения их в паспорт госпрограмм.

В таблице 1 приведены данные о выполнении расходных обязательств Омской области в рамках региональных государственных программ за период 2014-2018 гг. [15].

Таблица 1

Исполнение расходных обязательств Омской области в рамках региональных государственных программ

Год Объемы финансирования, млрд руб. Доля исполнения, %

План Факт

2015 0,002 0,002 98,1

2016 76,0 74,2 97,6

2017 191,2 187,1 97,9

2018 109,95 108,31 98,5

Из таблицы 1 видно, что за исследуемый период наименьшие объемы финансирования государственных программ приходятся на 2015 г., а наибольшие - на 2017 г. Доля исполнения расходных обязательств по госпрограммам в среднем составляет 98,3 %.

В таблице 2 представлены объемы расходов бюджета Омской области и доля исполнения расходных обязательств региона в разрезе государственных программ в 2018 г. [15].

Таблица 2

Исполнение расходных обязательств Омской области в рамках региональных государственных программ в 2018 г.

№ п/ п Наименование государственной программы Объемы финансирования, млрд руб. Доля исполнения, %

План Факт

1 Развитие системы образования Омской области 20,72 20,51 98,99

2 Развитие здравоохранения Омской области 42,45 42,16 99,32

3 Социальная поддержка населения 15,22 15,15 99,50

4 Управление общественными финансами и имуществом в Омской области 7,54 7,36 97,62

5 Развитие транспортной системы Омской области 7,17 6,87 95,80

6 Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Омской области 5,15 4,95 96,19

7 Развитие культуры и туризма 3,09 2,98 96,42

8 Создание условий для обеспечения граждан доступным и комфортным жильем и жилищно-коммунальными услугами в Омской области 1,93 1,73 89,76

9 Развитие физической культуры и спорта и реализация мероприятий в сфере молодежной политики в Омской области 1,43 1,43 99,64

10 Государственное управление и реализация государственной национальной политики на территории Омской области 1,17 1,16 98,88

11 Регулирование отношений в сфере труда и занятости населения Омской области 1,03 1,02 99,60

12 Формирование комфортной городской среды 0,67 0,66 98,32

13 Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций, участие в обеспечении общественного правопорядка и общественной безопасности Омской области 0,64 0,64 99,17

14 Информационное общество Омской области 0,59 0,58 99,00

15 Охрана окружающей среды Омской области 0,55 0,51 93,80

16 Развитие экономического потенциала Омской области 0,48 0,48 99,52

17 Доступная среда 0,06 0,06 99,13

18 Развитие промышленности в Омской области 0,05 0,05 100,00

19 Оказание содействия добровольному переселению в Омскую область соотечественников, проживающих за рубежом 0,01 0,01 99,99

20 Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Омской области - - -

На основании данных таблицы 2 видна неравномерность в распределении бюджетных средств между государственными программами. В 2018 г. тройку лидеров по объемам финансирования среди госпрограмм региона заняли «Развитие здравоохранения Омской области» (42,16 млрд руб.), «Развитие системы образования Омской области» (20,51 млрд руб.), «Социальная поддержка населения» (15,15 млрд руб.). Программа по энергосбережению не финансируется, а программа по развитию промышленности получила финансирование только в 2019 г. Доля исполнения расходных обязательств Омской области в рамках региональных государственных программ достаточно высокая, и без учета программы по энергосбережению составляет в среднем 97,93 %. Наименьшая доля исполнения расходов наблюдается в отношении госпрограммы по созданию условий доступного и комфортного жилья (89,76 %).

Разбег в объёмах финансирования между госпрограммами «лидерами» и «аутсайдерами» значительный, и наибольшая доля средств приходится на госпрограммы социальной сферы. В этом проявляется сущность перераспределения финансовых потоков из экономики через налоговую и бюджетную систему в социальный сектор и роль государства как субъекта этого перераспределения. Однако социальные аспекты регионального развития опираются на состояние экономики и уровень её экономической безопасности. Поэтому уделим внимание государственной программе «Развитие экономического потенциала Омской области», которая, на наш взгляд, может быть одним из примеров финансирования мероприятий по обеспечению экономической безопасности региона. Её ожидаемые результаты: рост индекса физического объёма инвестиций в основной капитал, рост оборота продукции (услуг) средних и малых предприятий, рост числа субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории региона (что не исключает их деятельности на территории других регионов), - соответствуют индикаторам региональной экономической безопасности, перечень которых был сформирован и изложен в работе [19].

Источниками финансирования расходных обязательств Омской области в рамках государственных программ выступают:

• налоговые и неналоговые доходы, поступления в областной бюджет нецелевого характера (далее - источник 1);

• поступления в областной бюджет целевого характера (источник 2);

• переходящий остаток бюджетных средств (источник 3).

Не обязательно все они одновременно задействованы при финансировании отдельных государственных программ. На рисунке 1 показано, что для финансирования государственной программы «Развитие экономического потенциала Омской области» за 2015-2016 г. были использованы три источника финансовых ресурсов, при этом уровень фактического финансирования, в основном, несколько ниже запланированного [16].

% 96 100 9^ 499-6 96.7100

100 83.6 ; .

о

2015 2016 2017

Рис. 1. Уровень финансирования ГП «Развитие экономического потенциала Омской области», %

Главная цель программы «Развитие экономического потенциала Омской области» - создание условий для экономического развития региона. В её состав входят три подпрограммы: «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области» (далее - подпрограмма 1), «Экономическое развитие и государственное регулирование тарифов (цен)» (подпрограмма 2), «Развитие сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья в Омской области» (подпрограмма 3) [20].

Суть первой подпрограммы состоит в развитии предпринимательства в регионе, для которого необходимо создавать гармоничные условия, позволяющие хозяйствующим субъектам достойно кон-

Источник 1 Источник 2 Источник 3

курировать между собой, тем самым увеличивая долю налогов, уплачиваемую ими в бюджет Омской области. Сущность второй подпрограммы сводится к тому, что для экономического развития региона необходимо вмешательство государства в политику цен для обеспечения роста конкурентоспособности и в результате для повышения качества жизни населения региона. И в-третьих, росту занятости сельского населения региона способствует создание условий, необходимых для развития сферы заготовки и переработки дикорастущего сырья, чему и посвящена третья подпрограмма.

Не вступая в дискуссию о составе и структуре госпрограммы, рассмотрим динамику её финансирования на основании имеющихся отчетов Министерства экономики Омской области [16]. За исследуемый период осуществлялось финансирование только двух подпрограмм. Причиной такого явления стало отсутствие бюджетных средств, необходимых для реализации всех запланированных мероприятий и подпрограмм. На рисунке 2 видно снижение объемов финансирования первой подпрограммы, причем большими темпами, чем сокращение финансирования второй подпрограммы.

Рис. 2. Объём и динамика расходов регионального бюджета по госпрограмме «Развитие экономического потенциала Омской области»

Малое и среднее предпринимательство является одним из значимых механизмов, способствующих диверсификации региональной экономики, росту занятости населения, увеличению его благосостояния и, как следствие, повышению уровня региональной экономической безопасности. Вместе с тем известны проблемы развития этой сферы экономической деятельности, которой характерны высокие риски убытков, нехватка средств или имущества под обеспечение кредитов, в целом сложность доступа к финансовым ресурсам, уплата налогов и т. д. По этим причинам необходимость государственной (региональной) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, развития инфраструктуры и поиска финансовых источников такой поддержки не вызывает сомнений.

Подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области» включает четыре основных мероприятия, суть которых заключается в следующем:

1) финансово-кредитная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства посредством предоставления им на конкурсной основе разного рода субсидий, грантов, движимого имущества, оказания юридических, бухгалтерских и иных консультационных услуг (ОМ 1);

2) развитие инфраструктуры, направленной на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, а именно организаций, которые эту инфраструктуру образуют, например Центра поддержки предпринимательства г. Омска и т. д. (ОМ 2);

3) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, направленная на стимулирование предпринимательской инициативы, что выражается в организационном, кадровом, информационном и методическом обеспечении и консультировании (ОМ 3);

4) стимулирование предоставления субъектами малого и среднего предпринимательства социальных услуг населению в сфере образования, культуры, искусства и т. д. (ОМ 4).

В таблице 3 представлены объемы и динамика финансирования данных мероприятий за период 2014-2017 гг.

Таблица 3

Выполнение расходных обязательств Омской области в рамках подпрограммы 1 государственной программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Омской области», млн руб.

Основные мероприятия 2014 2015 2016 2017

план факт % исполнения план факт % исполнения план факт % исполнения план факт % исполнения

ОМ 1 222,3 213,9 96,2 189,2 181,1 95,7 127,6 127,1 99,6 16,3 16,3 100

ОМ 2 157,2 157,2 100,0 118,4 104,9 88,6 59,2 58,8 99,3 150,7 150,5 99,9

ОМ 3 0 0 - 0 0 - 0,05 0,05 100,0 0,15 0,15 100

ОМ 4 23,8 14,3 60,1 22 18,7 85,0 7,3 7,3 100,0 8,3 8,3 100

Согласно данным таблицы 3, при распределении бюджетных ассигнований, направляемых на выполнение расходных обязательств по подпрограмме, приоритет в финансировании имеют основное мероприятие 1, дословно: «Развитие системы финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства», и основное мероприятие 2 - «Развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства». Наименьшая доля исполнения обязательств приходится на сложный для всех 2015 г. Но в последующем тенденция улучшается, и в настоящее время можно сказать, что расходные обязательства выполняются практически на 100 %.

Как видно, существенную долю основных мероприятий государственной программы составляет распределение финансовых ресурсов между их получателями на конкурсной основе, и с точки зрения финансов здесь важно соблюсти корректность процедур проведения конкурсов и формирования отчетности об использовании этих средств. Вместе с тем объемы расходных обязательств Омской области по выполнению основного мероприятия 1 за рассматриваемый период сократились очень существенно: с 222,3 млн руб. в 2014 г. до 16,3 млн руб. в 2017 г. По второму основному мероприятию наблюдается несколько иная динамика финансирования - снижение запланированных расходных обязательств с 157,2 млн руб. в 2014 г. до 59,2 млн руб. в 2016 г. и наращивание объемов финансирования в 2017 г. до 150,7 млн руб.

Финансирование государственной программы осуществляется «снизу вверх», т. е. средства выделяются на конкретные мероприятия, которые в совокупности и формируют государственную программу. Поэтому было бы логично провести оценку следующего уровня государственной программы «Развитие экономического потенциала Омской области» - уровня мероприятий. Однако ввиду ограниченности объёма публикации сделать это весьма затруднительно. Но можно констатировать: отдельные мероприятия по обеспечению экономической безопасности должны встраиваться в государственные программы и предполагать необходимые для их выполнения объёмы финансовых ресурсов.

Предметом дальнейших исследований может стать поиск ответа на вопрос о том, насколько имеющееся финансирование достаточно для реализации заявленных в программах мероприятий. И поскольку Омская область относится к аграрно-промышленным регионам, с точки зрения финансирования мероприятий по обеспечению экономической безопасности представляет интерес государственная программа «Развитие промышленности Омской области», в задачи которой входит модернизация производственной базы предприятий, создание новых производственных комплексов, в том числе строительной индустрии, и повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями Омской области.

Выводы. Программно-целевой метод формирования бюджета считается наиболее рациональным в силу возможности увязки целей и финансовых ресурсов любого уровня. Планирование расходов бюджета подобным образом обеспечивает концентрацию бюджетных средств на решении приоритетных задач стратегического развития территорий, позволяет организовывать контроль, координировать действия всех участников процесса, способствует повышению эффективности и прозрачности бюджетных расходов, а также усиливает ответственность за их использование.

Исследование государственной программы «Развитие экономического потенциала Омской области» показало, что риски недофинансирования мероприятий по обеспечению экономической безопасности региона, запланированные в государственных программах, неизбежны, что делает актуальной задачу поиска внебюджетных средств для реализации госпрограмм. Наблюдаемое недофинансирование нельзя назвать катастрофическим с точки зрения исполнения расходных обязательств. Но насколько объемы выделяемых средств в рамках программного бюджета достаточны для достижения экономической безопасности и регионального развития - этот вопрос требует отдельного исследования. Однако проведённый анализ позволяет утверждать, что, во-первых, период минимального финансирования госпрограмм в 2015 г. пройден, и хотя динамика объёмов финансирования нелинейная (максимальное значение приходится не на 2018-й, а на 2017 г.), финансовые ресурсы в рамках программного бюджета у региона имеются. И во-вторых, государственные (региональные) программы выступают одним из основных способов финансирования мероприятий по обеспечению экономической безопасности региона. Для Омской области это положение примет системный характер при наличии региональной Стратегии экономической безопасности, положения которой должны учитываться при формировании инвестиционной, бюджетной стратегии и иных стратегических документов регионального значения.

Библиографический список

1. Фарбер В. А. Финансовые аспекты обеспечения экономической безопасности // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 4. С. 52-61. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36717623

2. Пивень А.Д. Формирование организационного механизма обеспечения экономической безопасности региона // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Экономика и управление. 2016. Том 2 (68). № 4. С. 99-105. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30025806

3. Финансовые аспекты предпринимательства в новой экономике. Коллективная монография; под общ. ред. О.Ю. Патласова. - Омск: Издательство НОУ ВПО «Омская гуманитарная академия», 2013. - 300 с.

4. Гапоненко А. В., Гапоненко В. Ф. Современные механизмы совместного финансирования инвестиционно-инновационного развития регионов страны в аспекте экономической безопасности // Вестник экономической безопасности. 2015. № 2. С. 89-93. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23905148

5. Коварда В.В. Совершенствование системы выравнивания социально-экономического развития региона посредством формирования регионального финансового фонда // Общество: политика, экономика, право. 2018. № 7. С. 37-40. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35312707

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Абдулаева З.З. Финансовые аспекты обеспечения экономической безопасности региона // Региональные проблемы преобразования экономики. 2008. № 4 (17). С. 19. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11701430

7. Bradshaw T. K., Blakely E. J. What are «third-wave» state economic development efforts? From incentives to industrial policy // Economic Development Quarterly. 1999. Vol. 13. No. 3. Pp. 229-244. DOI: 10.1177/089124249901300303

8. Glied S.A. Financing medicare into the future: Premium support fails the risk-bearing test // Health Affairs. 2018. No. 37(7). Pp. 1073-1078. DOI: 10.1377/hlthaff.2018.0008

9. Kirillova A.N., Musinova N.N. The Organizational and Economic Mechanism for the Implementation of Technological Processes in the Field of Waste Management // IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. 2019. Vol. 272. Issue 2. Article number 022229. DOI: 10.1088/1755-1315/272/2/022229

10. Лесина Т.В. Основные направления обеспечения экономической безопасности региона на примере Калужской области // Калужский экономический вестник. 2017. № 2. С. 45-50. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29901675

11. Иванова Е.В. Реализация государственных программ и проектов на основе принципов государственно-частного партнерства в системе обеспечения экономической безопасности // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. № 9. С. 33-39. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15638183

12. Карпов В. В., Кораблева А.А., Логинов К. К. , Бреусова А.Г. Государственные программы как инструмент оценки и обеспечения экономической безопасности региона (на примере Омской области) // Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2015. № 4 (32). C. 240-253. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25109903

13. Куклин А.А., Шипицына С.Е., Наслунга К. С. Сопоставление эффективности бюджетного финансирования и социальной безопасности региона // Экономика региона. 2016. Т. 12. № 3. С. 638-653. URL: https://elibrary .ru/item.asp?id=26570487

14. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // СПС «Консультант плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения 15.08.2019).

15. Сводный годовой доклад «О ходе реализации и об оценке эффективности государственных программ Омской области за 2018 год» // Портал Правительства Омской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.omskportal.ru/ru/government/Gosprogrammy.html (дата обращения 12.08.2019).

16. Результаты оценки эффективности реализации государственной программы Омской области «Развитие экономического потенциала Омской области» за 2017 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономики Омской области. URL: http://mec.omskportal.ru/ (дата обращения 05.08.2019).

17. Указ Губернатора Омской области от 24 июня 2013 года № 93 (с изм. на 7 мая 2018 г.) «О Стратегии социально-экономического развития Омской области до 2025 года» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/467304053 (дата обращения 10.08.2019).

18. Постановление Правительства Омской области от 26 июня 2013 года № 146-п (с изм. на 13 марта 2019 г.) «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Омской области, их формирования и реализации» // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/467304061 (дата обращения 07.08.2019).

19. Логинов К.К., Кораблева А.А., Карпов В.В. Экономическая безопасность регионов Сибирского федерального округа // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2018. № 1 (31). С. 141-150. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=32782541

20. Постановление Правительства Омской области от 16 октября 2013 г. № 266-п «Об утверждении государственной программы Омской области «Развитие экономического потенциала Омской области» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства экономики Омской области. URL: http://mec.omskportal.ru/ (дата обращения 07.08.2019).

A. A. Korableva, Candidate of Science in Economics, Head of the sector of research methods for the development of regions,

Omsk Scientific Center SB RAS, 15 Karl Marx ave., Omsk, 644024, Russian Federation;

Associate Professor of the Finance and Accounting Department, Financial University under the Government of the Russian Federation, 6 Partizanskaya st., Omsk, 644099, Russian Federation ORCID ID: orcid.org/0000-0003-4453-9748 Scopus Author ID: 57199327604 РИНЦ Author ID: 214697 e-mail: aakorableva@bk.ru

FINANCIAL ASPECTS OF THE REGION'S ECONOMIC SECURITY MECHANISM

Acknowledgments: The work was carried out according to the state task of Omsk ScientificCenter SB RAS as specified in the Program of FNI GAN for 2013-2020 (project registration number AAAA-A17-117041210229-2)

Introduction. The level increase in economic security is impossible without financing appropriate actions and mechanisms. The purpose of the article is to justify the key role of state programs as a way of financial support for regional economic security.

Materials and Methods. During the study, methods of comparison and trend analysis to assess the volume and dynamics of financing state programs of Omsk region over the period of 2014-2017 are used. Using the induction method, we draw a conclusion of applicability of state programs to finance regional security measures.

Results. The article identifies the main areas of financing state programs of Omsk region. The problems of underfunding for a number of sources of financial resources and key events of the state programs are shown.

Conclusions. The conclusion about the role of state programs as a financing method of actions for provision of the economic security of the region is drawn. The necessity of the regional strategy for economic security as a basis of a regional investment and budgetary policy is shown.

Keywords: financing, state program, expenditure commitments, economic security of the region, Omsk region.

References

1. Farber V.A. Financial Aspects of Economic Security. Scientific Journal of NIU ITMO. Series "Economics and Environmental Management". 2018. No. 4. Pp. 52-61. (In Russian).

2. Piven A.D. Formation of the organizational mechanism for ensuring the economic security of the region. Scientific Notes of Vernadskiy Crimean Federal University. Economics and Management. 2016. Vol. 2 (68). No. 4. Pp. 99-105. (In Russian).

3. Financial aspects of entrepreneurship in the new economy. Collective monograph; under the general. ed. O.Yu. Patlasova. - Omsk: Publishing house of NOU VPO Omsk Humanitarian Academy, 2013. - 300 p.

4. Gaponenko A.V., Gaponenko V.F. Modern mechanisms of joint financing of investment and innovation development of the country's regions in the aspect of economic security. Bulletin of Economic Security. 2015. No. 2. Pp. 89-93. (In Russian).

5. Kovarda V.V. Improving the system of equalizing the socio-economic development of the region through the formation of a regional financial fund. Society: politics, economics, law. 2018. No. 7. Pp. 37-40. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=35312707 (In Russian).

6. Abdulaeva Z.Z. Financial aspects of ensuring the economic security of the region. Regional problems of economic transformation. 2008. No. 4 (17). P. 19. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=11701430 (In Russian).

7. Bradshaw T. K., Blakely E. J. What are «third-wave» state economic development efforts? From incentives to industrial policy. Economic Development Quarterly, 1999. Vol. 13. No. 3. Pp. 229-244. DOI: 10.1177/089124249901300303.

8. Glied S.A. Financing medicare into the future: Premium support fails the risk-bearing test. Health Affairs, 2018. No. 37 (7). Pp. 1073-1078. DOI: 10.1377/hlthaff.2018.0008.

9. Kirillova A.N., Musinova N.N. The Organizational and Economic Mechanism for the Implementation of Technological Processes in the Field of Waste Management. IOP Conference Series: Earth and Environmental Science, 2019. Vol. 272. Issue 2. Article number 022229. DOI: 10.1088/1755-1315/272/2/022229

10. Lesina T.V. The main directions of ensuring the economic security of the region on the example of Kaluga region. Kaluga Economic Bulletin. 2017. No. 2. Pp. 45-50. (In Russian).

11. Ivanova E.V. Implementation of state programs and projects based on the principles of public-private partnership in the system of ensuring economic security. Bulletin of the Academy of Economic Security of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2010. No. 9. Pp. 33-39. (In Russian).

12. Karpov V.V., Korableva A.A., Loginov K.K., Breusova A.G. State programs as a tool for assessing and ensuring the economic security of the region (in terms of Omsk region). Bulletin of Tomsk State University. Economy. 2015. No. 4 (32). Pp. 240-253. (In Russian).

13. Kuklin A.A., Shipitsyna S.E., Naslunga K.S. Comparison of the effectiveness of budget financing and social security of the region. The Economy of the Region. 2016. Vol. 12. No. 3. Pp. 638-653.

14. Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017, No. 208 "On the Economic Security Strategy of the Russian Federation for the Period until 2030". Available at: http://www.consultant.ru (accessed 15.08.2019). (In Russian).

15. Consolidated annual report "On the implementation progress and on assessing the effectiveness of Omsk region government programs for 2018". Available at: http://www.omskportal.ru/ru/government/Gosprogrammy.html (accessed 12.08.2019). (In Russian).

16. The results of evaluating the effectiveness of the implementation of the state program of Omsk region "Development of the economic potential of Omsk region" for 2017. Available at: http://mec.omskportal.ru/ (accessed 05.08.2019). (In Russian).

17. Decree of the Governor of Omsk Region of June 24, 2013, no. 93 (as amended in May 7, 2018) "On the Strategy for the Socio-Economic Development of Omsk region until 2025". Available at: http://docs.cntd.ru/ document/467304053 (accessed 10.08.2019). (In Russian).

18. Decree of the Government of Omsk Region of June 26, 2013, no. 146-p (as amended in March 13, 2019) "On Approving the Procedure for Making Decisions on the Development of State Programs of Omsk Region, Their Formation and Implementation". Available at: http://docs.cntd.ru/document/467304061 (accessed 07.08.2019). (In Russian).

19. Loginov K.K., Korableva A.A., Karpov V.V. Economic security of the regions of the Siberian Federal District. Human Science: Humanitarian Studies. 2018. No. 1 (31). Pp. 141-150. (In Russian).

20. Decree of the Government of Omsk region in October 16, 2013, no. 266-p "On approval of the state program of Omsk region "Development of the economic potential of Omsk region". Available at: http://mec.omskportal.ru/ (accessed 07.08.2019). (In Russian).

Поступила в редакцию 20.08.2019 © А. А. Кораблева, 2019

Автор статьи: Анна Александровна Кораблева, кандидат экономических наук, зав. сектором методов исследования проблем развития регионов, Омский научный центр СО РАН, 644024, Омск, пр. Карла Маркса, 15, доцент, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 644099, Омск, ул. Партизанская, 6, e-mail: aakorableva@bk.ru

Рецензенты:

В. В. Бирюков, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления персоналом, Омская гуманитарная академия.

В. В. Алещенко, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатории экономических исследований Омской области ИЭОПП СО РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.