Научная статья на тему 'ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР В 1930-Х ГГ'

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР В 1930-Х ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
86
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНЫЙ КОМИССАРИАТ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКАЯ МИЛИЦИЯ / ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА / ТАРИФНАЯ СЕТКА / НАДБАВКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кистанов Сергей Васильевич

Введение. Статья посвящена финансированию сотрудников органов внутренних дел СССР во второй половине 1930-х гг. Материалы и методы. Использованы архивные документы, относящиеся к фондам НКВД СССР, связанные с финансовой составляющей работы органов внутренних дел. Задействовованы историко-типологический, историко-генетический и хронологический методы, общенаучный метод анализа при использовании главных принципов исторической науки - объективности и историзма. Результаты исследования. Главная задача исследования - определение источников финансирования органов внутренних дел в рассматриваемый период. Выявлены основные аспекты финансирования НКВД, градация сотрудников органов по заработной плате, дополнительные материальные источники, помимо основной заработной платы. Отмечены тенденции роста заработной платы сотрудников НКВД, служащих как в управлениях, так и в отдельных структурных подразделениях (отделах), а также в рабоче-крестьянской милиции. Обсуждение и заключение. Исследование дало возможность считать служащих НКВД высокооплачиваемой группой населения, ибо заработная плата и разного рода надбавки, льготы и премирование делало их доходы намного выше среднего уровня по СССР. К тому же за 1936-1940 гг. заработная плата сотрудников органов выросла примерно в 2 раза. Все это способствовало тому, что НКВД отлично выполнял возложенные на него задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FINANCIAL ASPECTS OF THE ACTIVITIES OF THE INTERNAL AFFAIRS BODIES OF THE USSR IN THE 1930S

Introduction. The article is devoted to the financing of employees of the internal affairs bodies of the USSR in the second half of the 1930s. Materials and Methods. As a part of the study, the author uses the archival documents related to the funds of the PCIA of the USSR related to the financial component of the work of the internal affairs bodies. In the work on the study, historical-typological, historical-genetic and chronological methods were used, as well as a general scientific method of analysis using the main principles of historical science - objectivity and historicism. Results. The main task of the study is to determine the sources of financing of internal affairs bodies in the period under review. The main aspects of the PCIA financing, the gradation of employees of the salary bodies were identified, and additional material sources in addition to the basic salary were clarified. There were marked trends in the growth of wages of PCIA employees, employees, both in departments and in individual structural divisions (departments), as well as in the worker-peasants’ militia. Discussion and Conclusion. The study made it possible to consider PCIA employees as a highly paid group of the population, because their salaries and various kinds of allowances, benefits and bonuses made their incomes much higher than the average salary level in the USSR. In addition, during the period 1936-1940, the salaries of law enforcement officers increased in about 2 times. All this contributed to the fact that the PCIA perfectly fulfilled the tasks assigned to it. Keywords: People’s Commissariat of Internal affairs, worker-peasants’ militia, financing, salary, tariff schedule, surcharge.

Текст научной работы на тему «ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СССР В 1930-Х ГГ»

ISSN 2409-630X (Print), ISSN 2618-916X (Online) DOI: 10.15507/2409-630X.056.018.202201.034-044

УДК 94:351.741:331.2

С. В. Кистанов

Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия), e-mail: kistanov-viz@yandex.ru

Финансовые аспекты деятельности органов внутренних дел СССР в 1930-х гг.

Введение. Статья посвящена финансированию сотрудников органов внутренних дел СССР во второй половине 1930-х гг. Материалы и методы. Использованы архивные документы, относящиеся к фондам НКВД СССР, связанные с финансовой составляющей работы органов внутренних дел. Задействовованы историко-типологический, историко-генетиче-ский и хронологический методы, общенаучный метод анализа при использовании главных принципов исторической науки - объективности и историзма. Результаты исследования. Главная задача исследования - определение источников финансирования органов внутренних дел в рассматриваемый период. Выявлены основные аспекты финансирования НКВД, градация сотрудников органов по заработной плате, дополнительные материальные источники, помимо основной заработной платы. Отмечены тенденции роста заработной платы сотрудников НКВД, служащих как в управлениях, так и в отдельных структурных подразделениях (отделах), а также в рабоче-крестьянской милиции Обсуждение и заключение. Исследование дало возможность считать служащих НКВД высокооплачиваемой группой населения, ибо заработная плата и разного рода надбавки, льготы и премирование делало их доходы намного выше среднего уровня по СССР К тому же за 1936-1940 гг. заработная плата сотрудников органов выросла примерно в 2 раза. Все это способствовало тому, что НКВД отлично выполнял возложенные на него задачи

Ключевые слова: Народный комиссариат внутренних дел, рабоче-крестьянская милиция, финансирование, заработная плата, тарифная сетка, надбавка.

Для цитирования: Кистанов С. В. Финансовые аспекты деятельности органов внутренних дел СССР в 1930-х гг. // Экономическая история. - 2022. - Т. 18. - № 1. - С. 34-44. DOI: 10.15507/2409-630X.056.018.202201.034-044.

Sergey V. Kistanov

National Research Ogarev State University (Saransk, Russia), e-mail: kistanov-viz@yandex.ru

Financial Aspects of the Activities of the Internal Affairs Bodies of the uSSR in the 1930s

introduction. The article is devoted to the financing of employees of the internal affairs bodies of the USSR in the second half of the 1930s. Materials and Methods. As a part of the study, the author uses the archival documents related to the funds of the PCIA of the USSR related to the financial component of the work of the internal affairs bodies. In the work on the study, historical-typological, historical-genetic and chronological methods were used, as well as a general scientific method of analysis using the main principles of historical science - objectivity and historicism. Results. The main task of the study is to determine the sources of financing of internal affairs bodies in the period under review. The main aspects of the PCIA financing, the gradation of employees of the salary bodies were identified, and additional material sources in addition to the basic salary were clarified. There were marked trends in the growth of wages of PCIA employees, employees, both in departments and in individual structural divisions (departments), as well as in the worker-peasants' militia. Discussion and Conclusion. The study made it possible to consider

© Кистанов С. В., 2022

PCIA employees as a highly paid group of the population, because their salaries and various kinds of allowances, benefits and bonuses made their incomes much higher than the average salary level in the USSR. In addition, during the period 1936-1940, the salaries of law enforcement officers increased in about 2 times. All this contributed to the fact that the PCIA perfectly fulfilled the tasks assigned to it.

Keywords: People's Commissariat oflnternalAffairs, worker-peasants'militia, financing, salary, tariff schedule, surcharge.

For citation: Kistanov S. V. Financial Aspects of the Activities of the Internal Affairs Bodies of the USSR in the 1930s. Ekonomicheskaya istoriya = Russian Journal of Economic History. 2022; 18(1): 34-44. (In Russ.). DOI: 10.15507/2409-630X.056.018.202201.034-044.

Введение

1930-е гг. для Советского Союза - чрезвычайно важный, но и чрезвычайно противоречивый период истории. Пожалуй, лишь о событиях периода Великой российской революции 1917 г. и последовавшей за ней Гражданской войной ведется столь непримиримая полемика и существуют столь непримиримые оценки происходившего. Вместе с тем не стоит забывать, что 1930-е гг. для Советского Союза стали периодом модернизации, в рамках которой были проведены индустриализация, коллективизация и культурная революция, навсегда изменившие страну. Кроме того, 1930-е гг. являлись предвоенными, и в самом их конце начнется Вторая мировая война, которая в итоге приведет к коренным изменениям в геополитическом раскладе.

Спорность и противоречивость оценок советских 1930-х гг. во многом зависит от оценок внутриполитической системы, сложившейся в Советском Союзе в то время, а также от признания или непризнания фактора вредительства, который осложнял жизнь общества. На острие этой борьбы и защиты социалистических завоеваний в государстве стояли органы внутренних дел СССР (НКВД) и входившая в их состав рабоче-крестьянская милиция (РКМ). Непосредственная роль Народного комиссариата внутренних дел в перипетиях внутриполитической борьбы в СССР в данный период не входит в рамки нашего исследования. Мы же постараемся рассмотреть аспекты финансирования данных органов во второй половине 1930-х гг., т. е. когда их деятельность в стране была предельно актуальна.

Также понятно, что государство, заинтересованное в стабильности и успешности противодействия внутреннему и внешнему врагу, всегда стремилось стимулировать деятельность сотрудников, чтобы обеспечить их лояльность власти, ибо органы внутренних дел в любой момент могли стать «последним козырем» в рамках борьбы с оппозицией. Поэтому любые исследования по деятельности НКВД в предвоенное десятилетие являются важными.

Сразу же следует сказать о такой серьезной проблеме, как бедность источниковой базы. Со многих документов, которыми мы располагаем в настоящее время, лишь несколько лет назад был снят гриф секретности. Многие документы либо до сих пор закрыты для исследователей, либо были уничтожены. Нам пока не удалось обнаружить источники, повествующие о финансовых аспектах деятельности НКВД СССР за первую половину 1930-х гг. Это автоматически ограничило нижнюю хронологическую рамку данного исследования второй половиной 1930-х гг., точнее 1936-1941 гг.

Труды по изучению Народного комиссариата внутренних дел достаточно многочисленны как в советской, так и в российской историографии. Общие работы по истории органов внутренних дел и милиции в частности начали выходить в свет с 1960-х гг., однако лишь изменение общей историографической ситуации в стране в 1980-е гг. позволило значительно расширить круг проблем для исследований. В этих изданиях основной упор делался на деятельность сотрудников НКВД и почти всегда - сквозь призму героизма. Обязательно

освещалась роль партии в создании органов внутренних дел Советского государства. Введение в оборот большого количества новых документов, снятие грифа секретности с архивных дел позволили начиная с 1990-х гг. существенно расширить широту и глубину исследований. Однако еще с конца 1980-х гг. в отечественной историографии появилась и иная крайность: органы внутренних дел рассматривались лишь через призму их карательных функций, обвинялись во всевозможных преступлениях, в том числе в необоснованных репрессиях [2; 5-6].

Подобного рода картина складывалась и в местной историографии. Статьи о деятельности органов внутренних дел появлялись на страницах периодической печати с 1960-х гг., но практически все они охватывали период зарождения советской милиции либо послевоенный период [1; 3-4]. Серьезные исследования о деятельности органов внутренних дел Мордовии начались с 1980-х гг., однако и они в основном акцентировали внимание на событийном ряде, отмечая основные направления работы. Однако в интересующем нас аспекте исследования работа историками не велась, на что влияла недоступность архивных материалов. Наше исследование позволит снять часть вопросов, касающихся финансирования НКВД СССР во второй половине 1930-х гг.

Методы

Источниковая база представлена материалами фонда Р-526 «Народный комиссариат внутренних дел МАССР» Центрального государственного архива Республики Мордовия (ЦГА РМ). Дела первой и второй описи содержат данные по заработной плате сотрудников НКВД, ее повышении во второй половине 1930-х гг., источниках надбавок. Нами были использованы исто-рико-типологический, историко-генетиче-ский и хронологический методы, позволяющие проследить динамику финансирования местных структур НКВД СССР. Среди общенаучных методов нами привлекался метод анализа, позволяющий оценивать до-

кументы с привлечением главных принципов исторической науки - объективности и историзма.

Результаты исследования

Материальное стимулирование сотрудников всегда являлось важнейшим аргументом для мотивации работающего человека. Несмотря на то что в Советском Союзе общество строилось на основах социалистической идеологии, материальное стимулирование оставалось и его роль всегда была значительна. Органы внутренних дел в СССР имели привилегированный статус, что объяснялось их особым положением в условиях нарастания классовой борьбы. С началом кампании политических репрессий после 1934 г. советское руководство было заинтересовано в лояльности карающих органов. Это было не простым звуком, так как два народных комиссара внутренних дел, Г. Ягода и Н. Ежов, были репрессированы, что в свою очередь могло бы бросить тень на лояльность органов НКВД в процессе наведения порядка в стране во второй половине 1930-х гг. В этом контексте нам нельзя пройти мимо ряда финансовых аспектов в работе органов внутренних дел СССР.

Самым наглядным финансовым аспектом при анализе деятельности органов внутренних дел является заработная плата сотрудников. Несомненно, в условиях значимости положения сотрудников НКВД СССР в общественно-политической системе страны их первичное материальное обеспечение, т. е. ежемесячная заработная плата, становилось важной характерной чертой этой значимости для власти. В 1930-х гг. средняя заработная плата в СССР составляла около 350 руб. Однако следует помнить, что ее размер мог изменяться в зависимости от выполнения плановых показателей. В качестве наглядного примера можно привести так называемых стахановцев, размер заработной платы которых мог быть многократно выше - около 1 тыс. руб., а также руководящих работников, размеры заработной платы которых были еще выше. В табл. 1

Таблица 1

Тарифный план должностей местных аппаратов Главного управления

государственной безопасности НКВД СССР*/

Table 1

Tariff plan of positions of local apparatuses of the Main Department

of State Security of the PCIA of the uSSR

№ Должность по тарифному плану / Position according to the tariff plan Оклад, руб. / Salary in rubles

1 Начальник УНКВД / Head of the Department of the People's Commissariat of Internal Affairs 1 000

2 Заместитель начальника УНКВД / Deputy Head of the Department of the People's Commissariat of Internal Affairs 950

3 Помощник начальника УНКВД / Assistant to the Head of the Department of the People's Commissariat of Internal Affairs 900

4 Начальник самостоятельного отдела, начальник управления, начальник инспекции инспекторской группы, инспектор инспекторской группы / Head of Independent Department, Head of Department, Head of Inspection of Inspection group, Inspector of Inspection group 800

5 Заместитель начальника самостоятельного отдела, заместитель начальника управления / Deputy Head of the Independent Department, Deputy Head of the Department 750

6 Помощник начальника самостоятельной группы, особоуполномоченный / Assistant of the Head of an independent group, Special Authorized 700

7 Начальник отделения, комендант административно-хозяйственного отдела, секретарь управления, начальник курсов, заместитель особоуполномоченного / Head of the Department, Commandant of the Administrative and Economic Department, Secretary of the Department, Head of Courses, Deputy Special Representative 650

8 Заместитель начальника отделения, заместитель коменданта АХО, начальник учебной части, помощник особоуполномоченного, заместитель секретаря управления / Deputy Head of the Department, Deputy Commandant of the AED, Head of the Training Unit, Assistant of the Special Representative, Deputy Secretary of the Department 600

9 Помощник начальника отделения, сотрудник для особых поручений, помощник по строевой подготовке начальника курсов, помощник начальника курсов оперативного состава / Assistant of the Head of the Department, an Employee for Special Assignments, Drill Assistant of the Head of the Courses, Assistant of the Head of the Operational Staff Courses 550

10 Секретарь начальника управления, командир дивизиона, заведующий фотографией / Secretary of the Head of the Department, Division Commander, Head of Photography 525

11 Оперуполномоченный, помощник секретаря управления, старший инспектор, старший бухгалтер-инспектор, старший бухгалтер, переводчик / Operative Staff, Assistant of the Secretary of the Department, Senior Inspector, Senior Accountant-Inspector, Senior Accountant, Translator 500

12 Преподаватель, секретарь помощника начальника управления / Teacher, Secretary of the Assistant Head of the Department 475

13 Помощник уполномоченного, инспектор, бухгалтер-экономист, бухгалтер, бухгалтер-ревизор, казначей-бухгалтер, казначей, старший шифровальщик, старший дак-тилоскопист, фотограф, дежурный помощник коменданта / Assistant Commissioner, Inspector, Accountant-economist, Accountant, Accountant-Auditor, Treasurer-Accountant, Treasurer, Senior Cryptographer, Senior Dictoscope, Photographer, Assistant of the Commandant on Duty 450

14 Бухгалтер 2-го разряда, секретарь отдела и управления, секретарь особоуполномоченного / Accountant of the 2nd category, Secretary of the Department and Management, Secretary of the Special Representative 425

15 Сотрудник для оперативных поручений, командир взвода, помощник инспектора, шифровальщик, младший бухгалтер, инструктор строевой подготовки / Employee for Operational Assignments, Platoon Commander, Assistant Inspector, Cryptographer, Junior Accountant, Drill Instructor 400

16 Помощник бухгалтера, стенографистка, ответственный дежурный по телеграфу / Accountant's Assistant, Stenographer, Responsible Telegraph Attendant 375

17 Заведующий бюро пропусков комендатуры, заведующий справочной картотекой, заведующий архивом, помощник секретаря отдела, старшая машинистка, заведующий камерой хранения / Head of the Commandant's Office pass Office, Head of the Reference File, Head of the Archive, Assistant of the Secretary of the Department, Senior typist, Head of the storage room 350

18 Сотрудник для поручений, секретарь отделения, заведующий делопроизводством, регистратор, библиотекарь / Employee for assignments, Department Secretary, Office Manager, Registrar, Librarian 325

19 Архивариус, старший счетовод, делопроизводитель-машинистка, машинистка-стенографистка, старший статистик / Archivist, Senior Accountant, Clerk-typist, Stenographer, Senior Statistician 300

20 Старший делопроизводитель, статистик, картотетчик, учетчик, счетовод / Senior Clerk, Statistician, File Clerk, Accountant, Accountant 275

21 Делопроизводитель / Clerk 250

22 Ротаторщик, стеклографист / Rotator, Glassographer 225

* Составлена по: Центральный государственный архив Республики Мордовия (ЦГА РМ). - Ф. Р-526. -Оп. 1. - Д. 4. - Л. 15-17.

Compiled according to: Central State Archive of the Republic of Mordovia (CSA RM). - F. R-526. - Op. 1. - F. 4. -P. 15-17.

показана заработная плата сотрудников НКВД в 1936-1938 гг.

Данный тарифный перечень, утвержденный приказом по НКВД № 025 в 1936 г., градирует должности в комиссариате внутренних дел на 21 группу в зависимости от ежемесячной заработной платы. Сразу можно отметить, что подавляющее количество номенклатуры должностей получали заработную плату выше средней по Советскому Союзу, и лишь сотрудники, работающие по пяти низшим группам позиций, -меньше среднесоюзной заработной платы.

Мы видим, что разрыв в сумме заработной платы между первым лицом (начальник УНКВД) и последними в позициях (ротаторщик, стеклографист) составляет 4,4 раза, что несопоставимо с нынешними российскими реалиями. Анализ тарифного плана позволяет выделить условно верх-

нюю группу должностей в НКВД по получаемой заработной плате. В нее мы можем отнести позиции с 1-й по 7-ю с ежемесячной заработной платой в размере от 650 до 1 тыс. руб. В эту условную группу можно отнести начальника управления НКВД вместе с заместителями и помощниками, а также начальников структурных подразделений (управлений, отделений). К условно средней группе мы относим персонал НКВД, занимающий мелкие руководящие должности. В табл. 1 он представлен 8-11-й позициями с ежемесячной заработной платой в 500-600 руб. Самой многочисленной в тарифном перечне является условно низшая группа должностей сотрудников НКВД. К ней относятся должности кадровых работников и вспомогательного персонала, причем последние занимают с 18-й по 22-ю позиции в перечне. Суммы ежемесячной

заработной платы варьируются от 350 до 475 и от 225 до 325 руб. соответственно. Таким образом, мы можем сделать вывод, что в середине 1930-х гг. подавляющее большинство сотрудников НКВД СССР по тарифному перечню получали более высокую ежемесячную заработную плату, чем в среднем по Советскому Союзу. Более низкая ежемесячная заработная плата, чем в среднем по Советскому Союзу, была лишь у сотрудников НКВД СССР, находившихся на вспомогательных и обслуживающих должностях.

Помимо основной заработной платы, в 1930-х гг. сотрудникам НКВД, проработавшим в органах внутренних дел не менее 3 лет, полагалась надбавка за выслугу лет. Срок службы от 3 до 6 лет давал надбавку в 10 %, от 7 до 8 - 20, от 9 до 12 - 30 %. Прослужив более 13 лет, сотрудник НКВД получал надбавку в 50 %.

Например, по данным 1941 г. (к огромному сожалению, данных по интересующему нас периоду не обнаружено), в Ар-датовском РО НКВД среди 24 сотрудников не имели выслуги для получения надбавки 9 чел., надбавку в 10 % получали 7, в 20 - 4, в 30 - 3 чел., в 50 % - секретарь-счетовод Д. Г. Гольцев, проработавший в органах НКВД 14 лет и 8 месяцев1.

Всего в НКВД МАССР к концу 1941 г. числился 551 сотрудник. Из них без надбавки к заработной плате были 257 чел. (46,64 %), надбавку в 10 % получали 154 сотрудника (27,95 %), надбавку в 20 % - 63 сотрудника (11,43 %), надбавку в 30 % - 52 сотрудника (9,44 %), надбавку в 50 % - 25 сотрудников (4,54 %)2.

Кроме того, сотрудникам НКВД СССР (в том числе штатным секретным) выплачивалась дополнительная 10 % надбавка в случае пребывания в командировках (в том числе длительных). Ее могли выдать вместо

суточных денег, в случае если работа лиц была связана с постоянными разъездами в пределах связанного с их обслуживанием участка. В остальных случаях при командировках выплачивались суточные деньги по существующим нормативам3.

Также полагались выплаты в случае нахождения на учебных сборах, в том числе при нахождении в иных органах Главного управления государственной безопасности (ГУГБ). Так, личному составу запаса выплачивались: разница между заработной платой, выплачиваемой по месту работы, и заработной платой по должности, на которую он приписан в ГУГБ НКВД с учетом выслуги лет; суточные деньги на проезд к месту сбора и обратно в размере полных норм по должности, на которую он приписан; суточное довольствие 3 руб. 40 коп. в сутки (102 руб. в месяц) взамен красноармейского продовольственного пайка за время сбора; на проезд к месту сбора выдавался литер в жестком вагоне.

Кадровому составу выплачивались суточные деньги в полной норме на путь следования к месту сбора и обратно; суточные деньги по пониженной норме за время сборов; выделялся литер на проезд к месту сбора и обратно по железной дороге4.

С февраля 1938 г. были внесены изменения, касающиеся перевозки сотрудников НКВД (в том числе негласного штатного состава) по железным дорогам. До этого, согласно циркуляру № 8-393 от 21 июля 1937 г., страховые взносы на поездку за счет НКВД принимались только для лиц рядового и младшего начальствующего состава срочной или сверхсрочной службы; остальные сотрудники (в том числе негласный штатный состав) при поездках оплачивали страховые взносы за свой счет. Теперь же перевозки сотрудников РКМ стали осуществляться по общим коммерческим тарифам5.

ЦГА РМ. - Ф. Р-526. - Оп. 1. - Д. 55. - Л. 1.

Там же. - Д. 55.

Там же. - Д. 4. - Л. 30.

Там же. - Л. 19.

Там же. - Л. 31.

2

Сотрудникам НКВД и членам их семей была предоставлена льгота в виде льгот на проезд в санатории и дома отдыха (приказ № 223 от 7 апреля 1938 г.). С 1 июля того же года данная льгота была распространена и на штатных секретных сотрудников, не имевших специального звания6.

Не стоит забывать и о материальном стимулировании, которое проводилось в отношении сотрудников НКВД, в том числе рядовых. Можно привести несколько показательных примеров. Приказом народного комиссара внутренних дел Мордовской АССР капитана госбезопасности Савинова от 11 января 1940 г. было объявлено денежное вознаграждение в размере 50 руб. «за добросовестное отношение к работе, отличное несение караульной службы и большевистскую бдительность», была объявлена благодарность ответственному дежурному внутренней тюрьмы НКВД Ивану Вениаминовичу Стрельникову7. Приказом от 24 февраля 1941 г. «за добросовестное отношение к исполнению служебных обязанностей, дисциплинированность и активное участие в общественной работе в честь 23-й годовщины Рабоче-крестьянской Красной армии и военно-морского флота» были премированы в размере 50 руб. следующие сотрудники: В. А. Симонов, И. Н. Сафонов (Саранская тюрьма), А. Макаров, М. Сумин (Ардатовская тюрьма), Ф. П. Толкушев (внутренняя тюрьма НКВД)8. Еще большее число сотрудников награждались благодарностями, которые не предполагали дополнительного материального вознаграждения и нередко представляли собой торжественное оглашение фамилии и мотивов перед строем сослуживцев. В приказе наркома Савинова от 24 февраля 1941 г. к пятерым премированным сотрудникам НКВД добавлялись шестеро сотрудников, которым объявлялась благодарность перед всем личным составом тюрем.

С 1938 г. начался рост заработной платы сотрудников НКВД СССР. Конечно, есть соблазн заявить, что государство таким образом стимулировало лояльность органов внутренних дел в свете реализации приказа № 00447 от 30 июля 1937 г. «Об операции по репрессированию бывших кулаков, уголовников и др. антисоветских элементов». Однако мы склонны сделать совершенно иной вывод: государство во второй половине 1930-х гг., достигнув успехов в проведении модернизации, начало проводить активную социальную политику, составной частью которой стал рост заработной платы сотрудников НКВД. При этом заработная плата поднималась не одномоментно всем структурным подразделениям НКВД. Приказы наркомату говорят о прибавках по структурным подразделениям (отделениям), а также отдельно по РКМ.

С 1 июля 1939 г. были увеличены должностные оклады заработной платы сотрудникам РКМ согласно вводимым новым тарифным перечням. Приказ был подписан 29 июля 1939 г. народным комиссаром внутренних дел СССР Л. П. Берией. Теперь оклад начальника управления милиции стал составлять 800 руб., начальника городского управления - 750, заместителя начальника районного управления - 700, помощников и заместителей начальника 1-й категории - 640-680, помощников и заместителей 2-й категории - 595-630, оперуполномоченных - 475-525, паспортиста, бухгалтера и проводника служебных собак - 450, секретарей - 350, низших должностных лиц (делопроизводители, стенографисты, машинистки, счетоводы) - 275-350 руб. Отдельный тарифный план предусматривался шоферам, которые в зависимости от разряда получали от 325 до 400 руб. Самыми низкооплачиваемыми должностями в структуре РКМ являлись должности кладовщика - 185 руб., курьера и уборщицы - 175, дворника и истопника - 110 руб.9 Следует отметить, что

6 ЦГА РМ. - Ф. Р-526. - Оп. 1. - Д. 55. - Л. 48.

7 Там же. - Оп. 2. - Д. 19. - Л. 7.

8 Там же. - Д. 27. - Л. 41.

9 Там же. - Оп. 1. - Д. 19. - Л. 46-47.

данные ставки тарифов не были едиными для всей структуры НКВД СССР. Отдельные тарифы были для служащих НКВД Союзных республик СССР, Москвы, Московской области, Ленинградской и Читинской областей, Приморского и Хабаровского краев, автономных республик РСФСР и УССР, краев и областей РСФСР и УССР.

Тарифные расценки от 1 июля 1939 г. для подразделений РКМ СССР вполне сопоставимы с тарифными расценками, введенными в 1936 г. для сотрудников управлений НКВД. Простое сопоставление данных позволяет сделать вывод, что в течение трех лет заработная плата сотрудников региональных отделений НКВД достигла уровня заработных плат, ранее бывших в управлениях внутренних дел. Однако эти же данные говорят, что в структуре региональной РКМ работники на самых низовых должностях (курьеры, уборщицы, дворники) получали заработную плату в 2-3 раза ниже средней по Советскому Союзу.

С 1 апреля 1938 г. были повышены тарифные ставки сотрудникам ДТО НКВД. Начальнику отдела полагалась заработная плата в 950 руб., заместителям, помощникам начальника, начальникам и помощникам начальников отделений - 550-750, сотрудникам среднего звена (оперуполномоченные, инспекторы, секретари) - 350750, обслуживающему персоналу (надзиратель, машинистка, делопроизводитель, курьер) - 175-325, шоферам в зависимости от класса - 420-470 руб.10

23 мая 1938 г. вышла временная тарификация должностей станций ВЧ-связи. Начальникам отделений была положена заработная плата в размере 650 руб., инженерам и начальникам групп - 600, техническим сотрудникам - 500-550, сотрудникам (без указания специализации) - 400, телефо-

10 ЦГА РМ. - Ф. Р-526. - Оп. 1. - Д. 4. - Л. 57-58.

11 Там же. - Л. 46.

12 Там же. - Л. 50-51.

13 Там же. - Л. 52-54.

нисткам - 275-375, обслуживающему персоналу - 175 руб.11

13 июня 1938 г. совершенно секретно был разослан документ «О тарифном перечне должностей 12-х отделов УГБ НКВД с 1 января 1938 г.». В примечаниях к нему указано, что заработная плата сотрудникам отдела устанавливается в размере 8001 000 руб., а в особых случаях, когда инженеру или научному работнику необходимо установить персональный оклад в размере, превышающем 1 000 руб., начальники отделений должны непосредственно обращаться в 12-й отдел УГБ НКВД СССР12.

Однако тарифный перечень позволяет говорить, что такие высокие оклады полагались только инженерному составу и научным работникам данного отдела: начальнику и заместителю начальника лаборатории, инженеру, инженеру-конструктору и старшему инженеру, научному и старшему научному сотруднику, начальнику рации, начальнику радиосвязи и начальнику радиосети. Остальным сотрудникам, не имеющим отношения к инженерным и научным кадрам, полагалась меньшая заработная плата. Начальствующий состав (начальник, заместители начальника, начальники групп, помощники начальников отделений) должен был получать заработную плату в размере 550-800 руб., средний состав (контролеры, секретари, техники, инспекторы, радисты, бухгалтера) - 375-500 руб. Самыми низкооплачиваемыми должностями, как и обычно, были вахтер, кладовщик, машинистка - 300-325 руб., старший делопроизводитель - 275, санитар, курьер, уборщица, обслуживающая - 175 руб.13

Информацию о том, каков же был рост заработной платы сотрудников управлений НКВД, дают карточки денежного довольствия сотрудников НКВД МАССР и милиции.

Заработная плата народного комиссара внутренних дел по Мордовской АССР М. И. Савинова в 1940 г. равнялась 1 900 руб. (т. е. за 4 года она практически удвоилась). Заместитель наркома внутренних дел А. И. Глотов, начальник отдела кадров НКВД МАССР И. И. Понятов, помощник наркома С. М. Татаринов имели оклады в размере 1 800 руб., начальник отделения следственной части П. И. Лапудев - 1 300 руб. Таким образом, мы видим рост заработной платы руководящего состава НКВД (на примере МАССР) за рассматриваемый период практически вдвое. Такая же ситуация была в среднем звене аппарата УНКВД МАССР: старший оперуполномоченный отдела СПО А. М. Адушкин имел заработную плату в размере 1 000 руб., оперуполномоченный секретариата М. И. Иванови-чев - 800, помощник уполномоченного 2-го отдела И. И. Крючков - 750, следователь следственной части А. З. Ащев - 800 руб. Рост заработной платы также был характерен и для низовых сотрудников НКВД: заработная плата надзирателя стала равна 400-475 руб., машинистки - 500, секретарей - 500-550, инспекторов - 700, бухгалтеров - 500-750, шоферов - 550-700, кочегара - 300, повара - 350, кладовщика - 400, фотодактилоскописта - 500 руб.14 Таким образом, примерное удвоение заработной платы сотрудникам УНКВД за 19361940 гг. - бесспорный факт.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Обсуждение

Анализ документов позволяет утверждать, что сотрудники НКВД СССР во второй половине 1930-х гг. финансировались государством в достаточной степени. При средней заработной плате, равной приблизительно 350 руб., а в отдельных случаях -1 000 руб. и более, большинство сотрудников НКВД СССР получали больше. Абсолютные цифры показывают, что в середине - второй половине 1930-х гг. заработная плата сотрудников управлений НКВД была более чем в 3 раза выше средней по стране.

Заработная плата высшего управленческого аппарата НКВД составляла 750-900 руб., среднего управленческого - 400-725 руб., и лишь низшие служащие получали в пределах среднесоюзной заработной платы или даже чуть ниже. Сотрудники отделов НКВД или региональных структурных подразделений получали меньшую заработную плату. Отметим, что финансовая составляющая доходов сотрудников органов внутренних дел состояла не только из заработной платы. Сотрудники НКВД в зависимости от стажа получали надбавку - от 10 до 50 % от оклада. Кроме заработной платы и служебной надбавки, сотрудники органов внутренних дел получали разного рода льготы. Сотрудникам НКВД полагались надбавки за нахождение в служебных командировках, дополнительные средства для возмещения проезда, компенсации в период проведения военных сборов, льготы при поездках в дома отдыха и санатории.

С 1938 г. в органах внутренних дел СССР начался рост заработной платы. С одной стороны, это свидетельствовало об увеличении вспомоществования государства, с другой - о скрытой инфляции, которая существовала в СССР как в период НЭПа, так и в период масштабной предвоенной модернизации страны. Тем не менее заработная плата сотрудников управлений НКВД с 1936 по 1940 г. практически удвоилась (у наркомов НКВД - с 1 000 до 1 900 руб., у заместителей наркомов - с 950 до 1 800 руб.). Заработная плата сотрудников отделений НКВД и региональных структурных подразделений за тот же период также увеличилась и к концу 1930-х гг. достигла уровня заработной платы сотрудников УНКВД.

Заключение

Можно с уверенностью констатировать, что во второй половине 1930-х гг. советское руководство надежно стимулировало органы внутренних дел. НКВД успешно справился с возложенной на него обязанностью ликвидации политической оппозиции в

14 ЦГА РМ. - Ф. Р-526. - Оп. 2. - Д. 24-25.

стране и устранении активно действующих инакомыслящих. Не в последней мере лояльность сотрудников органов внутренних дел определялась их финансированием, которое было выше общесоюзного уровня, а заработная плата управленческого звена была на уровне стахановцев, которых в стране знали практически поименно.

Финансовое благополучие сотрудников НКВД, особенно среднего и высшего звена, складываясь из нескольких источников, в том числе льгот (например, на проезд по железной дороге), приводило к тому, что итоговые доходы сотрудников значительно превышали средний размер заработной платы по стране. При этом в уровне доходов вышестоящего и нижестоящего

звена не было такого страшного разрыва. В управлениях НКВД разница заработной платы руководителей и самых низкооплачиваемых сотрудников составляла чуть более 4,4 раза, а разница в заработной плате наркома и дворника, истопника, курьера, машиниста - чуть менее чем 6,0 раза. Все это давало ощущение социальной справедливости, которой отличался Советский Союз до определенного времени. Во многом финансовая политика государства в отношении НКВД стала предпосылкой того, что в период Великой Отечественной войны структуры, связанные с данным наркоматом, действовали героически, переиграв по всем параметрам аналогичные структуры нацистской Германии.

Список источников

1. Бычков В. Ф. Закона и порядка верный щит: очерки истории советской милиции Мордовии. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1982. - 151 с.

2. Еропкин М. И. Развитие органов милиции в Советском государстве. - М., 1967. - 87 с.

3. Два века на страже правопорядка: М-во внутр. дел Респ. Мордовия: история и современность, 200 лет. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2002. - 333 с.

4. От ВЧК до ФСБ. История и современность Управления ФСБ РФ по Республике Мордовия. - Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2003. - 369 с.

5. Российская милиция. - Саратов: Сарат. юрид. ин-т, 2001. - 286 с.

6. Советская милиция: история и современность, 1917-1987. - М.: Юрид. лит., 1987. - 335 с.

References

1. Bychkov V. F. The Right Shield of Law and Order: Essays on the History of the Soviet militia of Mordovia. Saransk, 1982, 151 p. (In Russ.)

2. Eropkin M. I. The development of police bodies in the Soviet state. Moscow, 1967, 87 p. (In Russ.)

3. Two centuries on the guard of law and order: the Ministry of Internal Affairs of the Republic of Mordovia: history and modernity. Author-comp. O. V Korchiganov. Saransk, 2002, 336. (In Russ.)

4. From the Cheka to the FSB. The history and modernity of the FSB of the Russian Federation in the Republic of Mordovia. Author-comp.: N. M. Arsentyev et al. Saransk, 2003, 369 p. (In Russ.)

5. Russian militia. Saratov, 2001, 286 p. (In Russ.)

6. The Soviet militia: history and modernity, 1917-1987. Moscow, 1987, 335 p. (In Russ.)

Поступила 11.12.2021.

Сведения об авторе

Кистанов Сергей Васильевич - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории России, ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва (Саранск, Россия)». Сфера научных интересов: политическая история России конца XIX - первой четверти XX в. Автор около 90 научных и учебно-методических публикаций. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2214-1341.

E-mail: kistanov-viz@yandex.ru

Submitted 11.12.2021.

About the author

Sergey V. Kistanov - Candidate of History, Associate Professor, Department of Russian history, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russia). Research interests: political history of Russia in the late 19th - the first quarter of the 20th century. The author of about 90 scientific and educational publications. ORCID https://orcid/org 0000-0003-2214-1341. E-mail: kistanov-viz@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.